В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Предшкольная онлайн-подготовка дошкольников и поддержка уровня знаний по предметам у учащихся начальных классов. Подробнее...

Урок русского языка в 9 классе коррекционной школы VIII вида на тему «Ударные и безударные личные окончания глаголов»



ФИО автора: Чернышова Антонина Владимировна

Место проживания: Амурская область, город Белогорск

Название учебного заведения: Государственное автономное общеобразовательное учреждение Амурской области "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат №10, г. Белогорск"

Дисциплина: Русский язык

Учебник, по которому ведётся обучение: Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская: Русский язык. 9 класс. Учебник для специальных образовательных учреждений VIII вида

Тема: Ударные и безударные личные окончания глаголов

Класс: 9

Продолжительность урока: 40 минут

Использование информационных технологий: презентация PowerPoint, индивидуальный листок учащегося, таблички с вопросами к глаголам.




















Цель: Знакомство с понятием ударные и безударные личные окончания глаголов; формирование навыков дифференцировать глаголы по окончаниям, требующим и не требующим проверки; учить детей различать ударные и безударные личные окончания глаголов.


Задачи:

  1. Коррекционно-образовательные:

Формировать умения дифференцировать глаголы по окончаниям, требующим и не требующим проверки.

  1. Коррекционно-развивающие:

Развивать способности учащихся к запоминанию, автоматизации и воспроизведению; практическое использование языковых категорий.

Совершенствовать произносительную сторону речи, речевую активность, уточнение и обогащение словаря учащихся.

Корректировать мыслительную деятельность, умения применять полученные знания при выполнении заданий.

  1. Коррекционно-воспитательные:

формирование мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-

следственных связей, планирующая функция мышления).


Оборудование: учебник, компьютер, индивидуальный листок учащегося, доска, таблички с вопросами к глаголам.


Ход урока.


1 Организационный момент

проведением словарной работы)


(Проверка готовности к уроку. Создание положительного эмоционального настроя. Запись числа и классной работы.)


Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас видеть! Посмотрите на свое окружение

и будем вместе продолжать обучение!

  • Ребята, а что такое окружение? (люди, которые нас окружают, с которыми мы взаимодействуем).

  • А что такое обучение? (получение знаний)

  • Что надо делать, чтобы процесс обучения прошел успешно? (быть внимательным, слушать, записывать, думать, запоминать…).

  • Запишем эти два слова в свои тетради. Ведь это словарные слова.

  • А почему они так называются? (потому что находятся в орфографическом словаре).


  • А почему они находятся в орфографическом словаре? (потому что их нельзя проверить, можно только запомнить).

  • А теперь подчеркните в этих словах опасные места, те, в которых мы можем допустить ошибки.

  • Проставьте ударения.

  • Почему мы нечетко слышим подчеркнутые буквы? (потому что они стоят не под ударением).

(На этапе записи слов один учащийся работает у доски).


    1. Проверка выполнения домашнего задания.


- Ребята, дома вам надо было списать текст упр.170 и, подобрав вопросы к глаголам с пропусками, определить в каких глаголах на конце надо писать –

тся, -ться.

  • Я выписала все глаголы с домашнего задания на доску в столбик. А так же подготовила для вас таблички с вопросами (Что делает? Что делать? Что сделает?).

  • Ваша задача, к каждому глаголу подобрать правильный вопрос и сделать вывод, в каких глаголах оканчивающихся на-тся нужен Ь и почему.

(учащиеся по одному выходят к доске, подбирают к глаголу нужный вопрос и определяют нужно ли в глаголе писать Ь, устно комментируя свой выбор).


    1. Актуализация субъектного опыта учащихся


  • Нам дан глагол МОЛЧАТЬ. Давайте изменим его по лицам и числам.

(Учащиеся комментируют, учитель записывает на доске)


Запись на доске:


Ед.ч. Мн.ч.


  1. л молчу молчим

  2. л молчишь молчите

  3. л молчит молчат


  • Что мы с вами делали? (Изменили глагол по лицам и числам).

  • Как называется изменение глаголов по лицам и числам? (Спряжение)

  • Выделим личные окончания глаголов.

  • Ребята, вызвало ли вас затруднение написание личных окончаний этих глаголов? (нет)

  • Почему? (затрудняются ответить)

  • А давайте поставим ударения во всех глаголах.

  • Теперь вы можете сказать мне, почему написание личных окончаний этих глаголов не вызвало у вас затруднений? (Потому что они стоят под ударением).


  • Значит, нам нужно проверять написание личных окончаний этих глаголов, или мы можем писать их так, как слышим? (Пишем так, как слышим).


    1. Изучение новых знаний и способов деятельности.


Работа в группах (Кто быстрее).

  • А следующий глагол, который нам дан - УЗНАЕШЬ, вам нужно проспрягать самостоятельно. Для этого делимся на две группы. Первая группа изменяет глагол по лицам и числам в единственном числе. Вторая по лицам и числам во множественном числе. Обязательно у всех глаголов выделяем окончания и ставим ударения.

(после выполнения работы, один учащийся от группы записывает на доске то, что у них получилось).


Запись на доске:


Ед.ч. Мн.ч.


  1. л узнаю узнаем

  2. л узнаешь узнаете

  3. л узнает узнают


(ребята одной группы проверяют и оцениваю правильность выполнения работы детей другой группы).

  • А в этих глаголах мы можем написать личные окончания так, как слышим? Или их написание вызывало у вас затруднения? (Вызывало затруднения)

-Как вы думаете, почему? (Личные окончания этих глаголов находятся в безударном положении, поэтому не слышно точно, какую букву надо писать, их нужно проверять).


    1. Первичная проверка понимания новых знаний и способов деятельности.


  • Сделаем вывод, какие бывают личные окончания у глаголов? (Слайд 1)


  • Какие из них пишутся, как слышаться, а какие требуют проверки? (Слайд 2)



  • Так чему мы сегодня должны научиться на уроке? (Слайд 3)


    1. Закрепление знаний и способов деятельности


Работа с упражнением в учебнике № 173.


  • Нам даны глаголы. Что с ними надо сделать? (Распределить в два столбика)

Запись на доске:


Окончания требуют проверки Окончания не требуют проверки


  • Что нужно сделать с глаголами, чтобы выяснить в какой столбик их записать? (Выделить окончания и расставить ударения).

(Ребята работаю на карточках, розданных учителем. Четыре слова разбираем вместе, один учащийся у доски. Остальные слова учащиеся распределяют самостоятельно).






(Образец карточки)


  • Проверяем написанное друг у друга. Зачитываем глаголы, объясняем их распределение.


    1. Обобщение и систематизация.


  • Что нового вы узнали на уроке? (Слайд 5)



    1. Информация о домашнем задании. (Слайд 4)


    1. Подведение итогов учебного занятия.


(По ходу урока учитель оценивал работу учащихся, на этом этапе он выставляет итоговую оценку за урок, проговаривая ее детям).


    1. Рефлексия.

Школьникам предлагается для заполнения небольшая анкета:

  1. На уроке я работал…

  2. Своей работой на уроке я…

  3. Урок для меня показался…

  4. За урок я…

  5. Мое настроение…

  6. Материал урока мне был…


(В ходе урока учащиеся неоднократно передвигаются по классу, что является полноценной заменой физминутки).

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 12100 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос