В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Жанры детского фольклора

Жанры детского фольклора

Елена Злобина
Тип материала: Урок
просмотров: 524
Краткое описание
Контроль знаний, умений, навыков учащихся по теме: «жанры русского детского фольклора»
Теги: 

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18100 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Жанры детского фольклора.docx Скачать

Муниципальное бюджетное учреждения

дополнительного образования «Дом детского творчества»



















Конспект занятия на тему:

«Жанры детского фольклора»











Разработала: педагог дополнительного

образования Злобина Е.Н.

















с. Кочубеевское 2018 год.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, демонстрационный, частично-поисковый.

Формы работы: рассказ, обсуждение изучаемого материала, творческие упражнения, ролевая игра, сообщения, практическая работа.

Учебная группа: дети в возрасте 10-11лет (первый год обучения).

Актуальность. Огромное влияние жанров детского фольклора на формирование культуры современного общества. Возросший интерес к народному творчеству.

Планируемый результат: В ходе занятия обучающиеся получают общее представление об основных жанрах детского фольклора.

Цель занятия: Контроль знаний, умений, навыков учащихся по теме: «жанры русского детского фольклора»

Задачи: Творческое взаимодействие детей, увлеченность общим делом.

Музыкальный материал: Заклички, прибаутки, дразнилки.

Интернет страницы: www. moscowbooks. Ru

План занятия:

I. Вводная часть – 5 минут.

1. Организация детей, психологический тренинг;

2. Минута новостей

II. Основная часть – 35 минут

1. Объяснение новой темы: «Жанры детского фольклора»

2. Выполнение творческих заданий.

3. Практическая работа: исполнение песен.

III. Заключительная часть – 5 минут


Ход занятия.

I. Вводная часть. Приветствие. Сообщение темы и цели занятия. Психологический настрой на занятие. Дети становятся в круг, берутся за руки, проговаривают стихотворение-настрой на работу.

Педагог: Русский народ создал своеобразное, необычайно интересное народное творчество: заклички и приговорки, прибаутки и небылицы, загадки и пословицы, песни, сказки, частушки, скороговорки. Ну что же, сегодня мы раскроем кладезь русского фольклора.

II. Основная часть.

1. Объяснение новой темы. Рассказ педагога сопровождается демонстрацией мультимедийной презентации.

1.Слушаем первый вопрос.

-Как называется жанр русского детского фольклора, исполняя который дети обращаются к явлениям природы? (Заклички).

- А почему оно так называется?

(От слова заклинать – звать, просить, приглашать, обращаться, связаны с определённым временем года и обращены к различным явлениям природы.)

- Что закликают дети?

- С какими просьбами?

- Какие заклички вы знаете?

(«Солнышко, солнышко», «Дождик, дождик пуще», «Ветер – ветерок»).

Исполнение закличек.

2. Следующий вопрос.

- Вспомните, ребята: что такое прибаутки?

(Это детские попевки, которые исполняют бабушки, дедушки, мамы и папы).

- Детям какого возраста их пели?

(Малышам от двух, до пяти лет)

- О чем в них поется или каково их содержание?

(Слушая прибаутки ребенок многому учится: слушать, наблюдать, сравнивать; знакомится с природой, голосами птиц и животных, хозяйственными работами.)

- Да малыши познают родной язык, развивают речь, тренируют память и внимание.

- Как они исполняются – с сопровождением или без?

- Какие прибаутки вы знаете?

(«Кошкин дом», «Ладушки», «Патока с имбирем»).

Исполнение прибауток.

Физминутка. Выполнить упражнения для восстановления кровообращения в мышцах плечевого пояса и шеи. Покатать на ладони грецкий орех. Прилив крови к рукам благоприятствует эмоциональной устойчивости и физическому здоровью. Учеными доказано, что таланты каждого человека находятся на кончиках пальцев. Развиваем наши таланты с помощью пальчиковой гимнастики. Выполнить пальчиковую гимнастику.

3. Следующий вопрос.

- Что мы обычно поём, если кому-то грустно и мы хотим развеселить, потешить себя и своих сверстников. (Дразнилки, небылицы).

Правильно дразнилки.

Это забава ребятишек 10-12 лет. Почти на все русские имена мальчиков и девочек есть поддёвки. Они могут быть очень короткими: «Вовка – божья коровка», «Светка – конфетка», а могут быть и с приговорками в рифму разных шуток.

- Как вы думаете, могли ли дразнилки быть полезными?

- Какие полезные дразнилки вы знаете?

- Что они воспитывают – например, такие: «Жадина – говядина, соленый огурец. По полу катается, никто его не ест», «Плакса, три копейки вакса»?

- Какие дразнилки вы знаете?

(«У нас Арина маленька», «Флор – воришка», «Рева корова»).

Исполнение дразнилок.

- Ребята младшего возраста, ваши ровесники, очень любят бегать на улице, играть в разные игры. Но вот уже и набегались, и переиграли во все, что можно, тело требует отдыха, а голова работы. Вот тогда и появляются такие дразнилки – игры.

4. Русские песни веселые и грустные, задорные и лирические. Они сопровождают человека всю его жизнь – с песней и работа легче спориться, песней человек может выразить радость. Простые, искренние и задушевные песни словно отражали широту души русского человека, его любовь к родной земле, чудесной природе.

( «Эх ты зимушка зима»)

III. Заключительная часть. Рефлексия (метод неоконченного предложения «Я узнал…, Я понял…, Я научился…). Педагог благодарит детей за работу.

Мы с вами сегодня плодотворно потрудились, спасибо за активную работу. Каждый из вас показал свои знания и умения, проявил свои способности. Но какие-то способности проявились у каждого из вас в большей степени. И сейчас мы узнаем какие. Дети закрашивают таблички, на которых проявляются слова: «Самый коммуникабельный», «Самый креативный», «Самый эрудированный», «Самый творческий», «Самый активный», «Самый умелый», «Самый трудолюбивый», «Самый инициативный».

Занятие заканчивается.

Литературный материал:

- «Гармошечка–говорушечька» (М.: «Музыка», 2016, № 4);

- журнал «Народное творчество» (2018, № 2);

- «Народные праздники» (Ярославль, академия холдинг 2019 г.)

- Э. Г. Кузнецова «Игры, викторины, праздники в школе и дома» (М.: «Аквариум» 2019 г.)

- «Детские частушки, шутки, прибаутки» (Ярославль академия холдинг 2018 г.)

- Вера Пашнина «А у нас – перепляс!» фольклорные праздники. (Ярославль, академия развития 2015 г.)










Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос