В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Классный час на тему «Невербальные средства общения»

Классный час на тему «Невербальные средства общения»

Елена Видманова
Тип материала: Мероприятие
просмотров: 2021
Краткое описание
Тема классного часа является составной частью цикла мероприятий, направленных на развитие коммуникативных навыков с целью позитивного межличностного общения. Цель мероприятия:  формирование коммуникативных способностей учащихся через развитие навыков восприятия партнера по общению, навыков понимания эмоций и чувств окружающих людей по мимике, жестам. Мероприятие содержит теоретический материал и практические задания по теме.
Теги: 

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19200 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
сценарий.docx Скачать

ГОКУ «Санаторная школа-интернат №4»














Классный час

«Невербальные средства общения»























Выполнила:

воспитатель Видманова Е.В.






г. Усолье-Сибирское, 2021









Классный час «Невербальные средства общения»


Цель: формирование коммуникативных способностей учащихся через развитие навыков восприятия партнера по общению, навыков понимания эмоций и чувств окружающих людей по мимике, жестам.

Задачи:

  1. усвоение новых теоретических знаний о невербальных средствах общения;

  2. развитие навыков невербальной выразительности, умения сравнивать, анализировать, делать выводы, формулировать свои мысли;

  3. развитие коммуникативных навыков, взаимопонимания и взаимоуважения в процессе межличностного общения в парах и группах.


Познавательные УУД:

Формировать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего занятия и отдельного задания, строить логическое рассуждение.

Коммуникативные УУД:

Формировать умение договариваться, умение работать в группе, находить общее решение, умение аргументировать свое решение; способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Регулятивные УУД:

Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Личностные:

Формировать способности к самооценке на основе критериев успешности деятельности.

Методы: беседа, анализ, работа в парах и группах, игровые приемы.

Оборудование: компьютер и проектор, презентация, видеосюжет из фильма «Собачья жизнь», раздаточный материал, смайлики, ручки.

Оформление доски: «Слушай, что говорят люди, но понимай, что они чувствуют»

Восточная мудрость


Ход занятия

1.Организационный момент. Воспитатель: Добрый день. Рада приветствовать всех на сегодняшнем классном часе, вначале которого предлагаю посмотреть небольшой отрывок из фильма.

2. Мотивационно – целевая установка: Демонстрация отрывка из фильма с Чарли Чаплиным «Собачья жизнь»

Воспитатель: Это отрывок из немого кино. Скажите, пожалуйста: «Вам все было понятно, что происходит? А что чувствуют герои фильма? Как вы это поняли? Это не наталкивает вас на мысль, о чем сегодняшний классный час?»

Ответы учащихся.

Слайд 1

Воспитатель: Совершенно верно. Тема классного часа «Невербальные (неречевые) средства общения»

Задание «Приветствие»

Давайте попробуем поприветствовать своего соседа по парте без слов, при помощи невербальных средств, можно разными способами.

Мы всех одинаково приветствуем или нет? Почему? Ответы учащихся.

Все зависит от наших взаимоотношений, кто перед нами: близкий друг, просто приятель, старший по возрасту и др.

Зачем нам необходимо знать язык тела, жестов? Ответы учащихся.

Вывод: Они дополняют нашу речь, помогают лучше понять собеседника, способствуют психологическому контакту между людьми, обогащают значения слов, с их помощью передается отношение к партнеру, эмоциональное состояние, испытываемое при общении.


Целеполагание. Сегодня мы с вами познакомимся с невербальными средствами общения, научимся распознавать эмоции людей и составим памятку использования жестов для эффективного взаимодействия.

  1. Основной этап. Изучение нового материала и практические упражнения.

Слайд 2-3. Психологами установлено, что от 60 до 80% информации человек получает за счет невербальных средств общения.

Слайд 4. Чувства и эмоции в мимике.

Выражение лица играет важную роль в общении, обеспечивая эмоциональный контакт между собеседниками. Показано, что при неподвижном лице докладчика теряется до 10-15% информации.

Мимика отражает на лице все наши эмоции. С мимикой знакомы все, т.к. в мессенджерах, социальных сетях часто используем смайлики, для передачи чувств.

Упражнение «Изобрази эмоцию». Радость. Вина. Удивление. Спокойствие. Восторг. Гордость. Злость.

Чувствуете, как меняется выражение лица, положение головы, а порой даже плеч?

Слайд 5. Что вы чувствуете, глядя на этих людей? Ответы учащихся.

Радость, дружелюбие. Улыбающийся человек вызывает ответную улыбку.

Улыбнитесь! Улыбка украшает человека, при встрече снимает настороженность первых минут, говорит о расположении и дружелюбии партнера по общению.

«Контакт глаз» или визуальный контакт составляет также важную часть общения. Он может быть добрым, жестким, колючим, радостным, открытым, враждебным, ласковым, вопрошающим, блуждающим, застывшим и т.д. Имеет значение, куда направлен взгляд, длительность взгляда.

Взгляд выражает отношение к собеседнику. Люди смотрят друг на друга от 30 до 60% времени от всего периода общения

Слайд 6. (Работа в парах) Задание: Найдите соответствие мимики на фотографиях и эмоции (отвращение, радость, спокойствие, гнев, удивление, печаль, страх). В первую очередь смотреть рекомендуется на губы, брови и глаза.

Слайд 7. Проверим себя.

Слайд 8-10. Всего один жест может изменить смысл произнесенных слов. Если вербальная коммуникация подконтрольна сознанию, то невербальные проявления в большей мере бессознательны. По этой причине имеет смысл обращать внимание на соответствие слов и жестов.

По походке человека можно распознать эмоциональное состояние человека, примерный возраст. Самая «тяжелая походка – при гневе, самая «легкая» – при радости.

Поза – это положение человеческого тела. Человеческое тело способно принимать около тысячи различных положений.

Слайд 11. Элементы невербального общения. Обратите внимание на таблицу, в ней отражаются основные жесты, характеризующие общий настрой человека на общение.

Когда люди открыты

Когда люди закрыты

- Ищут контакт глазами.

- Наклоняются вперед.

- Протягивают руки.

- Естественно улыбаются.

- Стоят и сидят в свободных позах.


- Избегают контакта глазами, отворачиваются.

- Отклоняются назад.

- Скрещивают ноги под столом.

- Складывают руки на груди.

- Стоят или сидят в напряженной позе.




Работа с таблицей в группах. Класс подразделяется на 2 части: первая изучает позитивные жесты; вторая негативные. Учащиеся групп поочередно приглашаются к доске для демонстрации озвучиваемых жестов.

Жесты

Позитивные

Негативные

Открытые ладони - честность, откровенность, желание сотрудничать, дружелюбие.

Зрительный контакт с другим человеком - уровень интереса и намерения.

Улыбка и приятное выражение лица более доступны для понимания языка тела.

Положительный язык тела — безопасное пространство, на расстоянии 0,5-1,5 метра – личная зона, 1,5 – 3 м – социальная зона.

Поза лицом к лицу. Сидя и стоя, постарайтесь повернуть свое сердце к сердцу другого человека.

Уверенную позицию демонстрирует основная стойка с выпрямленным позвоночником, опущенными руками вниз, ноги, слегка расставленные, в спокойном состоянии, голова высоко поднята.

Носок ноги своим направлением показывает на того, в ком заинтересован человек, кто ему приятен.

Походка уверенная с широким шагом — целеустремленность.

Медленные кивки головой – заинтересованность и внимание.

Жестикуляция руками – честность и открытость натуры.

Для правильного рукопожатия ладони обоих людей должны быть в вертикальном положении.

Для собеседования или группового обсуждения ноги должны быть не скрещены и параллельны, а ноги должны быть прочно закреплены на земле.

Во время собеседования не кладите руки на стол и не наклоняйтесь вперед. Ноги должны быть прочно закреплены на земле и не должны жонглировать.

При откровенном разговоре с друзьями хорошо положить руки на стол и наклониться вперед. Это показывает ваш интерес.

Голосовое управление. Громкость голоса человека должна соответствовать громкости других людей, вовлеченных в разговор. Паузы короткие.

Одни из положительных методов языка тела является умение подражать собеседнику, это как бы копирует движения собеседника, высоту и тембр его голоса

Рука у щеки – раздумье, нерешительность.

Наклоненная набок голова – проявление интереса.

Почесывание подбородка – процесс принятия решения.

Прищуривание глаз – поиски решения.

Манипуляция с очками – пауза для принятия решения.

Манипуляции с предметами – требуется дополнительная информация.

Пощипывание переносицы с закрытыми глазами – глубокая сосредоточенность, раздумье.

Потирание перед и за ухом, потирание глаз – сомнение, обдумывание ответа собеседнику.

Поглаживание подбородка - раздумывание перед принятием какого-либо решения.

Медленные кивки головой – заинтересованность и внимание.


Скрещенные руки - неприязнь,защита, нежелание говорить или нежелание слушать.

Скрещенные пальцы на уровне лица, на столе, на коленях, значат, что собеседник разочарован и отношение его негативное Взгляд, направленный вниз — человек говорит правду, направленный вверх — врет и сочиняет на ходу, прикрытые глаза – знак равнодушия,

Увеличение частоты моргания глаз передает незаинтересованность или скуку .

Боковой взгляд может восприниматься как подозрительность или враждебность.

Зрачки сокращаются при злобе или негативе.

Многократные постукивания ногой или пальцами рук символизирует беспокойство и нетерпение.

Рукопожатие ладонью вниз передает авторитет и доминирование.

Руки в кармане – неуважение, недоговаривание, недоверие.

Руки за спиной могут выражать гнев, разочарование, страх, превосходство, силу и уверенность.

Собеседник держит за спиной свою руку за предплечье — это означает, что он зол, чем выше захвачена рука, тем сильнее он недоволен ( окружением, ситуацией).

Руки сжаты в кулаки – гнев, раздражение, злость.

Руки, закинутые за шею, — расслабление, спокойствие.

Руки свободно лежат на бедрах в позе сидя – усталость, ожидание.

Указательный палец, направленный на человека — желание унизить и подчинить.

Потирание ладоней – способ успокоить нервы.

Подпирает свой ладонью щеку - собеседнику стало скучно.

Если большой палец высовывается из жилета или кармана, это символ агрессивного отношения и доминирования.

Шпиль показывает уверенность и может также источать авторитет, а во многих случаях и превосходство.

Пригоршня или сутулость создают впечатление лени и вялости.

Походка вялая, медленная, шаркающая — нет воли и стремлений.

О лжи говорят такие признаки: волнение, облизывание губ, почесывание носа, глаз и прикрывание рта рукой, как бы мешая себе говорить неправду. Когда человек обманывает, то, чувствуя себя некомфортно, начинает переступать с ноги на ногу, ерзать на стуле. Часто обманщик грызет ногти и трет руками глаза.

Прикасаются к уху, когда не верят говорящему.

Настроенный агрессивно человек смотрит в одну точку или не отрывает взгляда от глаз оппонента. Поднятый вверх подбородок, расправленные плечи, сомкнутые руки за спиной или руки в задних карманах – явные признаки главенства и превосходства.

Агрессия сразу видна по сжатым кулакам и прямой спине, с руками на поясе. На лице признак угрозы – сжатые в ниточку губы, сдвинутые брови, хмурый взгляд исподлобья и насмешка.


Слайд 12. Задание: Распределите по группам изображения, указав соответствующие им номера. (Работа в группах)

Жесты

изображения

  1. Жесты и позы защиты


  1. Жесты сомнения и неуверенности


  1. Жесты подозрительности и скрытности


  1. Жесты открытости


  1. Жесты уверенных в себе людей с чувством превосходства над другими.



Слайд 13. Проверим себя. Озвучивание ответов участниками групп, аргументация.

  1. 1, 4; 2 - 6; 3 - 8; 4 - 3, 5, 7; 5 - 2, 8.

Проведем небольшую физкультминутку, используя жесты невербального общения:

- человек задумался и отвел глаза (движение глазами вправо, влево);

- человеку кто- то понравился он подмигивает ему (моргание глазами);

- говорим «да» (наклоны головой);

- говорим «нет» (повороты головы);

- что- то не знаем (поднимаем - опускаем плечи);

- приветственно машем руками (левой - правой);

- рад от всей души (руку прикладываем к груди);

- добро пожаловать (разводим руки в стороны).


Слайд 14. Узнав сегодня, сколько мы получаем неречевой информации, скажите, пожалуйста, можем ли мы чувствовать себя комфортно и доверительно, общаясь с ним только по переписке и не видя его глаз, жестов, не слыша интонации? Нет.

Вопрос: Как вы думаете, а где еще могли бы пригодиться ваши знания невербальных знаков?

Ответы: В общении с родственниками, с партнерами, в профессии и т.д.

Вы правильно сказали все, в последнее время при приеме на работу, когда человек проходит собеседование, за ним наблюдают психологи. На что они обращают внимание?

Слайд 15,16. (Работа в группах) Представьте себе, что вам доверили провести собеседование. Какого бы вы сотрудника, члена коллектива из предложенной иллюстрации выбрали? И почему?

Слайд 17. Как вы понимаете выражение: «Встречают по одежке?»

Что включает «одежка»? От чего зависит первое впечатление о человеке? Насколько важно создать хорошее впечатление о себе, расположить к себе людей? Ответы учащихся.


  1. Подведение итогов классного часа. Рефлексия.

Мы сегодня говорили о том, как непросто порой нам понять друг друга, но как важно уметь контролировать не только свою речь, но и жесты, мимику, позу.

В заключение прошу каждого из вас, написать на смайликах по одному из средств невербального общения, которые могут помочь вам расположить к себе людей. Разместите их на плакате. Пусть это станет для вас памяткой.

Слайд 18. Памятка.

Жесты, позы и мимика, способствующие созданию доброжелательной атмосферы:

- соблюдение дистанции;

- не прикасайтесь к собеседнику;

- легкая улыбка на лице;

- взгляд «глаза в глаза»;

- умеренность в жестах;

- легкий наклон корпуса вперед или по направлению к собеседнику;

- наклон головы вперед – выражение согласия;

- открытые позы – раскрытые ладони, ноги и руки не скрещены;

- слушайте внимательно, проявляйте заинтересованность.

Спасибо за работу.



Источники:

Воробьева О.Я. Коммуникативные технологии в школе. Секреты эффективного общения / Издательство «Учитель», г. Волгоград, 2008

Интернет ресурсы:

https://infourok.ru/integrirovanniy-urok-po-teme-neverbalnoe-obschenie-klass-obschestvoznanie-i-psihologiya-2975372.html

https://yandex.ru/images/search?text=картинки%20мимика%20жесты&stype=image&lr=976&source=wiz&p=12&pos=678&rpt=simage&img_url=https%3A%2F%2Fyesofcorsa.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F09%2FFacial-Expression-Wallpaper-Free.jpg

https://yandex.ru/images/search?text=картинки%20мимика%20жесты&stype=image&lr=976&source=wiz&p=13&pos=733&rpt=simage&img_url=https%3A%2F%2Fwww.ok-t.ru%2Fstudopediaru%2Fbaza6%2F3346510193408.files%2Fimage002.jpg&rlt_url=https%3A%2F%2Fru-static.z-dn.net%2Ffiles%2Fdd5%2F9f6dd37ca90b15d84f14e07fdc91f147.png&ogl_url=https%3A%2F%2Fwww.ok-t.ru%2Fstudopediaru%2Fbaza6%2F3346510193408.files%2Fimage002.jpg

https://yandex.ru/images/search?text=картинки%20собеседование&stype=image&lr=976&source=wiz&p=4&pos=260&rpt=simage&img_url=https%3A%2F%2Fcdn.readovka.ru%2Fn%2F1133727%2F1200x630%2Fd1785a8638.jpg





презентация.pptx Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос