В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Внимание! Суперакция! 23 и 24 апреля Скидки 72% на ВСЁ! Подробнее

Сущность и задачи методической работы в ДОО. Организация работы методического кабинета детского сада

Сущность и задачи методической работы в ДОО. Организация работы методического кабинета детского сада

Ирина Валько
Тип материала: Планирование
просмотров: 1916
Краткое описание
Оказание помощи воспитателям в организации воспитательно-образовательного процесса
Теги: 

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Организация и содержание материалов методического кабинета в детском саду.docx Скачать

Организация и содержание материалов методического кабинета в детском саду

Автор: Валько Ирина Сергеевна

Центром всей педагогической работы детского сада является методический кабинет-копилка традиций дошкольного учреждения. Все его содержание должно быть направлено на оказание помощи воспитателям в организации воспитательно-образовательного процесса, повышении педагогического мастерства, взаимодействии с родителями и просто в повседневной деятельности: подготовке к рабочему дню, педагогическому совету и т.д.

Содержание методического кабинета строится на 4 блоках:

-Блок аналитико-диагностического обеспечения деятельности (анализ занятий, мероприятий, деятельности; разработка методических рекомендаций, экспериментальная работа; диагностика);

-Блок повышения педагогического мастерства (аттестация, повышение квалификации, мастер-классы, индивидуальное консультирование);

- Программно-методический блок (обновление содержания, создание образовательных программ различного типа, экспертиза авторских методических материалов);

-Информационный блок (обобщение и распространение опыта, публикация методических пособий, создание дидактического и методического материалов, создание видеотеки).

Пособия методического кабинета ДОУ представляют собой комплекс:

-Методических (печатных и рукописных).

-Наглядных (натуральных и изобразительных).

-Технических (экранных и звуковых, компьютерных) средств обучения в детском саду.

Исходя из этого методический кабинет призван обеспечить:

- Построение образовательного процесса на основе приоритета общечеловеческих ценностей; жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

-Адаптация ДОУ к социальному заказу и особенностям развития воспитанников;

-Эффективное и оперативное информирование педагогов о новых методиках, технологиях, организации и диагностике образовательного процесса;

-Взаимодействие со структурами методической службы, родителями (законными представителями) воспитанников, социокультурными и образовательными учреждениями района, города.

Тематические разделы материалов методического кабинета ДОУ:

нормативные документы;

портфолио педагога;

методическая и справочная литература;

методические материалы и рекомендации;

выставки;

документация по содержанию работы ДОУ;

детская художественная литература;

фотоматериал;

видеоматериал;

познавательные видеокассеты;

наглядный материал.

Рассмотрим некоторые из них.

В методическом кабинете должны быть дубликаты отдельных нормативных документов, касающихся воспитательно-образовательной работы с детьми:

- Семейный кодекс РФ;

- Трудовой кодекс;

- Федеральный закон от 24.07.1998 № 123-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”;

- Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 “Об образовании”;

- Письмо Минобразования России от 14.03.2000 № 65/23-16 “О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения”;

- Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООн 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990);

- Концепция дошкольного воспитания;

- Документы по подготовке детей к школе и преемственности в работе со школой и др.

Со всеми этими документами должны быть ознакомлены все сотрудники дошкольного учреждения. Каждый воспитатель имеет возможность уточнить в этих документах интересующие его вопросы, использовать их в своей работе.

Специальная методическая литература должна быть распределена по разделам комплексной программы и парциальных программ, выбранных для обеспечения целостного воспитательно-образовательного процесса:

- Игровая деятельность;

- Физкультурно-оздоровительная работа;

- Воспитание культурно– гигиенических навыков;

- Сенсорное воспитание;

- Ребенок и окружающий мир;

- Развитие речи;

- Формирование элементарных математических представлений;

- Нравственное воспитание;

- Трудовое воспитание;

- Художественная литература;

- Художественно-эстетическое воспитание;

- Знакомство с искусством;

- Эстетическая развивающая среда;

- Изобразительная деятельность;

- Конструирование;

-Ручной труд;

-Музыкальное воспитание;

- Культурно-досуговая деятельность;

-Дети раннего возраста;

- Материалы по подготовке дошкольников к школе и по преемственности детского сада и школы;

-Взаимодействие с родителями;

-Ребенок и его права;

-Обеспечение безопасности и жизнедеятельности.

Оценку тех или иных достижений (результатов) деятельности, отчет по организации воспитательно-образовательного процесса можно проследить через портфолио педагога.

Портфолио целесообразно вести по нескольким разделам.

Раздел 1. Общие сведения о педагоге.

-Фамилия, имя, отчество, год рождения.

-Образование (что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по диплому).

- Трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном ДОУ.

-Повышение квалификации (название структуры, год, месяц, проблематику курсов).

- Копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней.

-Наиболее значимые правительственные награды, грамоты, благодарственные письма.

- Дипломы различных конкурсов.

- Другие документы.

Этот раздел позволяет оценить процесс индивидуального развития педагога.

Раздел 2. Результаты педагогической деятельности.

Сравнительный анализ деятельности педагога на основании:

срезов ЗУН, ценностных отношений детей;

творческих работ детей;

конспектов видов деятельности, наиболее удачно организованных педагогом.

- Отзывы родителей о деятельности педагога.

- Фотографии по организации среды и жизнедеятельности воспитанников.

Раздел 3. Научно– методическая деятельность.

- Перечень консультаций для педагогов.

- Копии публикаций.

- Участие в профессиональных и педагогических конкурсах (материалы).

- Конспекты организации видов деятельности детей на уровне мастер– класса.

- Подготовка творческого отчета о своей педагогической деятельности с фотографиями.

Раздел 4. Творческие находки педагога.

- Список творческих работ, проектов, рефератов, выполняемых педагогом.

- Программы, сценарии мероприятий в коллективе ДОУ.

- Взаимодействие с родителями.

Раздел 5. Создание предметно– пространственной среды в детском коллективе.

Описание “островков”, “уголков”, групповых помещений, характеризующих активность, доступность среды.

Фотографии методического кабинета, организации деятельности воспитанников.

Портфолио оформляется с титульным листом и развернутым оформлением с указанием страниц.

В методическом кабинете целесообразно организовывать постоянные и эпизодические выставки.

Весь материал в методическом кабинете предназначен для педагогов. Важно не только подобрать и правильно разместить материал, но и учитывать его и анализировать, как педагоги применяют его в работе. Для этого используется журнал выдачи методических пособий (произвольной формы). Для этой же цели разработана анкета. Анкетирование можно проводить с воспитателями в конце учебного года. Все их пожелания по организации работы методического кабинета, его содержания учитываются в новом учебном году.

Анкета для педагогов

1.Как часто Вы пользуетесь материалами?

-Часто;

-Редко;

-Не пользуюсь.

2.Удобно ли, на Ваш взгляд, расположена литература (наглядные пособия)?

-Трудно найти сразу;

-Удобно.

3.Материалами каких разделов Вы пользуетесь чаще?

4. Какой материал, на Ваш взгляд, можно добавить к имеющемуся?

Организация методической работы предусматривает формирование и развитие профессиональных качеств педагогов, создание условий для их профессионального роста и повышения педагогического мастерства, совершенствования творческого потенциала каждого педагога, направленное на оптимальное формирование и развитие личности ребенка.

Памятка по созданию и совершенствованию работы методического кабинета ДОУ

Задача: оказание действенной помощи воспитателям в организации педагогического процесса, в повышении педагогического мастерства и организации самообразования.

4 блока:

1. Аналитико-диагностического обеспечения деятельности (анализ занятий, мероприятий, деятельности; разработка методических рекомендаций, экспериментальная работа; диагностика);

2. Повышение педагогического мастерства (аттестация, повышение квалификации, мастер-классы, индивидуальное консультирование);

3. Программно-методический (обновление содержания, создание образовательных программ различного типа, экспертиза авторских методических материалов.

4. Информационный (обобщение и распространение опыта, публикация методических пособий, создание дидактического и методического материала, создание видеотеки).

Методический кабинет ДОУ – это комплекс материалов:

-Методических (печатных и рукописных),

-Наглядных (натуральных и изобразительных),

-Технических (экранных и звуковых, компьютерных) средств обучения в детском саду.

При создании, оснащении и организации методического кабинета рекомендуется опираться на следующие принципы:

1.Оснащение кабинета должно быть простым и рациональным, должно обеспечивать высокий уровень учебно-воспитательного процесса;

2.Оформление кабинета должно соответствовать общепринятым эстетическим требованиям;

3.Основным оснащением кабинета являются учебно-методическая литература, комплекты наглядных и систематизированных материалов, аудио– и видеозаписи, диафильмы и диапозитивы, дидактические материалы.

Таким образом, методический кабинет ДОУ является своеобразным аналогом предметно-развивающей среды детского сада, направленной на повышение качества профессиональной деятельности педагогов методической службы в целом.

1


Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос