В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ КУРС «СХЕМА В ПОМОЩЬ»

МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ КУРС «СХЕМА В ПОМОЩЬ»

Анна Кокорышкина
Тип материала: Программа
просмотров: 5242
Краткое описание
Переоткрывание процесса возникновения и создание схем
Актуальность данного метапредметного курса заключается в том, что курс становится эффективным механизмом достижения метапредметных результатов, а также формирует знания сущностных характеристик таких видов деятельности рисунок и схема.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
дорботан метапредметный_курс__схема_в_помощь.docx Скачать


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов»















Метапредметный курс

«схема В ПОМОЩЬ»











Автор: Кокорышкина Анна Сергеевна

Учитель истории и обществознания











2015г.

Программа метапредметного курса


Наименование

«Схема в помощь»

Автор метапредметного курса

Кокорышкина Анна Сергеевна

Цель курса

Переоткрывание процесса возникновения и создание схем

Задачи курса

1. Развитие регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий учащихся в группах;

2. Формирование навыков составления и чтения текстовых схем

Целевая аудитория

6 - 11 классы

Количество часов

2 часа (3 урока)

Формы работы

Исследовательская работа, образовательная мастерская, круглый стол

Межпредметные связи

Биология, право, экономика, география, информатика, литература, обществознание, история, физика

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (смысл образование);

Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности (целеполагание, планирование, коррекция)

Познавательные УУД включают обще учебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми

Использование технологии

Технологии исследовательской деятельности, информационные технологии

Предполагаемый результат

Применение навыков создания схем на основе предметного содержания.

Самостоятельно планировать пути составления схем и осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения.

Умение классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.

Формирование навыков составления и чтения текстовых схем.

Развитие регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий учащихся в группах;





Обоснование актуальности метапредметного курса

В современной России образование вообще и историко-обществоведческое образование в частности служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан. Начало XXI в. характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, широкими информационными контактами в постиндустриальном обществе, глобализацией в различных сферах жизни, частым и тесным взаимодействием представителей различных этнических и социальных групп и др. Все это порождает новые требования к образованию молодого поколения. Речь идет о способностях выпускников школы ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни, полученные в школе знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, в том числе в полиэтнической, поликультурной среде и других.

Результатом школьного образования на современном этапе должно стать формирование у ребенка целостной картины мира, отношения подростка к себе, к другим людям. И формирование такого отношения возможно только в том случае, если есть интеграция того, что человек изучает, чем он занимается. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов.

Установленные новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня должен уметь конструировать новые педагогические ситуации, новые задания, направленные на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.

Таким образом, метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности.

Анализ имеющихся ресурсов обучения показал, что большим потенциалом для формирования различных универсальных учебных действий обладает такой вид деятельности как схемы и проектирование, мы остановимся и рассмотрим и изучив вид деятельности схемы, поскольку в ходе создания схем создается специальная ситуация, в которой эффективно формируются регулятивные, познавательные и коммуникативные учебные действия. Не меньшим потенциалом в формировании метапредметных результатов обладает исследовательская деятельность, которая также способствует успешному овладению набором УУД, прописанных в стандарте.

Схемы являются средствами выделения главного, они помещают информацию в замкнутое пространство. При составлении схем ученик совершает логические операции – анализ, синтез, сравнение, умение преобразовать и обобщить материал, привести его в систему и графически обобщить.

Схемы – графическое изображение исторической действительности, где отдельные части, признаки явления изображаются условными знаками – геометрическими фигурами, символами, надписями, а отношения и связи обозначаются их взаимным расположением, связываются линиями и стрелками.

Таким образом, актуальность данного метапредметного курса заключается в том, что курс становится эффективным механизмом достижения метапредметных результатов, а также формирует знания сущностных характеристик таких видов деятельности рисунок и схема.

Содержание курса


Модуль

Цель модуля

Форма

Результат

I

Теоретический модуль

Исследовать что такое текстовая схема, изучить принципы построения текстовых схем

Исследовательская работа

Разработка алгоритма составления схем

II

Практическая часть

Апробировать навыки создания схем на основе предметного содержания


Образовательная мастерская


Групповые работы по выбранной теме





Учебно-тематический план

Тема, содержание

Форма

Кол-во часов

1

Введение в метапредметный курс (обозначение целей и задач курса, определение индивидуальных образовательных траекторий)


Презентация курса, формирование индивидуально образовательных траекторий

1

Исследование сущности текстовых схем

Исследовательская

работа

Изучение и освоение принципов построения текстовых схем

Работа с готовой текстовой схемой на примере «Типология общества»

Разработка алгоритма составления текстовых схем

Выстраивание логики рассуждения при восстановлении текста по схеме

Поиск и изучения теории по составлению текстовых схем

Разработка критерием оценивания

2.


Реализация собственных текстовых схем по выбранной из трех теме



1. Выбор темы для создания текстовой схемы, отбор содержания;



2. Нахождение главного объекта и его составных частей при составление схем;

3. Выстраивание логики составления текстовой схемы

4. Составление текстовых схем

5. Выступление с подготовленными текстовыми схемами по выбранной теме.


1


Образовательная мастерская


3.

Рефлексия деятельности


Круглый стол

1



список литературы

  1. Всеобщая история. Учебно-методические материалы к программе дополнительного профессионального педагогического образования (повышения квалификации) : достижение личностных, метапредметных и предметных результатов образования средствами линии УМК "Всеобщая история. 5 - 9 классы" С.В. Колпакова, особенности предметного содержания и методического обеспечения / авт. : Т.В. Болотина, Е.Е. Вяземский. - М. : Дрофа, 2012. - 224 с.

  2. История России. Учебно-методические материалы к программе дополнительного профессионального педагогического образования (повышения квалификации) : достижение личностных, метапредметных и предметных результатов образования средствами линии УМК "История России. 6 - 9 классы" А.Ф. Киселева, В.П. Попова, особенности предметного содержания и методического обеспечения / авт. : Т.В. Болотина, О.Г. Веряскина. - М. : Дрофа, 2012. - 220 с.

  3. Программы дополнительного профессионального педагогического образования (повышения квалификации) : достижение личностных, метапредметных и предметных результатов образования средствами линий УМК издательства "Дрофа" и методического обеспечения / авт. : О.Н. Марченко, И.В. Осипова, Т.В. Емельянова и др. - М. : Дрофа, 2012. - 256 с.

  4. Галеева Н.Л. Метапредметный курс "Сам себе учитель" для развития внутренних ресурсов учебного успеха ученика / Н. Л. Галеева// Справочник заместителя директора школы. - 2013. - № 8. - С. 53-58.

  5. Имакаев В.Р. Метапредметные и личностные результаты в общем образовании: от декларации к гарантии качества / В. Р. Имакаев// Школьные технологии. - 2013. - № 2. - С. 10-14.

  6. Курбатова Е.Е. Методические приемы формирования метапредметных компетенций учащихся / Е. Е. Курбатова// География в школе. - 2013. - № 2. - С. 40-43.

  7. Фомин С.А. Схемы по истории: теорет. аспект / С.А.Фомин // Преподавание истории в шк. - 2009. - № 6. - С. 70-72.

  8. Фомин С.А. Схемы и издания по истории Древней Руси для подготовки к части С ЕГЭ / С.А.Фомин // Преподавание истории в шк. - 2009. - № 7. - С. 58-72.

  9. Фомин С.А. Схемы и задания по нашествиям XIII в. и монголо-татарскому игу для подготовки к части С ЕГЭ / С.А.Фомин // Преподавание истории в шк. - 2009. - № 9. - С. 60-69.

  10. Фомин С.А. Схемы и задания по истории объединения русских земель вокруг Литвы и Москвы (XIV в.) для подготовки к части С ЕГЭ / С.А.Фомин // Преподавание истории в шк. - 2009. - № 10. - С. 21-32.

  11. Хуторской А.В. Метапредметное содержание и результаты образования: как реализовать федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) // Интернет-журнал "Эйдос". - 2012. -№1.



метапредметный курс схема в помощь.docx Скачать

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов»















Метапредметный курс

«схема В ПОМОЩЬ»











Автор: Кокорышкина Анна Сергеевна

Учитель истории и обществознания











2014г.



Программа метапредметного курса


Наименование

«Схема в помощь»

Автор метапредметного курса

Кокорышкина Анна Сергеевна

Цель курса

Переоткрывание процесса возникновения и создание схем

Задачи курса

1. Развитие регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий учащихся в группах;

2. Формирование навыков составления и чтения текстовых схем

Целевая аудитория

6 - 11 классы

Количество часов

2 часа (3 урока)

Формы работы

Исследовательская работа, образовательная мастерская, круглый стол

Межпредметные связи

Биология, право, экономика, география, информатика, литература, обществознание, история, физика

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (смысл образование);

Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности (целеполагание, планирование, коррекция)

Познавательные УУД включают обще учебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми

Использование технологии

Технологии исследовательской деятельности, информационные технологии

Предполагаемый результат

Применение навыков создания схем на основе предметного содержания.

Самостоятельно планировать пути составления схем и осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения.

Умение классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.

Формирование навыков составления и чтения текстовых схем.

Развитие регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий учащихся в группах;





Обоснование актуальности метапредметного курса

В современной России образование вообще и историко-обществоведческое образование в частности служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан. Начало XXI в. характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, широкими информационными контактами в постиндустриальном обществе, глобализацией в различных сферах жизни, частым и тесным взаимодействием представителей различных этнических и социальных групп и др. Все это порождает новые требования к образованию молодого поколения. Речь идет о способностях выпускников школы ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни, полученные в школе знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, в том числе в полиэтнической, поликультурной среде и других.

Результатом школьного образования на современном этапе должно стать формирование у ребенка целостной картины мира, отношения подростка к себе, к другим людям. И формирование такого отношения возможно только в том случае, если есть интеграция того, что человек изучает, чем он занимается. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов.

Установленные новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня должен уметь конструировать новые педагогические ситуации, новые задания, направленные на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.

Таким образом, метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности.

Анализ имеющихся ресурсов обучения показал, что большим потенциалом для формирования различных универсальных учебных действий обладает такой вид деятельности как схемы и проектирование, мы остановимся и рассмотрим и изучив вид деятельности схемы, поскольку в ходе создания схем создается специальная ситуация, в которой эффективно формируются регулятивные, познавательные и коммуникативные учебные действия. Не меньшим потенциалом в формировании метапредметных результатов обладает исследовательская деятельность, которая также способствует успешному овладению набором УУД, прописанных в стандарте.

Схемы являются средствами выделения главного, они помещают информацию в замкнутое пространство. При составлении схем ученик совершает логические операции – анализ, синтез, сравнение, умение преобразовать и обобщить материал, привести его в систему и графически обобщить.

Схемы – графическое изображение исторической действительности, где отдельные части, признаки явления изображаются условными знаками – геометрическими фигурами, символами, надписями, а отношения и связи обозначаются их взаимным расположением, связываются линиями и стрелками.

Таким образом, актуальность данного метапредметного курса заключается в том, что курс становится эффективным механизмом достижения метапредметных результатов, а также формирует знания сущностных характеристик таких видов деятельности рисунок и схема.




Содержание курса


Модуль

Цель модуля

Форма

Результат

I

Теоретический модуль

Исследовать что такое текстовая схема, изучить принципы построения текстовых схем

Исследовательская работа

Разработка алгоритма составления схем

II

Практическая часть

Апробировать навыки создания схем на основе предметного содержания


Образовательная мастерская


Групповые работы по выбранной теме



Учебно-тематический план

Тема, содержание

Форма

Кол-во часов

1

Введение в метапредметный курс (обозначение целей и задач курса, определение индивидуальных образовательных траекторий)


Презентация курса, формирование индивидуально образовательных траекторий

1

Исследование сущности текстовых схем

Исследовательская

работа

Изучение и освоение принципов построения текстовых схем

Работа с готовой текстовой схемой на примере «Типология общества»

Разработка алгоритма составления текстовых схем

Выстраивание логики рассуждения при восстановлении текста по схеме

Поиск и изучения теории по составлению текстовых схем

Разработка критерием оценивания

2.


Реализация собственных текстовых схем по выбранной из трех теме



1. Выбор темы для создания текстовой схемы, отбор содержания;



2. Нахождение главного объекта и его составных частей при составление схем;

3. Выстраивание логики составления текстовой схемы

4. Составление текстовых схем

5. Выступление с подготовленными текстовыми схемами по выбранной теме.


1


Образовательная мастерская


3.

Рефлексия деятельности


Круглый стол

1







Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров