В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Внеклассное мероприятие "День славянской письменности" (для учащихся 5 - 7 классов)

Ирина Журавлёва Ирина Журавлёва
Тип материала: Мероприятие
просмотров: 896
Краткое описание
Цели и задачи: способствовать воспитанию у подрастающего поколения чувства патриотизма, приверженности высоким духовным идеалам, уважения к культуре и духовным ценностям русского народа, привлечение внимания учащихся к русскому языку и литературе, к родной истории и культуре как важным факторам сохранения и развития духовных традиций и ценностей, укрепления живой связи поколений.

Ссылка на материал: перейти
Теги: оу, учитель
Пожаловаться 23 августа 2015
Файлы
День славянской письменности. Журавлева И. И..doc
HTML Войдите для скачивания файлов


МОУ «Средняя школа № 14»




Автор: учитель русского языка и литературы

Журавлёва Ирина Ивановна














г. Кимры Тверской области

2015 год



Цели и задачи: способствовать воспитанию у подрастающего поколения чувства патриотизма, приверженности высоким духовным идеалам, уважения к культуре и духовным ценностям русского народа, привлечение внимания учащихся к русскому языку и литературе, к родной истории и культуре как важным факторам сохранения и развития духовных традиций и ценностей, укрепления живой связи поколений.


1 ведущий: (Слайд 2) Время, когда еще не было письменности, называлось доисторическим, так как люди еще не умели фиксировать историю. Если нужно было отправить послание, то делали это с помощью предметов, которые нужно было расшифровать.


(Слайд 3) Однажды к могущественному персидскому царю пришел посланник с дарами: птица, мышь, лягушка и пять стрел. Персы сразу предположили, что скифы преклоняются перед своими врагами и отдают во власть им земли, воду, небо, а стрелы - от сопротивления.

А один из самых умных мужей царя сказал, что знает скифов как гордый и бесстрашный народ. Их послание гласит: «Если вы, персы, не улетите подобно птицам в небеса, не зароетесь подобно мышам в землю и не ускачете как лягушки в озера, то падете под ударами наших стрел».


2 ведущий: (Слайд 4) Согласитесь, такие методы передачи информации не очень удобны. Как вы понимаете, эволюция письма прошла долгий и тернистый путь, меняясь и совершенствуясь. Многие народы, живущие на уровне первобытно – общинного строя, использовали язык рисунков, то есть пиктографию.


(Слайд 5) Как вы думаете, какой текст обозначают эти рисунки?

Эти рисунки обозначают такой текст: человек пошел на охоту, добыл шкуру зверя, затем другую, поплыл на лодке, охотился на моржа, заночевал.


(Слайд 6) Некоторые виды пиктографии используются и в наше время. Это вывески мастерских по ремонту обуви, часов и т.д. Пиктография годится только для передачи конкретного, вещественного.


3 ведущий: (Слайд 7) Затем картинки, меняясь в течение тысячелетий, превратились сначала в иероглифы, а потом – в буквы.

И вот славяне стали узнавать, что в других странах пользуются знаками для обозначения каждого звука. Знаки эти придумали саммиты – древний народ, живший на берегах Средиземного моря. А древние греки их усовершенствовали. По первым буквам «альфа» и «бета» назвали буквенный состав.

Как он называется?


4 ведущий: (Слайд 8) И вот в 863 году произошло важное событие. Братья Кирилл и Мефодий из греческого города Салоники по заданию моравского князя Ростислава составляли славянский алфавит, перевели множество книг с его помощью.


(Слайд 9) Алфавит, который придумал Кирилл, называется кириллица. Алфавит Мефодия называется глаголица (от слова «глагол», что обозначает «речь», «слово»).


(Слайд 10) Вот как выглядит глаголица.


(Слайд 11) Задание: расшифруйте слова, написанные глаголицей. Глаголица просуществовала всего 3 века.


5 ведущий: (Слайд 12) Азбука кириллица оказалась наиболее удобной для славян, в ней используются некоторые греческие буквы.


(Слайд 13) Как называется книга, по которой дети учатся читать? (Азбука). Почему она так названа?

(Слайд 14) Посмотрим на первый славянский алфавит – кириллицу и хором прочитаем буквы.

Задание: отгадайте слово (буквы разбросаны): 1) рцы, твердо, добро,ук( труд); 2) слово, аз, земля, аз, како, како ( сказка); 3) я, еры, како,земля( язык).


1 ведущий: (Слайд 15) Почему буквы стоят именно в таком порядке? Что хотели сказать потомкам создатели азбуки? Какое важное значение хотели зашифровать Кирилл и Мефодий? Попытаемся найти след тайных слов азбуки. Составим текст:

Аз - я

Буки - буквы

Веди – ведать, знать

Глаголь - говорить

Добро - добро

Есть - есть

Живете - жизнь

Земля - земля

И - и

Како - как

Люди - люди

Мыслете - мыслю

Читаем: я (то есть азбука) – буквы, знающие и говорящие добро, есть жизнь земли и, как люди, мыслю. То есть азбука учит добру, она рассказывает о жизни земли.


(Слайд 16) Итак, первая буква Аз. Не случайно пословица гласит: «Сперва аз да буки, потом и науки». Народные пословицы сохранили воспоминания о трудности изучения азбуки:

«Аз,буки, веди страшны как медведи»

«Азбуку учат на всю избу кричат»


(Слайд 17) Вопросы: 1) Как называется запись событий по годам? (летопись). 2) Как называется одна из первых летописей? («Повесть временных лет»).3) Как звали летописца, написавшего ее? (Нестор).


2 ведущий: (Слайд 18) Позже стали появляться первые книги. Конечно, писались они подолгу гусиными перьями. Особенностью было то, что заглавные буквы рисовались красным цветом в виде дивных зверей, птиц, даже людей. Эта красивая буква дала название «красная строка».

(Слайд 19) Затем, когда книга была уже написана, ее украшали драгоценными камнями, золотом и серебром. Только богатый человек мог позволить себе подобную книгу.


3 ведущий: (Слайды 20 -21) Писцы не успевали переписывать книги, так как их требовалось все больше и больше. И вот в 16 веке Иван Федоров создал такой станок, где книги можно было печатать.

  1. (Слайд 22) Как называлась первая книга, переведенная на славянский язык? ( Евангелие). Когда это произошло? (в 863 г.)


  1. (Слайд 23) На Русь письменность пришла после ее крещения. Когда это было? (в 988 г.). Как звали князя, который взялся за крещение Руси? (Владимир).


(Слайд 24) С тех пор алфавит несколько раз менялся, но до сих пор мы используем для письма азбуку, сочиненную в древности братьями- просветителями Кириллом и Мефодием. Каждый год 24 мая славяне отмечают особый праздник - День славянской письменности.


(Слайд 25) Крестный ход из Московского Кремля в рамках Дней славянской письменности и культуры.


(Слайд 26) Памятник Кириллу и Мефодию в Москве

4 ведущий: Спасибо вам, буквы, что учите нас красоте, доброте, мудрости.


(Слайд 27) Спасибо святым братьям Кириллу и Мефодию за то, что они подарили нам славянскую азбуку. Кирилл и Мефодий – гордость всего славянского народа.


5 ведущий: (Слайд 28)

По широкой Руси - нашей матушке

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

Вспоминают Кирилла и Мефодия,

Братьев славных, равноапостольских,

В Белоруссии, в Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии,

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии, Сербии.

Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.



Список использованной литературы и Интернет – источников.


  1. «Откуда есть пошла славянская письменность» http://newciv.relarn.ru/work/2-09/bukvi/book.htm

  2. Энциклопедия «Кругосвет» http://www.krugosvet.ru/node/35197

  3. Православный календарь http://days.pravoslavie.ru/Life/life6671.htm






Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru