В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Открыта запись на курсы по ФГОС третьего поколения. Подробнее

Современные инновационные подходы к преподаванию технологии в Лицее № 9 г. Волгоград

Современные инновационные подходы к преподаванию технологии в Лицее № 9 г. Волгоград

Виктор Боровых
Тип материала: Обобщение опыта
просмотров: 72
Краткое описание
Статья посвящена вопросам использования современных, нетрадиционных и инновационных моделей обучения на примере предметной области «Технология». Рассматриваются актуальные проблемы качества технологического образования, пути их решения для формирования необходимых для трудовой деятельности нравственных и духовных качеств личности учащегося.  
Теги: 

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 15000 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Современные инновационные подходы к преподаванию технологии в Лицее 9 Волгограда.doc Скачать

Боровых В.П., учитель технологии,

МОУ лицей № 9, Дзержинского района, г. Волгограда.


Современные инновационные подходы к преподаванию

технологии  в Лицее № 9 г. Волгоград


Аннотация: Статья посвящена вопросам использования современных, нетрадиционных и инновационных моделей обучения на примере предметной области «Технология». Рассматриваются актуальные проблемы качества технологического образования, пути их решения для формирования необходимых для трудовой деятельности нравственных и духовных качеств личности учащегося.

Ключевые слова: нетрадиционное обучение, инновационное обучение, образовательный процесс, предметная область «Технология».


Borovykh V.P., teacher of technology,

MOU Lyceum No. 9, Dzerzhinsky District, Volgograd.


Modern innovative approaches to teaching technology at Lyceum No. 9, Volgograd


Annotation: The article is devoted to the use of modern, non-traditional and innovative models of education on the example of the subject area "Technology". Actual problems, ways of their solution for the formation of the spiritual and moral qualities of the student's personality necessary for labor activity are considered.

Key words: non-traditional education, innovative education, educational process, subject area "Technology".


Недостаток в грамотных и квалифицированных инженерных кадрах всегда ощущался на переломных этапах развития науки, техники и технологий. Исследования учёных показывают, что чем выше уровень развития техники и технологий, чем сложнее сама техника, тем выше уровень экономического развития страны. Смена производственных отношений всегда влечёт за собой совершенствование орудий труда, технологий производства и создания объектов техники, отвечающих потребностям времени.

С детских лет человек познаёт этот мир, что называется, «на ощупь», повторяя все действия взрослых, которые могут помочь ему в будущем приобрести рабочую профессию, быть полезным не только себе, но и обществу. Следует отметить, что развитие, как качественные и количественные изменения, происходящие в исследуемом педагогическом процессе, невозможно рассматривать без учёта какого – либо рода деятельности. Эти изменения, как правило, продиктованы требованиями времени, изменениями отношения к обучению, воспитанию, развитию личность учащегося.

Одной из приоритетных задач современного технологического образования является умение педагогов раскрыть в ребёнке те дарования и задатки, которые даны ему от природы, научить самостоятельно выстраивать траекторию своего развития, мыслить нестандартно, не по шаблону, использовать новейшие достижения науки и техники.

Как известно предметная область «Технология» в образовательных учреждениях направлена на выявление потребностей и создание материального продукта труда. Реализация проектного метода обучения связана с практическим использованием приобретенных ранее знаний, умений и навыков. Данная технология обучения носит поисковый и исследовательский характер, способствует эффективному формированию навыков самостоятельной творческой деятельности.

На протяжении многих лет обучения предметная область «Технология» в Лицее № 9 направлена на внедрение инновационных технологий в образовании, что дает возможность регулировать обучение, повышая его качество и эффективность. Использование современных ИКТ на уроке технологии позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий характер обучения. Активные и интерактивные формы обучения, являющиеся проводниками нетрадиционного и инновационного подхода, считаются наиболее перспективными потому как новые знания ученик не получает в готовом виде, а приобретает их в ходе обсуждения исследуемой проблемы с одноклассниками, когда идёт взаимовыгодный обмен мнениями, примерами, выводами, доводами, делается сравнительный и сопоставительный анализ, выявляются причинно следственные связи. Для учащихся Лицей №9 стало правилом нести персональную ответственность за принятые решения и реализацию их в ходе практической деятельности. Каждый ученик понимает, что необходимо отыскать, как приобретенные новые знания можно применить на практике, где и как полученный результат можно применить в практической деятельности.

Никто не отрицает того, что при ведении урока технологии учитель не использует мел и классную доску. Однако созданная при подготовке к уроку учебная компьютерная презентация обеспечивает наглядность и интерактивность обучения. Пожалуй, нет смысла объяснять тот факт, что прежде чем изучить объект труда, процесс, явление, его необходимо показать. При этом следует отметить, что не все кабинеты технологии в полной объеме сегодня обеспечены наглядностью. Для этого учитель использует компьютер, проектор и экран. Некоторые объекты, их состав и принцип работы необходимо показать в разрезе. Использование наглядности в этом случае на компьютере просто не имеет альтернатив.

Использование дистанционных образовательных технологий в Лицее № 9 заслуживает отдельного внимания. Вот уже много лет на виртуальном образовательном портале МОУ Лицей № 9 существуют и эффективно используются учителями разработанные дистанционные курсы. [1] Когда в эпоху пандемии многим учителям образовательных учреждений пришлось осваивать дистанционные образовательные технологии, учителя Лицея № 9, уже много лет работающие в условиях дистанционного обучения, были к этому готовы. Как известно, урок технологии обусловлен дефицитом учебного времени, когда на теорию отведено 30%, а на практику 70% учебного времени. Встает закономерный вопрос! Как за 1/3 урока можно проверить домашнее задание, провести опрос, объяснить новый учебный материал. В данном случае на помощь приходят дистанционные курсы, разработанные учителем (Проектная деятельность на уроках технологии. Основы графической грамоты. Теоретические основы художественной обработки изделий из древесины на токарном станке СТД – 120М. Технология для 9 – х классов). [2]

Изучение нового учебного материала происходит в домашних условиях. Данная модель образования используется как «Перевернутый класс». На уроке учитель выясняет лишь те вопросы, которые возникли у учащихся в процессе изучения нового учебного материала. В остальное время проводится практическая работа, качество которой и характеризует усвоение новых знаний.

Сегодня никто не будет отрицать очевидного, что каждый учитель вправе выбирать тот путь, траекторию и маршрут обучения, который наиболее рационально и целесообразно приведёт к качеству получаемого образовательного результата. Не следует забывать о том, что живую речь учителя не заменит сегодня никто и ни что, это не произойдёт и в ближайшем будущем. Ни компьютер, ни учебник новый учебный материал, как это делает учитель, неспособны донести до сознания и понимания нашего ученика.

Изучение основ технологической культуры направлено на овладение обучающимися навыками конкретной предметно преобразующей деятельности, создание новых ценностей, соответствующих потребностям развития общества, отмечает Ю.Л. Хотунцев [1, С.16] Сохранить все традиционные содержательные линии, безусловно, сегодня важно, как важно и то, что только опыта и знаний прошлого багажа сегодня для педагога недостаточно.

Действовать нестандартно, не по шаблону при обучении технологии - потребность, рожденная временем. В лицее № 9 на уроках технологии традиционно используется такая форма обучения, как кейс – метод. Научить ученика действовать в условиях незнакомой, нестандартной для него ситуации становится объективной причиной того, что уже в образовательном учреждении эти самые навыки ученик может получить, приобрести навыки алгоритма действий инженерного мышления.

В заключении необходимо отметить, инновационные и нетрадиционные подходы в обучении предметной области «Технология» всегда должны отвечать не только требованиям ФГОС, хотя это, безусловно, важно и необходимо, но в первую очередь отвечать на вопрос способности и готовности учителя привнести в практику педагогической деятельности те существенные изменения, которые дадут новый импульс развития личности учащегося на основе освоения базовых знаний в области науки, техники и технологий. Только в этом случае будет возможно обеспечение необходимого нового качества технологического образования, выявления и развиватия способных и одаренных детей, способствовать выбору будущей профессии с учётом запросов общества и государства. Формирование инженерного мышления у школьников сегодня – залог эффективного развития страны завтра!


Литература

  1. Хотунцев Ю.Л. Материалы XXV Международной научно практической конференции «Современное технологическое образование» / Под ред. Хотунцева Ю.Л. – Москва: МПГУ-МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2021 – 292 с.


Интернет ресурсы

  1. http://do-liseum9.ru/

  2. http://do-liseum9.ru/course/index.php?categoryid=37


Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос