В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Предшкольная онлайн-подготовка дошкольников и поддержка уровня знаний по предметам у учащихся начальных классов. Подробнее...

Живая сила традиции

Живая сила традиции

Анна Кравченко
Тип материала: Электронный образовательный ресурс (ЭОР)
просмотров: 159
Краткое описание
Изучение развития образа народа, как важной сюжетной линии оперы М.П. Мусоргского «Борис Годунов», обеспечит учащихся широкими знаниями музыкальной, исторической и культурологической терминологии. Приобщение к музыкальным оперным произведениям, раскрывающим картины прошлого, всегда помогает лучше понять настоящее, что способствует воспитанию личной гражданской позиции  ко  всем событиям, происходящим в нашей стране и в мире.
Теги: 

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 12700 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Пояснительная записка.docx Скачать

Муниципальное общеобразовательное учреждение

лицей №10 города Ставрополя

Урок музыки «Живая сила традиции».

Класс: 7

Автор: учитель музыки МБОУ лицея №10 Кравченко Анна Анатольевна,

Электронный адрес: ledi-gor@bk.ru



Урок музыки в 7 классе.

Программа «Музыка», авторы Алеев В.В., Науменко Т.И., Кичак Т.Н. для 1-8 классов

  1. Тема урока: «Живая сила традиции».

Категория и номинация: Старшая и средняя школа, музыка.

  1. Автор: Кравченко Анна Анатольевна, учитель музыки.

  2. Название Общеобразовательного учреждения: Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №10 города Ставрополя.

  3. Описание.

Тема «Живая сила традиции» рассматривается в первой четверти в течение двух уроков, в 7 классе. Согласно, учебного плана МБОУ лицея №10, города Ставрополя, уроки музыки проводятся с 1 по 7 класс, а программа «Музыка» авторы Алеев В.В., Науменко Т.И., Кичак Т.Н. рассчитана для 1-8 классов. Для обеспечения прохождения программы в тематический план рабочей программы были внесены изменения: программа для 6 класса составлена на основе материала 6-7 классов, программа для 7 класса - на основе материала 8 класса программы.

Чтобы не ограничиваться изучением одного образа, как в программе «Музыка» В.В. Алеева, где рекомендуется к изучению только Монолог Пимена, из I действия оперы «Борис Годунов», было принято решение - рассмотреть образ народа, как развитие важной сюжетной линии. Поэтому учащимся предлагается для изучения более обширный музыкальный материал оперы.

Учитывалось ещё и то, что параллельно на уроках истории в 7 классе, вначале учебного года, школьники изучают время правления Бориса Годунова, период смуты, т. е. имеют представления о происходящих событиях с исторической точки зрения и могут их самостоятельно озвучить, тем самым осуществить межпредметную связь.

Для урока «Живая сила традиции», был создан медиа-ресурс, который позволяет:

  • более эффективно организовать учебный процесс по изучению и углублению знаний области истории, музыки и литературы;

  • проводить мониторинг и результаты освоения, при помощи блиц-опроса;

  • при достаточном техническом оснащении кабинета организовать занятие в самостоятельной форме с осуществлением самоконтроля;



План работы с медиа-ресурсом.

Номер слайда

Описание

№1

Начало урока.

№2

Оглавление с гиперссылками – переходы к слайдам.

№3

Навигация презентации. На слайде представлены основные элементы управления.

№4

Цели и задачи урока.

№ 5,6

Учитель: Традиция – это элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению, а без знания традиций, культуры своего народа невозможно обеспечить полноценное гражданско-патриотическое воспитание. (обратить внимание учащихся на информацию на слайдах).

№7

Музыкальный материал, предлагаемый для изучения.

№8

Учитель (обратить внимание учащихся на информацию на слайде): Что такое опера?
Что лежит в её основе? (учащиеся отвечают, учитель проверяет правильность ответов – щелчком появляется объект с правильным ответом).

№9

Учитель: Взять пушкинскую трагедию как сюжет для оперы посоветовал Мусоргскому Владимир Васильевич Никольский – философ, литературовед, специалист по истории русской литературы и русского языка. Никольский утверждал: «Пора, наконец, увидеть, - говорил он, - что Пушкин был не только поэт, но и гражданин». С трагедии «Борис Годунов» А.С. Пушкина, только 2 года как был снят цензурный запрет, висевший над ней в течение почти 40 лет, и эта трагедия стала замечательным материалом для оперного либретто.

И поэт, и композитор, обличая царя Бориса, делают его причастным к убийству малолетнего царевича Дмитрия. И пусть историки опровергают эту версию, но с ее помощью оба художника в образной форме доказывают преступность самодержавной власти вообще. Судьба русского народа – вот что больше всего и увлекало Мусоргского. Народ в «Борисе Годунове», как обобщенный образ, охарактеризован преимущественно песенными темами: плачами, причитаниями, протяжными, плясовыми и молодецкими песнями. Все эти мелодии тесно связаны с содержанием драмы.

№10

Учитель(обратить внимание учащихся на информацию на слайде): Во вступлении к опере народ совершенно равнодушен к происходящему. Тема народа и принудительно скорбный хор «На кого ты нас покидаешь, отец наш?»

(Текст «Тема народа и принудительно скорбный хор «На кого ты нас покидаешь, отец наш?» - гиперссылка на видеофрагмент оперы).

Верхний «?» - переход к слайду №11 с вопросом и правильным ответом (щелчком), возвращение к слайду 10 – по стрелке.

Средний «?» - переход к слайду №12 с вопросом и правильным ответом (щелчком), возвращение к слайду №10 – по стрелке).

Учитель(обратить внимание учащихся на информацию на слайде): Покорно прославляющий хор «Слава» - (текст - гиперссылка на видеофрагмент оперы, хор «Слава!»). Торжественная величальная царю «Уж как на небе», из 2 картины пролога, основана на подлинной народной мелодии «Слава». Народ официально и казенно прославляет нового царя, оставаясь при этом совершенно равнодушным к происходящему. Во 2 части хора появляется ощущение смутного беспокойства, пение идет как бы вразброд, чему способствуют элементы речитативности в хоровых партиях. Однако, завершается «Слава» вполне благопристойно, к большому облегчению присутствующих на коронации официальных лиц.

(Нижний «?» - переход к слайду №13 с вопросом и правильным ответом (щелчком)).

№14

Учитель (обратить внимание учащихся на информацию на слайде): Развитие образа народа представлено не только в хоровых сценах, но и в сольных партиях, образах-символах. Монах-летописец Пимен – впервые появляется в 1 картине 1 действия (текст - гиперссылка на видеофрагмент оперы, монолог «Еще одно, последнее сказанье»).

(Знак «?» - показывает вопрос, находящийся на этом же слайде: Что изображает оркестровое вступление? Проверка правильного ответа – щелчок по объекту «Ответ»). Мерная и сурово-спокойная речь Пимена - монолог «Еще одно, последнее сказанье» очерчивает строгий и величественный облик старца. Молодой инок Григорий Отрепьев с замиранием сердца слушает рассказ Пимена о смерти царевича Дмитрия. В голове честолюбивого послушника рождается план: бежать из монастыря в Литву, объявить себя царевичем Дмитрием.

№15

Учитель (обратить внимание учащихся на информацию на слайде): Во второй картине I действия появляется Варлаам. С музыкой, изображающей этого персонажа вы встречались в 5 классе. Варлаам – беглый монах, любитель вольной и разгульной жизни. Его музыкальная характеристика – песня «Как во городе было, во Казани».

(Варлаам – символ свободолюбия, силы – текст – гиперссылка на видеофрагмент оперы Знак «?» - переход к слайду №16 с вопросом и правильным ответом (щелчком)).

№17

Учитель: В IV действии появляется новый персонаж. Это Юродивый, несчастный нищий, над которым безнаказанно глумятся мальчишки. Мелодия песни Юродивого «Месяц едет» - с отголосками старинных духовных песнопений, построена на одной нисходящей интонации, выражает кротость и детскую наивность. В сопровождении оркестра интонация мольбы, жалобы.

(Обратить внимание учащихся на информацию на слайде №17: Текст «Блаженный нищий Юродивый» - гиперссылка на видеофрагмент оперы, песенка Юродивого «Месяц едет»).

Учитель: Юродивый только плачет, стонет, но не кричит. Почему не кричит этот необыкновенный, прозорливый человек? Потому, что знает наверняка – просить бесполезно. Юродивый по копеечке плачет, а народ?

(Текст «символ народной совести» - гиперссылка на видеофрагмент оперы, обвинение Юродивого.

Знак «?» - показывает вопрос, находящийся на этом же слайде: Как вы понимаете этот образ? Какова его роль в опере? Проверка правильного ответа – щелчок по объекту «Ответ»)).

№18

Учитель (обратить внимание учащихся на информацию на слайде): К. Бальмонт свое стихотворение «В глухие дни. Предание», посвятил эпохе «Смутного времени». (Стихотворение К.Д. Бальмонта, как эпиграф к музыке хора «Хлеба!»).

№19

Учитель (обратить внимание учащихся на информацию на слайде): Из жалобного стона песни Юродивого «Месяц едет» вырастает потрясающий по силе трагизма хор «Хлеба!»

(Текст «хоре «Хлеба! Хлеба!» - гиперссылка на видеофрагмент оперы, хор «Хлеба! Хлеба!»)

Учитель: В музыке сначала, как в первом хоре в «Прологе» («На кого ты нас покидаешь»), слышится причитание, просьба, но постепенно мольба становится всё настойчивее и переходит в возглас и вопль: «Хлеба! Хлеба дай голодным!» После яркого вопля люди, стоя на коленях (ремарка Мусоргского в партитуре), опускают головы (это очень наглядно в музыке - мелодия идет вниз) и, кланяющаяся царю, толпа расступается, динамика хора уходит. Хор «Хлеба» заканчивается на звуке, с которого начался.

(Знак «?» - переход к слайду №20 с вопросом и правильным ответом (щелчком)).

№21

Учитель (обратить внимание учащихся на информацию на слайде): Бунтарский хор «Расходилась, разгулялась», полный стихийного разгула, воспринимается как естественный логический итог в решении социального конфликта и в развитии образа народа. Средний раздел хора «Ой ты сила» основан на размашистом напеве хороводной песни (Заиграй, моя волынка).

(Текст «Хор «Расходилась, разгулялась» - гиперссылка на видеофрагмент оперы, хор «Расходилась, разгулялась». Знак «?» - переход к слайду №22 с вопросом и правильным ответом (щелчком)).

№23

Учитель (обратить внимание учащихся на информацию на слайде): Финал. Доведенный до отчаяния и нищеты народ возбужден зародившейся в его недрах разрушительной силой. Самозванец обещает людям быть их милостивым защитником, идет на Москву, толпа следует за ним. Завершается опера плачем Юродивого, предсказывающего новые беды обманутому Самозванцем народу – «Лейтесь, лейтесь, слезы горькие» - мелодическая основа «Месяц едет».

(Текст «Финал» - гиперссылка на видеофрагмент оперы, сцена встречи Самозванца).

№24-32

Блиц-опрос по пройденному материалу. На каждом слайде вопрос и варианты ответов. Текст объекта с правильным ответом – подчеркивается, фон меняет цвет, а не правильный ответ – исчезает.

№33

Домашнее задание: подготовить устно или описать свои размышления на тему: Главное музыкальное новаторство М.П. Мусоргского в опере «Борис Годунов».

№34

Использованные материалы.


Ожидаемые результаты.

Изучение развития образа народа, как важной сюжетной линии оперы М.П. Мусоргского «Борис Годунов», обеспечит учащихся широкими знаниями музыкальной, исторической и культурологической терминологии. Полученные знания позволят осознать то, что в опере есть народ, униженно молящий Бориса принять трон и корону, заведомо равнодушный к делам власть предержащих («Митюх, а Митюх, чаво орем? Вона! Почем я знаю!»). Есть народ, стонущий от голода: «Хлеба! Хлеба!» (сцена у собора Василия Блаженного). И есть безжалостная толпа в сцене крестьянского бунта под Кромами. Воплощая образ народа, композитор осуществил новаторское преобразование массовой сцены. В ней он впервые применил хоровой речитатив, исполняемый отдельными персонажами или группами действующих лиц, выделенных из народной массы. Кроме того, образ народа персонифицирован – Пимен, Варлаам, Юродивый. Недаром жанр оперы «Борис Годунов» был определен как народная музыкальная драма. Развитие образа народа идёт от забитости к могучей силе, тем самым Мусоргский показывает народ «как великую личность, одушевлённую единою идеею», но в ослеплении идущего за лидером, преследующим свои корыстные политические цели и к судьбе этого народа глубоко равнодушного, потому что привычка к слепому повиновению и страх перед царем берет верх. Учащиеся должны понять, что образ народа в опере многогранен и, вместе с тем, противоречив. Приобщение к музыкальным оперным произведениям, раскрывающим картины прошлого, всегда помогает лучше понять настоящее, ведь события прошлого актуальны и в наше время, что способствует воспитанию личной гражданской позиции, чувство сопричастности ко всем событиям, происходящим в нашей стране и в мире.


Техническое и программное обеспечение, необходимые для демонстрации медиа-ресурса:

Компьютер с установленными операционной системой WindowsXP (и выше) и офисным приложением Microsoft PowerPoint 2010, подключенным интернетом, колонки, мультимедийный проектор, экран (для групповой работы). Windows Media Player, кодеки K-Lite Codec Pack 9.9.0 или KMPlayer - видео/аудио проигрыватель с встроенными кодеками (VCD, DVD, AVI, MKV, Ogg, mp3, OGM, 3GP, MPEG-1/2/4, WMV, RealMedia, FLV, QuickTime и др.), что позволяет смотреть видео фильмы (в том числе и DVD) и слушать музыку без установки каких либо кодеков (K-lite Codec, Vista Codec Package, CCCP).


  1. Краткие рекомендации к использованию.

Данный урок музыки - «Живая сила традиции», выступает как средство гражданско-патриотического воспитания, способствует формированию духовных ценностей учащихся на историческом материале, отображенном в музыке оперы М.П. Мусоргского «Борис Годунов», через осмысление развития образа народа. Помимо уроков музыки материалы, возможно, использовать на уроках литературы и истории.

Презентация Microsoft PowerPoint.pptx Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров