Развитие навыков самостоятельной работы учащихся на уроках иностранного языка
Развитие навыков самостоятельной работы учащихся на уроках
иностранного языка
При изучении иностранного языка самостоятельная работа учащихся очень важна. Нет
сомнений, что самостоятельная работа оказывает влияние на глубину и прочность знаний
учащихся по французскому языку, на развитие познавательных способностей, на темп
усвоения нового материала.
Под самостоятельной деятельностью понимается такая деятельность, при которой учащиеся по самостоятельно решают учебную задачу, проявляя усилия и активность.
Ни один предмет школьного курса не требует такой постоянной, систематической работы учащихся, как иностранный язык. Учитель должен позаботиться о том, чтобы учащиеся понимали специфику предмета, осознавали, что главное в изучении иностранного языка –уметь понимать усваиваемый материал при аудировании, чтении текста, уметь пользоваться им в собственных высказываниях, а это достигается только практикой, ежедневным повторением.
Навыки вырабатываются только в ходе систематического выполнения определенных действий с учебным материалом, таких действий, которые позволяют многократно слушать, произносить, читать и писать на изучаемом языке.
Известно, что основная цель самостоятельной деятельности на уроках — научить
школьников мыслить, анализировать, обобщать и усваивать учебный материал.
Как можно осуществить развитие навыков самостоятельной работы на уроках?
Самостоятельную работу учащихся можно проводить, во-первых, с помощью различных
организационных форм: индивидуально, в парах, в небольших группах и целым классом.
Все формы создают и развивают организационные, информационные, познавательные и
коммуникативные умения учащихся, что приведет к продвижению учащихся в усвоении
языка
Для того чтобы развить навыки самостоятельной работы учащихся на уроках французского
языка необходимо соблюсти ряд условий:
-
Учащиеся должны осознавать цели выполняемой деятельности, каждого упражнения в отдельности. Учащийся должен знать, что он будет делать, в какой последовательности, каков будет конечный результат, чем данное задание обогатит его опыт. Осознание цели задания (упражнения) является также принципом сознательности в организации самостоятельной работы.
-
Также учащиеся должны знать саму процедуру выполнения задания. Задачей учителя является обучение учащихся приемам учебной деятельности. Требуется умение пользоваться соответствующими средствами обучения для выполнения заданий.
-
Учащиеся также должны быть обучены умениям видеть опоры в материале заданий, которые могут облегчить преодоление трудностей в ходе самостоятельной работы.
Для наилучшего результата по привитию учащимся навыков самостоятельной
работы на уроках французского языка необходимо использовать современные
технологии. К таким технологиям относится, например, модульное обучение.
Такое обучение предполагает строгое содержание учебного материала, четкие
требования к знаниям и способам деятельности, алгоритмизацию труда. На выполнение одного модуля отводится один урок. Обычно такой урок проводится перед контрольной или самостоятельной работой по теме. Учащиеся работают самостоятельно. Выполнив
каждое упражнение, они проверяют правильность выполнения по листку контроля,
выставляют себе баллы в схеме уровня знаний.
Таким образом, несомненно, возрастает самостоятельность учащихся, увеличивается их мыслительная и познавательная активность, увеличивается время работы каждого учащегося в отличие от традиционной фронтальной работы над теми же упражнениями. Учитель имеет возможность больше внимания уделить слабым учащимся, объяснить им еще раз пройденный материал.
Так же важно обучение в сотрудничестве. При обучении в сотрудничестве
класс делится на команды и учащиеся в каждой команде получают одно задание,
требующее совместной работы и участия каждого. Этот вид обучения не только
развивает навыки самостоятельной работы, но и развивает ответственность
участников команды за всю команду, потому что успех или неуспех команды
зависит от каждого.
Обе эти технологии, несомненно, эффективны. Однако и используя традиционные виды работы, нужно помнить о необходимости давать учащимся больше
возможностей проявить свою самостоятельность и в то же время о
необходимости подготовить их к самостоятельной работе.
Важным аспектом является обучение пользоваться справочной литературой, в
частности словарями. Научить работать со словарем и другой справочной литературой – задача учителя.
Важную роль в становлении самостоятельности учащихся играют самоконтроль и
самокоррекция. Для развития этих навыков, на уроках нужно
предоставлять учащимся возможность проверить свою работу, сверить с образцом.
Необходимо дать ученикам возможность самостоятельно исправить свою ошибку. В
этом случае ошибка будет являться развивающим фактором в процессе обучения. В целом, можно сказать, что развитие самостоятельности, формирование навыков самостоятельной работы – являются одной из приоритетных задач в работе современного учителя иностранного языка.
Обучение старшеклассников приемам самостоятельной работы расширит их значения, обеспечит возможность достигнуть практических, воспитательных и образовательных целей при изучении иностранного языка. Важное значение приобретает вопрос об организации систематической работы учащихся по иностранному языку. Желание, умение трудиться, радость от выполняемой работы составляют основу успешного обучения.
- Вебинар «Речевое развитие детей раннего возраста в игровой деятельности»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Музыкальная сказка как средство развития творческих способностей дошкольников»
- Вебинар «Арт-терапия в профилактике поведенческих отклонений, тревожности, стрессовых состояний у детей: песочная, игровая, музыкальная, цветовая терапия, фрактальная живопись, нейрографика, медиативное рисование, эко-арт, имаготерапия, сказкотерапия»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»