В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

"Духовные родники" Внеурочка Духовные родники изм

Файл прикреплен к материалу: "Духовные родники"
Войдите для скачивания файлов


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Кошки

муниципального района Кошкинский Самарской области








Рабочая программа

по внеурочной деятельности

для учащихся 5-6 классов

2013 – 2014 учебный год


Направление развития личности школьника: духовно-нравственное.



Автор программы Чугунова Наталья Петровна, учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории







с. Кошки

2013

Пояснительная записка.

Актуальность программы

В Концепции1 сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель – воспитание нравственного, инициативного, ответствен­ного и компетентного гражданина России.

Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Гражданин России – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ предполагает освоение и реализацию ребёнком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нём человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.

Назначение программы. Программа «Духовные родники» реализует духовно-нравственное и исследовательское направления внеурочной деятельности для учащихся 5 – 6 классов. Главное назначение данного курса – ознакомление учащихся с культурой и историей Самарского края, воспитание патриотизма, любви и уважения к своей малой родине, её истории и культуре, формирование навыков общения со сверстниками, младшими, взрослыми, совершенствование нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, формирование элементарной эрудиции и общей культуры. Данный курс включает региональный компонент и расширяет круг знаний.

Участники программы: учащиеся 5-6 классов.

Сроки реализации: 1 год.

Нормативно-правовая и документальная база программы:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»2;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;

  • "СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы"3.


Цель программы: создание условий для формирования и становления духовно-нравственной личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, мотивами деятельности и поведения, готового служить Отечеству.

Содержание программы предполагает решение следующих задач:

  • расширить знания учащихся о своей родословной;

  • сформировать системное представление об истории и культуре малой родины - о родной школе, селе Кошки, Кошкинском районе;

  • расширить краеведческие знания о святых местах и достопримечательностях Самарского края;

  • вызвать в учащихся чувство патриотизма, ответственности за свою малую родину, уважение к родителям и землякам;

  • способствовать осознанию истории русской культуры в контексте исторических процессов и народных традиций и обычаев.

  • формировать у учащихся активную гражданскую позицию, включа­ющую развитие ответственности за настоящее и будущее родного села.

  • формировать у учащихся навыки исследовательской деятельности.

Способы реализации программы:

  • изучение своей родословной,

  • изучение истории села Кошки, культуры Самарской губернии,

  • организация познавательной, творческой и исследовательской деятельности учащихся.

Формы, методы и средства изучения данного курса разнообразны:

  • работа с краеведческой литературой;

  • экскурсии в музеи и исторические места родного края;

  • посещение святых мест Самарского края, паломнические поездки;

  • создание мультимедийных презентаций, проектов.

В программе курса предусмотрены занятия в классе, экскурсии и исследовательская деятельность. На занятиях используются анкетирование, интервьюирование, познавательные беседы, проблемно-ценностные дискуссии, викторины, социально-моделирующие игры, ролевые игры, проектную деятельность.

Принципы построения программы:

  • Принцип деятельностного практико-ориентированного подхода, позволяющий максимально реализовать творческий и исследовательский потенциал личности, поддерживать процессы саморазвития, самоорганизации, самоконтроля и, в конечном итоге, самоактуализации личности.

  • Принцип сознательности нацеливает на формирование у школьников глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.

  • Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков.

  • Принцип непрерывности выражает закономерности построения программы как целостного процесса.

  • Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся является фундаментом для формирования знаний, умений и навыков, развития функциональных возможностей организма.

  • Принцип наглядности обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания. Принцип наглядности направлен для связи чувственного восприятия с мышлением.

  • Принцип активности предполагает в учащихся высокую степень подвижности, самостоятельности, инициативы и творчества.

  • Принцип всестороннего и гармонического развития личности содействует развитию психофизических способностей, знаний, умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее – физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое – развитие личности ребёнка.

  • Принцип сотрудничества, сотворчества реализуется через постоянное взаимодействие учитель – ученик – родитель – представитель общественности (ветераны, жители села, дети).

Планируемые результаты

Личностные

  • способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;

  • чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;

  • ценностное отношение к окружающему миру, готовность следовать нормам этического, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

  • гражданская идентичность в форме осознания себя как гражданина своего села, Самарской области, России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;


Метапредметные результаты:

  • способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека;

  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

  • освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры и др.);

  • адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

  • умение организовывать творческую деятельность, выбирая средства для реализации собственного замысла;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера


Предметные результаты:

  • усвоение сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для культурной и социальной действительности (в пределах изученного);

  • сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии народов, культур и религии;

  • владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплин;

  • умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать информацию из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) явления окружающего мира; выделять характерные особенности культурных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;

  • владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире культуры и социума;

  • понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в ее современной жизни;

  • понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России;

  • понимание особой роли России в мировой истории и культуре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед.

Программа "Духовные родники" способствует формированию у школьников следующих качеств личности:

  • патриотизм;

  • уважение к истории, традициям, обрядам, культуре, языку наций и народностей, толерантность;

  • ответственность и чувство долга, милосердие, достоинство;

  • трудолюбие;

  • настойчивость;

  • дисциплинированность;

  • любовь к малой родине;


Механизм оценки результатов

В процессе оценки достижения планируемых результатов используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения, конкурсы, игры-соревнования, викторины, практические занятия).


Структура программы:

Введение – 1 час

Раздел 1. Моя семья – 12 часов

Раздел 2. Моя малая Родина – 13 часов

Раздел 3. Мой край Самарский – 8 часов


На реализацию курса отводится 1 час в неделю, всего 34 часа в год.



Тематическое планирование

п/п

Раздел, тема

Кол-во часов

Содержание

Виды деятельности учащихся

  1. .

Введение.

Что такое Родина?

1

Определения понятия. Широкое и узкое понимание значения слова.

Создание творческих работ (рисунков, стихо­творений, сочинений) к конкурсу.

Моя семья – моё богатство

Что я знаю о моей семье?

1

Состав моей семьи и история её создания.

Анкетирование, интервью,

Венок имён нашей семьи

1

Составление списка мужских и женских имён семьи. Значения имён.

Социологическое миниисследование, статистические расчёты.

Семейные праздники

2

Сбор сведений о памятных датах семьи.

Составление календаря семейных праздников

Семейные традиции

1

Определение понятий "обычай", "традиция". Виды традиций. Сбор сведений о семейных традициях. Православные традиции в моей семье.

Составление свода законов и традиций семьи. Оформление страницы в проекте "Моя родословная"

Увлечения в нашей семье.

2

Как проводили досуг бабушки и дедушки? Хобби и увлечения членов моей семьи. Игры и забавы моих старших родственников.

Составление "Калейдоскопа хобби и увлечений"

Великая Отечественная война в истории моей семьи

2

Судьбы членов моей семьи в годы войны. Военные подвиги.

Работа на сайте "Подвиг народа", оформление страницы в проекте "Моя родословная"

Трудовые заслуги моей семьи.

1

Где работали представители старших поколений моей семьи? Какие заслуги имеют?

Оформление страницы "Герб и девиз моей семьи".

Моя семья – моё богатство

2

Подготовка и презентация проекта "Моя родословная" (либо его страниц).

Защита проекта.

Моя малая Родина

История названия (топоним) Кошки

1

Научные и народные версии истории названия нашего села.

Экскурсия в библиотеку.

Составление статьи.

История села и страны в названиях улиц.

2

Почему улица так названа? Какой след в истории она оставила? Знакомство с историей села по исследованиям историков и краеведов Кошкинского района.

Экскурсия в краеведчес­кий музей.

Исследовательская работа.

История Кошкинской школы

(к 135-летию)

1

История школы. Знаменитые учителя. Школьные учителя моих родителей.

Устный журнал «Наша школа»

Святые места Кошкинского района

1

Храмы Кошкинского района, их история и описание. Святые места на территории района.

Создание буклета.

Достопримечательности с. Кошки и района

2

Мемориальные памятники. Музеи. Памятники архитектуры.

Парки и фонтаны.

Экскурсия по основным достопримечательностям села,

создание путеводителя

Знаменитые земляки

2

Жизнь и судьба знаменитых земляков.

Оформление альбома (презентации, буклета)

Поэты Кошкинского района

2

Жизнь и творчество И. Акулиничева, Л. Фролова, Т. Еремеевой. Любимый поэт.

Экскурсия в музей.

Конкурс чтецов.

Писатели Кошкинского района

1

Жизнь и творчество Н.А. Арнольдова, В. Малова. Любимое произведение.

Устный журнал

Моя Малая Родина

1

Мой любимый уголок.

Творческая работа.

Подготовка к конкурсу.

Мой край Самарский

Самарская губерния в истории России.

1

Исторические сведения об основании крепости Самара, её значение в судьбе Российского государства. Губерния в годы ВОв. Самара космическая.

Миниисследования,

Создание творческих работ (рисунков, стихо-творений, сочинений) к конкурсу.

Ими гордится Россия!

1

Знаменитые земляки. Трудовые, военные и духовные подвиги самарцев.

Устный журнал.

Литературная Самара

2

Литературные памятники губернии. Поэты и писатели Самарского края.

Составление и оформление реестра памятников, презентация.

Святые обители

2

Монастыри и храмы Самарской губернии.

Экскурсия в Иверский женский монастырь

(г. Самара)

Святые источники

1

Святые источники на территории Самарской губернии. Ташла.

Составление картотеки и карты святых источников региона.

Итоговое занятие.

1

Оформление страниц сайта "Наши духовные родники"

Защита проекта "Наши духовные родники".


Итого

34




Учебно – тематическое планирование

п/п

Раздел, тема

Количество часов

Всего

Аудитор­

ных

Вне­аудиторных

В т.ч. на практич. деятельность

  1. .

Введение. Что такое Родина?

1

1

-

1

Моя семья – моё богатство

Что я знаю о моей семье?

1

1

-

1

Венок имён нашей семьи

1

1

-

1

Семейные праздники

2

2

-

1

Семейные традиции

1

1

-

1

Увлечения в нашей семье.

2

2

-

1

Великая Отечественная война в истории моей семьи

2

1

1

2

Трудовые заслуги моей семьи.

1

1

-

1

Моя семья – моё богатство

2

2

-

2

Моя малая Родина

История названия (топоним) Кошки

1

-

1

1

История села и страны в названиях улиц.

2

-

2

1

История Кошкинской школы

(к 135-летию)

1

1

-

1

Святые места Кошкинского района

1

1

-

1

Достопримечательности с. Кошки и района

2

-

2

1

Знаменитые земляки

2

2

-

1

Поэты Кошкинского района

2

-

2

1

Писатели Кошкинского района

1

1

-

1

Моя Малая Родина

1

1

-

1

Мой край Самарский

Самарская губерния в истории России.

1

1

-

1

Ими гордится Россия!

1

1

-

-

Литературная Самара

2

2

-

1

Святые обители

2

-

2

1

Святые источники

1

-

1

1

Итоговое занятие.

1

1

-

1

Итого

34

23

11

25


Предполагаемая результативность программы "Духовные родники"

В результате усвоения программы учащиеся должны знать:

  • Историю семьи

  • Семейные традиции

  • Семейные праздники

  • Увлечения и игры представителей старших поколений

  • Военные и трудовые заслуги своей семьи

  • Историю возникновения села Кошки и его названия

  • Святые места и достопримечательности Кошкинского района

  • Знать знаменитых земляков и их заслуги перед Родиной

  • Поэтов и писателей Кошкинского района и Самарской области

  • Историю основания крепости Самара

  • Трудовые, военные и духовные подвиги самарцев.

  • Литературные памятники губернии.

  • Монастыри, храмы и святые источники Самарской губернии


В результате усвоения программы учащиеся должны уметь:

  • проводить социологическое исследование,

  • выполнять элементарные статистические расчёты

  • составлять календарь семейных праздников

  • составлять свод законов и традиций семьи

  • составлять "Калейдоскоп хобби и увлечений"

  • работать с информацией сайта "Подвиг народа"

  • оформлять "Герб и девиз моей семьи"

  • составлять картотеку и карту святых источников региона

  • презентовать результаты своей исследовательской работы


Перспективы внедрения программы.

В результате реализации программы "Духовные родники" предполагается получить следующие результаты:

  • формирование духовно-нравственной системы ценностей школьника;

  • просвещенность учащихся;

  • повышение уровня самостоятельности и активности школьников;

  • укрепление семейных традиций и ценностей;

  • укрепление культурных традиций;

  • повышение интереса к изучению своей родословной и истории своей малой и большой Родины,

  • увеличение количества учащихся, занимающихся исследовательской работой.

Реализация программы "Духовные родники" способствует формированию высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях российского народа.









Список литературы

Нормативные документы

  1. Данилюк, А. Я. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я.Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков.- М.: Просвещение, 2014.

  2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: утверждено Президентом Российской Федерации Д. Медведевым 04. 02. 2010. № Пр - 271 [Текст] // Официальные документы в образовании.- 2010. - № 9. - С. 5 - 12.


Литература для учителя

  1. Арнольд Н.В. Самароведение: Уч.пособие по Самарскому краеведению. Часть 2.- Самара: Культурное наследие, 2012.

  2. Арнольд Н.В. Самароведение: Уч.пособие по Самарскому краеведению. Часть 1.- Самара: Культурное наследие, 2011.

  3. Арнольд Н.В. Самароведение: Уч.пособие по Самарскому краеведению. Часть 3.- Самара: Культурное наследие, 2013.

  4. Ахмедьянова, А. Г. Опыт, проблемы и перспективы духовно – нравственного воспитания школьников [Текст] / А.Г. Ахмедьянова // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2010. - № 3. - С. 38 - 42.

  5. Богачев А.В. Средневековые культуры и этносы Самарского края. – Самара, 2014

  6. Володина Л. О. Духовно - нравственные ценности воспитания в русской семье [Текст] /Л. О.Володина // Педагогика. - 2011. - № 4. - С. 41 - 50.

  7. Гвоздарева, Т. Понятие чистоты сердца в христианской этике: из учебного пособия «Духовно - нравственный смысл основных сюжетов Библии» [Текст] / Т. Гвоздарева // Духовно - нравственное воспитание. - 2011. - № 3.

  8. Духовно-нравственное воспитание и гражданское воспитание в школе: Особенности и соотношение в учебно-воспитательном процессе // «Воспитание школьников», № 2 -2012.

  9. Кремлева И.И., Уразова Е.А., Петрович В.Г. Основы духовно-нравственной культуры народов России и светской этики 4-5 кл. Методические рекомендации. – М.: Баласс, 2013.

  10. Самарцев В. Невиданная Самара. Альбом уникальных фотографий. - Самара: Артель "Бурлаки", 2014.

Литература для учащихся

  1. Еременко Е.Н. Родословная моей семьи. Учебное пособие. – М.: Издательство: Планета, 2014

  2. Завальный А.Н., Зинченко В.Н., Мокрый В.С. Символика Самарской области. - Самара: СамВен, 2012.

  3. Кондахсазова Д. Родословная книга нашей семьи. М: Рипол-Классик, 2014.

  4. Православные храмы Самары: 160 лет самарской епархии / София и Николай Локтевы. - Самара: Логос, 2011.

  5. Самарский Иверский женский монастырь: К 160-летию основания обители. - Самара: Самарская епархия РПЦ, 2010.

  6. Севостьянов С.Д. Экскурсия по старой Самаре. – Самара: ООО Медиа-Книга 2013г.

  7. Синельник А. К. История градостроительства и заселения Самарского края. — Издательский дом «Агни». — Самара, 2013.


Интернет-источники


  1. Самарская губерния: история и культура // http://gubernya63.ru/

  2. Указатель монастырей и церквей Самарского региона (Самара и Тольятти, область и губерния, Сызранский район) http://genealogia.ru/archives/1395

  3. Храмы Самары https://ru.wikipedia.org/wiki/%D5%F0%E0%EC%FB_%D1%E0%EC%E0%F0%FB

  4. Хроники губернского города // http://staraysamara.ru/vse-materialy/istoriya-samarskoj-gubernii


1 Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. "Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России". Учебное издание. Серия «Стандарты второго поколения» - М.: Просвещение, 2009 С. 11

2 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.03.2015) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru

3 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 (ред. от 25.12.2013).


Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 6800 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru