В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Внимание! Суперакция! 23 и 24 апреля Скидки 72% на ВСЁ! Подробнее

Общайся успешно

Общайся успешно

Диана Вежеева
Тип материала: Урок
просмотров: 1553 комментариев: 1
Краткое описание
Занятие "Общайся успешно!" знакомит с эффективными приемами общения, которые помогут подростку успешнее адаптироваться в различных социальных ситуациях. Занятие максимально вовлекает в работу ребят через совместные обсуждения и упражнения тем самым укрепляя полученные знания, формируя коммуникативную компетентность личности.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
занятие.doc Скачать



Муниципальное образовательное учреждение для детей,

нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи,

«Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции №2»

г. Сыктывкара









Коррекционно-развивающее занятие

«Общайся успешно!»





Составитель:

педагог-психолог

Вежеева Диана Наисовна









Республика Коми, г. Сыктывкар,

2014

Пояснительная записка.

Ведущей деятельностью подросткового периода является общение со сверстниками. В общении со сверстниками происходит проигрывание самых разных сторон человеческих отношений. Но в своем общении подростки зачастую встречаются с рядом трудностей связанных с не умением слушать, понимать и принимать других людей.

Главная потребность подросткового периода — найти свое место в обществе, быть «значимым». А если подросток не может занять удовлетворяющего его места в системе общения в классе, он «уходит» из школы и психологически, и даже буквально, поэтому перед современной школой встает задача научить подростков эффективному взаимодействию в социуме. Занятие "Общайся успешно!" знакомит с эффективными приемами общения, которые помогут успешнее адаптироваться в различных социальных ситуациях. Занятие максимально вовлекает в работу подростка через совместные обсуждения и упражнения тем самым укрепляя полученные знания, формируя коммуникативную компетентность личности.


Цель:

Формирование у учащихся коммуникативной компетентности.


Задачи:

1.Развивать коммуникативные умения учащихся.

2.Развивать интерес учащихся к другим людям.

3.Развивать внутригрупповые отношения.

4.Формировать у учащихся понимание о том, что за успешность общения отвечает сам человек.

5.Пробудить интерес к самому себе, формировать мотивацию к самопознанию, саморазвитию и самовоспитанию.


Возрастная группа: 13-14 лет

Форма работы: групповая (до 15 чел.)

Продолжительность: 45 мин.

Формы проведения: беседы, игры, дискуссии, упражнения, рефлексивные слушания.

Оборудование и материалы: тетрадный лист на каждого участника, шариковые ручки для работы в малых группах.


Ход занятия.


Здравствуйте! Очень рада всех вас видеть!

Сегодня у нас будет очень важное и интересное занятие: мы будем говорить об общении, так как мы все живем в кругу людей и куда бы мы не пошли нам всегда приходится общаться друг с другом.

Когда вы приходите в новый коллектив или хотите завести новых друзей какие цели для себя вы преследуете? (принимали, понимали и прислушивались). Всегда ли вас принимают, понимают и прислушиваются другие люди?

А хотите, чтобы вас принимали, понимали и прислушивались как можно чаще?

Есть приемы, которые позволяют достигнуть эти цели и сделать процесс общения более эффективным. Про них мы узнаем на этой встрече и потренируемся в их использовании.

Готовы познакомиться с ними?

Упражнение «Знакомство»

Для начала познакомимся. В течении одной минуты подберите на первую букву вашего имени прилагательное характеризующее вас.

Готовы? По моей команде вы все вместе произнесете свое имя и прилагательное, которое характеризует вас.

(Опрос учащихся, что они услышали)

Итог упражнения: Когда люди все вместе говорят, при этом заботясь только о том, чтобы их услышали, мало кто слышит и понимает своего собеседника.

Игра «Снежный ком»

Чтобы услышать и быть услышанным, что необходимо сделать нам всем? (внимательно выслушать каждого в отдельности).

Ну, а теперь выслушаем каждого с помощью упражнения «Снежный ком».

Правила.

Говорят, все по очереди по часовой стрелке, слушать самим и не мешать слушать другим.

Вопросы для обсуждения.

  • В каком случае легче и лучше понимать, что говорят окружающие при знакомстве в первом случае или во втором?

  • Что помогло услышать и запомнить всех участников?

Итог упражнения: Т. о. выслушав каждого мы узнали имя и качество характера каждого участника.

Упражнение «Снежинка»

Умеете ли вы из бумаги изготавливать снежинку? Что для ее изготовления нам понадобится? (бумага и ножницы). Бумага у нас есть, а ножниц нет, но у вас точно получится снежинка при одном условии. При каком, как вы думаете? (если мы будем внимательно слушать вас). Ее делать очень легко, если вы будете слушать и выполнять мою инструкцию. Для начала ваш прямоугольный лист вам надо превратить в квадратный. Согните лист по диагонали пополам, лишнее оторвите. У вас получился квадратный лист. Ну а теперь переходим непосредственно к изготовлению снежинки. Инструкция будет такая: работу выполнять, не подглядывая как делают другие, стараться не переспрашивать, в точности выполнять инструкцию.

Инструкция:

  1. Сложите лист пополам.

  2. Оторвите правый верхний угол

(1и 2 пункт повторить 4раза).

  1. Разверните, посмотрите, что получилось?

  2. Найдите среди других снежинок точно такую же как ваша.

Вопросы для обсуждения:

  • Я всем давала одинаковую инструкцию?

  • Вы все правильно ее выполняли?

  • Почему нет одинаковых снежинок?

Итог упражнения: Каждый человек индивидуален, каждый по-своему интерпретирует информацию.

Проявлять эмпатию - это следующий прием эффективного общения.

ЭМПАТИЯ -возможность воспринимать окружающий мир глазами другого человека, умение представить себя на его месте, способность сочувствовать ему.

«Три плюса»

Каждый из нас не раз задумывался: как начать общение? Как произвести на собеседни­ка хорошее впечатление? Стояли ли перед вами когда-нибудь такие задачи? В каких ситуациях это бывает необхо­димо? Что вы для этого делали? (Выслушать ответы участников). Психологи считают, что основа отношения собеседника к нам закладывается в пер­вые 15 секунд общения с ним. Так что наша задача – расположить к себе собеседника за столь короткое время. Как же этого добиться? Существует так называемое правило «трех плюсов».

Этими плюсами являются:

  • улыбка

  • имя собеседника

  • комплимент

Давайте познакомимся поближе с этими «плюсами».

Для начала улыбнемся друг другу. Улыбаясь, мы показываем человеку, что рады встрече с ним. Приятно, когда нам улыбаются. Хорошо. У вас замечательно получается. Тогда перейдем ко второму плюсу – имени.

Согласитесь, очень приятно, когда малознакомый человек называет вас по имени. Это означает, что вы чем-то были важны для него, если он вас запомнил. Когда человек называет ваше имя, он обращается именно к вам.

И, наконец, третий и самый сложный плюс – комплимент.

Комплименты бывают двух видов:

  1. Прямые. Комплименты, направленные непосредственно на самого человека. Например, «Ты сегодня прекрасно выглядишь».

  2. Косвенные комплименты.

  1. Обращение внимания на какую-нибудь вещь, принадлежащую человеку, которому вы делаете комплимент: «У тебя классная сумка, мне всегда нравились такие необычные вещи».

  2. Комплимент человеку, с которым общается ваш собеседник. «Вчера общалась с твоей мамой, она - замечательная женщина: очень милая и добрая», или сравнить человека с кем-нибудь очень дорогим для вас: «Как бы я хотела иметь такого брата, как ты!»

Но чтобы этот вид комплиментов был искренен, вы действительно должны были общаться с мамой собеседника, или ваш собеседник должен знать, что для вас иметь брата очень важно.

  1. «Маленький минус, большой плюс». Этот вид комплимента довольно сложен, потому что мы сначала как бы ставим собеседнику небольшой минус, а затем перекрываем его большим плюсом, например: «Я не могу сказать, что ты хо­рошо выглядишь – ты сегодня выглядишь просто потрясающе!». Смысл этого комплимента заключается в «игре» на эмоциях: сначала мы шокируем собесед­ника, доставляя ему отрицательные эмоции, а потом даем большой заряд по­ложительных эмоций.

Упражнение «Комплименты»

Потренируемся производить приятное впечатление на собеседника. Сейчас каждый из вас будет производить приятное впечатление на соседа сидящего справа. В ходе разговора следует улыбаться, называть собеседника по имени и говорить комплименты.

Анализ упражнения:

  • Сложно ли было говорить комплименты? Что мешало?

  • Кто из вас какие виды комплиментов использовал?

  • Какой из видов комплиментов было придумать сложнее всего?

  • Чей комплимент вам запомнился больше всего? Почему?

Итог упражнения: Для того чтобы произвести впечатление на человека, иногда достаточно грамотно начать разговор, и это заменит десяток внешних атрибутов.


Упражнение «Испорченный видеофон»

Представьте, что вы попали в страну, язык которой вам неизвестен. Как вы попросите пить или узнаете нужный вам маршрут следования? (с помощью жестов). Причем, психологами давно замечено, что понимание между людьми происходит в 70% с помощью несловесных форм общения и лишь в 30%- с помощью слов. Следовательно, чтобы лучше понимать собеседника надо хорошо разбираться в его несловесной форме общения. Предлагаю потренироваться в чтении и передачи информации с помощью несловесных форм общения.

Описание упражнения

Дети встают в шеренгу друг за другом.

Психолог встает позади всех, хлопком по плечу предлагает подростку, стоящему впереди него, повернуться к нему лицом.

Затем, психолог жестами показывает какой-либо предмет (н-р. баскетбольный мяч).

Подросток должен передать жестами тот-же предмет следующему участнику.

И так передают все участники по цепочке.

Последний участник называет предмет, который был показан предыдущим участником.

Правила.

Все делается молча, используются только жесты, участники поворачиваются только на хлопок по плечу (хлопки должны быть легкими и бережными на уровне касания).

Вопросы для обсуждения.

  • Что было труднее принимать или передавать слово?

  • Какие трудности возникли во время игры?

  • Как необходимо передавать информацию, чтобы вас правильно понимали?

  • Как нужно принимать информацию, чтобы она не исказилась?

Итог упражнения: Понимание в процессе общения происходит тогда, когда оба участника заинтересованы в беседе.

Работа в малых группах.

Поделитесь на две команды. Задача каждой команды разработать и записать правила эффективного общения, которые вам помогут стать мастерами общения (обсуждение 2 мин).

Каждая команда оглашает свой список правил.

Заключение.

Вы сегодня очень хорошо потрудились, разработали правила эффективного общения с людьми, но, чтобы стать мастером общения надо не только знать - надо применять их в своем общении, помните об этом и у вас все получится. Пусть ваше общение приносит вам радость и позитив! Спасибо за работу, до свидания!


Литература.


  1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М., 2000.

  2. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. М.: Ось-89, 2000.

  3. Картушина Е.П., Романенко Т.В. Психологический комфорт в школе: как его достичь: акции, тренинги, семинары. – Волгоград: Учитель, 2009г.

  4. Оботурова И.А. Психология общения // методические рекомендации. - Сыктывкар.: Коми РИППКРНО, 1994.

  5. Петрушин С. В. Некоторые секреты открытого общения – М. : Чистые пруды, 2007.-32с.

  6. Психология подростка / под ред. А.А. Реана; СПб.: Еврознак, 2003.

  7. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте /Под редакцией И.В. Дубровиной. М., 1995.

  8. Рогов Е.И. Психология общения. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002-336с.

  9. Родионов В.А. и соавт. Я и другие. Тренинг социальных навыков. Ярославль, 2001.

  10.  Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. Психотехнические упражнения и коррекционные программы. М., 1995.

  11. Чекина Т.И. Шесть шагов к уверенному поведению/ Программа тренинговых занятий. – Нижний Новгород: Изд-во ООО «Педагогические технологии», 2009.- 66с

  12. Я хочу провести тренинг. Пособие для начинающего тренера, работающего в области профилактики ВИЧ/СПИД, наркозависимости и инфекций, передающихся половым путем. Новосибирск, 2000.

































Обсуждение материала
Наталья Дулатова
3.12.2014 10:10
Автором подобран комплекс упражнений на развитие умения общаться для детей подросткового возраста. Все упражнения снабжены комментариями.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос