Авторская образовательная программа дополнительного образования Основы экологии для детей 4 - 9 лет
Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа « Основы экологии» экологобиологической направленности общим объемом 144 часа рассчитана на 2 года обучения: 72 часа в 1 год, 72 часа во 2 год. Программа предназначена для обучающихся младших классов, дошкольников и детей с 4-х лет.
Одним из противоречий современной эпохи, затрагивающим основы существования цивилизации, является все углубляющееся противоречие между обществом и природой. В связи с этим чрезвычайно ответственное значение приобретает целенаправленная работа школы и дополнительного образования по формированию у подрастающего поколения экологической культуры.
На это и направлено содержание образовательной модернизированной программы «Основы экологии», созданной на основе типовой программы «Основы экологии».
Данная программа - модифицированная (или адаптированная) - измененная с учетом особенностей организации и формирования групп детей, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности и индивидуальных результатов обучения и воспитания.
Приоритетной задачей программы «Основы экологии» является формирование у обучающихся единого, целостного образа мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у детей современной, экологически ориентированной картины мира и соответствующего отношения к своему природному и социальному окружению.
В процессе изучения курса «Основы экологии» осуществляется систематизация и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развитие интереса к их познанию, обогащение жизненного опыта учащихся, воспитание любви к своему городу, к своей Родине. Программа нацелена на формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически нравственного обоснованного поведения в природной и социальной среде.
При этом средствами учебного предмета обеспечивается существенное воздействие на развитие у обучающихся речи и познавательных процессов (сенсорное развитие, развитие мышления, внимания, памяти, воображения), а также эмоциональной сферы и творческих способностей.
Содержание программы охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Важной задачей программы является преодоление утилитарного, потребительского подхода к природе, порождающего безответственное отношение к ней.
Содержание программы предоставляет широкие возможности для осуществления дифференцированного подхода к обучающимся при их обучении. Основные знания, навыки и умения, которыми должны овладеть дошкольники и школьники младших классов, определены в специальном разделе программы.
Цель программы - способствовать воспитанию гуманной, творческой, социально активной личности, бережно, ответственно относящейся к богатствам природы и общества.
Обучающие:
-
Расширение экологических представлений младших школьников и дошкольников, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров.
-
Углубление теоретических знаний учащихся в области экологии, формирование ряда основополагающих экологических понятий, составляющих адекватный
возрастным возможностям младших школьников «первичный срез» экологии как науки.
-
Обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды.
Развивающие:
-
Развитие потребности общение с природой.
-
Активизация деятельности по улучшению природной и преобразованной среды.
-
Развитие творческих способностей обучающихся.
Воспитывающие:
-
Воспитание нравственных качеств личности. Формирование идеала здорового образа жизни.
-
Воспитание экологической, санитарно-гигиенической и этической культуры, эмоций, чувства патриотизма.
Программа разработана на 2 года обучения. Объем программы по каждому году обучения - 72 часа.
Программа « Основы экологии» предназначена для обучающихся 1-4 классов, дошкольников и детей с 4-х лет , занимающихся в учебных группах дополнительного образования.
Плановое количество обучающихся: 1 года обучения - не менее 12 человек
2 года обучения - не менее 10 человек
Программа предусматривает проведение теоретических, практических занятий и экскурсий. Теоретические занятий проводятся в виде бесед, рассказов.
Продолжительность теоретических занятий - 1 час. Практические занятия проводятся в форме экологических игр , фенологических наблюдений и исследований. На практические занятия отводится - 1 час. Экскурсионные занятия проводятся для отработки практических навыков в природной среде, закрепления теоретических знаний. Продолжительность экскурсий - 1 час.
Важное место в учебном процессе должны занимать игры: коммуникативные, обучающие, экологические, психологические; учебные дискуссии, самостоятельные чтения дополнительной литературы и поиск в ней необходимой информации, пропаганда обучающимися в доступной форме природоохранных знаний.
Программой предусмотрено проведение этических бесед, занятий по рисованию, работе по ручному труду с природным материалом. Беседы по экологии с дошкольниками и младшими школьниками закладывают лишь основы экологических знаний. Тем не менее, их содержание должно на доступном для детского понимания уровне отражать мировоззренческие идеи лежащие в основе взаимоотношений человека и общества с природной средой, осознание которых необходимо для формирования экологической культуры личности.
Механизм оценки знаний, умений и навыков
-
контроль базовых знаний, умений и навыков (устный опрос, выполнение тестовых заданий, работа с дидактическим материалом, коллекциями);
-
подготовка отчетов о фенологических наблюдениях в природе;
-
выполнение простых опытов;
-
участие в итоговых мероприятиях, эколого- познавательных играх.
К концу 1-го года обучения обучающиеся будут знать:
-
Представителей экосистемы леса, луга, водоема;
-
Глобус, его назначение;
-
Океаны планеты Земля;
-
Материки планеты Земля.
-
От чего зависит зеленая окраска растений; Значение листьев;
-
Отличительные признаки деревьев, кустарников и трав;
-
Строение дерева.
-
Зимующих и перелетных птиц РФ;
-
Особенности строения птиц в зависимости от образа жизни;
-
Птиц занесенных в Красную книгу РФ;
-
Приспособления у птиц и растений для защиты от зимних холодов;
-
Что помогает хвойным деревьям очищать воздух от вредных бактерий;
-
Что такое среда обитания;
-
Ярусы леса и их обитателей;
-
Виды превращений у насекомых и земноводных;
-
Основные признаки насекомых;
-
Приспособления у животных для жизни в разных средах обитания;
-
Кто такие млекопитающие и почему они так названы;
-
Влияние человека на среду обитания животных.
-
Особенности поведения птиц весной;
-
Какие опасности могут подстерегать человека на природе;
-
Фазы наступления весны;
-
Потребителей воды в городской экосистеме;
-Состав почвы;
-
Роль почвенных организмов в плодородии почвы;
-
Экологическая катастрофа (причины и последствия).
-
Значение леса в природе и жизни человека;
-
Лекарственные растения и способы их применения;
-
Строение цветка и целесообразность всех его частей;
-
Особенности экосистемы луга;
-
Ядовитые растения.
Обучающиеся будут уметь:
-
Пользоваться глобусом и картой;
-
Показывать на карте и глобусе материки и океаны, части света.
-
Объяснить, почему деревья «дружат» с грибами;
-
Доказать, что грибы это представители особого царства.
-
Объяснить круговорот воды в природе;
-
Определять деревья по силуэту;
-
Приводить примеры разных состояний воды в природе;
-
Проводить простые опыты по определению физических свойств воды, снега, льда.
-
Называть стадии жизненных циклов насекомых и лягушек;
-
Применять законы и правила к природным процессам
-
Давать словесные описания лекарственных растений и назвать их отличительные особенности;
-
Отличать ядовитые растения;
-
Давать словесное описание частей цветка и их значение приобретут навыки:
-
работы с гербарием,
-
работы с природным материалом,
-
проведения фенологических наблюдений
К концу 1- ого года обучения обучающиеся будут знать:
Виды экосистем (леса, луга, водоема);
-
Причины листопада; признаки осени в природе;
-
Взаимосвязи между живой и неживой природой.
-
Представителей живой и неживой природы;
-
Три состояния воды в природе;
-
Знать названия ядовитых и съедобных грибов;
-
Названия хвойных и лиственных деревьев;
-
Некоторые отличительные особенности деревьев;
-
Фенологические признаки зимы;
-
Пословицы, поговорки, сказки о зиме;
-
Названия зимующих птиц города;
-
Животных города, чем они питаются зимой;
-
Приметы весны в природе;
-
Круговорот воды в природе;
-
Обитателей почвы;
-
Почему некоторые растения называются лекарственными;
-
Представителей разных групп животных сообщества луга.
-
Правила поведения защитников природы;
-
Объяснять взаимосвязи в живой и неживой природе;
-
Называть отличительные особенности экосистемы луга, леса, водоема.
-
Находить приметы осени в живой и неживой природе;
-
Различать объекты природы и предметы, сделанные руками человека
-
Определять состояние воды;
-
Определять деревья по веткам и листьям
-
Определять в природе деревья, кустарники, травы и грибы;
-
Определять разные виды хвойных деревьев по внешнему строению и хвое;
-
Распределять животных по местам обитания;
-
Делать словесное описание домашних и диких животных;
-
Узнавать в окружающем мире изученных животных и птиц.
-
Выполнять правила поведения в природе;
Определять растения луга ( клевер луговой, колокольчик, ромашка, мятлик ,подорожник и др.).
-
работы с гербарием,
-
работы с природным материалом,
-
проведения фенологических наблюдений
-
К концу 2-го года обучения обучающиеся будут знать:
-
Биологические особенности лиственных и хвойных деревьев и кустарников;
-
Причины и следствия деградации экологической системы
-
Использование человеком взаимоотношений живых организмов;
-
Основные законы экологии;
-
Взаимосвязи компонентов экосистемы луга, леса, водоема (хищничество, паразитизм, конкуренция, симбиоз);
-
Компоненты ( звенья ) пищевой цепи
-
Перелетных птиц нашего края (скворец, грач, ласточка, стриж, лебедь, журавль, гусь, цапля, кукушка, трясогузка);
-
Представителей растительных сообществ леса (деревья: береза, липа, дуб, сосна, ель, тополь, клен, ясень, осина, вяз); луга (травянистые растения: ромашка, клевер, мятлик, лебеда, полынь, подорожник, щавель, одуванчик, вьюнок, колокольчик);
-
Климатические условия природных зон России;
-
Особенности животного и растительного мира разных экосистем (приспособления к условиям обитания).
-
Цели проведения экологических акций и операций по охране окружающей среды
-
Обучающиеся будут уметь:
-
Определять деревья и кустарники по веткам, по коре, по силуэту;
-
Работать с литературой;
-
Приводить примеры пищевых отношений в природе;
-
Приводить примеры взаимосвязей компонентов экосистемы и уметь объяснить;
-
Определять по легенде карты обозначения природных зон: крайнего севера, тундры, зоны лесов, степи, пустыни;
-
Составлять описание разных экосистем.
-
Выполнять простые поделки, кормушки и приспособления для птиц
будут обладать навыками:
-
работы с гербарием, коллекциями, справочной литературой; микроскопом;
-
проведения фенологических наблюдений
-
Основные виды деревьев и кустарников РФ;
-
Плоды и семена древесных и кустарниковых пород и способы их распространения;
-
Растения и животные занесенные в Красную книгу РФ;
-
Наиболее распространенных животных РФ.
-
Основные законы экологии;
-
Понятие экосистема и пищевая цепь ;
-
Особенности перелетных и зимующих птиц;
-
Особенности раннецветущих растений;
-
Лекарственные растения и их особенности;
-
Распорядок дня школьника;
-
Акции и операции, ежегодно проводимые МГСЮН, сроки проведения;
-
Праздники, посвященные семье, даты их проведения; условия необходимые для здоровья человека;
-
Определять деревья и кустарники по внешнему виду;
-
Определять виды семян деревьев и кустарников.
-
Приводить примеры разных экосистем;
-
Составлять пищевую цепь из трех звеньев;
-
Находить по рисункам примеры приспособлений у животных и растений;
-
Принимать активное участие в экологических акциях и операциях;
-
Называть растения леса, луга;
-
Называть зимующих и перелетных птиц РФ
-
Назвать и описать особенности экосистем: тундра, лес, степь, пустыня.
-
Выполнять простые поделки из природных материалов, бумаги
-
работы с гербарием, коллекциями,
-
проведения фенологических наблюдений
Учебно- тематический план первого года обучения
№ п/п |
Тема занятия |
Всего часов |
В том числе |
|||
|
|
|
Теорети ческих |
Практич еских |
Экскурсии |
|
|
Вводное занятие. |
1 |
1 |
- |
|
|
I. |
Мир вокруг нас |
11 |
6 |
4 |
1 |
|
1. |
Мир , который нас окружает |
2 |
1 |
|
1 |
|
2. |
Планета Земля в опасности |
2 |
1 |
1 |
|
|
3. |
Человек живет в городе. Человек -часть природы |
2 |
1 |
1 |
|
|
4. |
Времена года. Осень |
2 |
1 |
1 |
|
|
5. |
Осенние явления в природе. Листопад. |
2 |
1 |
1 |
|
|
6. |
Итоговое занятие. |
1 |
1 |
- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
II. |
Мир растений |
22 |
15 |
6 |
1 |
|
1. |
Мир растений |
4 |
3 |
1 |
|
|
2. |
Растения осеннего периода |
4 |
2 |
1 |
1 |
|
о J. |
Распространение семян |
4 |
3 |
1 |
|
|
4. |
Грибы- растения или животные? |
4 |
3 |
1 |
|
|
5. |
Как растет дерево? Что нам дают растения? |
3 |
2 |
1 |
|
|
6. |
Вода в природе. Сколько нам нужно воды? |
2 |
1 |
1 |
|
|
7. |
Итоговое занятие. |
1 |
1 |
- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
III. |
Природа зимой |
13 |
8 |
5 |
|
|
1. |
Времена года. Зима |
2 |
1 |
1 |
|
|
2. |
День зимнего солнцестояния |
2 |
1 |
1 |
|
|
3. |
Птицы нашего города. Покормите птиц зимой |
1 |
1 |
|
|
|
4. |
Крылатое чудо. |
2 |
1 |
1 |
|
|
5. |
Подарки «Снежной королевы» |
2 |
1 |
1 |
|
|
6. |
Деревья зимой |
2 |
1 |
1 |
|
|
7. |
Зимний букварь |
1 |
1 |
- |
|
|
8. |
Итоговое занятие. |
1 |
1 |
- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
IV. |
Мир животных. |
8 |
5 |
2 |
1 |
|
1. |
Где живут обитатели природы |
1 |
1 |
- |
|
|
2. |
Кто живет на верхнем этаже? |
1 |
1 |
- |
|
|
3. |
Сказка о том, как звери домами менялись |
1 |
1 |
- |
|
|
4. |
На деревенском подворье |
1 |
1 |
- |
|
|
5. |
Таинственные превращения |
1 |
|
1 |
|
|
6. |
Загадочный мир насекомых |
1 |
|
1 |
|
|
7. |
Нелюбимые животные . Лягушка и ее жизнь в естественных условиях |
2 |
1 |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
V. |
Весна в природе |
8 |
5 |
2 |
1 |
|
1. |
Г де прячется весна. |
1 |
1 |
- |
|
2. |
0 чем поют птицы |
1 |
1 |
- |
|
о J. |
В маленьком семени прячется растение |
1 |
1 |
- |
|
4. |
Жизнь почв. |
1 |
1 |
- |
|
5. |
Экологические катастрофы. |
1 |
1 |
- |
|
6. |
Заповеди юных защитников природы. |
2 |
- |
1 |
1 |
7. |
Экологический светофор. Итоговое занятие |
1 |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
VI. |
Здравствуй, лето! |
8 |
2 |
5 |
1 |
1. |
Растения под нашей защитой |
1 |
- |
1 |
|
2. |
В гостях у зеленого друга |
2 |
1 |
|
1 |
О J. |
Зеленая аптека |
1 |
1 |
- |
|
4. |
Что за чудо цветок |
1 |
- |
1 |
|
5. |
Обитатели луга. |
1 |
- |
1 |
|
6. |
Мы учимся у природы |
1 |
- |
1 |
|
7. |
Мы друзья природы |
1 |
- |
1 |
|
|
Итоговое занятие |
1 |
1 |
- |
|
|
Итого |
72 |
43 |
24 |
5 |
Содержание программы 1 года обучения
№ п/п |
Теоретическая часть |
Базовые понятия |
Практическая часть/экскурсии |
1. Мир вокруг нас |
|||
|
Вводное занятие Ознакомление учащихся с программой, проведение инструктажа по ТБ и ПДД. |
Техника безопасности, ПДД. |
Знакомство с кабинетом, пособиями. |
1. |
Мир вокруг нас Закономерности взаимосвязей явлений и объектов в природе и хозяйственной деятельности человека. |
Окружающая среда;
|
Работа с карточками Экскурсия на станцию юннатов |
2. |
Планета Земля в опасности Экологические проблемы планеты Земля. |
материк; карта, глобус; экологическая катастрофа. |
Работа с дидактическими карточками заданиями. |
3. |
Человек живет в городе. Г ород, как особая среда обитания человека. |
- Г ород; Среда обитания. |
Игра «Чем пахнет город»; Составление схематического рисунка города. |
|
Все в природе взаимосвязано; человек - часть природы. Понятие экосистемы. Виды экосистем. Основные связи в экосистемах Земли. Человек часть природы. |
Экосистема; Доисторический человек; Виды экосистем; Невидимая цепь. |
Игра «Паутина жизни». |
4. |
Времена года. Осень. Сезонные изменения в жизни растений и в поведении животных в осенний период. |
Живая и неживая природа; Примета; Сезон, время года. |
Дидактическое задание: «Составить схему взаимосвязей между живой и неживой природой». |
5. |
Осенние явления в природе. Листопад. Причины листопада. Цикличность развития живых существ на примере листопада у деревьев. |
Листопад; Хлорофилл; Устьица; Загрязнение; Хвойные и лиственные деревья. |
Постановка опыта с отдаленным результатом. Выполнение задания |
6. |
Итоговое занятие. |
|
Проведение викторины «Окружающий мир» |
2. Мир растений |
|||
1. |
Мир растений. Строение растений. Разнообразие и виды растений. Бережное отношение к растениям. |
Корень, лист, семена, цветы. |
Дидактическая игра «Угадай растение». |
2. |
Растения осеннего периода Знакомство с травянистыми и кустарниковыми растениями осеннего периода. |
Травянистые и кустарниковые растения. |
Экскурсия на учебноопытный участок, проведение фенологических наблюдений |
-
3.
Распространение семян.
Способы распространения семян у различных растений. Приспособления, возникшие в связи с различными способами распространения у растений. Взаимосвязи в живой и неживой природе на примере распространения семян ветром и животными.
-приспособленность
растений.
Познавательная игра «Природа -не природа».
4.
Грибы - растения или животные?
Царство грибов. Наиболее распространенные съедобные и ядовитые грибы нашей местности. Взаимосвязи в природе на примере симбиотических взаимоотношений грибов и деревьев.
Грибы;
Симбиотические
взаимоотношени
я.
Игра «Грибной знаток», работа с карточками.
5.
Как растет дерево?
Строение дерева. Условия необходимые для роста деревьев.
Г одичные кольца; Побег, почка.
Выполнение заданий по карточкам
Что дают нам растения?
Роль зеленых растений. Растения применяемые в медицине, косметологии, народном хозяйстве.
Лекарственные
растения;
Витамины.
Тестовые карточки.
6.
Вода в природе, или «Сказка о девочке, которая любила купаться».
Роль воды на планете. Влияние воды на живые организмы.
-Приспособленность; обитатель, водоем, вода.
Опрос - повторение, работа с карточками.
Сколько нужно нам воды?
Правила экономного расходования воды в домашних условиях.
- Вода;
Экономия;
Бережливость;
Расходование
воды.
Работа с карточками.
7.
Итоговое занятие.
-
Викторина «Растительный мир»
3. Природа зимой
1.
Времена года. Зима.
Художественный образ времени года - зима.
Зима;
Фенологические
наблюдения;
Художественный
образ.
Творческое задание составить
«художественный образ зимы»;
Конкурс «Загадки и пословицы о зиме».
2.
День зимнего солнцестояния.
Устройство солнечной системы. Связи между движением планет и сезонными изменениями в природе.
Солнечная система, Планета, галактика, ось.
Опрос-повторение,
беседа
Игра «Солнечная система»
3.
Птицы нашего города.
Биологические группы птиц. Птицы, обитающие в городе. Охрана птиц.
Красная книга; Образ жизни.
Дидактические карточки-задания, игра «Зимующие птицы».
Покормите птиц зимой.
Зимующие птицы, их приспособленность к обитанию в
Зимующие птицы;
Кормушка;
Приспособленност
Экологическая акция «Птичья столовая». Экскурсия
-
суровое время года.
Правила подкормки птиц зимой.
ь.
4.
Крылатое чудо.
Особенности птиц. Приспособленность птиц к полету.
Крыло птицы; Полет, перо; Устройство пера.
Тестовые задания.
5.
Подарки к новому году.
Популяризация идеи сбережения ресурсов и переработки отходов.
- Ресурсы; Переработка.
Изготовление игрушек, выставка «Отходы в доходы».
6.
Деревья зимой.
Приспособления деревьев, кустарников и трав к зиме. Различия этих приспособлений.
Приспособление;
Защита.
Тестовые задания.
7.
Зимний букварь.
Следы животных в природе.
Повадки;
Следы животных.
Конкурс следопытов «Охота натуралиста»
8.
Итоговое занятие.
Викторина « Мир животных»
4. Мир животных
1.
Где живут обитатели природы.
Разнообразием домов - сред обитания живых организмов, условия их существования.
- Живой организм; Среда обитания.
Игра «Найди мой дом».
2.
Кто живет на верхнем этаже?
Ярусы леса.
Представители животных и растительных сообществ каждого яруса.
Ярусы леса; Лесное сообщество; Взаимосвязи.
Тестовые карточки.
3.
Сказка о том, как звери домами менялись.
Приспособленность животных к определенным местам обитания.
Приспособленност
ь;
Место обитания; Условия.
Работа с карточками «Отведи меня домой».
4.
На деревенском подворье.
Домашние животные.
Отличие диких животных от домашних.
Условия создаваемые человеком.
Дикие и домашние животные.
Опрос-повторение
5.
Таинственные превращения.
Превращения у земноводных и насекомых. Различные способы заботы о потомстве.
- Превращение, Земноводные, Насекомые, Потомство.
Работа с карточками «Развитие насекомого», «Развитие лягушки».
6.
Маленькие чудовища. Загадочный мир насекомых.
Отличительные особенности насекомых. Распространение, условия обитания.
Насекомое,
Паук,
сороконожка.
Карточки-задания.
7.
Нелюбимые животные.
Нелюбимые и незаслуженно преследуемые людьми животные.
Г уманность,
- природные цепи.
Работа с карточками. Экскурсия в уголок живой природы МГСЮН
Лягушка и ее жизнь в естественных условиях.
Лягушка - обитатель сырых мест. Строение тела и различные
Земноводное,
Разновидность,
Температурные
условия.
Опрос-повторение.
-
приспособления к жизни в определенных местах и разных температурных условиях.
5. Весна в природе
1.
Где прячется весна?
Приметы весны в живой и неживой природе.
Весна,
- Пробуждение природы.
Задания «Охота натуралиста».
2.
О чем поют птицы?
Особенности поведения птиц в весенний период.
Г олосовые
сигналы,
Интонации.
Конкурс «Узнай птиц по голосу».
3.
В маленьком семени прячется растение.
Развитие растений из семени. Условия необходимые для прорастания семян.
Прорастание,
Семена,
Условия.
Опыт, наблюдения, выводы.
4.
Жизнь почв.
Роль почвенных организмов на примере дождевых червей.
Почва,
почвенные
организмы,
проба,
полезные
ископаемые.
Опрос-повторение, осмотр результатов опыта.
5.
Экологические катастрофы.
Проблемы, возникающие в связи с экологическими катастрофами и пути их устранения.
Экологические
катастрофы,
Загрязнение,
Последствия.
Тестовые задания.
6.
Заповеди юных защитников природы.
Правила поведения (о запретах и предписаниях) в природном окружении.
Правила
поведения,
антропогенный
фактор,
видовое
разнообразие.
Конкурс «Составь правило».
Экскурсия на станцию юннатов
«Человек и природа»
7.
Экологический светофор. Итоговое занятие.
Рациональное взаимодействие человека с природой. Допустимые и недопустимые действия на природе. Природоохранная деятельность.
Рациональное
взаимодействие,
правила
поведения на природе.
Карточки-задания.
6. Здравствуй, лето!
1.
Растения под нашей защитой.
Значение растений. Сохранение зеленого наряда планеты.
Природное
окружение,
растения-легкие.
Карточки-задания.
2.
В гостях у зеленого друга.
Защита леса.
Лес,
правила
поведения в лесу.
Опрос-повторение. Экскурсия в оранжерею МГСЮН
3.
Зеленая аптека.
Целительные свойства зеленых растений. Применение в народной медицине.
Лекарственные и
ядовитые
растения,
целительные
свойства.
Игра «В гостях у Айболита».
4.
Что за чудо цветок?
Наиболее распространенные луговые растения. Строение цветка и целесообразность всех его частей.
Луговые
растения.
опыление,
взаимосвязи.
Игра «Я знаю пять названий цветов».
-
Взаимоотношения «растение- насекомое», связанные с процессом опыления.
5.
Обитатели луга.
Наблюдения за цветами и насекомыми.
- Луг,
обитатели.
Фенологические наблюдения в природе
6.
Мы учимся у природы.
Природа - как источник бесчисленных загадок и тайн, открытие которых дает человеку знания, которые он использует в своей деятельности, для создания благоприятных условий жизни, труда, отдыха.
Природа,
- Природные богатства.
Конкурс
«Удивительное
рядом».
7.
Мы друзья природы.
Итоговое занятие
Заключительный юннатский праздник
-
Учебно- тематический план
-
второго года обучения
№
п/п
Тема занятия
Всего
часов
3 том числе
Теоретич
еских
Практи
ческих
экскурси
и
Вводное занятие.
1
1
-
I.
Природа родного края.
9
5
3
1
1.
Лиственные и хвойные деревья, и кустарники.
2
1
1
2.
Семена и плоды.
1
1
3.
Растения из Красной книги РФ.
1
1
4.
Животные РФ.
2
1
1
5.
Животные из Красной книги РФ.
2
1
1
6.
Итоговое занятие.
1
1
-
II.
Мир вокруг нас.
23
16
6
1
1.
Основные законы экологии.
4
3
1
2.
Экосистема.
5
3
1
1
3.
Приспособления у животных и растений к определенным условиям обитания.
5
4
1
4.
Взаимосвязи в природе.
3
2
1
5.
Пищевые цепи питания.
о
3
2
1
6.
Причины сокращения биологического разнообразия на Земле.
2
1
1
7.
Итоговое занятие.
1
1
-
III.
Взаимосвязи в природе
15
8
6
1
1.
Птицы - вестники весны.
2
1
1
1
2.
Растения леса.
2
1
1
3.
Растения луга.
2
1
1
4.
Растения первоцветы.
2
1
1
5.
Лекарственные растения.
2
1
1
6.
Природоохранные мероприятия.
2
1
1
7.
Народные традиции и обычаи, связанные с природой.
2
1
8.
Итоговое занятие.
1
1
-
IV.
Природные экосистемы.
7
4
3
1.
Типы экосистем.
1
1
-
2.
На крайнем Севере
1
1
-
3.
Степь
1
1
-
4.
Живой мир пустыни
1
1
-
5.
Арктика
1
1
6.
Тундра
1
1
7.
Итоговое занятие
1
1
V.
Уроки нравственности
5
5
-
1.
Здоровье - бесценное богатство
1
1
-
2.
Курить- здоровью вредить .
1
1
-
3.
Дисциплина (порядок) начинается с
1
1
-
-
-
-
-
-
-
-
Учебно- тематический план второго года обучения
№
п/п
Тема занятия
Всего
часов
3 том числе
Теоретич
еских
Практи
ческих
экскурси
и
Вводное занятие.
1
1
-
I.
Природа родного края.
9
5
3
1
1.
Лиственные и хвойные деревья, и кустарники.
2
1
1
2.
Семена и плоды.
1
1
3.
Растения из Красной книги РФ.
1
1
4.
Животные РФ.
2
1
1
5.
Животные из Красной книги РФ.
2
1
1
6.
Итоговое занятие.
1
1
-
II.
Мир вокруг нас.
23
16
6
1
1.
Основные законы экологии.
4
3
1
2.
Экосистема.
5
3
1
1
3.
Приспособления у животных и растений к определенным условиям обитания.
5
4
1
4.
Взаимосвязи в природе.
3
2
1
5.
Пищевые цепи питания.
о
3
2
1
6.
Причины сокращения биологического разнообразия на Земле.
2
1
1
7.
Итоговое занятие.
1
1
-
III.
Взаимосвязи в природе
15
8
6
1
1.
Птицы - вестники весны.
2
1
1
1
2.
Растения леса.
2
1
1
3.
Растения луга.
2
1
1
4.
Растения первоцветы.
2
1
1
5.
Лекарственные растения.
2
1
1
6.
Природоохранные мероприятия.
2
1
1
7.
Народные традиции и обычаи, связанные с природой.
2
1
8.
Итоговое занятие.
1
1
-
IV.
Природные экосистемы.
7
4
3
1.
Типы экосистем.
1
1
-
2.
На крайнем Севере
1
1
-
3.
Степь
1
1
-
4.
Живой мир пустыни
1
1
-
5.
Арктика
1
1
6.
Тундра
1
1
7.
Итоговое занятие
1
1
V.
Уроки нравственности
5
5
-
1.
Здоровье - бесценное богатство
1
1
-
2.
Курить- здоровью вредить .
1
1
-
3.
Дисциплина (порядок) начинается с
1
1
-
-
порога
4.
Что такое ложь?
1
1
-
5.
Поговорим о доброте
1
1
-
VI.
Массовые мероприятия
11
2
8
1
1.
Акция «Городской парк»
1
-
1
2.
Операция «Белая береза»
2
1
1
3.
Акция «Встреча перелетных птиц»
2
1
1
4.
Экологическая операция «Птичья столовая»
1
-
1
5.
Новогодняя елка
1
-
1
6.
23 февраля «А ну-ка, мальчики»
1
1
7.
8 Марта «Сердце мамы»
1
1
8.
Экологическая акция «Первоцвет»
1
-
1
9.
Итоговое занятие
1
1
-
Итого
72
42
26
4
-
Содержание программы второго года обучения
№ п/п |
Теоретическая часть |
Базовые понятия |
Практическая часть /экскурсии |
|
Вводное занятие. Программа, инструктаж по ТБ и ПДД. |
Инструктаж по ТБ и ПДД |
|
1. Природа родного края |
|||
1. |
Лиственные и хвойные деревья, и кустарники. Основные породы деревьев и кустарников РФ, их биологические особенности |
Порода, лиственные породы, хвойные |
Игра «Лесные зарисовки». Экскурсия на станцию юннатов «Хвойные деревья» |
2. |
Семена и плоды. Многообразие семян лиственных и хвойных пород, произрастающих на территории РФ |
Семена, плоды, желудь, шишка, крылатка. |
Игра «Чьи это детки?» |
3. |
Растения из Красной книги РФ. Красная книга РФ - книга природы; редкие растения, которые нуждаются в охране. |
Красная книга, редкие растения, исчезающие виды. |
Игра «по страницам Красной книги» |
4. |
Животные РФ. Разнообразие животного мира РФ. |
Животные, видовой состав. |
Игра «Узнай по описанию» |
5. |
Животные из Красной книги РФ. Редкие животные РФ, занесенные в Красную книгу. |
Красная книга, редкие животные, исчезающие виды. |
Игра «по страницам Красной книги» |
6. |
Итоговое занятие. Проверка усвоения знаний по пройденному разделу. |
|
|
2. Мир вокруг нас |
|||
1. |
Основные законы экологии. Сущность законов экологии. |
Экология, Б.Коммонер |
Самостоятельная работа |
2. |
Экосистема. Понятие «экосистема», разнообразие экосистем; взаимосвязь компонентов каждой экосистемы. |
Экосистема, биоценоз, совокупность, среда обитания. |
Самостоятельная работа по карточкам. Экскурсия на учебно- опытный участок филиала №1 «Взаимосвязи в природе» |
03.11.14 |
Приспособления у животных и растений к определенным условиям обитания. Приспособления, сформировавшиеся у животных и растений для обитания в определенных условиях. |
Экосистема, взаимосвязи, отношения. |
Тесты: выбери из нескольких вариантов правильный ответ. |
4. |
Взаимосвязи в природе. Многообразие взаимоотношений между различными компонентами природы. |
Хищничество, паразитизм, симбиоз, конкуренция. |
Работа по карточкам. |
5. |
Пищевые цепи. Пищевые отношения, существующие между организмами в природе. |
Пищевая цепь, экологическая пирамида. |
Игра «Экологическая пирамида». |
6. |
Сокращения биологического |
Место обитания, |
Тесты: выбери из |
-
Климатические условия зоны лесов, особенности животного и растительного мира.
леса, естественное и искусственное восстановление лесов.
карточками
4.
Степь.
Климатические условия зоны степей, особенности животного и растительного мира.
Степь, переходная зона, злаки.
Работа с карточками
5.
Живой мир пустыни.
Климатические условия зоны пустынь. Особенности растительного и животного мира.
Пустыня, песок, песчаные и каменные пустыни, зной.
Работа с карточками
6.
Типы экосистем.
Основные причины изменения природы с севера на юг.
Арктическая зона, тундра, тайга, степь, пустыня.
Работа с карточками
7.
Итоговое занятие.
Игра «Кто, где живет?»
5. Уроки нравственности
1.
Здоровье - бесценное богатство.
Здоровье важное условие для счастливой жизни.
Здоровье, организм,
физиологическая
деятельность,
санитарно-
гигиенические
требования.
Мероприятие
«Здоровье
богатство на все времена».
2.
Курить-здоровью вредить
Вместе с сигаретой сгорает курящий ее. Курение, как одна из пагубных привычек.
Табак, никотин, курение.
Беседа.
3.
Дисциплина (порядок) начинается с порога.
Дисциплина - обязательное подчинение установленному порядку; недисциплинированность - причина многих бед.
Дисциплина, порядок, порог.
Чтение текста с
последующим
обсуждением.
4.
Что такое ложь?
Обман - отрицательное качество, ведущее к потере уважения.
Ложь, обман, хитрость.
Проигрывание различных ситуаций по теме.
5.
Поговорим о доброте.
Пока живешь - добро творить спеши. Доброе слово камень растопит.
Добро, милосердие.
Акция милосердия.
6. Массовые мероприятия
роприятия
1.
Экологическая акция «Г ородской парк»
Акция, чистота, экология.
Участие в акции по очистке городских парков.
2.
Экологическая операция «Птичья столовая»
Подкормка птиц в зимнее время.
«Птичья столовая»
Изготовление кормушек для птиц, подкормка птиц.
3.
Новогодняя елка
Праздник встречи Нового года.
Новый год!
Участие в
новогоднем
празднике.
4.
23 февраля «А ну-ка, мальчики!»
Мероприятие, посвященное защитникам отечества.
Вооруженные силы, Красная армия.
Участие в мероприятии, посвященном 23 февраля.
-
5. |
8 марта «Сердце мамы» Мероприятие, посвященное Международному женскому дню. |
Восьмое марта, международный женский день. |
Подготовка праздника мам. |
6. |
Встреча перелетных птиц «Добро пожаловать, скворцы!» |
Перелетные птицы. |
Участие в акции «Встреча перелетных птиц». Экскурсия на станцию юннатов. |
7. |
Экологическая акция «Первоцвет» Забота о сохранении раннецветущих растений - дело нужное и полезное. |
первоцветы, забота, сохранение, экологическая акция. |
Подготовка выступлений , рисунков о первоцветах. |
8. |
Итоговое занятие. |
|
Подведение итогов работы за год. |
-
-
-
-
Методическое обеспечение программы «Основы экологии»
1 год обучения
Раздел |
Формы организации учебного процесса |
Методы |
Дидактические наглядные пособия |
Введение |
Беседа, экскурсия, демонстрация видеофильма |
Информационно - репродуктивный метод |
Раздаточный материал, гербарии, коллекции, карта животного и растительного мира, видеокассеты, научно - популярные детские журналы по экологии, флоре и фауне. |
Мир вокруг нас |
Беседа, экскурсия, познавательные игры, фенологические наблюдения, практическая работа |
Объяснительно - репродуктивный метод |
Карты, таблицы, схемы, коллекции полезных ископаемых, образцы почв, Красная книга. Таблица типов экосистем, фотографии, видеофильмы |
Мир растений |
Беседа, экскурсия, познавательные игры, фенологические наблюдения, практическая работа |
Объяснительно - репродуктивный метод, метод наблюдений |
Гербарии и коллекции представителей местных видов растений и животных, фотографии, определитель растений, грибов, лишайников средней полосы, видеофильмы. |
Природа зимой |
Беседа, рассказ, экскурсия, практическая работа, наблюдения. |
Информационно репродуктивный метод |
Таблицы и схемы круговорота веществ в природе, схемы цепей питания, фотографии, иллюстрации, рисунки и таблицы с изображением светолюбивых, теневых, теневыносливых видов. Учебные пособия по экологии, видеофильмы по экологии. |
Мир животных |
Рассказ, беседа, экскурсия, ролевые игры, фенологические наблюдения |
Объяснительно - репродуктивный метод, игровой метод |
Географические карты, картины и рисунки, фотографии, учебные пособия по водному мониторингу, паспорт реки коллекции живых организмов, приспособленных к водным условиям обитания, кинофильмы.. |
Весна в природе |
Рассказ, беседа, экскурсия, фенологические наблюдения, практическая работа. |
Объяснительно - репродуктивный метод, игровой метод |
Карты, схемы, рисунки и таблицы, журналы и учебные пособия по экологии,карточки, кинофильмы. |
Здравствуй, лето! |
Объяснение, беседа, наблюдения, экскурсии, практическая работа |
Информационнорепродуктивный, наглядный метод. |
Карты, схемы структуры , типов почв и почвенного разреза. Плакаты природоохранного содержания, листовки к природоохранным акциям |
-
Методическое обеспечение программы «Основы экологии» 2 год обучения
Раздел
Формы организации учебного процесса
Методы
Дидактические наглядные пособия
Введение
Беседа, экскурсия, демонстрация видеофильма
Информационно -
репродуктивный
метод
Раздаточный материал, гербарии, коллекции, карта животного и растительного мира, видеокассеты, научно - популярные детские журналы по экологии, флоре и фауне.
Природа родного края
Беседа, экскурсия, познавательные игры, фенологические наблюдения, практическая работа
Объяснительно - репродуктивный метод, метод наблюдений
Карты, таблицы, схемы. Таблица типов экосистем, фотографии, видеофильмы
Мир вокруг нас
Беседа, экскурсия, познавательные игры, фенологические наблюдения, практическая работа
Объяснительно - репродуктивный метод, метод наблюдений
Гербарии и коллекции представителей местных видов растений и животных, фотографии, определитель растений, грибов, лишайников, насекомых, птиц, животных средней полосы, видеофильмы.
Взаимосвязи в природе
Беседа, рассказ, экскурсия, практическая работа, наблюдения.
Информационно
репродуктивный
метод,
Таблицы и схемы круговорота веществ в природе, схемы цепей питания, фотографии, иллюстрации, рисунки видов.
Природные
зоны
Рассказ, беседа, экскурсия, ролевые игры,
Объяснительно - репродуктивный метод, игровой метод
Географические карты, картины и рисунки, схемы , учебные пособия кинофильмы.
Уроки
нравственност
и
Рассказ, беседа, экскурсия, фенологические наблюдения, практическая работа.
Объяснительно - репродуктивный метод, игровой метод
Карты, схемы, рисунки и таблицы, журналы и учебные пособия по экологии,карточки, кинофильмы.
Массовые
мероприятия
Объяснение, беседа, наблюдения, экскурсии, практическая работа, самостоятельная работа
Беседа, рассказ, наглядный метод.
Дневники наблюдения, плакаты природоохранного содержания, листовки к природоохранным акциям
-
-
Методическое обеспечение программы
Теоретические и практические занятия проводятся на базе образовательного учреждения, экскурсии и некоторые практические занятия - в природных условиях: ближайших парках и лесных массивах.
Программа предполагает самостоятельную работу обучающихся с литературой. Для этого им предлагается перечень учебной и познавательной литературы.
Для успешной реализации теоретического блока программы необходим набор таблиц по курсу «Естествознание», «Окружающий мир».
Выполнение практических занятий предусматривает наличие лабораторных луп, микроскопов, определителей растений и животных.
Участие обучающихся объединения в конкурсных мероприятиях городского и учрежденческого уровня.
Выполнение обучающимися программного курса не ведет к нарушению нормативов безопасного труда и санитарно - гигиенических норм.
Кадровые условия
Обучение по данной программе могут вести педагоги, имеющие высшее или среднеспециальное эколого-биологическое образование, а также повышающие уровень профессиональной компетенции на курсах при институте непрерывного педагогического образования, и на учебно-методических семинарах.
Внешние условия
Работа по данной программе предполагает сотрудничество педагогов и обучающихся с: городскими природоохранными организациями; администрацией парковых зон, лесничеств и т.д.; средствами массовой информации:
школами города и учреждениями дополнительного образования
Литература, рекомендуемая для детей
-
Бианки В.В. Лесные домишки /Сост. Е. Шукшиной. - М.: «Планета детства», «Издательство Астрель, ACT, 2000. - 176 с.: ил. - (Хрестоматия школьника).
-
Бианки В.В. Лесная газета. На каждый год. - М.: «Мир искателя», 2001. - 445 с.
-
Бианки В.В. Синичкин календарь: Библиотека школьника. - М.: «Стрекоза», 1998.- 120 с.
-
Бровкин Е.Т., Сизоглазов В.И. Атлас родной природы. Рыбы наших вод.: Учебное пособие для школьников младших и средних классов. - М.: Эгмонт Россия, 2001. - 64 слил.
-
Вахшин В.Г., Вахшина F.A. Татарстан: в объективе живая природа. Фотоальбом. - Казань: Татарское книжное издательство, 1997. - 144 с.: ил.
-
Винокурова Н.К. 500 игр и головоломок для школьников. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.-416 с.
-
Дмитриев Ю. Хитрецы, невидимки и разные родители: Рассказы о том, как животные защищаются. - М.: «Детская литература», 2002. - 233 с.
-
Журналы: «Муравейник», «Детская энциклопедия» (Приложение к АиФ), «Свирель».
-
Зазнобина Л., Ковенько Л. Моя самая первая книжка о превращениях в природе. - М.: «Дрофа», 1996. - 208 с.
-
Козлов Т.А., Сивоглазов В.И. Растения водоема: Учебное пособие для школьников младших и средних классов. - М.: Эгмонт Россия Лтд., 2000. - 64 с. - (серия «Атлас родной природы).
-
Левитан Е.Т. Твоя вселенная: (Астрономия для ребят): кн. для учащихся. - М.: «Просвещение, 1995. - 176 с.: ил.
-
Мариковский П.И. Чем питаются насекомые. - Алма-Ата, «Наука» Каз.ССР, 1977. - 256 с.
-
Плешаков А.А. Зеленые страницы: Кн. Для учащихся нач. классов. - 4-е изд. М.: «Просвещение», 1998. -223 с.: ил.
-
Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас - определитель по природоведению и экологии для учащихся нач. кл. - М.: Просвещение, 1998. - 224 с.: ил.- (Зеленый дом).
-
Пришвин М. В краю дедушки Мазая: Ребятам о природе. - Санкт- Петербург.: «Тимошка», 1997. - 112 с. ил.
-
Рохлов В., Теремов А., Петросова Р. Занимательная ботаника: Книга для учащихся, учителей и родителей. - М.: ACT - ПРЕСС, 1999. - 432 с. ил.(«Занимательные уроки»),
-
Радуга сказок / Адапт. Пересказ Белякова Е.А., Федина С.Н., Фединой О.В. - М.: Рольф, 2001. - 224 с.: ил. - (Первые шаги).
-
Старикович С. Зверинец у крыльца. - М.: «Русская книга», 1995. - 379 слил.
-
Тамбиев А.Х. Экологическая азбука. Растения. - М.: Школьная пресса. 2000. - 33 слил.
-
Тамбиев А.Х. Экологическая азбука. Животные. - М.: Школьная пресса. 2000. - 33 слил.
-
Эва - Мария Дрейер. Кто где живет? / Пер. с нем. Волкова В. - М.: ООО Издательсво «Астрель»: ООО «Издательсво АСТ», 2002. - 64 с.: ил.
-
Экологические сказки: Для детей, родителей и педагогов / Сое. Молодова Л.П. - Мн.: «Асар», 1998. -160 с.: ил.
-
Я познаю мир: Дет. энциклопедия.: Экология / Авт. - сост. Чижевский А.Е. - М.: ООО «Издательсво ACT -ЛТД», Олимп, 1998. - 432 с.
-
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Природные катастрофы. - М.: ООО «Фирма «Издателство ACT»», ООО «Астрель», 1999.- 464 с.: ил.
-
Литература, рекомендуемая для педагогов
-
Вестник АсЭко № 1 (17) 1999, Загадки лесной опушки, стр.
-
Грехова Л.И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. - М.: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 2000. - 286 с.
-
Егоренков Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. М.: АРКТИ, 2000- 128 с.
-
Королева А.Е. Иди за мной. Программа экологического просвещения дошкольников и младших школьников/ - Калининград: Изд. - полиграф, об-ние. 1996,- 128 с.: ил.
-
Казыханов B.C. Уроки нравственности: Пособие для учителей, классных
руководителей, воспитателей детских садов и студентов педагогических учебных заведений. - Набережные Челны: Издательство «Творчество», 2000.- 104 с.
-
Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших школьников. Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика - Синтез, 2000. - 96 с.
-
Николаева С.Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников: Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию. - М.: Новая школа, 1996. - 48 с.
-
Начальная школа: Естествознание: Книга для учителя. - М.: Издательство «Первое сентября», 2001. - 320 с.
-
Природоведение. Разработки уроков с использованием новых педагогических технологий: 5 класс / Ред. - сост. Сонин В.И. - М.: АРКТИ, 2002. - 48 с.
-
Преподавание в начальных классах: Психолого - педагогическая практика. Учебнометодическое пособие / Алексеева А.В., Бокуть E.JT, Сиделева Т.Н. - М.: ЦГЛ, 2003. - 208 с.
-
Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни. / Сост. Балабанова В.В. Максимцева Т.А. - Волгоград: Учитель, 2001.- 152 с.
-
Природоведение и класс. Поурочные планы по учебнику А.А. Плешакова «Природоведение». / Сост. Муковникова О.Г. - М.: Просвещение, 2001. - 128 с.
-
Пиродоведение 5 класс: Материалы к урокам (стихи, викторины, кроссворды)./ Сост. Касаткина Н.А. - Волгоград: Учитель, 2003. - 89 с.
-
Приложение к программе «Игровая экология», части 1,2,3 ( для работы с детьми младшего школьного возраста). - Обнинск, ЦЭО, 1999. - 40 с.
-
Программно-методические материалы. Окружающий мир. Начальная школа. / Сост. Яременко Е.О. - 3-е изд., перераб. - М.: Дрофа, 2000. - 256 с.
-
Степанова О.А. Игровая школа мышления: Методическое пособие, (серия «Игровая технология»). М.: ТЦ Сфера, 2003. - 128 с.
-
Сизанов А.Н., Хриптович В.А. Модульный курс профилактики курения. Школа без табака. 5-11 классы, ПТУ. - М.: «ВАКО», 2004. - 272 с.
-
Симонова З.П. Ключи от природы. Учебно-методическое пособие. - М.: «Агар», 1997. - 179 с.: ил.
-
Уроки нравственности: Хрестоматия / Сост. Казыханов B.C. - Набережные Челны: Институт непрерывного педагогического образования, 2000. - 164 с.
-
Чернова Н.М. Основы экологии: Учеб. Для 9 кл. общеобразоват. Учреждений. - М.: Просвещение, 1997. -240 с.
-
Шпотова Т.В., Кочеткова Е.П. Игровая экология. - Обнинск, ЦЭО, 1999. - 120 с.
-
Шорыгина Т.А. Зеленые сказки: Экология для малышей. - М.: Прометей; Книголюб, 2002. - 104 с. (развивающие сказки для детей)
-
Экологические сказки. Пособие для учителей 1-6 классов. / Сост. Фадеева Т.А. - Волгоград: Учитель, 2003. - 57 с.: ил.
-
Я иду на урок в начальную школу: Природоведение: Книга для учителя. - М.: Издательство «Первое сентября», 2001. - 320 с.: ил.
- Вебинар «Речевое развитие детей раннего возраста в игровой деятельности»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар "Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста (ФГОС ДО)"
- Портфолио воспитателя: разработка и оформление в соответствии с профессиональным стандартом педагога и ФГОС ДО