В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Развивающая среда

Развивающая среда

Лилия Шаповалова
Тип материала: Обобщение опыта
просмотров: 659
Краткое описание
Организация предметно-развивающей среды для речевого и математического развития как в дошкольных учреждениях, так и в домашних условиях.
Теги: 

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
развивающая среда.docx Скачать

Развивающая среда

В настоящее время на фоне массового увлечения детей гаджетами очень важно создание для ребенка гармоничной развивающей среды, способной увлечь ребенка и удержать его внимание. Актуально это не только для дошкольных учреждений, но и для домашнего использования. Для всестороннего развития детей как в домашних условиях, так и в дошкольных учреждениях желательно организовать несколько предметно-развивающих «сред» для речевого, математического, эстетического и физического развития.

Мы разберем сегодня формирование среды для речевого и математического развития детей и с точки зрения дидактического материала и с точки зрения формирования развивающей среды из окружающей действительности.

При построении любой развивающей среды важно использовать следующие принципы:

  • Дистанцирования и взаимодействия компонентов среды, стабильности и динамичности самой среды.

  • Возможности и простоты самостоятельного использования детьми и уборки по местам.

  • Эмоциогенности среды и индивидуальной комфортности для ребенка.

  • Сочетания новых компонентов и уже известных детям.

  • Учета возрастных и половых различий детей.

При организации среды особое внимание следует обратить на комфортность расположения объектов в комнате. Ее пространство надо оформить так, чтобы дети могли беспрепятственно перемещаться и играть с игрушками, отдыхать и заниматься творчеством. Развивающая среда должна быть комфортна как для самостоятельного использования детьми, так и для совместной деятельности детей и взрослых.

По опыту для таких занятий в группе необходимо достаточно свободного места, чтобы дети могли менять положение тела (занятия сидя на полу или на ковре, движения в процессе сюжетно-ролевых подвижных игр, занятия сидя за столом и т. д.). Важно наличие мягкого покрытия и модулей, из которых конструируются различные игровые уголки для создания той или иной игровой ситуации, при которой происходит формирование тех или иных навыков.

Среда для речевого развития

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста важно уделять много внимания использованию дидактических материалов и пособий, направленных на развитие лексического разнообразия речи, формирование словаря и структуры речи.

Проводить дидактические игры лучше после того, как дети освоят сюжетно-ролевые игры, и игровые действия персонажей станут для них понятными. Материалы для сюжетно-дидактических игр лучше хранить в доступных для детей местах: стеллажах, ящиках, коробках с символическими обозначениями или в прозрачных боксах. Например, игра «продуктовый магазин», «веселый зоопарк», «аптека» и др.

Самые распространенные приемы в речевых играх - это обобщение предметов и исключение лишнего, а также установление взаимоотношения предметов и явлений и логических связей.

У детей старшего дошкольного возраста особое внимание обращается на подготовку к обучению чтению. Это могут быть: подвижная азбука, азбука в картинках, дидактические игры с буквами, кубики по обучению русскому языку и др.

Родителям важно помнить, что основная задача не учить читать, а учить любить читать, понимать, переживать, обсуждать, пересказывать, выражать другими словами, продолжить, а то и дофантазировать… Не старайтесь значительно упрощать свою речь при разговоре с ребенком. Гораздо полезнее объяснить новое слово, чем обойтись уже известными. Дети копируют речь близких взрослых и впитывают, как губки, их манеру выражать свои мысли.

Среда для математического развития

Важно, чтобы среда для математического развития была приближена к игровой, счетный материал встречался в повседневной жизни ребенка, задания носили прикладной характер.

Обучение дошкольников азам математики часто значительно форсируется - взрослые стремятся дать детям набор готовых знаний (счет до 100, до 1000 и. т. д., когда ребенок не овладел полным пониманием простейших операций с числами в пределах 10). В то время как нужно стремиться именно воспитать у дошкольника интерес к процессу познания и к самостоятельному поиску решений. Это и знакомство с величиной и формой, и пространственное ориентирование и прикладное использование простейших математических действий и понятий в повседневной жизни ребенка. Крайне важно, чтобы математика вошла в жизнь ребенка не как теория и цифры, а как явления окружающего мира, которые встречаются на каждом шагу. Здесь неоценима помощь родителей, однако им важно напомнить, что принудительное обучение не только бесполезно, но порой и даже вредно. Выполнение заданий должно начинаться с предложения: «Поиграем?». «Играйте» в математику по дороге в детский сад, на прогулке, в магазине, на кухне и даже в ванной во время купания. Основные темы «Количество и счёт», «Величина и форма», «Ориентирование в пространстве и времени». Всем этим «дидактическим материалом» до краев наполнена наша повседневная жизнь!

Попросите ребенка помочь накрыть стол на 4 человека. С какой стороны должна лежать ложка, вилка. Сколько тарелок? А ложек? Принесли домой фрукты, яблоки и груши. Спросите, чего больше? Можно даже без счета, а путём парного сопоставления. Если пересчитать, то можно сравнить числа (груш больше, их 5, а яблок меньше, их 4.) Варите суп, спросите, какое количество овощей пошло, какой они формы, величины. Построил ваш ребенок 2 башенки - спросите какая из них выше/ниже, шире/уже, ближе/дальше и так далее.

Обращайте внимание ребенка на часы в доме, особенно на те, что установлены на бытовой технике (духовке, стиральной машине, микроволновой печи). Объясните, для чего они. Обращайте внимание ребенка на то, сколько минут он чистит зубы, одевается, спросите, что можно сделать за 3 или 5 минут.

В ванной или на кухне можно познакомить ребенка с понятием объема, сравнивая по вместимости разные кастрюльки, кружки, чашки...

Вот так, в непосредственной обстановке можно легко приобщить ребенка ко многим математическим понятиям и способствовать их лучшему усвоению, а в итоге успешно развить и поддержать интерес ребенка к математике.




Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос