кровотечения. первая помощь при кровотечениях
Учебная цель: Познакомить учащихся с видами кровотечений и правилами оказания первой помощи при них. (слайд 2)
Оборудование: презентация, учебник, видеофильм, кровоостанавливающий жгут, бинт, косынка, палка, тренажер «Гоша».
Задачи:
Обучающие: формирование первичных навыков определения типа ранения, изучение алгоритма оказания первой медицинской помощи при ранениях.
Тема урока: Кровотечения. Первая медицинская помощь при кровотечениях.
Учебная цель: Познакомить учащихся с видами кровотечений и правилами оказания первой помощи при них. (слайд 2)
Оборудование: презентация, учебник, видеофильм, кровоостанавливающий жгут, бинт, косынка, палка, тренажер «Гоша».
План урока:
-
№
Этап урока
Содержание (цель) этапа
Время
1
Организационный момент
Отметить присутствующих, объявить ему урока
1мин
2
Вступительное слово учителя
Заинтересовать учащихся, нацелить их на изучение новой темы
1мин
3
Проверка домашнего задания
Проверить усвоение материала предыдущего урока
7мин
4
Лекция
Изложение нового материала в форме лекции
25 мин
5
Обобщение нового материала (беседа)
Выводы из изложенного учителем материала урока
10мин
6
Сообщение домашнего задания
Объяснить домашнее задание
1мин
Задачи:
Обучающие: формирование первичных навыков определения типа ранения, изучение алгоритма оказания первой медицинской помощи при ранениях.
Развивающие: развитие навыков в оказании первой медицинской помощи на практике и способности самостоятельно принимать решение в экстремальных ситуациях.
Воспитательные: воспитание гуманизма, сострадания, милосердия, готовности прийти на помощь, как в боевой, так и в мирной (бытовой) обстановке.
Ход урока
Организационный момент (1мин)
- учитель
-Здравствуйте! Садитесь!
- Кто сегодня отсутствует? Кто дежурный?
Повторение пройденного материала (7 мин).
-Учитель. На прошлом уроке мы с вами проходили тему: Терминальные состояния, Первая реанимационная помощь.
-Учитель. Давайте, с вами сейчас разделимся на три команды. И поиграем в игру «Вопрос – ответ». Правила игры просты, какая команда знает, ответ поднимает руку и отвечает.
Слайд 3
Вопрос 1
Продолжительность клинической смерти составляет?
-
6-7 мин
-
4-5 мин
-
10-15мин
Слайд 4
Вопрос 2
Дайте определение. Терминальные состояния – это… (пограничные состояния между жизнью и смертью)
Слайд 5
Вопрос 3
Найти соответствие.
-
Агония сознание сохранено, реакция зрачка +
-
Предагония сознание отсутствует, расширенный зрачок
-
Клиническая смерть сознание отсутствует, пульс 20-30 ударов
Слайд 6
Вопрос 4
В какой последовательности необходимо оказывать первую помощь пострадавшему при прекращении у него сердечной деятельности и дыхания?
-
освободить дыхательные пути, проводить искусственное дыхание и наружный массаж сердца;
-
выполнить массаж сердца, освободить дыхательные пути, а затем провести искусственное дыхание;
-
освободить дыхательные пути, проводить искусственное дыхание и массаж сердца.
Слайд 7
Вопрос 5
Выберите из предложенных вариантов ответов правильные действия по определению признаков биологической смерти:
-
Определить наличие отёчности конечностей;
-
Снижение температуры тела
-
Убедиться в отсутствии сознания;
-
Убедиться в реагировании зрачков на свет;
-
Помутнение роговицы
-
Убедиться в отсутствии речи у пострадавшего;
-
Снижение мышечного тонуса
-
Кошачий глаз
-
Трупные пятна
Слайд 8
Вопрос 6
Выберите из предложенных вариантов ответов правильные действия по определению признаков клинической смерти:
-
Определить наличие отёчности конечностей;
-
Убедиться в отсутствии дыхания;
-
Убедиться в отсутствии сознания;
-
Убедиться в отсутствии речи у пострадавшего;
-
Убедиться в отсутствии реакции зрачков на свет;
-
Убедиться в наличии у пострадавшего ушибов, травмы головы или позвоночника;
-
Убедиться в отсутствии пульса на сонной артерии;
-Учитель. Молодцы справились, а справитесь ли еще с одним заданием?
Слайд 9
-Учитель. Пострадавшему необходимо оказать первую реанимационную помощь. Какова последовательность ваших действий. (2 учащихся показывают, реанимационные мероприятия на манекене).
-Учитель, молодцы, а сейчас мы с вами преступим к изучению новой темы.
Изучение новой темы(30мин).
Тема урока: Кровотечения. Первая медицинская помощь при кровотечениях.
Слайд 10
Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим следующие вопросы:
-
Понятие о Кровотечении;
-
Причины и признаки кровопотери;
-
Виды кровотечений;
-
Последствия кровотечений;
-
Способы остановки кровотечения;
-
Порядок и особенности наложения жгута, давящей повязки, жгут закрутка;
-
Порядок оказания первой помощи при кровотечениях
Вступительное слово учителя.
С момента своего появления на Земле человек перманентно живёт и действует в условиях постоянно изменяющихся потенциально опасностей. Очень часто в жизни люди оказываются в таких ситуациях, в которых не знают как себя вести, а от их действий порой зависит благополучие и даже жизнь человека. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с видами кровотечений, и правилами оказания первой медицинской помощи.
-Учитель. Одна из важнейших опасностей, угрожающих человеку является – кровотечение.
Слайд 11
-
Понятие о Кровотечении;
-Учитель. Ребята давайте с вами запишем, что такое кровотечение.
Кровотечение – это излияние крови во внешнюю среду, ткани, органы и полости организма из поврежденного сосуда.
-Учитель. Ребята, как вы думаете, в чем заключается опасность кровотечений?
Опасность кровотечений заключается в том, что оно может привести к значительной кровопотере. Тяжесть кровопотере определяется скоростью излития крови и продолжительностью кровотечения, поэтому всякое кровотечение должно быть быстро остановлено. Включение защитных сил организма способствует тому, что кровотечение из мелких сосудов часто останавливается самостоятельно.
-Учитель. Сегодня на уроке, мы с вами познакомимся с видами кровотечений и оказанием первой медицинской помощи пострадавшему.
Слайд 12
2. Причины и признаки кровопотери;
-Учитель. Признаками кровотечений чаще всего являются ранения, ожоги, травмы, и т.д.
Признаки кровопотери:
- жажда (губы трескаются, язык и слизистая ротовой полости сухая);
- шум в ушах;
- круги перед глазами;
- сонливость (зевота);
- кожа бледная, холодная, холодный, липкий пот;
- снижение артериального давления, изменение дыхания (норма 16 раз в минуту), частый пульс, брадикардия (замедление частоты сердечных сокращений).
-Учитель. Ребята давайте с вами перейдем к видам кровотечений.
Слайд 13
3. Виды кровотечений;
-
В зависимости от поврежденного сосуда (анатомическая классификация)
-
Артериальное кровотечение (кровь алого цвета, изливается струей или фонтаном)
-Учитель. Ребята как вы думаете, почему кровь алого цвета?
Ответ учащихся: кровь алого цвета потому, что она насыщена кислородом
Слайд 14
-
Венозное кровотечение (кровь темного цвета, вытекает равномерной струей)
-
Капиллярное кровотечение (кровь вытекает каплями)
-
Паренхиматозное кровотечение (кровотечение из органов, например: печень, селезенка, почки)
-Учитель. Ребята сейчас мы с вами разделимся на три группы (по рядам) и решим ситуационные задачки.
Слайд 15
Задача №1
При мытье 3-х литровой стеклянной банки, девочка разбила сосуд и порезалась. Темно-вишневая кровь струйкой стекала из раны, расположенной выше лучезапястного сустава. Определите вид кровотечения.
Ответ учащихся: венозное кровотечение
Задача №2
Мальчишки во дворе бегали наперегонки. Задев друг друга, ребята упали. Один из друзей сильно повредил колено. Рана обширная, сочится, как из сот, кровь. Определите вид кровотечения.
Ответ учащихся: капиллярное кровотечение
Слайд 16
Задача №3
Иван ехал на велосипеде по обочине дороги рядом с забором, случилось неприятное падение. Он повредил ногу ниже колена, в заборе торчал окровавленный гвоздь. Из раны с большой скоростью фонтанчиком вытекала кровь. Определите вид кровотечения.
Ответ учащихся: артериальное кровотечение
-Учитель. Молодцы, справились отлично. Идем с вами дальше.
-Учитель. Продолжаем записывать виды кровотечений.
Слайд 17
2. В зависимости от причины
Кровотечения бывают:
- Механические (т.е. от травм)
- Патологические (в результате заболевания, к таким заболеваниям можно отнести резкое повышение артериального давления)
3. В зависимости от места излияния крови
Кровотечения бывают:
- Наружное
-Внутренние
-Учитель. В свою очередь внутренние кровотечения делятся на:
-
Явные (когда кровь может найти выход, например желудочные и легочные кровотечения)
-
Скрытые (селезенка, печень)
4. В зависимости от времени
Кровотечения бывают:
- Первичные
- Вторичные
Слайд 18
4. Последствия кровотечений;
-Учитель.
Опасность любого кровотечения состоит в том, что в результате него падает количество циркулирующей крови, ухудшаются сердечная деятельность и обеспечение тканей (особенно головного мозга), печени и почек кислородом. При обширной и длительной кровопотере развивается малокровие (анемия). Очень опасна кровопотеря у детей и лиц пожилого возраста, организм которых плохо приспосабливается к быстро уменьшающемуся объёму циркулирующей крови. Большое значение имеет то, из сосуда какого калибра истекает кровь. Так, при повреждении мелких сосудов образующиеся кровяные сгустки (тромбы) закрывают их просвет, и кровотечение останавливается самостоятельно. Если же нарушена целость крупного сосуда, например артерии, то кровь бьет струей, истекает быстро, что может привести к смертельному исходу буквально за несколько минут. Хотя при очень тяжелых травмах, например, отрыве конечности, кровотечение может быть небольшим, так как возникает спазм сосудов.
Слайд 19
-
Способы остановки кровотечения;
-Учитель. Существуют два способа остановки кровотечения.
1. Окончательная остановка кровотечения
-Учитель. В свою очередь окончательная остановка кровотечения включает в себя:
-
Механическая остановка кровотечения (восстановление целостности сосуда)
-
Физическая остановка кровотечения (применение холода, прижатие сосуда)
-
Химическая остановка кровотечения (применение кровоостанавливающих средств, перекись водорода)
-
Биологическая остановка кровотечения (переливание небольшого количества крови, введение сыворотки. Например, плохая свертываемость крови)
Слайд 20
-
Временная остановка кровотечения
-
Придание поврежденной части тела возвышенного положения по отношению к туловищу. Это уменьшает приток крови к травмированному участку (эффективно при капиллярном кровотечении, кроме носового кровотечения)
- Учитель. Ребята как вы думаете, почему при носовых кровотечениях нельзя поднимать голову вверх?
Ответ учащихся: потому, что можно захлебнутся, кровью.
-
Наложение давящей повязки
-Учитель. Этот метод используется при венозных кровотечениях – всегда; при артериальных – в случаях, когда наложение кровоостанавливающего жгута невозможно (при ранениях головы, шеи, живота, груди), и когда нет необходимости в наложении жгута из соображений наименьшей травматизации конечности (при ранениях кисти, предплечья, стопы, нижней трети голени).
-
Пальцевое прижатие
-Учитель. Проводится на период подготовки средств, для более надежного способа остановки кровотечения. Как экстренная мера, обеспечивающая своевременность и срочность оказания первой помощи.
-
Максимальное сгибание конечности
-Учитель. Для остановки кровотечения из предплечья или голени можно использовать максимальное сгибание в локтевом или коленном суставах.
-
Наложение кровоостанавливающего жгута или жгута закрутки.
-Учитель. При отсутствии жгута можно использовать жгут закрутку. Используется при артериальном кровотечении.
Слайд 22
6. Порядок и особенности наложения жгута, давящей повязки, жгут закрутка
-Учитель. Сейчас я вам расскажу о правилах наложения жгута, давящей повязки и жгута закрутки.
Правила наложения жгута.
-Учитель. Жгут - самый надежный способ остановки кровотечения. Обычно используют стандартный ленточный жгут или какую-либо упругую растягивающуюся ткань, резиновую трубку, подтяжки.
1. Перед наложением жгута следует приподнять конечность;
2.Жгут накладывают на 5 – 7 см выше верхнего края раны;
3. Жгут накладывают поверх одежды или какой-либо мягкой прокладки (бинт, марля, платок и др., сложенные в несколько слоев и обернутые вокруг конечности).
4. Жгут накладывают только до остановки кровотечения. Под жгут необходимо положить записку с указанием в ней точного времени наложения.
5. В зимнее время года конечность с наложенным жгутом нужно хорошо изолировать от внешней среды, чтобы не произошло отморожения.
6. Самое главное, что жгут нельзя держать более 2 – х часов.
-Учитель. Ребята как вы думаете почему?
Ответ учащихся: Если жгут будет находиться на конечности более 2 часов, то возможна гибель тканей вследствие кислородного голодания.
-Учитель. Летом жгут накладывается на 1.5 часа, а зимой на час.
Слайд 23
Правила наложения давящей повязки.
Используйте руку для оказания прямого нажима на рану.
Приподнимите поврежденную руку или ногу выше уровня сердца, при условии, что это не приведет к причинению вреда (если, например, имеются переломы).
Давящая повязка может заменить прижатие раны рукой на большинстве частей тела. Накладывайте повязку поверх одежды, оборачивайте ее концы вокруг части тела и завязывайте концы непосредственно поверх одежды.
Правила наложения жгута закрутки.
-Учитель. Если под рукой нет резинового жгута, можно воспользоваться подручными средствами для наложения закрутки. Пригодиться может кусок ткани, поясной ремень, женские колготки, шейный платок и другой подручный материал. Применяемую для закрутки ткань обматывают в выбранном месте на конечности, свободно связывают два конца, в образовавшуюся петлю проводят палку или дощечку и начинают совершать вращательные движения, добиваясь полной остановки кровотечения, после чего палку фиксируют на конечности. При наложении закрутки также необходимо указывать точное время остановки кровотечения для исключения в дальнейшем омертвления конечности.
Дальше без слайдов
7.Порядок оказания первой помощи при кровотечениях.
-Учитель. Ребята сейчас мы с вами посмотрим небольшой видеофильм. По ходу нашего фильма мы будем останавливаться, и я подробно буду вам показывать, объяснять.
-Учитель. Ребята давайте с вами решим задачки, и попробуем уже полученные знания на практике. И в этом нам поможет тренажер «Гоша»
Задача №1.
У подростка внезапно из носовых ходов началось обильное кровотечение. Больной обеспокоен, сморкается, сплевывает кровь.
Вопрос: Как остановить кровотечение? Какое положение следует придать больному?
Ответ учащихся: успокоить пострадавшего, придать сидящее положение, наклонить чуть – чуть голову вперед, зажать носовые полости к перегородке, либо вставить ватные тампоны в носовые ходы.
Задача №2
Упавшее стекло нанесло резаную рану передней поверхности предплечья. Из раны струей вытекает темно-вишневая кровь. Специальных приспособлений для остановки кровотечения нет. В распоряжении оказывающего помощь имеются: носовой платок, раствор перекиси водорода, электрический утюг, кипящий чайник на плите.
Вопрос: Определите вид кровотечения? Какова последовательность действий при оказании первой помощи?
Ответ учащихся: венозное кровотечение. Наложить давящую повязку.
Задача № 3
Из-за нарушения мер безопасности при работе с электрорубанком ваш товарищ получил рану в верхней трети плеча, из которой обильно течет кровь алого цвета.
Вопрос: Определите вид кровотечения и порядок первой помощи ему.
Ответ учащихся: артериальное кровотечение, наложить жгут, либо жгут закрутку.
Задача № 4
В результате наживого ранения возникло сильное кровотечение из подколенной артерии. Никаких инструментов и перевязочного материала нет, кроме собственной одежды.
Вопрос: определите вид кровотечения, какова последовательность оказания первой медицинской помощи.
Ответ учащихся: артериальное кровотечение, максимальное сгибание конечности.
Задача № 5
В области верхней трети правого плеча обширная рана, пульсирующее кровотечение. Ребенок бледен, пульс 140 ударов в минуту, слабого наполнения.
Вопрос: определите вид кровотечения. Перечислите мероприятия по оказанию неотложной помощи.
Ответ учащихся. Открытая рана плеча. Артериальное кровотечение.
-
уложить больного на спину, остановить кровотечение путем пальцевого прижатия подмышечной артерии;
-Учитель. Если кровь не остановилась при помощи пальцевого прижатия, что вы будите делать?
2) если кровотечение не остановилось путем пальцевого прижатия, то наложить кровоостанавливающий жгут выше раны, положить под жгут записку с указанием времени наложения;
3) дать обезболивающее;
4) обработать дезинфицирующим раствором края раны;
5) наложить стерильную повязку на рану;
6) вызвать «Скорую помощь» или срочно доставить в лечебное учреждение (по обстоятельствам);
7) при транспортировке использовать косыночную повязку на руку для иммобилизации.
Подведение итогов:
-Учитель. Ребята в заключение нашего урока, хотелось бы узнать у вас, что нового вы узнали на уроке?
Ответ учащихся: сегодня на уроке мы узнали о видах кровотечений, и о ПМП при кровотечениях.
-Учитель. Ребята давайте с вами сделаем вывод по нашей теме.
Вывод. Первая помощь представляет собой совокупность мероприятий, направленных на спасение жизни человека, который получил травму. Первая помощь оказывается любым человеком до прибытия врача, поэтому каждый должен владеть основными приемами первой помощи.
Первая помощь ни в коем случае не заменяет квалифицированной медицинской помощи. Человек, оказавшийся рядом с пострадавшим, обязан вызвать бригаду скорой помощи и доставить пострадавшего в больницу. Он должен быть уверен в правильности своих действий и во время оказания первой помощи сохранять спокойствие.
-Учитель. Оглашает оценки за урок.
Домашнее задание: прочитать конспект, подготовиться к опросу на следующий урок.
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Современные методики и технологии коррекционно-образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Международный вебинар «Первая помощь при травмах, ранениях и поражениях, вызванных механическими, химическими, электрическими, термическими поражающими факторами, воздействием излучения»