В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Речевичок»

Городской округ Ханты-Мансийск

Ханты-Мансийского автономного округа-Югры


муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №9 «Одуванчик»

(МБДОУ Детский сад № 9 «Одуванчик»)





Принята на заседании

педагогического совета

от «___» _____ 20___ г.

Протокол №


Утверждаю:

Заведующий МБДОУ

«Детский сад № 9 «Одуванчик»

_____________ Е.Н.Борисенко

Приказ №

от «___» ________ 20___ г.









Дополнительная общеобразовательная программа

социально-педагогической направленности

«Речевичок»



Возраст обучающихся: 5-6 лет

Срок реализации: 1 год









Автор-составитель:

Расулова Мукаддамжон Тохировна,

учитель-логопед







г. Ханты-Мансийск, 2022


СОДЕРЖАНИЕ


РАЗДЕЛ 1. Комплекс основных характеристик

1.1

Пояснительная записка

3


Основные характеристики программы

3


Направленность программы

4


Актуальность программы

4


Отличительная особенность программы, новизна

4


Адресат программы

4


Объём программы, срок освоения

4


Формы обучения

4


Уровень освоения программы

5


Особенности организации образовательного процесса

5

1.2

Цель и задачи программы

5

1.3

Содержание программы

6


Учебный план

6


Содержание учебного плана

6

1.4

Планируемые результаты

7

РАЗДЕЛ 2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1

Условия реализации программы

7

2.2

Формы аттестации

11

2.3

Оценочные материалы

11

2.4

Организация предметно-пространственной развивающей среды


12

РАЗДЕЛ 3. Список используемой литературы

3.1

Список используемой литературы


РАЗДЕЛ 4. Приложение


Приложение 1

13


Приложение 2

15


Приложение 3

19


Приложение 4

22






















Раздел 1. Комплекс основных характеристик

    1. Пояснительная записка

В последнее время в связи с происходящими по всему миру изменениями, усиливается миграция населения. Людей больше не удерживает установившийся уклад жизни, социальные и родственные связи, условия проживания и жизнедеятельности. Резкое изменение привычных условий жизни, вызванное переездом семьи в другую страну или регион, где иные культурные традиции, другой язык, приводит к дезориентации ребенка-дошкольника из семьи мигрантов. На сегодняшний день педагоги испытывают проблему в обучении детей, которые говорят только на родном языке и русского языка фактически не знают.

Для речевого развития детей данной категории характерны трудности в усвоении русской фонетики, аграмматизмы в связанных высказываниях и другие недочеты, обусловленные, прежде всего, ограниченной речевой практикой в сфере русского языка и двуязычием в общении с родителями.

В то же время существует категория дошкольников с неродным русским языком, у которых обнаруживаются специфические дефекты речи органического и функционального происхождения. Для педагогов стало проблемой - как и чему учить детей, которые едва разговаривают на русском языке, а то и просто не владеют им. Как организовать учебный процесс? Как помочь этим детям быстрее пройти этапы адаптации и интеграции? Изучив «Программу логопедической работы с детьми, овладевающими русским (неродным) языком» авторы Чиркина Г.В., Лагутина А.В. и «Программу дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи», автор Чиркина Г.В., модифицируя, я разработала «Программу логопедической работы с детьми, овладевающими русским (неродным) языком в детском саду.



Основные характеристики программы

Дополнительная общеобразовательная программа «Речевичок» разработана в соответствии с нормативными документами:

-Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 30384) (с изменениями от 21.01.2019);

-Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 года № 09-3242 «О направлении методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;

-Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями от 30.09.2020);

-Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития систем дополнительного образования детей»;

-Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 № 4629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

-Концепция работы с детьми–билингвами в РФ базируется на «Национальной доктрине образования в Российской Федерации», в которой определен приоритет образования в государственной политике, обозначена четкая Стратегия и направления развития системы образования в России на период до 2025 года; на Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» (подпрограмма «Развитие и распространение русского языка как основы гражданской само идентичности и языка международного диалога», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 года №1642.

-Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;

-Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

-Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 20.08.2018 № 1142; «О внесении изменений в Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 04 августа 2016 года № 1224 «Об утверждении правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе–Югре»;

-«Национальная доктрина образования в Российской Федерации»;

-Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» (подпрограмма «Развитие и распространение русского языка как основы гражданской само идентичности и языка международного диалога»;

-Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №9 «Одуванчик».


Направленность программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (ДООП) «Речевичок» является программой социально-педагогической направленности.


Актуальность

Логопедическое обследование показало, что многие дети мигрантов нуждаются в коррекционно-развивающей помощи учителя-логопеда. Актуализация педагогической проблемы с детьми – билингвами и их семьями определяется современными, социальными потребностями общества и социальными требованиями ко всей системе образования Российской Федерации.


Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Речевичок» позволяет оказывать коррекционно-развивающую помощь детям с двуязычием перед поступлением в школу.


Отличительная особенность программы 

1.В детских садах растет число детей разных национальностей, практически, не владеющих русским языком и живущих в семьях со своими особыми традициями и укладом жизни. Это тенденция, согласно социологическим исследованиям будет возрастать и в дальнейшем. Поэтому, чем раньше начнется работа по оказанию помощи ребенку – билингву, тем будет выше эффективность его включения в социум. Даже если у них имеются незначительные нарушения в произношении звуков (ОНР IV уровня), так или иначе словарный запас достаточно скуден, в том числе имеются проблемы с развитием всех высших психических функций. Поэтому программа включает в себя такие направления, как «Развитие и обогащение словарного запаса», «Развитие связной речи», «Развитие высших психических функций».
2. Взаимосвязь с родителями осуществляется не только через открытые мероприятия, как в других кружках, а через систему методических рекомендаций, получаемых родителями индивидуально в устной форме и еженедельно в письменной форме на карточках и специальных тетрадях. Также часто практикуются индивидуальные консультации, в присутствии и с участием ребёнка через средство связи (вайбер, ватцап), на которых демонстрируются элементы коррекционного занятия (артикуляционная, дыхательная гимнастики и т.д.), требующие правильного закрепления в домашних условиях.

Адресат программы

Возраст участников программы 5 – 6 лет.

Рекомендуемый состав группы – 10 обучающихся.

Объем программы, срок освоения

Срок реализации программы – 1 год.

Количество учебных часов – 64 часа.

Формы обучения

Индивидуальная

Подгрупповая

Парная

Уровень освоения программы

Базовый, т.е. коррекционно-развивающая работа планируется с учётом результатов логопедического обследования, позволяющего выявить потенциальные речевые и психологические возможности детей, и соотносится с целевыми ориентирами основной образовательной программы дошкольного образования дошкольной образовательной организации.

Особенности организации образовательного процесса:

Режим занятий, их продолжительность и периодичность: 2 раза в неделю, 1 академический час (25-30 мин.).

В содержание занятий включены:

  • артикуляционная гимнастика;

  • упражнения на развитие слухового восприятия, фонематических процессов, внимания, памяти;

  • упражнения на развитие темпа, ритм и коррекции речи и движений с музыкальным сопровождением;

  • игры для развития мелкой моторики рук, самомассаж кистей рук;

  • лексико-грамматические упражнения и упражнения для формирования связанной речи;

  • составление описательных рассказов;

  • дидактические подвижные игры на звукоподражание;

  • заучивание считалок, загадок и стихов;

  • использование мультимедиа, компьютерных технологий и т.д.

  • речевые игры в приложении «Мерсибо». Для активизации внимания детей на занятии применяются средства ИКТ. В качестве поощрения в конце занятия ребенку предлагаются речевые игры в приложении «Мерсибо».

Цель программы:

коррекция нерезко выраженного общего недоразвития речи (НВОНР)это речевое расстройство, при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики) у детей с билингвизмом и профилактика обусловленных этим трудностей в обучении, увеличение словарного запаса и формирования грамматического строя речи, посредством игровых технологий.

Задачи программы:

- Формирование полноценных произносительных навыков;

- Развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;

- Развитие у детей внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;

- Обогащение словаря детей преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально – оценочному значению слов;

- Воспитание у детей умений правильно составлять простое распространенное предложение, а затем и сложное предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;

- Развитие связной речи в процессе работы над рассказом, пересказом, с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем.


1.3. Содержание программы:


Программа основывается на принципе коммуникативной направленности и комплексно-тематическом принципе обучения неродному языку. В ней представлены и раскрыты 4 темы: «Семья», «Вежливые выражения речевого этикета. Знакомство», «Детский сад», «Выходные дни с семьёй». Каждый тематический блок включает словарь-минимум и примерные лексико-грамматические модели, обслуживающие речевые ситуации с учётом речевых возможностей детей. (Календарно-тематический план «Обучение детей, овладевающих русским (неродным) языком. Приложении 1).


Схема изучения учебного материала:

1. Обследование с целью выявления состояния активного и пассивного словаря;

2. Увеличение объёма активного словаря посредством включения в речь словесных клише;

3. Введение в речь развернутых речевых высказываний;

4. Автоматизация, самостоятельное применение русскоязычных слов.

Каждый тематический блок включает словарь-минимум и примерные лексико-грамматические модели, обслуживающие речевые ситуации с учетом речевых возможностей детей.

Программа реализуется в рамках логопедических занятий из расчёта

2 раза в неделю, 64 часа в год.

На занятиях используются как традиционные дидактические технологии, так и специальные коррекционные: элементы ИКТ, личностно-ориентированные, ролевые и игры.


1.4. Планируемые результаты:

1 -уметь различать в потоке русской речи отдельные звуки, слова, словосочетания и предложения;

2 -усвоить правильное произношение звуков русской речи;

3 -уметь четко различать и дифференцировать усвоенные звуки русского языка;

4 -уметь отчетливо произносить слоговые сочетания и слова различной ритмико – интонационной структуры;

5 -уметь делить слова на слоги и звуки;

6 -в импрессивной речи: уметь выделять в сообщении предложения и его части, понимать обращенную речь в виде предложений и короткого текста;

7 -в экспрессивной речи: овладение навыками диалогической и монологической речи в пределах программы; употребление этикетных форм в высказываниях и просьбах; уметь свободно общаться со сверстниками в группе;

8 -уметь пользоваться усвоенными речевыми операциями в изменяющихся ситуациях общения;

9 -уметь самостоятельно находить речевое решение в новой ситуации, выбирая нужные слова и грамматические средства.


Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Условия реализации программы

Календарный учебный график

Календарный учебный график реализации программы представлен в таблице 2.

Таблица 2

Год обучения

(уровень)

Дата начала

занятий

Дата

окончания занятий

Количество учебных недель

Количество учебных дней

Количество учебных часов

Режим

занятий

1 год обучения

01.09. 2022

31.05.

2022

32

32

64

1 раз в нед.

по 2 часа



Организация предметно-пространственной развивающей среды

В образовательной организации, реализующей программу «Речевичок», созданы общие и специальные материально-технические условия, позволяющие реализовать поставленные в Программе задачи с учетом требований СанПиН, экономических и социокультурных условий, образовательных потребностей участников образовательной деятельности. Преодоление развития возможно только при условии наполнения педагогического процесса современными коррекционно-развивающими и здоровье сберегающими технологиями, а также создания предметно-развивающей среды, адекватной особенностям развития детей с нарушениями речи. В соответствии со Стандартом предметно-пространственная среда Организации обеспечивает и гарантирует: охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей с речевыми особенностями, формирование и поддержку положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях, в том числе при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе (Сан-ПиН)

  • Зеркало с лампой дополнительного освещения.

  • Стол, 2 стульчика для занятий у зеркала.

  • Комплект зондов для постановки звуков по количеству детей.

  • Одноразовые шпатели, вата, ватные палочки, марлевые салфетки.

  • Спирт.

  • Дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания.

  • Картотека материалов для автоматизации и дифференциации звуков.

  • Логопедический набор для обследования речи.

  • Сюжетные картинки, серии сюжетных картинок.

  • «Алгоритмы» составления описательных рассказов.

  • Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации звуков.

  • Настольно-печатные игры для автоматизации и дифференциации звуков.

  • Предметные картинки по лексическим темам.

  • Игры для совершенствования грамматического строя речи.

  • Дидактические игры для совершенствования памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия.

  • Шумовые, музыкальные инструменты для развития фонетического восприятия.

  • Пособия для развития всех видов моторики (артикуляционной, мелкой, общей).


Перечень технического оборудования и необходимого игрового, дидактического оснащения для реализации программы представлены в Таблице 3.

Таблица 3

п/п

Название

оборудование

Описание оборудования

Назначение оборудования

«Что как звучит»

Развивающие карточки

Программа всестороннего развития

«Карточки-болталки»

Развивающие карточки

Программа всестороннего развития

«Хлоп-Хлоп, Ля-ля»

Развивающие карточки

Программа всестороннего развития

«Кто как говорит»

Развивающие карточки

Программа всестороннего развития

«ЧИСТОГОВОРКИ» 1-2

Развивающие карточки

Программа всестороннего развития

«Дикция не фикция»

27 скороговорок для развития речи

Коррекция звукопроизношения у детей

«Стишата-малышата», учим стихи, сочиняем рассказы

28 карточек со стишками и картинками, 7 сюжетов для составления рассказа

Развитие памяти, развитие связной диалогической речи

«Звукареку»

Флеш-носитель

Постановка и автоматизация трудных звуков

«Секреты развития мелкой моторики»

Блокнот логопеда

Развитие мелкой моторики

«Секреты формирования грамматического строя речи»

Блокнот логопеда

Усвоение способа образования существительных с помощью суффиксов –он-, -ён-, -их-, -иц-, -ат-, -ят, развитие памяти

«Секреты развития фонематического слуха»

Блокнот логопеда

Развитие фонематического слуха у дошкольников с 4 до 7 лет

«Секреты работы с неговорящим ребёнком» 1

Блокнот логопеда

Вызывание фразовой речи

«Секреты развития грамматического строя речи»

Блокнот логопеда

Усвоение способа образования относительных и притяжательных прилагательных

«Секреты работы с неговорящим ребёнком со звукоподражаниями»

Блокнот логопеда

Вызывание звукоподражания у детей

«Секреты работы с неговорящим ребёнком» 2

Блокнот логопеда

Вызывание простых звуков

Логопедическая тетрадь на звуки: [Р], [РЬ]

Логопедическая тетрадь

Задания на закрепление в речи звуков [Р], [РЬ]

Логопедическая тетрадь на звуки: [Л], [ЛЬ]

Логопедическая тетрадь

Задания на закрепление в речи звуков [Л], [ЛЬ]

Логопедическая тетрадь на звуки: [Ш], [Ж]

Логопедическая тетрадь

Задания на закрепление в речи звуков [Ш], [Ж]

Логопедическая тетрадь на звуки: [Ч], [Щ]

Логопедическая тетрадь

Задания на закрепление в речи звуков [Ч], [Щ]

«Правильно произновим звук [Л]»

Рабочая тетрадь Т.А. Ткаченко

Исправление недостатков звукопроизношения у дошкольников

«Правильно произновим звук [Р]»

Рабочая тетрадь Т.А. Ткаченко

Исправление недостатков звукопроизношения у дошкольников

«Правильно произновим звук [Ш]»

Рабочая тетрадь Т.А. Ткаченко

Исправление недостатков звукопроизношения у дошкольников

«Правильно произновим звук [С]»

Рабочая тетрадь Т.А. Ткаченко

Исправление недостатков звукопроизношения у дошкольников

«Прозрачные цветные тактильные колечки»

Прозрачные кольца с выпуклостями

Развитие мелкой моторики, мышц руки, логического мышления; составление визуально-ритмических рядов, тактильного ощущения

«Тактильные цифры»

Шершавые цифры

Обучение цифровому гнозису, соотношению числа и количества предметов через тактильное восприятие

«Тактильные цифры, геометрические фигуры»

Деревянные дощечки с цифрами, геометрическими фигурами, рисунками

Обучение цифровому гнозису, соотношению числа и количества предметов через тактильное восприятие



Мешочек с маленькими игрушками «Бирюльки»

Мешочек небольшого размера и набор деревянных игрушек

Развитие сенсомоторики

Воздушные шары с насосом

Разноцветные резиновые шары

Развитие дыхания

Мягкие модули

Набор разноцветных объемных мягких геометрических фигур

Развитие навыков объемного моделирования, конструирования различных сооружений. Развитие моторных умений, творческих способностей, наглядно-действенного мышления

Разнообразные массажеры

(массажные мячи «Ёжики», шишки, бигуди)

Резиновые массажеры

Стимуляция тактильной чувствительности, снятие мышечного напряжения, обучение самомассажу, повышение мышечного тонуса, развитие мелкой моторики

Комплекс сенсорная дорожка

Коврики-массажеры

Стимуляция тактильных ощущений стопы

Световой стол для рисования песком

Рабочая зона оснащена бортами, светодиодными матрицами, которые закрыты прозрачным безопасным стеклом (обеспечивают подсветку песка)

Развитие навыков тактильного восприятия, мелкой моторики и творческого мышления



Реализация программы обеспечена следующими методическими материалами:

  1. «Программа логопедической работы с детьми, овладевающими русским (неродным) языком» авторы Чиркина Г.В., Лагутина А.В.

  2. «Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи», автор Чиркина Г.В.

  3. Н.В. Нищева «Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет)».

  4. О.В. Солнцева «Основная и адаптированная образовательные программы дошкольного образования».

Кадровое обеспечение: программу реализует специалист, обладающий необходимым уровнем образования и квалификации, в соответствии с требованиями законодательства.

Информация о кадровом обеспечении представлена в таблице 4.


Таблица 4


Ф.И.О


Должность


Образование, год окончания обучения


Повышение

квалификации

Общий стаж работы/стаж работы по специальности

Расулова Мукаддамжон Тохировна


Учитель-логопед

Высшее образование,

1995г.

1.«Нормативно-методологические основания проектирования индивидуальных адаптированных программ для детей с ОВЗ в условиях ДОУ» 72 часа, г. Ханты-Мансийск, 2016.

2. «Оказание первой помощи», 72 часа, г. Екатеринбург, 2018.

3. «Логопедическая работа при моторной алалии в соответствии с требованиями ФГОС», 36 часов, г. Москва, 2018.

4. «Актуальные проблемы логопедии в соответствии с требованиями ФГОС», 144 часа, г. Москва, 2018.

5. «Логопедическая помощь детям с ОВЗ», 16 часов, г. Москва, 2019.

6. «Дизартрия. Формы дизартрии. Методика коррекционного воздействия. Алалия. Классификация алалии. Этапы коррекционной работы. Авторский семинар Нищевой», 32 часа, г. Санкт-Петербург, 2020.

7. «Правила оказания первой помощи пострадавшим», 16 часов, г. Москва, 2022.

32 года/7 лет



2.2. Формы аттестации

Реализация программы не предполагает проведения аттестации.

Предусмотрена следующая формам контроля: педагогическая диагностика.

2.3. Оценочные материалы

Контроль учёта знаний и умений:

Контроль и учёта знаний и умений осуществляется за счёт проведения мониторинга, в котором учитываются следующие показатели усвоения детьми программы:

- чистота звукопроизношения;

- автоматизация звуков в речи;

- умение строить предложения;

- умение произносить монолог, чётко высказываться;

- умение вступать в диалог.

Виды контроля и мониторинг:

Вводный - проводится на первом занятии и предназначен для проведения уровня усвоения базовых знаний, умений, навыков, предусмотренных стандартом (ФГОС)

Текущий - проводится в ходе каждого занятия с целью определения усвоения знаний и умений по теме;

Итоговый - проводится в виде тестирования после завершения курса с целью определения уровня развития речевых способностей.

2.4. Методическое обеспечение программы

Методы обучения:

- На этапе изучения нового материала используются объяснение, показ образца, иллюстрации, практические действия.

- На этапе закрепления изученного материала практическая работа, работа по образцу, работа по речевым картам, мнемотаблице, логопедическому блокноту.

- На этапе проверки полученных знаний – составление рассказов по картинкам.

При планировании коррекционной работы учитывались особенности обучающихся:

- индивидуальный подход к каждому ребёнку с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей;

- положительная мотивация выполнения заданий;

- чередование различных видов деятельности.

В основу планирования занятий положены следующие дидактические принципы:

- принцип комплексности, воздействие осуществляется на весь комплекс речевых и неречевых нарушений;

- принцип поэтапного формирования умственных действий при котором работа над каждым типом задания проводиться в определённой последовательности;

- принцип учёта зоны ближайшего развития, при котором выполнение задания возможно с дозированной помощью со стороны логопеда;

- принцип усложнения материала, с постепенным включением трудностей в логопедическую работу;

- принцип учета объема и степени разнообразия материала. Во время реализации программы необходимо переходить к новому материалу после сформированности того или иного умения;

-принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей согласует требования психического и личностного развития ребенка возрастной норме. Учет уровня речевого развития каждого ребенка;

-принцип учета эмоциональной сложности материала. Чтобы проводимые игры, упражнения, предъявляемый материал создавали благоприятный эмоциональный тон;

- принцип динамичности – сбалансированный охват всех сторон речи ребенка (произношение, словарь, грамматический строй речи, связная речь и т.д.);

- принцип сотрудничества – создание атмосферы доброжелательности, эмоциональной раскрепощённости в коллективе детей, осознанное отношение педагогов и родителей к полноценному речевому развитию детей, взаимодействие детского сада и семьи.

Педагогические технологии: технология индивидуализации обучения, технология игровой деятельности, коммуникативная технология творческой деятельности.

Здоровьесберегающие технологии: физминутки, зарядка для глаз; смена видов деятельности, массаж, пальчиковая гимнастика и т.д.




Раздел 3. Список используемой литературы

1. «Программа логопедической работы с детьми, овладевающими русским (неродным) языком» авторы Чиркина Г.В., Лагутина А.В.

2. «Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи», автор Чиркина Г.В.

3. Н.В. Нищева «Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет)».

4. Нищева Н.В. рабочие тетради для старшего дошкольного возраста.

5. О.В. Солнцева «Основная и адаптированная образовательные программы дошкольного образования».

6. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет. М., 2009.

7. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. СПб, 2005.

8. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. СПб.1998.

9. Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т.В. Туманова, С.А. Миронова, А.В. Лагутина. Москва «Просвещение» 2009год.

10. Щерба Л. В. “О понятии смешения языков”. Л., 1974 г.; Щерба Л. В. “Языковая система и речевая деятельность” — там же;

11. Филин Ф.П. “Современное общественное развитие и проблема двуязычия. Проблемы двуязычия и многоязычия” – М., Наука, 1972. – С. 12 –25.

12. Верещагин Е.М. “Психологическая и методическая характеристика двуязычия (билингвизма)”. – М., изд-во МГУ, 1973.


Приложение 1.

Календарно-тематический план

«Обучение детей, овладевающих русским (неродным) языком».


Тема занятия

К-во

час

Цель занятия

Словарь

«Семья»

Понятие семьи.

1ч.

Активизация словарного запаса в

рамках лексических темы. Дифференциация вопросов кто? что? Развитие артикуляционной моторики, слух. внимания, памяти. Совершенствование навыков словообразования. Развитие

фонематического восприятия,

слухового внимания, памяти. Формирование практических навыков согласования существительных и глаголов в числе.

Развитие

речевой произвольности и

коммуникативных навыков.

Полное имя членов семьи.

Мама, папа, брат, сестра, дедушка, бабушка, тётя, дядя.

Возраст, профессия.

Младший, старший, двоюродный.

Папин, мамин, уважение, помощь.

Мамин, папин.

Этажность, количество комнат.

Домашний адрес, телефон, имя собственное.

Спальня, кухня, детская, зал.

Мебель, посуда, одежда.

Отдых, учёба, чтение, игры.

Любимая, настольные игры, описание игрушек.

Родственные отношения.

1 ч.

Мама, папа.

1ч.

Брат, сестра.

1ч.

Дедушка, бабушка.

1ч.

Тётя, дядя.

1ч.

Дом, в котором я живу. Квартира.

1ч.

Наша улица.

1ч.

Что мы делаем дома.

1ч.

Уборка квартиры.

1ч.

Досуг дома.

1ч.

Игры и игрушки в доме.

1ч.

«Вежливые выражения речевого этикета. Знакомство»

Вежливые выражения речевого этикета.

2ч.

Активизация словарного запаса в

рамках лексических темы. Дифференциация вопросов кто? что? Развитие артикуляционной моторики, слух. внимания, памяти. Совершенствование навыков словообразования. Развитие

фонематического восприятия,

слухового внимания, памяти. Формирование практических навыков согласования существительных и глаголов в числе.

Развитие

речевой произвольности и

коммуникативных навыков.

Слова-приветствия, слова-прощания, слова благодарности.

Дружелюбность, готовность идти на контакт.

«Здравствуйте», «до свидания»,

«пожалуйста», «будьте добры», «будьте любезны» называние по имени и отчеству, на Вы;

Полные ответы на вопросы. Группа, увлечения, любимые предметы.

Соседи.

Доверие, помощь, общение, проведение досуга.

Культура поведения.

2ч.

Вежливое приветствие взрослого.

2ч.

Диалог. Умение отвечать на вопросы, задавать их.

3ч.

Умение рассказать о себе.

3ч.

Поведение во дворе.

2ч.

Дружба.

2ч.

«Детский сад»

Детский сад.

2ч.

Активизация словарного запаса в

рамках темы. Дифференциация вопросов кто? что? Развитие артикуляционной моторики, слух. внимания, памяти. Совершенствование навыков словообразования. Развитие

фонематического восприятия,

слухового внимания, памяти. Формирование практических навыков согласования существительных и глаголов в числе.

Развитие

речевой произвольности и

коммуникативных навыков.

Дорога в детский сад, адрес, воспитатель.

Игрушки, пластилин, карандаш, краски, кисточка.

Слова-приветствия, прощания, просьба, ответы на занятиях.

Посуда, поведение за столом.

Тряпка, посуда.

Мел, доска, столы, цветы.

Праздник, стихотворение, песня, сценка.

Отдых, игры, прогулка на улице.

Моя группа.

3ч.

Помещения: раздевалка, групповая, спальня, музыкальный зал, спортивный зал

3ч.

Культурное поведение в детском саду. Общение со педагогами, сверстниками.

2ч.

Поведение за столом.

2ч.

Дежурство в группе.

2ч.

Участие на утренниках.

2ч.

Прогулка.

2ч.

«Выходные с семьёй с пользой»

Поход в детский развлекательный центр

2ч.

Активизация словарного запаса в

рамках лексических темы. Дифференциация вопросов кто? что? Развитие артикуляционной моторики, слух. внимания, памяти. Совершенствование навыков словообразования. Развитие

фонематического восприятия,

слухового внимания, памяти. Формирование практических навыков согласования существительных и глаголов в числе.

Развитие

речевой произвольности и

коммуникативных навыков.

Продавец, покупатель, товар, цена, витрина, товар, ценник, деньги, сумма.

Вежливые слова, умение выразить просьбу, покупка и расплата за товар.

Хлеб, молоко, яйца, крупы, конфеты, печенья, соки.

Одежда, обувь, книги, инструменты.

Бумага, линейка, точилка, ластик, гуашь, кисточка.

Инструменты, лампочка, ведро, кастрюля.

Таблетки, градусник, капли.

Понятие магазин. Продуктовый магазин. Продовольственный магазин.

4ч.

Готовим вместе

2ч.

Занимаемся спортом

2ч.

Понятие музей. Поход в музей.

2ч.

Прогулка в парк.

3ч.

Поделка для конкурса.

2ч.



64ч



Приложение 2.

1.Диагностика устной речи:


        Вид диагностики

Инструкция

Уровень речевого развития

1

2

3

1.Вводная беседа (общие сведения о себе, своей семье, ближайшем окружении; знает ли ребенок, какой он национальности, на каком языке говорят дома)

Давай мы с тобой побеседуем. Я буду тебя спрашивать, а ты – отвечать. Но можешь, и ты задавать мне вопросы

        

«в» -высокий

«с» -средний

«н» -низкий

2.Исследование словаря и навыков словообразования:

а) активный словарный запас;        

б) знание обобщающих слов;

в) навыки словообразования;

Сейчас я покажу тебе красивые картинки, а ты назови мне те, которые знаешь (вначале на родном языке, потом на русском).

Давай наведем порядок на столе, разложим картинки на стопочки: что к чему подходит. Как можно назвать одним словом всех, кто изображен на этих картинках? А как назвать одним словом предметы, изображенные здесь? (Ребенок дает названия сначала на родном языке, затем на русском языке.)

Посмотри, в этой стопочке- картинки с изображением домашних животных. У них есть детки. Скажи, кто у кого есть (на двух языках). А в этой стопочке- картинки с изображением овощей (фруктов, мебели, одежды). Какие фрукты ты больше всего любишь? Из яблок сделали сок. Как называется такой сок?

«в» -высокий

«с» -средний

«н» -низкий

1

        2

3


(Аналогично обследуется образование других относительных и притяжательных прилагательных от существительных.)

А на этих картинках изображены игрушки. Посмотри, какая красивая кукла! Она совсем как настоящая, только маленькая. Смотри, у тебя большая рука, а у куклы маленькая… (нога, нос, глаз, бант). Ты живешь в большом доме, а кукла в маленьком... (стул, стол)

«в» -высокий

«с» -средний

«н» -низкий

3. Исследование строения и подвижности органов артикуляционного аппарата

Поиграем в обезьянку. Смотри, что я буду делать, и повторяй за мной, как обезьяна. (Ребенку предлагается выполнить 12 действий по подражанию: 1) улыбнуться; 2) надуть щечки; 3) сделать губы трубочной; 4) сделать губы бубликом; 5)высунуть язык «лопаткой»; 6) высунуть язык «иголочкой»; 7)поднять язык наверх к носику; 8) опустить вниз к подбородку; 9) поставить язык на нижние зубы, затем за верхние зубы; 10) поместить кончик языка в правый, затем в левый угол рта («часики»);  11) щелкать языком;  12) произносить звук [а]  на твердой атаке, на мягкой атаке

«в» -высокий

«с» -средний

«н» -низкий

4. Исследование фонематического восприятия:

а) на материале слогов;

А теперь поиграем в попугайчика. Ты видел когда-нибудь говорящего попугайчика? Он повторяет точь-в-точь то, что говорят люди. Повторяй то, что я скажу. А я от тебя спрячусь, чтобы ты не видел меня, а только слышал (логопед закрывает рот экраном).

«в» -высокий

«с» -средний

«н» -низкий

1

                2

3

б) на материале слов;

Для повторения предлагаются слоги, содержащие оппозиционные фонемы, присутствующие в обоих языках

Давай опять смотреть красивые картинки. Скажи, что на них нарисовано? А теперь разложи картинки в 2 столбика: в первый столбик картинки со звуком [с], а во второй со звуком [ш].

(Аналогично другие пары звуков: обследование проводится вначале на родном языке, затем на русском языке.)    

«в» -высокий

«с» -средний

«н» -низкий

6.Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова

Сейчас будем повторять трудные слова. Но ты так хорошо отвечаешь, что легко справишься с ними. Попробуем? Предлагаются для повторения слова различной слоговой  структуры(трехсложные: лопата, ботики, молоко; четырехсложные: пирамида, собирает, поливает; пятисложные: умывается, одевается, вытирается; со стечением согласных: танкист, космонавт, сковорода, термометр, воспитательница)

«в» -высокий

«с» -средний

«н» -низкий

7.Исследование грамматического строя речи:

а) простое предложение;

б)сложное предложение;

Посмотри на картинку. Скажи, кто здесь нарисован, что он делает?

Повтори предложение, которое получилось. А теперь составь предложение по этой картинке(4-5 картинок).

Давай составим предложение по этим двум картинкам (4-5 серий картинок).

«в» -высокий

«с» -средний

«н» -низкий

1

2

3

в)употребление падежных форм существительного без предлогов;

г)употребление предлогов;

Посмотри на картинку. Кого(что) нарисовал художник? Картинки прячутся. Посмотри, кого(чего) нет? Давай сделаем животным подарки. Рыбу подарим …(картинка с изображением кошки). Аналогично: заяц-морковь, корова-трава, собака-косточка, белка-орехи, лиса-курица. А что подарим мальчику? (машинка, ручка, карандаш, мишка)

На этой картинке прячутся игрушки. Куда спряталась кошка (под стол), мишка( на шкаф), кукла( за стул), собака( в ящик)? Захотела я поиграть с куклой (мишкой, собакой….) Откуда возьму собаку(куклу, мишку)?

«в» -высокий

«с» -средний

«н» -низкий

8.Исследование связной речи;

        

Посмотри на этики картинки. Здесь изображена история. Вначале было вот что, затем вот что и вот чем все закончилось. Посмотри внимательно, разберись, что же произошло? А теперь расскажи мне эту историю. (Предлагаются последовательно 2 серии из трех картинок. Задание выполняется как на родном, так и на русском языке)

 

«в» -высокий

«с» -средний

«н» -низкий

9. Исследование понимания обращенной речи:

а)понимание слов;

б) понимание фраз;

Я тебе буду задавать задания, а ты внимательно слушай и выполняй: Покажи, где нарисован….

Покажи картинку, на которой нарисовано: «Девочка читает», «Мальчик сидит на стуле» и т.п.

«в» -высокий

«с» -средний

«н» -низкий

1

2

3

в) понимание инструкций из 2-3 пунктов;

г) Понимание предлогов;

д) понимание логическо-грамматических конструкций;

Встань, подойди к окну. Подойди к столу, сядь, возьми ручку. Поставь ручку в стакан, возьми карандаш, отдай его маме.        

Покажи, где нарисована кошка на мяче, под мячом (и т.д.)

По одному предмету: «Покажи тетрадь». По двум предметам (не меняя интонации): «Покажи карандаш и тетрадь». «Покажи тетрадью карандаш, карандашом ключ, ключом тетрадь» …

«Покажи, где хозяин собаки, где мамина дочка, где мама дочки» ….

«в» -высокий

«с» -средний

«н» -низкий


Уровень речевого развития

н

и

з

к

и

й

-   Ошибки звукопроизношения нескольких групп согласных звуков, нарушения слоговой структуры  даже простых  по структуре слов;

-    Затрудняется в установлении связей, допускает содержательные и смысловые ошибки в пересказах, в самостоятельных рассказах.

-   При пересказывании требует помощь взрослого;

-  Пропускает структурные компоненты повествовательного рассказа;

-  В творческом рассказывании недостаточно самостоятелен (повторяет рассказы сверстников);

-   Словарный запас беден;

-    Не проявляет интереса к стихам.

с

р

е

д

н

и

й

-  Ошибки звукопроизношения одной группы согласных звуков, нарушения слоговой структуры сложных по структуре, редкоупотребляемых слов;

-    В рассказе допускает пропуски, логические ошибки, но сам их исправляет;

-   Проявляет интерес к речевому общению, но недостаточно активен в нем;

-   В построении предложений затрудняется, грамматические ошибки редки;

-    Речь чистая, правильная, лишь в произношении отдельных звуков может испытать затруднения;

-   Регулирует силу голоса, но выразительность речи недостаточна.

в

ы

с

о

к

и

й

-   Звуковая сторона речи усвоена.

-    Имеет богатый словарный запас;

-    Проявляет инициативу в общении, делится впечатлениями со сверстниками, задает вопросы, привлекает к общению детей;

-    Замечает речевые ошибки сверстников и исправляет их;

-    Речь чистая, грамматически правильная, выразительная, пользуется разнообразными средствами выразительности.



















Приложение 3.

Конспект логопедического занятия по теме «Семья».

Коррекционно-образовательные цели: 

активизировать словарь по теме занятия;

упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, сравнительной степени прилагательных;

упражнять в подборе антонимов;

обучать составлению рассказа по картине.

Коррекционно-развивающие цели:

формировать связную речь;

совершенствовать общие речевые навыки (произношение звуков, дикцию, интонационную выразительность);

развивать речевое и слуховое внимание, мышление, память;

развивать координацию речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели:

Воспитывать любовь и заботу по отношению к членам семьи, доброжелательность.

Оборудование: сюжетная картина «Семья».

Ход занятия:

I. Орг. момент.

1. Пальчиковая гимнастика: «Моя семья».
Этот пальчик – дедушка, 
Этот пальчик – бабушка, 
Этот пальчик – папочка, 
Этот пальчик – мамочка, 
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья! 

II. Сообщение темы занятия.  Сегодня мы отправимся в гости к мальчику Саше и будем говорить о семье.

III. Активизация словаря. Образование сущ-х с ум.-ласк. суффиксами, сравнительной степени прилагательных, антонимов.

1. Образование   сущ-х с ум.-ласк. суффиксами. Саша живет в дружной семье. Как члены семьи обращаются ласково друг к другу?

 «Назови ласково членов семьи».

мама – мамочка и т. д. папа, бабушка, дедушка, дочь, сын, брат, сестра.

2. «Кто кем приходится?» 

Кто девочка для мамы? (дочка)
Кто мальчик для мамы? (сын)
Кто мальчик для девочки? (брат)
Кто мама для папы? (жена)
Кто девочка для дедушки? (внучка)
Кто мальчик для бабушки? (внук)
Кто мама для бабушки? (дочь)
Кто папа для мамы? (муж)
Кто папа для бабушки? (сын)

3. Подбор определений к сущ-м. Расскажите Саше, какие ваши родители, бабушка, дедушка.

Игра с мячом «Какой? Какая?»

Мама – добрая красивая, ласковая…..

Папа – сильный, смелый, храбрый…

Семья – большая, дружная, крепкая….

Бабушка – любимая, добрая, заботливая…

Дедушка – умный, сильный, веселый…..

4. Образование сравнительной степени прилагательных. Кто в Сашиной семье старше, а кто младше?

Кто старше (младше)?”
Кто старше девочка или мама? 
Кто младше мальчик или мама?
Кто старше девочка или дедушка? 
Кто младше мальчик или бабушка? 
Кто старше мама или бабушка? 

5.  Употребление антонимов. Назовите противоположные качества людей.

Игра “Наоборот”

Мальчик полный – (мальчик худой).
Человек больной – (здоровый). Пожилой – (молодой). 
Веселый - (грустный). Старший – (младший).
Толстый – (тонкий). Высокий – (низкий).
Взрослая – (маленькая). Добрый – (злой). Сильный – (слабый).

IV.  Динамическая пауза  «Семейная зарядка».

Что нужно делать, чтобы быть сильными и здоровыми? – делать зарядку. Предлагаю выполнить несколько упражнений.

1. Осенью, весною,
Летом и зимой.
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Встанем в круг, и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает.
Папа бодро приседает.
Повороты вправо-влево
Делает мой братик Сева.
А я сам бегу трусцой
И качаю головой.

V. Составление рассказа по сюжетной картине.

Расскажите, как семья Саши проводит вечер.

  1. Составление предложений по вопросам.

  Что делает папа? (Папа играет в шахматы с дедушкой).

  Что делает мама? (Мама читает книгу).

  Что делает бабушка? (Бабушка вяжет шарф).

  Что делает девочка? (Девочка учит буквы)

  Что делает мальчик? (Мальчик смотрит, как играют в шахматы папа и дедушка)

2. Рассказ логопеда.

 Рассказ «Семья».

У Оли и Димы дружная семья. Они живут вместе с мамой и папой, бабушкой, дедушкой, кошкой Василисой. Вечером вся семья собирается в большой комнате. Каждый занимается любимым делом. Бабушка вяжет шарф для Димы. Папа с дедушкой играют в шахматы. Дима наблюдает за их игрой. Он учится играть в шахматы. Мама и Оля читают книжку. Оля учит буквы. Кошка спит на коврике.

3. Рассказывание по цепочке.

4. Составление рассказа  детьми.

VI. Подведение итогов занятия.

Оценка работы детей. Задание на дом – составить рассказ «Моя семья» по рисунку.










Приложение 4.

Образцы домашних заданий:


Домашнее задание

Тема «Моя семья"

Выполнить артикуляционную гимнастику на примере: https://youtu.be/gNw5VIQd-cI

Задание №1.  Ребёнок должен различать понятия: «имя», «фамилия», «отчество». Назови свое имя? Какая у тебя фамилия? Назови свое отчество? Откуда у человека берётся отчество? (Отчество дается от имени папы).


Задание №2. Ребёнок должен знать, как зовут всех членов семьи: маму зовут ………., папу -  ………, сестру –…….. и так далее.


Задание №3.  

Рассмотрите семейные фотографии, обсудите их. Ответьте на вопросы:

- Кто ты маме? (сын, дочь)

- Кто ты бабушке?

- Кто старше: мама или бабушка (папа или дедушка)



Задание №4.   Игра «Назови ласково»

Семья – семейка                              бабушка -                              дочь -

Мама  -                                              папа -                                          внук -

Дедушка -                         сын -                                  внучка –

Сестра -                                            брат -                                         дети - детки

Задание №5. Составь рассказ о своей семье (после составления записать рассказ на телефон и передать по Viber.)


1)  сколько в семье человек;

2)  с кем живет ребенок (если неполная семья);

3)  как зовут родителей (имя, отчество);

4)  кем работают родители;

5)  сколько лет брату (сестре);

6)  в каком классе учится брат (сестра);

7)  какая у тебя семья (дружная, добрая, трудолюбивая...).

 

хочу рассказать о своей семье. В моей семье 5 человек.  Я живу с мамой, папой, братом и сестрой. Моего папу зовут Иван Иванович, а маму – Марина Витальевна. Папа работает банкиром, а мама – врачом. Моему брату 7 лет, он учится в 1 классе. У меня самая дружная и крепкая семья. Я очень люблю свою семью.)





21


Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос