Тестовые задания по русскому языку и культуре речи
Задания тестового характера направлены на проверку уровня сформиро-ванности речевых навыков и полноты усвоения тем курса.
Задания тестов содержат необходимые и актуальные материалы, отражающие основные теоретические понятия курса: язык и речь, разновидности русского национального языка, речевая норма.
Практическая направленность тестовых заданий обеспечивает проверку уровня владения орфоэпической, лексической, грамматической и синтаксической нормами.
Страхова Людмила Васильевна
г. Михайловка, Волгоградская область
АНО СПО «Михайловский колледж бизнеса»
Русский язык и культура речи
Русский язык и культура речи/ Е.Д. Ващенко. – Изд.8-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2012.
Тестовые задания по русскому языку и культуре речи
2 курс
40 минут
Пояснительная записка
Задания тестового характера направлены на проверку уровня сформированности речевых навыков и полноты усвоения тем курса.
Задания тестов содержат необходимые и актуальные материалы, отражающие основные теоретические понятия курса: язык и речь, разновидности русского национального языка, речевая норма.
Практическая направленность тестовых заданий обеспечивает проверку уровня владения орфоэпической, лексической, грамматической и синтаксической нормами.
Критерии оценки по результатам тестирования:
N =
Проценты (N) |
Уровень |
0 % - 45% |
низкий |
46% - 60% |
средний |
61% - 85% |
выше среднего |
86% - 100% |
высокий |
ВАРИАНТ 1.
Тема 1. Язык и речь
1. На коммуникативную функцию языка указывает определение:
- язык является сложной системой знаков
- язык есть средство формирования мысли
- язык – это важнейшее средство человеческого общения
2. Номинативная единица языка:
- звук
- морфема
- слово
3. Мертвым языком является:
- хинди
- санскрит
- иврит
4. Официальный мировой язык:
- немецкий
- китайский
- итальянский
5. К характеристикам языка не относится:
- абстрактность
- отражение опыта индивидуума
- объективность
Тема 2. Разновидности русского национального языка
6. Литературный язык – это язык:
- образованных слоёв населения
- всех носителей, кроме диалектоговорящих
- всех носителей языка как языкового социума
7. Черта разговорной речи:
- непосредственный контакт между коммуникантами
- письменная форма выражения
- преимущественная реализация в форме монолога
8. Орфоэпическая норма регламентирует:
- написание
- произношение
- ударение
9. Морфологическая норма регламентирует:
- произношение слов
- образование грамматических форм разных частей речи
- построение словосочетаний и предложений
10. Норма фиксируется:
- художественными текстами
- грамматиками и словарями
- повседневным общением
Тема 3. Орфоэпическая норма
11. Нормативное ударение на первом слоге:
- эксперт
- торты
- звонит
12. Нормативное ударение на первом слоге:
- благовест
- валовой
- мастерски
13. Нормативное ударение на третьем слоге:
- красивее
- намерение
- обеспечение
14. Согласный перед е произносится мягко:
- академический
- детектив
- адаптер
15. Сочетание чт произносится как [чт] в слове:
- нечто
- что-либо
- кое-что
Тема 4. Лексическая норма
16. Слова, противоположные по значению:
- омонимы
- антонимы
- паронимы
17. Разные слова со сходным значением:
- синонимы
- антонимы
- паронимы
18. Значение слова указано неверно:
- лелеять – нежить, заботливо ухаживать
- лаконичный – вызывающий уважение
- мансарда – жилое помещение на чердаке
19. Лишнее слово в синонимическом ряду:
- мысли
- чувства
- размышления
20. Смысловую избыточность (плеоназм) содержит предложение:
- Ее дебют был очень успешным.
- Первый дебют певицы был довольно удачным.
- Успешно прошло первое выступление певицы.
Тема 5. Морфологическая норма
21. К женскому роду относится слово:
- тюль
- рояль
- мозоль
22. Окончание -ы в именительном падеже множественного числа:
- торт
- адрес
- сорт
23. Нулевое окончание в родительном падеже множественного числа:
- мандарины
- носки
- чулки
24. Неправильным является вариант:
- в продолжение полугода
- следующие полгода
- меньше полгода
25. Вид определяется ударением в глаголе:
- прочитывать
- бронировать
- насыпать
Тема 6. Синтаксическая норма
26. Нормы сочетаемости слов нарушены:
- заведующий кафедрой
- оказать влияние на человека
- сервисное обслуживание
27. Нормы сочетаемости слов нарушены:
- уверенность за свой завтрашний день
- согласно многолетним наблюдениям
- отзыв о диссертации
28. Нормы сочетаемости слов нарушены:
- терпение исчерпано
- оказать сопротивление
- подчеркнуть о необходимости нововведений
29. Правильным вариантом является:
- заявить о том, что …
- доказать о том, что …
- подтвердить о том, что …
30. Правильным вариантом является:
- благодаря выпавшему снегу были видны следы
- больной умер благодаря инфаркту
- благодаря своей настойчивости он многого добился
ВАРИАНТ 2.
Тема 1. Язык и речь
1. Коммуникативная единица языка:
- слово
- словосочетание
- предложение
2. Самым известным искусственным языком международного общения является:
- пикто
- эсперанто
- воляпюк
3. Первое место по распространенности в мире занимает:
- английский язык
- китайский язык
- испанский язык
4. Официальный мировой язык:
- португальский
- испанский
- индонезийский
5. К характеристикам речи не относится:
- субъективность
- материальность
- отражение опыта коллектива
Тема 2. Разновидности русского национального языка
6. Важнейший признак литературного языка:
- устойчивость (стабильность)
- обязательность для всех носителей языка
- нормированность
7. Не является чертой книжного языка:
- письменная форма выражения
- преимущественная реализация в форме монолога
- неподготовленность, самопроизвольность
8. Акцентологическая норма регламентирует:
- произношение
- ударение
- написание
9. Синтаксическая норма регламентирует:
- написание слов
- произношение слов
- построение словосочетаний и предложений
10. Речевая ошибка – это:
- любое отступление от нормы
- сознательное нарушение нормы
- неоправданное отступление от нормы
Тема 3. Орфоэпическая норма
11. Нормативное ударение на втором слоге:
- каталог
- звонишь
- некролог
12. Нормативное ударение на втором слоге:
- ходатайство
- черпать
- премировать
13. Нормативное ударение на четвертом слоге:
- кулинария
- газопровод
- иконопись
14.Согласный перед е произносится твердо:
- тенор
- сессия
- антенна
15. Сочетание чн произносится как [шн] в слове:
- табачный
- конечно
- гречневый
Тема 4. Лексическая норма
16. Слова, одинаковые по звучанию, но разные по значению:
- омонимы
- антонимы
- паронимы
17. Похожие однокоренные слова с разным значением:
- синонимы
- антонимы
- паронимы
18. Значение слова указано неверно:
- уязвимый – слабый, малозащищенный
- симулировать – способствовать чему-либо, поощрять
- фальсификация – подделка, нечто выдаваемое за настоящее
19. Лишнее слово в синонимическом ряду:
- очаровательный
- неотразимый
- обязательный
20. Смысловую избыточность (плеоназм) содержит предложение:
- Работа шла при остром дефиците финансирования.
- Дефицитная нехватка финансирования нас не остановила.
- Нехватку финансирования компенсировал энтузиазм.
Тема 5. Морфологическая норма
21. К мужскому роду относится слово:
- шинель
- шампунь
- мозоль
22. Окончание -ы в именительном падеже множественного числа:
- бухгалтер
- директор
- профессор
23. Нулевое окончание в родительном падеже множественного числа:
- англичане
- апельсины
- гектары
24. Неправильным является вариант:
- по обоим сторонам
- в обеих руках
- в обоих случаях
25. Употребляется как глагол совершенного и несовершенного вида:
- влюбиться
- исследовать
- глумиться
Тема 6. Синтаксическая норма
26. Нормы сочетаемости слов нарушены:
- уделять внимание учебе
- коснуться о теме любви
- предостеречь от опасности
27. Нормы сочетаемости слов нарушены:
- согласно приказа директора
- подчеркнуть необходимость
- по окончании работы
28. Нормы сочетаемости слов нарушены:
- попирать честь и достоинство
- представить слово гостю
- установить причины
29. Правильным вариантом является:
- он действовал согласно приказа
- был назначен новый заведующий кафедры
- нас вызвали к заведующему кафедрой
30. Правильным вариантом является:
- подъезжая к городу, начался сильный ветер
- подъезжая к городу, нам показалось, что он изменился
- подъезжая к городу, мы увидели много новых построек
- Вебинар «Рисование кулачком как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Реализация требований ФГОС ДО и Концепции развития математического образования в РФ в формировании математических представлений дошкольников: программно-дидактические комплекты»
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре