В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Конспект занятия по художественной литературе "Волшебная страна книг Л. В. Огурцовой"

Конспект занятия по художественной литературе "Волшебная страна книг Л. В. Огурцовой"

Лариса Бочарова
Тип материала: другое
Рейтинг: 12 голосов:3просмотров: 1281
Краткое описание
Занятие разработано для закрепления знаний детей о жизни и творчестве крымской писательницы, поэтессы Лидии Викторовны Огурцовой и направлено на развитие интереса к книге, к художественной литературе, формирование навыков устной речи, расширение кругозора и воспитание любви к своей малой родине.
Теги: 

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
открытое занятие.odt Скачать

Пояснительная записка

Занятие разработано для закрепления знаний детей о жизни и творчестве крымской писательницы, поэтессы Лидии Викторовны Огурцовой и направлено на развитие интереса к книге, к художественной литературе, формирование навыков устной речи, расширение кругозора и воспитание любви к своей малой родине.


Конспект

занятия по художественной литературе

в подготовительной логопедической группе

« Волшебная страна книг Лидии Викторовны Огурцовой»



Составила воспитатель подготовительной логопедической группы

детского сада ЕУВК «Интеграл» г. Евпатория Республика Крым

Бочарова Лариса Павловна

2021 год



Тема: «Волшебная страна книг Л. В. Огурцовой»


Цель: воспитание интереса, любви и уважения к литературному творчеству Л. В. Огурцовой.

Задачи: 1. Расширить и обобщить знания детей о жизни и творчестве крымской писательницы Л. В. Огурцовой, способствовать нравственному и коммуникативному развитию детей путем расширения кругозора и обогащения словарного запаса речи. Формировать эмоционально-образное восприятие произведений, совершенствовать умение декларировать и инсценировать произведения автора.

2. Развивать внимание, память, навыки устной речи, критическое мышление посредством осмысления художественных произведений, познавательные и творческие способности.

3. Продолжить формирование образа Крыма как источника вдохновения для поэтов и писателей, воспитывать любовь к малой родине — Крыму и городу Евпатории, к книге и художественной литературе, интерес и уважение к творчеству Л. В. Огурцовой, способность сопереживать героям ее произведений.

Оборудование: портрет писательницы, аудиозапись песни на стихи Л. В. Огурцовой, выставка книг, карточки со словами, иллюстрации целебных растений, волшебная палочка, костюм эльфа, эмблемы пожарных.

Словарь: поэтесса, поэзия, названия лекарственных растений, животных Крыма

Ход занятия:


1. Организационный момент. Приветствие.

Дети рассказывают стихотворение:

Добрый Крым

1. С добрым утром, мир хрустальный!

2.Солнце! Горы! Море! Лес!

3. С добрым утром, чайки, пальмы, кипарисы до небес!

4. Уведет меня тропинка к водопаду за горой.

5.В каждой встреченной травинке вижу свет земли родной.

6. Соберу букет из красок, чтобы вам стихом моим

рассказать, как он прекрасен — милый, щедрый, добрый Крым!

- Ребята, кто написал это стихотворение о Крыме?

( Стихотворение « Добрый Крым» написала Лидия Викторовна Огурцова)

- Как вы думаете, почему мы начали занятие с разговора о Крыме?

(Крым — наша малая родина. Мы будем говорить о людях, прославивших Крым)

2. Сообщение темы занятия

Сегодня мы совершим удивительное путешествие в волшебную страну поэзии, а помогут осуществить это путешествие замечательные книги Лидии Викторовны Огурцовой.

3. Актуализация опорных знаний. Разминка

Проверим, готовы ли вы к путешествию — дидактическое упражнение « Ответь на вопросы»:

Какой праздник отмечают 2 апреля?(2 апреля — Международный день детской книги)

Для чего нужно читать книги? (Из книг можно узнать много нового, интересного).

Девизом нашего путешествия будут слова:

Пусть книги друзьями заходят в дома,

читайте всю жизнь, набирайтесь ума.

Книга — верный друг детей, с ней живется веселей! -Ребята, как вы представляете волшебную страну? Какие чудеса бывают в волшебной стране? (Волшебные превращения, волшебные предметы, волшебные персонажи: эльфы, феи, волшебники, колдуны).

Сюрпризный момент: под музыку появляется эльф:

Я добрый эльф, волшебный житель, чудесных сказок я ценитель, Над полянкой эльфы целый день летают,
Пьют нектар, резвятся и стихи читают. В мир волшебный и цветной вы отправитесь со мной.

-Ребята, из какой сказки наш гость? («Путешествие Даши по волшебному Крыму»)

- О чем эта сказка? ( В этой сказке рассказывается об истории Крыма, его легендах, природных богатствах, о целебных растениях). Эльф приглашает нас в волшебную страну, чтобы в нее попасть, нужно сказать волшебные слова: «1, 2, 3 — покружись, в волшебной стране очутись!»

4. Путешествие по страницам книг Л. В. Огурцовой

1) Открываем первую страницу нашего путешествия ( портрет автора), она посвящена автору представленных на выставке книг.

Рассказ воспитателя: Лидия Огурцова родилась 20 августа 1957 года в г. Белополье Сумской области. Первые годы жизни ее воспитанием занималась бабушка. Маленькая Лида любила сад с высокими яблонями, речку рядом с домом и удивительные сказки, которые рассказывала ее бабушка. Когда девочке исполнилось 8 лет, родители забрали ее к себе в Крым. Лида росла доброй, отзывчивой, любознательной девочкой, очень любила читать. Прежде чем стать известной поэтессой, она освоила несколько профессий.

- Какие это профессии? ( Лида закончила медицинское училище и работала медсестрой. После окончания Полтавского государственного педагогического университета работала психологом. Позже — главным редактором литературно-художественного журнала для молодежи «Алые паруса»).

- Как называлась первая книга Лидии Огурцовой? (« Серебряная нить» 1997 г.)

- Как вы думаете какими качествами должен обладать известный поэт, писатель? ( Любить природу, людей, быть наблюдательным, любознательным, трудолюбивым, талантливым).

Поэтесса легко подбирает рифмы к словам, образные сравнения.

Давайте поиграем в игру « Доскажи фразу»:

На что похожи облака? На бок румяный (колобка),

на хитрую (лисицу), на мраморные (лица),

на шхуну для (пиратов), на сахарную (вату),

на рожицу (смешную), ее вам нарисую.

С 2004 года поэтесса открыла для себя Крымский театр кукол, там ставятся спектакли, для которых Лидия Огурцова пишет стихи. По мотивам сказок «Принцесса Крапинка», «Снежный цирк», «Тайны волшебного леса» ставят спектакли и рок оперы Крымский театр кукол, Симферопольский детский музыкальный театр, театр «Прометей» и школьные самодеятельные театральные коллективы. С 2005 года она учредитель и главный редактор журнала «Литературный детский мир», где печатают произведения начинающих писателей и поэтов.

2) Открываем вторую страницу путешествия.

Лидия Огурцова полюбила Крым, посвятила ему много стихотворений, сказок, на ее стихи написаны песни о Крыме: «Я — крымчанин» (колыбельная), « Цветущий Крым», « Мой Крым».

Эльф приготовил нам задания, чтобы проверить, хорошо ли мы знаем произведения Л. Огурцовой о Крыме.

1 задание — рассказать стихотворение Л. В. Огурцовой о Евпатории

Дети читают стихотворение:

Пляж, песок и крики чаек, загорает детвора.

Евпатория встречает жарким солнышком с утра.

Шляпки, кепки, тюбетейки...Ветер в листьях шелестит,

Желтой птичкой канарейкой солнце по небу спешит.

2 задание — Игра «Волшебные превращения».

Дети становятся в круг. Эльф в центре круга.

Эльф: «Палочкой волшебной взмахну — всех в животных Крыма превращу!»

Под музыку дети передают волшебную палочку, у кого в руках палочка после остановки музыки, тот рассказывает стихотворение или описывает себя.

Стихи: 1.Эта рыжая краса, хитренькие глазки,
В крымских водится лесах,
бродит без опаски.

От людей спешит укрыться наша рыжая царица —крымская лисица.

2. Белобрюхая акула с пятнышками по бокам, Как рулём, хвостом вильнула —и уже не здесь, а там.

Этот житель водных стран называется КАТРАН.
Черноморская акула
не наносит грозных ран.

3. У подсохшей лужицы жужелица кружится.

Хоть и жук, но не жужжит, под корягой лишь шуршит.

Крупный жук, хищный жук носит радужный сюртук.

На блестящей синей спинке зацепились две травинки.

Побежала Жужа прытко —берегись её, улитка!

Лакомство для жужелиц —много вкусных гусениц.

3 задание — Загадки «Целебные растения» (или кроссворд)

После правильного ответа демонстрируют картинку этого растения:

1. Необычное растение, в чай добавишь – наслаждение, Из неё получишь масло, в нем целебных качеств масса (Мята).

2.Растение это узнать очень просто: широкие листья, сам малого роста. В лечении ран он отличный помощник. Растёт на дороге, зовут (подорожник).

3. У лесной сторожки стоит солнышко на ножке. Середка желтая, юбка бела. (Ромашка)

4. Эту травку, ты не тронь! Она жжётся, как огонь. (Крапива).

5.Я совсем не царапучий, и не жгучий, не колючий,
На ромашку я похож, только желтый, ну и что ж?
Вот когда я отцвету - ноготками обрасту. (Календула).

6.Среди пахнущей травы может быть встречали вы -
Помогает «духом фей»
простудившимся ...(шалфей).

3) Третья страница нашего путешествия — стихи и сказки о зверятах: « Веселый зоопарк», « Девочка и дельфин», « Добрые сказки», « Мишкина азбука».

Задание - назвать, из какой сказки отрывок: 1. «Как-то утром на солнечной поляне появился Маленький Котёнок. Он беззаботно прыгал, пытаясь поймать лапой пёструю бабочку, кружившую над цветком медуницы.

Рядом с цветком на сером камне сидела Ящерица и внимательно следила за прыгающим Котёнком.

Если ты не будешь трогать меня лапой, я открою тебе тайну, – сказала она. – У меня случилась беда:..»

- Как называется сказка? ( «Самый лучший хвост»)

-Какую тайну открыла ящерица котенку? (Ящерица потеряла свой хвост).

-Как закончилась сказка? (У ящерицы вырос новый хвост).

2.»Спасайся! — послышался крик звёздочек. Из-за скалы выползла вереница морских ежей. Мидия мгновенно захлопнула раковину, а серебряные рыбки нырнули под камень. Туфелька развернулась и прикрыла собой звёздочек. Они спрятались внутри башмачка, как в домике, их ножки-лучи дрожали, а крохотные глаза со страхом глядели на цепочку колючих охотников»

-Как называется сказка? («Морские приключения Туфельки»)

-Чему учат эти сказки? (Не обижать, защищать слабых, помогать друзьям в беде.)

Игра «Четвертый лишний»

- Прочитайте слова, назовите лишнее. Какого персонажа не было в сказке?

1) Лошадь, корова, свинья, сорока

2) Морская звезда, осьминог, мидия, катран

4) Четвертая страница — стихи и сказки о безопасном поведении: « Про манную кашу и девочку Наташу», «Песни веселого светофорика», «Правила для малышей»

Сюрпризный момент: под маршевую музыку выходят 2 мальчика - пожарных:

Юные пожарные — посмотри! Маршируют слаженно -1, 2, 3! Каски золотые, сапоги большие. На объект свой идут — посмотри!

Пожарные: - Здесь нужна наша помощь?

Нет, наши ребята знают, как надо себя вести, чтобы не случилось никакой беды. Об этом рассказывается в стихотворении Л. В. Огурцовой «Правила для малышей». Дети читают стихи и показывают картинки:

1.Если дядя или тётя, когда мама на работе,
Вас куда-то приглашают -знайте, может быть, беда!
Ни к машине, ни к карете, ни за что на белом свете
Вы с чужими не идите никуда и никогда!

2. Малышам должно быть ясно: брать лекарство в рот - опасно!
Знают взрослые прекрасно - только доктор лечит нас!
Витаминки и таблетки -это вовсе не конфетки,
Если съешь без назначения, то отравишься тотчас!

3.Всем девчонкам и мальчишкам, капризулям, шалунишкам
И хорошим ребятишкам: спичками нельзя играть!
Ведь с огнём - плохие шутки, до пожара лишь минутки:
Загореться дом ваш может - это каждый должен знать!

4.Если ты остался дома, не впускай в дом незнакомых,
Не бери их угощение, дверь чужим не открывай!
5.И запомни, милый крошка: трогать незнакомых кошек
И собак, конечно, тоже может быть опасно, знай! 6 .Чтобы перейти дорогу -светофор тебе подмога.
Красный вспыхнет очень строго: - Стой, ни шагу, нет пути!
Помнить правило несложно, свет зелёный скажет: - Можно!
Не спеши, будь осторожен, на зелёный лишь иди!

-Спасибо, ребята, в волшебной стране тоже нужно соблюдать правила безопасности!

4. Подведение итогов путешествия

Вот и закрыли мы последнюю страницу и подошло к концу наше путешествие. Давайте сделаем вывод: чему учат произведения Л. В. Огурцовой?

- Любить и изучать свою родину Крым.

-Любить и беречь природу.

-Быть дружными, не бросать друзей в беде.

-Быть добрыми, понимать других людей.

-Соблюдать правила безопасного поведения.

На стихи Л. Огурцовой написано много песен. Мы хотим наше путешествие закончить песней «Волшебная страна» (слова Л. Огурцовой музыка Ангелины Карпенко)


Список используемой литературы: Крымские писатели – детям : мини-хрестоматия / ГБУК РК «Крымская республиканская детская библиотека им. В.Н. Орлова» ; сост.: О. В. Чернецкая, А. И. Олейникова, Л. П. Бушуева. – Симферополь, 2015. – 97 с.

Источники интернета:

https://lidaogurcova.wordpress.com/сказки/

https://lidaogurcova.wordpress.com/сказки/морские-приключения-туфельки/https://lidaogurcova.wordpress.com/творческая-биография/

https://lidaogurcova.wordpress.com/стихи-о-крыме-для-детей/

https://allforchildren.ru/poetry/safety003.php

allforchildren.ru/songs/kid79.php




Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос