В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Внимание! Суперакция! 23 и 24 апреля Скидки 72% на ВСЁ! Подробнее

Урок Тема занятия: «Логика учебного процесса и структура процесса усвоения»

Урок Тема занятия: «Логика учебного процесса и структура процесса усвоения»

Надежда Ефремова
Тип материала: Урок
просмотров: 6109
Краткое описание
Конспект урока на тему   «Логика учебного процесса и структура процесса усвоения»  предназначен для обучения студентов педагогического колледжа основам организации учебного процесса. На занятии студенты знакомятся с понятиями "логика учебного процесса" и "структура процесса усвоения". Одновременно полученные знания проверяются в практической деятельности при проведении "мозгового штурма" для решения конкретной проблемы.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ 1.docx Скачать

C:\Users\User\Моя ИЗО студия\uchmet_120_60.gif


Конспект занятия

по дисциплине

«Общая педагогика»


для студентов


1 курса колледжа (специальность 050704.52 – Дошкольное образование)


Преподавателя колледжа АОУ ВПО «ЛГУ имени А.С. Пушкина»


Ефремова Надежда Владимировна



Тема занятия:

«Логика учебного процесса и структура процесса усвоения»


Методическое обеспечение:

1. Баранов С.П., Болотина, Л.Р., Воликова, Т.В., Сластенин. В.А. Педагогика. – М.: Просвещение, 1981. – 367 с.

2. История педагогики / Под ред. М.Ф. Шабаевой. – М.: Просвещение, 1981. – 367 с.

3. Подласый И.П. Педагогика. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 368 с.

4. Полонский В.М. Гл. 13 / Педагогика // Под ред. П.И. Пидкасистого.

– М.: Педагогическое общество России, 2002. – С. 397-424.

5. Практикум по общей психологии / Под ред. А.И. Щербакова. – М.: Просвещение, 1990. – 288 с.

6. Рогов Е.И. Психология познания. – М.: ВЛАДОС, 1998. – 176 с.

7. Савин Н.В. Педагогика. – М.: Просвещение, 1978. – 351 с.

8. Титов В.А. Психоогия и педагогика. – М.: Приор, 2003. – 240 с.

9. Титов В.А. Общая педагогика. – М.: Приор, 2003. – 272 с.


Цель:

познакомить студентов с понятием «логика учебного процесса».

Задачи

Обучающие:

выявить особенности индивидуально-аналитической и дедуктивно-синтетической логики, их взаимосвязь и взаимодействие;

познакомить со структурой процесса усвоения; развивать способности к анализу и синтезу.

Воспитывающие:

- учить студентов слушать и слышать другого человека;

-закрепить уверенность в собственных силах;

- создать условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету;

- формирование психологических качеств (интеллекта воли, эмоций, способностей, характера и др.) в контексте гармонично и всесторонне развитой личности;

- воспитывать культуру умственного труда.

Развивающие:

- обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли;

- содействовать развитию умений применять полученные знания на практике;

- всестороннее развитие личности как целостной психической системы с ее интеллектуальной, эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной сферами.

Оборудование: тетради, ручки, тестовые задания, фломастеры, цветные карандаши, бумага формата А4, три шляпы для вопросов, наглядный материал (схемы, таблицы, рисунки, журналы, детские книги, картинки).


I. Ход занятия:

I. Организационный момент

Преподаватель приветствует студентов. Отмечает отсутствующих в журнале. Сообщает тему, цель и задачи занятия.

Сегодня мы с вами познакомимся с такими понятиями как «логика учебного процесса» и «структура процесса усвоения». Проведем «мозговой штурм» для решения проблемы, которая возникла в рассказе Л. Пантелеева «Буква Ты».


II. Актуализация опорных знаний (тест)

Сейчас мы с вами вспомним материал прошлого занятия по теме «Деятельность учителя и учащихся на уроке». Я вам раздам карточки с тестом, на вопросы которого вы должны будете ответить. После прохождения теста, вы сами себя оцените с помощью полученного от меня ключа.

Тест «Деятельность учителя и учащихся на уроке»

1) деятельность это

- труд, связанный с созданием продукта;

- движение, приносящее пользу человеку;

- процесс взаимодействия субъекта с объектом, направленный на удовлетворение потребностей субъекта и достижение поставленной цели.

2) учебная деятельность это

- получение знаний;

- обучение в школе;

- вид практической педагогической деятельности по передачи знаний от одного поколения другому;

-инструмент передачи знаний.

3) учебная деятельность состоит из

- двух частей;

-трех частей.

4) в состав учебной деятельности входят

-деятельность ученика;

- деятельность учителя;

-деятельность администрации учебного заведения;

- деятельность родителей, связанная с воспитанием и обучением детей.

5) по уровню достижения цели учебная деятельность делится на

-учение;

-обучение.

6) верно, что учитель управляет процессом обучения

-да;

-нет.

6) управление учебным процессом предполагает

- прохождение определенных этапов в соответствии с заданной структурой педагогического процесса и самой педагогической деятельности;

-планирование;

- организацию;

- регулирование (стимулирование);

- контроль;

- оценку и анализ результатов.

7) учение это

- активная деятельность школьников по усвоению знаний;

- активная деятельность способов самостоятельного приобретения знаний.

8)компоненты учения

-мотивы;

-оценки;

-побуждения;

-знания.

9) познавательная активность ученика это

- интерес к учебной деятельности, к приобретению знаний, к науке;

- активная работа ученика на уроке.

10) компоненты учебно-познавательной деятельности

-цели и задачи;

- мотивы;

-осмысление изучаемого материала;

-восприятие, осмысление, запоминание, применение знаний на практике;

-эмоциональное отношение к учебной деятельности;

- проявление волевых усилий в учебно-познавательной деятельности;

-самоконтроль;

-самооценка.


III. Сообщение новых знаний

После того, как вы проверили свои знания по предыдущей теме, мы можем перейти к нашему сегодняшнему занятию. Я надеюсь, что вы извлекли уроки из полученных результатов тестирования и, если есть такая необходимость, пополните свои пробелы в знаниях, для того, чтобы в следующий раз достичь более высоких результатов.

Вначале попробуем определить, что такое логика?

Логика это «наука о правильном мышлении», «искусство рассуждения». Обучение тесно связано с понятием «логика». Обучение должно быть логичным.

Однако логика учебного процесса – специфическое явление. Логика учебного процесса – один из принципиальных вопросов теории обучения. Логика учебного процесса – это сплав логики учебного предмета и психологии усвоения учащимися преподаваемого учебного материала.

В традиционной практике обучения утвердилась универсальная логика обучения, суть которой можно изложить так: от восприятия к представлению, от обобщения представлений к понятиям.

Однако многие педагоги в процессе обучения применяют как индуктивно-аналитическую, так и дедуктивно-синтетическую логику. Обе эти логики активно взаимодействуют друг с другом. Ученику предлагается одновременно с восприятием конкретных предметов и явлений усвоить научные понятия и принципы. Усвоенные понятия и принципы помогают более глубокому и содержательному восприятию конкретного материала. Происходит процесс т живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике, которая определяет структуру процесса усвоения знаний.

Уточним, что такое индукция. Индукция – это способ движения мысли от частного к общему, от знания менее универсального к знанию более универсальному.

Дедукция – метод научного познания, который заключается в переходе от некоторых общих посылок к частным результатам-следствиям.

Индуктивно-аналитической логика ориентирует ученика на наблюдение, живое созерцание и восприятие реальной действительности и лишь затем способствует развитию абстрактного мышления, подводит к обобщению, систематизирует учебный материал. Дедуктивно-синтетическая логика опирается на научные понятия, принципы, законы, закономерности, а затем ориентирует на их практическую конкретизацию.

Какова же структура усвоения информации?

Как ученик познает мир?

Познание идет от

- чувственного восприятия

- к абстрактному мышлению

- к практическому применению знаний.

Чувственное познание опирается на первичные познавательные процессы:

- ощущение

-восприятие.

Восприятие – процесс отражение предметов и явлений в сознании человека при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Восприятие (в отличие от ощущения) отражает предмет целиком.

При восприятии задействованы, как правило, все органы чувств. Однако главное место отводится зрительному анализатору, так как большую часть информации (около 80%) человек получает с его помощью. Организуя восприятие материала учениками учитель должен помнить о следующих моментах, влияющих на качество данного психического процесса:

- частота передачи информации;

- скорость передачи;

- психическое состояние обучаемого;

- дня недели;

-времени восприятия;

- особенностей содержания восприятия;

- целей и задач ученика;

- мотивов, которыми руководствуется ученик;

- преобладающих эмоций;

- предыдущего опыта обучаемого.

Восприятие тесно связано с таким психическим процессом как мышление. Сознательно воспринять предмет или явление означает мысленное его название, соотнесение к определенной группе, классу, обобщение словом.

Мышление невозможно представить без понимания. Понимание – это установление связей и отношений между предметами, явлениями и процессами. Понимание – это выявление состава связей, их назначения, причинно-следственных отношений между различными объектами. Успешное обучение опирается на связи между уже имеющимися у ученика знаниями и полученной новой информацией.

Осмысление изучаемой информации связано с использованием общеучебных умений и навыков. Все общеучебные умения и навыки можно разбить на четыре группы:

• учебно-организационные;

• учебно-интеллектуальные;

• учебно-информационные;

• учебно-коммуникативные.

Таким образом, общеучебные навыки помогают ученику организовать процесс осмысления на более высоком уровне.

Осмысление осуществляется через применение таких мыслительных операций как: анализ, синтез, сравнение, сопоставление и др. Осмысление требует определенного отношения к тому материалу, который должен быть усвоен учеником. Если ученик понимает, зачем ему нужна преподносимая учителем информация, где он может ее применить, то усвоение происходит намного легче и быстрее.

Осмысление связано с обобщением. Обобщение – это процесс выделения и систематизации общих, существенных признаков предметов и явлений. Обобщение завершает обучение при использовании индуктивно-аналитической логики и начинает, когда преобладает дедуктивно- синтетическая логика в рассуждениях.

Качество учебного процесса также зависит от такого его компонента как закрепление. Закрепление – это повторное осмысление и воспроизведение изучаемого материала. В процессе закрепления информации новый материал переходит в систему личного опыта ученика.

И последний компонент учебного процесса – применение знаний на практике. Все знания приобретаются с целью их использования человеком в повседневной жизни. Используемые знания намного реже забываются и искажаются.

Сейчас мы с вами сделаем небольшую физкультурную минутку. Затем продолжим наше занятие. Проведем «мозговой штурм» и попробуем применить полученные сегодня знания на практике.

СТУДЕНТЫ ВЫПОЛНЯЮТ ПРОСТЕЙШИЕ, НО НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НОРМАЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ ДВИЖЕНИЯ.


IV. Закрепление изученного материала

Затем мы переходим ко второй части сегодняшнего занятия.

Сначала повторяем новый материал.

- Что такое логика учебного процесса?

- Логика учебного процесса – это сплав логики учебного предмета и психологии усвоения учащимися преподаваемого учебного материала.

-Какова структура процесса усвоения?

- В структуру процесса усвоения входят такие компоненты как: чувственное познание и абстрактное мышление, закрепление и применение знаний.

- Назовите компоненты абстрактного мышления.

- К компонентам абстрактного мышления относят: понимание, осмысление, обобщение.


V. Практическая работа (решение проблемной ситуации)

Молодцы. Вы хорошо поработали на первой части занятия. Сейчас мы с вами разделимся на три группы. Одна группа будет генерировать идеи. Другая группа будет их анализировать и подвергать критике. Третья группа – выберет самые лучшие варианты решения проблемы и обоснует свой выбор. Вы все получили на прошлом занятии задание прочитать рассказ Л. Пантелеева «Буква Ты». Вам необходимо, опираясь на полученные сегодня знания попробовать найти решение проблемы, которая появилась у Л. Пантелеева при ознакомлении девочки Иры с буквами алфавита. У вас есть ножницы, бумага, фломастеры, цветные карандаши, детские книжки, плакаты с буквами, таблицы и схемы, которые используют педагоги для ознакомления детей с буквами алфавита. Вы можете приступить к выполнению задания. На обдумывание решения проблемы вам отводиться 10 минут. На защиту своего предложения – от 5 до 10 минут. Группа, которая будет выступать в роли критиков, также ищет решение нашей проблемы. Если у первой группы не будет похожего на ваше решения, вы сможете попробовать защитить свое предложение. Для обоснования своего предложения вы можете использовать имеющийся у нас графический и иллюстративный материал.

Предполагаемые решения проблемы:

- оставить девочку в покое, дать отдохнуть от учебы (как и сделал Л. Пантелеев);

- нарисовать разные буквы, вырезать их и поиграть с буквами, одновременно проговаривая их названия (буква А пошла в гости к букве Т; буква Т угощает букву А; тут приходит буква Я; она тоже хочет попробовать вкусный торт и т.п.);

- поиграть в слова я+беда= ябеда; я+корь=якорь; Я+блоко=яблоко и т.д.

- поменять местами местоимения «я» и «ты» (про себя говорить «ты» про девочку «я»; «ты» хочет гулять, «я» пойдет с «ты»? и т.д.);

-объяснить, что есть буква «Я», которая выглядит вот так «Я», есть человек, который может сказать про себя – это я;

- нарисовать красивую букву «Я» и приколоть ее к своей одежде, то же самое сделать с другой буквой «Я», приколов ее к одежде ребенка; объяснить, что теперь мы оба являемся буквой «Я». Понарошку мы превратились в букву «Я»;

- показать, что нет буквы «ТЫ», есть слово, состоящее из двух букв «Т» и «Ы»;

- объяснить, что про себя я говорю «Я», а про тебя «ТЫ»; но «ТЫ» уже не буква, а слово; буква всегда бывает только одна.

После окончания времени на обдумывание ситуации, студенты должны обосновать выбор своего решения, опираясь на логику учебного процесса и структуру процесса усвоения.

Например, разберем ситуацию вторую.

Нарисовать разные буквы, вырезать их и поиграть с буквами, одновременно проговаривая их названия (буква А пошла в гости к букве Т; буква Т угощает букву А; тут приходит буква Я; она тоже хочет попробовать вкусный торт и т.п.).

Здесь мы используем индуктивно-аналитический путь. Идем от наблюдения, живого созерцания и восприятия реальной действительности к абстрактному мышлению, обобщению, систематизации.

Для закрепления в памяти названия буквы «Я» используется многократное ее повторение в процессе игровой деятельности. Постепенно подводим ребенка к пониманию того, что есть буква «Я» и есть человек, который может сказать про себя «Я». Буквы «ТЫ» не существует, т.к. любая буква всегда одна. «ТЫ» уже слово.


VI. Подведение итогов

В конце занятия подводим итог совместной работы. Хочу отметить вашу активность, самостоятельность, сознательность, которые вы проявили на сегодняшнем занятии. Молодцы. Мне было очень приятно с вами работать. Особенно хорошо вы проявили себя во время решения проблемной ситуации. Активно, доброжелательно, убедительно отстаивали свое мнение, доказывали свою правоту, соглашались с оппонентами или отвергали их точку зрения. Заполните, пожалуйста, наши шляпы.

(Студент формулирует вопросы по изучаемой теме на листочке бумаги и кидает в шапку.

Таких шапок – три.

В одну складывают вопросы, проверяющие знание материала;

В другую – выясняющие впечатления от изученного материала, суждения о ходе занятия;

В третью шапку кладутся вопросы, на которые сам спрашивающий затрудняется ответить.)

Составьте конспект занятия с детьми любого возраста по любой тематике. Проанализируйте логику учебного процесса и структуру учебного процесса вашего занятия. Спасибо. До свидания.


Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос