РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Составила:
учитель немецкого языка,
классный руководитель 5б класса
Шаталина Ирина Георгиевна
«Первоначальное воспитание должно видеть в дитяти не чиновника,
не поэта, не ремесленника, но человека,
который мог бы впоследствии быть тем или другим,
не переставая быть человеком».
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Срок реализации программы |
2014 – 2015 гг. |
Цель Задачи программы |
Помочь пятиклассникам адаптироваться в новых учебных условиях, создать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития каждого ребенка.
|
Основные направления |
|
Формы организации воспитательного процесса |
|
Ожидаемые результаты |
Выпускник 5 класса должен:
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
-
Нормативные документы, используемые при составлении рабочей программы:
-
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
-
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 17 декабря 2010 г. № 1897
-
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (авторы А. Я. Данилюк А. М. Кондаков В. А. Тишков)
-
Образовательная программа МКОУ СОШ №9 (с профессиональным обучением) г. Аши»
-
«Модель воспитательной системы МКОУ СОШ №9 (с профессиональным обучением) г. Аши»
-
Цель и задачи программы
Стержнем программы воспитания является воспитание духовно-нравственно развитой личности с позитивным отношением к жизни и активной гражданской позицией.
Задачи программы:
-
создать условия для мотивированной учебной деятельности, стремлению расширять свой знаниевый багаж;
-
способствовать совершенствованию системы самоанализа и самооценки ученической деятельности;
-
формировать позитивные взаимоотношения между членами классного коллектива и ценностное отношение к социуму в целом;
-
создать условия для творческого подхода и проявлению инициативы в учебной и внеклассной деятельности.
3.Актуальность программы
В каждой стране искусство формировать людей
так тесно связано с формой правления,
что какое-либо значительное изменение
в общественном воспитании вряд ли возможно
без изменений в самом государственном строе.
Идея о решающей роли воспитания в развитии и формировании личности осознавалась и ставилась в педагогике с давних времен. Большое внимание нравственному воспитанию в своих трудах уделяли Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, И. Гербарт, В. А. Сухомлинский и др. Многие из них обращались к проблеме единства нравственного и духовного воспитания, считая одним из направлений формирования духовной личности именно нравственное воспитание. Целью воспитания, считал Ушинский, должно быть воспитание нравственного человека, полезного члена общества.
Современный период в истории России её образовании ― время смены ценностных ориентиров. В 90-е г г. прошлого столетия в России произошли как важные, позитивные перемены, так и негативные явления. Эти явления оказали негативное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношения людей к обществу, государству, закону и труду, на отношения человека к человеку.
Именно поэтому идея единства духовного и нравственного воспитания приобрела сегодня особую актуальность, что обусловлено нравственным кризисом в современном обществе, связанным как с изменениями в экономике страны, так и с фактическим отсутствием общенациональных идеалов, святынь и ценностей.
Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной сплочении российского общества перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.
Духовно-нравственное
воспитание является неотъемлемой частью
общего учебно-воспитательного процесса,
осуществляемого в системе отечественного
образования. Традиционная педагогика
считает необходимым целенаправленное
развитие у человека проявлений духовности,
а точнее – ее светлой стороны,
ориентированной на доброту, любовь,
истину, уважение к другим людям,
сострадание, сочувствие, что соответствует
православным ценностным ориентациям,
определяющим смысл жизни человека как
непрерывное духовно-нравственное его
совершенствование.
Особенно
необходимо и важно формировать у
школьников убеждения и взгляды, отражающие
интересы государства и общества,
воспитывать чувство гордости, формировать
и развивать нравственные идеалы, нормы
и правила общечеловеческой морали,
чувство долга и чести, порядочности,
правдивости, честности. При этом
главное – включить школьников в различные
виды деятельности, где раскрываются их
нравственные отношения.
4.Особенности программы
Психологические и психофизиологические исследования свидетельствуют, что в начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения: дети переходят от одного основного учителя к системе «классный руководитель - учителя-предметники», уроки, как правило, проходят в разных кабинетах, увеличивается объем учебной нагрузки, добавляются новые учебные дисциплины. Все это необходимо учитывать при составлении программы и ее внедрению.
Возрастные особенности 5-классников.
Этот
период характеризуется внутренними и
внешними изменениями в жизни
ребенка.
Внутренние
изменения.
1.
Переход из начального в среднее звено
школы является переломным, кризисным
периодом в жизни каждого школьника.
Любой
учитель скажет, что начало 5-го класса
- сложный этап, и не только для ребенка,
но и для учителей, и для родителей.
Проблем много, и они не ограничиваются
рамками учебного процесса, а связаны
также с организацией жизни в школе в
целом и с психологической атмосферой
в семье.
2.
Возраст учащихся 5-го класса можно
назвать переходным от младшего школьного
к младшему подростковому. Психологически
этот возраст связан с постепенным
обретением чувства взрослости - главного
личностного новообразования младшего
подростка.
3.
Путь осознания себя сложен, стремление
обрести себя как личность порождает
потребность в отчуждении от всех, кто
до этого привычно оказывал на ребенка
влияние, и это в первую очередь семья,
родители. Внешне это отчуждение
проявляется в стремлении противостоять
любым предложениям, суждениям, чувствам
взрослых. Отсюда
- конфликты с взрослыми. Ребенок (младший
подросток) пытается найти собственную
уникальность, познать собственное «Я».
По этой же причине подросток ориентирован
на установление доверительных отношений
со сверстниками. В дружбе происходит
моделирование социальных взаимоотношений,
усваиваются навыки рефлексии последствий
своего или чьего-то поведения, социальные
нормы взаимодействия людей, моральные
ценности.
4.
Именно в виду психологической ценности
отношений со сверстниками происходит
постепенная замена ведущей учебной
деятельности (что было характерно для
младшего школьника) на ведущую деятельность
общения. Таким
образом, у подростка в стенах школы
постепенно меняются приоритеты.
5.
Умственная активность младших подростков
велика, но вот способности развиваются
только в деятельности, которая вызывает
положительные эмоции. Успех
(или неуспех) существенно влияет на
мотивацию учения. Оценки при этом играют
важную роль: высокая оценка дает
возможность подтвердить свои способности.
Совпадение оценки и самооценки важно
для эмоционального благополучия
подростка. В противном случае неизбежен
внутренний дискомфорт и даже конфликт.
Учитывая физиологические особенности
возраста (рассогласование темпов роста
и развития различных функциональных
систем организма) можно понять и крайнюю
эмоциональную нестабильность
подростков.
Внешние
изменения:
-
новые учителя
-
новый режим
-
новый требования
-
новые правила
Трудности
5-классников:
-
возросший темп работы: дети, не умеющие
быстро писать, не успевают;
-
возросший объем работы как на уроке,
так и дома;
-
новые требования к оформлению работ;
-
необходимость самостоятельно находить
дополнительную информацию (литературу)
и работать с ней.
Сроки
адаптационного периода.
В
адаптационной период дети могут стать
более тревожными, робкими или, напротив,
«развязными», чрезмерно шумными,
суетливыми. У них может снизиться
работоспособность, они могут стать
забывчивыми, неорганизованными, иногда
нарушается сон, аппетит. Подобные
функциональные отклонения в той или
иной форме характерны примерно для
70-80% школьников.
У
большинства детей подобные отклонения
носят единичный характер и исчезают,
как правило, через 2-4 недели после начала
учебы. Однако есть дети, у которых процесс
адаптации затягивается на 2-3 месяца и
даже больше.
С
адаптационным периодом часто связаны
и заболевания детей. Подобные
заболевания носят психосоматический
характер.
5. Направления работы
Виды деятельности по направлениям
6. Психолого-педагогическое сопровождение реализации программы
Эффективность учебно-воспитательного процесса во многом определяется тем, в какой мере учитель и воспитатель располагают сведениями о том, что знают и умеют дети. Только опираясь на объективные данные о возможностях психического развития каждого ребенка, можно эффективно оказывать ему помощь в процессе обучения.
Программа «Адаптация учащихся при переходе из начального звена в среднее»
Цель: сохранение психического здоровья учащихся пятых классов через повышение адаптивных возможностей детей в ходе специально организованной деятельности.
Задачи:
-создать учебно-образовательное и учебно-воспитательное пространство для эффективной социально-психологической адаптации детей к условиям обучения в среднем звене школы;
-повысить уровень психологической готовности детей к успешному обучению, усвоению знаний, познавательному развитию;
-содействовать адаптации учебной программы и нагрузки к возрастным и индивидуальным, личностным возможностям и потребностям учеников;
-создать комфортный психологический климат в классном коллективе через принятие норм взаимоотношений со сверстниками и педагогами;
-психолого-педагогическое просвещение родителей с целью полной реализации потенциальных возможностей ребенка в период адаптации его к условиям обучения в средней школе.
Виды (направления) работ психолого-педагогическому сопровождению:
-
профилактика;
-
диагностика (индивидуальная и групповая);
-
консультирование (индивидуальное и групповое);
-
коррекционная работа (индивидуальная и групповая);
-
психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, родителей.
|
направление |
форма |
цель |
1. |
профилактика |
Классные часы, коммуникативные игры «Мы-пятиклассники». |
Профилактика тревожности, связанная с переходом в среднее звено. |
2. |
диагностика |
1.Анкета для определения мотивированности к обучению и школьной активности пятиклассников (Н.Г.Лускановой) 2.Тест школьной тревожности Филлипса.
3.Социометрия
4.Уровень воспитанности |
Выявление детей с негативным отношением к школе, оценка общего уровня школьной мотивации по классу, параллели, отслеживаниеэффекивности профилактической и коррекционно-развивающей работы.
Диагностика уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста. Выявление основных факторов, вызывающих тревогу у детей. Выявление детей с высокой школьной тревожностью, с целью использования данной информации при оптимизации процесса обучения и воспитания. Диагностика социометрического статуса учеников и групповой структуры. Выявление детей – аутсайдеров с целью коррекционной работы. Отслеживание результатов коррекционной работы. Диагностика уровня сформированности отношения к учебе, труду, природе, семье, классу. |
3. |
коррекция |
Классные часы, уроки общения, игры на сплочение. |
Формирование, сплочение классного коллектива. Формирование навыков адекватного общения. |
4. |
просвещение |
Родительские собрания: «Адаптировался ли ваш ребенок к условиям обучения в среднем звене школы» |
Информирование о процессе адаптации пятиклассников. |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
|
направление |
Цель, задачи |
формы организации |
1. |
Я познаю мир. |
Оказание помощи ученикам в развитии в себе способности мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно. 1.создавать условия для развития и совершенствования интеллектуальных возможностей на основе учета индивидуально-психологических и социально-психологических особенностей и учебных возможностей; 2.поощрять инициативу и стремление уч-ся к интеллектуальному самосовершенствованию; 3.давать возможность уч-ся проявлять свои интеллектуальные достижения за пределами школы. |
|
2. |
Я «ЗА» здоровый образ жизни. |
Формирование системы привычек для сохранения и укрепления здоровья. 1. способствовать сохранению и укреплению здоровья школьников. 2. закреплять принципы здорового образа жизни. 3. воспитывать неприятие вредных привычек.
|
|
3. |
Я – гражданин России. |
Формирование у учащихся гражданственности, нравственных позиций личности, понимания себя и своего места в мире.
|
|
4. |
Я в мире прекрасного. |
Развитие творческой активности и творческих способностей учащихся. 1.воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление и фантазию, формировать эстетические вкусы. 2. развивать коммуникативные навыки. |
|
5. |
Я и мир. |
Создание благоприятной психологической обстановки в классе, развитие умений и навыков в сфере общения.
|
|
6. |
СемьЯ. |
Налаживание плодотворных связей между семьей и школой.
|
|
КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Календарно-тематическое планирование удобнее представить в виде таблицы. (Приложение 1)
СВЕДЕНИЯ О КЛАССЕ
1.Сведения об учащихся представляются в форме, установленной администрацией школы.
№ п/п |
№ личного дела |
ФИО учащегося |
Домашний адрес |
Изучаемый язык |
|
|
|
|
|
Сведения о родителях обучающихся
№ п/п |
ФИО |
Место работы |
№ телефона |
Образование |
Статус (родители, опекуны) |
|
|
|
|
|
|
2.Характеристика класса (начало года)
(По понятным причинам в характеристике присутствуют только цифры, без указания на личные данные).
В классе 25 человек: 10 мальчиков, 15 девочек. Возраст учащихся – 11 лет. 3 человека –– 2002 г.р.
По итогам 4 класса все дети успевают. 10 человек учатся без троек. По итогам 4 класса 2 ученицы были отличницами.
В классе есть дети из класса выравнивания (4 человека).
На уроках класс дисциплинирован, работоспособен. 50% учащихся приняли участие в школьных турах олимпиады по разным предметам, что говорит о высоком и среднем уровне учебной мотивации учащихся класса.
Во внеурочной деятельности учащиеся активны, круг интересов широк, с желанием принимают участие во всех классный, школьных мероприятиях.
Учащиеся класса занимаются в кружках, секциях школы и вне школы. Не заняты в дополнительном образовании –5 человек.
В классном коллективе доминируют дружеские, доброжелательные отношения (статус «принятые» имеют 84% детей), хотя среди обучающихся есть «отвергнутые» 12%. 4% учащихся находятся в ранге «звезд».
В классе есть ребята из неполных семей – 5 человек. 2 человека – опекаемые, проживают с бабушками.
Одна семья входит в группу «риска». Девочка часто пропускает занятия, по болезни, как указывает мама в записках к классному руководителю.
Характеристика класса (конец года)
I. 1) На начало учебного года в классе было 25 уч-ся, на конец — 25. Мальчиков — 10, девочек — 15.
2) Успеваемость
класс |
качественная |
отличники |
неуспевающие |
4 |
40,00% |
2 |
нет |
5 |
56,00% |
3 |
нет |
Уровень качественной успеваемости говорит о том, что мотивация к учению у большинства учащихся высокая. Хотя в классе есть дети, которым трудно учится по разным причинам: низкая мотивация к учению, недостаточный контроль со стороны родителей, пропуски занятий по неуважительным причинам.
3) Психолого-педагогические обследование учащихся в начале года показало:
Уровень тревожности |
|||
|
высокий |
средний |
низкий |
Школьная |
16% |
76% |
4% |
Самооценочная и личностная |
8% |
76% |
4% |
Межличностная |
8% |
52% |
32% |
Уровень сформированности отношений к концу года изменился: «отвергаемых» стало меньше — 4 %. Большая часть учащихся занимает благоприятное положение в классе.
Многие классные мероприятий были нацелены на установление взаимоотношений в новом коллективе, на его сплочение.
Уровень воспитанности
критерии |
Начало года |
Конец года |
||||
высокий |
средний |
низкий |
высокий |
средний |
низкий |
|
любознательность |
54 |
34 |
12 |
56 |
56 |
8 |
трудолюбие |
80 |
20 |
- |
88 |
12 |
- |
прилежание |
54 |
46 |
- |
54 |
38 |
8 |
эстетический вкус |
60 |
36 |
4 |
60 |
40 |
- |
культура поведения |
64 |
36 |
- |
60 |
40 |
- |
валеологическая культура |
80 |
20 |
- |
80 |
20 |
|
отношение к окружающему миру |
80 |
20 |
- |
80 |
20 |
- |
II. В классе организовано самоуправление, работал актив класса. Дети активны, легки на подъем, откликались на все призывы и предложения классного руководителя, одноклассников. Работу всех комиссий можно признать удовлетворительной.
III. Одна учащаяся 5б класса входит в «группу риска». За прошедший год ею было пропущено 152 часа, 65 из них - по уважительной причине. Мама была на собрании один раз, еще один раз вместо мамы пришла сестра. Девочка успевает по всем предметам, качественная успеваемость — 84%. Отношение учащихся, родителей к ребенку толерантное. У девочки дружеские отношения с одноклассниками. Она охотно участвует с творческих, спортивных мероприятиях класса, в течении года посещала спортивную секцию. Летом девочка будет находится дома с родителями, в августе — отработка на пришкольном участке.
2.Органы самоуправления
Структура органов самоуправления гибкая и вариативная. В ней учитывается периодическая отчетность и сменяемость актива, непрерывность и систематичность в его работе, специфика, возможности и традиции каждого конкретного ученика, этапы его развития, взаимодействие разных органов.
Высший орган самоуправления - классное собрание. В его работе участвуют все учащиеся класса и классный руководитель, а в случае рассмотрения особо важных вопросов могут привлекаться и родители обучающихся.
В период между классными собраниями органом ученического самоуправления в классе является совет класса, возглавляемый председателем совета класса. В него входят руководители комиссий ученического самоуправления.
Председатель совета класса выбирается путем открытого голосования. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины участников. Для более эффективной работы также выбирается помощник председателя.
Распределение общественных поручений происходит на первом же в учебном году классном собрании учащихся путем голосования. Поручения можно менять каждую учебную четверть или полугодие, чтобы каждый учащий мог попробовать себя в различных ролях.
Совет класса совместно с классным руководителем составляет план работы на четверть (на основе предложений учащихся и общешкольного плана внеклассных мероприятий); формирует коллективы для подготовки и проведения классных мероприятий; контролирует выполнение поручений.
Каждая комиссия имеет свои функции и соответствующие им поручения.
1. «Учебная комиссия» - отвечает за посещаемость, самоподготовку учащихся, контролирует выполнение домашнего задания. Принимает участие в подготовке тематических вечеров, предметных недель, конкурсов, викторин.
2. «Комиссия досуга и культуры» - способствует культурному и содержательному проведению досуга, организует культурно-массовые мероприятия в классе отвечает за организацию интеллектуальных игр, выставок, конкурсов вечеров, составление развлекательной программы.
3. «Пресс-центр» - отвечает за выпуск учащимися класса газет и плакатов к знаменательным датам и праздникам, выпуск предметных газет, отражает итоги жизнедеятельности учащихся, осуществляет контроль за содержанием и периодичностью смены информации на классных стендах.
4. «Спортивная комиссия» - формирует команду для участия в школьных соревнованиях, проведении «Дня Здоровья», организует спортивные мероприятия в классе.
5. «Трудовая комиссия» - организует ежедневное дежурство по классу, проведение трудовых десантов, субботников, акции «Сделаем школу чистой».
6. «Комиссия дисциплины и порядка» - контролирует посещаемость учащимися учебных занятий, ведет журнал посещаемости.
Классный коллектив осуществляет свое представительство в органах школьного самоуправления.
3.Работа с «группой риска»
Показатели неблагополучия школьника можно выявить в следующих сферах жизнедеятельности:
- учебная деятельность;
- взаимоотношения со сверстниками;
- взаимоотношения со взрослыми;
- проведение свободного времени;
- отношение к труду и профессиональная ориентация;
- поведение и поступки.
Способы получения необходимой информации:
- анализ успеваемости;
- опрос мнения учителей, одноклассников о школьнике;
- анализ учета посещаемости занятий;
- анализ зафиксированных нарушений дисциплины;
- беседы с родителями школьника;
-социометрические исследования;
- наблюдения;
- беседы со школьником.
Результаты анализа, опросов, бесед отражаются в таблицах, представленных в разделе «Социальный паспорт» (Приложение 2).
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Цель: развитие делового сотрудничества семьи и школы, как способа воспитания нравственности и социальной активности личности школьников.
Задачи:
1.способствовать формированию активной позиции родителей, с целью привлечения к учебно-воспитательному процессу.
2.способствовать повышению роли семьи в воспитании детей.
Направления и содержание работы
Психолого-педагогическая диагностика семей учащихся |
1. Изучение семей учащихся класса с цель выявления: а) социальной категории семьи (полная, неполная, благополучная неблагополучная); б) жилищно-бытовых условий для содержания и воспитания ребёнка; в) материальная обеспеченность семьи; г) особенности микроклимата семьи; д) возможности семьи по воспитанию своих детей и детей класса; е) стиль жизни, её уклад, традиции, духовные ценности. 2. Проведение классных родительских собраний: анкетирование, тестирование, беседы, наблюдения. |
Повышение психолого-педагогической компетентности родителей |
1. Организация работы педагогического всеобуча. 2. Проведение классных родительских собраний. 3. Организация работы родительского комитета. 4. Проведение индивидуальных бесед и консультаций. |
Участие родителей в воспитательной работе с учащимися |
1. Привлечение родителей к подготовке и проведению КТД:
2. Оказание помощи в проведении традиционных общешкольных мероприятий:
|
Участие родителей в управлении школой |
Привлечение родителей к работе в общешкольном родительском собрании. 2. Оказание помощи школе в проведении текущего ремонта и подготовке школы к новому учебному году. 3. Участие в работе школьного и классного Совета профилактики с целью коррекции девиантного поведения учащихся. 4. Оказание помощи в оформлении классной комнаты. |
Тематика родительских собраний
-
Адаптация 5-классников к новым условиям школьной жизни.
-
Режим дня школьника и его значение.
-
Дополнительное образование как фактор социализации школьников.
-
Воспитание интереса к учению.
-
Организация летнего отдыха учащихся.
СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ КЛАССА (Приложение 2)
АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
В нашей школе принята следующая форма анализа-отчета воспитательной работы классного руководителя:
-
Характеристика класса
-
Классные мероприятия
Направление |
Дата |
Название |
Форма |
Кто задействован в подготовке и проведении |
Результат (степень активности детей, значимость) |
3. Участие в общешкольных мероприятиях
Дата |
Название мероприятия |
Участники |
Результат |
Анализ |
4. Родительские собрания
Дата |
Тема |
Количество присутствующих |
Кто принимал участие |
Результат |
5.Портфолио класса
ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ (Приложение 3)
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Z-поэзия – современное явление русской литературы, героическая летопись человеческих судеб, мужества и отваги солдат: произведения, освещающие тему СВО и военные события на Донбассе»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»
- Вебинар «Творчество М. А. Шолохова: аккумуляция и ретрансляция культурного кода»