В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Курсовая"Теория и технологии физического воспитания детей"

Курсовая"Теория и технологии физического воспитания детей"

светлана харрасова
Тип материала: Обобщение опыта
просмотров: 8670
Краткое описание
Изучение особенностей русских народных подвижных игр, их воздействие на развитие психических качеств дошкольников путём изучения научной, методической литературы по исследованию русских народных подвижных игр. Выявление воспитательного значения народных подвижных игр на развитие личности ребёнка
Размещено в разделе: Дошкольное образование Методист

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Документ Microsoft Office Word.docx Скачать

F:\уч.мет\uchmet_120_60.gif



Направление: педагогическое образование

Профиль: Дошкольное образование



Харрасова Светлана Валентиновна



КУРСОВАЯ РАБОТА

Теория и технологии физического воспитания детей

Русские народные подвижные игры (по возрастам)





























ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3

1. ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ НАРОДНЫХ ПОДВИЖНЫХ ИГР

1.1 Значение подвижных игр для развития личности ребенка………………6

1.2 Характеристика народных подвижных игр………………………………8

2. ОРГАНИЗАЦИЯ РУССКИХ НАРОДНЫХ ПОДВИЖНЫХ ИГР

2.1 Подготовка к проведению игр…………………………………………..12

2.2 Особенности организации русских народных подвижных игр у детей младшего и старшего дошкольного возраста……………………………….15

3. РУССКАЯ НАРОДНАЯ ИГРА ПОДВИЖНАЯ, КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ

3.1 Влияние русской народной игры на формирование здорового образа жизни у детей…………………………………………………………………………18

3.2 Подвижная игра как средство организации оздоровительной работы в детском саду……………………………………………………………………20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………23

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………....25

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….30









ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Обусловлена тем, что подвижная игра- это незаменимое средство пополнения ребёнком знаний и представлений об окружающем мире, развитие физических, моральных качеств, мышления. Через русскую народную подвижную игру знакомится с историей, культурой, обычаями русского народа. С древних времён в них отображался образ жизни людей, их быт, национальные традиции, представления о мужестве, чести, смелости. Подвижные игры учат проявлять выдержку, волю, смекалку. Народные игры являются традиционным средством педагогики.

Подвижные игры в педагогике рассматриваются как важное средство всестороннего развития ребёнка. Подвижные игры есть в культуре каждого народа, в них заложен глубокий смысл- они развивают ребёнка как физически так и духовно, помогают становлению нравственного развития. Передовые представители К.Д.Ушинский, Г.А.Виноградова, Е.А.Покровский и другие, заботясь об образовании, просвещении народных масс, особое внимание обращали на народные игры. Они призывали через подвижные игры доносить до потомков народные обычаи, формы и содержание разговорных текстов, своеобразие языка. Народные игры своей образностью привлекают детей дошкольного возраста. В игры включены моменты борьбы, состязания, они вызывают эмоции радости, опасения, предупреждают об осторожности, этим увлекают детей. Через игру у детей формируется интерес, уважение к культуре России, развиваются патриотические чувства и любовь к Родине.

Цель и задачи исследования. Изучить особенности русских народных подвижных игр, их воздействие на развитие психических качеств дошкольников путём изучения научной, методической литературы по исследованию русских народных подвижных игр. Выявить воспитательное значение народных подвижных игр на развитие личности ребёнка. 3

Определить методику проведения народных игр.

Объект исследования. Русские народные подвижные игры.

Предмет исследования. Особенности русских народных подвижных игр младшего и старшего возраста дошкольников.

Научная разработанность проблемы. Большой вклад в разработку методических проблем в изучении подвижных игр внесли такие исследователи, как Э.Я.Степаненкова, Ф.М.Литвинова, Д.БЭльконин и другие. Э.Я.Степаненкова писала: «Игра в это время была не просто досужим развлечением, а способом организации хозяйственной, семейной и общественной жизни человека. Игра учила и наставляла. Игра развивала все человеческие способности: сообразительность, наблюдательность, ловкость, выносливость, пластичность, умение общаться так, как этого требуют обстоятельства» (Теория и методика физического воспитания и развития ребенка).

Источниковая база исследования. Передовые русские учёные П.Ф.Лесгафт, Е.А.Покровский, В.В.Гориневский, уделяли большое внимание изучению народных игр. Они разъясняли их значение для физического развития детей и пропагандировали их практическое внедрение в систему воспитания детей. В дальнейшем эти идеи нашли своё отражение в трудах учёных, которые разработали методику подвижных игр в физическом воспитании детей.

На воспитательное значение указывали и общественные деятели. Так, А.Н.Соболев (священнослужитель) отмечал, что « игры имеют громадное значение для детей по удовольствию, которое они им доставляют. В игре дети живут; все житейское отстоит от них в это время, их самодеятельность, творчество проявляются здесь во всей силе; в игре вырастает весь облик играющих с их вкусами, наклонностями, умственным складом и дарованиями.

4

Процесс игры приводит в движение все существо играющего: как физическое, так и духовное».

Народные игры накапливались веками, передавались из поколения в поколение, сохранились до наших дней. Особенно популярными были такие игры, как «Горелки», «Лапта», «Городки».

























5



1.ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ НАРОДНЫХ ПОДВИЖНЫХ ИГР

1.1  Значение подвижных игр для развития личности ребенка

О воспитательном значении народных подвижных игр на развитие личности ребёнка К.Д.Ушинский писал, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных традициях, имеет воспитательную силу, основанную на абстрактных идеях или заимствованных у других народов. К.Д. Ушинский также считал, что нужно обратить особое внимание на народные игры. Народные игры это богатый источник для воспитания детей и могущественное воспитательное средство для развития гармоничной личности.

Большое значение русским народным играм придавала А.П. Усова. Она отмечала, что хорошая детская игра выступает образцом высокого педагогического мастерства. Воспитательное значение оказывает не только какая- то отдельно взятая игра, в народной педагогике определена последовательность народных игр от младенчества до зрелости. Народные игры, сказки, песни созданные народом передаются от старшего поколения более младшему, оказывая огромное воспитательное значение на воспитание детей.

На огромное воспитательное значение народных игр указывали все, кто так или иначе сталкивался с ними в своей педагогической или научной деятельности.

Е.А.Покровский отмечал, что в жизни русского народа с древнейших времён разного вида игры и игрища занимали ведущее место. Подвижные игры имеют большое воспитательное значение, они требуют обширного участия вех телесных и духовных сил, ловких проворных движений тела. На основе анализа национальных игр он пришел к выводу, что характер народа, бесспорно, накладывает свой заметный отпечаток на многие проявления общественной и частной жизни людей. Этот характер сказывается также и на

6

детских играх, отражаясь в них тем резче и отчетливее, чем с большим увлечением и непринужденностью играют дети, а значит с большею свободою для проявления своего национального характера.

Народные игры своей образностью увлекают детей дошкольного возраста. Игры заключаю в себе элемент состязания, борьбы, а следовательно вызывают эмоции радости, опасения, побуждают к осторожности и этим увлекают детей.

Игра это основной вид деятельности дошкольников. Она основной вид деятельности детей в детском саду. Игра всесторонне развивает и обучает детей. Игре придаётся большое значение в социальном развитии личности ребёнка, а игровые навыки рассматриваются как один из показателей его общего развития.

Подвижные игры в комплексе с другими воспитательными средствами составляют основу формирования гармонически развитой, активной личности, которая сочетает в себе моральную чистоту, духовное богатство и физически развитую личность. Игры активизируют головной мозг, расширяют кругозор, представления детей об окружающем мире, совершенствуют психические процессы. Способствуют стимуляции перехода детского организма к более высокой ступени развития.

Народная игра приобщает детей к народной культуре, выполняет такие функции как развлекательную, познавательную, диагностическую, корректирующую, развивающую. Подвижная игра это источник радостных эмоций, способ общения детей, обладающая большой воспитательной силой. Через игру развивается дружеские взаимоотношения детей, они стараются придти на помощь, взаимовыручку. Развиваются такие качества как доброта, уважительное отношение к старшим, развиваются физические качества детей.



7



1.2 Характеристика народных подвижных игр

Характер русского народа накладывает свой отпечаток на многие проявления общественной и частной жизни людей. Народный характер отражается и в детских русских народных играх. Развитие культуры России основано на эксплуатации трудового народа, главным образом крестьянства. Это всё отразилось в играх. Игра в то время была способом организации общественной, хозяйственной и семейной жизни человека. Игра учила и наставляла, развивала способности человека: сообразительность, наблюдательность, выносливость, ловкость, умение общаться. Игра выступала в роли главного воспитательного средства подрастающего поколения.

Большинство народных игр берёт свои корни в религиозных пластах жизни человека. Обрядовые игры являются одной из причин появления подвижных игр. Верования племён основывались на поклонении солнцу, земле, воде, огню. Человек ждал от природы ниспослания земных благ, почитал предков, произнося магические заклинания и принося богам жертвы.

Всё народное творчество пронизано подвижной игрой. Особые формы ритуально-игрового поведения можно найти в обрядах, игрищах устраиваемых во время народных праздников: на Масленицу, Троицу, Святки, Пасху и т.д.

Примером игры- обряда являются известные игры «А мы просо сеяли», «Горелки», «Гуси-лебеди», «Лапта». С.К.Якуба писал о народной игре детского фольклора- «Горелки»: «Русские историки прошлого века прямо связывали горелки с обычаями славян-язычников. Ежегодно в самый длинный день летнего солнцестояния (23 июня) у славян был праздник Ярилы (а позднее — Купалы), посвященный Солнцу. К вечеру наши далекие предки — славяне сходились на берегах рек, зажигали костры для ночных игрищ, прыгали через огонь и купались, "чтобы встретить в чистоте восходящее светило". В ту же ночь происходило и "умыкивание" девиц. В самой древней нашей летописи —

8

"Повести временных лет" — так говорится об этом: "Схожахуся на игрища, на плясанье, и на вся бесовская игрища, и ту умыковаху жены собе"». Эти слова относятся к более древнему виду горелок, где парень может ловить только девушку.

Детские переживания впечатления отражаются также в народной игре, игра способствует конкретному перевоплощению в образ («У медведя во бору», «Гуси- лебеди», «Коршун и наседка», « Кот и мышь»). Игровая ситуация помогает увлечь ребёнка, тем самым воспитывая его. Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения. В процессе игры формируется и воля ребёнка, ребёнок не может не проявить воспитываемые у него качества в процессе игры, так как этого требуют правила игры. Так в игре «Коршун и наседка» коршун должен поймать только одного цыплёнка, который стоит в конце вереницы цыплят, после слов наседки: «Не отдам я тебе своих деток ловить». Игра требует от детей выдержки, внимания, сообразительности, ловкости, развивает умение ориентироваться в пространстве, взаимопомощи, ответственности, развивает дружеские взаимоотношения.

В русских народных играх много шуток, юмора, соревновательного задора. Народные игры образны и часто носят соревновательный характер, развивают физические качества. Игры часто сопровождаются жеребьёвками, весёлыми считалками, потешками. В них отражаются народные традиции, обычаи, ценнейший народный фольклор, они несут эстетическое значение для воспитания детей. Зачины народных игр являются игровой прелюдией, способствует быстрой организации детей, настроить на точное выполнение правил игры. Этому так же способствует напевность, ритмичность, считалки предшествующие игре:

9

Я куплю себе дуду Я по улице пойду, Громче, дудочка дуди: Мы играем, ты води.

Кроме считалок в русских народных играх широко используются и жеребьёвки, они поднимают эмоциональное настроение и увлекают процессом игры. Жеребьёвки используются для того, чтобы детям разделиться на команды.

Подвижные игры передавались из поколения в поколение, от старших к младшим, так они дошли до наших дней. Каждое поколение придумывало свои подвижные игры, тем самым пополняя копилку фольклора русской народной игры. В наше время появились такие детские народные игры, как «Резиночка», «Банки» и другие.

Народные подвижные игры развивают работу головного мозга, активизируют мысли, расширяют кругозор, представления детей об окружающем мире, совершенствуют физические и психические процессы, способствуют подготовке перехода детского организма на более высокую ступень развития. В народных играх, очень много познавательного материала, способствующего расширению сенсорной система ребёнка, развитию его речи, мыслительных процессов и самостоятельности действий и самостоятельности принятия решений. Игра развивает ловкость, меткость, быстроту и силу, учит премудростям жизни, доброте, справедливости, чести, порядочности, любви, долгу. В игре формируется нравственность. Игры издавна были средством самопознания, в них проявлялись такие качества личности, как благородство, взаимовыручка, доброта, самопожертвование ради других. После трудового дня взрослые с удовольствием играли в детские подвижные игры, тем самым учили детей, как надо отдыхать, прививая основы здорового образа жизни. Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь детей это глубочайшее

10

знание и свободное владение огромным игровым репертуаром богатым по своему содержанию.

Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технократический век. 





































11

2.ОРГАНИЗАЦИЯ РУССКИХ НАРОДНЫХ ПОДВИЖНЫХ ИГР 2.1 Подготовка к проведению игр

Подготовка к подвижной игре состоит из нескольких этапов. Первое, что нужно сделать воспитателю -это ознакомиться с подвижными народными играми, их содержанием. При этом нужно знать игры не только своей группы, но и игры смежных возрастных групп. Знание содержания игр поможет воспитателю правильно подобрать игры в соответствии с воспитательными задачами, возрастными особенностями детей, их подготовленностью, условиями и местом проведения, количеством детей.

Второй момент-это подготовка к конкретной игре, её проведению. Тут нужно определить место проведения игры, где будет проводиться игра в группе, в зале или на участке детского сада и с каким количеством детей. Зная условия проведения игры воспитатель сможет разместить играющих так, чтобы они могли свободно двигаться. Заранее нужно уточнить и содержание игры, её правила, повторить текст, подготовить пособия, игрушки, игровой материал. Малышей необходимо заранее, ещё до игры познакомить с новыми, неизвестными им персонажам с помощью игрушек, картинок. Рассказать им о жизни русского народа, их обычаях, традициях, познакомить с предметами быта. Это позволит быстрее усвоить игровые действия. Так же нужно образно рассказать детям о сюжете игры, разъяснить роль водящего, других персонажей, дать послушать диалог, распределить роли. Перед проведением игры необходимо проветрить помещение, провести влажную уборку.



Третий момент –это подготовка непосредственно перед игрой места проведения. Перед проведением игры необходимо обратить внимание на



12

гигиенические условия проведения. Если проведение игры предполагается в помещении в группе или в зале, то необходимо проветрить помещение, провести влажную уборку. При проведении игры на свежем воздухе необходимо обследовать площадку, убрать посторонние предметы, проверить нет ли камней, стёкол, чтобы дети могли свободно передвигаться по площадке не наталкиваясь на постройки, клумбы, чтобы было достаточно место для игры. Для этого можно использовать прилегающие дорожки, спортивную площадку. Если есть необходимость, то полить площадку, чтобы не было пыли.

Важное значение имеет одежда и обувь детей, как они одеты. Ведь одежда и обувь не должны стеснять движений детей, поэтому перед игрой нужно по возможности облегчить одежду детей, снять в помещении тёплые вещи, переобуть в чешки. Полностью переодевать детей в спортивную форму не стоит, это займёт больше времени, чем сама игра.

При проведении игры на улице в холодное время года нужно следить, чтобы дети не вспотели, поэтому не нужно их кутать, слишком тепло одевать, это стесняет движения детей и приводит к перегреванию, что вызывает простудные заболевания.

Непосредственно перед игрой подготовить надо оборудование: расставить флажки, подготовить кубики, шапочки-маски и т.п., разложить их так, чтобы было удобно пользоваться. Разметить площадку, обозначить домики для играющих: норки для мышей, гнёздышки для птичек.

Детей младших групп нужно заранее познакомить с движениями и предметами, которые будут использоваться в игре. Дать возможность познакомиться с оборудованием, подействовать с ним, рассмотреть его потрогать, чтобы во время игры дети не отвлекались. Это обеспечивает более быстрому усвоению игры, её правил, понять основной смысл.

13





Детей четвёртого года жизни также важно ознакомить с обстановкой, в которой будет проходить игра. Познакомить с персонажами игры и их движениями, которым они будут подражать, с правилами игры. Предварительная подготовка к игре проводится в течение нескольких дней.

Непосредственно перед игрой можно привлечь малышей к расстановке оборудования игрушек, непосредственное участие детей к подготовке к игре повысит их интерес к игре. Тщательная подготовка к игре поможет провести подвижную игру с большей пользой для детей, обращая внимание на поставленные задачи, а не на непредвиденные недочёты.

Наиболее благоприятное время года для проведения подвижных игр на улице это лето, весна и ранняя осень. В это время года могут быть использованы самые разнообразные игры, с разными двигательными заданиями. Летом в прохладную погоду проводятся такие игры, которые требуют большой активности детей, в жаркую погоду, напротив проводятся более спокойные игры, так как дети быстро перегреваются, потею, быстрее устают, у них от этого пропадает желание играть.

Значительные затруднения возникают при проведении подвижных игр зимой, ранней весной, поздней осенью. Тяжёлая одежда и обувь затруднят движения детей, делают их неповоротливыми, неловкими. В этот период нужно проводить более простые игры с более простыми движениями, не требующие быстрого бега. Большое количество снега также ограничивает движения детей, поэтому с малышами в лучше играть подгруппами. Многие игры зимой не могут быть проведены на улице с достаточной эффективностью, пользой для здоровья, то игры можно проводить в группе или спортивном зале, где больше простора и имеется различное оборудование, которое можно использовать в игре.

14

2.2 Особенности организации русских народных подвижных игр у детей младшего и старшего дошкольного возраста

В русских сёлах и городах среди детей и молодёжи были широко распространены подвижные игры. Без них не обходился ни один праздник даже скромный, ни одно народное гуляние. Игры на Руси проводились на улице, это укрепляло здоровье. Народные игры носят игровой характер, что помогает заинтересовать детей, ввести их в игру, организовать детей, распределить роли.

Подвижные игры важное средство в воспитании детей, они очень любимы детьми, это из самых любимых занятий детей. В основе игры лежат физические упражнения, движения, в ходе которых выполняется ряд задач направленных на физическое развитие ребёнка. Выполняя игровые действия, ребёнок преодолевает ряд препятствий, стремиться достичь определённой цели. Разнообразные игровые действия заинтересовывают ребёнка, помогают в освоении физических упражнений, действий, всесторонне влияют на организм и личность. Русские народные игры направлены на достижение условной цели, установленной правилами игры, которые сложились на основе русских национальных традиций, культурных, духовных ценностей русского народа. В подвижных играх. В подвижных играх воспитываются психофизические качества: ловкость, быстрота, выносливость, сила, координация движений, равновесие, умение ориентироваться в пространстве. В народных играх много юмора, соревновательного задора, они сопровождаются любимыми так детьми считалками, зазывалками.

Подвижные игры являются прекрасным средством активного отдыха после умственной работы. Игровая деятельность развивает и укрепляет основные группы мышц и эти способствует укреплению здоровья. Движения в подвижных играх просты, разнообразны, естественны по содержанию, понятны и доступны в выполнении. Приобретённые умения, навыки, качества личности

15



укрепляются и совершенствуются в быстроизменяющихся условиях. Каждая игра имеет свою игровую задачу : «догони», «поймай», «найди»… Нужно ей увлечь, заинтересовать детей, вовлечь их в игру. В процессе игры воспитатель следит за выполнением правил, точностью движений, за дозировкой физической нагрузки, даёт детям краткие указания, привлекая внимание детей к её содержанию, создаёт положительное эмоциональное настроение у детей. Воздействует на игровую ситуацию, приучает детей стремительно действовать в сложившейся ситуации, оказывать помощь товарищу, приходить на выручку, добиваться достижения цели, испытывая при этом радость. Нужно научить детей самостоятельно играть, чтобы народная подвижная игра вошла прочно в их жизнь.

При проведении игр нужно учитывать индивидуальные особенности детей, использовать различные способы организации игры: групповой, индивидуальный, фронтальный. При применении группового способа при организации игры является важность сочетания процесса обучения и совершенствования двигательных навыков. При этом одна группа может осваивать новые движения, а вторая в это время выполняет самостоятельно хорошо знакомые упражнения. Сочетание различных способов организации игры повышает её эффективность при проведении.

Подбирая подвижную игру воспитатель, прежде всего обращает внимание на Программу воспитания и обучения в детском саду. Программный перечень игр составлен с учётом возраста детей, их общей и двигательной подготовки характерной для данного возраста детей, направленной на достижение определённых задач.

Подвижную игру можно проводить 3-5 раз. Общая продолжительность игры 10-12 минут. Если игра хорошо детям знакома, то воспитатель предоставляет

16

им самим вспомнить правила игры. Обращает внимание лишь на важные моменты. При разучивании новой подвижной игры нужно объяснить чётко её содержание и правила. Отдельные моменты можно и проиграть. После объяснения сразу переходят к ходу игры, уточняетя то, что недостаточно дети запомнили. Для выбора водящего можно воспользоваться считалкой, а при делении на команды провести жеребьёвку. В младших группах при разучивании новой игры роль водящего воспитатель берёт на себя. Активное участие воспитателя в игре вносит оживление, у детей повышается интерес к игре. В процессе игры воспитатель следит за взаимоотношениями детей, выполнением правил. Если во время игры не выполняются правила, нужно приостановить игру и объяснить в чём ошибка. Правила игры воспитатель должен излагать кратко, ясно, так как дети стремятся начать быстрее играть. При объяснении игры должны применяться средства выразительности: мимика, жесты, интонация, чтобы обратить внимание детей на главное, заинтересовать детей, создать атмосферу радости. Руководя игрой, воспитатель воспитывает нравственные качества ребёнка: формирует у него правильную самооценку своим действиям, взаимоотношениям детей друг с другом, умение придти на выручку, учит преодолевать трудности. Правильное руководство воспитателя игрой помогает ребёнку понять себя, своих товарищей, развивает дружеские взаимоотношения

Главная задача воспитателя при проведении народных игр научит детей играть активно и самостоятельно. Только в этом случае дети приучаются в любой игровой ситуации сами регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к условиям окружающего мира.





17

3. РУССКАЯ НАРОДНАЯ ИГРА ПОДВИЖНАЯ, КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ

3.1 Влияние русской народной игры на формирование здорового образа жизни у детей

На современном этапе развития общества выявлена тенденция ухудшения здоровья детей. В дошкольном возрасте формируется осанка, идёт активный рост и развитие всех систем организма. По мнению медиков, 75 процентов всех болезней человека заложено в детские годы. Малоподвижный образ жизни приводит к тому, что ребёнок не только имеет проблемы со здоровьем, но и у него появляются проблемы с обучением. Это проблемы концентрации внимания, памяти, запоминания учебного материала, проблемы с усидчивостью на уроках, страхи. Поэтому так остро стоит необходимость укреплять здоровье детей, развивать двигательную активность. Движения необходимы ребёнку, они способствуют совершенствованию его физиологических систем. Чем активнее вовлечён ребёнок в мир движений, тем богаче его умственное и физическое развитие, крепче его здоровье. Проблема укрепления и сохранения здоровья в современном обществе стоит особенно остро. Проблему формирования здорового образа жизни нужно решать с самых ранних лет жизни, воспитывать ребёнка нужно так, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться. Эту задачу педагогам нужно решать совместно с родителями. Дети так же, как и взрослые хотят быть здоровыми, но не знают, что для этого нужно делать. Возрастные особенности двигательной активности детей в большей степени определяются условиями организации двигательной деятельности, характером, содержанием. Так, например старшему дошкольному возрасту требуется более высокая двигательная активность и в тоже время возрастает образовательная деятельность с преобладанием статистических поз. Возрастают познавательные интересы: компьютерные игры, просмотр телепередач, конструирование и т.д. в связи с этим именно в

18

старшем дошкольном возрасте начинают формироваться вредные привычки

малоподвижного образа жизни. Тут на помощь может придти русская народная игра. Дети научившись играть в подвижные игры будут и в дальнейшем самостоятельно на улице в них играть. Поэтому любовь к народной игре так необходимо привить в дошкольном возрасте. Русская народная игра- это школа воспитания детей, где ценнейшие произведения народного творчества создавались десятками поколений, вобрав в себя опыт целого народа. Русские народные игры развивают работу головного мозга, расширяют кругозор, совершенствует физические и психические процессы. Игра закладывает основу для развития нравственности, патриотических чувств. Народные игры разнообразны, развлекательны, эмоциональны, этим они интересны не только детям, но и взрослым. Раньше взрослые с удовольствием принимали активное участие вместе с детьми в народных играх. Обучая детей как надо развлекаться и отдыхать после трудового дня.

Характерная особенность русских народных подвижных игр- это движения в содержании игры (бег, прыжки, игры с мячом, сопротивление и д.р.), специальной физической подготовки не требуемые. В них каждый может найти для себя роль по силам, физическим возможностям. Для большинства игр при проведении достаточной лужайки или площадки во дворе. В игры можно играть на прогулке, на семейных праздниках, вечером после работы. Игры особенно на свежем воздухе повышают сопротивляемость организма к простудным и инфекционным заболеваниям, помогают приспособиться к вредному влиянию окружающей среды на организм человека.

Русские народные подвижные игры представляют собой основу для начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетают в себе богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Русская народная

19

подвижная игра закладывает основу для формирования здорового образа жизни. Опыт работы по приобщению детей к русской народной культуре

является результатом практических наработок, которые передаются из поколения в поколение. В их основе лежит развитие ребёнка как личности, его социализация, укрепление физического здоровья, совершенствование двигательных навыков.

3.2 Подвижная игра как средство организации оздоровительной работы в детском саду

Русская народная игра-это средство обучения и воспитания, обеспечивающая самообразование ребёнка. Она проста и выразительна, доступна ребёнку. В русских народных играх радость движения сочетается с духовным обогащением детей, формируется потребность в физической культуре. У детей есть прекрасная возможность, играя приобщаться к здоровому образу жизни, познать радость общения с детьми и взрослыми, познакомиться с обычаями и культурой русского народа. Русские народные игры являются одной из форм организации оздоровительной работы в детском саду, приобщения детей к ЗОЖ. Подвижные игры подбираются с учётом возраста детей, их особенностями анатомического и психологического развития. Играя в подвижные игры дети осваивают и закрепляют физические упражнения. Радость движения в русских народных играх сочетается с духовным обогащением детей. Игры содержат большой потенциал для физического развития ребёнка, формируется устойчивое отношение к культуре родной страны, создаётся эмоционально положительная основа для развития патриотических качеств личности ребёнка.

Для этого в детском саду создаются все условия: развивающая двигательно- оздоровительная среда: спортивный зал со спортивным оборудованием,

20



спортивная площадка, площадка для прогулок, создана тропа здоровья. В группе спортивный уголок со стандартным и нестандартным оборудованием. Оформлена картотека стихов сопровождающихся физическими упражнениями, картотека подвижных игр. Большое внимание уделяется так же самостоятельной двигательной активности детей, она является источником активности и саморазвития ребёнка. Продолжительность её зависит от индивидуальных потребностей в движении. Двигательная активность детей должна соответствовать их опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма. Должен быть индивидуальный подход к каждому ребёнку. Ежедневно на прогулках, в группе во второй половине дня проводятся с детьми подвижные игры. Во время непосредственно организованной деятельности для закрепления и усвоения нового материала с детьми организуются подвижные игры. Данная технология интегрированная, она проходит в тесной взаимосвязи с образовательными областями «Здоровье», «Физическая культура», «Познание», «Социализация», «Музыка».

Организуется непосредственно-игровая деятельность, которая включает в себя

Знакомство с народной подвижной игрой, знакомство с культурой русского народа и других народностей, устным народным творчеством, историей русского народа, народными промыслами. Проводятся беседы с детьми «Я хочу быть сильным, ловким, быстрым», « Как не заболеть», «Русские богатыри», «Хочу быть здоровым». Проводятся родительские собрания, беседы с родителями о пользе двигательной активности, физических упражнений, народных игр в оздоровлении детей. В повседневной жизни проводятся также разные виды гимнастик, физкультминутки, закаливание, народные игры.

Также проводятся спортивные развлечения, праздники народной направленности. В них включаются игры-эстафеты, подвижные игры, танцы.

21

Праздники в соответствии с народным календарём. Продумывается самостоятельная двигательная активность детей.

Родители помогают в организации оздоровительной работы с детьми, помогают организовывать выставки народно-прикладного искусства, участвуют в совместных с детьми праздниках и развлечениях. Родители помогают в изготовлении народных костюмов, атрибутов к играм, спортивного оборудования для группы и участка.

Основы здорового образа жизни закладываются в детстве, этому помогает подвижная народная игра, через которую прививается любовь к физической культуре.





























22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Физическое воспитание в системе работы детского сада занимает особое место направленное на педагогическое укрепление здоровья ребёнка, укрепление физиологических функций организма, развитие движений, двигательных навыков, развитие физических качеств. Через физическую культуру происходит всестороннее гармоничное развитие личности. Практика показывает, что многие дети не могут добиться высоких результатов в беге, прыжках не из-за того, что у них плохая техника движений, а из-за того, что у них не достаточно развиты психофизические качества: ловкость, выносливость, быстрота, сила, гибкость. Подвижные игры очень эффективны в физической подготовке. Методически продуманное, целенаправленное руководство игрой значительно совершенствует и активизирует деятельность детей в процессе игры.

Играя, ребёнок пополняет знания и представления об окружающем мире, развивается мышление, смекалка, сноровка, выносливость, закладываются моральные качества. В процессе игры формируются новые качества личности и закрепляются уже имеющиеся навыки.

В ходе работы была изучена педагогическая и научная литература. Многие исследователи педагогики рекомендуют включать подвижные игры разной направленности в физкультурные занятия и в повседневную жизнь. Педагог должен научить детей двигаться естественно, грациозно в соответствии с индивидуальными особенностями и конституцией своего тела, развивать физические качества в ребёнке.

Сбалансированность и реализация всех потенциальных возможностей человека происходит при гармоничном развитии, а одностороннее развитие губительно для личности и часто бывает связано с психологической и физической болезнью. Дошкольник реализует в подвижных играх свободу действий, выражает свои эмоции, прививается любовь к физической культуре.

23

Через подвижную игру происходит физическое и духовное развитие личности. Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом в развитии умственных и физических способностей, через которые происходит усвоение нравственных норм, правил поведения. Через подвижную игру формируется культура ребёнка, он познаёт окружающий мир, развивается интеллект, фантазия, формируются социальные качества.

Младшие дошкольники подражают в игре всему, что видят. В подвижных играх малыши находят отражение той жизни, в которой живут взрослые и животные (летаю как «воробышки», прыгают как «зайчики»), в них мало отражается общение со сверстниками. Ребёнок стремиться к одухотворению неживой природы старается придать в игре изображаемому образу живой характер. Ребёнок, вживаясь в образ сопереживает, сочувствует, у него формируются нравственно- ценностные качества.

На пятом году жизни детей начинает интересовать результат подвижной игры. Дети стремятся в игре выразить свои желания, чувства, осуществить задуманное, отобразить в игре двигательный и социальный опыт. В старшем дошкольном возрасте подражательность и имитация продолжают играть важную роль. Подвижные игры учат доброжелательности, взаимовыручке.

Русские народные игры являются основой для формирования основ гармонически развитой личности, которая сочетает в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоки и откладываются в памяти ребёнка. Они образуют фундамент развития его нравственных качеств, сознания, что в дальнейшем проявляется на протяжении всей жизни.





24

ПРИЛОЖЕНИЕ

Картотека русских народных подвижных игр

Название игры

Описание игры

Правила игры

ГУСИ-ЛЕБЕДИ

Выбирают волка и хозяина. Остальные гуси-лебеди. На одной стороне площадки чертят дом для хозяина и гусей. На противоположной стороне живёт волк. Хозяин отпускает гусей погулять. Гуси далеко от дома уходят пощипать травки. Хозяин зовёт гусей, идёи перекличка между хозяином и гусями: -Гуси-гуси!

-Га-га-га.

-Есть хотите?

-Да, да, да!

-Ну летите же домой.

-Серый волк под горой, не пускает нас домой.

-Что же он там делает?

-Рябчиков щиплет.

-Ну, летите же домой!

Гуси бегут домой, а волк пытается их поймать. Пойманные выходят из игры. Игра заканчивается когда почти все гуси пойманы. Самый ловкий, быстрый гусь становиться волком.

Гуси должны летать по всей площадке. Волк может ловить только после слов : «Ну, летите же домой!».





























































25

У МЕДВЕДЯ ВО БОРУ


Медведь живёт в лесу на противоположной стороне. Дети идут в лес за грибами и ягодами, напевают песню:

У медведя во, бору!

Грибы, ягоды беру!

А медведь не спит

И на нас рычит!

Когда играющие произносят последние слова просыпается, медведь и выходит из берлоги, догоняет детей. Пойманный, становится медведем.

Медведь выходит из берлоги только после произнесения последних слов зачина. Дети в зависимости от поведения детей могут не сразу бежать домой, а подразнить его песней.

ФАНТЫ


Игра начинается так. Ведущий обходит играющих и каждому говорит:

Вам прислали сто рублей.

Что хотите, то купите, Чёрный, белый не берите,

«Да» и «нет» не говорите!

После этого ведёт с участниками игры беседу, задаёт разные

вопросы. Чтобы кто-то в разговоре произнёс одно из запрещённых слов: «чёрный», «белый», «да», «нет». Тот кто сбился, отдаёт водящему фант. После игры, каждый проштрафившийся выкупает свой фант. Играют не более 10 человек. Дети внимательно слушают вопросы и следят за своей речью. При выкупе фантов участники игры придумывают для хозяина интересные задания. Дети поют песни, загадывают загадки, читают стихи, рассказывают короткие смешные истории, вспоминают пословицы, поговорки, прыгают на одной ножке.




На вопросы играющие должны отвечать быстро. Ответ исправлять нельзя. Ведущий может вести разговор одновременно с двумя играющими. При выкупе фанта ведущий показывает его участникам игры



















26

ГОРЕЛКИ


Играющие встают парами друг за другом. Впереди всех на расстоянии двух шагов стоит водящий-горелка Играющие на распев говорят слова:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Стой подоле,

Гляди на поле,

Едут там трубачи

Да едят калачи.

Погляди на небо:

Звёзды горят,

Журавли кричат:

-гу, гу, убегу.

Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь! После произнесения последних слов дети, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон колонны. Горелка старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взяться за руки, прежде чем горелка дотронется одного из них, то они встают впереди первой пары, а горелка вновь горит. Игра повторяется. Если горелке удаётся запятнать одного из бегущих в паре, то он встаёт с ним впереди всей колонны, а тот, кто остался без пары, горит


Горелка не должен оглядываться. Он догоняет убегающих игроков сразу же, как только они пробегут мимо него.



















27

КРАСКИ

Для игры выбирают хозяина и двух покупателей. Остальные дети-краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его хозяину. Когда все краски выбрали цвет хозяин приглашает одного из покупателей. Покупатель стучит:

Тук, тук!

-Кто там?

-Покупатель.

-Зачем пришёл?

-За краской.

-За голубой.

Если голубой краски нет, хозяин говорит: «Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси да назад

принеси!» Если же покупатель угадал цвет краски, то краску забирает себе.

Идёт второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. И так они подходят по очереди и выбирают краски. Выигрывает покупатель, набравший большей краски. Хозяин может дать более сложное задание, например «Скачи на одной ножке по голубой дорожке».

Хозяином становиться тот покупатель, который угадал больше красок.



























28
















































29



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Веракса Н.Е. От рождения до школы. Программа воспитания и образования в детском саду, М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2012.

2.ВолошинаЛ. Организация здоровьесберегающего пространства . Дошкольное воспитание №1. 2004,-114с.

3. Еременко Н.И. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ.Волгоград:Корифей,2009.- 3-4с.

4. Змановский Ю. Воспитательно-оздоровительная работа в дошкольных учреждениях. Дошкольное воспитание №9.1993,-23-25с.

5.Коломенский Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М.Просвещение,1988.-190с.

6.Литвонов М.Ф.Русские народные подвижные игры.М.:Просвещение,1986-82с.

7.Осокина Т.И. Кенеман А.В. Детские подвижные игры народов СССР.М.:Просвещение,1989.- 3-18с.

8.Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет.М.:Просвещение,1988.

9.Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка. М.: Издательский центр Академия, 2006.-368с.

10.Степаненкова Э.Я. Физическое воспитание в детском саду.М.:Мозаика-Синтез,2008-

11.Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1986.-4с.

12.Федоровская О. Физкультурно-оздоровительная и профилактическая работа в ДОУ. Дошкольное воспитание №1,2004.-33с.

30

Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос