В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Обучение написанию сочинения 9.3. Подготовка к ОГЭ

Обучение написанию сочинения 9.3. Подготовка к ОГЭ

Елена Левина
Тип материала: Обобщение опыта
просмотров: 968
Краткое описание
В работе в форме таблицы композиционных элементов сочинения 9.3 даны образцы сочинений формата ОГЭ
Теги: 

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Обучение написанию сочинения 9.3. Подготовка к ОГЭ.docx Скачать

Подготовка к ОГЭ

Обучение написанию сочинения-рассуждения 9.3


Подготовила учитель русского языка и литературы МОУ «Открытая (сменная) школа № 94 имени Виктора Петровича Подосенова» Левина Елена Дмитриевна, г. Ярославль



Композиция сочинения

Z Вступление - Толкование понятия. Комментарий (ответ на вопрос).

Z Пример-аргумент из текста.

Z Пример-аргумент из жизненного опыта (прочитанные книги разных жанров и стилей, просмотренные фильмы, поучительные психологические ситуации, подлинные истории и т.д. !Стараемся уходить от примитивных бытовых примеров).

Z Заключение (варианты: вывод, обобщение, подведение итогов, пожелания, прогноз).


Примеры написания сочинения

Сочинения (заготовки-образцы)

1.

Задание: Как Вы понимаете значение слова СЧАСТЬЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что может сделать человека счастливым?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


Вступление

(толкование понятия) Счастьем называют ощущение полной удовлетворённости жизнью, чувство глубокого довольства и радости, испытываемое кем-либо. (комментарий: ответ на вопрос) Человек становится счастлив от разных вещей: иногда нужно что-то большое, чтобы он испытал счастье, а иногда и от мелочи он может оказаться на седьмом небе.


Пример-аргумент из текста


Ю.Я. Яковлев рассказал о юноше, который был счастлив слышать голос Наили. Рассказчик говорит о том, что «голос полностью захватил власть» над ним. Он хотел, чтобы этот голос звучал вечно, потому что он испытывал блаженство, мир вокруг менялся, даже "таблица умножения звучала, как стихи". Наиля, даже не зная того, делала героя повествования счастливым.


Пример-аргумент из жизненного опыта


В русской литературе не так часто герои испытывают счастливые моменты. Герой рассказа В.А. Астафьева «Конь с розовой гривой» становится счастлив, когда любящая его бабушка, несмотря на то, что он напроказничал, прощает внука и дарит ему пряник – коня с розовой гривой, о котором он так долго мечтал. Добрая бабушка сделала своего внука счастливым.


Заключение

(обобщение)


Таким образом, счастье – это мимолетное состояние, но многие моменты жизни могут принести наивысшую радость и блаженство.



Текст

(1)Прежде чем увидеть Наилю, я услышал её голос. (2)Он поразил меня, заставил сердце биться чаще, чем обычно. (3)У всех людей в голосе звучит одна струна, а в её голосе как бы слышались две: одна звучала низко, густо, а другая – высоко, тонко. (4)Эти нежные струны то звучали порознь, то перемежались, то сливались и звучали вместе едва заметной дрожью. (5)Самые простые слова, когда она их произносила, менялись в своём значении, и казалось, что вообще слышишь их в первый раз. (6)Голос обновлял слова, наполнял теплом.

(7)Я услышал голос Наили и представил себе её: волосы должны быть тёмными, глаза – с угольками в середине, губы – чуть припухшие, с едва заметными трещинками от воды и ветра. (8)Вместе с её голосом до меня долетало её дыхание, похожее на шелест листвы, когда пахнёт ветер. (9)Когда голос её умолкал, я боялся, что он не зазвучит снова – воспарит и умчится, как птица. (10)Мне хотелось, чтоб он звучал вечно и никто, кроме меня, его не слышал бы.

(11)Она сидела на прибрежном песке, поджав ноги и упершись подбородком в колени. (12) Она сидела неподвижно, может быть, даже уснула. (13)Я сделал большой круг, обошёл её, чтобы посмотреть, не спит ли она. (14)Её глаза так сосредоточенно смотрели в одну точку, что я подумал: она видит сон с открытыми глазами.

(15)У неё были тёмные глаза и, когда Наиля щурилась, становились совсем чёрными. (16) Когда же солнце не светило в лицо и она открывала глаза широко, вся чернота собиралась в маленькие точки. (17)Глаза её блестели, как от слёз, хотя она не плакала.

(18)И вдруг она оторвалась от своего сна, подняла глаза и сказала:

(19)А я тебя знаю.

(20)Ты меня знаешь? – (21)Я хотел закричать от радости, совершить что-то немыслимое.

(22)Мы же учимся в одной школе. (23)Разве ты меня не видел?

(24)Не видел!

(25)Какой ты невнимательный, – сказала она.

(26)Я слышал твой голос... (27)Я услышал твой голос, – сказал я.

(28)Ты узнал меня по голосу?

(29)Нет, другое... (30)Я хотел узнать тебя из-за голоса.

(31)Тебе понравился мой голос?

(32)Понравился! (33)Это было не то слово. (34)Этот голос полностью захватил власть надо мной!

(35)И вдруг я сказал:

(36)Ты можешь прочитать наизусть таблицу умножения?

(37)Моя неожиданная просьба застала её врасплох.

(38)Смеёшься?

(39)Нет, серьёзно. (40)Я буду слушать твой голос.

(41)Наиля посмотрела на меня пристально, покачала головой. (42)Она не могла понять, а я не мог объяснить ей, что её голос менял значение слов и самые обыкновенные слова звучали как только что рождённые. (43)И таблица умножения превращалась в стихи.

(По Ю.Я. Яковлеву*)

*Яковлев Юрий Яковлевич (1923–1996) – советский писатель и сценарист, автор книг для подростков и юношества, сценариев игровых и анимационных фильмов.

2.

Задание: Как Вы понимаете значение слова ДОБРОТА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что значит быть добрым?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй –– из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


Вступление

(толкование понятия) Доброта — это душевное качество человека, которое выражается в нежном, заботливом отношении к другим людям, в стремлении сделать что-то хорошее, помочь им. (комментарий: ответ на вопрос) Доброта делает нас отзывчивыми и терпимыми, способными дарить окружающим заботу и любовь.


Пример-аргумент из текста


Герой текста Е.И. Носова в сильные холода подкармливает синичку, чтобы она не погибла от голода и холода. Он трогательно беседует с ней, старается не обидеть и не испугать маленькую пташку. Он очень добрый, мягкий и воспитанный человек.


Пример-аргумент из жизненного опыта


Добрые люди всегда помогут тем, кто нуждается в тепле и заботе. У нас в городе есть приюты для кошек и собак. Люди оказывают и материальную помощь, и приходят пообщаться с животными. И тем, и другим становится легче жить.

Заключение

(итог, пожелание, прогноз)


Доброта проявляется в делах, в словах поддержки и заботе. Давайте будем совершать больше добрых поступков, всем нам будет теплее в нашей нелегкой жизни.


(1)Ночью на мокрые деревья упал снег, согнул ветви своей рыхлой сырой тяжестью, а потом его схватило морозцем, и снег теперь держался на ветках крепко, будто засахаренная вата.

(2)Прилетела синичка, попробовала расковырять намерзь, но снег был твёрд, и она озабоченно поглядела по сторонам, словно спрашивая: «Как же теперь быть?»

(3)Я отворил форточку, положил на обе перекладины двойных рам линейку, закрепил её кнопками и через каждый сантиметр расставил пшеничные зёрна. (4)Первое зёрнышко оказалось в саду, зёрнышко под номером тридцать  —  в моей комнате.

(5)Синичка всё видела, но долго не решалась слететь на окно. (6)Наконец она схватила первое зерно и унесла его на ветку. (7)Расклевав твёрдую скорлупку, она выщипала ядро.

(8)Всё обошлось благополучно. (9)Тогда синичка, улучив момент, подобрала зёрнышко номер два...(10)Я сидел за столом, работал и время от времени поглядывал на синичку. (11)А она, всё ещё робея и тревожно заглядывая в глубину форточки, сантиметр за сантиметром приближалась по линейке, на которой была отмерена её судьба.  —  (12)Можно, я склюю ещё одно зёрнышко? (13)Одно-единственное?

(14)И синичка, пугаясь шума своих собственных крыльев, улетела

с зерном на дерево.  —  (15)Ну, пожалуйста, ещё одно. (16)Ладно?

(17)Наконец осталось последнее зерно. (18)Оно лежало на самом кончике линейки. (19)Зёрнышко казалось таким далёким, и идти за ним так боязно!

(20)Синичка, приседая и настораживая крылья, прокралась в самый конец линейки и оказалась в моей комнате. (21)С боязливым любопытством вглядывалась она в неведомый мир. (22)Её особенно поразили живые зелёные цветы и совсем летнее тепло, которое овевало озябшие лапки.  —  (23)Ты здесь живёшь?  —  (24)Да.  —  (25)А почему здесь нет снега?

(26)Вместо ответа я повернул выключатель. (27)Под потолком ярко вспыхнула электрическая лампочка.  —  (28)Где ты взял кусочек солнца? (29)А это что?  —  (30)Это? (31)Книги.  —  (32)Что такое книги?  —  (33)Они научили зажигать это солнце, сажать эти цветы и те деревья, по которым ты прыгаешь, и многому другому. (34)И ещё научили насыпать тебе пшеничных зёрнышек.  —  (35)Это очень хорошо. (36)А ты совсем не страшный. (37)Кто ты?  —  (38)Я Человек.  —  (39)Что такое Человек?

(40)Объяснить это маленькой глупой синичке было очень трудно.  —  (41)Видишь нитку? (42)Она привязана к форточке.

(43)Синичка испуганно оглянулась.  —  (44)Не бойся. (45)Я этого не сделаю. (46)Это и называется у нас  —  Человек.  —  (47)А можно мне съесть это последнее зёрнышко?  —  (48)Да, конечно! (49)Я хочу, чтобы ты прилетала ко мне каждый день. (50)Ты будешь навещать меня, а я буду работать. (51)Это помогает Человеку хорошо работать. (52)Согласна?  —  (53)Согласна. (54)А что такое работать?  —  (55)Видишь ли, это такая обязанность каждого человека. (56)Без неё нельзя. (57)Все люди должны что-нибудь делать. (58)Этим они помогают друг другу.  —  (59)А чем ты помогаешь людям?  —  (60)Я хочу написать книгу. (61)Такую книгу, чтобы каждый, кто прочитает её, положил бы на своём окне по тридцать пшеничных зёрен.

(62)Но, кажется, синичка совсем не слушает меня. (63)Обхватив лапками семечко, она неторопливо расклёвывает его на кончике линейки.

(По Е.И. Носову*)

* Евгений Иванович Носов (1925  — 2002)  —  известный писатель, важнейшие темы его творчества  —  военная и деревенская.



Список использованных источников:


1. ФИПИ Открытый банк заданий ОГЭ. Русский язык https://oge.fipi.ru/bank/index.php?proj=2F5EE3B12FE2A0EA40B06BF61A015416

2. Толковый словарь русского языка под редакцией Д. В. Дмитриева //Академик. Словари и энциклопедии на Академике https://dic.academic.ru/dic.nsf/dmitriev/5272/%D1%81%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C%D0%B5



Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос