Слепушкина Елена Вячеславовна
Учитель - логопед 1 квалификационная категория
п. Саракташ, Оренбургской области
МДОБУ «Саракташский детский сад №5 «Малышок»
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно – речевой деятельности воспитанников
Развитие речи (занятие построено с учетом требований программы коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР)
Лексическая тема «Весна»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ
КАРТА ЗАНЯТИЯ
Тема занятия: «Это было весной»
Группа: старшая логопедическая
Форма организации работы: фронтальная
Тип занятия: обобщение
Вид занятия: коррекционно – развивающее
Цель занятия: учить использовать речь для оформления своих мыслей и самовыражения; обеспечить интеграцию речевого, познавательного, физического, художественно – эстетического развития дошкольников с ОНР.
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
-
Закрепление знания признаков весны на основе ознакомления с существенными признаками сезона;
-
Уточнение и расширение словаря по теме «Весна»;
-
Совершенствование грамматического строя речи (составление простых предложений и распространение их прилагательными; практическое употребление в речи прилагательных-антонимов, подбор синонимов глаголов и прилагательных к существительному, согласование “числительное + существительное”)
-
Закрепление навыков и приемов рисования с использованием нетрадиционных техник, развитие пространственных ориентировок, умение озвучивать результаты продуктивной деятельности;
-
Обогащение и расширение художественного опыта детей с помощью нетрадиционных техник рисования.
Коррекционно – развивающие :
-
Развитие вербальной памяти, интонационной оформленности речи, речевого дыхания, просодии, артикуляционной, общей, мелкой моторики;
-
Развитие воображения, мышления зрительного восприятия, мимики, метафорического восприятия окружающей природы, эмоциональной отзывчивости.
-
Развитие эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста.
Коррекционно – воспитательные :
-
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности; воспитание любви и бережного отношения к природе.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально–коммуникативное развитие», «Физическре развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Методические приёмы: словесный (вопросы, объяснение), наглядный, игровой, практический, ИКТ.
Оборудование: Проектор, экран, компьютер, изображения признаков весны, солнца, лучиков с различными эмоциональными состояниями, аудиозаписи с весенними звуками, композиция «Времена года» Чайковского, наглядность для звуковой полянки, зеркала, наборы схем – эмоций по количеству детей, ватман, краски, поролон.
Сценарий занятия по развитию речи в старшей логопедической группе «Это было весной»
Этап занятия |
Содержание этапа |
Применяемые технологии |
||
Цель: настроить на занятие, обеспечить психологическое благополучие, помочь детям сформулировать цель деятельности. |
||||
I.I Введение в тему (мотивация деятельности детей) |
Логопед: Придумано кем-то просто и мудро: При встрече здороваться: “Доброе утро! Доброе утро – солнцу и птицам! Доброе утро – доверчивым лицам! И каждый становится добрым, доверчивым, Пусть доброе утро длится до вечера! А вы какие сегодня? – добрые или сердитые, шумные или спокойные, грустные или веселые, больные или здоровые, равнодушные или отзывчивые, безучастные или любознательные. - Что значит “любознательные”? (Варианты ответов детей) Логопед: “Любят” + “знать”. Добрые – спокойные – веселые - отзывчивые – любознательные! Вот такими и оставайтесь! |
Здоровьесберегающия технология (обеспечение социально-психологического благополучия ребенка) Личностно - ориентированная технология |
||
I.2 Целеполагание |
Логопед: Если вы любознательные, я думаю, вам будет интересна история, которую расскажу. Это было весной. Ярко светило солнце, от которого в разные стороны разбегалось много лучей. Педагог демонстрирует слайд с изображением солнца с лучиками. Но один проказник Лучик решил отправиться в путешествие. Подумайте, что он делал? (Бегал, прыгал, скакал, светил) Логопед: Кого, что разбудил лучик? Природу разбудил Лучик. Посмотрел лучик на природу и загрустил. Все кругом пусто и голо. Как загрустил Лучик? Педагог меняет слайд где лучик с грустным изображением лица Посмотрите в зеркало. Найдите у себя на схемах нужную эмоцию. Дети смотрят в зеркала. Затем выбирают нужную схему – эмоцию. Логопед: Грустно Лучику. Это же сколько работы надо проделать, чтобы все приодеть и принарядить. Вы готовы ему помочь? Что нам нужно сделать, чтобы Лучик снова стал веселым? ( помочь, развеселить) Назовем приметы весны, а помогут нам в этом картинки. Начинать предложение нужно со слова «весной». Логопед демонстрирует слайды, дети составляют предложения. Логопед: Что у нас получилось? Подумайте, какое название рассказу можно дать? Настя, составь полный рассказ по картинкам. Ребенок составляет рассказ с опорой на картинки. Логопед: Какое настроение от этого рассказа? Выберите нужную эмоцию, покажите. Демонстрируют схемы – эмоции. А сейчас покажите это настроение на ваших лицах, а я прочитаю. Дети улыбаются. Педагог меняет слайд где лучик с радостным изображением лица. |
Технология проектирования (беседа) Личностно-ориентированная, здоровьесберегающая технология
Личностно - ориентированная технология Технология проектирования (беседа) ИКТ - технология |
||
I.3 Актуализация ранее приобретенных знаний |
Логопед: А какие мы? Давайте вспомним, какие качества мы называли. (Добрые, спокойные, веселые, отзывчивые, любознательные). Покажем Лучику, что и в это время года можно найти много нового, красивого и радостного. |
Социоигровая технология. (Развитие взаимодействия «ребенок-взрослый» для обеспечения душевного благополучия) |
||
|
||||
II.1 Работа над словарем |
Что увидел Лучик? Он вам расскажет, если вы с ним поиграете в «загадалки» Логопед: Длинная, прозрачная, тающая (Сосулька) Голубое, ясное, чистое, высокое (Небо) Бежит, журчит, переливается (Ручей) Набухают, лопаются, зеленеют (Почки) Лучистое, теплое, ясное, ласковое (Солнце) Говорливый, холодный, звонкий, студеный, веселый (Ручей) А теперь сложнее. Капель какая? (Холодная, звонкая, весенняя, мартовская, веселая) Почки на дереве какие? (ожившие, набухшие, пахучие) Снег какой? (Потемневший, рыхлый, грязный, старый, мокрый, грустный) Солнце из – за тучи что делает? (Выглядывает, выплывает, показывается, появляется, смеется, обогревает, освещает, ласкает) Лед на речке что делает? (Тает, ломается, трещит, плывет, исчезает) Первые проталины что делают? (темнеют, появляются, возникают, радуют глаз, замерзают, оттаивают) Спасибо, молодцы! |
Технология исследовательской деятельности (игровая, обучающая и творчески развивающая ситуация, использование художественного слова) Личностно – ориентированная технология. |
||
II.2 Психогимнастика |
Логопед: Удивляется и радуется наш Лучик! Педагог меняет грустное изображение лучика на радостное. Посмотрите в зеркало, удивитесь, а теперь обрадуйтесь. Дети смотрят в зеркала, удивляются и радуются. Логопед: А теперь найдите у себя эмоцию удивления. Дети поднимают схему. Логопед: Встретил наш Лучик другого братца. А этот братец испугался. Педагог меняет слайд где лучик с эмоцией испуга. Покажите, как он испугался. Дети смотрят в зеркала, изображают испуг. Что он натворил? – сосульку растопил, снежное покрывало испортил! Поможем ему стать счастливым? Логопед предлагает пойти на весеннюю звуковую полянку и встать друг за другом. Дети выходят на «полянку» на которой имитированы проталинки, ручейки и лужи. |
ИКТ технология. Здоровьесберегающая технология Технология исследовательской деятельности («погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы) |
||
II.3 Динамическая пауза |
Путь нелегкий. Сначала пойдем по проталинкам… Что такое проталинка? Логопед: Будем их считать – 1 проталинка, 2 проталинки… Затем ручеек. Как мы здесь пройдем? (Перепрыгнем) А лужи? (Перешагнем) Все дошли? Сколько было проталинок? Сколько было ручейков? сколько было луж? А здесь еще целый сугроб снега! Подойдем к нему, погрозим: Произносят хором вместе с педагогом Полно, беленький снежок, на талой земле лежать, Время, беленький снежок, время таять пропадать Поможем Лучику пустить ручейки! Дети тянут за концы голубых ленточек, торчащих из – под «сугроба» - распускают «ручейки» . |
Игровая. Личностно – ориентированная. |
||
II.4 Развитие слухового восприятия |
Логопед: А теперь прислушайтесь… Звучит аудиозапись со звуками капели, шума ручья, криками воробьев и грачей. Какие это звуки? (Весенние звуки). Вижу, вы устали. Присядьте на свои места.. Посмотрите в зеркала, как мы Лучику помогаем? |
Технология исследовательской деятельности («погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы) |
||
II.5 Артикуляционная гимнастика |
Покажем, как сосульки тают. Чередование положений широкого – узкого языка Скоро апрель – так звенит капель: тдд – тдд - тдд. Стучим язычком по верхним альвеолам. Нет больше стужи, на дорогах лужи Положить широкий язык на нижнюю губу, двигать им влево – вправо Совсем немного дней пройдет- и на реке начнется ледоход. Двигать нижней челюстью влево – вправо. Логопед: Молодцы! У вас получилось развеселить Лучик. Дети убирают зеркала, педагог меняет слайд где лучик стал радостным. |
Здоровьесберегающая технология ИКТ технология. |
||
II.6 Дыхательное упражнение |
Сделаем глубокий вдох и вберем в себя всю свежесть, красоту и доброту этого весеннего утра! Чем же пахнет Весна? (Весна пахнет тающим снегом, оттаявшей землей, талой водой ) Педагог включает запись шума ручья. Логопед: А вот еще Лучики выглянули. Один задумчивый, другой грустный. Покажите, как он задумался. Дети смотрят в зеркала, показывают задумчивое изображение лица. Прислушайтесь, о чем говорят Лучики. Звучат голоса лучиков. Голос 1 Лучика: Весна – это хорошо. Голос 2 Лучика: Весна – это плохо. Логопед: Как вы думаете, какой Лучик говорит, что весна – это плохо? |
Здоровьесберегающая технология ИКТ технология |
||
II.7. Работа над связной речью |
Логопед: Что говорит грустный Лучик? Почему весна это плохо? Скажите, а почему весна – это хорошо? (ответы детей) Молодцы! Лучик развеселился и тоже стал радостным. Педагог меняет слайд задумчивый Лучик радостного. Улыбнемся вместе с Лучиками. Улыбнемся нашим гостям. Дети улыбаются присутствующим на занятии. Педагог обращает внимание детей на солнце. Вот и солнышко заулыбалось. Звучит запись из “Времен года” П.И. Чайковского “Апрель”, дети встают в круг. |
ТРИЗ технология ИКТ - технология Технология исследовательской деятельности («погружение» в звуки и образы природы) |
||
II.8 Пальчиковая гимнастика |
Логопед , дети: Солнышко яркое в небе сияет, Лучами своими нас согревает. руки над головой, пальцы врозь, вращательные движения кистью Тучки по небу быстро бежали, Лучики в тучках надолго застряли. пальцы в “замок”, перекатывающие движения Но появился ветер могучий И разогнал все мрачные тучи. руки вверху волнообразные движения Солнышко снова на небе сияет, Жаркие лучики нас согревают. руки над головой, пальцы врозь, вращательные движения кистью |
Здоровьесберегающая, игровая технологии |
||
III. Заключительная часть: Цель: подведение итогов, осмысление, самовыражение. |
||||
Логопед: Своими делами вы доставили очень много радости. Какие дела сегодня сделали? (зиму дразнили, и солнышко звали, ручейки пускали, проталинки считали, много весенних слов назвали). Лучики нас согрели, снег растаял и появилась полянка. Как же мы сможем нарисовать цветочки, если у нас нет кисточки? (пальчиками)Давайте все вместе наполним картину яркими красками по-своему, по-весеннему. Звучит запись из “Времен года” П.И. Чайковского “Апрель” |
Технология исследовательской деятельности (постановка и решение вопросов проблемного характера) ИКТ - технология |
|||
III.1 Продуктивная деятельность |
Дети переходят к большому столу, на весеннюю полянку пальчиками дорисовывают точки на божьей коровке, рисунки на крыльях бабочки, цветочки ландыша на ветке, солнышко и облака – тампонами из поролона |
Технология проектной деятельности (конструктивная), ТРИЗ технология |
||
III.2 Рефлексия. Осознание воспитанниками своей познавательной деятельности, самооценка результатов деятельности |
Логопед: отмечает хорошо выполненную работу Какая радостная получилась картина. Вы повесите у себя в группе, чтобы она напоминала вам о занятии. Какое настроение было у вас на занятии? Ребята, а что может подарить нам солнышко? А сейчас встаньте ближе друг к другу, сделайте из ладошек кольцо, передадим друг другу тепло и радость солнышка. А теперь передайте тепло и радость нашим гостям. Дети перекатывают мячик. Я благодарю вас и дарю каждому по солнышку, чтобы вы тоже сделали их счастливыми, и пусть эти рисунки напоминают о нашем занятии дома. Педагог дарит раскраску солнышко |
Игровая, личностно-ориентированная технология |
||
IV.Дальнейшая разработка темы (развивающая среда) Альбом детских рисунков и фотографий «Весенние радости», пословицы и поговорки о весне, фонотека «Звуки весны» |
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Дизайн группы детского сада своими руками по теме «Времена года. Зима»: правила и варианты оформления, творческие находки, возможности использования в образовательной деятельности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Рисование кулачком как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Вебинар «Рисование открытками как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»