В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Музейная педагогика как средство обеспечения духовного и нравственного развития школьников.

Музейная педагогика как средство обеспечения духовного и нравственного развития школьников.

Елена Лукьянова
Тип материала: Обобщение опыта
просмотров: 2301
Краткое описание
В статье описан опыт работы воспитателя ГПД по приобщению учащихся коррекционной школы 8 вида к историческим и культурным ценностям родного края средствами музейной педагогики.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Лукьянова Е.Г..doc Скачать

Музейная педагогика как средство обеспечения духовного и нравственного развития школьников.

Лукьянова Елена Геннадьевна

воспитатель высшей квалификационной категории

ГКС(К)ОУ «С(К)ОШ №11 VIII вида г. Балашова»

В Законе Российской Федерации «Об образовании» и в проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» подчёркивается, что система образования призвана обеспечить «историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России…»

Решению этих педагогических задач способствует применение в практической работе с детьми, такой инновационной технологии, как музейная педагогика.

Музейная педагогика, это «раздел педагогической науки и построенная на его основе специфическая научно – практическая деятельность, ориентированная на передачу культурного опыта через педагогический процесс в условиях музейной среды, которая включает в себя ряд компонентов: околомузейное пространство, музейное здание, экспозиции, экспонаты. Музей является своеобразным «посредником», который помогает восстанавливать связи между прошлым, настоящим и будущим.

Краеведческий музей нашего города – это уникальное древлехранилище, где демонстрируются десятки тысяч значимых и ценных памятников культуры и истории города и района. Поэтому при организации работы с детьми по изучению истории и современной действительности их малой родины я уделяю особое внимание регулярному и систематическому посещению городского краеведческого музея и его филиала «Дома купца Дьякова».

Приобщение к историческим ценностям сотрудники музея осуществляют через ознакомление с интересными фактами, демонстрацию необычных экспонатов музея, а так же посредством проведения разнообразных экскурсий, конкурсных и игровых программ со школьниками.

Такие экскурсии и краеведческие часы, как «Красная книга Саратовской области», «Из истории школьных вещей», «Космонавты живут на Земле», «Балашовскому уезду 80 лет», «Его величество Кошелек», «Далекое прошлое нашего края», «Нам не забыть Афганистан», «…Были все они игрушки, а теперь они старушки» помогли школьникам на время стать исследователями и равноправными участниками коммуникативного процесса, диалога, осуществляемого в музейной среде. А так же предоставили огромные возможности для всестороннего изучения природных, социально-экономических и исторических условий своей малой родины.

Воспитанию бережного ценностного отношения к ее обычаям и традициям, культуре и творчеству жителей балашовской земли, способствовали экскурсии и лекции: «О творчестве Черезова А. Г.», «Времена года на полотнах наших земляков», «На волне любви и памяти», «Художники Прихоперья», «Храмы старого города», и другие.

Современным школьникам трудно представить прошлое района, а особенно лихолетье войны, тяжелое время после нее. Традиционные встречи с ветеранами, лекции и экскурсии, посвященные тематике Великой Отечественной войны - ценный подарок судьбы и значимый жизненный урок. После посещенных мероприятий: «День Героев Отечества», «Балашовцы в величайших сражениях Вов», «Сталинградская битва», «Балашов в годы Великой Отечественной войны» слово «Родина», «патриотизм» стало для ребят не пустым звуком, а реальностью; переживания давно минувших событий отозвались в каждом детском сердце и сформировали духовную потребность сохранить историю города; сохранить память о людях, событиях.

Ни для кого не секрет, что положительные эмоции, приобретенные в детстве, оставляют глубокий след в сердце любого человека и в дальнейшем влияют на его позитивное мировосприятие, на его взгляды и убеждения. Так же давно известно, что для любого ребенка эмоционально насыщенным, запоминающимся, вызывающим положительные отзывы является такой вид деятельности как игра. Этнографические мероприятия «Покров Пресвятой Богородицы», «Встреча Масленицы», а так же лекции с элементами игры «Веселая Коляда», «Гори огнями ёлка», «Прихоперская рыбалка», «Елочные игрушки – история и современность» позволили включить ребят в особую эстетическую атмосферу, приобщить их к культуре и историческим основам, традициям российских религий и русского народа.

Данная практическая деятельность способствует не только освоению моими воспитанниками исторического наследия, но в первую очередь позволяет мне использовать такие приемы активизации нравственного развития, как:

  • новизна и практическая значимость подаваемого материала;

  • четкое структурирование мероприятия;

  • их логичное, яркое, контрастное содержание, что способствует воздействию на эмоциональную сферу ребенка;

  • опора на индивидуальные потребности детей;

  • использование нетрадиционных форм воспитательного воздействия: разных средств искусства и перечисленных ранее иных форм;

  • применение противоречивости подаваемого материала, что дает эффект удивления и желание разобраться в проблеме.

Таким образом, использование музейной педагогики и средств музея позволяет мне адаптировать школьников к восприятию окружающего мира на основе законов культуры, традиций и бытия предков, к современной жизни. А так же правильно сориентировать их на духовные ценности и приобщить к изучению и сохранению исторического прошлого своей малой родины.


Список используемой литературы и интернет - источников.

  1. Выгодский Л.С. Нравственное воспитание. Пед. психология. - М.,1991.

  2. Полякова С. А. «Духовно-нравственное воспитание и развитие личности младших школьников во внеурочной работе» http://shkola-1.ucoz.net/

  3. Субботина О.В. «Музейная образовательная среда как средство формирования культурного опыта личности» http://www.superinf.ru/

  4. Краеведение в системе воспитания патриотизма  и гражданственности  у обучающихся   в современной школе - методический портал «Гражданином быть обязан!»

музейная педагогика.doc Скачать


Музейная педагогика как средство обеспечения духовного и нравственного развития школьников.

Лукьянова Елена Геннадьевна

воспитатель высшей квалификационной категории

ГКС(К)ОУ «С(К)ОШ №11 VIII вида г. Балашова»

В Законе Российской Федерации «Об образовании» и в проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» подчёркивается, что система образования призвана обеспечить «историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России…»

Решению этих педагогических задач способствует применение в практической работе с детьми, такой инновационной технологии, как музейная педагогика.

Музейная педагогика, это «раздел педагогической науки и построенная на его основе специфическая научно – практическая деятельность, ориентированная на передачу культурного опыта через педагогический процесс в условиях музейной среды, которая включает в себя ряд компонентов: околомузейное пространство, музейное здание, экспозиции, экспонаты. Музей является своеобразным «посредником», который помогает восстанавливать связи между прошлым, настоящим и будущим.

Краеведческий музей нашего города – это уникальное древлехранилище, где демонстрируются десятки тысяч значимых и ценных памятников культуры и истории города и района. Поэтому при организации работы с детьми по изучению истории и современной действительности их малой родины я уделяю особое внимание регулярному и систематическому посещению городского краеведческого музея и его филиала «Дома купца Дьякова».

Приобщение к историческим ценностям сотрудники музея осуществляют через ознакомление с интересными фактами, демонстрацию необычных экспонатов музея, а так же посредством проведения разнообразных экскурсий, конкурсных и игровых программ со школьниками.

Такие экскурсии и краеведческие часы, как «Красная книга Саратовской области», «Из истории школьных вещей», «Космонавты живут на Земле», «Балашовскому уезду 80 лет», «Его величество Кошелек», «Далекое прошлое нашего края», «Нам не забыть Афганистан», «…Были все они игрушки, а теперь они старушки» помогли школьникам на время стать исследователями и равноправными участниками коммуникативного процесса, диалога, осуществляемого в музейной среде. А так же предоставили огромные возможности для всестороннего изучения природных, социально-экономических и исторических условий своей малой родины.

Воспитанию бережного ценностного отношения к ее обычаям и традициям, культуре и творчеству жителей балашовской земли, способствовали экскурсии и лекции: «О творчестве Черезова А. Г.», «Времена года на полотнах наших земляков», «На волне любви и памяти», «Художники Прихоперья», «Храмы старого города», и другие.

Современным школьникам трудно представить прошлое района, а особенно лихолетье войны, тяжелое время после нее. Традиционные встречи с ветеранами, лекции и экскурсии, посвященные тематике Великой Отечественной войны - ценный подарок судьбы и значимый жизненный урок. После посещенных мероприятий: «День Героев Отечества», «Балашовцы в величайших сражениях Вов», «Сталинградская битва», «Балашов в годы Великой Отечественной войны» слово «Родина», «патриотизм» стало для ребят не пустым звуком, а реальностью; переживания давно минувших событий отозвались в каждом детском сердце и сформировали духовную потребность сохранить историю города; сохранить память о людях, событиях.

Ни для кого не секрет, что положительные эмоции, приобретенные в детстве, оставляют глубокий след в сердце любого человека и в дальнейшем влияют на его позитивное мировосприятие, на его взгляды и убеждения. Так же давно известно, что для любого ребенка эмоционально насыщенным, запоминающимся, вызывающим положительные отзывы является такой вид деятельности как игра. Этнографические мероприятия «Покров Пресвятой Богородицы», «Встреча Масленицы», а так же лекции с элементами игры «Веселая Коляда», «Гори огнями ёлка», «Прихоперская рыбалка», «Елочные игрушки – история и современность» позволили включить ребят в особую эстетическую атмосферу, приобщить их к культуре и историческим основам, традициям российских религий и русского народа.

Данная практическая деятельность способствует не только освоению моими воспитанниками исторического наследия, но в первую очередь позволяет мне использовать такие приемы активизации нравственного развития, как:

  • новизна и практическая значимость подаваемого материала;

  • четкое структурирование мероприятия;

  • их логичное, яркое, контрастное содержание, что способствует воздействию на эмоциональную сферу ребенка;

  • опора на индивидуальные потребности детей;

  • использование нетрадиционных форм воспитательного воздействия: разных средств искусства и перечисленных ранее иных форм;

  • применение противоречивости подаваемого материала, что дает эффект удивления и желание разобраться в проблеме.

Таким образом, использование музейной педагогики и средств музея позволяет мне адаптировать школьников к восприятию окружающего мира на основе законов культуры, традиций и бытия предков, к современной жизни. А так же правильно сориентировать их на духовные ценности и приобщить к изучению и сохранению исторического прошлого своей малой родины.



Список используемой литературы и интернет - источников.

  1. Выгодский Л.С. Нравственное воспитание. Пед. психология. - М.,1991.

  2. Полякова С. А. «Духовно-нравственное воспитание и развитие личности младших школьников во внеурочной работе» http://shkola-1.ucoz.net/

  3. Субботина О.В. «Музейная образовательная среда как средство формирования культурного опыта личности» http://www.superinf.ru/

  4. Краеведение в системе воспитания патриотизма  и гражданственности  у обучающихся   в современной школе - методический портал «Гражданином быть обязан!»



Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос