В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Программа профилактики виктимного поведения подростков

Программа профилактики виктимного поведения подростков.

Большинство программ по профилактике виктимного поведения подростков, к сожалению, ориентированы на работу постфактум, то есть на реабилитацию детей, уже ставших жертвами насилия. Проблемным является создание программ, способствующих предупреждению жестокости и виктимного поведения.

Важно в работе психолога при общении с родителями в рамках кризисной психотерапии учитывать источники стрессов у матери и отца.

К потенциальным источникам стресса можно отнести: расставание с близкими друзьями, переезд семьи, давление со стороны ровесников, резкие перемены в режиме дня, начало и окончание образовательного процесса на любых ступенях, подготовка и сдача экзаменов, прохождение собеседований и любое вторжение во внутреннюю среду психологии субъекта .[c.1]

К профилактическим методам и формам виктимного поведения подростков можно отнести следующие:

1.Психологическое изучение подростков (психодиагностика), склонных к виктимному поведению.

2.Вербальные методы формирования негативного отношения к виктимному поведению и формирование морально-нравственного поведения в современном обществе.

3.Психологические и социально-психологические тренинги адекватного поведения в различной социальной среде.

4.Формирование адекватных паттернов поведения в различных ситуациях.

5.Формирование социально-психологического иммунитета к негативным внутренним и внешним факторам.

6.Демонстрация кино-видеофильмов о процессах и результатах в интимного поведения.

7.Использование арт-терапии в работе с подростками, склонными к виктимному поведению.

8.Социально-психологическая подготовка к различным негативным внутренним и внешним факторам.

9.Специальная психолого-нравственная работа с подростками-жертвами преступлений, стихийных бедствий, катастроф, экономического и политического отчуждения, беженцами, маргиналами.

10.Вовлечение подростков, склонных к виктимному поведению, к общественно-значимой деятельности.

11.Проектирование, которое включает в себя: концептуализацию, программирование, планирование действий по реализации проекта, практическая реализация проекта.

12.Психологическое сопровождение подростков, склонных к виктимному поведению в жизнедеятельности, которое включает в себя психодиагностику, и психологический мониторинг, и психологическую подготовку, и психологическую защиту, и психологический прессинг, и заканчивается социально-психологической поддержкой подростков.

Адекватно проведенные этапы и методы психологического сопровождения подростков, склонных к виктимному поведению значительно снижают стрессогенные и чрезмерно эмоциональные условия различных видов деятельности, повышают их жизненную толерантность, плавное вхождение в социально-приемлемые формы, виды и способы поведения. Предлагаю к использованию разработанную программу профилактики.

«Программа профилактики виктимного поведения подростков».

Цель программы – формирование зрелой, целостной личности, способной к саморазвитию как развитию субъектности, готовой к противостоянию травле, к свершению самостоятельных выборов и несению за них личной ответственности.

Задачи программы:

Образовательные задачи:

  • познакомить подростков с основами психологии личности, психологии личностного саморазвития;

  • раскрыть особенности психической жизни человека как существа из Вселенной;

  • дать знания о самом себе, а также познакомить со способами получения этого знания;

  • осуществить первичное знакомство с правилами написания научно-исследовательских работ в области психологии личности.

Развивающие задачи:

  • способствовать развитию ценностно-смысловой сферы личности,

  • способствовать развитию нравственно-волевых качеств личности;

  • помочь раскрыть творческий потенциал подростков,

  • содействовать развитию коммуникативных способностей подростков.

Воспитательные задачи:

  • формировать отношение к психической культуре как самоценности;

  • формировать готовность и способность к осуществлению самостоятельного выбора и несению за него ответственности;

  • способствовать воспитанию толерантного отношения к миру;

  • формировать умение воспринимать общие коллективные дела как свои собственные;

  • формирование способности занять определенную позицию в рабочей ситуации;

  • формировать потребность в активном проведении досуга, потребность в саморазвитии и самообразовании;

  • содействовать формированию профессиональных намерений, готовности к выбору профессии.

Сроки реализации программы – два года.

Организация комплектования учебных групп: Группы первого и второго года обучения комплектуются из учащихся 12-15 лет. Требований к гендерному составу, особенностям развития личности не предъявляется. Программа может быть рекомендована в структуре индивидуального маршрута личностного саморазвития ребенка в режиме общего психолого-педагогического сопровождения.

Режим и формы занятий:

Занятия проводятся в групповой форме. Периодичность занятий -2 раза в неделю. Оптимальная периодичность встреч – 2 раза в неделю (1 год обучения) и 3 раза в неделю (2 год обучения). Продолжительность занятий –1,5 часа.

Содержательный компонент включает в себя разделы, информационно и методологически адаптированные в соответствии с возрастными особенностями слушателей (12-15 лет).

Разделы носят названия: «Виктмизация и буллинг (школьная травля)», «Общение в жизни человека», «Тренинги общения», «Отношения», «Тренинги толерантности», «Переживание», «Тренинги личностного роста», «Социальное творчество» (1-й год обучения); «Развитие», «Психология успеха», «Творчество», «Тренинги креативности», «Значимость выбора в жизни человека», «Психология жизненного пути», «Психология семьи», «Карта жизни: тренинги профессионального самоопределения», «Диагностирование», «Социальное творчество» (2-й год обучения).

Выбор данных разделов обусловлен спецификой возрастного восприятия и интересами подростков.

Программа имеет свои содержательные особенности, определившие специфику используемых методов.

Цель, задачи и содержательные особенности программы определили выбор и специфику методов и методических приемов обучения, к которым можно отнести:

  • беседы, рассказ, диспуты, объяснение, выступление докладчиков (словесные методы),

  • демонстрацию, психологическое моделирование,

  • психологические упражнения и игры, проведение диагностик, тестирование, анкетирование (практические методы),

  • работа с наглядным материалом, стимульными материалами, просмотр видеозаписей (наглядные методы).

Предлагаемые в содержании программы темы изучаются как на теоретическом, так и на практическом уровне (через систему практических и дискуссионных занятий), поскольку психотехнические игры и упражнения, творческие задания несут в себе самостоятельное психологическое содержание.

Программой предусмотрены индивидуальная работа и работа в группах, что определено задачами и содержательными особенностями программы: обучая детей психологии, развивая их личностный потенциал, воспитывая умение общаться в коллективе, необходимо чередовать работу индивидуального характера и работу в группах общие традиционные методы и узко психологические, что позволит осуществлять эффективную реализацию программы.

В ходе реализации «Программы профилактики виктимного поведения подростков» используются четыре вида занятий: теоретические, творческие, практические и дискуссионные. Теоретические занятия могут проводиться в форме экскурсии, семинара; творческие – в тренинговых формах; практические - в лабораторной форме; дискуссионные – в форме обсуждения.

Личностному саморазвитию подростков способствует также выполнение коллективных творческих проектов и социальных проектов, разработка и реализация которых предусмотрена программой.

Необходимые условия реализации программы:

    -аудитория с мебелью, которая легко передвигается;

    -художественные материалы и инструменты: альбомы для рисования, ватманы, маркеры, цветные карандаши, пластилин, краски (акварель, гуашь), кисти, нитки, восковые межи;

    -техническое оснащение: компьютер, диски с инструментальной музыкой.

Перечень критериев результативности «Программы профилактики виктимного поведения подростков» учитывает данные Программы ЮНЕСКО и ФГОС нового поколения, где декларируется, что подросток должен уметь:

  • быть творческим, уметь по-новому смотреть на привычные вещи и ценящим инновации;

  • самоопределяться, брать на себя ответственность за свое образование;

  • решать проблемы, выбирая и используя различные конструктивные способы их решения;

  • быть уверенным в своих возможностях и иметь высокую самооценку;

  • быть толерантным (эмоционально устойчивым), эмпатийно, доброжелательно относиться к многообразию жизни.

Ожидаемые результаты и способы их определения. Присвоение подростком психологических знаний является фактором развития его личности.



Результаты освоения программы 1 года обучения:

Метапредметные результаты: иметь представление о значении самостоятельного выбора и осознанном его свершении с учетом моральных норм; умения строить умозаключения и делать выводы, прогнозировать последствия своего выбора и осуществлять планирование своего поведения; умения организовывать совместную деятельность в группе; умения управлять своей деятельностью, осуществлять контроль и ее коррекцию, проявлять инициативность и самостоятельность, осознанно использовать речевые средства для организации общения; положительная динамика развития научно-исследовательских способностей обучающихся.

Личностные результаты: опыт самопознания в творческой деятельности, сотворчестве с детьми и педагогом; наличие ориентации на применение правил и законов общения; положительная динамика уровня готовности и способности к решению морально-этических проблем, осуществления самостоятельного выбора, несения за него ответственности и оценки своих поступков, и снижение уровня тревожности и агрессивности, развитие коммуникативной, эмоционально-волевой, творческой и ценностно-смысловой сфер личности.

Результаты освоения программы 2 года обучения:

Метапредметные результаты: изменение мотивов поведения, рост познавательной активности и познавательных интересов; наличие осознанности самостоятельного выбора и несения за него ответственности; умения строить умозаключения и делать выводы, прогнозировать последствия своего выбора и осуществлять планирование своего поведения; умения организовывать совместную деятельность в группе; умения управлять своей деятельностью, осуществлять контроль и ее коррекцию, проявлять инициативность и самостоятельность, грамотно использовать речевые средства для организации общения; гуманизация системы отношений с миром и самим собой; положительная динамика развития научно-исследовательских способностей обучающихся.

Личностные результаты: опыт самопознания в творческой деятельности, общении, сотворчестве с детьми и педагогом; наличие ориентации на применение правил и законов общения; повышение уровня понимания и принятия другого человека; наличие готовности и способности к решению морально-этических проблем, оценки своих поступков, осуществлению самостоятельного выбора и несения за него ответственности; снижение уровня тревожности и агрессивности, развитие коммуникативной, эмоционально-волевой, творческой и ценностно-смысловой сфер личности.

Критерии оценки результативности прохождения программы:

  • психологические знания (понятия, факты, идеи, законы психологии, средства и приемы самопознания и саморазвития),

  • психологические умения (чем для самого человека становятся те знания и способы действия (к примеру, знания о тактиках выбора), которые он приобретает в процессе обучения),

  • навыки (привычка мыслить и действовать в соответствии с культурой саморазвития как культурой развития субъектности личности в конкретный возрастной период),

  • опыт творческой самодеятельности, опыт личностного самопрогнозирования в разных видах деятельности;

  • овладение культурой психической деятельности,

  • формирование эмоционально-ценностного отношения к психологической реальности и действительности в целом;

  • формирование готовности и способности к свершению самостоятельных выборов и несения за них ответственности.

Механизм оценки результатов:

  • наблюдение за тем, как подросток взаимодействует со сверстниками (критерии: активность, дружелюбие, умение решать споры);

  • заинтересованное, активное участие подростка в мероприятиях, тренингах общения, выполнении проектов;

  • анализ результатов мониторингов саморазвития личности по программе.




Таблица 1

Учебно-тематический план «Программы профилактики виктимного поведения подростков» 1-го года обучения

п/п

Тема

Кол-во часов

всего

теория

практика

1

2

3

4

5

1

Вводное занятие

2

1

1

Раздел 1 «Виктмизация и буллинг (школьная травля)»

12

0

12

1

Сущность виктимного поведения

2

-

2

2

Спастись и выжить

2

-

2

3

Буллинг

2

-

2

4

Кибербуллинг

2

-

2

5

Культура личной безопасности

2

-

2

6

Веревочный курс

2

-

2

Раздел 2 «Общение»

46

22

34

1

Условия понимания другого человека.

2

1

I

2

Умение слушать.

2

1

I

3

Язык и речь.

2

1

I

4

Сила слова.

2

1

I

5

Законы, приемы и виды общения.

2

1

I

6

Правила общения (по Карнеги).

2

1

I

7

Активность в общении.

2

1

I

8

Помехи общению.

2

1

1

9

Проблемы в общении, способы их предотвращения и решения.

2

1

1

10

Человек в обществе: проблема нравственности.

2

1

1

11

Свобода выбора.

2

1

1

12

Выбор и несение за него ответственности.

2

1

1

13

Ценностно-смысловая сфера личности как регулятор общения и выбора человека.

2

1

1

14

Взаимосвязь общения и отношения.

2

1

1

15

Характер.

2

1

1

16

Темперамент.

2

1

1

17

Проявление темперамента и характера в общении.

2

1

1

18

Итоговая коллективная творческая работа по разделу «Общение»

2

1

1

19

Научно-исследовательская работа по разделу «Общение»

10

4

6

Продолжение таблицы 1

1

2

3

4

5

Раздел 3 «Развитие коммуникативных навыков: теория и практика»

84

34

50

1

Умение знакомиться с людьми

4

2

2

2

Техники знакомства

4

2

2

3

Марафон знакомств

4

-

4

4

Невербальное общение

4

2

2

5

Техники невербального общения

4

2

2

6

Вербальное общение

4

2

2

7

Техники вербального общения

4

2

2

8

Общение и умение слушать

4

2

2

9

Средства общения

4

2

2

10

Эмоции и чувства

4

2

2

11

Проявление эмоций и чувств

4

2

2

12

Конфликты и причины их возникновения

4

2

2

13

Пути решения конфликтов

4

2

2

14

Умение поддерживать разговор

4

2

2

15

Навыки публичных выступлений навыков

4

2

2

16

Отработка публичного выступления

4

2

2

17

Итоговая коллективная творческая работа по разделу «Развитие коммуникативных навыков: теория и практика»

4


4

18

Учебно-исследовательская работа по разделу «Развитие коммуникативных навыков: теория и практика»

16

4

12


ИТОГО

144

60

84


Учебно-тематический план «Программы профилактики виктимного поведения подростков» 2-го года представлен в таблице 2.


Таблица 2 – Учебно-тематический план «Программы профилактики виктимного поведения подростков» 2-го года обучения

п/п

Тема

Кол-во часов

всего

теория

практика

1

2

3

4

5

1.

Вводное занятие

2

1

1

Раздел 1 «Безопасное поведение»

44

12

32

1

Поведение и деятельность.

2

1

1

2

Моральные нормы.

2

1

1

3

Зависимость поведения от психологических особенностей личности и эмоционального состояния.

2

1

1

4

Типы поведения: адекватное, агрессивное, девиантное.

2

1

1

5

Факторы, влияющие на поведение.

2

1

1

6

Рефлексия.

2

1

1

Продолжение таблицы 2

1

2

3

4

5

7

Характер и поведение.

2

1

1

8

Темперамент и поведение

2

1

1

9

Привычки и их формирование.

2

1

1

10

Паттерны учения.

2

1

1

11

Способы волевой регуляции.

2

1

1

12

Защитная форма поведения: агрессия.

2

1

1

13

Итоговая коллективная творческая работа по разделу «Поведение».

6

2

4

14

Учебно-исследовательская работа по разделу «Поведение»

14

8

6

Раздел 2 «Тренинги личностного роста»

16

0

16

1

Кто я?

4

-

4

2

Тренинг креативности

4

-

4

3

Развитие мышления, памяти, внимания

4

-

4

4

Психодиагностика

4

-

4

Раздел 3 «Взаимоотношения полов»

32

14

18

1

Половой диморфизм

2

1

1

2

Полоролевая социализация

2

1

1

3

Понимание себя как представителя своего пола

2

1

1

4

Понимание окружающих людей различных полов

2

1

1

5

Любовь и дружба

2

1

1

6

Конфликт и партнерство

2

1

1

7

Эмоции и взаимоотношения

2

1

1

8

Сексуальное насилие

2

1

1

9

Итоговая коллективная творческая работа по разделу «Взаимоотношения полов»

4

2

2

10

Учебно-исследовательская работа по разделу «Взаимоотношения полов»

12

4

8

Раздел 4 «Тренинги развития толерантности»

12

0

12

1

Толерантная личность

4

-

4

2

Знакомство со стереотипами

4

-

4

3

Быть принятым другими не значит быть как все

4

-

4

Раздел 5 «Профилактика социальных заболеваний»

12

0

12

1

Профилактика ВИЧ/СПИДа

4

-

4

2

Ценности

4

-

4

3

Жизнь без наркотиков

4

-

4

Раздел 6 «Карта жизни: тренинги профессионального самоопределения»

12

0

12

1

Тренинг профессионального самоопределения

4

-

4

2

Профориентационная диагностика

4

-

4

3

Профориентационная игра «Перспектива»

4

-

4

Раздел 7 «Социальное творчество»

52

18

34

1

Разработка социального проекта

20

10

10

2

Реализация социального проекта

22

4

18

3

Оформление результатов реализации проекта

8

4

4

4

Презентация социального проекта.

2

-

2


ИТОГО

216

59

157


Следует подчеркнуть, что для общества, для государства в целом, приоритетное значение должны иметь меры первичной профилактики и предупреждения виктимизации детей и подростков, среди которых важную роль должна играть психопрофилактическая работа. Система работы по первичной психологической профилактике виктимного поведения подростков должна включать следующие меры:

1.Ранняя психологическая диагностика виктимогенных качеств и свойств личности, а также раннее выявление устойчивых психоэмоциональных состояний подростков, детерминирующих их виктимное поведение с целью их профилактики.

3.Индивидуальная и групповая психологическая коррекция устойчивых психоэмоциональных состояний подростков.

4.Психологическая коррекция стереотипов самовосприятия, самооценки, шаблонов жертвенного поведения подростков.

5.Формирование и закрепление у обучающихся в рамках социально-психологических тренингов оптимальных коммуникативных навыков, приемов бесконфликтного конструктивного взаимодействия с потенциальными причинителями вреда, навыков адекватной оценки и прогнозирования виктимогенных ситуаций.

6.Просветительская работа, включающая разъяснительные лекции и беседы с описанием возможных ситуаций виктимогенного плана, причин их возникновения и оптимальных путей выхода из них; а также мер по предупреждению виктимогенных ситуаций.

7.Реализация системы методов и форм работы со взрослыми (родителями, воспитателями, учителями, администрацией учебных заведений), направленной на снижение уровня детской виктимизации, профилактику возрастной, статусной, имиджевой и других видов виктимности подростков, а также на снижение частотности возникновения виктимогенных ситуаций, инициируемых взрослыми. В указанной выше системе профилактических мер основной акцент, на наш взгляд, должен быть смещен на психокоррекционную работу, так как именно индивидуально-личностные качества подростков лежат в основе их виктимного поведения.



Заключение

Виктимное поведение чаще всего свойственно подросткам в силу их незащищенности, так как их неустойчивая психика в большей степени уязвима по сравнению с психикой взрослых людей. Результаты негативного воздействия на подростков могут приводить ее к необдуманным асоциальным поступкам или усвоению роли жертвы. В этом возрасте индивидуальная виктимная предрасположенность обуславливает и определяет степень выраженности личностных качеств, таких как эмоциональная незрелость, недостаточное развитие волевых усилий, неумение разумно удовлетворять свои потребности, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться и т.д. Все перечисленные факторы усиливают вероятность возникновения виктимного поведения у подростков.

Признаками психологической виктимизации подростков являются: пренебрежение их субъектными качествами во взаимодействии; препятствие приобретению ими субъектного опыта, осознанию области своей приватности и установлению контакта со средой; побуждение их к отчуждению ценных составляющих психологического пространства личности, не принимаемых виктимизатором. Виктимное поведение препятствуют успешному прохождению обучающимися подросткового кризиса. У виктимных подростков вместо чувства взрослости формируются инфантилизм, потребность в построении симбиотических отношений со взрослыми и сверстниками вместо потребности в автономии, предрасположенность к нарушению пищевого поведения, трудности в формировании временной перспективы, социальной и личностной идентичности.



Автор Кузнецова М.С.

Библиографический список

    1. Акарачкова Е.С., Вершинина С.В., Котова О.В., Рябоконь И.В. Стресс у детей и подростков: причины и последствия, лечение и профилактика. М.: ГБОУ ВПО Первый Московский госмедуниверситет им. И. М. Сеченова, 2014. 48 с.

    2. Арпентьева М.Р. Виктимное поведения: перспективы исследований и практические результаты // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. 2017. № 7-8 (68-69). С. 38-44.

    3. Добрина О.А. Кто он? Социально-психологический портрет новосибирского подростка [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29649550 (дата обращения: 25.03.2019).

    4. Емельянов И.Л. Виктимность и виктимизация: понятие, виды, проблемы профилактики // Известия Алтайского государственного университета. 2013. № 2-1 (78). С. 241-246.




Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18600 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров