В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Предшкольная онлайн-подготовка дошкольников и поддержка уровня знаний по предметам у учащихся начальных классов. Подробнее...

Использование игровых приемов в формировании певческих навыков у дошкольников

Использование игровых приемов в формировании певческих навыков у дошкольников

Лариса Муращенкова
Тип материала: Обобщение опыта
просмотров: 38 комментариев: 1
Краткое описание
Представляю вашему вниманию  свой опыт  работы с детьми дошкольного возраста по формированию певческих навыков. В статье приводятся примеры использования   игр,упражнений на развитие  певческого дыхания,  ясной дикции, а так же  песенки, попевки  на развитие  координации слуха и певческого голоса.
Теги: 

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 11300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Использование игровых привемов в процессе формирования певческих навыков у дошкольников.docx
HTML Войдите для скачивания файлов

«Использование игровых приемов в формировании певческих навыков у дошкольников»

(из опыта работы)


Психологами установлено, что дошкольное детство является периодом особо благоприятным для интенсивного, творческого развития ребёнка, в том числе и развития его музыкальных способностей. Процесс пения помогает ребёнку не только приобрести навыки в развитии голоса и музыкального слуха, но и способствует формированию личности в целом, умению выражать себя; развитию музыкального вкуса; содействует укреплению здоровья (развивает дыхательные мышцы, благотворно влияет на нервную систему). В моей практике проблема развития певческого голоса детей проявилась в том, что дети пели крикливо, резко, напряженно, затруднялись петь в высоком или низком регистрах, не чисто интонировали, были сдержаны в проявлении эмоций. В силу несформированного артикуляционного аппарата, часть звуков дети пели искаженно, не вовлекая в двигательный процесс голосовой аппарат и мышцы лица. Это определило направление деятельности - развитие певческих умений.

Теоретической основой опыта послужили идеи Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского, которые подчеркивают ведущую роль активного взаимодействия педагога с ребенком. В основу опыта легли также исследования Н.А. Метлова, Д.Б. Кабалевского, Н.А. Ветлугиной. Изучение теоретических основ показывает, что внимание детей в разделе пение привлекается к точному воспроизведению мелодии и эмоционально – выразительному исполнению. Примером всегда служит выразительное, правильное пение педагога и звучание инструмента. Ребенок слушает, затем поет вместе со взрослым, как бы «подравниваясь» к вокальной интонации. Постепенно вырабатывается устойчивость слухового внимания и впоследствии развивается ладо-высотный слух.

Способность к пению проявляется с двух лет. Звук детского голоса отличается мягкостью, “серебристостью”, головным звучанием и ограниченностью силы звука. Дети дошкольного возраста имеют небольшой голосовой диапазон. Очень важно научить их пользоваться своим голосом правильно. Чем интереснее, нагляднее, занимательней процесс обучения, тем очевиднее результат. Игра делает незаметными целенаправленные процессы обучения и воспитания. Играя, дети не задумываются над тем, легко это или трудно, хорошо это или плохо. Они интуитивно усваивают манеру говорить, петь, ходить, общаться, действовать. Поэтому я использую игровые приемы в формировании у детей певческих навыков.

Я использую в своей работе маленькие песенки, подобранные педагогами Н.А. Метловым, упражнения Е.Н. Тиличеевой, Н. Ветлугиной, М. Картушиной. Упражнения и задания, предложенные О. Кацер, апробировала и адаптировала для детей нашего детского сада.

Невозможно детей заставить полюбить петь, танцевать, рисовать и т. д. Можно только увлечь их этой деятельностью, заинтересовать и поддерживать интерес постоянно. Игра — это «волшебная палочка», при помощи которой можно научить детей петь, играть на инструментах, красиво двигаться и танцевать, слушать музыку. (Из книги Ольги Валерьевны Кацер).

Я, взяв идею Ольги Валерьевны Кацер, начала развитие певческого голоса детей с речевого этапа. На нём удобно и легко работать над формированием таких певческих навыков, как дыхание и дикция, навык головного высокого звучания, легкость и полетность голоса. Речевой этап, как подготовительный, сначала предшествует, чуть опережая, а затем идет параллельно певческому этапу. Речевые игры на дыхание и дикцию провожу в начале занятия, они занимают 2-3 минуты и являются также организационным моментом.

Переход от речи к пению может быть легким и понятным в игровой форме- через игры с голосом, с использованием театрализации и движения. Общая цель игр на дыхание и дикцию - легко и незаметно подготовить голоса детей к пению: «разогреть» мышцы речевого и дыхательного аппарата, обострить интонационный слух, подвести детей к воспроизведению музыкальных звуков, сделать обучение пению более легким, понятным и привлекательным занятием. Основой хорошего пения является навык правильного певческого дыхания. Для дыхательных упражнений использую воображаемые предметы (понюхать цветок, попыхтеть, как самовар, посигналить, как машина, погудеть, как паровоз и т.д.) и раздаточный материал (перышки, легкие ленточки, снежинки, бабочки, листочки, звездочки, платочки и т.д.) Побуждаю детей делать мягкий вдох носом, задерживать воздух и плавно, долго выдыхать. Мы изображаем как ветер играет с листвой; как звучат пчела, жук, комар, спускается воздух из колеса машины; как сердится кошка и др.

По возможности игры на дыхание соединяю с движениями туловища, рук, ног, пальцев и т. д. (превращаемся в деревья- «ветер» дует сильный или еле заметный, спокойный). Или всем «раздаем» разноцветные шарики и начинаем их «надувать». Зимой мы «сдуваем» с ладошки снежинки, осенью-разноцветные листочки, летом- бабочек с цветка, шапочку одуванчика. Формируя короткий вдох и длинный выдох, использую «осенние листочки», «снежинки», «бабочки» (на ниточках), которые не должны упасть, поддерживаемые выдохом “танцуют” вальс.

Чтобы петь красиво, необходимо выработать навык выразительной дикции. Многие дети имеют проблемы с произношением звуков, поэтому важно развивать умение открывать рот при пении; делать правильное положение губ; освободить от зажатости, от напряжения нижнюю челюсть; свободно располагать язык во рту. Использую игры, например, «Птенчик» — широко открыть рот; «Улыбка» — широко улыбнуться, чтобы были видны верхние и нижние зубы (челюсти при этом сжаты); «Трубочка» — губы вытянуты вперёд, как при

произнесении звука.

Игры с голосом — это подражание звукам окружающего мира. Мы с детьми изображаем как человек смеется, плачет, кричит, как кошка мяукает, поросенок- хрюкает, кукушка- кукует, также изображаем и «голоса» неживой природы (как тикают часики, капает дождик или капель, дует вьюга) Звукоподражания очень выразительны. Они помогают детям представить звучание окружающей жизни. У детей формируется определенная непринужденность звукообразования, легкость и полетность речевого голоса. На певческом этапе так же применяю игровые способы формирования координации слуха и певческого голоса. В начале учебного года я пела имя ребенка на удобном для всех (примарном) звуке, дети повторяли. Пела имя другого ребенка на том же звуке – дети повторяли. Повышая по полутонам звук, пела последовательно имена детей, дети повторяли. Потом мы пели имена с разной интонацией- ласково, вопросительно, побудительно. С детьми младшего дошкольного возраста я использую попевки, песенки на двух рядом стоящих звуках большой секунды и обязательно в удобной зоне детского голоса примеры. Например, «Дождик», «В огороде заинька» «Сорока-Сорока». Затем постепенно расширяю певческий диапазон: в интервале терции поем колыбельные, попевки и игровые песенки, потешки, прибаутки, например, «Баю-баю», «Спи, мой мишка», «Петушок», «Заинька», «Кошечка».

Дети средней группы с удовольствием разучивают попевки из музыкального букваря Н. Ветлугиной («Андрей-воробей», «Я иду с цветами», «Спите, куклы», «Лесенка», «Эхо», «Куры»), так же маленькие песенки М. М. Картушиной («Здравствуйте, ладошки», «Киска, где была?», «Гуси», «Ослик», «Утята», «Ежик» и др.) Дети старшего дошкольного возраста (дети старшей и подготовительной группы) постепенно разучивают все попевки из Музыкального букваря с более сложными мелодическими оборотами («Труба», «Качели», «Бубенчики», «Большая лестница») и песенки Картушиной (Улитка», «Индюк», «Уточки», Здравствуйте», «Зимняя чисто говорка», «Сидит дед» и др.)

Эти попевки и песенки я использую и как распевки. Детям доступны и понятны художественные образы, их действия, простой запоминающийся текст.

Когда дети уже хорошо знают попевки и песенки, обыгрываем их с движениями.

Развитие певческих навыков происходит и в песнях с разным диапазоном (в зависимости от возрастных возможностей детей). Использую игровые приёмы разучивания песен, в кругу, без инструментального сопровождения, с имитацией движения и театрализации. Моя задача – научить ребенка любить пение и не стесняться, если что-то не получается. Так же нужно постараться вернуть нашим детям одухотворенную речь и распевное, красивое пение.

В своей работе я использую и музыкально – дидактические игры. Так, например, игры: “Птички на проводах”, «Веселые пуговки» - развивает музыкально-слуховые представления детей», учит воспроизводить мелодию по изображению; игра, «Поющая гусеница» - помогают зрительно представить направление мелодии. Использование дидактических пособий с движущимися деталями помогает мне наглядно демонстрировать движение мелодии вверх или вниз. (игры: «Бабочка», «Птичка», «Пчелка», «Капельки»).

С пособиями и атрибутами к распевкам, попевкам и песенкам (а также с музыкально- дидактическими играми), сначала знакомлю детей на занятиях, а затем приношу в группу. Игры на развитие дыхания и дикции есть и на группах. Дети используют их в самостоятельной деятельности.

Я подбираю и обновляю музыкальный репертуар и фонотеки в группах. Регулярное пение в режимных моментах, в самостоятельной деятельности направлено в первую очередь на поддержание в детях желания петь. Для этого во всех группах имеется подборка музыкальных произведений для использования в режимных моментах (колыбельные, для зарядки после сна, для релаксации и т.д.)

Неотъемлемой частью моей деятельности является работа с родителями, которая строится на принципах взаимопонимания и сотрудничества. Стремлюсь сделать родителей активными участниками жизни детского коллектива. (Это - совместная подготовка и проведение праздников, изготовление костюмов, атрибутов, декораций, проведение досугов, организация видеосъемок)

В работе с родителями использую следующие формы работы: анкетирование, консультации, открытые музыкальные занятия, буклеты, родительские собрания, совместные праздники и развлечения, игры – квесты, проекты, мастер-классы.

Работа по вокальному воспитанию ведется совместно со всеми педагогами детского сада. Я разучиваю с ними все песни, музыкальные игры, танцы, хороводы заранее, даю необходимые рекомендации и консультации. Воспитатели проводят с детьми музыкально-дидактические игры, хороводные игры с пением, поют с детьми младшего возраста в режимные моменты.

Итак, систематичность в подходах к работе, варьирование разнообразных игровых приемов, планомерное выполнение поставленных задач, последовательное разучивание новых песен, многократное использование знакомого материала, постепенное усложнение репертуара, дифференцированный подход к детям, – все это позволяет добиться положительных результатов в обучении и развитии вокальных навыков детей дошкольного возраста.

Опора на игру, как ведущую деятельность дошкольников, помогает интенсивному развитию у детей целого комплекса музыкальных способностей: музыкального слуха, памяти, чувства ритма, певческих умений, а также способности к музыкальному творчеству и импровизации.

К концу года дети слышат и передают в пении поступенное и скачкообразное движение мелодии, поют самостоятельно после музыкального вступления и проигрыша, слышат и оценивают правильное и неправильное пение, эмоционально передают с помощью голоса, мимики характер песни, поют ритмично и согласованно. В старших группа дети способны подбирать по слуху интонации мелодии знакомых попевок, распевок и песенок на металлофоне, т.к. у них сформировался для этого определенный певческий навык (и навык игры на металлофоне).





Обсуждение материала
Сергей Колодин
12.11.2020 00:00
Нарушены критерии оформления разработки: не указаны авторские данные, нет логотипа Портала и списка использованной литературы.
Подробнее о критериях Требований к публикации разработок в библиотеке Портала с. инф. в разделе Помощь.  
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые
Задать вопрос
@mail.ru
@mail.ru
@mail.ru