Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад№21»
г. Дзержинск Нижегородской области
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МБДОУ «Детский сад № 21»
______________________Лапина С.А.
«____»______________2014 г
программа
«Психолого-педагогическое сопровождение Социально-эмоционального развития детей 4-5 лет в детском саду»
Составитель программы:
Кузьмина О.М., педагог-психолог
высшей квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад №21» г. Дзержинск
Соавтор:
Лапина С.А., заведующий МБДОУ
«Детский сад №21»
г. Дзержинск
2014 г.
Оглавление
Пояснительная записка………………………………………………………………………….3
Глава 1. Современные подходы к проблеме психолого-педагогического сопровождения социально – эмоционального развития детей 4-5 лет в детском саду……………………….4
1.1.Анализ литературы по проблеме психолого-педагогического сопровождения
социально - эмоционального развития детей 4-5 лет в детском саду………………………..4
1.2. Факторы, влияющие на социально – эмоциональное развитие детей 4-5 лет в
детском саду……………………………………………………………………………………..5
Глава 2. Психолого – педагогическое сопровождение социально – эмоционального
развития детей 4-5 лет на базе МБДОУ « Детский сад 21»…………………………………..8
2.1. Модель взаимодействия со всеми субъектам развивающей среды МБДОУ
«Детский сад 21» ………………………………………………………………………………..8
2.2.Взаимодействие педагога-психолога с родителями……………………………………….9
2.3.Взаимодействие педагога – психолога с воспитателями………………………………...10
2.4.Взаимодействие педагога-психолога со специалистами………………………………...13
2.5.Взаимодействие педагога психолога с детьми средней группы………………………...14
Литература………………………………………………………………………………………16
Пояснительная записка
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования рассматривает охрану и укрепление психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия) как одну из центральных задач работы детского сада. Таким образом, психологическое сопровождение выступает важнейшим условием повышения качества образования в современном детском саду. Именно поэтому в МБДОУ «Детский сад №21» города Дзержинска Нижегородской области была разработана программа психолого-педагогического сопровождения социально-эмоционального развития детей по возрастам.
В основу программы положен принцип амплификации детского развития (А. В. Запорожец), который в современных условиях развития дошкольного образования обеспечивает возможности, как для удовлетворения возрастных потребностей ребенка, так и для сохранения и поддержки индивидуальности ребенка, что позволяет реализовать права и свободы подрастающей личности.
Цель программы: организация психолого-педагогического сопровождения социально-эмоционального развития детей 4-5 лет на базе МБДОУ «Детский сад 21».
Предложенная в данной программе модель сопровождения социально-эмоционального развития детей должна содействовать созданию условий для учета «зоны ближайшего развития» при построении развивающей работы с детьми 4-5 лет, организовать условия для продуктивного их развития, содействовать преодолению неблагоприятных вариантов детского развития в разнообразных видах деятельности.
Цель сопровождения: создание комфортно-психологических условий для полноценного развития личности ребёнка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей в условиях дошкольного учреждения.
Задачи:
- сформировать общее развивающее поле вокруг ребёнка, обеспечивающее согласованность воздействия взрослых;
- развить психологическую компетентность родителей в межличностном общении с детьми, воспитателями, администрацией.
- развить психологическую компетентность воспитателей в межличностном общении с детьми, родителями, администрацией; обеспечить психопрофилактику эмоционального выгорания педагогов;
- выявить факторы риска для психологического развития ребёнка и проблемы в его развитии, способствовать их преодолению (укоренение негативных черт характера, отставание в развитии речи, завершение процесса половой идентификации);
- содействовать организации конструктивного общения детей в группе.
Новизна программы по психолого - педагогическому сопровождению социально-развития заключается в новом подходе к моделированию воспитательной среды и взаимодействия всех участников образовательного процесса, ориентированном на социально-эмоциональное благополучие ребенка, что является системообразующим фактором целостной воспитательной среды.
Практическая значимость нам видится:
- в разработке механизмов социально-эмоционального развития в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта;
- в создании методического обеспечения процесса сопровождения социально-эмоционального развития (методических рекомендаций для педагогов и родителей, разработок различных форм работы с детьми и родителями и др.).
Глава 1. Современные подходы к проблеме психолого-педагогического сопровождения социально-эмоционального развития детей 4-5 лет в детском саду
1.1. Анализ литературы по проблеме психолого-педагогического сопровождения социально-эмоционального развития детей 4-5 лет в детском саду
Социальное развитие детей возраста 4-5 лет рассматривается нами как целенаправленный процесс вхождения ребёнка в социум, познания и преобразования окружающего мира и самого себя в нем, на основе субъект-субъектного взаимодействия в диадах «родитель-ребёнок», «ребенок-ребенок», «ребенок-педагог» в специально обогащенной предметно-развивающей среде, функционально моделирующей содержание образовательных ситуаций социального характера.
Опрос родителей на тему «Что вы ожидаете от дошкольного образования» показал, что наиболее важным и ценным для них является наличие у ребёнка качеств, определяющих его успешную социализацию. Опрос воспитателей показал, что они ориентированы на развитие у ребёнка определённых качеств, в том числе и на умение управлять своими эмоциям, поскольку они осуществляют первичную регуляцию поведения и деятельности ребенка, его ориентацию в окружающем мире.
Эмоции играют важную роль в жизни ребенка. Они помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации.
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение социально - эмоционального развития детей раннего возраста рассматриваем как целенаправленный процесс непрерывного и органического, социально контролируемого вхождения ребёнка в социум в специально обогащенной предметно-развивающей среде, функционально моделирующей содержание образовательных ситуаций социального характера при непосредственном участии значимого взрослого в субъект-субъектном взаимодействии.
«Модель «сопровождения» более продуктивна, чем «поддержки». Если в системе школьного образования психолог часто вынужден работать в «прошлом», обязан исправлять, корректировать то, что уже сформировалось, неудачно развилось, то в работе с маленькими детьми и их родителями мы выстраиваем «сопровождение», нацеленное на профилактику и развитие позитивного, благоприятного.
Теоретико-методологическая основа изучения заявленной темы - это научные работы о закономерностях психического и социально-личностного развития ребенка (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин);
О закономерностях социально-эмоционального развития ребёнка писали А.Г. Асмолов, А. Бандура, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Ж. Годфруа, Л. Колберг, Я.С. Коломинский, И.С. Кон, К. Левин, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, А.В. Петровский, Ж. Пиаже, К.Д. Радина, Ф. Райс, С.Л. Рубинштейн, К. Роджерс, В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн, С. Холл, Э. Эриксон и др.
Тема
эмоционального развития дошкольников
широко освещена в трудах
А.Д Кошелевой,
Т.А. Данилиной, В.Я Зединидзе, Н.М. Стёпиной
и др.
Богатый материал о гуманизации общения детей дошкольного возраста представлен в работах A.A. Бодалева, A.B. Запорожца, М.И. Лисиной и др.
Теоретические
основы диагностики психического
развития раскрыты у Л.С. Выготского,
Л.А. Венгер, Т.Д. Марцинковской, Н.Н.
Павловой, Л.Г. Руденко,
Е.О. Смирновой,
Д.Б. Эльконина и др.
О психолого-педагогическом сопровождении личностного развития писали Л. Берковиц, Р. Бернс, Л.Н. Бережнова, Л.И. Божович, Д. Бэрон, К. Бютнер, О.С. Газман, Ф. Дольто, И.В. Дубровина, Е.С. Иванов, Е.И. Казакова, Н.Б. Крылова, С.В. Кульневич, А.В. Мудрик, М.С. Полянский, С.А. Расчетина, М. Раттер, Т.В. Светенко, В.В. Семикин, А.П. Тряпицына, Л.М. Шипицына и др.
Подробное и обоснованное значение психолого-педагогического сопровождения социально-эмоционального развития детей описано в книгах авторов нашего региона Т.И. Чирковой, Т.К. Харитоновой, С.М. Зиминой «Практическая психология в системе дошкольного образования», «Проблемы в поведении ребёнка раннего возраста».
Нормативно-правовую основу работы составляют: «Федеральный государственный образовательный стандарт (2013г.), Закон РФ «Об образовании»от 29.12.2012 N273-ФЗ (ред. от 03.02.2014), Концепция дошкольного образования (16.06.1989 г.), Концепция раннего детского возраста (1994 г.), Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. (11.02.2002 г., приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655).
Современные научные данные убедительно показывают, что результаты положительного социально-эмоционального детского опыта обеспечивают основу для позитивной самореализации растущей личности. Преимущественно негативный социально-эмоциональный опыт, напротив, развивает недоверие к миру, провоцирует агрессивные тенденции, что приводит к девиантному социальному поведению. Поэтому, подчеркивает Т.И. Бабаева, «создавая условия для конструктивного социально-развития, мы обеспечиваем основы созидательной жизненной стратегии личности».
1.2Факторы, влияющие на социально-моциональное развитие детей
4-5 лет в детском саду
Большинство детей дошкольного возраста основную часть своей жизни проводят в детском саду. Именно здесь для ребенка расширяется сфера его деятельности, растет круг значимых людей (взрослых и детей), осваиваются новые социальные отношения. Одним словом, детский сад является необходимой и важной ступенькой, ведущей ребенка в сложный, меняющийся и противоречивый социальный мир. Насколько конструктивным будет вхождение в социум, в большой степени зависит от эмоционального самочувствия ребенка в детском саду. Утверждая это, мы опираемся на те исследования, где эмоции рассматриваются, прежде всего, как процессы, осуществляющие первичную регуляцию поведения и деятельности ребенка, его ориентацию в окружающем мире.
Таким образом, чтобы наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности, необходимо в садике создавать комфортно – психологические условия. При работе над созданием таких условий необходимо учитывать как возрастные психофизиологические особенности детей, так и их личностные особенности.
Психофизиологические особенности детей 4-5 лет.
Наиболее ярко развитие детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) характеризуют возрастающая произвольность, преднамеренность, целенаправленность психических процессов, что свидетельствует об увеличении участия воли в процессах восприятия, памяти, внимания.
Восприятие. В этом возрасте ребенок осваивает приемы активного познания свойств предметов: измерение, сравнение путем наложения, прикладывания предметов друг к другу и т.п. В процессе познания ребенок знакомится с различными свойствами окружающего мира: цветом, формой, величиной, предметов, характеристиками времени, пространства, вкуса, запаха, звука, качества поверхности. Он учится воспринимать их проявления, различать оттенки и особенности, осваивает способы обнаружения, запоминает названия. В этот период формируются представления об основных геометрических фигурах (квадрате, круге, треугольнике, овале, прямоугольнике и многоугольнике); о семи цветах спектра, белом и черном; о параметрах величины (длине, ширине, высоте, толщине); о пространстве (далеко, близко, глубоко, мелко, там, здесь, вверху, внизу); о времени (утро, день, вечер, ночь, время года, часы, минуты и др.); об особых свойствах предметов и явлений (звук, вкус, запах, температура, качество поверхности и др.).
Внимание. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение15 – 20 минут. При выполнении каких-либо действий он способен удерживать в памяти несложное условие. Для того чтобы дошкольник учился произвольно управлять своим вниманием, его надо просить больше рассуждать вслух.
Если ребенка 4-5 лет просить постоянно называть вслух то, что он должен держать в сфере своего внимания, то он будет в состоянии произвольно в течение довольно длительного времени удерживать свое внимание на тех или иных предметах и их отдельных деталях, свойствах.
Память. В этом возрасте начинают развиваться процессы сначала произвольного припоминания, а затем и преднамеренного запоминания. Решив что-то запомнить, ребенок теперь может использовать для этого и некоторые действия, например повторение. К концу пятого года жизни появляются самостоятельные попытки элементарной систематизации материала в целях его запоминания.
Произвольное запоминание и припоминание облегчаются, если ребенку ясна и эмоционально близка мотивация этих действий (например, запомнить, какие игрушки нужны для игры, выучить стихотворение «в подарок маме» и т. д.).
Очень важно, чтобы ребенок с помощью взрослого осмысливал то, что заучивает. Осмысленный материал запоминается даже тогда, когда не ставится цель его запомнить. Бессмысленные элементы легко запоминаются лишь в том случае, если материал привлекает детей своей ритмикой, или, как считалки, вплетаясь в игру, становится необходимым для ее осуществления. Объем памяти постепенно возрастает, и ребенок пятого года жизни более четко воспроизводит то, что запомнил. Так, пересказывая сказку, он старается точно передать не только основные события, но и второстепенные детали, прямую и авторскую речь. Дети запоминают до 7—8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.
Мышление. Начинает развиваться образное мышление. Дети уже способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Они могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение.
Дети могут сказать, что произойдет в результате взаимодействия объектов, на основе их пространственного расположения. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа. Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если ребенку предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых и спросить: «Каких кружков больше – черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше – белых или бумажных?», ответ будет таким же – больше белых.
Мышление в целом и более простые процессы, его составляющие (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация),нельзя рассматривать в отрыве от общего содержания деятельности ребенка, от условий его жизни и воспитания. Решение задач может происходить в наглядно-действенном, наглядно-образном и словесном планах. У детей 4-5 лет преобладает наглядно-образное мышление, и главная задача педагога – формирование разнообразных конкретных представлений. Но не следует забывать, что мышление человека – это и способность к обобщению, поэтому необходимо также учить детей обобщать. Ребенок данного возраста способен анализировать объекты одновременно по двум признакам: цвету и форме, цвету и материалу и т.п. Он может сравнивать предметы по цвету, форме, величине, запаху, вкусу и другим свойствам, находя различия и сходство. К 5 годам ребенок может собрать картинку из четырех частей без опоры на образец и из шести частей с опорой на образец. Может обобщать понятия, относящиеся к следующим категориям: фрукты, овощи, одежда, обувь, мебель, посуда, транспорт.
Воображение. Воображение продолжает развиваться. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.
Речь. В среднем дошкольном возрасте улучшаются произношение звуков и дикция. Речь привлекает внимание детей и активно используется ими. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дети занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится вне ситуативной. Обогащается словарный запас детей, расширяются возможности использования слов. Если обращать внимание ребенка на явления природы, на ее красоту, рассматривать вместе с ним пейзажи, то уже в 4-5 лет он начинает овладевать соответствующим словарем. И хотя в этом возрасте дети в основном говорят о цвете и размере объектов, почти третья часть даваемых ими определений развернутые, то есть с перечислением двух-трех признаков.
Развитие личности.
Чтобы способствовать личностному развитию ребенка 4-5 лет, необходимо учитывать следующее. Во-первых, в этом возрасте уже закладываются основы созидательного отношения к предметному миру. Для этой цели можно использовать те скромные поделки, которые ребенок создает своими руками для игры или в качестве подарка кому-либо. Если взрослый систематически будет подчеркивать, что ребенок сделал что-то сам, что он уже многое умеет и сможет для каждого создать атмосферу заслуженного признания и успеха, то удовлетворение, которое при этом станет испытывать ребенок, будет побуждать его и дальше ставить подобные задачи. Во-вторых, в этот период могут возникнуть и подлинно познавательное отношение к миру, бескорыстная потребность в знаниях из интереса и желания знать. Для дальнейшего развития познавательного интереса важно не только давать ребенку новые знания в увлекательной форме, необходимо максимально уважительно относиться к его собственным умственным поискам и их результатам. На пятом году жизни ребенок уже способен размышлять, не опираясь на непосредственный опыт. У него появляется круг чисто словесных знаний. Оперируя такими знаниями, ребенок может иногда приходить к неправильным выводам ,получать логически несовершенные результаты. Любое проявление неуважения к этим первым самостоятельным интеллектуальным шагам может отбить у ребенка интерес к сфере знаний и лишить его уверенности в себе. Поэтому важнейшим требованием к личным отношениям взрослых с детьми и в их взаимоотношениях друг с другом является серьезное и уважительное отношение ко всем, даже неверным, соображениям ребенка. Это не означает, что взрослые должны одобрять любые неправильные мысли и соображения детей. Взрослым следует не оценивать детей, а обсуждать с ними их соображения и возражать им как бы на равных, а не свысока. Отсюда естественно вытекает, что новыми в отношении ребенка к другим людям должны стать, с одной стороны, интерес и уважение к взрослому как к источнику новых знаний и тактичному помощнику в его собственных интеллектуальных поисках, а с другой – уважительное и заинтересованное отношение к аналогичным интеллектуальным поискам его сверстников. Отношение к сверстникам в этом возрасте носит еще не очень дифференцированный характер. Дети в основном делятся на «плохих» и «хороших», и эти оценки в очень большой степени зависят от взрослых. Так, большинство детей пятого года жизни считают сверстников плохими потому, что воспитатель делает им замечания за то, что они медленно едят, плохо засыпают и т.п. Необходимо иметь в виду, что репутация ребенка в группе, отношение к нему сверстников и его душевное самочувствие могут без всякого умысла со стороны взрослого непоправимо пострадать. Для этого достаточно частого выражения недовольства взрослого по поводу таких форм поведения, которые, хотя и создают организационные трудности, морально нейтральны, не зависят от ребенка и зачастую обусловлены его физиологическими особенностями.
На пятом году жизни дети способны в своем познании окружающего выходить за пределы того, с чем непосредственно сталкиваются сами. Начиная с этого возраста дети могут постепенно накапливать фактические знания о самых разных предметах и явлениях, которых они не видели и о которых знают только со слов взрослого (о животных и машинах, городах и странах и т.п.).Очень важно понимать, что когда ребенок накапливает такие представления, он не просто увеличивает объем знаний об окружающем.
У него естественно возникает отношение к тем новым сферам жизни, с которыми его знакомят: симпатия к дельфинам и опасливое отношение к акулам, сочувствие к людям, которые месяцами живут в условиях полярной ночи, и уважение к их способности приноравливаться к сложным природным условиям .А это значит, что взрослый не только дает знания, но и принципиально расширяет круг событий и предметов, вызывающих у ребенка эмоциональный отклик: сочувствие и возмущение, уважение и интерес. Очень важно, что чувства и отношения, переживаемые ребенком по поводу далеких и лично ему незнакомых существ или событий, по сути своей бескорыстны, не связаны с сиюминутными эгоистическими желаниями и устремлениями. Тем самым взрослые выводят ребенка за пределы узких и эгоистических интересов, делая самые первые шаги в формировании будущего гражданина мира, которому ничто человеческое не будет чуждо. Дети 4-5 лет стремятся к самостоятельности, но неудачи обескураживают их. Накапливаясь, безуспешные усилия порождают неуверенность. Между тем произвольность поддерживается именно успешностью выполнения задания взрослого или дела, которое ребенок задумал сделать сам.
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
Продолжает активно развиваться фантазирование, в процессе которого ребенок включает себя и своих близких в цепь самых невероятных событий. Грамотное использование взрослыми этих возможностей ребенка будет способствовать его нравственному и познавательному развитию. Необходимо обсуждать с ребенком его фантазии, включаться в них, предлагать повороты сюжетной линии, давать нравственные оценки поступкам героев.
Следует обратить внимание на то, что в возрасте 4-5-ти лет недостатки воспитания ребенка начинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера.
Проблема развития и воспитания детей 4-летнего возраста актуальна в условиях и дошкольного, и семейного воспитания и требует её совместного решения, как со стороны педагога, так и со стороны родителя.
Психолого-педагогическое сопровождение социально-эмоционального развития детей 4-5 лет – актуальная и востребованная задача.
Глава 2.
Психолого-педагогическое
сопровождение социально-эмоционального
развития детей 4-5 лет на базе МБДОУ
«Детский
сад 21»
2.1. Модель взаимодействия со всеми субъектам развивающей среды МБДОУ «Детский сад 21»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 21» общеразвивающего вида осуществляет приоритетную деятельность по направлению физического развития детей. Общая численность воспитанников – 266 детей: 11 возрастных групп, из них 3 группы первые младшие – детей раннего дошкольного возраста – 71 ребенок. Общее количество сотрудников МБДОУ – 52 человека. Количество педагогических работников - 23: с высшей категорией – 5 человек; с первой квалификационной категорией – 6 человек; со 2 кв. категорией – 2 человека; соответствие занимаемой должности – 3 человека; 7 – без категории. С детьми первых младших групп работают воспитатели: 2 - соответствующие занимаемой должности, 1 – со 2 квалификационной категорией.
МБДОУ работает по Основной образовательной программе дошкольного образования «Детский сад № 21» на основании примерной комплексной программы « От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы
В основу психолого-педагогического сопровождения социально-эмоционального развития детей 4-5 лет положена структурно-функциональная модель, спроектированная на основе синтеза системного, личностно-деятельностного, социокультурного, интегративного подходов.
В рамках данной модели реализованы следующие педагогические условия:
- обогащение предметно-развивающей среды, функционально моделирующей содержание образовательных ситуаций, обеспечивающих вхождение ребёнка раннего возраста в социум;
- субъект-субъектное взаимодействие в триаде «ребёнок-родитель-педагог», направленное на формирование социального опыта ребёнка раннего возраста;
- профессиональная готовность педагога к работе с детьми возраста 4-5 лет в дошкольном образовательном учреждении.
Методы и методики работы педагога–психолога детского сада можно разделить на:
- методы просветительской работы (информационные тексты, лекции, беседы, семинары, методические разработки, презентации и т.д.);
- методы и методики консультирования (анализ результатов психодиагностики, наблюдение, беседа, интервью);
- психодиагностические методы (наблюдение, беседа, анкетирование, анализ детских рисунков, тестов.
- игровые и прочие виды деятельности с детьми.
Взаимодействие педагога-психолога с субъектами воспитательного пространства строится по следующим направлениям работы: просветительскому (информационно-познавательному), диагностическому, консультативному, развивающему.
2.2. Взаимодействие педагога-психолога с родителями
Цель взаимодействия психолога с родителями: развитие психологической компетентности родителей в межличностном общении с детьми, воспитателями, администрацией; формирование общего развивающего поля вокруг ребёнка, обеспечивающего согласованность воздействия взрослых.
Направления работы: диагностическое, просветительское, консультативное.
Психологическое просвещение в условиях детского учреждения носит профилактический и образовательный характер. Речь идет о предупреждении отклонений в развитии и поведении детей посредством информирования родителей.
Перспективный план работы с родителями.
Методики |
Цель |
Предполагаемый результат |
Время проведения |
Анкетирование родителей по опроснику ЛаврентьеваГ.П., ТитаренкоТ.М. на определение тревожности |
Определение эмоционального самочувствия детей, выявление наличия признаков дезадаптивного поведения |
Выявление детей, испытывающих тревожность, связанную с посещением детского сада. |
Октябрь |
Информационный буклет « Шпаргалка для взрослых или правила работы с тревожными детьми», «Если ребёнок испытывает страхи», «Негативные проявления в характере ребёнка».
|
Информировать родителей об адекватных способах взаимодействия с тревожнымребёнком, с ребёнком со страхами, с неусидчивым и гиперактивным ребёнком. |
Применение родителями на практике рекомендованных приёмов взаимодействия с детьми. |
Сентябрь-октябрь |
Мини лекция на родительском собрании «Психофизиологические особенности детей 4-5лет» |
Рассказать об особенностях детей средней группы |
Родители обращают особое внимание на развитие речи и звукопроизношеня своего ребёнка. |
Сентябрь-октябрь |
Групповая
консультация «Негативные
проявления в поведении и характере
ребёнка». |
Профилактика нарушений эмоционально – волевой сферы ребёнка. |
Применение родителями на практике предложенных рекомендаций, игр.
|
Ноябрь-декабрь |
Групповая консультация «Гиперактивность, неусидчивость. Что делать?» |
Профилактика нарушений эмоционально – волевой сферы ребёнка. |
Применение родителями на практике предложенных рекомендаций. |
Январь-февраль |
Индивидуальные консультации по запросу родителей и по проблемам развития речи. |
Предметом информирования являются причины возникновения отклонений, признаки, свидетельствующие об их наличии, а также возможные последствия для дальнейшего развития ребенка. |
Применение родителями на практике предложенных рекомендаций. |
На протяжении года |
2.3. Взаимодействие педагога-психолога с воспитателями
Создание психологических условий для комфортного пребывания ребёнка в образовательном учреждении – есть главная задача в построении психологом профилактической деятельности.
Об условиях нормального развития ребёнка писали многие психологи.
А.И.Запорожец, один из ведущих специалистов по дошкольному возрасту, отмечал: «От того, какие педагогические и гигиенические условия создаются для дошкольного возраста, во многом зависит будущее ребёнка, зависит то, насколько он будет физически здоров и крепок, какими умственными способностями он будет обладать, когда станет взрослым человеком». Л.С. Выготский отмечал, что именно социальная среда, в которой пребывает ребёнок, «является источником возникновения всех специфических человеческих свойств личности, постепенно приобретаемых ребёнком»
А.И. Захаров в книге «Предупреждение отклонений в поведении ребёнка» предлагает целый комплекс психопрофилактических мероприятий для родителей и воспитателей дошкольников, в частности по профилактике неврозов у детей. Рассматривает вопрос адаптации ребёнка к детскому саду, на что могут неблагоприятно сказаться: «невротические расстройства личности самого воспитателя обычно сопровождающиеся эмоционально неровным, непоследовательным и противоречивым отношением к детям».
Проблему личности педагога и его психологического состояния поднимают и другие авторы. Вачков И.В., один из ведущих специалистов по тренингу, приводит факты исследований, из которых видно, что через 20 лет педагогической деятельности, и даже раньше, у педагогов наступает «эмоциональное сгорание», последствием которого может быть: «несдержанность, грубость, неуверенность в своих силах, тревожность». В данном случае задачей психолога является работа с воспитателями по предупреждению «эмоционального сгорания».
Цель взаимодействия педагога психолога с воспитателями: развитие психологической компетентности воспитателей в межличностном общении с детьми, родителями, администрацией; психопрофилактика эмоционального выгорания педагогов; формирование общего развивающего поля вокруг ребёнка, обеспечивающего согласованность воздействия взрослых.
Перспективный план работы с воспитателями.
Методики |
Цель |
Предполагаемый результат |
Время |
Семинар для воспитателей «Психофизиологиче-ские особенности детей, поступивших в среднюю группу». |
Повышение психологической компетентности при работе с детьми. |
Использование полученных знаний при работе с детьми. |
Сентябрь-октябрь |
Цикл тематических семинаров «Что такое синдром выгорания, как его преодолеть», цикл устных сообщений «Секреты психологического здоровья». |
Формирование знаний о профессиональном «выгорании», его симптомах и факторах. Приобретение воспитателями навыков эмоционального и социального саморегулирования, способностей сохранять и активизировать компенсаторные защитные и регулятивные механизмы для сохранения эмоционального и профессионального здоровья. |
Наличие у воспитателей умения определить у себя симптомы профессионального выгорания. |
(один семинар и одна беседа в год из предложенных циклов). |
Экспресс – оценка «выгорания» (В. Капови, Т.Новак) |
Предупреждение возникновения профессионального «выгорания», т.е. определение лиц группы риска. |
Осознание и принятие лицами, с повышенной угрозой нарушения психологического здоровья, проблемы – начало восстановления личностных ресурсов |
Октябрь, май. |
Оценка удовлетворённости работой (поВ.А.Ядову). |
Предупреждение возникновения профессионального «выгорания»,т.е. определение лиц группы риска. |
Осознание и принятие лицами, с повышенной угрозой нарушения психологического здоровья, проблемы – начало восстановления личностных ресурсов |
Октябрь, май. |
Опросник «Взаимоотношения в педагогическом коллективе» |
Предупреждение возникновения профессионального «выгорания»,т.е. определение лиц группы риска |
Осознание и принятие лицами, с повышенной угрозой нарушения психологического здоровья, проблемы – начало восстановления личностных ресурсов |
Октябрь май. |
|
|
|
|
Тест для молодого воспитателя на определение его педагогической стрессоустойчивости (М.В.Микляева, Ю.В.Микляева). |
Предупреждение возникновения профессионального «выгорания»,т.е. определение лиц группы риска |
Осознание и принятие лицами, с повышенной угрозой нарушения психологического здоровья, проблемы – начало восстановления личностных ресурсов. |
Октябрь, май. |
Тест для опытного воспитателя на определение эффективности его работы (Н.В.Микляева, Ю.В. Микляева). |
Предупреждение возникновения профессионального «выгорания»,т.е. определение лиц группы риска |
Осознание и принятие лицами, с повышенной угрозой нарушения психологического здоровья, проблемы – начало восстановления личностных ресурсов |
Октябрь, май. |
Тренинги: «Аутотренинг», «Аромотерапия», «Сказкотерапия», «Арт-терапия», «Игры на общение», «Разрешение конфликтов», «Психогимнастика», «Кувшин эмоций», «Телесно-ориентированные игры». |
Формирование личностных ресурсов стрессоустойчивости. Развитие рефлексии педагогов. |
Появление у воспитателей многообразных навыков управления своим эмоциональным состоянием. Личностное развитие воспитателей. |
Один–два тренинга в год. |
Групповые консультации: «Особенности работы с гиперактивными детьми», «Особенности работы с тревожными и застенчивыми детьми», «Особенности работы с агрессивными детьми», «Гибкость в общении с детьми», пр., по мере возникновения проблемы. |
Повышение психологической компетентности при работе с гиперактивными, тревожными, застенчивыми и агрессивными детьми.
|
Оптимизация взаимоотношений воспитателей с проблемными детьми. |
Одна–две консультации на протяжении года. |
Индивидуальные консультации. |
Предметом информирования являются причины возникновения отклонений, признаки, свидетельствующие об их наличии, а также возможные последствия для дальнейшего развития ребенка. |
Применение воспитателями на практике предложенных рекомендаций. |
На протяжении года по мере возникновения проблемы. |
2.4. Взаимодействие педагога-психолога со специалистами
Цель: формирование общего развивающего поля вокруг ребёнка, обеспечивающего согласованность воздействия взрослых.
Взаимодействие со специалистами. |
Метод |
Цель |
Время |
Медицинский работник. |
Сопровождение в медицинский кабинет на прививки при необходимости. Эмоциональный настрой, поддержка, внушение, утешение подбадривание |
Выявление уровня иммунитета, проблем со здоровьем Улучшение настроения. |
На протяжении года. |
Музыкальный работник |
Наблюдение. Эмоциональный настрой, внушение, поддержка, утешение, переключение внимания, визуальный и тактильный контакт, подбадривание на музыкальных занятиях, утренниках. Подбор музыкальных произведений для изо терапии с муз. руководителем.
Рекомендации по взаимодействию с замкнутыми детьми и с детьми ЗРР.
|
Снятие эмоционального напряжения с детей.
Предупреждение искажений в личностном развитии. |
На протяжении года. |
Физкультурный работник |
Наблюдение. Эмоциональный настрой, внушение, поддержка, утешение, переключение внимания, визуальный и тактильный контакт, подбадривание на физкультурных занятиях, и соревнованиях. Рекомендации по взаимодействию с замкнутыми, расторможёнными детьми. |
Снятие эмоционального напряжения с детей.
Предупреждение искажений в личностном развитии |
На протяжении года.
На протяжении года. |
2.5. Взаимодействие педагога-психолога с детьми возраста 4-5лет
Цель взаимодействия педагога-психолога с детьми средней группы: развивать доверие к новому взрослому, стремление к положительной оценке. Формировать положительный образ ровесника, представления о правилах поведения в детской группе. Развивать интерес к ровесникам, стремление действовать сообща, навыки игрового общения с детьми. Формировать самостоятельное, уверенное поведение.
Направления работы: диагностический, развивающий.
Перспективный план работы с детьми.
Метод |
Цель |
Ожидаемый результат |
Время |
Цикл совместных игр «Кто Я». |
развитие положительного самочувствия детей. Основные задачи: обучение детей свободному выражению эмоциональных состояний, чувств; осознание детьми собственной ценности, умение принимать себя такими, какие есть. |
Успешное преодоление детьми адаптационных и возрастных трудностей. |
На протяжении года |
Коррекция неблагоприятных вариантов развития ребёнка |
Способствовать достижению возрастной нормы в развитии психологических процессов ребёнка через индивидуальные виды деятельности. |
Положительная динамика в психологическом развитии ребёнка. |
|
Диагностика психологического развития детей (Павлова, Руденко) |
Определения уровня психологического развития детей. |
Справка |
Конец учебного года. |
Литература
1. Бандура А. Теория социального научения. С.- П., 2000.
2. Божович Л.И. Социальная ситуация и движущие силы развития ребёнка. М., 1968.
3. Бодалёв А.Л. Популярная психология для родителей. М.,2007.
4. Большая книга детского психолога. Под ред. Широковой Г.А. Ростов-на Дону,2008
5. Вачков И.В. Групповые методы в работе психолога.М.,2002.
6. Выготский Л.С. Эмоции и их развитие в детском возрасте. М., 2001.
7. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте.М.,2003.
8. Запорожец А. Роль дошкольного воспитания в общем процессе всестороннего развития человеческой личности. Дошкольное воспитание.2005,№9.
9. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка: Книга для воспитателя детского сада. М., 1986
10. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в развитии ребёнка. Лениздат,2000
11. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. Серия: психология ребёнка. Лениздат,2000.
12. Капови.В., Новак Т. Экспресс – оценка «выгорания». Журнал «Справочник педагога-психолога» № 2,2014.
13. Микляева М.В., Микляева Ю.В. Тест для молодого воспитателя на определение его педагогической стрессоустойчивости. Журнал «Справочник педагога-психолога» № 2, 2014.
14. Микляева М.В., Микляева Ю.В. Тест для опытного воспитателя на определение эффективности его работы. Журнал «Справочник педагога-психолога» № 2, 2014.
15. Немов Р.С. Психология.М., 2003
16. Прищепина С., Попкова Н., КоняхинаТ. Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников. Журнал «Дошкольное воспитание» 2005, №1
17. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. М., 2000.
18. Сиротюк А. Обучение без стресса: психофизиологическая подготовка.
Журнал «Дошкольное воспитание» 2005, №1
19.
Ступени общения: от года до семи лет.
Под редакцией Л.Н. Галигузовой,
Е.О.
Смирновой. М., 1992.
20. Тимофеева М.В. Диагностика уровня эмоционального выгорания педагогов. Справочник педагога – психолога. 2014,№2.
21. Усольцева Т. Знать, уметь, владеть. Журнал «Дошкольное воспитание» 2005, №1
22. Чиркова Т.В., ХаритоноваТ.Г., Зинина С.М. Практическая психология в системе дошкольного образования.Н.Новгород, 2003
23. Ядов В.А.Оценка удовлетворённости работой. М.,2014
24. «Федеральный государственный образовательный стандарт. 2013г.
25. Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 N273-ФЗ ред. от 03.02.2014.
26. Концепция дошкольного образования 16.06.1989 г.
27. Концепция раннего детского возраста 1994 г.
28. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., 11.02.2002 г.
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Развитие сюжетно-ролевой игры у дошкольников: педагогическая поддержка. ФГОС ДО»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»
- Здоровьесбережение в образовательной организации в условиях внедрения ФГОС