В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Педагогическое сопровождение самостоятельной игровой деятельности воспитанников дошкольной образовательной организации

Педагогическое сопровождение самостоятельной игровой деятельности воспитанников дошкольной образовательной организации

Светлана Гринявичус
Тип материала: Обобщение опыта
просмотров: 581 комментариев: 1
Краткое описание
Педагогическое сопровождение самостоятельной игровой деятельности воспитанников дошкольной образовательной организации.
Самостоятельная игровая деятельность воспитанников в дошкольной образовательной организации.
Педагогическое сопровождение самостоятельной игровой деятельности дошкольников.
Теги: 

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Педагогическое сопровождение самостоятельной игровой деятельности воспитанников дошкольной образовательной организации.docx Скачать











ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

Педагогическое сопровождение самостоятельной игровой деятельности воспитанников дошкольной образовательной организации












ВЫПОЛНИЛА:

Гринявичус Светлана Анатольевна,

воспитатель МБДОУ № 125 г. Мурманска



Мурманск

2016

Содержание

Ведение …………………………………………………………………..3

Педагогическое сопровождение самостоятельной игровой деятельности воспитанников дошкольной образовательной организации…………………………………………………….………………6

1. Самостоятельная игровая деятельность воспитанников в дошкольной образовательной организации…………………………………………………………………..6

2. Педагогическое сопровождение самостоятельной игровой деятельности дошкольников………………………………………………........8

Литература………………………………………………………………..10



























Введение

Педагогическое сопровождение самостоятельной игровой деятельности — процесс заинтересованного наблюдения, консультирования, личного участия, поощрения максимальной самостоятельности ребенка в проблемной ситуации при минимальном по сравнению с поддержкой участии педагога.

Самостоятельная деятельность детей требует постоянного внимания и педагогической поддержки со стороны взрослых.

Самостоятельная деятельность традиционно понимается как свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно –развивающей образовательной среды; обеспечивает выбор каждым ребёнком деятельности по интересам и позволяет ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

Педагогическое сопровождение подразумевает умение педагога быть рядом, следовать за ребенком, сопутствуя в его индивидуальном продвижении в развитии.

Актуальность темы определяется тем, что   игровая деятельность - это ведущий вид деятельности дошкольника, фундамент будущих социальных отношений ребенка, его успешности в мире других людей. Особое место в самостоятельной деятельности дошкольника занимает игра, которая позволяет ребенку приобщиться к самым разнообразным сферам жизни взрослых (Л. С. Выготский, Р.И. Жуковская, А.В. Запорожец, Е.В. Зворыгина, Н. А. Короткова, Е.Е. Кравцова, А.Н. Леонтьев, Д. В. Менджерицкая, Н. Я. Михайленко, С.Л. Новоселова, С. Л. Рубинштейн, А.П. Усова, Д. Б. Эльконин и др.). Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания.

В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные.

Цель педагогического сопровождения игровой деятельности состоит в создании условий для самостоятельной, активной и творческой игровой деятельности детей. Для этого необходимо решить следующие задачи:

- Обогащение содержания сюжетных игр детей на основе знакомства с явлениями социальной деятельности и отношениями людей (школа, магазин, больница, парикмахерская, путешествия и др.), активизация воображения на основе сюжетов сказок и мультипликационных фильмов;

- Передача отношения, характера, действия и настроения персонажа (любящая мама, добрый доктор, капризный ребёнок и др.) с помощью средств выразительности (мимики, жестов, движений, интонаций);

- Самостоятельное или с не большой помощью воспитателя согласование общего игрового замысла с использованием разнообразных способов (считалки, жребия, договора по желанию), установления договоренности о развитии сюжета и выборе ролей по ходу игры;

- Передача словесно выражаемых игровых событий, места действия («Здесь море. Это корабль, - он плывет к замку волшебника») приемом условного проигрывания части сюжета – «как будто»;

- Самостоятельное создание игровой обстановки с учетом темы игры и воображаемой ситуации, изготовление игрушек –самоделок и предметов заместителей до или по ходу игры;

- В режиссерских играх действие и повествование от имени разных персонажей, согласование своего замысла с замыслом партнера;

- К концу дошкольного возраста активизация умений творчески разворачивать сюжет в воображаемом речевом плане и дополнять замыслы играющих, используя поочередное фантазирование («Когда мы зашли в магазин, то я увидел…»);

- Развитие умение сотрудничать со сверстниками: формулировать собственную точку зрения выяснять точку зрения своего партнера, сравнивать их и согласовывать при помощи аргументации. Сотрудничество возникает, когда игра рассматривается детьми как общая задача, до начала игры формируется общий способ ее построения, когда дети, сочиняя ее сюжет, подчиняются правилам.

Осуществляя педагогическое сопровождение, педагог прежде всего помогает дошкольнику осознать картину своих достижений и затруднений, а также научиться анализу и самоанализу по полученным результатам деятельности.



Самостоятельная игровая деятельность воспитанников в дошкольной образовательной организации

Игра – самая любимая и естественная деятельность младших дошкольников. Ведущая идея педагогического сопровождения самостоятельной игровой деятельности детей – помочь ребёнку овладеть условностью игровых действий.

Развитие детей четвёртого года жизни успешно осуществляется в игре, поэтому игра является основной формой и содержанием развивающих образовательных ситуаций. Самостоятельные игры помогают детям понять логику простых жизненных ситуаций. Имитационные игры, связанные с игровой передачей различных образов способствуют развитию воображения, творчества. Общие задачи воспитателя по развитию самостоятельной игровой деятельности конкретизируются с учётом различных игр.

В средней группе воспитатель продолжает развитие самостоятельной игровой деятельности детей. В 4 – 5 лет ребёнок продолжает осваивать ролевое поведение как способ построения игры. Ролевое поведение ребёнка усложняется: появляется способность строить сюжеты с большим количеством персонажей, самостоятельно вести ролевые диалоги.

В старшем дошкольном возрасте дети участвуют во всём многообразии игр: сюжетно – ролевых, строительно – конструктивных, режиссёрских, театральных, народных, хороводных, в играх с готовым содержанием, в подвижных играх. Целью воспитателя является обогащение игрового опыта каждого ребёнка, повышая тем самым влияние игры на его развитие.

В подготовительной группе воспитатель продолжает обогащать игровой опыт детей. Главное – обеспечить дальнейшее развитие самостоятельности в игре, интереса к новым видам игр, развивать игровое творчество детей, желание вносить новое, совместно придумывать сюжеты, ролевые диалоги, новые игровые правила. Педагогическое сопровождение самостоятельной игровой деятельности ориентирован на индивидуальные склонности и предпочтения детей.











Педагогическое сопровождение самостоятельной игровой деятельности дошкольников

Сюжетно-ролевая игра является наиболее привлекательной, востребованной и свободной деятельностью.

Для того чтобы дети самостоятельно организовывали сюжетно-ролевые игры, необходим переход от традиционного руководства игровой деятельностью, где преобладают обучающая позиция взрослого, к игровой позиции, последовательно изменяющейся в зависимости от степени освоения ребенком опыта игровой деятельности и сочетающей в себе дифференцированные игровое взаимодействие в ходе игрового процесса.

Подвижные игры как и любые другие, любима дошкольниками, они широко используются в педагогическом процессе детского сада.

Умение ребенка организовывать свое свободное время во многом зависит от умения самостоятельно организовывать игры, привлекать других детей.

С целью формирования у старших дошкольников умения самостоятельно организовывать игровую деятельность двигательного характера можно применить карточки-схемы подвижных игр, где основные компоненты подвижной игры и алгоритм её организации отображается с помощью моделей.

Задача воспитателя, во время сопровождения дидактических игр, заключается в том, чтобы ребята самостоятельно играли, чтобы они сами могли организовывать их, быть не только участниками и болельщиками, но и справедливыми судьями. Самостоятельная игровая деятельность не исключает управления со стороны взрослого. Участие взрослого носит косвенный характер. Дети самостоятельно выбирают игру, партнёра, правила и действия.



Заключение

Таким образом, можно сказать, что педагогическое сопровождение самостоятельной игровой деятельности воспитанников состоит в том, чтобы:

- создать разнообразную игровую среду на основе активности и интересов детей

- сохранять в группе игровое пространство в течение одного или нескольких дней, созданное детьми;

- не игнорировать инициативу детей не навязывать детям свой сюжет игры;

- не вмешиваться в игру: утешать, сочувствовать, решать игровые конфликты; подключатся к игре детей только в случаях конфликтных ситуаций

- для развития игры поощрять, хвалить ребенка;

- внимательно следить за игрой детей.

Стоит учитывать, что игра - это жизнь ребенка. В самостоятельной игре, как и в жизни, временные трудности, промахи и неудачи не только неизбежны, но часто в них заключается основная ценность. Именно в преодолении трудностей происходит становление характера, формируется личность, рождается потребность получать помощь, и когда нужно прийти на помощь другим. Поэтому воспитатель не должен вмешиваться в игру, утешать, сочувствовать, решая игровые конфликты. Подключатся к игре детей только в случаях конфликтных ситуаций, требующих вмешательства взрослого, или при необходимости помочь ребенку войти в группу сверстников.

Игра как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребенка, она способствует освоению им опыта человеческой деятельности, формирует основы социального поведения ребенка.




Литература

1. Акулова О. В., Солнцева О. В. Образовательная область «Социализация. Игра». Как работать по программе «Детство»: Учебно – методическое пособие / науч. ред. А. Г. Гогоберидзе. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.- 176 с.

2. Бабаева Т. И., Березина Т. А., Римашевская Л. С. Образовательная область «Социализация». Как работать по программе «Детство»: Учебно – методическое пособие / науч. ред. А. Г. Гогоберидзе. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.- 256 с.

3. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.- 528 с.

4. Ежкова Н. С. Руководство самостоятельной деятельности старших дшкольников. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2015. – 144 С.

5. Чиндилова, О. В. К вопросу о деятельности детей и взрослых в современном детском саду / О. В. Чиндилова // Начальная школа плюс Д и После. – № 5. – 2014. – С. 3 – 8.




Обсуждение материала
Сергей Колодин
17.05.2023 17:05
Уникальность текста предложенной разработки не превышает 38%. К сожалению, ранее в интернете уже были опубликованы аналогичные материалы.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров