В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Рабочая программа внеурочной деятельности "Введение в экологию"

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ЛАБЫТНАНГИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Введение в экологию»








Направление: общеинтеллектуальное

Возраст обучения – 7 -11 лет

Год обучения – 2013 – 2014 г.

Год составления программы – 2013 -2014 г







Разработчик: Дворниченко Светлана Александровна

учитель начальных классов МАОУ СОШ

высшая квалификационная категория




АННОТАЦИЯ

Рабочая программа внеурочной деятельности «Введение в экологию» для 3 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы Александровой Ю.Н. «Юный эколог». Сборник «Программа кружка, разработки занятий, методические рекомендации (1-4 классы)», издательство Учитель, Волгоград, 2010 г., построена с учетом преемст­венности экологического образования дошкольников (програм­ма Н. Н. Кондратьевой «Мы») и младших школьников, опирает­ся на теоретический, практический и личностный опыт уча­щихся, полученный при изучении курса «Окружающий мир».

Цель: формирование и развитие экологически сообразно­го поведения у младших школьников.

Программа «Введение в экологию» ставит перед собой следующие задачи:

  1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.

  2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.

  3. Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.

  4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, при­роде, жизни.

  5. Становление осознания уникальности, неповторимости и невосполнимости любого природного объекта, признанию са­моценности природы.

  6. Развитие способности формирования научных, эстетиче­ских, нравственных и правовых суждений по экологическим во­просам.

  7. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без­образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.

  8. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школь­нику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

  9. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа составлена на основе авторской программы Александровой Ю.Н. «Юный эколог» (1-4 классы), соответст­вует требованиям к содержанию образовательных программ до­полнительного образования детей, построена с учетом преемст­венности экологического образования дошкольников (програм­ма Н. Н. Кондратьевой «Мы») и младших школьников, опирает­ся на теоретический, практический и личностный опыт уча­щихся, полученный при изучении курса «Окружающий мир». Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Теоретические основы программы - исследования возраст­ной психологии, экологической педагогики и психологии (С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин), идеи экологической этики (В. Е. Борейко) и концепция личностно- ориентированного образования (В. В. Сериков).

Актуальность. Воспитание экологической культуры – актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной си­туации начала XXI века.

В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в на­чальной школе как ответственного этапа в становлении и разви­тии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей соз­дание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литерату­ры, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совер­шенствования всей системы воспитательной работы с младши­ми школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осоз­нающей свое место в природе. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практи­ке экологического образования в начальной школе единой, рас­считанной на весь период обучения, программы дополнительно­го образования с экологической направленностью для младших школьников.

Цель: формирование и развитие экологически сообразно­го поведения у младших школьников.

Программа «Введение в экологию» ставит перед собой следующие задачи:

  1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.

  2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.

  3. Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.

  4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, при­роде, жизни.

  5. Становление осознания уникальности, неповторимости и невосполнимости любого природного объекта, признанию са­моценности природы.

  6. Развитие способности формирования научных, эстетиче­ских, нравственных и правовых суждений по экологическим во­просам.

  7. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без­образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.

  8. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школь­нику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

9. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.

Основные принципы содержания программы:

  • принцип единства сознания и деятельности;

  • принцип наглядности;

  • принцип личностной ориентации;

  • принцип системности и целостности;

  • принцип экологического гуманизма;

  • принцип краеведческий;

  • принцип практической направленности.

Рабочая программа будет выполнена за счёт уплотнения материала и использования дополнительных часов в каникулярное время.

Новизна. Содержание программы «Введение в экологию» отли­чается от имеющихся курсов с экологической направленностью развернутостью (реализуется в течение четырех лет), личностной ори­ентацией и экоцентрическим подходом в рассмотрении вопро­сов взаимоотношений человека и природы.

Курс включает и раскрывает основные содержатель­ные линии:

  • Земля - единая экосистема.

  • Человек - существо биосоциальное, часть экологической системы.

  • Уникальная ценность природных существ вне зависимости от формы проявления.

Спецификой курса является подход к выбору педагогиче­ских средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он высту­пает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную твор­ческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.

В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, си­туации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Практическая, деятельностная направленность курса осуще­ствляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Формы организации дея­тельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая.

Одним из основных методов обучения являются системати­ческие фенологические наблюдения, раскрывающие экологиче­ские взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей. Данный вид деятельно­сти предполагает систематическую работу с «Календарем приро­ды» в классных уголках «Юный эколог», а также ведение инди­видуальных блокнотов или тетрадей «Дневник юного эколога».

Средствами эффективного усвоения программы курса явля­ются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экс­курсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и соз­дание экознаков, экологиче­ские акции, знакомство с определителями, гербаризация, со­ставление памяток. Предполагаются различные формы привле­чения семьи к совместной экологической деятельности: семей­ные экологические домашние задания, в проведении общешкольной Недели экологии, помощь в оборудовании и озеленении класс­ных комнат, участие в организации праздников и в вы­полнении летних заданий.

Результативность. Результативность и целесообраз­ность работы по программе «Введение в экологию» выявляется с по­мощью комплекса диагностических методик: в конце каждого года обучения проводятся тестирование и анкетирование уча­щихся, анкетирование педагогов и родителей; в течение учебно­го года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей. Формами подведения итогов и резуль­татов реализации программы выступают ежегодные Недели экологии, традиционные экологические праздники: «Золотая осень», «День птиц», «День Земли» и др.


Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности:
Ожидаемые результаты
Предметные результаты:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Личностные результаты:
- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
- развитие морально-этического сознания;
- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым
ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Метапредметные результаты:
- овладение начальными формами исследовательской деятельности;
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- формирование коммуникативных навыков.

3 класс

Количество часов: 35 часов (1 час в неделю)

Содержание

Раздел «Среда обитания» (теория -20 часов, практика -3 часа)

Среда обитания. Природные зоны. Изменения окружающей среды. Зависимость приливов и отливов. Жизнь днем. Наблюдения в природе. Ночная жизнь. Сезонные изменения. Времена года на Земле. Год растения. Год животного. Долговременные изменения. Сообщества Изменения сообществ. Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе. Пищевые цепочки и связи. Регулярные изменения. Наблюдения за сообществом. Циклы в природе. Круговорот углерода в природе. Парниковый эффект. Круговорот азота в природе.

Раздел «Жизнь животных» (теория -10 часов, практика -2 часа)

Жизнь животных. Группы животных по способу воспроизводства. Игра «В мире животных». Наблюдения в неживой природе. Вымирающие организмы. Динозавры – вымерший вид животных. Почему нужно защищать природу? Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений. Красная книга ЯНАО.





Учебно-тематическое планирование

Номер занятия

Тема

Кол-во часов

теория

практика

Раздел «Среда обитания»

20

3

1-2

Среда обитания.

2


3-5

Природные зоны.

3


6

Изменения окружающей среды

1


7

Зависимость приливов и отливов.

1


8

Жизнь днем.

1


9

Наблюдения в природе.


1

10

Ночная жизнь.

1


11

Сезонные изменения.

1


12

Времена года на Земле.

1


13

Год растения.

1


14

Год животного.

1


15

Долговременные изменения.

1


16

Сообщества. Изменения сообществ.

1


17

Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе.


1

18

Пищевые цепочки и связи.

1


19

Регулярные изменения.

1


20

Наблюдения за сообществом.


1

21

Циклы в природе. Круговорот углерода в природе.

1


22

Парниковый эффект.

1


23

Круговорот азота в природе

1


Раздел «Жизнь животных»

10

2

24-25

Жизнь животных.

2


26-27

Группы животных по способу воспроизводства

2


28

Игра «В мире животных»


1

29

Наблюдения в неживой природе.


1

30-31

Вымирающие организмы.

2


32

Динозавры – вымерший вид животных.

1


33

Почему нужно защищать природу?

1


34

Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений.

1


35

Красная книга ЯНАО

1



К концу третьего года обучения:

обучающиеся должны знать:

  • различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы;

  • описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки;

  • сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

  • проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы;

  • следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

  • использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт) для поиска необходимой информации;

  • использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или выявления свойств объектов;

  • обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе;

  • использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе.

обучающиеся должны уметь:

  • выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;

  • применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;

  • ухаживать за культурными растениями и домашними жи­вотными (посильное участие);

  • составлять экологические модели, доказывать уникальность и красоту каждого природного объекта;

  • заботиться об оздоровлении окружающей природной сре­ды, об улучшении качества жизни;

  • предвидеть последствия деятельности людей в природе;

  • улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);

  • осуществлять экологически сообразные поступки в окру­жающей природе;

  • наблюдать предметы и явления природы по предложенно­му плану или схеме;

  • оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;

  • ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;

  • оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической допустимости.


Материально-техническое обеспечение


Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Примечания

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Энциклопедии

«История России», Аванта+, 2009

1 шт.



«Животный мир», Росмэн, 2002

1 шт.


«Большая книга вопросов и ответов», Эксмо, 2003

1 шт.

«Экология» (школьная), Русич, 2000

1 шт.

«Экология» (познавательная), Русич, 1999

1 шт.


«Большая энциклопедия эрудита», Махаон, 2004

1 шт.


Таблицы:

Ориентирование по солнцу

1 шт.


Холмистая равнина

1 шт.


Овраг

1 шт.


На Крайнем Севере

1 шт.


Тайга

1 шт.


Тундра

1 шт.


Смешанный лес

1 шт.


Луг

1 шт.


Степь

1 шт.


Полевые культуры

1 шт.


Сорные растения

1 шт.


Бахча

1 шт.


Пустыня

1 шт.


Черноморское побережье Кавказа

1 шт.


Чайная плантация

1 шт.


Внутренние органы человека

1 шт.


Скелет человека

1 шт.


Мышцы

1 шт.


Органы пищеварения

1 шт.


Кровеносная система

1 шт.


Нервная система

1 шт.


Что нас окружает

1 шт.


Части растений

1 шт.


Деревья

1 шт.


Кустарники и травы

1 шт.


Грибы

1 шт.


Лиственные и хвойные растения

1 шт.


Лето

1 шт.


Осень

1 шт.


Зима

1 шт.


Весна

1 шт.


Режим дня школьника

1 шт.


Насекомые

1 шт.


Перелетные птицы

1 шт.


Зимующие птицы

1 шт.


Дикие звери

1 шт.


На ферме зимой

1 шт.


На свиноферме

1 шт.


Размножение растений черенками

1 шт.


Размножение растений усами

1 шт.


Размножение растений корневыми отпрысками

1 шт.


Размножение растений отводками

1 шт.


Комнатные растения

1 шт.


Ядовитые растения

1 шт.


Грибы

1 шт.


Овощи и фрукты

1 шт.


Цветы

1 шт.


Обитатели морей

1 шт.


Ягоды

1 шт.


Птицы

1 шт.


Животные

1 шт.


Ледяная зона

1 шт.


Тундра

1 шт.


Карты:

Карта России (географическая)

1 шт.


Природные зоны

1 шт.


Карта Европы

1 шт.


Демонстрационный материал

Набор муляжей овощей

1 шт.


Набор муляжей грибов

1 шт.


Набор муляжей фруктов

1 шт.


Набор для проведения опытов

1 шт.


Материал к стенду «Фенологические наблюдения»

1 шт.


Лупа

1 шт.


Атлас «Природоведение»

5 шт.


Набор слайдов для кодоскопа «Природоведение»

1 шт.


Коллекция «Почва и ее состав»

1 шт.


Коллекция «Голосеменные растения»

3 шт.


Коллекция шишек и семян

2 шт.


Коллекция «Основные виды промышленного сырья»

1 шт.


Коллекция «Поделочные камни»

1 шт.


Коллекция плодов и семян

1 шт.


Коллекция «Насекомые»

1 шт.


Гербарий дикорастущих растений

3 шт.


Гербарий деревьев и кустарников

1 шт.


Гербарий для начальной школы

1 шт.


Гербарий культурных растений

2 шт.


Гербарий лекарственных растений

1 шт.


Гербарий «Основные группы растений»

1 шт.


Пособие «Ягоды»

1 шт.


Пособие «Птицы»

1 шт.


Пособие «Рептилии»

1 шт.


Пособие «Цветы»

1 шт.


Комплект лабораторного оборудования «Наблюдение за погодой»

1 шт.


Объемная модель «Цветок яблони»

1 шт.


Объемная модель «Цветок тюльпана»

1 шт.


Объемная модель «Цветок вишни»

1 шт.


Объемная модель «Цветок кукурузы»

1 шт.


Объемная модель «Почка с надпочечником»

1 шт.


Объемная модель «Сердце»

1 шт.


Оборудование класса

Ученические столы одноместные с комплектом стульев.

25 шт.


Стол учительский с тумбой.

1


Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

5


Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

1


Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т. п.

1


Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

1


Плазменная панель

1


Компьютер

1


Принтер лазерный

1


Информационно-коммуникационные средства

Видеофильмы

Цифровые образовательные ресурсы


Ознакомление с окружающим миром

Насекомые. Птицы

Природоведение-1

Природоведение-2

Улица полна неожиданностей (ПДД)

National Geographic:

Сибирские тигры

Львы Шимпанзе

Кошки

Гориллы

Повелители льдов

Большие панды

Гигантские медведи

Властелин полярных просторов

Царство великого медведя

Гиганты Арктики

Электронное учебное издание «Начальная школа, 1-4 кл.»;

СD Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия














































Литература:

  1. Александрова, Ю. Н. Юный эколог Текст /Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010 – 331 с.

  2. Безруков, А. Занимательная география Текст /А. Безруков, Г. Пивоварова. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001

  3. Времена года. Православный календарь. Текст - Ростов н/Д. АО «Книга», 1995.

  4. Гаев, Л. Наши следы в природе Текст /Л. Гаев, В. Самарина. – М.: Недра, 1991.

  5. Елизарова, Е. М. Знакомые незнакомцы Текст /Е. М. Елизарова. – Волгоград: Учитель, 2007.

  6. Ишутинова, Л. М. Грибы – это грибы. Текст /Л. М. Ишутинова //Начальная школа. – 2000. - № 6.- С.68.

  7. Кошевой, В. А. «Мир Земли» Текст /В. А. Кошевой. – М.: Издательский дом «С – ИНФО»; Издательство «Баланс», 1999.

  8. Кларина, М. М. Экономика и экология для малышей. Текст / М. М. Кларина – М.: Вита - Пресс, 1995.

  9. Клёнов, А. Малышам о минералах Текст / А. Клёнов. – М.: Педагогика - Пресс, 1993.

  10. Крылов, Г. Растения здоровья Текст / Г. Крылов. – Новосибирск, 1989.

  11. Лебедев, Н. Н. Занимательные вопросы по природоведению Текст / Н.Н.Лебедев. – М.: Учпедгиз, 1961.

  12. Моисеев, В. Наедине с природой Текст /В. Моисеев. – Чимкент. МП «АУРИКА», 1993.

  13. Новицкая, М. Ю. Введение в народоведение. Родная земля: 1-2 кл.: учебник – тетрадь №3 Текст / М. Ю. Новицкая. –М.: Дрофа, 1997.

  14. Моложавенко, В. С. Тайна красоты Текст / В. С. Моложавенко. – М., 1993.

  15. Попов, А. Траволечебник Текст / А. Попов. – Кемерово, 1993.

  16. Плешаков, А. А. Экологические проблемы и начальная школа Текст /А. А. Плешаков// Начальная школа. – 1991. - № 5. – С. 2-8.

  17. Плешаков, А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики Текст /А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2009.

  18. Плешаков, А. А. Зелёные страницы Текст /А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2008.

  19. Садчикова, О. Г. и др. Занимательная география Текст / О. Г. Садчикова. Ростов н/Д: Феникс, 2006.

  20. Смирнова, Н. П. По материкам и океанам Текст / Н. П. Смирнова. – М.: Просвещение, 1988.

  21. Симаков, Ю. Г. Живые приборы Текст / Ю. Г.Симаков. – М.: Знание, 1986.

  22. Хренов Л.С. Народные предметы и календарь Текст / Л. С. Хренов – М.: Агропромиздат, 1991.

  23. Шиппард, Ч. Жизнь кораллового рифа Текст / Ч. Шиппард. – Ленинград: Гидрометиздат, 1987.

  24. Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. – М.: ООО Издательство «Астрель», 2000.

  25. Энциклопедия. Мир животных (т. 2, т. 7). – М.: Просвещение, 1989.

  26. Энциклопедия. Неизвестное об известном – М.: РОСМЕН, 1998.

  27. Энциклопедия животных. – М.: ЭКСМО, 2007.

  28. Энциклопедия. Что такое. Кто такой. – М.: Педагогика-Пресс, 1993.

  29. Юный натуралист: журнал. – 1988. - № 5.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос