В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Программа Коррекция звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопедического пункта рабочая программа Куликова

Войдите для скачивания файлов


Приложение 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Хабаровска «Детский сад №206»




Утверждено на педагогическом совете МАДОУ

г. Хабаровска «Детский сад№ 206»

Протокол №1 от16.09.2014










Программа


Коррекция звукопроизношения

у детей старшего дошкольного возраста

в условиях логопедического пункта

на 2014-2015 учебный год










Разработала:

Куликова Марина Владимировна,

учитель-логопед

МАДОУ г.Хабаровска «Детский сад №206»






г. Хабаровск

2014



ОГЛАВЛЕНИЕ.


1. Введение………………………………………………………………………….……..3

2. Пояснительная записка……………………..…………………….…………....………5

4. Содержание программы……………………………………………….…..………….17

5. Заключение…………………………………………………………………………….25

6. Литература…………………………………………………………………………..…26

7. Приложение …………………………………………………………………………...28



































Введение.

Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования раскрывают новые направления в организации речевого развития детей 3-7лет.

В качестве приоритетов определяются такие задачи, как развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи; развитие литературной речи, приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

К 7 годам речевое развитие ребенка должно характеризоваться умениями задавать вопросы взрослому, в случаях затруднения обращаться к нему за помощью, адекватно использовать вербальные средства общения, а также владеть диалогической речью.

Для реализации данных задач необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у воспитанников МАДОУ, поскольку многие из них имеют особенности, которые могут нарушить благоприятный ход онтогенеза речи, что наиболее явно проявляется к пятилетнему возрасту. В последнее время значительно увеличивается число детей, имеющих нарушения речи, при этом наблюдаются количественные и качественные изменения в их развитии. Нарушения речи все чаще сопряжены с проблемами неврологического, психологического и социального порядка, что значительно утяжеляет речевую симптоматику нарушений.

В современной практике дошкольного образования возникает ряд проблем, требующих решения.

  • Открытым остается вопрос о методическом и правовом обеспечении работы логопедического пункта: в отличие от работы в логопедической группе, нет программ для работы на логопункте, нет положения о логопунктах, принятого на государственном уровне (кроме «Положения об организации работы учителя-логопеда в детском саду, не имеющем в своей структуре специализированных групп», утвержденное на заседании актива дефектологов Москвы на основании решения коллегии Московского комитета образования от 24.02.2000 г.);

  • Дети достаточно поздно, обычно в возрасте 5 лет, когда ребенком пройдены основные этапы онтогенеза устной речи, попадают в поле профессиональной деятельности учителя – логопеда.

  • К данному возрасту ребенок уже приобретает ряд вторичных нарушений развития, значительно снижающих уровень его обучаемости.

  • Коррекция нарушений речи у дошкольников остается недостаточно эффективной, если нарушение не является предметом комплексного воздействия всех специалистов МАДОУ.



В современной практике работы учителя логопеда в условиях логопункта актуальность приобретает такая цель, как усиление коррекционной и профилактической направленности образовательного процесса в МАДОУ в отношении детской речи.

С учетом этой приоритетной цели разработана данная программа деятельности учителя – логопеда на логопедическом пункте МАДОУ. Рабочая программа определяет возможные пути включения деятельности учителя – логопеда в работу МАДОУ по реализации федеральных государственных образовательных стандартов к структуре общеобразовательной программы дошкольного образования.







































Пояснительная записка

В современной общей и специальной педагогике утверждено положение о необходимости раннего выявления и преодоления речевых нарушений в развитии ребенка. Педагогическое воздействие имеет исключительное значение для формирования его личности и подготовки к школьному обучению.

Доказано, что во многом успешность речевого развития ребенка зависит от зрелости высших психических функций. Некоторые особенности или недоразвитие аналитико-синтетической функции мышления затрудняют для ребенка сравнение своей несовершенной речи с речью старших. Недостаточность анализа и синтеза отрицательно сказывается на развитии речи в целом. Если у ребенка нарушено внимание, то восприятие речи не может происходить в полном объеме. Целенаправленное развитие внимания и памяти положительно сказывается на коррекции речевого недоразвития. Все это свидетельствует о необходимости проведения с детьми комплексных занятий, в которых работа по развитию речи успешно сочеталась бы с развитием памяти, мышления и внимания.

Примерная рабочая программа разработана на основе современных достижений логопедической науки практики, специальной и детской психологии, специальной педагогики (Н.Е. Веракса, Н.Н. Поддъяков, Н.Н. Микляева, Ж.М. Глозман, С.Н. Шаховская, А.Г. Арушанова, О.Г. Ушакова, Т.Б. Филичева), отражающих представления о структуре речевого нарушения, особенностях развития детей с нарушениями речи, онтогенезе речи, а также специфике оказания коррекционной помощи детям дошкольного возраста. В основу рабочей программы положены следующие теоретические идеи:

1. У детей до 7 лет речь как еще не сформировавшаяся функциональная система наиболее подвержена повреждающим факторам.

2. Речевое развитие опосредуется рядом условий, прежде всего, развитием интеллектуальных процессов и общения. В основе потребности говорить ребенка находится впечатление, вызывающее эмоциональный отклик.

3. Побуждение к речевому высказыванию возникает у ребенка под влиянием эмоционального переживания воспринятого.

4. Содержание речи составляют впечатления, получаемые ребенком при ознакомлении с окружающим, поэтому важным моментом для развития детской речи является формирование широких интересов у детей дошкольного возраста.

В программе реализуется идея комплексного сопровождения ребенка с нарушением развития в дошкольном образовательном учреждении (Л.М. Шипицына). Данная программа представляет собой коррекционно - развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико – грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребенка дошкольного возраста с речевой патологией как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем, при обучении его в массовой школе, а также его социализации.

Данная программа по коррекции речи является дополнительной и направлена на преодоление фонетического недоразвития у детей старших и подготовительных групп в детском саду общеразвивающего вида в условиях логопедического пункта. Логопедический пункт при четкой организации обладает высокой эффективностью коррекционного воздействия, разнообразием в выборе средств и играет важную роль в речевой и общей подготовке детей к школе. Данная модель организации органично вписывается в систему МАДОУ, результативна и малозатратна.

Освоение Программы рассчитано на 1 год. Зачисление детей старшего дошкольного возраста, в первую очередь, будущих школьников в логопедический пункт осуществляется на основе рекомендаций психолого – медико –педагогической комиссии детского сада.

Цели программы

  • Обеспечение условий для устранения речевых недостатков и совершенствования речи у детей старшего дошкольного возраста с различным уровнем речевого развития в условиях логопункта ДОУ.

  • Осуществление своевременного и полноценного личностного развития детей.

  • Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников.

Основные задачи коррекционно-развивающего обучения

  • Раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений.

  • Осуществление преемственности в работе между родителями воспитанников и специалистами НДОУ.

  • Развитие артикуляционных навыков, формирование правильного звукопроизношения и развитие слухового восприятия.

  • Обогащение и накопление словарного запаса.

  • Формирование и совершенствование грамматического строя речи.

  • Развитие и совершенствование связной речи, речевого общения.

  • Сенсорное развитие.

  • Развитие психических функций (память, внимание, восприятие, мышление, эмоциональная сфера).

  • Развитие моторики (общей и мелкой).

  • Ознакомление с окружающей действительностью.

  • Ознакомление с художественной литературой.


Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих принципов:

1)ведущим принципом программы является принцип комплексности, выражающийся в единстве подходов к профилактике и коррекции речевых нарушений у воспитанников, личностно-деятельностного подхода к профилактике и коррекции нарушений речи, а также понимания единства психического и речевого развития, взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития.

2) принцип опережающего подхода, диктующий необходимость раннего

выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку адекватного логопедического воздействия – с другой;

3) принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского

о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка;

4) принцип полифункционального подхода, предусматривающий

одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия;

5) принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог

должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей детей. Перед ребёнком необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт. Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребёнком материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем;

6) принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт

возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса. Действие этого принципа строится на преемственности двигательных, речевых заданий;

7) принцип постепенного повышения требований, предполагающий

постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков;

8) принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое

взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.


Психолого-педагогическая характеристика воспитанников


В соответствии с клинико-педагогической классификацией: дислалия. В соответствии с психолого-педагогической классификацией: фонетическое недоразвитие речи.

Фонетическое недоразвитие речи (дислалия) – это частичное нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Выделяют две основные формы дислалии в зависимости от локализации нарушения и причин, обусловливающих дефект звукопроизношения: функциональную и механическую (органическую).

Дети с фонетическим недоразвитием речи – это дети с нормальным слухом и интеллектом.

В картине недоразвития речи на первый план выступает несформированность звуковой её стороны. Характерным для этих детей является нарушенное произношение звуков, незаконченность процесса формирования фонематического восприятия. Количество нарушенных звуков может быть разным: от одного звука до нескольких из разных фонетических групп. Недостатки речи при этом не ограничиваются неправильным произношением звуков.

У части детей в процессе детального обследования при выполнении специально подобранных заданий выявляются незначительные нарушения всех компонентов языка. В их речи встречаются отдельные нарушения слоговой структуры слов и звуконаполняемости. Недостаточная внятность, выразительность, несколько вялая артикуляция и нечеткая дикция оставляют впечатление общей смазанной речи. Незаконченность формирования звуковой структуры, смешение звуков характеризуют недостаточный уровень дифференцированного восприятия фонем. Эта особенность является важным показателем еще не закончившегося до конца процесса фонемообразования.

При углубленном обследовании речи детей отмечаются отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числительных с существительными и т.п.

Некоторые дети отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью, что ведёт к появлению различного рода ошибок.

Многие дети с дислалией имеют нарушения моторики артикуляционного аппарата: изменение мышечного тонуса в речевой мускулатуре, затруднения в тонких артикуляционных дифференцировках, ограниченная возможность произвольных движений.

С расстройствами речи тесно связано нарушение мелкой моторики рук: недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движений, застревание на одной позе.

Указанные отклонения в развитии детей, имеющих речевые нарушения, спонтанно не преодолеваются. Они требуют специально организованной работы по их коррекции.

Особенности организации деятельности логопеда

по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста

в условиях логопункта.


Содержание коррекционной работы, в соответствии с федеральным государственным требованиями дошкольного образования, направлено на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом или психическом развитии воспитанников, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении ОПДО.

В процессе коррекции и развитии речи у детей необходимым является применение современных коррекционно – логопедических технологий, направленных на звуковую и смысловуюстороны речи, а также связанные с речью процессы:

- игровых технологий в логопедической коррекции (Л.С. Забродина, Е.С. Ренизрук),

- арт – педагогичеких технологий в специальном образовании (А.С. Медведева),

- технологий речедвигательной ритмики (А.Я. Мухина),

- технологий коррекции психомоторного развития (Л.А. Сиротюк),

- технологий логопедической, фонетической и речедвигательной ритмики (Н.Ю. Костылева, М.Ю. Картушина),

- информационно- коммуникационных технологий,

- здоровье – сберегающих технологий (Е.А. Алябьева, А.С. Галанов),

- «метод замещающего онтогенеза» А.В. Семенович.

Для обеспечения высокой результативности коррекционно-развивающей работы с воспитанниками адаптирую и модифицирую с учетом специфики работы на логопункте современные методические разработки, в том числе Богомоловой А. И., Каше Г. А., Жихаревой Ю.Б., Коноваленко В.В., Лыловой Л.С, Пожеленко С.А., Жуковой Н.В. по постановке, автоматизации и дифференциации звуков, в диагностировании речевых нарушений - Волковой Г.А., Серебряковой Н.В., Соломахи Л.С, использую систему коррекционной работы с ОНР Нищевой Н.В., Ткаченко Т.А. В профилактике дисграфии и дислексии пользуюсь технологией Корнева А.Н., Парамоновой Л. Г., что обеспечивает целостность педагогического процесса.

Разнообразие, вариативность используемых коррекционных методик позволяет обеспечить дифференцированный подход к коррекции речевых нарушений, индивидуализировать коррекционно - развивающий процесс, обеспечить индивидуальное сопровождение каждого ребенка в зависимости от вида и структуры речевого нарушения, наличия вторичных нарушений развития, микросоциальных условий жизни воспитанника.

Организация деятельности логопеда в течение года определяется поставленными задачами рабочей программы. Логопедическое обследование проводится с 1 по 15 сентября, с 15 по 31 мая. Логопедические подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся с 15 сентября до 1 июня, кроме зимних и весенних каникул. В июне на занятия оставляются дети, не закончившие курс коррекционного обучения, с остальными детьми вместо коррекционных занятий проводятся игры и развлечения.

Данная программа разработана для реализации в условиях логопедического пункта детского сада общеразвивающего вида, то есть в сетке занятий не предусмотрено специального времени для проведения фронтальной деятельности учителя – логопеда. Основную нагрузку несёт индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа, которая проводится 2 - 3 раза в неделю с каждым ребёнком.

Для подгрупповых занятий объединяются дети одного возраста, имеющие сходный по характеру и выраженности речевой дефект, по 5-7 человек, в микрогруппу объединяются 2 – 3 человека.

Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей.

Продолжительность занятий может варьироваться: от 15—20 минут в микрогруппе до 25–30 минут в подгруппе детей. Продолжительность индивидуальных занятий 10 – 15 минут.

Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи.

Результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте ребёнка.

Для успешной реализации Рабочей программы необходимо создание предметно-развивающей среды: оснащение логопедического кабинета и групп необходимым оборудованием, дидактическими материалами и наглядными пособиями.

Консультирование


Учителем – логопедом организуется как индивидуальное, так и групповое консультирование родителей. Консультирование предполагает работу по запросам родителей или педагогов с обязательной разработкой соответствующих рекомендаций.

На индивидуальных консультациях родителям воспитанников, обучающихся на логопункте, учитель – логопед сообщает результаты диагностического обследования речи детей, дает ответы на запросы родителей по поводу организации воспитания, обучения и развития ребенка с нарушениями речи. Родители постоянно информируются о достижениях ребенка в речевом развитии. Групповые консультации проводятся при условии, что у нескольких родителей появляется общий запрос на логопедическую помощь специалиста. Даются рекомендации по коррекции и развитию детской речи.

Консультации по запросу проводятся также и для родителей других воспитанников МАДОУ, которые не посещают логопункт. Круг вопросов касается профилактики нарушений устной и письменной речи, дифференциации возрастного и индивидуального в развитии речи конкретного ребенка. Даются рекомендации по развитию детской речи.

Консультирование педагогов также проводится в индивидуальной или групповой форме. В итоге происходит выработка общих подходов к работе с конкретным воспитанником и его семьей.


Пропаганда логопедических знаний


Пропаганда логопедических знаний является условием успешного решения задач коррекционно – развивающего направления деятельности учителя - логопеда. Она осуществляется в работе учителя - логопеда по взаимодействию с педагогами и родителями.



Взаимодействие учителя-логопеда с педагогами МАДОУ.


Развитие речи детей – это общая задача всего педагогического коллектива. Несогласованность требований взрослых к речи детей, неадекватный выбор способа общения с ребенком могут стать факторами, запускающими или отягощающими его речевые проблемы.

Достижение положительного результата работы учителя – логопеда на логопункте МАДОУ предполагает реализацию комплексного подхода к деятельности специалистов детского сада: учителя – логопеда, воспитателей, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, педагога – психолога. Только систематическое взаимодействие специалистов МАДОУ по проблемам профилактики и коррекции нарушений речи позволяет индивидуализировать процесс сопровождения ребенка с учетом следующих показателей: психологического возраста, специфики этапа развития речи, выявленной речевой и неречевой симптоматики нарушений, особенностей образовательных и социальных условий развития конкретного воспитанника.

Логопед в течение года проводит работу с педагогами детского сада и воспитателями. В связи с этим планируются:

семинары – практикумы для воспитателей, беседы и консультации («Предпосылки и показатели нормального речевого развития детей», «Музыкальное творчество и речь» и т.п.)

лекции, открытые логопедические занятия;

консультативные разборы наиболее трудных детей с привлечением других специалистов (психоневролога, воспитателя);


Взаимодействие учителя - логопеда с родителями (или лицами, их заменяющими)

Принимая во внимание, что воспитатели массовых групп, как правило, не участвуют в коррекционной работе (в отличие от логопедических групп), данная программа может быть успешно реализована только при условии включения в коррекционно-развивающую деятельность родителей (или лиц, их заменяющих).

После проведения логопедического обследования логопед предоставляет родителям (или лицам, их заменяющим) полную и подробную информацию о речевых и неречевых нарушениях, выявленных у ребёнка. Далее учитель – логопед подробно разъясняет индивидуальную коррекционно-развивающую программу, предназначенную для занятий с ребёнком и делает акцент на необходимости совместной, согласованной работы педагогов детского сада и родителей.

Важна систематическая организация разнообразных форм взаимодействия с родителями воспитанников.

Программа предусматривает:

- активное участие во всех мероприятиях, проводимых для родителей в детском саду (открытые занятия, обучающие занятия – практикумы, подгрупповые и индивидуальные консультации, праздники, в том числе логопедические, родительские собрания и т.д.);

- помощь ребёнку в выполнении заданий, в оформлении логопедической тетради, дидактического материала для занятий дома;

- игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики ребенка,

систематические занятия с ребёнком дома по закреплению изученного на логопедических занятиях материала, по автоматизации поставленных звуков и введению их в речь;

- создание положительного эмоционального настроя на логопедические занятия, формирование интереса ребёнка к собственной речи и желания научиться говорить правильно.

- обеспечение условий для устойчивости результатов логопедической коррекции.

Технология реализации рабочей программы

Технология реализации рабочей программы учителя – логопеда на логопункте НДОУ включает три взаимосвязанных этапа.

Диагностический этап

В начале и в конце учебного года (1—15 сентября и 15—30 мая) проводится диагностическое обследование:

  • уровня развития речи (понимание речи, обращенной речи, состояние связной речи — например, пересказ текста из нескольких предложений);

  • поведения и эмоциональной сферы (например, сразу ли и как легко ребенок вступает в контакт);

  • слухового восприятия (например, узнавание и различение контрастного звучания нескольких звучащих игрушек или детских музыкальных инструментов);

  • зрительного восприятия (например, узнавание и различение ребенком цветов);

  • восприятия пространственных представлений (например, выявление навыков ориентировки в пространстве — показ предметов, которые находятся внизу, вверху, впереди и сзади по отношению к нему);

  • общей моторики (например, как ребенок прыгает на двух ногах);

  • ручной моторики (например, умение держать карандаш).

В качестве диагностического материала используется Методика обследования детей с общим недоразвитием речи Филичевой Т.Б., альбом для обследования речи детей Иншаковой О. Н. (см. Речевую карту в приложении 1)

Коррекционный этап

Содержание работы:

  1. Подготовительный этап.


Задача - тщательная и всесторонняя подготовка ребёнка к длительной и кропотливой коррекционной работе.

Основные направления на этом этапе:

- формирование интереса к логопедическим занятиям, потребности в них;

- развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия;

- развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;

- развитие тонкой моторики, пальчиковая гимнастика;

- укрепление физического здоровья (применение методов лечебной педагогики, массажа, самомассажа).

II. Формирование произносительных умений и навыков.


Задачи:

- устранение дефектного произношения;

- развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически;

- формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.

Виды коррекционной работы на данном этапе:

1. Постановка звуков в последовательности:

- свистящие – с, з, сь, зь.

- шипящий – ш.

- сонор – л.

- шипящий – ж.

- соноры – р, рь .

- шипящие – ч, щ.

Способ постановки смешанный (см. приложение 2, 3).

Работа по постановке звуков проводится только индивидуально до выработки устойчивого навыка правильного произношения изолированно.

2. Автоматизация каждого исправленного звука в слогах по мере постановки может проводиться как индивидуально, так и в подгруппе (2 – 3 человека).

- с, з, ш, ж, сь, зь, ль автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь – в слогах со стечением согласных.

- ц, ч, щ, л – наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных.

- р, рь можно автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию.

3. Автоматизация звуков в словах проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности.

По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом. Для проведения работы по автоматизации звуков в словах дети со сходным дефектом объединяются в подгруппы. Вся дальнейшая работа проводится в подгруппах.

4. Автоматизация звуков в предложениях. Каждое отработанное слово немедленно включается в чистоговорки, отдельные предложения, затем подбираются небольшие рассказы, потешки, стишки с данным словом.

5. Дифференциация звуков:

- с – з, с – сь, с – ц, с – ш;

- ж – з, ж – ш;

- ч – сь, ч – ть, ч – щ;

- щ – сь, щ – ть, щ – ч, щ – ш;

- р – л, р – рь, рь – ль, рь – й, ль – л.

6. Автоматизация звуков в спонтанной речи.

III. Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения.

IV. Систематические упражнения на развитие внимания, памяти, мышления на отработанном в произношении материале.

V. Развитие речевого дыхания.

VI. Целенаправленное развитие и обогащение словарного запаса:

  • работа над накоплением пассивного и активного словарного запаса и активизацией в речи существительных, глаголов, прилагательных по всем изучаемым лексическим темам на основе ознакомления с окружающим, расширения представлений о предметах ближайшего окружения, явлениях общественной жизни и природы, понимание обобщающего значения слов и формирование обобщающих понятий;

  • расширение словаря за счет активного усвоения и использования в экспрессивной речи личных местоименных форм, притяжательных местоимений, притяжательных прилагательных, определительных местоимений, наречий, количественных и порядковых числительных;

  • формирование понимания простых предлогов, формирование понятия слово и умение оперировать им;

  • обучение умению группировать предметы по признакам.

VII. Формирование и совершенствование грамматического строя речи:

  • формирование умения различать и употреблять существительные мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе в именительном падеже, понимать вопросы падежей и употреблять существительные мужского, женского и среднего рода в косвенных падежах сначала в беспредложных конструкциях, затем в предложных конструкциях с простыми предлогами;

  • образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, глаголы в настоящем и прошедшем времени, различать и употреблять противоположные по значению названия действий и признаков;

  • согласовывать местоимения и прилагательные с существительными мужского, женского и среднего рода, согласовывать числительные с существительными мужского и женского рода, составлять предложения из нескольких слов по вопросам, по картинке и по демонстрации действия, дополнять предложения недостающими словами, распространять простые предложения однородными подлежащими и сказуемым, пользоваться несклоняемыми существительными, составлять предложения.

VIII. Развитие и совершенствование связной речи и речевого общения:

  • развитие умения вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, реакцию на интонацию и мимику, соответствующую интонации;

  • работа над соблюдением единства и адекватности речи, мимики, жестов — выразительных речевых средств в игре и ролевом поведении;

  • развитие умения поддерживать беседу, задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца, повторять за взрослым описательный рассказ из 2—3 простых предложений, а затем составлять короткий описательный рассказ с помощью взрослого;

  • формирование навыков пересказа, составления рассказов-описаний.

IX. Сенсорное развитие:

  • обогащение чувственного опыта за счет освоения разных способов обследования предметов, совершенствование осязания, зрения, слуха, вкуса, обоняния;

  • освоение сенсорных эталонов — цвета, формы, размера; развитие слухового восприятия в упражнениях на узнавание и различение голосов природы, бытовых шумов, контрастного звучания нескольких игрушек или предметов-заместителей;

  • развитие зрительного восприятия в упражнениях на узнавание и различение маленьких и больших предметов, предметов разных форм, окрашенных в разные цвета, умения сравнивать предметы, подбирать группу предметов по заданному признаку.

XI. Развитие высших психических функций:

  • развитие слухового внимания при восприятии тихих и громких, высоких и низких звуков, зрительного внимания и памяти при работе с разрезными картинками, мышления в упражнениях на группировку и классификацию предметов.

XII. Развитие общей и мелкой моторики:

  • выполнение упражнений на физкультурных минутках, совершенствование конструктивного праксиса в работе с разрезными картинками, тонкой пальцевой моторики в пальчиковой гимнастике, изобразительных навыков, умения передавать в рисунке образы предметов и явлений окружающей действительности на основе собственных наблюдений.

XIII. Ознакомление с окружающей действительностью:

  • формирование умения ориентироваться в групповом помещении;

  • формирование представлений о государственных праздниках, о мире явлений, событий, живых существ, о предметах, их назначении, частях, из которых они состоят, материалах, из которых они сделаны.

XIV. Ознакомление с художественной литературой:

  • приобщение детей к языковому богатству произведений русской художественной литературы и устного народного творчества;

  • формирование умения слушать рассказы, стихи и с помощью педагога правильно понимать их содержание, эмоционально реагировать на прочитанное, понимать вопросы к литературному произведению, задавать простые вопросы, формировать навык пересказа.



































Содержание рабочей программы


Тематический перспективный план работы по постановке звуков.


Подготовительный этап.

Количество занятий: 1-10.

Задачи этапа:

Развитие слухового внимания, речевого внимания, слухозрительноречевых дифференцировок, звукового анализа, фонематического слуха.

Подготовка артикуляционного аппарата, обеспечения функций.

Работа над речевым дыханием, просодикой.

Приемы работы:

  • Выбрать из звукового ряда звук – хлопнуть.

  • Назвать слог, в котором есть заданный звук.

  • Услышать звук в слове – поднять фишку (букву).

  • Назвать место звука по цифровому ряду.

  • Посмотреть на картинку, выбрать ту, в названии которой есть заданный звук.

  • Игра «Мяч»: перекидываем – называем слово с изучаемым звуком [ ] и др.

  • Самодиктант: записать букву, обозначающую заданный звук.

  • «Найди свою пару» (с разрезной азбукой):

  • Вставить в слова пропущенные буквы.

  • Сопоставить слова, сходные по звучанию.

  • Указать место слова с заданным звуком в предложении.


Этап постановки звука.

Количество занятий: по мере усвоения навыков изолированного произношения звука.

Задачи этапа:

Развитие фонематического слуха, речевой моторики.

Воспитание правильного звукопроизношения.

Приемы работы.

  • Дифференциация по месту образования звуков: звонкий/глухой, сонорный, свистящий/шипящий т.д.

  • Общие развивающие упражнения.

  • Специальные упражнения по постановке звука.

  • Специальные приемы по постановке звука.

  • Артикуляция без произношения.

  • Шепотное произнесение звука.

  • Подключение голоса к звукопроизношению.


Этап введения звука в речь.

Количество занятий: по мере усвоения материала.

Задачи этапа:

Произнесение звука, чтение, письмо.

Приемы работы.

  • Произнесение и чтение отдельных звуков (букв), в слогах, в словах, во фразах и коротких предложениях, в связной речи, в спонтанной речи. Чтение. Письмо (выкладывание из палочек, мозаики…).

Перспективное недельное планирование лексических тем по развитию речи

месяц

неделя

п\п

тема

Сентябрь

1

Обследование речи детей

2

3

1

Игрушки

4

2

Овощи

Октябрь

1

3

Фрукты

2

4

Лес осенью. Деревья

3

5

Осенняя одежда и обувь

4

6

Наше тело

Ноябрь

1

7

Семья

2

8

Мебель

3

9

Посуда

4

10

Продукты питания

Декабрь

1

11

Начало зимы

2

12

Дикие животные зимой

3

13

Зимующие птицы

4

14

Праздник Новогодней елки

Январь


1

15

Каникулы

2

16

3

17

Зимние забавы

4

18

Домашние птицы

Февраль


1

19

Домашние животные

2

20

Животные Севера и Юга

3

21

Наша армия

4

22

Дом и его части. Профессии на стройке

Март


1

23

Мамин праздник

2

24

Весна

3

25

Транспорт, виды транспорта

4

26

Транспорт, специальные машины

Апрель


1

27

Перелетные птицы весной

2

28

Комнатные растения

3

29

Наша Родина – Россия

4

30

Наш город - Хабаровск

Май

1

31

День Победы

2

32

Насекомые

3

33

Цветы

4

34

Скоро в школу



Каждое занятие представляет собой комплекс, включающий задания на развитие правильного произношения, словарного запаса, связной речи, фонематического восприятия, грамматического строя речи, речевого общения. Параллельно с работой над речью идет работа над высшими психическими функциями (память, внимание, восприятие, речь, эмоциональная сфера), идет ознакомление с окружающей ребенка действительностью (например, расширение представлений о предметах ближайшего окружения, их назначении), а также ознакомление с художественной литературой. Занятия включают в себя и задания на развитие мелкой моторики рук (владение карандашом), и общей моторики, развитие которой проводится на физкультурных минутках.

Для обеспечения комплексного подхода необходимо, чтобы на занятии решалось несколько задач и использовались различные виды упражнений.

Ниже приводится таблица, в которой определены типы заданий, имеющих коррекционно-развивающую направленность и их содержание (табл. 1).

п/п

Цели заданий

Задания в устной форме

Содержание заданий

1

Расширение и активизация словаря

Что лишнее?

Классификация по заданным признакам

Скажи наоборот

Подбор антонимов

Подбери признак/действие

Подбор прилагательных и глаголов к существительному

Назови одним словом

Подбор обобщающего слова

Что не так

Нахождение смысловой ошибки в предложении

Закончи предложение

Подбор слова в контексте предложения по лексической теме

Отгадай загадки

Узнавание предмета по существенным признакам, описанным в стихотворной форме

Узнай по описанию

Узнавание предмета по существенным признакам,

2

Формирование и развитие грамматического строя речи

Какое слово не подходит?

Работа с однокоренными словами

Сосчитай до 5

Согласование числительного с существительным

Закончи предложение

Подбор слова в контексте предложения по лексической теме

Назови ласково

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Исправь ошибку

Нахождение ошибки при согласовании частей речи в предложении

Подбери признак/действие

Подбор прилагательных и глаголов к существительному

3

Развитие связной речи

Что не так?

Нахождение смысловой ошибки в предложении

Чем похожи и чем отличаются друг от друга?

Нахождение и объяснение сходств и различий предметов и явлений с опорой на представления

Закончи предложение


Выучи стихотворение


4

Развитие восприятия

Доскажи словечко

Добавление подходящего по смыслу и звучанию слова в двустишие

Какое слово самое длинное/самое короткое?

Сравнение слоговой структуры

Какое слово отличается от остальных?

Сравнение слов по звучанию

5

Развитие зрительно- моторной координации


Обводка, штриховка, копирование по точкам, работа с клеткой

Лабиринты

Выкладывание из палочек по образцу

Рисование силуэтов

6

Развитие мышления

Что лишнее


Чем похожи и чем отличаются друг от друга?

Дифференциация, классификация предметных картинок

Что не так?

Систематизация по признаку

Что сначала, что потом?

Последовательность событий

Подбери признак/действие

Определение пространственно-временных отношений, дифференциация по заданному признаку

Схема занятия по постановке звука

Тема:____________________________________________________________________

Цель:____________________________________________________________________

Оборудование:____________________________________________________________

План:

  1. Организационный момент.

  2. Артикуляционная гимнастика.

  3. Дыхательная гимнастика

  4. Объявление темы занятия.

  5. Анализ артикуляции звука.

  6. Постановка звука.

  7. Развитие фонематического слуха.

  8. Работа над лексической темой (развитие лексико – грамматических категорий / связной речи).

  9. Пальчиковая гимнастика.

  10. Развитие внимания, мышления, памяти (развивающая игра).

  11. Подведение итога занятия.

Схема занятия по автоматизации звука

Тема:____________________________________________________________________

Цель:____________________________________________________________________

Оборудование:____________________________________________________________

План:

1. Организационный момент.

2. Объявление темы занятия через выделение в словах поставленного звука.

3. Характеристика звука (согласный – гласный, твердый – мягкий, звонкий – глухой).

4. Закрепление звука в звукоподражании.

5. Закрепление звука в слогах.

6. Развитие коммуникативных умений на определенных лексических темах:

- закрепление звука в словах.

- закрепление звука во фразе.

- закрепление звука в связных текстах (специально подобранных на данный звук).

- закрепление звука в речи.

7.Работа над лексической темой (развитие лексико – грамматических категорий / связной речи).

8.Пальчиковая гимнастика.

9.Развитие внимания, мышления, памяти (развивающая игра).

10.Подведение итога занятия.

Структура занятий

1. Организационный момент — это начальная часть занятия, во время которой создается эмоциональный фон.

Педагог здоровается с каждым ребенком, пришедшим в кабинет. Далее идет краткое повторение предыдущей темы и введение в новую тему. Это осуществляется посредством загадок, различных вводных заданий (например, при введении в тему «Сад. Фрукты» на столе перед детьми лежат картинки с изображениями фруктов. Каждый ребенок называет, какой у него фрукт, и садится).

2. Основная часть содержит задания на формирование звукопроизношения, развитие речи и психических процессов, мелкой моторики, также на ознакомление с окружающей действительностью и художественной литературой.

  • Задания, направленные на формирование звукопроизношения, выбираются в соответствии с этапом работы по этому направлению.

  • Задания, направленные на развитие речи.

При прохождении определенной лексической темы задания постепенно усложняются, также в ходе занятий происходит периодическое повторение и закрепление изученного материала. Занятия распределены по лексическим темам (например, тема «Осень» или «Одежда»), на которых формируются представления о данной группе предметов, уточняется и расширяется словарь (например, дети рассматривают картину «Ранняя осень», и организуется беседа по ней).

Также происходит совершенствование и формирование грамматического строя речи (например, игра «Разноцветные листья» (по Н.В.Нищевой) — логопед читает детям стихотворение, далее задает по нему вопросы). Таким образом, происходит совершенствование согласования существительных мужского рода с прилагательными в единственном и множественном числе. На занятиях формируется навык связной речи (например, описание сюжетной картины), а также речевого общения (дети совместно выполняют задания, обращаются к логопеду и друг к другу).

  • Задания, направленные на сенсорное развитие (например, объединение предметов по цвету и по форме).

Параллельно с работой над речевым развитием происходит развитие таких психических функций, как память, внимание, восприятие, мышление. Постепенно идет расширение и уточнение словарного запаса по теме, и параллельно идет работа над грамматическим строем речи — таким образом происходит усложнение заданий и закрепление пройденного материала.

Для достижения эффективности работы необходимо неоднократное выполнение заданий. Чтобы предотвратить снижение интереса учащихся к заданиям, потребуется их разнообразие. Если это рисунок, то дети самостоятельно рисуют в тетрадях, а педагог помогает. Необходимо создать доброжелательную обстановку, так как дети очень переживают, если рисунок получается хуже, чем у других.

  • на занятиях дети выполняют задания по развитию мелкой моторики (моторика пальцев рук). Это может быть пальчиковая гимнастика (обязательно выполняется несколько раз, темп убыстряется), массаж пальчиков, шнуровка, трафареты, бусы и другое.


  • Дети также знакомятся с окружающей действительностью.

Например, при прохождении лексической темы «Профессии» педагог расширяет представления детей о профессиях,
трудовых действиях взрослых, формирует представления об инструментах, орудиях труда, нужных представителям разных профессий, о бытовой технике.

  • Параллельно с прохождением лексических тем происходит ознакомление с художественной литературой. На занятиях педагог развивает интерес к художественной литературе, навык слушания художественных произведений.
    У детей формируется эмоциональное отношение к прочитанному. Например, при прохождении темы «Дикие животные» ребята знакомятся с творчеством М. Пришвина, И. Соколова-Микитова, Е. Чарушина.



  • Физкультурная минутка (или упражнения на координацию речи с движением).

Для большинства детей характерно снижение работоспособности. Под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов — памяти, внимания, восприятия, мышления. Дети с удовольствием выполняют упражнения, имитируя перечисленные действия в соответствии с текстом, который зачитывает педагог. Стихи читаются сначала медленно, чтобы дети успели сделать то или иное движение, а затем повторяют его в убыстренном темпе. Можно предложить, чтобы каждый придумал по несколько движений и выступил в роли ведущего.

К концу занятий дети, как правило, устают, поэтому предпочтительнее использовать более легкие задания (например, на закрепление материала при прохождении темы «Профессии» дети еще раз должны назвать те профессии, которые им показывает логопед по картинкам).





3. Заключительная часть

В этой части педагог вместе с детьми подводит итог занятия в детском саду. Дети обсуждают с педагогом результаты работы и те трудности, которые возникли при выполнении заданий. Логопед может задавать вопросы: «Что понравилось? Что было для вас самым сложным? Что нового вы узнали на занятии?» Также необходимо обязательно похвалить и поблагодарить всех детей за участие в работе.

Важно отметить, что программа составлена так, чтобы предоставлять детям как можно больше самостоятельности при выполнении заданий. Педагог только помогает, объясняет, направляет. Обязательно нужно обсуждать ответы и вовлекать в это обсуждение всех детей. При этом общая атмосфера занятий должна создавать положительный эмоциональный фон: раскованность, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

Для усвоения детьми данного комплекса занятий необходимо создание адекватной мотивации. Наиболее удачной является мотивация, ориентирующая ребенка на сам процесс обучения.

Критерии эффективности программы

Результатом успешной коррекционно-логопедической работы по данной программе можно считать следующее:

- ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения: умеет правильно произносить все звуки родного (русского) языка в соответствии с языковой нормой; умеет во время речи осуществлять правильное речевое дыхание, ритм речи и интонацию;

- ребёнок     овладел универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции: умеет дифференцировать на слух гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки; умеет выделять первый и последний звук в слове; положение заданного звука в слове; придумывает слова на заданный звук и правильно воспроизводит цепочки из 3-4 звуков, слогов, слов; самостоятельно выполняет звуковой анализ и синтез слов разной слоговой структуры;

- ребёнок владеет средствами общения и способами взаимодействия, способен изменять стиль общения в зависимости от ситуации с взрослыми и сверстниками: усваивает новые слова, относящиеся к различным частям речи, смысловые и эмоциональные оттенки значений слов, переносное значение слов и словосочетаний. Применяет их в собственной речи. Подбирает однокоренные и образовывает новые слова. Согласовывает слова в числе, роде, падеже. Исправляет деформированное высказывание. Самостоятельно составляет рассказ по картинке, по серии картинок, пересказывает тексты, используя развёрнутую фразу;

- родители ребенка включены в коррекционно-образовательный процесс, взаимодействуют с учителем – логопедом, в результате этого у ребёнка сформированы     первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе: в соответствии с возрастными возможностями уточнён и обобщён словарь, сформирован грамматический строй речи, достаточно развита связная речь по лексическим темам в соответствии с программой ДОУ.

Заключение

Данная программа доступна к применению на логопедическом пункте НДОУ.

Ее использование:

  • позволяет насытить логопедические занятия общеразвивающим материалом, «психологизировать» их благодаря подбору заданий не только по развитию речи, но и для развития восприятия (слухового и зрительного), внимания (способность к концентрации, распределению и переключению), памяти (оперативной речевой и образной), мышления (формирование и развитие операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, конкретизации и абстракции);

  • дает возможность обеспечить соответствие работы комплексно-игровому методу, используемому при работе с дошкольниками (как известно, сюжетно-тематическая организация занятий более целесообразна для активизации речи и познавательных процессов, соответствует детским психофизическим данным, поскольку в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей);

  • будет способствовать закреплению навыков правильной речи, расширению, уточнению и активизации словарного запаса дошкольника.

Комплексность педагогического воздействия данной программы прежде всего направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития. Рабочая программа не является статичной по своему характеру. Темы занятий могут видоизменяться в зависимости от возможностей и потребностей воспитанников.

Литература

  1. Аганович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР.- СПб.: «Детство-Пресс», 2001.

  2. Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. – М.: Сфера, 2008

  3. Васильева С.В., Соколова Н. Логопедические игры для дошкольников (с приложением). - М.: «Школьная пресса», 2001.

  4. Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. СПб: Питер, 1996.

  5. Глухов В.П. Методика формирования связной монологической речи дошкольников с общим недоразвитием речи. — М., 2004.

  6. Грибова О. Е. Технология организации логопедического обследования: Метод. пособие. — М.: Айрис-Пресс, 2005.

  7. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.

  8. Жукова И.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. — М., 1990.

  9. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М: Прос., 1985.

  10. Козырева Л.М. Звуковые разминки и упражнения для совершенствования техники чтения, Москва: Издатшкола 2000.

  11. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.Индивидуально - подгрупповая работа с детьми по коррекции звукопроизношения. М.: Гном и Д, 1998.

  12. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФНР. М.: Гном и Д, 1998.

  13. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Развитие связной речи. — М.: Гном и Д, 2000.

  14. Крупенчук О.И.// Научите меня говорить правильно. – С.-Пб.: Литера, 2001.

  15. Кузнецова Е.В., Тихонова Е.В. Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи: Конспекты занятий - М.: ТЦ Сфера, 1999.

  16. Куликова Т.А. Мастерская букв, М.: 1997.

  17. Курдвановская Н.В. Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет. – М.:ТЦ Сфера, 2007.

  18. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. — СПб., 2003.

  19. Лопухина И. Логопедия – 550 занимательных упражнений для развития речи, М.: «Аквариум», 1996.

  20. Нищева Н. В. Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.

  21. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов (Пособие для логопедов). - М.: ВЛАДОС, 2001.

  22. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. Т. А. Васильевой. — 2007.

  23. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми, М.: Владос, 1994.

  24. Туманова ТВ. Формирование звукопроизношения у дошкольников, М.: Гном-пресс, 1999.

  25. Филичева Т. Б. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. — М., 1991.

  26. Филичева Т. Б. Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. — М.: АПН РСФСР, 1989.

  27. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. — М.: Айрис-Пресс, 2004.

  28. Филичева Т.Б., Чиркина Г. В., Туманова Т.В //Корреционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи. - М.2009.















































Приложение 1

Речевая карта № __


1. Фамилия, имя ребёнка_______________________________________________

2. Дата зачисления ребенка на логопункт _______дата обследования _______

3. Дата рождения _____________возраст на момент обследования___________

4. Домашний адрес ____________________________________________________

5. Сведения о родителях:

Мать _____________________________________________________________

Отец _____________________________________________________________

6. Анамнез:

От какой беременности по счету ________________________________________

Как протекала беременность ___________________________________________

Роды (нормальные, патологические) ____________________________________

Когда закричал ______________________________________________________

Как протекало физическое развитие:

Стал держать головку __________________ сидеть __________________

Вставать _____________________________ ходить __________________

Какие заболевания перенес до года: ____________________________________

Речевое развитие ребенка:

Гуление _________________________ лепет ________________________

Первые слова ____________________ речь фразой __________________

Не прерывалось ли речевое развитие (по каким причинам, как долго длилось, с какими последствиями)_________________________________________________


7.Слух________________________________________________________________

8.Зрение______________________________________________________________

9.Заключение психоневролога__________________________________________

______________________________________________________________________

10.Речевая среда и социальные условия:_________________________________

Обращались ли ранее к логопеду?______________________________________

Как долго длились занятия?___________________________________________

Их результативность_________________________________________________

Как ребенок относится к своему дефекту _______________________________

12. Общее звучание речи ______________________________________________

темп __________________________ голос ___________________________

разборчивость __________________ дыхание ________________________

13. Обследование артикуляционного аппарата:

Подвижность языка (верно ли находит разное положение) _________________

___________________________________________________________________

правильность прикуса _______________________________________________

строение неба _______________________ зубов ______________________

состояние подъязычной связки _____________________________________

губы, их подвижность ____________________________________________

14. Состояние общей моторики (координация движения, состояние тонкой

моторики, какой рукой предпочитает работать) __________________________


15. Общее развитие ребенка:

* Разговорно – описательная беседа:

Как тебя зовут ___________________________________________________

Сколько тебе лет _________________________________________________

Где ты живешь __________________________________________________

Как зовут маму _______________________ папу ______________________

Есть ли у тебя друзья _____________________________________________

* счет:

прямой___________ обратный________ от названного числа______ один___________ много__________ поровну_________________

счётные операции_______________________________________________

* геометрические формы:

квадрат ______ круг_______ треугольник______ прямоугольник________

овал______ многоугольник__________

* цвета

основные цвета _________________________________________________

оттеночные _____________________________________________________

* ориентировка во времени

времена года____________________________________________________

части суток______________________________________________________

* ориентировка в пространстве ориентировка в сторонах собственного тела__________________________

Дифференцирование пространственных понятий:

выше-ниже____________________ дальше-ближе_______________________

справа-слева __________________впереди –сзади_______________________

ориентировка на листе бумаги:_______________________________________

* обобщение:

Свитер, платье, юбка, кофта, колготки_______________________________

Сапоги, туфли, тапочки, валенки____________________________________

Блюдце, сковорода, ложка, тарелка__________________________________

Шкаф, стол, кресло, тумбочка______________________________________

Помидор, морковь, репа, капуста___________________________________

Яблоки, персик, лимон, апельсин___________________________________

Кошка, собака, волк, ёж___________________________________________

Голубь, утка, воробей, сорока______________________________________

Автобус, трамвай, самолёт, пароход_________________________________

Телевизор, утюг, компьютер, холодильник___________________________

* исключение:

Собака, кошка, ворона, коза________________________________________

Стакан, кастрюля, стол, чашка______________________________________

Курица, яйцо, цыплёнок, петух_____________________________________

* установление причинно – следственных связей:

Мише пять лет, а Кате три года. Кто старше?_________________________

Мальчик бежит за собакой. Кто бежит первым?_______________________

* узнавание предмета по описанию:

Круглый, сладкий, внутри красный, сверху зелёный___________________

Рыжая, хитрая, пушистая__________________________________________

* конструктивная деятельность:

Разрезные картинки из 4 частей ______, 6_______, 8________

Пирамидка __________________ Матрёшка_______________

16. Обследование понимания речи:

выполнение инструкции __________________________________________

понимание предлогов ____________________________________________

числа _____________ рода ________________ падежа _________________

17. Состояние словаря:

* предметный словарь:

Объяснение значения слов ________________________________________

холодильник ___________________________________________________

пылесос _______________________________________________________

Называние предмета и его частей:

донышко сиденье

чайник носик стул спинка

крышка ножки

ручка

*словарь признаков:

Подбор прилагательных к существительному:


Лимон какой?


Платье какое?


Лиса какая?


Подбор антонимов:


Широкий


Длинный


Высокий


Веселый


Светлый


Больной


Прямой


Сухой


Холодный


Образование прилагательных от имен существительных:


Матрешка из дерева


Сумка из кожи


Ручка из пластмассы


Стакан из стекла


Сок из яблок


Образование притяжательных прилагательных:


Чей хвост?


Чей дом?


* глагольный словарь:

Что делает?

Повар


Учитель


Врач


Почтальон


Кто как голос подает?

Кошка


Собака


Гусь


Утка


Петух


Мышь


Корова


Лягушка


Свинья


18. Обследование грамматического строя речи:

* Образование форм именительного и родительного падежа

существительных во множительном числе:


И. п

Р. п

Мост



Дом



Стул



Пчела



Ведро



Ухо



Воробей



* Образование уменьшительно – ласкательных форм:

Дом стул гриб елка

Женя Костя

* Согласование прилагательных с существительными:

Синий шар

Красный флажок


Синяя машина

Красное солнышко


Синее платье

Красная звезда





* Согласование существительных с числительными:


1

2

3

4

5

Ухо






Стул






Кукла






Помидор






Ручка






*Предложно – падежные формы _____________________________________


19. Обследование связной речи:

* Составление рассказа по картинке («Кот»)


* Составление рассказа по серии картин («Нашли ежа»)


* Рассказ – описание или рассказ – сравнение:


* Пересказ: Зайка сказал ежу: «Какое у тебя, братец, некрасивое, колючее платье!» «Правда, - отвечал ёжик, - но мои колючки спасают меня от зубов собаки и волка. Служит ли тебе так же твоя хорошенькая шубка?». Вместо ответа зайчик только вздохнул.


20. Звукопроизношение:

с

сь

з

зь

ц

ш

ж

ч

щ

л

ль

р

рь

к

г

х

п

б

т

д

в

ф

й






































































21. Фонематический слух:

* Повторение (рот у логопеда закрыт экраном):

да – та – та __________________ вы – ви – вы ________________________

ко – го – го ____________________ ма – мя – мя ________________________

бу – бу – пу ____________________ нё – но – нё _________________________

* Различение слов со сходным звуковым составом:

уточка - удочка _________________ бочка – почка __________________________

коза – коса ___________________ мышка – мишка _________________________

рак – лак __________________ корка – горка ____________________________

* Определение звука в ряду других звуков _________________________________

* Повтор предложений с оппозиционными звуками (способность дифференцировать звуки по противопоставлениям):

Я нарвал овце овса. Ешь скорей овёс овца!____________________________________

Вымыли мышки миски для мишки.___________________________________________

Заржавел железный замок._________________________________________________

Лара у Вали играет на рояле._______________________________________________

22. Анализ звукового состава речи:

* Выделение первого звука в слове

Алик


Утка


Город


Оля


Эхо


Волк


Ира


Окно


Банка


* Выделение последнего звука в слове

Кот


Петух


Рука


Мак


Нос


Муха


23. Произношение слов сложного слогового состава

Строительство


Милиционер


Велосипед


Аквариум


Учительница


Термометр


Путешественник


Универмаг


24. Повторение предложений:

Экскурсовод проводит экскурсию. _________________________________________

Сапожник чистит сапоги. _________________________________________________

Милиционер стоит на перекрестке ___________________________________________

Ребята слепили снеговика___________________________________________________

25. Внимание, работоспособность __________________________________________





Логопедическое заключение: ______________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Рекомендации____________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________






Логопед: _________________________
























Приложение 2

1 комплекс

Комплекс упражнений для свистящих звуков с, з, ц


1. «Блинчик», «Лопатка». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5.

2. «Наказать непослушный язык». Приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя…». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5.

3. «Почистим зубки» Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх «выбросим мусор».

4. «Качели». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы, потом поднять широкий язык за верхние зубы. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз. Нижняя челюсть неподвижна.

5. «Улыбочка», «Заборчик». Удержание губ в улыбке, передние и верхние зубы обнажены, под счет от одного до пяти.

6. «Лягушка». Удержание губ в улыбке со сжатыми губами, под счет от одного до пяти

7. «Киска лакает молоко». Широко открыть рот, сделать 4—5 движений широким языком, как бы лакая молоко.

8. «Кто дальше загонит мяч?», «Футбол». Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук «ф», сдуть ватку на противоположный конец стола.

9. «Орешек». Зубы сжать, губы в улыбке. При закрытом рте упираем напряженный кончик языка то в левую, то в правую щеку. Выполняем 6—8 раз.

10. «Сердитый язычок». Толкать языком сжатые зубы, губы в улыбке.

11. «Горка». Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить горкой. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5.

12. Дуть на спичку беззвучно, затем с добавлением голоса.


2 комплекс

Комплекс артикуляционных упражнений для шипящих звуков

ш, ж, ч, щ


1. «Блинчик». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти – десяти

2. «Наказать непослушный язык». Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки "пя-пя-пя…". Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти – десяти.

3. «Остудить блинчик». Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола (подуть на кончик языка).

4. «Приклей конфетку». Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к небу за верхними зубами..

5. «Грибок». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка - его ножку). При повторении упражнения надо открывать рот, шире.

6. «Гармошка». Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не опуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная связка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.

7. «Лошадка». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

8. «Вкусное варенье». Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

9. «Индюшок». Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживая её. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).

10. «Чашечка». Улыбнуться, открыть рот. Передние и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов. Язык напоминает форму ковшика или пиалы. Водичка из «чашечки» не выливается

11. «Экскаватор». Рот широко открыть, положить широкий язык на нижнюю губу, загнуть края языка «чашечкой» и медленно поднять ее за верхние зубы.

12. «Киска лакает молоко». Широко открыть рот, сделать 4—5 движений широким языком, как бы лакая молоко.

13. «Фокус». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.


Для снятия гипертонуса языка:

1. «Блинчик», «Лопатка». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5.

2. «Наказать непослушный язык». Приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя…». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5.

3 комплекс

Комплекс артикуляционных упражнений для звука л


1. «Блинчик», «Лопатка». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5.

2. «Часики». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот. Тянуться языком попеременно то к левому углу рта, то к правому. Повторить 4-6 раз. Следить, чтобы язык не касался нижней губы, нижняя челюсть неподвижна.

3. «Качели». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы, потом поднять широкий язык за верхние зубы. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз. Нижняя челюсть неподвижна.

4. «Лесенка», «Ступеньки». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот. Узкий кончик языка ставим на альвеолы, на верхние зубы, на верхнюю губу.

5. «Грибок». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот.

6. «Гармошка». Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не опуская язык, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошка, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.

7. «Барабанщик». Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук д: д-д-д. Сначала звук д произносить медленно, постепенно убыстряя темп.

8. «Окошечко». Улыбнуться, приоткрыть рот на 4-5 мм, удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5.

9. «Пароход гудит». Улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и произносить звук ы (как гудит пароход).

10. «Болтушка». Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад с голосом.

11. «Иголочка». Улыбнуться, открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким и удерживать под счет от 1 до 5.

12. «Сигнал», «Кучер» Сомкнуть губы и сильно подуть через них. Губы вибрируют и слышен характерный звук ТПРУ.

13. «Чашечка». Рот открыт. Передние и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов. Язык напоминает форму ковшика или пиалы. Водичка из «чашечки» не выливается.

14. «Вкусное варенье». Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение сверху вниз, но не из стороны в сторону.

15. «Индюк». Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживая её. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).

16. Прикусывать кончик языка, высунутый между губами, с голосом и без голоса.

4 комплекс

Комплекс артикуляционных упражнений для звука р


1. «Блинчик», «Лопатка». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5.

2. «Часики». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот. Тянуться языком попеременно то к левому углу рта, то к правому. Повторить 4-6 раз. Следить, чтобы язык не касался нижней губы, нижняя челюсть неподвижна.

3. «Качели». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы, потом поднять широкий язык за верхние зубы. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз. Нижняя челюсть неподвижна.

4. «Лесенка», «Ступеньки». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот. Узкий кончик языка ставим на альвеолы, на верхние зубы, на верхнюю губу.

5. «Маляр». Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад.

6. «Лошадка». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Задаем темп – старая, молодая, с закрытыми зубами.

7. «Кто дальше загонит мяч?», «Футбол». Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук «ф», сдуть ватку на противоположный конец стола.

8. «Индюк». Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживая её. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).

9. «Вкусное варенье». Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение сверху вниз.

10. «Пойдем домой» - «Ступеньки» назад.

11. «Барабанщик». Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук д: д-д-д. Сначала звук д произносить медленно, постепенно убыстряя темп.

12. «Наказать непослушный язык». Приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя…». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5.

13. «Чьи зубы чище?». Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

14. «Ложимся спать». Убрать язык за нижние зубы.

15. «Балалайка». Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук д: д-д-д. Прямым указательным пальцем водить по кончику языка влево – вправо. Сначала звук д произносить медленно, постепенно убыстряя темп.



Приложение 3


Примерное тематическое планирование по использованию произведений художественной литературы в коррекционной работе.


Лексическая

тема

Младший

дошкольный

возраст

Старший

дошкольный

возраст


Осень. Грибы. Ягоды.


В. Сутеев «Под грибом»


В. Катаев

«Дудочка и кувшинчик»


Фрукты. Сад



В. Сутеев


«Мешок яблок» «Яблоко»


Овощи. Огород



В. Сутеев

«Дядя Миша



Ю. Тувим

«Овощи»


Перелетные птицы



Журавль и цапля


В. Гаршин

«Лягушка-путешественница»


Одежда



С.Маршак

«Рассеянный с улицы Бассейной»

А. Кардашева

«Не растут, к несчастью, брюки…»


Мебель



Три медведя


С. Маршак «Откуда стол пришел?»



Зима



М. Пляцковский

«Ромашки в январе»

В. Даль

Старик-годовик


Дикие животные



Колобок, Теремок

В. Сутеев

«Кот-рыболов»


Домашние животные



Зимовье зверей


Н. Носов

«Бобик в гостях у Барбоса»

Э. Успенский «Зима в Простоквашино»



Новый год



В.Сутеев «Елка»


М. Зощенко «Елка»


Домашние птицы


В. Сутеев «Утенок и цыпленок»


В. Сутеев

«Петух и краски»


Зимующие птицы



М. Горький «Воробьишко»


М. Пришвин «Гаечки»


Игрушки



А. Барто «Игрушки»


В. Драгунский «Друг детства»


Посуда


К. Чуковский


«Федорино горе»


Транспорт


Г. Цыферов

«Паровозик из Ромашково

К. Чуковский

«Тараканище»


Н. Носов «Автомобиль»»


Профессии



Д. Родари «Чем пахнут ремесла?»

С. Маршак «Почта», «Живые буквы»


С. Михалков

«А что у вас?»

В. Маяковский «Кем быть?»

Животные жарких стран


Животные Севера




К. Чуковский

«Айболит»,

«Бармалей»

Киплинг «Слоненок»


С. Маршак

«Где обедал воробей»,
«Детки в клетке»


Армия



К. Паустовский «Похождения жука-носорога»



С. Баруздин «Шел по улице солдат»


Семья



Л. Пантелеев «Большая стирка»


М. Зощенко «Бабушки подарок»

В. Осеева «Волшебное слово»


Признаки весны


«Заюшкина избушка»

К. Ушинский «Четыре желания»




Насекомые



К.Чуковский

«Муха-цокотуха»


В. Бианки

«Как муравьишка домой спешил»

Приложение 4

Логопедическая документация.


В течение учебного года логопед оформляет:


Речевую карту, которая является итогом индивидуального обследования.

Индивидуальные тетради дошкольников, фиксирует в них комплекс упражнений для активизации артикуляционного аппарата на длительный период. В доступной для родителей форме записываются практический материал по автоматизации звуков, по развитию фонематического слуха и др. Логопед, таким образом, информирует родителей об особенностях нарушений у ребенка и привлекает их к коррекционно-педагогическому процессу.

Журнал «Обследование речи детей». После обследования речи детей издается приказ о зачислении детей в логопункт.

Журнал «Учет посещения детьми индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения», в котором на каждого ребенка отводятся страницы для учета посещаемости занятий и динамики работы.

Журнал «Учет движения детей в логопункте».

Индивидуальные перспективные планы работы, в котором отмечаются: содержание работы, учебно-коррекционные мероприятия, примерные сроки прохождения коррекции. Перспективный план выделяет и определяет все направления коррекционного воздействия.

Годовой план работы учителя-логопеда, в котором должны быть предусмотрены следующие разделы:

- обследование состояния речи детей;

- зачисление детей в логопедический пункт;

- контакты с воспитателями и родителями;

- пропаганда логопедических знаний;

- консультационная работа;

- работа над дидактическим материалом;

- связь со специалистами детских учреждений города;

Отчет о работе учителя-логопеда ДОУ.


















Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 6700 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru