ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
«БОГРАДСКАЯ САНАТОРНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»
ПИСЬМО
АВТОР РАЗРАБОТКИ:
МАРТЫНОВА НАТАЛЬЯ АНАТОЛЬЕВНА
5 класс
Тема урока: Письмо
Цель урока: формирование представления учащихся о правилах написания письма и надписи на конверте.
Задачи урока.
1. Образовательные цели:
-
Раскрыть значение письма как средства общения людей на расстоянии.
-
Показать какое значение имеет в жизни людей переписка.
-
Ознакомить с композиционными частями письма.
-
Научить составлению письма.
2. Развивающие цели:
-
Закрепит навыки употребления заглавной буквы в именах собственных.
-
Развивать образное и логическое мышление при составлении письма.
3. Воспитательные цели:
-
Воспитывать любовь к родному языку, прививать интерес к его познанию.
Оборудование: презентация, конверты, индивидуальные карточки.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Приветствие детей, готовность их к уроку.
II. Постановка темы урока.
Сегодня на уроке мы будем путешествовать во времени, узнаем историю одного маленького, но важного предмета, благодаря которому происходит общение на расстоянии. Чтобы узнать о каком предмете мы сегодня поговорим, надо отгадать загадку:
Я домик, но только совсем безэтажный
Я тонкий раскрашенный домик бумажный.
Хоть дверца моя заперта не замком,
Я просто лизнул её языком.
Но внутрь никого не пускает без спроса.
Живут там приветы, ответы, вопросы,
Наказы и просьбы, свернувшись, лежат.
Марки с печатями их сторожат.
(письмо)
III. Вступление.
Итак, тема нашего урока «Письмо». (Запись даты и темы в тетрадях).
Сегодня на уроке мы:
1. Выясним, что такое письмо.
2. Подумаем, для чего нужны письма.
3. Узнаем историю возникновения письма.
4. Познакомимся с основными частями письма.
IV. Актуализация темы урока:
- Ребята! Когда вы получали последнее письмо?
- Кому оно было адресовано и от кого вы его получили?
- Вы любите получать письма?
- У кого из вас в семье хранятся письма?
- А сами вы когда-нибудь писали письма?
- Выслушав вас, я поняла, что личные письма в наше время стали редкостью. Как вы думаете, почему? (ответы детей).
До середины 20 века письмо было основным средством общения людей на расстоянии. Затем появился телефон, позднее Интернет, и письма стали писать значительно реже. Это очень печальный факт. Конечно, у телефона и Интернета есть большие преимущества – не нужно долго ждать ответа, можно увидеть собеседника, услышать его голос. Письмо же можно хранить годами.
Я надеюсь и верю, что после нашего урока вы полюбите писать письма, станете уделять этому способу общения между людьми больше внимания и времени.
- Так что же такое письмо?
Письмо – это письменное сообщение, которое пересылают по почте.
Письма пишут родным, друзьям, знакомым.
А сейчас мы совершим путешествие в прошлое.
V. История происхождения письма.
Письмо́ (сообщéние). Письмом является — написанный в компактной форме на бумаге или других материалах текст. Также письмо является важной перепиской между двумя и более адресатами.
Изначально письмом называли рукописное текстовое сообщение на бумаге или другом носителе (глиняном черепке, листе пергамента или куске берёсты).
В настоящее время под письмом понимают также сообщение, созданное и/или переданное электронным способом (например, при помощи электронной почты), или посредством SMS мобильного телефона. А также содержащее не только текст, но и различные мультимедийные элементы (например, изображения, видео - и аудиозаписи).
Давным-давно, ещё в Каменном веке, жил да был человек. Был он человек первобытный, жил в пещере и носил одежду из шкур. Ни читать, ни писать, ни говорить он не умел. Но ему очень хотелось оставить память об охоте на животных, о своих открытиях, о людях. И он рисует на стенах своей пещеры картины. И вот однажды человек пошел на рыбалку, и с ним случилось несчастье. Как известить родственников о своей беде? И человек придумал…
… при помощи различных предметов. Известными историческими примерами предметного письма, например у индейцев, являются трубка мира и топор войны. Конечно, предметное письмо было не самым удобным средством передачи информации и со временем люди начинают писать письма картинками (пиктография). Помните нашего рыболова, с которым случилось несчастье? Вот его письмо. Прочитайте, что хотел сказать он своим соплеменникам.
Прошли тысячи лет. Люди стали жить родовыми общинами. Им нужно было как-то общаться друг с другом. Появляются новые слова и понятия. И для передачи сообщения человек придумывает («письмо понятиями»). Так рождается идеография. Она используется для передачи того, что человек не может видеть. Например, для обозначения понятия «видеть», которое нарисовать невозможно, изображали тот орган, через который оно проявляется, то есть — глаз. Следовательно, рисунок мог иметь прямое и переносное значения. Но и такое письмо было не очень удобным, нужно было заучить очень много знаков, и прочитать такое письмо не всегда можно было правильно.
В Древнем Египте, Др. Греции сообщения писали иероглифами – специальными знаками, которые обозначали звуки, слоги и слова.
(Иероглифов насчитывалось от 800-сот до 6 тысяч знаков) Но и это письмо не прижилось, вероятно, причиной этого было стремление человека упростить запись письменного текста, упростить обучение письму.
И наконец, 3 тыс. лет назад в Финикии придумали простое письмо. В нем не было значков, которые выражали бы целлон слово. Каждый значок был буквой. И запомнить их было легко – букв было всего 22. Греки заимствовали финикийский алфавит, но им пришлось его изменить, потому что в финикийском алфавите не было гласных букв, только согласные. От финикийского и греческого алфавитов произошли все алфавиты в мире, в том числе и наша азбука. Теперь любой человек может выучить буквы и написать любое сообщение.
VI. Физминутка.
Сели мы писать письмо,
Очень важное оно.
Долго мы его писали
И немножечко устали.
Встанем, ручками встряхнем
И немножко отдохнем.
Пошагаем мы на месте
И попрыгаем все вместе,
Развороты вправо, влево.
На носочках потянулись,
Все друг к другу повернулись,
Очень мило улыбнулись.
Головою покачаем
Раз и два, поприседаем
И работу продолжаем!
VII. Виды писем.
(на доске)
В зависимости от цели общения письма бывают:
-
Личное письмо
-
Письмо поздравление
-
Благодарственное письмо
-
Деловое письмо
-
Письмо просьба
(записать виды писем в тетради)
Задание: определить, к какому виду относится это письмо (на карточках текст письма у каждого ученика). Работа в парах.
Здравствуй, дорогая бабуля!
Как ты там без нас поживаешь? Как твое здоровье?
Мы пишем тебе из Крыма! Ты представить себе не можешь, как здесь тепло и солнечно!
Наш домик стоит на небольшом откосе, а внизу - море. Знаешь, я сначала не могла заснуть: море немного штормило, и оно шумно откатывало на берег. Но сейчас все спокойно, и под тихое шуршание волн хорошо спится.
Тебе, наверное, хочется узнать, как мы живем, едим ли фрукты, как себя чувствуем... Поэтому я передаю письмо маме, и она расскажет об этом.
Целую тебя, бабуля!
Твоя внучка Даша.
Дорогая сестра!
С Новым годом, с новым счастьем!
Прими от меня сердечные пожелания: хочу, чтобы ты была здорова, чтобы счастье никогда не покидало тебя, чтобы ты была любима всеми так же, как твоей семьей. Пиши чаще, не забывай нас!
Твой любящий брат Сергей.
Многоуважаемый Иван Федорович!
Благодарю Вас за присланный Вами подарок и за Ваше ко мне внимание, чрезвычайно для меня лестное и дорогое.
Я знаю: вы не любите, чтобы Вас благодарили. Но мне очень хочется сказать, что я навсегда сохраню к Вам в душе моей искреннее уважение и преданность.
Ваш друг.
Проверка правильности выполнения работы.
Беседа по текстам:
- С какой целью написаны письма?
- Кому они адресованы?
- К какому виду вы отнесете данные письма?
VIII. Знакомство с композицией письма.
- Что же представляет собой письмо? (Текст).
- Из каких же основных частей состоит письмо:
1. Приветствие или обращение (название того, кому предназначено письмо). После обращения ставится !
2. Основная часть (изложение информации)
3. Заключение (выражение уважения, любви, прощание)
4. Дата. Подпись. В конце ставится точка.
(вывесить на доску основные части письма).
1. Вступление. Письмо начинается с приветствия и обращения к адресату.
- А кто такой адресат?
- А как называют автора письма? (адресант)
Приветствие пишется в центре и включает в себя имя получателя.
Задание: на столе разложить обращения, учащиеся должны выбрать.
- Как, например, можно обратиться к маме, бабушке?
Здравствуй, дорогая мамочка!
Здравствуй, милая бабушка!
- К подруге?
Привет, Ира!
Привет, подружка!
К малознакомому человеку?
Здравствуйте, Сергей Петрович!
2. Основная часть письма. В основной части письма содержится информация, которой вы хотите поделиться с адресатом, о чём-то интересном рассказать.
3. Заключение. Закончить письмо можно пожеланием здоровья, успехов.
Желаю тебе (Вам) здоровья, успехов в работе (учёбе).
Желаю всего доброго.
XIX. Редактирование письма. (Индивидуальная работа)
- Работа по карточкам. Ваша задача прочитать письмо и выделить основные части. У каждого ученика тексты писем.
Здравствуй, моя дорогая мамочка!
Вот уже вторую неделю я в гостях у тёти Вали. Хочу рассказать тебе, как я провёл вчерашний день. Рано утром мы с ребятами пошли на рыбалку. Я поймал трёх карасиков и ещё две рыбки. Не знаю, как они называются. Тётя Валя была рада моему улову и сварила вкусную уху. Мы ели её и сожалели, что тебя нет с нами.
До свидания, мамочка. Я по тебе очень скучаю. Нежно целую.
Любящий тебя сын Володя
Привет, Серёга!
Спешу сообщить, что устроился я хорошо. Нас поселили в общежитии. Я живу в комнате № 4 ещё с двумя ребятами. Теперь ты знаешь мой адрес. Жду ответного письма.
До свидания. Крепко тебя обнимаю.
Твой верный друг Андрей.
Сегодня я была в зоопарке. Видела слониху со слонёнком. Малыш такой любознательный! Всё вокруг ощупывает и нюхает своим хоботом. Приезжай. Мы с тобой обязательно сходим в зоопарк.
X. Практическая работа по оформлению конверта.
- Чтобы отправить письмо, нам потребуется конверт. (показ конверта).
- Как же правильно заполнить конверт?
- А что такое адрес? (на доске)
Адрес – подробные данные о местожительстве человека.
В адресе указывают:
1). Республику, область или край.
2). Город, район, село, деревню, посёлок.
3). Улицу, переулок.
4). Номер дома, номер квартиры
5). Фамилию, имя, отчество.
6). Индекс почтового отделения.
В левом верхнем углу заполняется строка от кого это письмо, ниже указывается адрес отправителя и индекс почтового отделения.
Индекс – цифровой указатель почтового отделения.
В индексе 6 цифр. У каждого населённого пункта России, в каждом почтовом отделении есть свой индекс. Узнать его можно на почте.
А теперь давайте рассмотрим, как выглядит подписанный конверт (показ конверта).
Задание: расположите адресные данные в нужной последовательности (на листах у каждого ученика):
1. дом 7, деревня Светлая, улица Весенняя, Тверская область.
2. деревня Берёзовка, дом 5, улица Новая, Рязанская область.
3. улица Зелёная, город Иркутск, квартира 5, дом 28.
4. квартира 7, село Семёновка, дом 32, Саратовская область.
Проверка (повторение правильного написания адреса).
- Повторить написание собственных имён существительных.
XI. Рефлексия.
- Ребята! Вот и подошел к завершению наш урок.
- О чем вы сегодня узнали и чему научились?
- Что вам понравилось на уроке?
- А теперь самый главный вопрос. У кого появилось желание написать письмо?
- Я рада, что желающих писать письма в нашем классе достаточно много.
Скажите, пожалуйста, какой наступает праздник?
- Правильно, Новый год.
Ребята со всей России пишут письма на Новый год Деду Морозу. Давайте же и мы попробуем написать, расскажем о себе, о своих увлечениях, мечтах . Я хочу подарить вам волшебные новогодние конверты. Но чтобы дед мороз получил письмо недостаточно иметь волшебный конверт, важно правильно написать письмо и указать точный адрес. Давайте с вами повторим основные части письма. Что вы можете написать о себе и своих увлечениях?
- ответы обучающихся (меня зовут ……., Я учусь…., я живу………, Я люблю играть … ; на новый год я бы хотел…….).
XII. Итог урока.
Выставляем оценки – на различных фигурках нарисованы оценки, каждый ученик выбирает и оценивает свою работу на уроке.
XIV. Домашнее задание.
-
Написать письмо Деду Морозу.
-
Исправить ошибки в письме.
-
Подписать конверт.
Список используемой литературы:
1.Якубовская Э. В., Галунчикова Н. Г. , Коршунова Я. В. Русский язык 5 класс: рабочая тетрадь /Э. В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова, Я.В. Коршунова.- М.: Просвещение, 2010
2. Истрин В.А. 1100 лет славянской азбуки. М.,1988.
3. Русский язык. Энциклопедия. М., 1979. Статьи: «Глаголица», «Кирилл и Мефодий», «Кириллица», «Памятники письменности русского языка», «Старославянский язык».
4. Григорян Л. Т. Язык мой – друг мой. - Москва "Просвещение" 1988
5. А.К.Аксенова, Н.Г.Галунчикова. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5-9 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Пособие для учителя. Допущено Министерством образования Российской Федерации. Москва «Просвещение» 2002
6. Н.Н.Бебешина, В.П.Свириденков. Развитие речи на уроках русского языка в 5-7 классах вспомогательной школы. Из опыта работы. Под редакцией З.Н.Смирновой. Москва «Просвещение 1978.
7. Н.Н.Бебешина, Ф.Н.Самсонова. Уроки русского языка во вспомогательной школе 5-8 классы. Пособие для учителя. Издательство «Просвещение». Москва. 1970.
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Моделирование из ткани на основе народной традиции в художественном творчестве дошкольников и младших школьников»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Изобразительная деятельность дошкольников с использованием нетрадиционных материалов: вовлекаем в творческий процесс, развиваем воображение, воспитываем инициативу»