В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Страноведение» для 11 класса

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Страноведение» для 11 класса

Ольга Жаркова
Тип материала: Программа
просмотров: 632
Краткое описание
В данном курсе рассматриваются экономико-географическое положение стран и регионов мира, природно-ресурсный потенциал, население, хозяйство и культура стран.  
К каждому занятию курса разработаны методические и дидактические материалы (рабочие листы для учащихся).
Цель курса: развитие у школьников региональных представлений о природе стран, населении и его хозяйственной деятельности.
Теги: 

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Страноведение_11.doc Скачать

Приложение 14


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Лицей» г. Усинска



«РЕКОМЕНДОВАНА»

Педагогическим советом

Протокол от «25» мая 2023 г. № 11

«УТВЕРЖДЕНА»

Приказом от «02» июня 2023 г. № 276


Директор Н. В. Акулова










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«СТРАНОВЕДЕНИЕ»

для 11 класса

ФГОС СОО



















2023 год

1. Пояснительная записка


Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Страноведение» для учащихся 11 класса МАОУ «Лицей» г. Усинска разработана на основе Требований к результатам освоения программы среднего общего образования ФГОС СОО, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения России от 12.08.2022 № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования», приказом Минпросвещения России от 23.11.2022 г. № 1014 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования» и ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в Рабочей программе воспитания «Лицей» г. Усинска.

Учебный план лицея отводит для обязательного изучения учебного курса внеурочной деятельности «Страноведение» на уровне среднего общего образования в 11 классе 17 часов (1 учебного часа в 2 недели).

Страноведение - географическая дисциплина, занимающаяся комплексным изучением стран, систематизирующая и обобщающая разнородные данные об их природе, населении, экономике, культуре и социальной организации.

Страноведческие знания выступают важной составляющей школьного географического образования. В современном мире с развитием международных контактов усиливается значение знаний о различных территориях и странах. «Страноведение» соединяет в своем содержании познание природы, населения, его культуры и хозяйства в пределах отдельных территорий. Курс помогает учащимся понять причины разнообразия природы отдельных стран, взаимосвязи между людьми и природной средой на конкретной территории. «Страноведение» вызывает интерес к событиям общественной жизни.

В данном курсе рассматриваются экономико-географическое положение стран и регионов мира, природно-ресурсный потенциал, население, хозяйство и культура стран. 

К каждому занятию курса разработаны методические и дидактические материалы (рабочие листы для учащихся).

Цель курса: развитие у школьников региональных представлений о природе стран, населении и его хозяйственной деятельности.

Задачи курса:

  1. Способствовать активному формированию географического мышления, развитию свободно и творчески мыслящей личности, получению целостных знаний о географическом пространстве,

  2. Сформировать у школьников представление о целостности окружающего мира при его территориальном многообразии;

  3. Привить чувство гражданственности, уважения к культуре, истории не только своей Родины, но и других стран и народов.

  4. Развитие понимания глобального, регионального и локального подходов в изучении различных географических процессов и явлений.


2. Планируемые результаты освоения учебного курса внеурочной деятельности


Изучение учебного курса внеурочной деятельности «Страноведение» на уровне среднего общего образования даёт воз­можность учащимся достичь следующих резуль­татов:

Личностные результаты:

1. Гражданское воспитание:

  • сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества;

  • осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;

  • принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей;

  • готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;

  • готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в школе и детско-юношеских организациях;

  • умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;

  • готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности.

2. Патриотическое воспитание:

  • сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;

  • ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России; достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде;

  • идейная убеждённость, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу.

3. Духовно-нравственное воспитание:

  • осознание духовных ценностей российского народа;

  • сформированность нравственного сознания, этического поведения;

  • способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;

  • осознание личного вклада в построение устойчивого будущего на основе формирования элементов географической и экологической культуры;

  • 6ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России.

4. Эстетического воспитания:

  • эстетическое отношение к миру, включая эстетику природных и историко-культурных объектов родного края, своей страны, быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;

  • способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;

  • убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества;

  • готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности.

5. Физического воспитания:

  • сформированность здорового и безопасного образа жизни, в том числе безопасного поведения в природной среде, ответственного отношения к своему здоровью;

  • потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;

  • активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью.

6. Трудового воспитания:

  • готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;

  • готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;

  • интерес к различным сферам профессиональной деятельности в области географических наук, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;

  • готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни.

7. Экологического воспитания:

  • сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем и географических особенностей их проявления;

  • планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества;

  • активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение прогнозировать, в том числе на основе применения географических знаний, неблагоприятные эко- логические последствия предпринимаемых действий, пред- отвращать их;

  • расширение опыта деятельности экологической направленности.

8. Ценности научного познания:

  • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития географических наук и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;

  • совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира для применения различных источников географической ин- формации в решении учебных и (или) практико-ориентированных задач;

  • осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность в географических науках индивидуально и в группе.

Метапредметные результаты:

овладение универсальными учебными познавательными действиями:

а) базовые логические действия:

  • самостоятельно формулировать и актуализировать проблемы, которые могут быть решены с использованием географических знаний, рассматривать их всесторонне;

  • устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации географических объектов, процессов, явлений и обобщения;

  • разрабатывать план решения географической задачи с учётом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов;

  • выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях с учётом предложенной географической задачи;

  • вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;

  • координировать и выполнять работу при решении географических задач в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

  • креативно мыслить при поиске путей решения жизненных проблем, имеющих географические аспекты;

б) базовые исследовательские действия:

  • владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических географических задач, применению различных методов познания природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

  • владеть видами деятельности по получению нового географического знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;

  • владеть научным типом мышления, научной терминологией, ключевыми понятиями и методами;

  • формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

  • выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;

  • анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт;

  • уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности;

  • осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду;

  • уметь интегрировать знания из разных предметных областей;

  • выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения;

в) работа с информацией:

  • выбирать и использовать различные источники географической информации, необходимые для изучения геосистем и поиска путей решения проблем; для анализа, систематизации и интерпретации информации различных видов и форм представления, для выявления аргументов, подтверждающих или опровергающих одну и ту же идею;

  • выбирать оптимальную форму представления и визуализации информации с учётом её назначения (тексты, картосхемы, диаграммы и т.д.);

  • оценивать достоверность информации;

  • создавать тексты в различных форматах с учётом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;

  • использовать средства информационных и коммуникационных технологий (в том числе и ГИС) при решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

  • владеть навыками распознавания и защиты информации, обеспечения информационной безопасности личности.

Овладение универсальными коммуникативными действиями:

а) общение:

  • владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации; сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций, задавать вопросы по существу обсуждаемой темы;

  • развёрнуто и логично излагать свою точку зрения по географическим аспектам различных вопросов с использованием языковых средств;

б) совместная деятельность:

  • использовать преимущества командной и индивидуальной работы;

  • выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива;

  • принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по её достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;

  • оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям;

  • предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости.

Овладение универсальными регулятивными действиями:

а) самоорганизация:

  • самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

  • самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;

  • давать оценку новым ситуациям;

  • расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;

  • делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение;

  • оценивать приобретённый опыт;

  • способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень;

б) самоконтроль:

  • давать оценку новым ситуациям;

  • оценивать соответствие результатов целям, вносить коррективы в деятельность;

  • владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;

  • оценивать риски и своевременно принимать решения для их снижения;

  • принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;

в) эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:

  • самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;

  • саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за своё поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;

  • внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;

  • эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию;

  • социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты;

г) принятие себя и других:

  • принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;

  • принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;

  • признавать своё право и право других на ошибки;

  • развивать способность понимать мир с позиции другого человека .

Предметные результаты:

1) Понимание роли и  места комплекса географических наук в  системе научных дисциплин и  в  решении современных научных и  практических задач: определять аспекты глобальных проблем на региональном и локальном уровнях, которые могут быть решены средствами географических наук: оценивать возможности и роль географии в решении проблем на примере отдельных стран и регионов мира.

2) Освоение и  применение системы знаний для вычленения и  оценивания географических факторов, определяющих сущность и динамику важнейших природных, социально-экономических объектов, процессов, явлений: описывать положение и взаиморасположение географических регионов и стран в географическом  пространстве, ареалы распространения основных религий на территории стран и регионов мира, особенности отраслевой и  территориальной структуры хозяйства отдельных стран мира и России, природно-ресурсного потенциала, населения и  хозяйства изученных стран; называть страны-лидеры в изучаемых регионах по численности населения, по производству основных видов промышленной и  сельскохозяйственной продукции, состав важнейших отраслевых и региональных интеграционных группировок; классифицировать различные природные и социально-экономические объекты и явления по заданным критериям; выделять и оценивать географическую информацию, представленную в  различных источниках, необходимую для подтверждения тех или иных тезисов; определять географические факторы, влияющие на сущность и  динамику важнейших природных, социально-экономических объектов, процессов и  явлений на территории отдельных стран и регионов мира; сравнивать структуру экономики стран с  различным уровнем социально-экономического развития в регионах мира, географические аспекты и  тенденции развития социально-экономических и  геоэкологических объектов, процессов и  явлений; объяснять распространение географических объектов, процессов и  явлений: географические особенности территориальной структуры хозяйства отдельных стран и регионов мира; причины этноконфессиональных конфликтов, особенности демографической ситуации в  отдельных странах и регионах мира; различия в  темпах и уровне урбанизации в  странах изучаемых регионов; различия в  уровне и  качестве жизни населения в  отдельных регионах и  странах мира; направления международных миграций; особенности демографической политики в изученных странах и в России; особенности размещения населения отдельных стран; международную хозяйственную специализацию изученных стран; оценивать географические факторы, определяющие международную специализацию стран; оценивать природно-ресурсный капитал как фактор, влияющий на развитие отдельных отраслей промышленности и сельского хозяйства, международные миграции как фактор, влияющий на демографическую и социально-экономическую ситуацию в  отдельных странах, с  использованием различных источников географической информации.

3) Сформированность комплекса знаний о  целостности географического пространства как иерархии взаимосвязанных природно-общественных территориальных систем: использовать географические знания о  хозяйстве и населении мира и России, об особенностях взаимодействия природы и общества для решения учебных и  (или) практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни, в том числе для установления взаимосвязей между особенностями географического положения и  особенностями природы, населения и  хозяйства отдельных стран; выделения факторов, определяющих географическое проявление глобальных проблем человечества на региональном и  локальном уровнях; составления сравнительных географических характеристик регионов и стран мира; классификации стран по заданным основаниям; характеристики тенденций развития основных отраслей мирового хозяйства и  изменения его отраслевой и  территориальной структуры в странах мира; объяснения международной хозяйственной специализации изученных стран; места России в  международном географическом разделении труда; особенностей проявления глобальных проблем на региональном уровне, в отдельных изученных странах; взаимосвязанности глобальных проблем человечества.

5) Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, сформированность умений проводить учебные исследования, в том числе с использованием моделирования и проектирования как метода познания природных, социально-экономических и геоэкологических явлений и  процессов: самостоятельно выбирать тему; определять проблему, цели и  задачи наблюдения/исследования; формулировать гипотезу; составлять план наблюдения/исследования; определять инструментарий (в том числе инструменты геоинформационной системы) для сбора материалов и обработки результатов наблюдения/исследования.

6) Сформированность навыков картографической интерпретации природных, социально-экономических и  экологических характеристик различных территорий и  акваторий: представлять информацию о  численности, составе и  структуре населения, об отраслевой структуре и  размещении хозяйства отдельных стран, регионов мира, о  распространении различных стихийных бедствий, о  последствиях глобального изменения климата, опустынивания территории в виде карт, картограмм, картодиаграмм.

7) Готовность и  способность к  самостоятельной информационно-познавательной деятельности; владение навыками получения необходимой информации из различных источников и ориентирования в них, критической оценки и интерпретации информации, получаемой из различных источников; работы с  геоинформационными системами; анализировать и  интерпретировать полученные данные, критически их оценивать, формулировать выводы; использовать геоинформационные системы как источник географической информации, необходимой для изучения особенностей природы, населения и  хозяйства, взаимосвязей между ними и  особенностей проявления и  путей решения глобальных проблем человечества на региональном и локальном уровнях, в  том числе определять показатели общего уровня развития хозяйства и  важнейших отраслей хозяйства в  отдельных странах, географические факторы международной хозяйственной специализации отдельных стран и регионов мира с  использованием различных источников географической информации, ведущих поставщиков и  потребителей в странах и регионах мира основных видов промышленной и  сельскохозяйственной продукции и  услуг на мировом рынке; основные международные магистрали и транспортные узлы, направления международных туристических маршрутов на территории стран и регионов мира; классифицировать страны по типам воспроизводства населения, по уровню социально-экономического развития, по особенностям функциональной структуры их экономики с использованием различных источников географической информации; сравнивать страны по уровню социально-экономического развития, показатели, характеризующие демографическую ситуацию отдельных стран мира, роль отдельных отраслей в  национальных экономиках, энергоёмкость ВВП отдельных стран мира; оценивать влияние международных миграций на демографическую и  социальноэкономическую ситуацию в отдельных странах и регионах России, условия отдельных территорий стран мира и  России для размещения предприятий и различных производств, роль ТНК в формировании цепочек добавленной стоимости, влияние глобализации мировой экономики на хозяйство стран разных социально-экономических типов; объяснять особенности отраслевой структуры хозяйства изученных стран; использовать знания об ареалах распространения мировых религий и  их современных изменениях для формулирования выводов и  заключений о различиях основных культурно-исторических регионов мира, международных экономических отношениях; представлять в  различных формах (графики, таблицы, схемы, диаграммы) информацию о  структуре населения, географических особенностях развития отдельных отраслей, размещении хозяйства изученных стран.


3. Содержание учебного курса внеурочной деятельности с указанием форм проведения занятий


Содержание программы

1. Политическая карта мира. Страны и регионы (2 часа).

Современная политическая карта мира. Социально-экономические типы стран мира. Показатели экономического развития стран мира. Классификация стран мира по количественным и качественным показателям. Типология стран мира В.В. Вольского. Деление стран мира на экономически развитые и развивающиеся. Страны-гиганты- особый тип стран мира, включающий и Россию. Новые индустриальные страны (НИС) первой и второй волны. Группа стран - поставщиков углеводородов (включая страны ОПЕК). Страны-«квартиросдатчики» (офшоры) и специфичность их экономического развития.

Сущность международной экономической интеграции (МЭИ). Формы интеграционных объединений: зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический и валютный союз, политический союз. Современные интеграционные объединения. Ведущие региональные интеграционные объединения (ЕС, ЕАЭС, АСЕАН, МЕРКОСУР, АТЭС), проблемы и перспективы их развития. Россия в мировой системе интеграционных отношений. Место России в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Факторы, предопределяющие международную интеграцию России. Экономическая интеграция Россия  — Белоруссия.

Практические работы (заполнение рабочих листов):

1. Политическая карта мира. Типы стран современного мира (заполнение рабочего листа).

2. Регионы мира и международные интеграции и организации (заполнение таблицы).

2. Зарубежная Европа (3 часа).

Географическое положение и политическая карта зарубежной Европы. Политико- и экономико-географическое положение Европы. Ключевые проблемы взаимоотношений России со странами Европы: расширение ЕС и НАТО на восток, Калининградский эксклав, транспортировка в страны Европы российских топливных ресурсов и др.

Природные условия и ресурсы Зарубежной Европы, их территориальные различия.

Население Зарубежной Европы. Динамика населения региона в последние десятилетия. Национальный и религиозный состав, его изменения в отдельных странах вследствие миграций. Миграционный кризис 2010-х гг., его причины и последствия. Проблема сепаратизма в странах региона. Острейшие межэтнические конфликты (страны бывшей Югославии, Северная Ирландия, Страна Басков, Каталония). Влияние культурно-религиозного аспекта на образ жизни населения, демографическую ситуацию, культуру и политику стран региона. Низкий естественный прирост населения, проблема старения населения. Направления и результаты демографической политики в странах зарубежной Европы. Особенности расселения населения, крупнейшие города и городские агломерации. Высокий уровень урбанизации и городской культуры в Зарубежной Европе. Процессы субурбанизации, их социальные последствия. Высокое качество жизни населения. Социальные программы в странах региона. Проблема адаптации мигрантов в странах Европейского союза. Проблемы развития Рурской городской агломерации. Падение религиозности населения в странах зарубежной Европы.

Хозяйство Зарубежной Европы. Высокие показатели экономического и социального развития региона. Отраслевая структура хозяйства. Выдвижение наукоёмких отраслей промышленности, непроизводственной сферы хозяйства.

Состав и география европейских межотраслевых промышленно-территориальных сочетаний: топливно-энергетического, машиностроительного, конструкционных материалов, по производству потребительских товаров. Энергетический кризис в зарубежной Европе и меры по выходу из него. Роль оборонно- промышленных комплексов в главных странах региона. Важнейшие промышленные центры, ТНК и промышленные районы Зарубежной Европы.

Развитость сельского хозяйства зарубежной Европы. Социально-экономические факторы и государственная аграрная политика отдельных стран в условиях экономической интеграции в регионе.

Возрастание роли непроизводственной сферы как главная черта постиндустриального развития; роль науки, образования, культуры. Ведущие университетские центры зарубежной Европы, роль региона как главного фокуса международных образовательных миграций.

Территориальная структура хозяйства и экологическая ситуация в регионе. Решение экологических проблем на страновом, субрегиональном и региональном уровнях.

Федеративная Республика Германия. Политико- и экономико-географическое положение Германии. Западные и восточные (бывшая ГДР) федеральные земли. Историческая судьба Берлина как столицы государства. Форма правления и административно-территориального устройства.

Разнообразие природных условий и ресурсов Германии, их хозяйственная оценка. Природные предпосылки для сельского хозяйства, развития туризма и рекреации. Проблемы природопользования .

Германия - лидер по численности населения в зарубежной Европе. Массовая иммиграция после Второй мировой войны, новые волны миграции в 1990-х и 2010-х годах. Сложность социально-экономической адаптации в ФРГ районов бывшей ГДР. Демографическая ситуация в Германии.

Общая характеристика хозяйства Германии. Кардинальные сдвиги в отраслевой структуре хозяйства под влиянием НТР. Изменения в соотношении материальной и нематериальной сфер экономики.

Финляндия. Политико- и экономико-географическое положение, разнообразие природных условий и ресурсов, население и хозяйство.

Практические работы (заполнение рабочих листов):

  1. Зарубежная Европа.

  2. Германия.

  3. Финляндия.

3. Зарубежная Азия (4 часа).

Географическое положение и политическая карта зарубежной Азии. Изменения на политической карте в ХX в. Политическое и социально-экономическое развитие региона после Второй мировой войны. Крушение колониальной системы. Основные типы стран зарубежной Азии. Территориальные конфликты в зарубежной Азии — угрозы региональной стабильности.

Природно-ресурсный потенциал зарубежной Азии. Разнообразие природных условий и ресурсов в зарубежной Азии, их территориальные различия. Контрасты распределения в регионе минеральных, агроклиматических, водных, гидроэнергетических, лесных, земельных и рекреационных ресурсов. Обеспеченность региона отдельными видами природных ресурсов. Природно-ресурсные предпосылки для развития промышленности, сельского и лесного хозяйства, транспорта, туризма и рекреации. Проблемы использования энергетических ресурсов, включая ресурсы возобновимой энергетики (солнечной, ветровой). Проблемы природопользования и охрана природы. Обострение экологических проблем в странах региона, направления их рационального решения.

Население Зарубежной Азии. Мировое лидерство региона по численности населения. Динамика численности населения зарубежной Азии в последние десятилетия, замедление темпов прироста населения. Направления международных миграций в странах зарубежной Азии. Этническая и религиозная структура населения. Наиболее острые межэтнические и межконфессиональные конфликты (Палестина, Курдистан, Кипр, Кашмир, индийский Пенджаб, Афганистан, Шри-Ланка, Южные Филиппины). Проблема религиозного экстремизма в регионе, усилия международного сообщества по борьбе с международным терроризмом в Юго-Западной Азии. Влияние культурно-религиозного аспекта на образ жизни населения, демографическую ситуацию, культуру и политику стран региона. Направления и результаты демографической политики в странах зарубежной Азии. Особенности расселения населения, зоны концентрации населения, крупнейшие города и городские агломерации. Проблемы крупнейших городов зарубежной Азии.

Хозяйство Зарубежной Азии. Роль и место зарубежной Азии в международном разделении труда. Особенности включения стран региона в процессы глобализации и транснационализации.

Китай. Политико- и экономико-географическое положение КНР. Место и роль Китая в мировой экономике, политике, культуре. Выдающиеся абсолютные экономические показатели при низ- ких показателях на душу населения. Историко-географические аспекты формирования территории, населения и хозяйства Китая после Второй мировой войны. Воссоединение с Сянганом (Гонконгом) и Аомынем (Макао). Проблема реинтеграции с Тайванем. Китай как государство — важнейший политический и экономический партнёр России на международной арене. Китай один из лидеров многополярного мира, член Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и БРИКС .

Многообразие природных условий и ресурсов Китая, резкие территориальные различия, широкая антропогенная эксплуатация с древности, прежде всего в восточных, наиболее заселённых и освоенных района. Истощение природных ресурсов Китая, прежде всего земельных. Низкая обеспеченность в расчёте на душу населения пашней, лесами, пресной водой. Лидерство КНР по гидроэнергопотенциалу. Богатство минеральным сырьём, основные бассейны полезных ископаемых. Проблемы природопользования.

Динамика численности населения Китая. Демографическая ситуация и основные черты демографической политики. Трудовые ресурсы, их структура и проблемы эффективного использования. Этнический состав населения: китайцы (ханьцы) и неханьские народы. Особенности административно-национального устройства КНР (автономные районы в ареалах проживания национальных меньшинств). Городское и сельское население. Своеобразие урбанизации в Китае . Особая роль Пекина, Шанхая, Тяньцзиня и Чунцина как городов цен- трального подчинения. Китайская диаспора за рубежом (хуацяо), её роль в экономической и политической жизни Китая.

Общая характеристика хозяйства. Китай как «мировая фабрика». Разносторонняя и комплексная специализация страны на широком спектре отраслей промышленности, сельского хозяйства, сектора услуг. Государственное регулирование экономики. Ввоз и вывоз капитала. Специальные экономические зоны (СЭЗ), их роль в подъёме хозяйства страны. Кардинальные изменения в структуре экономики Китая и сдвиги в географии производства за последние десятилетия. Огромные масштабы промышленного производства, повышающийся уровень технико-экономического развития большинства отраслей. Прогресс металлургии, машиностроения, автомобилестроения, аэрокосмической, электротехнической, электронной, химической и других ведущих отраслей. Энергообеспеченность Китая. Колоссальная по объёму угольная промышленность. Собственная добыча нефти и газа, не покрывающая нужд растущей экономики. Дефицит энергоресурсов, их импорт из стран Персидского залива, Юго-Восточной Азии, Австралии, Средней Азии, России (газопровод «Сила Сибири»). Диверсифицированная электроэнергетика. ГЭС «Санься», крупнейшая в мире. Лидерство Китая в мире по большинству абсолютных показателей отраслей сельского хозяйства, высокая интенсивность и эффек- тивность аграрного производства. Главные зерновые зоны — рисовая, рисово-пшеничная (и кукуруза), пшеничная (и другие зерновые). Важнейшая роль транспорта в экономическом сплочении Китая. Бум строительства магистральных автодорог и высокоскоростных железнодорожных магистралей. Морские порты Китая — лидеры в мире по грузообороту. Внешние экономические связи КНР. Их изменения на различных этапах развития страны. Политика «открытости» и диверсификации форм этих связей в 1980—1990-х гг.

Территориальная структура хозяйства. Резкие территориальные различия природных условий и ресурсов, расселения, плотности населения и условий его жизни, развития и размещения хозяйства. Концентрация основной части хозяйства КНР в восточных, особенно в приморских, а также в центральных провинциях. Экологические проблемы Китая, особенно на Великой Китайской равнине и Лёссовом плато. Экономические районы Китая. Экономическая роль Сянгана (Гонконга) и Аомыня (Макао) как шлюзов для связей со странами Запада.

Индия как страна-гигант. Политико- и экономико-географическое положение. Индия как федерация штатов и союзных территорий.

Природные условия и ресурсы. Обеспеченность влагой различных природных районов, задачи создания единой водной системы и комплексного использования рек. Влияние антропогенного фактора на природные ландшафты Индо-Гангской низменности. Значительное истощение лесных ресурсов. Разносторонние природно-рекреационные ресурсы, особенно морских побережий и высокогорных территорий. Актуальность организации рационального природопользования.

Изменение демографической ситуации за годы независимости. Характер размещения этнических и конфессиональных групп, его отражение в административно-территориальном делении. Преобладание сельских форм расселения при опережающем росте городов и численности горожан. Высокие темпы урбанизации, формирование крупных городских агломераций. Контрасты уровня жизни в крупнейших городах Индии.

Развитие хозяйства в условиях многоукладности и сохранения пережитков колониальной экономики. Главные промышленные районы и центры.

Социально-экономические условия развития сельского хозяйства. Аграрная реформа, сохранение малоземелья. Нерациональная отраслевая структура сельского хозяйства: резкое преобладание земледелия при наличии огромного поголовья крупного рогатого скота. Техническая отсталость, пути интенсификации сельского хозяйства: строительство гидро- технических сооружений и расширение площади поливных земель, механизация и внедрение достижений «зелёной революции».

Значение транспорта в условиях обширной территории страны. «Болливуд» — индийская киноиндустрия. Внешнеторговые связи. Состав и важнейшие направления экспорта и импорта. Ухудшение экологической ситуации по мере развития индустриализации и урбанизации. Экологические проблемы крупных городских агломераций. Состояние и перспективы развития российско- индийских связей. Индия — участник группировок ШОС и БРИКС. Крупнейшие ТНК Индии, их роль в мире.

Япония. Политико- и экономико-географическое положение, разнообразие природных условий и ресурсов, население и хозяйство.

Природные условия и ресурсы. Зависимость от импорта минерального сырья. Расчленённость рельефа, обусловливающая необходимость ведения террасного земледелия. Разнообразие климатических условий, позволяющее выращивать широкий набор культур умеренного и субтропического поясов. Значение муссонного ритма осадков для сельского хозяйства и гидроэнергостроительства. Проблемы природопользования . Экологические и экономические последствия аварии на АЭС «Фукусима» в 2011 г.

Историко-географические особенности развития. Длительный период развития страны в изоляции. Экономический взлёт после Второй мировой войны («японское экономическое чудо»). Проблема замедления экономического развития Японии в начале XXI в. Ведущие ТНК Японии, их роль в мировой экономике.

Исторические особенности формирования японской нации, определившие однонациональный состав современного населения, его специфическую культуру и традиции. Количественная и качественная характеристика трудовых ресурсов. Господство городской формы расселения, темпы и уровень урбанизации. Мегалополис Токайдо. Токио и столичная агломерация.

Условия развития хозяйства Японии после Второй мировой войны: аграрная реформа, превращение национальных монополий в ТНК. Решающее значение государства в хозяйственном строительстве, модернизация промышленности и инфраструктуры, создание своей научно-исследовательской базы. Токио как один из ведущих мировых финансовых центров. Состояние и перспективы развития российско-японских экономических связей.

Территориальная структура хозяйства. Ведущая роль Тихоокеанского пояса. Районирование Японии.

Практические работы (заполнение рабочих листов):

  1. Зарубежная Азия.

  2. Китайю

  3. Индия.

  4. Япония.

4. Америка (2 часа).

Североамериканский регион: географические, исторические, культурные, социальные, этнические и политико-экономические основания его выделения. Северная Америка как один из трёх важнейших центров современного экономического развития.

США. Политико- и экономико-географическое положение. Природно-ресурсный потенциал США

Основные этапы формирования населения США Хозяйство США

Место США в мировой экономике. Макроэкономические показатели развития США и их динамика. География туризма в США: важнейшие туристические дести- нации и потоки, виды туризма, связь с другими отраслями хозяйства. Индустрия развлечений в стране: кино, театральные постановки, спорт, игорный бизнес. Экономические районы США. Экономическое районирование США: Северо-Восток, Средний Запад, Юг, Запад.

Канада. Политико- и экономико-географическое положение. Разнообразие природных условий и ресурсов Канады, оценка её природно-ресурсного потенциала. Природные предпосылки для развития промышленности, сельского хозяйства и транс- порта .

Этнический состав населения как отражение истории формирования страны. Сохранение высокой доли иммиграции в общем приросте населения. Контрасты между главной полосой расселения и Канадским Севером. Формирование мегалополиса в полосе между Торонто и Монреалем. Высокий уровень урбанизации, крупные города и городские агломерации. Характер и направление внутренних миграций.

Место Канады в международном географическом разделении труда. Особенности отраслевой структуры хозяйства Канады, её отличия от структуры экономики США.

Особенности формирования территориальной структуры хозяйства Канады. Высокая степень территориальной концентрации промышленности страны в зоне тяготения к границе с США. Главные направления региональной политики. Экономические районы Канады. Стратегия и проблемы освоения Зоны Севера в Канаде.

Практические работы (заполнение рабочих листов):

  1. США.

Канада (выполнение заданий на контурной карте).

5. Латинская Америка (2 часа).

Географическое положение и политическая карта Латинской Америки. Специфические черты социально-культурного и экономического пространства Латинской Америки. Политико- и экономико-географическое положение. Географические, культурные, исторические, социально-экономические и политические основания выделения Латиноамериканского региона. Латиноамериканский культурный мир, его главные черты.

Природно-ресурсный потенциал Латинской Америки. Проблема сохранения уникальных ландшафтов Амазонской низменности. Проблема затопления плодородных земель водохранилищами ГЭС.

Население Латинской Америки. Особенности формирования современных латиноамериканских наций. Основные этапы иммиграции в регион. Расовый, этнический, языковой и конфессиональный состав населения региона и отдельных стран. Коренные народы: их роль в этническом составе населения отдельных стран. Кечуа и аймара как коренное население Андских государств. Культурное наследие и своеобразие Латинской Америки. Естественное движение населения, его региональные особенности. Латиноамериканский город, его структура. «Городской взрыв» и «ложная урбанизация» в регионе. Феномен трущобных районов в странах региона. Фавелы Рио-де- Жанейро зона социального бедствия. Особенности сельского расселения.

Хозяйство Латинской Америки. Место стран региона в международном географическом разделении труда, проблема отхода от узкой специализации экономики.

Внешнеэкономические связи, их структура и география. Слабость внутрирегиональных экономических связей. Интеграционные группировки стран Латинской Америки. Экономические взаимоотношения стран региона с Российской Федерацией.

Бразилия — одна из ключевых стран развивающегося мира, участник БРИКС. Бразилия — крупнейшая по территории и населению и наиболее развитая страна Латинской Америки. Природные условия и ресурсы. Амазония - уникальный природный комплекс. Проблемы природопользования и охраны природы.

Особенности формирования населения Бразилии.

Хозяйство Бразилии как латиноамериканской страны: общие и специфические черты. Бразильская модель развития. Диверсификация промышленного производства и его рост за счёт иностранных инвестиций. Структура бразильской экономики. Главные черты территориальной структуры хозяйства. Крайняя неравномерность размещения производительных сил, тяготение к приморской зоне.

Практические работы (заполнение рабочих листов):

  1. Латинская Америка.

  2. Бразилия.

6. Африка (2 часа).

Географическое положение и политическая карта Африки. Политико- и экономико-географическое положение Африки. Основные этапы политического и экономического развития континента: древнейшие государства Африки, арабское завоевание Северной Африки, колониальный раздел Африки и его социально-экономические последствия, превращение бывших колоний в аграрно-сырьевые придатки метрополий.

Природно-ресурсный потенциал Африки. Основные черты геологического строения территории и размещение минеральных ресурсов: исключительное богатство и разнообразие рудных полезных ископаемых, относительная бедность каменным углём. Главные территориальные сочетания минеральных ресурсов (Медный пояс, Витватерсранд, Верхне-Гвинейский, Нижне-Гвинейский, Атласский и др.). Агроклиматический потенциал Африки, неравномерность распределения земельных и водных ресурсов, обширность аридных и семиаридных областей. Проблема нерационального природопользования. Комплекс острых экологических проблем (обезлесение, опустынивание, нехватка чистой питьевой воды, трансфер в страны региона вредных для окружающей среды производств).

Население Африки. Африка — второй по численности населения регион мира, после зарубежной Азии. Самые высокие в мире темпы естественного прироста населения, его негативные социально-экономические последствия. Возрастающее демографическое давление на территорию. Африка — самый «молодой» по структуре населения регион мира. Болезненные процессы формирования политических наций из отдельных этносов и сопровождающие их проблемы (этнические противоречия, трайбализм, местничество, коррупция).

Низкий уровень человеческого капитала и социального развития стран региона. Социальные проблемы населения Африки: бедность, низкая продолжительность жизни, высокая детская смертность, слабое развитие здравоохранения и антисанитария, недостаточное питание, отсутствие доступа к источникам чистой воды, низкая грамотность и профессиональная квалификация. Распространение пандемии ВИЧ/СПИД в странах Африки. Продовольственная помощь странам Африки.

Хозяйство Африки. Африка — периферия мирового хозяйства, регион концентрации наименее развитых стран. Относительно низкий общий уровень развития экономики. Многоукладность экономики: традиционные и современные формы производства. Преобладание аграрной и индустриальной стадий развития хозяйства в странах континента. Кризисные явления в африканской экономике.

Практические работы (заполнение рабочих листов):

  1. Африка.

  2. ЮАР.

7. Австралия и Океания (1 час).

Политико- и экономико-географическое положение. Природные условия и ресурсы Австралии. Засушливость климата и проблема дефицита водных ресурсов. Юго-Восток и Восток — наиболее благоприятные для хозяйственного освоения территории страны. Эндемичность флоры и фауны. Состояние окружающей среды и проблемы природопользования .

Особенности формирования населения. Роль иммиграции в формировании населения страны; основные волны иммиграции, их влияние на современный этнический состав населения.

Возрастающая роль страны в мировом хозяйстве. Специализация Австралии на добывающей промышленности и первичной переработке минерального сырья. Территориальная структура хозяйства. Ярко выраженные различия в степени хозяйственного развития прибрежных зон и внутренних частей.

Океания. Проблема сохранения окружающей среды в странах региона перед лицом усиливающейся интеграции в мировую экономическую систему. Новая Зеландия — развитая страна, расположенная в удалении от ведущих экономических центров. Место Новой Зеландии в международном географическом разделении труда. Особенности природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства стран Океании. Моноспециализация большинства стран региона. Острый экологический кризис в государстве Науру.

Практические работы:

1. Австралия и Океания (выполнение заданий на контурной карте).

8. Место России в современном мире (1 час).

Демографический потенциал России. Государственная демографическая политика России, направленная на повышение рождаемости. Динамика средней ожидаемой продолжительности жизни. Возрастно-половая структура населения страны, проблема поэтапного повышения пенсионного возраста. Миграционный обмен России с зарубежными странами, его основные тенденции. Размещение населения России. Основная полоса расселения, очаговое расселение за пределами этой полосы. Этническая и конфессиональная структура населения России.

Своеобразие материальной и духовной культуры народов России, необходимость её защиты на государственном уровне. Традиционные религии населения России. Территориальная структура Русской православной церкви. Хадж российских мусульман к святым местам. Буддийская традиционная сангха России. Система городских и сельских поселений РФ. Крупнейшие городские агломерации России, динамика численности их населения. Место России в рейтинге стран по индексу человеческого развития (ИЧР).

Геоэкономическое положение России. Природно-ресурсный потенциал России. Роль России как крупнейшего поставщика топливно-энергетических и сырьевых ресурсов в мировой экономике. Россия в мировом географическом разделении труда. Структура и география внешней торговли России. Участие России в реализации «Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» и её роль в решении глобальных проблем человечества. Особенности интеграции России в мировое сообщество. Географические аспекты решения внешнеэкономических и внешнеполитических задач развития России.

Современные тенденции изменения отраслевой и территориальной структуры хозяйства России. Факторы, влияющие на изменение отраслевой и территориальной структуры хозяйства России в новых экономических условиях. Импортозамещение как фактор развития российской экономики. Совершенствование территориальной организации хозяйства.

Формы проведения занятий: групповые и индивидуальные формы занятий – теоретические, практические, комбинированные. Комбинированная форма используется чаще и включает теоретическую: беседу, лекции, дискуссии, просмотр презентаций; практическую части: практические работы.



4. Тематический план


Наименование разделов,

тем

Всего, час

Количество часов

ЭОР

ФГ

Теоретическая часть

Практическая часть

1

Политическая карта мира. Страны и регионы

2

1

1

ЕСЭО

ФГ

2

Зарубежная Европа

3

1,5

1,5

ЕСЭО

ФГ

3

Зарубежная Азия

4

2

2

ЕСЭО

ФГ

4

Америка

2

1

1

ЕСЭО

ФГ

5

Латинская Америка

2

1

1

ЕСЭО

ФГ

6

Африка

2

1

1

ЕСЭО

ФГ

7

Австралийский Союз и Океания

1

0,5

0,5

ЕСЭО

ФГ

8

Современная Россия

1

1


ЕСЭО

ФГ

Итого:

17

9

8




ЕСЭО - платформа «Единая система электронного обучения Республики Коми».


ПРИЛОЖЕНИЕ

Календарно-тематическое планирование элективного курса

«Страноведение»

10 класс


Тема занятия

Всего часов

Теоретические + практические занятия

1

Политическая карта мира. Типы стран современного мира

1

1

2

Регионы мира и международные интеграции и организации

1

1

3

Зарубежная Европа

1

1

4

Федеративная Республика Германия

1

1

5

Финляндия

1

1

6

Зарубежная Азия

1

1

7

Китай

1

1

8

Индия

1

1

9

Япония

1

1

10

США

1

1

11

Канада

1

1

12

Латинская Америка

1

1

13

Бразилия

1

1

14

Африка

1


15

ЮАР

1

1

16

Австралийский Союз и Океания

1

1

17

Современная Россия

1

1


18


Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос