В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Открыта запись на IT курсы. Подробнее

Конспект занятия по художественной литературе "Волшебная страна книг Л. В. Огурцовой"

Конспект занятия по художественной литературе "Волшебная страна книг Л. В. Огурцовой"

Лариса Бочарова
Тип материала: другое
Рейтинг: 1 голосов:1просмотров: 683
Краткое описание
Занятие разработано для закрепления знаний детей о жизни и творчестве крымской писательницы, поэтессы Лидии Викторовны Огурцовой и направлено на развитие интереса к книге, к художественной литературе, формирование навыков устной речи, расширение кругозора и воспитание любви к своей малой родине.
Теги: 

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 15700 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
открытое занятие.odt Скачать

Пояснительная записка

Занятие разработано для закрепления знаний детей о жизни и творчестве крымской писательницы, поэтессы Лидии Викторовны Огурцовой и направлено на развитие интереса к книге, к художественной литературе, формирование навыков устной речи, расширение кругозора и воспитание любви к своей малой родине.


Конспект

занятия по художественной литературе

в подготовительной логопедической группе

« Волшебная страна книг Лидии Викторовны Огурцовой»



Составила воспитатель подготовительной логопедической группы

детского сада ЕУВК «Интеграл» г. Евпатория Республика Крым

Бочарова Лариса Павловна

2021 год



Тема: «Волшебная страна книг Л. В. Огурцовой»


Цель: воспитание интереса, любви и уважения к литературному творчеству Л. В. Огурцовой.

Задачи: 1. Расширить и обобщить знания детей о жизни и творчестве крымской писательницы Л. В. Огурцовой, способствовать нравственному и коммуникативному развитию детей путем расширения кругозора и обогащения словарного запаса речи. Формировать эмоционально-образное восприятие произведений, совершенствовать умение декларировать и инсценировать произведения автора.

2. Развивать внимание, память, навыки устной речи, критическое мышление посредством осмысления художественных произведений, познавательные и творческие способности.

3. Продолжить формирование образа Крыма как источника вдохновения для поэтов и писателей, воспитывать любовь к малой родине — Крыму и городу Евпатории, к книге и художественной литературе, интерес и уважение к творчеству Л. В. Огурцовой, способность сопереживать героям ее произведений.

Оборудование: портрет писательницы, аудиозапись песни на стихи Л. В. Огурцовой, выставка книг, карточки со словами, иллюстрации целебных растений, волшебная палочка, костюм эльфа, эмблемы пожарных.

Словарь: поэтесса, поэзия, названия лекарственных растений, животных Крыма

Ход занятия:


1. Организационный момент. Приветствие.

Дети рассказывают стихотворение:

Добрый Крым

1. С добрым утром, мир хрустальный!

2.Солнце! Горы! Море! Лес!

3. С добрым утром, чайки, пальмы, кипарисы до небес!

4. Уведет меня тропинка к водопаду за горой.

5.В каждой встреченной травинке вижу свет земли родной.

6. Соберу букет из красок, чтобы вам стихом моим

рассказать, как он прекрасен — милый, щедрый, добрый Крым!

- Ребята, кто написал это стихотворение о Крыме?

( Стихотворение « Добрый Крым» написала Лидия Викторовна Огурцова)

- Как вы думаете, почему мы начали занятие с разговора о Крыме?

(Крым — наша малая родина. Мы будем говорить о людях, прославивших Крым)

2. Сообщение темы занятия

Сегодня мы совершим удивительное путешествие в волшебную страну поэзии, а помогут осуществить это путешествие замечательные книги Лидии Викторовны Огурцовой.

3. Актуализация опорных знаний. Разминка

Проверим, готовы ли вы к путешествию — дидактическое упражнение « Ответь на вопросы»:

Какой праздник отмечают 2 апреля?(2 апреля — Международный день детской книги)

Для чего нужно читать книги? (Из книг можно узнать много нового, интересного).

Девизом нашего путешествия будут слова:

Пусть книги друзьями заходят в дома,

читайте всю жизнь, набирайтесь ума.

Книга — верный друг детей, с ней живется веселей! -Ребята, как вы представляете волшебную страну? Какие чудеса бывают в волшебной стране? (Волшебные превращения, волшебные предметы, волшебные персонажи: эльфы, феи, волшебники, колдуны).

Сюрпризный момент: под музыку появляется эльф:

Я добрый эльф, волшебный житель, чудесных сказок я ценитель, Над полянкой эльфы целый день летают,
Пьют нектар, резвятся и стихи читают. В мир волшебный и цветной вы отправитесь со мной.

-Ребята, из какой сказки наш гость? («Путешествие Даши по волшебному Крыму»)

- О чем эта сказка? ( В этой сказке рассказывается об истории Крыма, его легендах, природных богатствах, о целебных растениях). Эльф приглашает нас в волшебную страну, чтобы в нее попасть, нужно сказать волшебные слова: «1, 2, 3 — покружись, в волшебной стране очутись!»

4. Путешествие по страницам книг Л. В. Огурцовой

1) Открываем первую страницу нашего путешествия ( портрет автора), она посвящена автору представленных на выставке книг.

Рассказ воспитателя: Лидия Огурцова родилась 20 августа 1957 года в г. Белополье Сумской области. Первые годы жизни ее воспитанием занималась бабушка. Маленькая Лида любила сад с высокими яблонями, речку рядом с домом и удивительные сказки, которые рассказывала ее бабушка. Когда девочке исполнилось 8 лет, родители забрали ее к себе в Крым. Лида росла доброй, отзывчивой, любознательной девочкой, очень любила читать. Прежде чем стать известной поэтессой, она освоила несколько профессий.

- Какие это профессии? ( Лида закончила медицинское училище и работала медсестрой. После окончания Полтавского государственного педагогического университета работала психологом. Позже — главным редактором литературно-художественного журнала для молодежи «Алые паруса»).

- Как называлась первая книга Лидии Огурцовой? (« Серебряная нить» 1997 г.)

- Как вы думаете какими качествами должен обладать известный поэт, писатель? ( Любить природу, людей, быть наблюдательным, любознательным, трудолюбивым, талантливым).

Поэтесса легко подбирает рифмы к словам, образные сравнения.

Давайте поиграем в игру « Доскажи фразу»:

На что похожи облака? На бок румяный (колобка),

на хитрую (лисицу), на мраморные (лица),

на шхуну для (пиратов), на сахарную (вату),

на рожицу (смешную), ее вам нарисую.

С 2004 года поэтесса открыла для себя Крымский театр кукол, там ставятся спектакли, для которых Лидия Огурцова пишет стихи. По мотивам сказок «Принцесса Крапинка», «Снежный цирк», «Тайны волшебного леса» ставят спектакли и рок оперы Крымский театр кукол, Симферопольский детский музыкальный театр, театр «Прометей» и школьные самодеятельные театральные коллективы. С 2005 года она учредитель и главный редактор журнала «Литературный детский мир», где печатают произведения начинающих писателей и поэтов.

2) Открываем вторую страницу путешествия.

Лидия Огурцова полюбила Крым, посвятила ему много стихотворений, сказок, на ее стихи написаны песни о Крыме: «Я — крымчанин» (колыбельная), « Цветущий Крым», « Мой Крым».

Эльф приготовил нам задания, чтобы проверить, хорошо ли мы знаем произведения Л. Огурцовой о Крыме.

1 задание — рассказать стихотворение Л. В. Огурцовой о Евпатории

Дети читают стихотворение:

Пляж, песок и крики чаек, загорает детвора.

Евпатория встречает жарким солнышком с утра.

Шляпки, кепки, тюбетейки...Ветер в листьях шелестит,

Желтой птичкой канарейкой солнце по небу спешит.

2 задание — Игра «Волшебные превращения».

Дети становятся в круг. Эльф в центре круга.

Эльф: «Палочкой волшебной взмахну — всех в животных Крыма превращу!»

Под музыку дети передают волшебную палочку, у кого в руках палочка после остановки музыки, тот рассказывает стихотворение или описывает себя.

Стихи: 1.Эта рыжая краса, хитренькие глазки,
В крымских водится лесах,
бродит без опаски.

От людей спешит укрыться наша рыжая царица —крымская лисица.

2. Белобрюхая акула с пятнышками по бокам, Как рулём, хвостом вильнула —и уже не здесь, а там.

Этот житель водных стран называется КАТРАН.
Черноморская акула
не наносит грозных ран.

3. У подсохшей лужицы жужелица кружится.

Хоть и жук, но не жужжит, под корягой лишь шуршит.

Крупный жук, хищный жук носит радужный сюртук.

На блестящей синей спинке зацепились две травинки.

Побежала Жужа прытко —берегись её, улитка!

Лакомство для жужелиц —много вкусных гусениц.

3 задание — Загадки «Целебные растения» (или кроссворд)

После правильного ответа демонстрируют картинку этого растения:

1. Необычное растение, в чай добавишь – наслаждение, Из неё получишь масло, в нем целебных качеств масса (Мята).

2.Растение это узнать очень просто: широкие листья, сам малого роста. В лечении ран он отличный помощник. Растёт на дороге, зовут (подорожник).

3. У лесной сторожки стоит солнышко на ножке. Середка желтая, юбка бела. (Ромашка)

4. Эту травку, ты не тронь! Она жжётся, как огонь. (Крапива).

5.Я совсем не царапучий, и не жгучий, не колючий,
На ромашку я похож, только желтый, ну и что ж?
Вот когда я отцвету - ноготками обрасту. (Календула).

6.Среди пахнущей травы может быть встречали вы -
Помогает «духом фей»
простудившимся ...(шалфей).

3) Третья страница нашего путешествия — стихи и сказки о зверятах: « Веселый зоопарк», « Девочка и дельфин», « Добрые сказки», « Мишкина азбука».

Задание - назвать, из какой сказки отрывок: 1. «Как-то утром на солнечной поляне появился Маленький Котёнок. Он беззаботно прыгал, пытаясь поймать лапой пёструю бабочку, кружившую над цветком медуницы.

Рядом с цветком на сером камне сидела Ящерица и внимательно следила за прыгающим Котёнком.

Если ты не будешь трогать меня лапой, я открою тебе тайну, – сказала она. – У меня случилась беда:..»

- Как называется сказка? ( «Самый лучший хвост»)

-Какую тайну открыла ящерица котенку? (Ящерица потеряла свой хвост).

-Как закончилась сказка? (У ящерицы вырос новый хвост).

2.»Спасайся! — послышался крик звёздочек. Из-за скалы выползла вереница морских ежей. Мидия мгновенно захлопнула раковину, а серебряные рыбки нырнули под камень. Туфелька развернулась и прикрыла собой звёздочек. Они спрятались внутри башмачка, как в домике, их ножки-лучи дрожали, а крохотные глаза со страхом глядели на цепочку колючих охотников»

-Как называется сказка? («Морские приключения Туфельки»)

-Чему учат эти сказки? (Не обижать, защищать слабых, помогать друзьям в беде.)

Игра «Четвертый лишний»

- Прочитайте слова, назовите лишнее. Какого персонажа не было в сказке?

1) Лошадь, корова, свинья, сорока

2) Морская звезда, осьминог, мидия, катран

4) Четвертая страница — стихи и сказки о безопасном поведении: « Про манную кашу и девочку Наташу», «Песни веселого светофорика», «Правила для малышей»

Сюрпризный момент: под маршевую музыку выходят 2 мальчика - пожарных:

Юные пожарные — посмотри! Маршируют слаженно -1, 2, 3! Каски золотые, сапоги большие. На объект свой идут — посмотри!

Пожарные: - Здесь нужна наша помощь?

Нет, наши ребята знают, как надо себя вести, чтобы не случилось никакой беды. Об этом рассказывается в стихотворении Л. В. Огурцовой «Правила для малышей». Дети читают стихи и показывают картинки:

1.Если дядя или тётя, когда мама на работе,
Вас куда-то приглашают -знайте, может быть, беда!
Ни к машине, ни к карете, ни за что на белом свете
Вы с чужими не идите никуда и никогда!

2. Малышам должно быть ясно: брать лекарство в рот - опасно!
Знают взрослые прекрасно - только доктор лечит нас!
Витаминки и таблетки -это вовсе не конфетки,
Если съешь без назначения, то отравишься тотчас!

3.Всем девчонкам и мальчишкам, капризулям, шалунишкам
И хорошим ребятишкам: спичками нельзя играть!
Ведь с огнём - плохие шутки, до пожара лишь минутки:
Загореться дом ваш может - это каждый должен знать!

4.Если ты остался дома, не впускай в дом незнакомых,
Не бери их угощение, дверь чужим не открывай!
5.И запомни, милый крошка: трогать незнакомых кошек
И собак, конечно, тоже может быть опасно, знай! 6 .Чтобы перейти дорогу -светофор тебе подмога.
Красный вспыхнет очень строго: - Стой, ни шагу, нет пути!
Помнить правило несложно, свет зелёный скажет: - Можно!
Не спеши, будь осторожен, на зелёный лишь иди!

-Спасибо, ребята, в волшебной стране тоже нужно соблюдать правила безопасности!

4. Подведение итогов путешествия

Вот и закрыли мы последнюю страницу и подошло к концу наше путешествие. Давайте сделаем вывод: чему учат произведения Л. В. Огурцовой?

- Любить и изучать свою родину Крым.

-Любить и беречь природу.

-Быть дружными, не бросать друзей в беде.

-Быть добрыми, понимать других людей.

-Соблюдать правила безопасного поведения.

На стихи Л. Огурцовой написано много песен. Мы хотим наше путешествие закончить песней «Волшебная страна» (слова Л. Огурцовой музыка Ангелины Карпенко)


Список используемой литературы: Крымские писатели – детям : мини-хрестоматия / ГБУК РК «Крымская республиканская детская библиотека им. В.Н. Орлова» ; сост.: О. В. Чернецкая, А. И. Олейникова, Л. П. Бушуева. – Симферополь, 2015. – 97 с.

Источники интернета:

https://lidaogurcova.wordpress.com/сказки/

https://lidaogurcova.wordpress.com/сказки/морские-приключения-туфельки/https://lidaogurcova.wordpress.com/творческая-биография/

https://lidaogurcova.wordpress.com/стихи-о-крыме-для-детей/

https://allforchildren.ru/poetry/safety003.php

allforchildren.ru/songs/kid79.php




Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос