Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 25 «Зайчик»
СЕМЕНАР-ПРАКТИКУМ:
«ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКА - БУДУЩЕГО ШКОЛЬНИКА»
для учителей-логопедов и учителей-дефектологов
Антипина А.И., учитель-дефектолог, I квалификационная категория,
Варфоломеева Е.Н., учитель-дефектолог, высшая квалификационная категория,
Кольцова Е.П., учитель-дефектолог, высшая квалификационная категория,
Сарагас Н.Б., учитель-дефектолог, высшая квалификационная категория,
Стефанова Н.Л., учитель-дефектолог, высшая квалификационная категория,
Цедрик Е.Е., учитель-дефектолог, I квалификационная категория.
г. Усть-Илимск, 2015 г.
«Только то обучение в детском возрасте хорошо,
которое забегает вперед развития
и ведет развитие за собой»
(Л. С. Выготский).
Ведущий Дошкольный возраст, по мнению современных физиологов, психологов, логопедов, педагогов, является наиболее благоприятным для активного развития речи и познавательных способностей. В этом возрасте активно развиваются все психические процессы, которые лежат в основе успешного усвоения ребенком учебной программы в будущем. Дошкольный возраст непосредственно предшествует переходу ребенка на следующий, очень важный этап его жизни — этап поступления в школу.
Мы предлагаем Вам совершить с нами познавательный круиз. А поможет нам выбрать правильный маршрут и не сбиться с пути карта. Нас ждут необычные острова и бухта здоровья. И начнем наше путешествие с бухты здоровья. Я приглашаю Вас всех пройти в бухту Здоровья.
Организационный момент.
Уважаемые коллеги, мы вас приветствуем в бухте здоровья. Вас ждёт познавательное и увлекательное путешествие, а чтобы оно принесло только радость и приятные впечатления необходимо набраться сил, укрепить своё здоровье и выполнить небольшую разминку.
От зеленого причала
Оттолкнулся пароход!
И поплыл, поплыл по морю,
Набирая полный ход!
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг
Глазки вверх я подниму
И на небо посмотрю.
Глазки вниз я опущу
Дно морское рассмотрю.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
На морском дне лежит сундучок с сокровищами, давайте его раскроем и посмотрим, что же там внутри. Это морские талисманы вам в помощь, они помогут определить вам дальнейший маршрут, а ещё они принесут вам удачу. Возьмите из сундучка по одному талисману.
Распределение участников по группам.
Раздаются талисманы, путешественники расходятся по островам (работа в группах).
Остров Размышляй-ка:
Мышление - способность человека мыслить, рассуждать, делать умозаключения; особая ступень в процессе отражения сознанием объективной действительности (толковый словарь С.А. Кузнецова).
Развитием мышления детей руководят взрослые. Всякая сложная разумная деятельность, отличающая человека от животных, является следствием воспитания и обучения. При этом ребенок — активный участник своего становления, он творчески перерабатывает в своем сознании полученную от взрослых информацию.
Самая элементарная форма мышления ребенка-дошкольника — это наглядно-действенное мышление, которое возникает в тесной связи с его практической деятельностью и направлено на ее обслуживание.
В недрах наглядно-действенного мышления создаются предпосылки, на основе которых возникает новая, более сложная форма — наглядно-образное мышление. Эта форма характеризуется тем, что решение ряда задач может осуществляться ребенком уже в плане манипулирования образами, без участия конкретных предметов, без практических действий с ними.
Наглядно-образное мышление, является ведущей формой мышления ребенка-дошкольника.
Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление тесно связаны с речью ребенка.
Одна из причин недостаточной умственной активности дошкольников на занятиях - это увлечение педагога словесными методами обучения без достаточного включения чувственной основы. А ведь нам известно, что источником мысли для детей дошкольного возраста должны быть, прежде всего, предметы и явления, а не слова. Именно из окружающей . действительности он каждый день черпает новые факты и делает свои удивительные открытия, пробуждающие его собственные мыслительные усилия, развивающие сообразительность и критичность его ума.
Я предлагаю вам игры и упражнения для развития мышления у детей с тяжелыми нарушениями речи из своего опыта работы.
1. Игра «Случайная пара» (сравнение).
Детям предложен набор картинок (варианты: в «Чудесном мешочке», в шкатулке, картинки разложены на столе). Ребенок берет две картинки и называет, что на них изображено.
Вопрос: Чем похожи эти картинки?
2. Игра «Машина времени» (умозаключение).
На столе разложены картинки лицевой стороной вниз. Ребенок берет одну из них.
Вопрос: Подумай и скажи, чем этот предмет был в прошлом; а чем он будет в будущем?
3. Игра «Четвертый лишний» (синтез и анализ).
Вопрос: какое слово лишнее?
Варианты наборов слов:
Астра, тюльпан, мак, роза.
Гора, море, дар, пар.
Радио, парад, корысть, пара.
Шишки, шок, мышка, пшено.
Остров «Запоминай-ка».
Внимание – это сосредоточение мыслей или зрения, слуха на чём-либо .
Свойства внимания:
Объём, сосредоточенность (концентрация), распределение, устойчивость, переключаемость и др.
Виды внимания
Непроизвольное - вызванное действием сильного, контрастного или нового.
Произвольное внимание - активное и волевое, требует сосредоточенности внимания на объекте. В развитии внимания у детей дошкольного возраста - распылённость, рассеянность, неустойчивость, узость, – это показатели недостаточного развития таких свойств внимания, как концентрация, переключение, устойчивость, распределение и объём.
Рассмотрим несколько игр, позволяющих развить внимание ребенка.
-
Игра «Сколько игрушек ты запомнил?» Игра на развитие концентрации внимания, памяти. Под салфеткой морские фигурки, открыть салфетку, дать рассмотреть, закрыть. Попросить назвать, какие игрушки запомнили и кто больше?
-
«Воспроизведение узора» игра на развитие объема внимания.
Предложить рассмотреть узор из бусинок, запомнить их расположение с тем, чтобы через 10 секунд по памяти воспроизвести их на карточке с окошечками (Можно использовать цифры, буквы, картинки по лексическим темам)
-
Игра на развитие объема внимания.
Взрослый предлагает ребенку рассмотреть картинку в течение одной минуты, а затем убирает ее. После этого он задает ребенку вопросы по сюжету картинки: 1.Расскажи, что нарисовано на картинке?
2.Кто спит в кроватке?
3.Что находится под кроваткой?
4.Какое одеяло у мышонка?
5.Что видно за окошком?
6.Какое время суток нарисовано на картинке?
7. Как ты догадался?
Конечно, задаваемые вопросы так же зависят в первую очередь от возраста ребенка, его общей осведомленности.
-
Игра на развитие концентрации внимания.
Взрослый предлагает ребенку рассмотреть картинку в течение одной минуты, а затем предлагает поискать:
- все предметы, которые имеют круглую форму;
- все предметы, которые имеют квадратную форму;
- все предметы, которые имеют треугольную форму;
- все предметы, которые имеют прямоугольную форму.
Для удобства нахождения предметов заданной формы, их так же можно раскрашивать в процессе выполнения задания.
-
Игра на развитие объема и переключаемости внимания.
Взрослый предлагает ребенку рассмотреть внимательно представленную картинку в течение одной минуты. Затем он предлагает ребенку рассказать, что на ней изображено, определить тему картинки. После этого взрослый задает ребенку вопросы о том, что в соответствии с темой картинки является лишним на ней и почему ребенок так считает.
После этого картинка убирается из поля зрения и взрослый предлагает ребенку вспомнить изображенные предметы, которые подходят к теме картинки.
-
Игра на развитие устойчивости, распределения и переключения внимания.
Взрослый предлагает ребенку лист газеты с достаточно крупным шрифтом и дает устно задание, сопровождая его наглядным показом: «Давай поиграем в разведчиков, которые шифруют свои послания. Для этого тебе надо просмотреть вот эти строчки из газетной статьи, найти все буквы «О» и зачеркнуть их».
Количество просматриваемых и «шифруемых» строк зависит от возраста ребенка и шрифта текста в газете.
Если ребенок не знает букв, то можно предложить ему готовый бланк с изображением каких-либо геометрических фигур, изображений предметов, среди которых необходимо отыскивать и зачеркивать какую-то фигуру или предмет.
Для усложнения задания количество фигур, которые необходимо как-то отмечать увеличивается.
-
Игра на развитие слухового внимания. «Не говори „нет"».
Договоритесь с ребенком, что вы будете задавать разные каверзные вопросы, а он может давать самые разные ответы. Но есть один уговор: нельзя произносить слово «нет».
Примеры вопросов с «ловушкой»:
«Ты спишь с открытыми глазами?»
«С неба падают шоколадки?»
«Брюки надевают на голову?»
«Человек спит в собачьей будке?»
«Нос нужен для того, чтобы слышать?»
«Хлеб пекут в холодильнике?»
«Тяжелая гиря может плыть по реке?
«Птицы долетают до Луны?»
«Ты умеешь летать?»
«Сладкое — это невкусная еда?»
«Остров «Воспринимай-ка»
-
Предлагаю Вам выбрать ответственного вашей «Туристической группы» и выполнить первое «разминочное» задание.
Задание. «Опиши и назови».
Инструкция: «Один участник получает картинку и описывает предмет, изображенный на ней, используя только слова-признаки предмета. Остальные участники отгадывают, какой предмет изображен на картинке».
Дискуссия.
Какие анализаторы использовал первый участник, рассматривая предмет и подбирая слова для описания? Зрительный анализатор. Какие анализаторы были задействованы у остальных участников в процессе слушания? Слуховой анализатор. В результате все догадались, что это за предмет, то есть в мозгу каждого участника сложился образ данного предмета. Таким образом, произошел процесс , которым и является восприятие.
Восприятием называют отражение в коре головного мозга предметов и явлений, действующих на анализаторы человека. Восприятие - сложный процесс, который включает работу сенсорных (чувствительных), двигательных и речевых механизмов. Воспринимая, мы не только выделяем группу ощущений и объединяем их в целостный образ, но и осмысливаем этот образ, понимаем его, привлекая для этого свой прошлый опыт. Иначе говоря, восприятие человека невозможно без деятельности памяти и мышления. В процессе восприятия не все анализаторы играют одинаковую роль. Один из анализаторов обычно ведущий. В зависимости от этого различают виды восприятия. Наиболее распространены такие виды, как зрительное, слуховое, осязательное восприятие.
-
Предлагаю вам рассмотреть следующую ситуацию «Ребенок начальных классов при письме испытывает следующие трудности: пишет зеркально, сбивается со строки, не выдерживает размера букв». Какой вид восприятия недостаточно сформирован у него в большей степени? Зрительное восприятие или оптико-пространственное. Предлагаю вам ряд игр и заданий, направленных на формирование оптико-пространственного восприятия.
(Задания выполняются участниками индивидуально или в мини-группах.
По мере выполнения педагог предлагает дополнительные задания).
Задание 1. Кубики «Сложи узор».
1). Инструкция: «Положи кубики на узор. Внимательно подбирай цвет». (вкладыш «Узор в натуральную величину»)
2). Инструкция: «Сложи узор «Золотая рыбка», но используй кубики только белого и красного цвета. Внимательно подбирай цвет».
3). Инструкция: «Внимательно рассмотри узор «Краб». Подумай, какие кубики тебе нужны для выполнения. А теперь проверь свою догадку – выложи узор».
4). Инструкция: «Сложи узор «Рак». Зарисуй в тетрадь узор, сложенный из кубиков».
5). Инструкция: «Выложи букву М самостоятельно».
6). Инструкция: «Выложи цифру 5».
Задание 2. «Наложенные рисунки».
Инструкция : «Посмотри на картинку. Назови, какие предметы ты видишь. Посчитай их».
Задание 3.«Разложи по порядку».
Инструкция : «Проведи стрелочки по порядку от самого маленького предмета до самого большого» (и наоборот).
Задание 4. «Корректурные пробы» (таблица букв (фигур, цифр); вариант: различной величины, цвета и шрифта).
Инструкция ребенку: «Найди и обведи, заданную букву (фигуру, цифру)».
5. Таблицы Шульте (квадрат ( 5х5, 4х4, 3х3), в котором в случайном порядке расположены цифры ( от1 до 25, от 1 до 16, от1 до 9).
Инструкция: «Перед тобой находится таблица с цифрами. Твоя задача, найти, назвать вслух и показать карандашом число». (Искать числа, называть и показывать их необходимо по порядку, при этом смотреть необходимо в центр таблицы. Таким образом вырабатывается специальное движение глаз, необходимое для развития и совершенствования навыков техники чтения).
Остров Рассуждай-ка.
В человеческой деятельности практически нет областей, где не употреблялась бы речь. От качества речи зависит и успешность его обучения, поэтому главной задачей по подготовке детей к школе является именно развитие речи.
1.На наш остров поступила видеограмма.
- (Включается видеоролик). Здравствуйте, меня зовут Екатерина Алексеевна. Мой ребенок пошел в третий класс и у нас проблема с русским языком, путает в написании парные согласные, как можно помочь и почему возникли такие проблемы.
- Давайте с вами выясним, почему возникла такая проблема, на что нужно обратить внимание в дошкольном возрасте, чтоб не было проблем в школьном возрасте? Какие игры можно порекомендовать родителям в дошкольном возрасте? (Ответы педагогов).
- (Включается следующий видеоролик). Здравствуйте, меня зовут Галина Анатольевна. Моей дочери 7 лет. Все звуки произносит правильно, но говорит очень быстро и глотает окончания слов. Когда я, ее останавливаю и прошу повторить медленно, она обижается и не хочет ничего повторять. Посоветуйте, что мне делать. Заранее благодарю.
- Какая проблема у этой девочки и что нужно делать, чтоб ее исправить, что можно посоветовать маме этой девочке? (Ответы педагогов).
2. На нашем острове зашифрованы слова, нужно отгадать по первым звукам в картинках.
-
РЕКА – репа, ель, карандаш, автобус
-
ФЛАГ – фартук, лук, аквариум, гриб
-
ЯКОРЬ – яблоко, кот, огурец, радуга, ь
-
ВЕСНА – ветка, ежи, снежинка, носки, апельсин
-
ШКОЛА – шуба, карандаш, огурец, лампа, аквариум.
Разминки.
Через 7-8 минут звучит гудок парохода и все команды собираются в бухте здоровья на разминки. После разминки, команды переходят на другой остров.
I часть
Здоровьесберегающие технологии – это комплекс средств и мероприятий, направленных на укрепление психофизического и психологического здоровья детей.
Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.
Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у детей происходит: - улучшение памяти, внимания, мышления; повышение способности к произвольному контролю; улучшение общего эмоционального состояния; повышается работоспособность, уверенность в себе; стимулируются двигательные функции; снижается утомляемость; развивается дыхательный и артикуляционный аппарат; стимулируется речевая функция;
Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.
Основные компоненты здоровьесберегающих технологий:
1. Дыхательная, артикуляционная, зрительная гимнастика.
2. Развитие общей моторики (физминутки, упражнения на координацию речи с движением, динамические паузы)
3 Массаж и самомассаж тела, рук, пальцев, лица,ушных раковин
4. Развитие мелкой моторики рук(пальчиковые игры и упражнения)
5. Кинезиологические упражнения.
Координация речи с движением «Ладошки».
Подними ладошки выше
И сложи над головой
Что же вышло? Крыша вышла.
А под крышей мы с тобой.
Подними ладошки выше,
Поскорее помаши.
Что же вышло? Птички вышли.
Птички очень хороши.
Подними ладошки выше,
Изогни скорей дугой.
Что же вышло? Гуси вышли.
Вот один, а вот другой.
II часть
Массаж и самомассаж – является одним из средств профилактики и коррекции психоречевого развития детей.
Самомассаж тела «Солнышко».
Солнце утром рано встало,
Всех ребяток приласкало:
гладит грудку,
гладит шейку,
гладит носик,
гладит лоб,
гладит ушки,
гладит ручки,
загорают дети. Вот!
Самомассаж ушных раковин.
Чтоб ничего не забывать,
Здоровым быть, внимательным,
Делайте себе массаж ушек обязательно.
Пальцами по ушкам пробеги,
Во все стороны крути
Ушки ты старательно,
Внимательным и умным
Станешь обязательно.
Ушки мы погладим с лаской
Нам так приятно –просто сказка.
Самомассаж спины «Листочки».
(1)Дождик травку поливает
(2) Ветер дерево качает
(3) Листики висят, висят
(4) И тихонько вниз летят.
(5) Дети в садик выбегают
(6) И листочки собирают
(7) Их к себе домой несут
(8) И в коробочку кладут.
1
- легко постукиваем по спинке кончиками
расслабленных пальцев
2
- положив руки на плечи, слегка раскачиваем
3
- тихонько дотронуться кончиками пальцами
до плеч
4
- медленно погладить кончиками пальцев
вдоль позвоночника
5
- пробежать указательными и средними
пальцами обеих рук по спинке
6
- легонько пощипать
7
- пройти указательными и средними
пальцами обеих рук по спинке
8
- положить бумажные листочки или концы
пальцев на ладошку малыша
и
закрыть его пальчики в кулачок.
III часть
Кинезиологические упражнения направлены на развитие и формирование межполушарного взаимодействия. Эти упражнения помогают детям снять напряжение, стать внимательными, активными. «Гимнастика для мозга» напоминает обычную зарядку и проста в исполнении.
-
«Ухо – нос – хлопок» - левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот».
-
«Кулак-ребро-ладонь» - четыре положения руки на плоскости последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой. Затем двумя руками одновременно.
Ладошки вверх,
Ладошки вниз,
А теперь их на бочок
И зажали в кулачок.
-
«Колечки» - соединяем пальцы руки в кольцо с большим, начиная с указательного сначала одной рукой, затем другой, затем двумя одновременно.
Пальчики соединяем
И кольцо мы получаем:
1/2 1/3 1/4 1/5
Поздоровались пальцы опять!
1/5 1/4 1/3 1/2
Большинство из нас выполняют рутинные ежедневные физические действия «удобной» рукой. Попробуйте сами и предложите детям чистить зубы, причесываться, доставать предметы, рисовать и даже писать другой рукой. Исследования показывают, что выполнение обычного действия «необычной» рукой активизирует новые участки мозга.
IV часть
-
Игры на внимание и мышление Земля-воздух-вода
Играющие становятся в круг, в середине его стоит ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произносит при этом одно их четырех слов: Земля, Вода, Огонь, Воздух. Если ведущий скажет слово "Земля", тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-нибудь домашнее или дикое животное. На слово "Вода" играющий отвечает названием рыбы, на слово"Воздух" - названием птицы. При слове "Огонь" все должны быстро несколько раз повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращают ведущему.
-
Игра «Самые внимательные»: взрослый произносит команды, которые дети должны выполнить. К примеру, «земля» - руки вниз, «вода» - руки в стороны, «воздух» - руки вверх, «огонь» - руки вытянуты вперед.
Правила здоровьесбережения:
-
Соблюдайте режим дня!
-
Обращайте больше внимания на питание!
-
Больше двигайтесь!
-
Спите в прохладной и проветренной комнате!
-
Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
-
Гоните прочь уныние и хандру!
-
Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
-
Желайте себе и окружающим только добра!
Ведущий Багаж практических знаний получили, а теперь предлагаю дополнить теоретическим багажом.
Развитие интеллекта ребенка — многогранный и сложноорганизованный процесс. В нем «рука об руку» идут восприятие, внимание, память, мышление, речь, зрительно-моторная координация. И какая из перечисленных составляющих интеллектуального развития является первоочередной и наиболее важной, определить невозможно. Все они идут рядом, опираясь друг на друга в развитии, время от времени уступая первенство друг другу.
Во многом успешность речевого развития и познавательных способностей ребенка зависит от зрелости высших психических функций.
Логопед и дефектолог имеет дело в ежедневной работе с высшими психическими функциями (ВПФ). Они обладают рядом особенностей, которые все мы знаем.
-
Мозг человека формируется прижизненно (дозревает после рождения). Поэтому на нас лежит ответственность на формировании этих функций. В чем эта ответственность выражается конкретно?
-
ВПФ социальны по происхождению, т.е. чтобы ребенок овладел в полной мере ВПФ он должен взаимодействовать со взрослым, т.е. взрослый человек должен востребовать эту функцию из вне, он должен учить ребенка. Какой бы не был зрелый мозг гармонично правильно овладеть ВПФ ребенок может только в том случае, если он взаимодействует со взрослым. И мы все, конечно понимаем, на сколько это взаимодействие важно и на сколько по-другому развиваются дети в семьях, которых родители мало уделяют внимания детям, в интернатах, Домах ребенка.
-
ВПФ опосредованы по строению. Для нас, как специалистов это важно, потому что ребенок для того, чтобы освоит ВПФ, должен овладеть определенными средствами. Эти средства мы помогаем ему подобрать и ими овладеть. Это средство, во-первых, речь. Речь, кроме общения, несет функцию регуляции (поведения, психических процессов). Для овладения той же речью, средствами являются знаки: буквы, знаки, цифры. Мы понимаем, как трудно многие дети овладевают письмом, счетом, чтением, потому это требует овладение микрознаками. Средствами являтся ассоциации (зрительные, какие-то ассоциации связанные со стихотворными формами, с ритмами. Например: Мы понимаем, что каждый охотник желает знать, где сидит фазан - это средство мнестическое).
-
Все психические функции произвольны по способу осуществления. Произвольность планирования и контроля, овладения самим собой, своим поведением, это, чего не хватает нашим детям и, не смотря на то, что мы признаны фактически заниматься развитием речи, мы часто начинаем не только с речи, но и с поведения, внимания, с того, чтобы ребенок слышал, слушал, понимал, соблюдал инструкцию, а так же мы часто учим этому родителей, мы обращаем внимание на необходимость развития произвольности у детей.
Итак, какие же высшие психические функции мы можем назвать? Здесь представлен небольшой спектр:
-
Произвольное внимание. Мы знаем, что внимание бывает непроизвольное. В основе произвольности лежит непроизвольность, привлекаемое яркими стимулами, ситуациями - это не является ВПФ, но оно является его базой. Поэтому ВПФ это произвольное внимание, произвольный контроль, произвольное запоминание. Но сколько работы нужно проделать с ребенком, чтобы оно стало произвольным.
-
ВПФ является восприятие (зрительное, слуховое, тактильное и пространственное).
-
Конечно, ВПФ – это речь и такие ее виды как понимание, письмо, чтение.
-
ВПФ - это интеллект и мы понимаем, что довольно долго у ребенка развивается возможности обобщения, сравнения, классификации. Тем более все это в речи, вербальном компоненте.
-
Произвольное запоминание.
-
Оптико-пространственное восприятие.
«Мозаика».
ЦЕЛЬ: Развивать способность декодировать информацию, изображенную на карточке. Уметь выбирать геометрические фигуры, блоки по заданным свойствам. Развивать внимание, память, восприятие, речь, мышление.
Развивающая среда: Карточки с изображением предметов (цветом показана толщина), Блоки Дьенеша. Набор плоскостных разноцветных геометрических фигур.
Описание игры: Ребенок подбирает по свойствам блоки, учитывая форму, цвет, величину, толщину, и выкладывает их согласно схеме с цифрами
Все сказанное выше свидетельствует о необходимости проведения с детьми комплексной работы, в которой работа по развитию речи успешно сочетается с развитием памяти, мышления и внимания, восприятия и др.
Если эта информация была полезна и интересна, то предлагаю прикрепить смайлы к нашему кораблю знаний, который ведет наших воспитанников в успешное будущее.
- Вебинар «Музыкальная сказка как средство развития творческих способностей дошкольников»
- Вебинар «Речевое развитие детей раннего возраста в игровой деятельности»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Профилактика аддиктивного поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях, реализующих АООП»
- «"Территория театра" как интерактивная творческая лаборатория по овладению разнообразными театральными играми и упражнениями»
- Вебинар «Информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности современного педагога ОО. Использование интерактивных методов обучения»