В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299
Виктория Лавриненко Войдите для скачивания файлов

План-конспект урока по русскому языку во 2 классе

по программе «Школа 2100»



Автор учебника: Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина.


Тема урока: Заглавная буква в названиях географических объектов



Цели урока:

  • образовательная: обеспечить усвоение обучающимися правил написания слов с заглавной буквы; отработать навыки постановки заглавной буквы в географических наименованиях;

  • развивающая: развивать познавательные умения детей;

  • воспитательная: продолжить воспитание толерантности в учебном коллективе.


Планируемые результаты:

  • предметные: усвоение правил написания географических наименований с заглавной буквы.


Задачи урока: усвоение знаний о случаях написания слов с заглавной буквы, совершенствование умений выявлять имена собственные в тексте и применять к ним изученные правила написания слов с прописной буквы; развитие способностей отличать имена собственные от имен нарицательных.


Тип урока: комбинированный.


Методы: словесный, наглядный, эвристический, репродуктивный.

Приемы: устный (беседа, объяснение, работа с карточками) и письменный (выполнение практической работы в виде заполнения карточки) контроль.

Оборудование: раздаточный материал (карточки с заданиями, карточки для рефлексии), компьютерная презентация, транслируемая через проектор.


Ход урока.



Этап урока

Методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Организационный момент (3 мин.).

Создание положительного эмоционального настроя


Цель: помочь учащимся получить нужный эмоциональный настрой.

Задачи:привлечь внимание учащихся; вовлечь их в ситуацию, предложенную учителем.

Приемы: демонстрация красочных слайдов презентации; использование карточек, включающих ребят в «игру».


Доброе утро, ребята. Меня зовут Виктория Игоревна и этот урок проведу у вас я, а вы мне в этом поможете.

Сегодня нам предстоит отправиться в небольшое путешествие, в которое нас зовет цветик семицветик — цветок радуги (слайды 2 — 3). А чтобы путешествие было удачным, я дарю каждому «счастливый билетик» - свой семицветик, который будет радовать вас своими яркими цветами и улыбкой весь урок. Прежде чем отправиться в путешествие нам нужно записать в наших листочках число.

Теперь, закроем глаза, и перенесемся в волшебную страну знаний.

Приветствуют учителя. Получают «билеты» для путешествия.

Фиксируют число на листочках.

II Изучение нового учебного материала

(17 мин.)

Подготовка к основному этапу занятия




















































































Усвоение новых знаний и способов действий




















Создание проблемной ситуации












Проблемная беседа






















































































Мнемонический прием (запоминание правила через стихотворный текст)













Цель: определить недостаточность знаний для решения поставленной проблемы.

Задачи: привлечь внимание обучающихся к проблеме;

выявить способы решения проблемы.

Приемы: вызвать любознательный интерес посредством послания от мультипликационного героя; задание на догадку; аудиовизуальная демонстрация задания.


Выдвигает проблему.


Не успели мы отправится в путь, как нам навстречу уже летит письмо! И адресовано оно не кому-нибудь, а нам с вами (слайд 4).

А от кого же оно?

Наверное, Матроскин нас проверяет на внимательность, все ли правильно написано на его конверте? (слайд 5).





Молодцы. Давайте узнаем, что же случилось у Матроскина!

«Дорогие ребята!

Мы пытались помочь дяде Фёдору сделать задание по русскому языку. И у нас с Шариком возник спор. Мы никак не можем разобраться, как правильно написать слова. Высылаю Вам задание.

Помогите, пожалуйста!

Всегда Ваш, кот Матроскин» (слайд 6).


Что же, посмотрим, какое сложное задание не смогли выполнить Матроскин и Шарик! (Приложение 1), (слайд 7).


Что нам нужно сделать, чтобы выполнить упражнение?

Как вы думаете почему Матроскину не удалось помочь дяде Фёдору?

Что это за слова? Прочитаем их. Как вы думаете, как их следует писать, чтоб мы их не путали с другими словами?


В чем могло возникнуть затруднение при выполнении задания?


Какова будет тема нашего урока?


Проверим? (слайд 8)

Тема появляется на слайде: «Заглавная буква в названиях географических объектов».




Постарайтесь определить цель нашего урока сами.





Верно. Но чтобы этого достичь, нам нужно вспомнить что мы знаем о заглавной букве.

Что это за буква?

Как еще мы ее называем?





Чтобы вспомнить случаи, когда пишется заглавная буква, выполним упражнение. Для его выполнения нужно вставить пропущенные заглавные буквы (слайд 8). Помните: в каждом слове пропущена только одна буква:

етя , …ня , …ружок , …ванов, …ростоквашино. (Приложение 2)


Проверка написанного (слайд 9)


Какие случаи употребления заглавной буквы мы встретили в этом упражнении?





А чтобы лучше помнить когда следует писать заглавную букву — запомним волшебное стихотворение (слайд 10, (Приложение 3, карточка на столе учащихся):


Вот ещё один закон.
Нам предписывает он:
Имена людей, зверей,
Все названия морей,


Городов, озёр и рек
Должен каждый человек
С буквы прописной писать
(С большой буквы начинать).
Буква эта – главная,
Потому, заглавная.














Отвечают, глядя на картинку (от Матроскина)



Отмечают ошибку в написании клички животного (кот «матроскин» заменяем на «Матроскин»). Проговаривают правило, что имена, отчества, фамилии, клички животных пишутся с заглавной буквы.






Прослушивают и просматривают письмо.







Читают стихотворение по цепочке по две строки.



Выбрать заглавную или строчную букву.

Он не знал как нужно писать эти слова.

Название географических мест. С заглавной буквы.



Неправильное употребление заглавной буквы.


Заглавная буква в названии городов, стран, морей, рек, океанов (ответ вариативен).



Отвечают на вопросы учителя.

Выяснить как пишутся наименования географических мест, узнать об особых случаях написания географических названий.

Заглавная буква носит название прописная или большая. С заглавной буквы пишутся имена, фамилии, клички животных.


Проговаривают по цепочке, обосновывают выбор написания.

Петя (имя), Аня (имя), Дружок (кличка собаки), Иванов (фамилия), Простоквашино (название деревни).

Записывают под диктовку слова, подчеркивают заглавную букву.

Имя, географическое наименование, кличка, фамилия.





Читают хором и запоминают правило

Словарная работа

Отгадывание загадок, задания на логику

Чтобы следовать дальше, нам нужно отгадать загадки (слайд 11, 12)

Часть первая — мост,

Но без буквы конечной.

Вторая — звучит на болоте беспечно.

А целое — местность,

Любимая пламенно,

Которую люди зовут Белокаменной.


Нет и Родины краше, чем … наша!


Запишите эти слова в тетрадь. Подчеркните заглавную букву в словах и орфограммы.

Отвечают на вопросы загадок (Москва, Россия).

Фиксируют слова в тетради, подчеркивают заглавную букву и «опасные» места.

Закрепление знаний и способов действий

(15 мин.)



















































Взаимопроверка

Цель: выработать у детей навык написания географических наименований с заглавной буквы.

Задачи: отработать навык через выполнение типовых заданий.

Приемы: групповая работа.

Предлагаю Вам поиграть в необычную мозаику. Нужно выйти к доске и «собрать» предложение (Приложение 4)

Выпишите два понравившихся Вам предложения. Не забудьте подчеркнуть заглавную букву в географических названиях. (5 мин.)


России, столица, Москва.

Волгоград, стоит, на, Волге, Город.

красивый, самый, Париж, город.

течет, Где, Амазонка, река ?

в, Сахара, пустыня, Африке.

большой, океан, самый, Тихий.



Организует взаимопроверку в парах.

Приложение 5. Попробуем прочитать слова. Получится ли у нас? Чего нам не хватает?

Ваше задание: написать слова, вставляя пропущенные буквы. Подчеркнуть первую букву в названиях городов. Подчеркнуть название города, в котором мы живем. Подсказку вы можете посмотреть на карте у доски (слайд 13). Обменяйтесь тетрадями, проверьте друг друга, ошибки зачеркните карандашом.











Составляют предложения из слов, объясняют написание заглавной буквы в словах-географических названиях. Выписывают предложения в тетрадь.

Москва — столица России.

Город Волгоград стоит на Волге.

Париж — самый красивый город.

Где течет река Амазонка?

Сахара — пустыня в Африке.

Тихий океан — самый большой.


Записывают слова, вставляя пропущенные буквы. ...осква, ...етербург, ...рюпинск, ...ихайловка, ...олгоград, ...ула, ...инск, ...иев, ...ладивосток.


Москва, Петербург, Урюпинск, Михайловка, Волгоград, Тула, Минск, Киев, Владивосток.


Выполняют взаимопроверку в парах.

Физминутка

(2 мин.)


Пришло время немножко отдохнуть. Я буду читать стихотворение. Если прозвучит слово, которое пишется с маленькой буквы, вам надо присесть. Если услышите слово, которое пишется с заглавной буквы, надо хлопнуть в ладоши над головой.

Кошка Пушинка,

собака Смешинка,

петух Крикун,

козёл Бодун,

воробей Тишка,

поросёнок Гришка,

красивая синичка.

Как напишешь клички?


Контроль и самопроверка знаний











Прочитать выразительно, выписать в алфавитном порядке станции, в которые отправится корреспонденция. Подчеркнуть первые буквы в названиях станций. Объяснить написание с заглавной буквы (Приложение 6).

Открытка -

В Дубовку,

Посылка -

В Покровку,

Газета -

На станцию Клин.

Письмо -

В Бологое.

А вот заказное

Пойдет за границу -

В Берлин.

Выписывают: Берлин, Бологое, Дубовка, Клин, Покровка. (4 мин.)



Вспомним с чего начинался наш урок. Нам нужно было помочь Матроскину. Давайте теперь каждый заполнит свою карточку, чтобы Матроскин знал сколько хороших ребят помогло ему, Шарику и дяде Федору справиться с заданием! Нам нужно подписать от кого и откуда отправляется карточка слева вверху, и кому и куда справа внизу. (1-2 мин.) (Приложение 7).

Один ребенок с каждого ряда собирает карточки и складывает их на столе.


Подведение итогов занятия (2 мин.)


Посмотрите внимательно на поля, где вы ставили условный знак (вопросительный и восклицательный знак), если те, кому было что-то не до конца понятно все усвоили, смело стирайте вопросительный и ставьте восклицательный знак. (1 мин.)


Что вам запомнилось из урока?

Чему мы научились в ходе урока?



Определяют все ли было понятно им на уроке






Определить особенности написания заглавной буквы в географических названиях.

Мы открыли правило, а самостоятельная работа показала, что мы научились его применять.

Рефлексия

(1 мин.)


А теперь у вас есть возможность оценить прошедший урок: солнышко — если урок вам понравился, и тучка если в нем что-то было не так. (1 мин.)

Спасибо Вам за урок!


Оценивают урок при помощи карточек, прикрепляемых к доске.




Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 6000 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Рекомендуем

Литература, которая может вам помочь.

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru