В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Функциональная грамотность на уроках музыки. Анализ двух произведений: рассказ А.П.Чехов «Анна на шее» и балет В.А. Гаврилина «Анюта»

Функциональная грамотность на уроках музыки. Анализ двух произведений: рассказ А.П.Чехов «Анна на шее» и балет В.А. Гаврилина «Анюта»

Татьяна Дадашова
Тип материала: Урок
просмотров: 1496
Краткое описание
Цель занятия: формирование функциональной грамотности у учащихся 8 класса
Задачи:
- познакомить учеников с произведениями рассказ А.П.Чехов «Анна на шее»
и балет В.А. Гаврилина «Анюта»
- провести анализ произведений, используя различные приемы, позволяющие формировать читательскую грамотность, глобальные компетенции, креативное мышление.
Теги: 

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
внеклассное занятие.docx Скачать

Функциональная грамотность на уроках музыки.

Анализ двух произведений: рассказ А.П.Чехов «Анна на шее»

и балет В.А. Гаврилина «Анюта»


Автор учитель музыки

МБУ «Школа № 26» г.Тольятти

Дадашова Татьяна Юрьевна


Перед учителем музыки, как и перед любым педагогом-предметником, стоит задача не просто познакомить учеников с искусством, а научить с помощью него нестандартно, творчески мыслить, решать жизненные задачи в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Эти навыки являются частью функциональной грамотности. Понятие «функциональная грамотность» объединяет читательскую, математическую, естественно-научную, финансовую и компьютерную грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.

Я предлагаю на занятиях по музыке развивать прежде всего читательскую грамотность, креативное мышление и глобальные компетенции: аналитическое и критическое мышление, эмпатию и способность сотрудничать.

На уроках музыки в 8 классе ученики знакомятся с серьезными музыкальными жанрами: оперой и балетом. Именно эти жанры позволяют учителю в полной мере показать ученикам широту восприятия произведения, нестандартность мышления, полет фантазии.

Не секрет, что у каждой оперы или балета существует литературная основа - рассказ, сказка, поэма, роман и т.д., поэтому на занятии используем межпредметные связи музыки и литературы.

Тему «А.П.Чехов «Анна на шее» и В.А.Гаврилин «Анюта». Возможности литературы и балета» на внеклассном занятии (так как эти произведения не входят в обязательную программу) можно раскрыть следующим образом.

К первому занятию по теме ученики самостоятельно, работая в малых группах (2-3 человека) нашли материал об истории создания балета «Анюта» и подготовили сообщения. На самом занятии после выступления учеников мы посмотрели фильм- балет «Анюта» (1982). В качестве домашнего задания было предложено прочитать рассказ А.Чехова «Анна на шее».

На втором занятии проводится сопоставительный анализ двух произведений, и внимание сосредоточено на хореографической постановке, а не режиссуре фильма.

Для чего нужно сравнивать произведения разных видов искусств? Прежде всего, это интересно. Балет и литература — это два разных способа трансляции и восприятия информации. Балет — большой коллективный труд на основе чьего-то собственного, активного, «авторского» прочтения книги. Всегда любопытно, какие возможности оригинала были взяты для постановки, какие остались неиспользованными, как ложится текст (например, диалоги в прозе) на жесты и мимику актеров. При переносе информации из одного жанра в другой неизбежно что-то теряется и что-то, конечно, прибавляется).

Балет – зрелищный вид искусства, возможно, после его просмотра, чтение первоисточника позволит ученикам всерьез говорить о знакомстве с ним.

Работа на уроке проходит в парах и фронтально со всем классом.

Первый блок заданий призван актуализировать знания, вспомнить рассказ. Предлагаю следующие задания:

1. Восстанови события. (Работа идет в парах).

У ребят на столах конверт с карточками, на которых написаны события и лист с таблицей.

Нужно записать события в хронологическом порядке в нужную колонку.

Методический материал к заданию.

Рассказ А.Чехова «Анна на шее»

Фильм-балет «Анюта»













Карточка рассказа. Предварительно нужно убрать порядковые номера, чтобы ребята сами все вспомнили.

1.Венчание Анюты и Модеста Алексеевича

7. Посещение театра супругами

2. Отъезд молодых на богомолье

8. Модест Алексеевич дает в долг денег отцу Анны

3. Модест Алексеевич мечтает об ордене

9.Бал. Благотворительный базар. Успех Анюты.

4. Размышление Анны о своем замужестве

10. Получение ордена Св.Анны мужем Анны

5. Посещение Анной отца с братьями

11. Каток. Отец, братья Анюты.

6. Скупость мужа





Карточка балета

1. Городская улица. Анюта с братьями, отцом в траурной одежде

8. В гостях у Анюты братья

2.Анюта занимается с братьями, отец вспоминает свою жену

9.Сон –мечта Модеста Алексеевича об ордене Св.Анны

3. Контора Модеста Алексеевича

10.Бал. Благотворительный базар. Успех Анюты.

4. Венчание Анюты и Модеста Алексеевича

11. Отец Анюты на балу

5. Свидание Анюты и студента

12. Сон – воспоминание Анюты о студенте

6. Модест Алексеевич в роли мужа

13.Получение ордена Св.Анны мужем Анны

7. Прогулка Анюты и Модеста Петровича по улице

14. Отца Анюты с сыновьями выгоняют из квартиры за неуплату.


15. Каток. Отец, братья Анюты






2. Обсуждение прочитанного рассказа и просмотренного фильма. (Вопрос для всего класса).

Какие персонажи есть в балете, но их нет в рассказе? (чиновники, студент)

Зачем нужны были эти герои в балете?



3. Артисты балета- герои рассказа. Работа с карточками.

Во втором конверте фотографии знаменитых артистов балета. Найдите тех, которые играли главные роли в фильме-балете «Анюта».









Методический материал



Владимир Васильев

Владимир Васильев (IV) фотографии

Екатерина Максимова

Екатерина Максимова.jpg

Майя Плисецкая

Credit: Getty Images/Jack Mitchell

Галина Уланова

Уланова Галина Сергеевна - биография

Марис Лиепа

Liepa.jpg

Николай Цискаридзе



Цискаридзе предрек катастрофу театральному искусству в России














Второй блок заданий направлен на обсуждение увиденного и прочитанного.

4. Чеховский юмор. (Работа в парах). В конверте 3 текст рассказа Чехова «Анна на шее».

Найдите в тексте рассказа примеры юмора в изображении характеров героев. Выразительно прочитайте вслух и объясните, почему выбрали этот эпизод.

Пример отрывков.

«Это был чиновник среднего роста, довольно полный, пухлый, очень сытый, с длинными бакенами и без усов, и его бритый, круглый, резко очерченный подбородок походил на пятку. Самое характерное в его лице было отсутствие усов, это свежевыбритое, голое место, которое постепенно переходило в жирные, дрожащие, как желе, щеки. Держался он солидно, движения у него были не быстрые, манеры мягкие.»

«Когда Модест Алексеич уходил на службу, Аня играла на рояле, или плакала от скуки, или ложилась на кушетку и читала романы, и рассматривала модный журнал. За обедом Модест Алексеич ел очень много и говорил о политике, о назначениях, переводах и наградах, о том, что надо трудиться, что семейная жизнь есть не удовольствие, а долг, что копейка рубль бережет и что выше всего на свете он ставит религию и нравственность. И, держа нож в кулаке, как меч, он говорил:— Каждый человек должен иметь свои обязанности!»

«Случалось, что Модест Алексеич ходил с Аней в театр. В антрактах он не отпускал ее от себя ни на шаг, а ходил с ней под руку по коридорам и по фойе. Раскланявшись с кем-нибудь, он тотчас уже шептал Ане: «Статский советник... принят у его сиятельства...» или: «Со средствами... имеет свой дом...»

5. Продолжение обсуждения.

Как в балете отражена фраза – девиз Модеста Алексеевича «Каждый человек должен иметь свои обязанности!»?

Просмотр фрагментов из фильма- балета:

- чиновники в конторе имеют свои обязанности, но для кого и для чего они работают - непонятно, работа ради работы (время в фильме 9.04)

- Модест Алексеевич после свадьбы у себя дома (время в фильме 20.55). Новоявленный муж без эмоций и промедлений вступает в свои обязанности мужа. Не видно ни любви к Анюте, ни заботы о ней.

- Модест Алексеевич поощряет ухаживания знатных мужчин за своей женой. Это теперь ее обязанность - располагать к себе нужных особ. (время в фильме 42.14)

6. Комичное в балете «Анюта». Что запомнилось?

Пример:

- в начале фильма пары прогуливаются не ради прогулки, а чтобы себя показать, нарочито медленно, разглядывая друг друга;

- в конторе Модест Алексеевич – грозный начальник, все его боятся, а перед его сиятельством Модест Алексеевич сам согнулся и смотрит на начальника заискивающим взглядом.

7. Обсуждение всем классом итогового вопроса: «Какое произведение лучше?».

Здесь нужно не только вывести учащихся на разговор о выразительных возможностях каждого жанра, но и рассмотреть вариант дополнения рассказа и балета друг другу.

Далее можно поговорить о характерах, переживаниях героев, посмотреть, как это отражено в рассказе и в балете. Обязательно прийти к выводу, что чувственная сторона очень хорошо в балете раскрыта.

В завершении урока – синквейн. Достойный итог работы, который продемонстрирует не столько знания, сколько понимание, оценочные суждения, ценностные ориентации обучающихся. Выслушивая написанные детьми синквейны, учитель поймёт, насколько ему удалось достичь прогнозируемого результата.

Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.

8. Синквейн «Анюта». Каждому участнику будет дано 5-7 минут на то, чтобы написать синквейн. Затем он повернется к партнеру и из двух синквейнов они составят один, с которым оба будут согласны. Это даст им возможность поговорить о том, почему они так написали о главной героине произведения, и еще раз критически рассмотреть данную тему. Кроме того, этот метод потребует, чтобы участники слушали друг друга и извлекали из творческих находок одноклассников те идеи, которые они могут увязать со своими. Затем весь класс сможет ознакомиться с парными синквейнами. 

Правила написания синквейна:

  • Первая строка. Кто? Что?  Одно существительное, отражающее тему.

  • Вторая строка. Какой? Два прилагательных, описывающих основную мысль.

  • Третья строка. Что делает? Три глагола, говорящие о действиях в рамках темы.

  • Четвёртая строка. Что автор думает о теме? Фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме. Это может быть пословица, цитата, крылатое выражение или собственная формулировка.

  • Пятая строка. Кто? Что? Слово, словосочетание, синоним к первому слову, которое выражает личное отношение пишущего к теме.





Пример синквейна

Анюта

Беззащитная, трогательная

Любит, радуется жизни, забывает

Деньги, благополучие меняют человека

Совесть



20 и 21 век — эпоха большой литературы в балете.Сюжеты романтического балета нередко основывались на литературных сочинениях. Кто-то «дословно» иллюстрирует сюжет, кто-то использует литературное произведение как рамку, кто-то цитирует отдельные фрагменты, доказывая, что пластика человеческого тела, как и текст, способна выражать идеи в самых разнообразных формах. Книги, известные большинству публики, с одной стороны, были способны упростить понимание балетной интриги, а, с другой, дополнительно привлечь внимание зрителя, знавшего и любившего то или иное сочинение.

Вот несколько балетов, в основе которых лежат литературные произведения:

«Бахчисарайский фонтан» – балет на музыку Б. В. Асафьева по поэме А. С. Пушкина.
«Барышня-крестьянка» – балет на музыку Б. В. Асафьева по повести А. С. Пушкина.
«Золушка» – балет Сергея Сергеевича Прокофьева по сюжету одноимённой сказки Шарля Перро.
«Кавказский пленник» – балет на музыку Б. В. Асафьева по поэме А. С. Пушкина.
«Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого волшебника» – балет на музыку  Ф. Е. Шольца, по поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила».
«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» – балет на музыку А. Лядова по произведениям А. С. Пушкина.
«Спящая красавица» – балет П. И. Чайковского на либретто И. Всеволожского и Мариуса Петипа по сюжету одноимённой сказки Шарля Перро.
«Щелкунчик» – балет Петра Ильича Чайковского на либретто Мариуса Петипа по мотивам сказки Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король».

Урок, проведенный в такой форме, проходит незаметно. Ребята очень увлечены, им нравится высказывать свои мысли, слышать мнение других. Так формируется понимание себя, определение жизненных ценностей.

Для того чтобы провести анализ двух произведений, нужно было прочитать вдумчиво полный текст рассказа, а не краткое содержание. На этом этапе формируется читательская грамотность.

Сравнение двух великих произведений, обсуждение с соседом по парте, нахождение компромисса в суждениях – все это формирует глобальные компетенции, которые ребятам очень пригодятся во взрослой жизни.

Написание синквейна — это свободное творчество, развивающие образное мышление. При составлении синквейна на уроках:

  • совершенствуются коммуникативные навыки и умения емко и лаконично выражать свои мысли;

  • развивается мышление и воображение;

  • вырабатывается способность к анализу;

  • уменьшается время, отводимое на запоминание информации;

  • расширяется словарный запас.

Кроме изучения этих произведений в классе, можно совершить выход в театр оперы и балета, как это сделали мы. В репертуаре Самарского театра оперы и балета имени Д.Шостаковича есть балет «Анюта», билеты ученикам можно приобрести по Пушкинской карте. В ноябре 2022 года я с учениками посмотрела эту постановку. Несмотря на то, что в классе много обсуждали фильм-балет и рассказ А.П.Чехова, снова возникали вопросы, снова дискутировали. Посещение театра оставило неизгладимый след в сердце каждого участника, заставило по-новому посмотреть на изучаемые в школе произведения.

2022 г.

Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос