В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Рабочая программа внеурочной деятельности "Введение в экологию"РП по введению в экологию

Получить подборку Войдите для скачивания файлов

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ЛАБЫТНАНГИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Введение в экологию»








Направление: общеинтеллектуальное

Возраст обучения – 7 -11 лет

Год обучения – 2013 – 2014 г.

Год составления программы – 2013 -2014 г







Разработчик: Дворниченко Светлана Александровна

учитель начальных классов МАОУ СОШ

высшая квалификационная категория




АННОТАЦИЯ

Рабочая программа внеурочной деятельности «Введение в экологию» для 3 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы Александровой Ю.Н. «Юный эколог». Сборник «Программа кружка, разработки занятий, методические рекомендации (1-4 классы)», издательство Учитель, Волгоград, 2010 г., построена с учетом преемст­венности экологического образования дошкольников (програм­ма Н. Н. Кондратьевой «Мы») и младших школьников, опирает­ся на теоретический, практический и личностный опыт уча­щихся, полученный при изучении курса «Окружающий мир».

Цель: формирование и развитие экологически сообразно­го поведения у младших школьников.

Программа «Введение в экологию» ставит перед собой следующие задачи:

  1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.

  2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.

  3. Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.

  4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, при­роде, жизни.

  5. Становление осознания уникальности, неповторимости и невосполнимости любого природного объекта, признанию са­моценности природы.

  6. Развитие способности формирования научных, эстетиче­ских, нравственных и правовых суждений по экологическим во­просам.

  7. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без­образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.

  8. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школь­нику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

  9. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа составлена на основе авторской программы Александровой Ю.Н. «Юный эколог» (1-4 классы), соответст­вует требованиям к содержанию образовательных программ до­полнительного образования детей, построена с учетом преемст­венности экологического образования дошкольников (програм­ма Н. Н. Кондратьевой «Мы») и младших школьников, опирает­ся на теоретический, практический и личностный опыт уча­щихся, полученный при изучении курса «Окружающий мир». Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Теоретические основы программы - исследования возраст­ной психологии, экологической педагогики и психологии (С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин), идеи экологической этики (В. Е. Борейко) и концепция личностно- ориентированного образования (В. В. Сериков).

Актуальность. Воспитание экологической культуры – актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной си­туации начала XXI века.

В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в на­чальной школе как ответственного этапа в становлении и разви­тии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей соз­дание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литерату­ры, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совер­шенствования всей системы воспитательной работы с младши­ми школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осоз­нающей свое место в природе. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практи­ке экологического образования в начальной школе единой, рас­считанной на весь период обучения, программы дополнительно­го образования с экологической направленностью для младших школьников.

Цель: формирование и развитие экологически сообразно­го поведения у младших школьников.

Программа «Введение в экологию» ставит перед собой следующие задачи:

  1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.

  2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.

  3. Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.

  4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, при­роде, жизни.

  5. Становление осознания уникальности, неповторимости и невосполнимости любого природного объекта, признанию са­моценности природы.

  6. Развитие способности формирования научных, эстетиче­ских, нравственных и правовых суждений по экологическим во­просам.

  7. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без­образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.

  8. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школь­нику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

9. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.

Основные принципы содержания программы:

  • принцип единства сознания и деятельности;

  • принцип наглядности;

  • принцип личностной ориентации;

  • принцип системности и целостности;

  • принцип экологического гуманизма;

  • принцип краеведческий;

  • принцип практической направленности.

Рабочая программа будет выполнена за счёт уплотнения материала и использования дополнительных часов в каникулярное время.

Новизна. Содержание программы «Введение в экологию» отли­чается от имеющихся курсов с экологической направленностью развернутостью (реализуется в течение четырех лет), личностной ори­ентацией и экоцентрическим подходом в рассмотрении вопро­сов взаимоотношений человека и природы.

Курс включает и раскрывает основные содержатель­ные линии:

  • Земля - единая экосистема.

  • Человек - существо биосоциальное, часть экологической системы.

  • Уникальная ценность природных существ вне зависимости от формы проявления.

Спецификой курса является подход к выбору педагогиче­ских средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он высту­пает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную твор­ческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.

В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, си­туации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Практическая, деятельностная направленность курса осуще­ствляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Формы организации дея­тельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая.

Одним из основных методов обучения являются системати­ческие фенологические наблюдения, раскрывающие экологиче­ские взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей. Данный вид деятельно­сти предполагает систематическую работу с «Календарем приро­ды» в классных уголках «Юный эколог», а также ведение инди­видуальных блокнотов или тетрадей «Дневник юного эколога».

Средствами эффективного усвоения программы курса явля­ются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экс­курсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и соз­дание экознаков, экологиче­ские акции, знакомство с определителями, гербаризация, со­ставление памяток. Предполагаются различные формы привле­чения семьи к совместной экологической деятельности: семей­ные экологические домашние задания, в проведении общешкольной Недели экологии, помощь в оборудовании и озеленении класс­ных комнат, участие в организации праздников и в вы­полнении летних заданий.

Результативность. Результативность и целесообраз­ность работы по программе «Введение в экологию» выявляется с по­мощью комплекса диагностических методик: в конце каждого года обучения проводятся тестирование и анкетирование уча­щихся, анкетирование педагогов и родителей; в течение учебно­го года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей. Формами подведения итогов и резуль­татов реализации программы выступают ежегодные Недели экологии, традиционные экологические праздники: «Золотая осень», «День птиц», «День Земли» и др.


Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности:
Ожидаемые результаты
Предметные результаты:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Личностные результаты:
- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
- развитие морально-этического сознания;
- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым
ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Метапредметные результаты:
- овладение начальными формами исследовательской деятельности;
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- формирование коммуникативных навыков.

3 класс

Количество часов: 35 часов (1 час в неделю)

Содержание

Раздел «Среда обитания» (теория -20 часов, практика -3 часа)

Среда обитания. Природные зоны. Изменения окружающей среды. Зависимость приливов и отливов. Жизнь днем. Наблюдения в природе. Ночная жизнь. Сезонные изменения. Времена года на Земле. Год растения. Год животного. Долговременные изменения. Сообщества Изменения сообществ. Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе. Пищевые цепочки и связи. Регулярные изменения. Наблюдения за сообществом. Циклы в природе. Круговорот углерода в природе. Парниковый эффект. Круговорот азота в природе.

Раздел «Жизнь животных» (теория -10 часов, практика -2 часа)

Жизнь животных. Группы животных по способу воспроизводства. Игра «В мире животных». Наблюдения в неживой природе. Вымирающие организмы. Динозавры – вымерший вид животных. Почему нужно защищать природу? Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений. Красная книга ЯНАО.





Учебно-тематическое планирование

Номер занятия

Тема

Кол-во часов

теория

практика

Раздел «Среда обитания»

20

3

1-2

Среда обитания.

2


3-5

Природные зоны.

3


6

Изменения окружающей среды

1


7

Зависимость приливов и отливов.

1


8

Жизнь днем.

1


9

Наблюдения в природе.


1

10

Ночная жизнь.

1


11

Сезонные изменения.

1


12

Времена года на Земле.

1


13

Год растения.

1


14

Год животного.

1


15

Долговременные изменения.

1


16

Сообщества. Изменения сообществ.

1


17

Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе.


1

18

Пищевые цепочки и связи.

1


19

Регулярные изменения.

1


20

Наблюдения за сообществом.


1

21

Циклы в природе. Круговорот углерода в природе.

1


22

Парниковый эффект.

1


23

Круговорот азота в природе

1


Раздел «Жизнь животных»

10

2

24-25

Жизнь животных.

2


26-27

Группы животных по способу воспроизводства

2


28

Игра «В мире животных»


1

29

Наблюдения в неживой природе.


1

30-31

Вымирающие организмы.

2


32

Динозавры – вымерший вид животных.

1


33

Почему нужно защищать природу?

1


34

Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений.

1


35

Красная книга ЯНАО

1



К концу третьего года обучения:

обучающиеся должны знать:

  • различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы;

  • описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки;

  • сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

  • проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы;

  • следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

  • использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт) для поиска необходимой информации;

  • использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или выявления свойств объектов;

  • обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе;

  • использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе.

обучающиеся должны уметь:

  • выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;

  • применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;

  • ухаживать за культурными растениями и домашними жи­вотными (посильное участие);

  • составлять экологические модели, доказывать уникальность и красоту каждого природного объекта;

  • заботиться об оздоровлении окружающей природной сре­ды, об улучшении качества жизни;

  • предвидеть последствия деятельности людей в природе;

  • улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);

  • осуществлять экологически сообразные поступки в окру­жающей природе;

  • наблюдать предметы и явления природы по предложенно­му плану или схеме;

  • оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;

  • ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;

  • оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической допустимости.


Материально-техническое обеспечение


Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Примечания

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Энциклопедии

«История России», Аванта+, 2009

1 шт.



«Животный мир», Росмэн, 2002

1 шт.


«Большая книга вопросов и ответов», Эксмо, 2003

1 шт.

«Экология» (школьная), Русич, 2000

1 шт.

«Экология» (познавательная), Русич, 1999

1 шт.


«Большая энциклопедия эрудита», Махаон, 2004

1 шт.


Таблицы:

Ориентирование по солнцу

1 шт.


Холмистая равнина

1 шт.


Овраг

1 шт.


На Крайнем Севере

1 шт.


Тайга

1 шт.


Тундра

1 шт.


Смешанный лес

1 шт.


Луг

1 шт.


Степь

1 шт.


Полевые культуры

1 шт.


Сорные растения

1 шт.


Бахча

1 шт.


Пустыня

1 шт.


Черноморское побережье Кавказа

1 шт.


Чайная плантация

1 шт.


Внутренние органы человека

1 шт.


Скелет человека

1 шт.


Мышцы

1 шт.


Органы пищеварения

1 шт.


Кровеносная система

1 шт.


Нервная система

1 шт.


Что нас окружает

1 шт.


Части растений

1 шт.


Деревья

1 шт.


Кустарники и травы

1 шт.


Грибы

1 шт.


Лиственные и хвойные растения

1 шт.


Лето

1 шт.


Осень

1 шт.


Зима

1 шт.


Весна

1 шт.


Режим дня школьника

1 шт.


Насекомые

1 шт.


Перелетные птицы

1 шт.


Зимующие птицы

1 шт.


Дикие звери

1 шт.


На ферме зимой

1 шт.


На свиноферме

1 шт.


Размножение растений черенками

1 шт.


Размножение растений усами

1 шт.


Размножение растений корневыми отпрысками

1 шт.


Размножение растений отводками

1 шт.


Комнатные растения

1 шт.


Ядовитые растения

1 шт.


Грибы

1 шт.


Овощи и фрукты

1 шт.


Цветы

1 шт.


Обитатели морей

1 шт.


Ягоды

1 шт.


Птицы

1 шт.


Животные

1 шт.


Ледяная зона

1 шт.


Тундра

1 шт.


Карты:

Карта России (географическая)

1 шт.


Природные зоны

1 шт.


Карта Европы

1 шт.


Демонстрационный материал

Набор муляжей овощей

1 шт.


Набор муляжей грибов

1 шт.


Набор муляжей фруктов

1 шт.


Набор для проведения опытов

1 шт.


Материал к стенду «Фенологические наблюдения»

1 шт.


Лупа

1 шт.


Атлас «Природоведение»

5 шт.


Набор слайдов для кодоскопа «Природоведение»

1 шт.


Коллекция «Почва и ее состав»

1 шт.


Коллекция «Голосеменные растения»

3 шт.


Коллекция шишек и семян

2 шт.


Коллекция «Основные виды промышленного сырья»

1 шт.


Коллекция «Поделочные камни»

1 шт.


Коллекция плодов и семян

1 шт.


Коллекция «Насекомые»

1 шт.


Гербарий дикорастущих растений

3 шт.


Гербарий деревьев и кустарников

1 шт.


Гербарий для начальной школы

1 шт.


Гербарий культурных растений

2 шт.


Гербарий лекарственных растений

1 шт.


Гербарий «Основные группы растений»

1 шт.


Пособие «Ягоды»

1 шт.


Пособие «Птицы»

1 шт.


Пособие «Рептилии»

1 шт.


Пособие «Цветы»

1 шт.


Комплект лабораторного оборудования «Наблюдение за погодой»

1 шт.


Объемная модель «Цветок яблони»

1 шт.


Объемная модель «Цветок тюльпана»

1 шт.


Объемная модель «Цветок вишни»

1 шт.


Объемная модель «Цветок кукурузы»

1 шт.


Объемная модель «Почка с надпочечником»

1 шт.


Объемная модель «Сердце»

1 шт.


Оборудование класса

Ученические столы одноместные с комплектом стульев.

25 шт.


Стол учительский с тумбой.

1


Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

5


Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

1


Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т. п.

1


Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

1


Плазменная панель

1


Компьютер

1


Принтер лазерный

1


Информационно-коммуникационные средства

Видеофильмы

Цифровые образовательные ресурсы


Ознакомление с окружающим миром

Насекомые. Птицы

Природоведение-1

Природоведение-2

Улица полна неожиданностей (ПДД)

National Geographic:

Сибирские тигры

Львы Шимпанзе

Кошки

Гориллы

Повелители льдов

Большие панды

Гигантские медведи

Властелин полярных просторов

Царство великого медведя

Гиганты Арктики

Электронное учебное издание «Начальная школа, 1-4 кл.»;

СD Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия














































Литература:

  1. Александрова, Ю. Н. Юный эколог Текст /Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010 – 331 с.

  2. Безруков, А. Занимательная география Текст /А. Безруков, Г. Пивоварова. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001

  3. Времена года. Православный календарь. Текст - Ростов н/Д. АО «Книга», 1995.

  4. Гаев, Л. Наши следы в природе Текст /Л. Гаев, В. Самарина. – М.: Недра, 1991.

  5. Елизарова, Е. М. Знакомые незнакомцы Текст /Е. М. Елизарова. – Волгоград: Учитель, 2007.

  6. Ишутинова, Л. М. Грибы – это грибы. Текст /Л. М. Ишутинова //Начальная школа. – 2000. - № 6.- С.68.

  7. Кошевой, В. А. «Мир Земли» Текст /В. А. Кошевой. – М.: Издательский дом «С – ИНФО»; Издательство «Баланс», 1999.

  8. Кларина, М. М. Экономика и экология для малышей. Текст / М. М. Кларина – М.: Вита - Пресс, 1995.

  9. Клёнов, А. Малышам о минералах Текст / А. Клёнов. – М.: Педагогика - Пресс, 1993.

  10. Крылов, Г. Растения здоровья Текст / Г. Крылов. – Новосибирск, 1989.

  11. Лебедев, Н. Н. Занимательные вопросы по природоведению Текст / Н.Н.Лебедев. – М.: Учпедгиз, 1961.

  12. Моисеев, В. Наедине с природой Текст /В. Моисеев. – Чимкент. МП «АУРИКА», 1993.

  13. Новицкая, М. Ю. Введение в народоведение. Родная земля: 1-2 кл.: учебник – тетрадь №3 Текст / М. Ю. Новицкая. –М.: Дрофа, 1997.

  14. Моложавенко, В. С. Тайна красоты Текст / В. С. Моложавенко. – М., 1993.

  15. Попов, А. Траволечебник Текст / А. Попов. – Кемерово, 1993.

  16. Плешаков, А. А. Экологические проблемы и начальная школа Текст /А. А. Плешаков// Начальная школа. – 1991. - № 5. – С. 2-8.

  17. Плешаков, А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики Текст /А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2009.

  18. Плешаков, А. А. Зелёные страницы Текст /А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2008.

  19. Садчикова, О. Г. и др. Занимательная география Текст / О. Г. Садчикова. Ростов н/Д: Феникс, 2006.

  20. Смирнова, Н. П. По материкам и океанам Текст / Н. П. Смирнова. – М.: Просвещение, 1988.

  21. Симаков, Ю. Г. Живые приборы Текст / Ю. Г.Симаков. – М.: Знание, 1986.

  22. Хренов Л.С. Народные предметы и календарь Текст / Л. С. Хренов – М.: Агропромиздат, 1991.

  23. Шиппард, Ч. Жизнь кораллового рифа Текст / Ч. Шиппард. – Ленинград: Гидрометиздат, 1987.

  24. Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. – М.: ООО Издательство «Астрель», 2000.

  25. Энциклопедия. Мир животных (т. 2, т. 7). – М.: Просвещение, 1989.

  26. Энциклопедия. Неизвестное об известном – М.: РОСМЕН, 1998.

  27. Энциклопедия животных. – М.: ЭКСМО, 2007.

  28. Энциклопедия. Что такое. Кто такой. – М.: Педагогика-Пресс, 1993.

  29. Юный натуралист: журнал. – 1988. - № 5.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 7000 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru