Урок по биологии на тему: «Строение и работа сердца»
Брагина Галина Сергеевна
г.Тамбов
МАОУ СОШ № 5 им. Ю.А. Гагарина
Биология
А. Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. Биология. 8 класс. Москва. Вентана – Граф. 2008г.
Урок по биологии на тему: «Строение и работа сердца»
8 класс
Продолжительность урока: 45 минут
Урок по биологии на тему: «Строение и работа сердца»
Цель: формирование представлений об органах кровообращения и их функциях.
Задачи:
-
Образовательная:
раскрыть связь сердца с его функцией; рассмотреть причину движения крови по сосудам; дать понятие о сердечном цикле.
II . Воспитательная:
продолжить воспитывать бережное отношение к собственному здоровью.
III. Развивающая:
способствовать развитию навыков аргументированного выступления, логического мышления, речи, навыков выразительного чтения, умению объяснять биологическое значение кровообращения.
Тип урока: комбинированный.
Методы и приемы: словестный (беседа, рассказ учителя, индивидуальный и фронтальный опрос), самостоятельная работа с учебником, наглядный (рассмотрение рисунков учебника, таблицы, модели сердца).
Оборудование: таблица «Круги кровообращения», модель сердца человека.
Литература:
1. А. Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. Биология. 8 класс. Москва. Вентана – Граф. 2008г.
2. Рабочая тетрадь к учебнику А. Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. Биология. 8 класс. Москва. Вентана – Граф. 2008г.
3. Пименов А. В. Уроки биологии в 8 классе. Развернутое планирование. Академия Развития. 2006г.
4. З.А. Власова. Справочник школьника. Биология. Филологическое общество «Слово». 1995г
5. Д. Тейлор, Н. Грин, У. Стаут. Биология. В 3 томах. Мир. 2010г.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Восстановление опорных знаний.
Индивидуальный опрос:
-
Что происходит при переливании резус – положительной крови резус – отрицательному больному?
-
Как предупредить тканевую несовместимость при переливании крови?
-
Несовместимость тканей вызывает иммунную реакцию, в результате которой пересаженная ткань отторгается. Почему?
-
Что такое агглютинация? Когда она происходит?
III. Формирование знаний умений и навыков.
«Сердце надо беречь. И не только свое»
Эмиль Кроткий
О чем говорит этот эпиграф? Можно ли его применить к нашему сегодняшнему уроку? И в каких смыслах?
Итак, перед вами модель сердца.
Сердце взрослого человека весит 300г. Давайте посмотрим из чего оно состоит. Два предсердия, два желудочка, между ними створчатые клапаны. Эти клапаны пропускают кровь только в одном направлении: из предсердий в желудочки. Из желудочков кровь выбрасывается через сосуды из сердца. Между желудочками и сосудами находятся полулунные клапаны. Они так же пропускают кровь только в одном направлении: из желудочков в сосуды.
Вспоминаем, по каким сосудам течет кровь богатая кислородом, а по каким богатая углекислым газом! (ответы учащихся)
Здесь есть небольшое исключение, по легочной артерии к легким идет венозная кровь. Это нужно запомнить!
Мы сегодня говорим о сердце, а знаете ли вы, какова функция этого органа? (ответы учащихся)
Правильно! Функция насосная. Т.е. сердце как машина, как двигатель качает кровь. А знаете ли вы такую машину или двигатель, который мог бы работать так долго?
Объемы перекаченной крови постоянно меняются. При физических нагрузках мышцы нуждаются в кислороде и сердцу приходится увеличивать объем перекачанной крови.
Как вы думаете, всегда ли наш двигатель работает? Бывает ли отдых у сердца? (ответы учащихся)
Открываем тетради и записываем тему урока, дату и название таблицы. (учитель заполняет таблицу вместе с учениками).
Сердечный цикл
Фаза |
Время |
Предсердия |
Желудочки |
1 |
0,1 с |
Сокращаются |
Расслабляются |
2 |
0,3 с |
Расслабляются |
Сокращаются |
3 |
0,4 с |
Расслабляются |
Расслабляются |
Значит, не всегда сердце напряженно работает, оно и отдыхает столько же: 0,4 с.
А теперь разделимся на группы и прочитаем пункт «Сосуды». Первый ряд будет рассказывать о венах, второй о артериях, а третий ряд будет экспертами и сравнит эти сосуды. (ученики выполняют задание)
Молодцы! Ребята, а теперь посмотрим на таблицу «Круги кровообращения».
Сколько кругов кровообращения у человека?
Где начинается большой круг кровообращения? А где он заканчивается?
Где начинается малый круг кровообращения и где он заканчивается?
Что происходит в капиллярах большого и малого кругов кровообращения?
IV. Применение усвоенных знаний.
Проверим, как вы усвоили материал! Делимся на 3 группы. Каждой группе дается 3 вопроса. Ребята, вы должны сказать, верны ли утверждения:
Группа 1
1. Артериальная кровь – это кровь богатая кислородом.
2. Во всех артериях течет артериальная кровь.
3. Стенки артерий состоят из однослойного эпителия.
Группа 2
4. Во всех венах течет венозная кровь.
5. Венозная кровь – это кровь богатая углекислым газом.
6. Створчатые клапаны находятся на границе желудочков и артерий.
Группа 3
7. Створчатые клапаны трехстворчатые.
8. Сердце располагается сумке.
9. ЧСС в норме 100 ударов в минуту.
V. Рефлексия.
Применяется метод трех вопросов:
1.Что мы изучали? (5-7 пунктов)
2.Зачем это необходимо?
3.Как можно использовать?
(Ученики отвечают на вопросы, высказывают свое мнение об уроке.)
VІ. Выводы:
На сегодняшнем занятии мы выяснили, что кровь движется непрерывно из области с высоким давлением в область с низким давлением. Движение осуществляется по двум кругам кровообращения. Сердце имеет определенное строение и выполняет насосную функцию в организме. Но работает не всегда, есть и 0,4 с отдыха.
VIІ. Учащиеся открывают дневники и записывают домашнее задание § 17, вопросы в конце параграфа.
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Международный вебинар «Современная концепция дошкольного детства: от «зоны ближайшего развития» к «пространству детской реализации» (ПДР)»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Первый раз в пятый класс: система мероприятий по адаптации обучающихся к условиям обучения в основной школе»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре