Здоровые зубы - всякому любы!
Классный час в начальной школе
Тема: «Здоровые зубы – всякому любы!»
Цель и задачи: пропагандировать здоровый образ жизни; познакомить со строением зубов, способами ухода за ними, профилактикой развития зубных болезней; способствовать развитию у учащихся гигиенических навыков, бережного отношения к своему здоровью.
Ход классного часа
1. Отгадайте загадку.
На красных холмах
Тридцать белых коней
Друг другу навстречу
Помчатся скорей.
Ряды их сойдутся,
Потом разойдутся,
И смирными станут
До новых затей. (Отгадка: зубы)
-Сегодня мы с вами, ребята, поговорим о зубах, которые являются чрезвычайно важной частью нашего организма. Здоровые зубы сохраняют здоровье человека. Недаром говорится в народной пословице: "О здоровье суди не по годам, а по зубам"
Кроме того, здоровые зубы придают красоту человеческому лицу. Неприятно смотреть на человека с разрушившимися зубами.
-Ребята, как вы думаете, сколько зубов у человека и какую функцию они выполняют? (вывешивается плакат)
У человек 32 зуба. 28 зубов вырастает до 14 лет. Остальные 4 зуба, которые называют "зубами мудрости", вырастают после 17 лет. К тому времени, когда ребёнку исполнилось 2,5 - 3 года, полностью прорезались первые молочные зубы.
Молочные зубы "живут" мало, несколько лет. Потом они начинают постепенно выпадать, а на их месте вырастают зубы постоянные.
Все прекрасно понимают: выпадают молочные зубы - значит, ребёнок растёт, а на месте выпавшего зуба обязательно вырастет новый зуб.
-Помните ли вы, когда у вас выпал первый зуб? Что вы делали?
В зависимости от того, какую работу выполняют наши зубы, все они разделяются на 3 вида: резцы, клыки, коренные.
Они предназначены для откусывания, перетирания пищи, для разгрызания более плотной пищи.
Здоровые зубы – это красивая улыбка, свежее дыхание и основа
правильного пищеварения: хорошо пережеванная пища.
Учитель: Кто знает, как устроен зуб"
Хотя зубы имеют разную форму и предназначены для разных целей, все они устроены одинаково.
Каждый зуб - это маленькая кость в нашем организме, только намного твёрже и прочнее, чем другие кости. И это неслучайно. Зубы и должны быть прочными, ведь мы пережёвываем ими пищу по 3 раза в день в течение всей жизни.
-Посмотрите, чем зубы покрыты сверху?
Учитель:
Поверхность зубов, предназначенных для кусания и жевания, покрыта снаружи эмалью.
Эмаль - это очень твёрдое вещество. Здоровую, крепкую эмаль не берёт сверло, а остриё сабли при ударе об эмаль тупится.
Внутри зуба мягкая ткань - пульпа. Она содержит кровеносные сосуды, через которые в зуб поступают кислород, питательные вещества, витамины, необходимые для роста и сохранения зуба.
Внизу зуба различают корень. Он закрепляет зубы, чтобы они не шатались и не выпадали. Через корень проходит нерв, который передаёт сигнал в мозг и обратно о состоянии наших зубов.
Основание зуба со всех сторон окружено десной. Очень важно, чтобы дёсны всегда были здоровыми и в них не проникала инфекция. Если в десну попадёт инфекция, то она может распространиться на зуб и разрушить его.
- Почему же происходит разрушение зуба? Нам расскажет об этом медработник школы.
2. Рассказ медработника школы:
Кариес – заболевание зубов.
Пародонтоз– заболевание десен.
Во рту у каждого человека есть бактерии - микроскопические живые существа. Если на зубах остаются частицы пищи, которую мы едим, бактерии начинают приносить нашим зубам большой вред. Они выделяют кислоту, которая разъедает зуб, и образуется дупло.
Если врач не залечит дупло, пока оно мало, то дупло будет увеличиваться в размерах и достигнет внутренней части зуба, и поэтом зуб начинает болеть. Если вовремя не обратиться к врачу, то это может привести к потере зуба. Поэтому нам нужно как можно чаще посещать стоматолога, чтобы зубы были здоровыми.
Регулярная чистка зубов способствует механическому удалению зубных отложений и остатков пищи, резко снижает количество микроорганизмов в полости рта. При плохом уходе на зубах образуется мягкий налет: в 1 мг зубного налета содержится 800 млн. бактерий.
Чтецы:
Зубки заболели.
Что за чудеса?
Смотрят еле-еле
Мокрые глаза.
Дергает и ноет
Нерв такой-сякой,
Словно домик строит
Гномик за щекой.
Боль - конца не видно,
Там - уже нора.
Гномику обидно,
Но к врачу - пора.
Врач твое мученье
(Клещи тут как тут)
Вылечит в теченье
Нескольких минут.
Завернув в платочек,
Гномика отдаст.
Пусть живет, где хочет,
Только не у нас.
Не горюй, мой сладкий -
Через пару лет
Новенький и гладкий
Вырастет на грядке...
А у папы - нет.
-Кто скажет, как правильно ухаживать за зубами?
3. Рассказывают дети:
-У каждого человека должна быть зубная щётка. Она всегда должна быть чистой.
-Никогда не используйте зубную щётку для каких-либо иных целей, помимо чистки зубов.
- Чистить зубы надо два раза в день: утром и перед сном, после еды полоскать рот тёплой водой.
-Верхние зубы нужно чистить движением сверху вниз, нижние - снизу вверх. -Чистить зубы надо не только с наружной стороны, но и с внутренней. Жевательную поверхность зубов лучше чистить круговыми движениями. Чтобы хорошо почистить зубы, требуется не менее 3 минут.
-Что вы знаете о чистке зубов и о зубной щётке?
4. Основные правила использования зубной щетки:
1. Перед чисткой и после чистки зубов необходимо тщательно вымыть щетку
2. Щетка должна храниться щетиной вверх. Футляр щетки используется только для транспортировки.
3. Не рекомендуется давать свою зубную щетку другим людям
4. Щетку необходимо менять, когда она изнашивается (1,5 - 2 месяца) или после инфекционных и вирусных заболеваний.
5. Дети должны чистить зубы детской зубной щеткой, подобранной соответственно возрасту.
-Ничто не придаёт столько красоты улыбке, как здоровые, белые зубы. красивые и здоровые зубы говорят о хорошем здоровье. "Нет зубов - нет здоровья,"- говорят французы.
Чтецы:
Кто поел - почисти зубки!
Делай так два раза в сутки.
Конфеты - это не еда,
От них не будешь сыт.
Кто слишком много ест конфет,
Тот ходит без зубов.
И руки липкие от них,
И аппетита нет,
Поэтому не ешь конфет,
Отдай их лучше мне.
Навсегда запомните,
Милые друзья,
Не почистив зубы,
Спать идти нельзя!
5. Какие продукты могут быть вредны для здоровья зубов и почему?
Не все продукты полезны для здоровья зубов. Если вы употребляете эти продукты, делайте это умеренно и обязательно следите за здоровьем зубов.
-
Углеводы. Бактерии питаются остатками пищи во рту и производят кислоту, которая вызывает разрушение зубов. Продукты, богатые углеводами, такие как чипсы, хлеб, мучные изделия, могут быть такими же вредными для зубов, как конфеты.
-
Липкая, вязкая пища. Изюм, батончики, желе, карамель и мёд, сироп прилипают к зубам и мешают слюне смыть сахар.
-
Сладкие закуски. Такие закуски, как печенье, пирожные или другие десерты, содержат большое количество сахара, который может вызвать разрушение зубов.
-
Жвачка и конфеты. Жевательная резинка и конфеты очень вредны для зубов. Когда вы жуете их, сахар покрывает зубы, что может привести к развитию кариеса.
-
Газированные напитки. Обычные газированные напитки содержат крайне много сахара. И обычные, и диетические газированные напитки также содержат фосфор и углекислый газ, которые изнашивают зубную эмаль, вызывая ее потемнение и появление пятен.
-
Фруктовые или овощные соки. Фруктовые и овощные соки обычно содержат много сахара, который может повредить эмаль и привести к развитию кариеса.
-Чтобы наши зубы были здоровыми, употребляйте в пищу больше витаминов. Особенно полезен зубам витамин Д. Он содержится в рыбе, яичном желтке, молоке, масле. Употребление чёрного хлеба полезно для сохранения зубов. Будьте здоровы!
6. Игра-тест «Подумай и ответь»
1. Для зубов необходим фтор. А в каком из этих продуктов его больше всего?
А. В апельсиновом соке
Б. В кофе и какао
В. В чае
2. Зловредные микроорганизмы во рту усиленно размножаются ...
А. Ночью
Б. Днём
В. Когда я ем
3. С какой щетиной следует покупать зубную щетку?
А. С густой - чтобы было чем чистить!
Б. С любой - не вижу особой разницы
В. С мягкой - так дёсны не травмируются
4. Когда я хочу особенно сильно навредить зубам, я ем шоколадки-карамельки ...
А. В прикуску с чаем - и сахар класть не надо!
Б. Перед едой, чтобы заесть неприятный вкус супа
В. Перед сном - чтобы увидеть сладкий сон
5. Сколько времени нужно потратить на вечернюю чистку зубов?
А. Полминуты - и пора спать
Б. Три минуты
В. Пять минут - чтобы всякую гадость хорошенько вычистить!
6. Медведь сосёт лапу. А к чему ведёт детская привычка сосать палец?
А. Может измениться форма пальца. И вообще превратишься в медведя.
Б. Есть вероятность развития кариеса
В. Может сформироваться неправильный прикус
7. С какого возраста надо приучать малыша чистить зубы?
А. С двух лет - в этом возрасте дети ещё слушаются старших
Б. С полугода - хорошему учатся с детства
В. С трёх с половиной - малыши уже смышлёные
8. Что наиболее вредно для зубов и дёсен?
А. Мороженое
Б. Горячий вкусный кофе
В. Мороженое, которое запиваешь, горячим вкусным кофе
9. А какие продукты содержат полезные для зубов микроэлементы?
А. Морковь
Б. Морская капуста
В. Куриное мясо
10. Кстати, а когда нужно чистить зубы?
А. Каждый вечер перед сном
Б. Каждый день утром
В. Утром и вечером
12. Что является основным источником поступления фтора в организм?
А. Свежие фрукты и овощи
Б. Рыба
В. Питьевая вода
Итог классного часа:
- Есть такая пословица «Глаза - зеркало души, зубы - зеркало здоровья» Помните, что о зубах надо заботиться ежедневно. Будьте здоровы!
Источники:
http://wiki.iteach.ru/images/9/9c/Памятка_Гайдукова.pdf
http://www.ds-487.nios.ru/p160aa1.html
http://www.womenclub.ru/womenillness/2591.htm
Пояснительная записка |
||
Автор (ФИО, должность) |
Кузнецова Галина Васильевна, учитель начальных классов |
|
2. |
Название ресурса |
«Здоровые зубы – всякому любы!» |
3. |
Вид ресурса |
Классный час |
4. |
Предмет, УМК |
Окружающий мир УМК любой |
5. |
Цель и задачи ресурса |
пропагандировать здоровый образ жизни; познакомить со строением зубов, способами ухода за ними, профилактикой развития зубных болезней; способствовать развитию у учащихся гигиенических навыков, бережного отношения к своему здоровью. |
6. |
Возраст учащихся, для которых предназначен ресурс |
2-3 класс |
7. |
Программа, в которой создан ресурс |
Microsoft Office Word 2003 |
8. |
Методические рекомендации по использованию ресурса |
Данный ресурс может быть использован для учащихся начальной школы при воспитании основных гигиенических навыков - ухода за полостью рта и зубами. |
9. |
Источники информации (обязательно!) |
|
|
http://wiki.iteach.ru/images/9/9c/Памятка_Гайдукова.pdf http://www.ds-487.nios.ru/p160aa1.html http://www.womenclub.ru/womenillness/2591.htm |
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Внедрение ИКТ-технологий в предметы гуманитарного цикла в соответствии с ФГОС
- Проектирование программы внеурочной деятельности на уроках ОБЖ в условиях ФГОС основного и среднего общего образования
- Международный вебинар "Правила и безопасность дорожного движения. Модели поведения пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств при организации дорожного движения"
- Современные образовательные технологии на уроках физической культуры и ОБЖ в соответствии с ФГОС ООО