В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299













Программа по гражданскому образованию в начальной школе МБОУ СОШ № 1



2014 – 2015 учебный год











Учитель:

Вайс В.К.







Г. Кизел

Пермского края



Пояснительная записка.

Главная цель работы над программой – поиск новых педагогических технологий, способных решить проблему воспитания гармонично развитой личности. Данная программа обращена, прежде всего, к ребёнку, к его уму, душе, практическому действию и историческим традициям.

Психолого-педагогическая характеристика 4 «Б» класса.

В классе 21 человек. Из них: 10 девочек и 11 мальчиков. Дети среднего и низкого уровня развития. 5 человек из малообеспеченных семей и 2 человека из многодетной семьи. Учатся не с полной отдачей. Могут учиться лучше. На уроках активны, внимательно слушают учителя, умеют слушать, выполнять требования учителя. Посещаемость на уроках хорошая. Болеют часто 6 человек. Эти учащиеся требуют повышенного внимания в успеваемости из-за пропусков уроков. У них низкий уровень мотивации. Частые пропуски уроков по болезни. Необходим постоянный контроль со стороны классного руководителя за выполнением домашних заданий, поведением на переменах и мероприятиях. Требуется помощь социального педагога и психолога. Между детьми часто возникают драки и ссоры.

Во время проведения классных дел наблюдается незнание отдельными учащимися норм поведения, неумение прислушиваться к мнению других, отсутствие волевых усилий при встрече с трудностями. Дети редко приходят на помощь друг другу, не могут проводить совместно свободное время. Сплочённого коллектива пока нет. Существуют отдельные группы по интересам: спортивные игры, интеллектуальные игры, трудовые дела, совместные прогулки и развлечения.

В классных и общешкольных делах принимают участие одни и те же дети. Необходима большая воспитательная работа по продолжению сплочения детского коллектива, вовлечению во внеклассную деятельность пассивных детей, привитию мотивации к учёбе, воспитанию саморегуляции и самооценки своей деятельности каждым учеником, то есть активной жизненной позиции. С этой целью необходимо закончить проведение диагностики классного коллектива, на основе которой осуществить индивидуализацию воспитательного процесса.

Цель работы: создание условий для мотивации к учёбе, формирование у детей активной гражданской позиции, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе.

Задачи:

  • привить нравственные нормы поведения человека, гражданина;

  • развить творческие и индивидуальные способности детей;

  • вовлечь детей в интеллектуальную деятельность, повысить их ответственность;

  • формировать адекватную самооценку, самоуважение и взаимоуважение, собственную успешность.

В соответствии со школьным планом работы Программный материал подразделён на 8 разделов:

    1. Гражданское воспитание.

    2. Развитие творческих способностей.

    3. Интеллектуальное воспитание.

    4. Духовно-нравственное воспитание.

    5. Физическое воспитание и здоровьесбережение.

    6. Экологическое воспитание.

    7. Педагогическое руководство детским коллективом и развитие самоуправления.

    8. Работа с родителями.

    Предполагаемый конечный результат по каждому разделу программы:

    1. Гражданское воспитание.

    Учащиеся должны познакомиться с народными праздниками и традициями, связанными с ними, знать исторические события, традиции защитников Отечества.

    1. Развитие творческих способностей.

    Учащиеся должны осознать роль труда в жизни человека вообще и в частности в своей собственной. Знать и уважать такие традиции русского народа, как любовь к родной земле, к своему дому, уважение к старшим. Проявлять свои любовь и уважение в конкретных поступках, развивать свои способности для дальнейшего их применения в жизни.

    1. Интеллектуальное воспитание.

    Учащиеся должны узнать историю родного города, проявлять бережное отношение к своему городу, его памятникам, прошлому и настоящему, повысить свой образовательный уровень в различных областях культуры.

    1. Духовно-нравственное воспитание.

    Учащиеся должны научиться воспринимать духовные ценности, знать и соблюдать нормы культурной жизни, повысить свой нравственный кругозор.

    1. Физическое воспитание и здоровьесбережение.

    Укрепление здоровья детей через экскурсии, соревнования, игры, проведение физминуток.

    1. Экологическое воспитание.

    Учащиеся должны научиться воспринимать красоту природы, беречь её.

    1. Педагогическое руководство детским коллективом и развитие самоуправления.

    Учащиеся должны узнать, как жить в коллективе, научиться ответственно относиться к порученному делу, проявлять активность.

    1. Работа с родителями.

    Установление тесного контакта с родителями, достижение взаимопонимания по общим проблемам и вопросу их участия в жизни класса и школы.



    Условия для реализации программы:



    • кабинет, оснащённый мультимедиапроектором, стереомагнитофоном и компьютером;

    • набор дисков с детскими песнями и рассказами писателей, кассеты с детскими песнями и рассказами;

    • иллюстративный материал: фотоальбом с фотографиями достопримечательностей и исторических памятных мест г. Кизела, книги, альбомы по истории г. Кизела, наборы книг и открыток «Герои Великой Отечественной войны»;

    • презентации: «Символы нашего государства», «Мой любимый город», «Экскурсия по улице Советской», диск с историческими страницами из кизеловского сайта, диск «Кизел на карте края», видеофильм «Наш город», подборка газет «Новое время» с историческим материалом;

    • классная библиотечка;

    • настольные игры;

    • выставка портретов писателей, книги о писателях;

    • учебные пособия, журналы, статьи по вопросам воспитания, народным праздникам и обычаям;

    • пособия по моделированию, изготовлению поделок, выполнению творческих проектов;

    • тесный контакт с родительским комитетом;

    • помощь родителей при подготовке и проведении классных мероприятий;

    • магнитные доски с набором магнитов;

    • стенд-выставка «Делаем вместе».

    Содержание программы по разделам.

    1 раздел. Гражданское воспитание.



    Дата

    Мероприятия

    Ответственные

    1 цикл.


    1 сентября – день Знаний. Урок знаний «Информация вредная и полезная». Просмотр слайд – шоу.

    Парламентский урок.

    Сентябрь – листопадник.

    Октябрь – назимник. Народные приметы.

    Игра – викторина «Что? Где? Когда?»

    Классный руководитель



    Классный руководитель

    Классный руководитель, совет класса

    2 цикл


    Ноябрь и декабрь в календаре русской природы. Зимние приметы.

    Беседа с соц. педагогом школы.

    Классный руководитель

    Совет класса

    3 цикл


    Январь – месяц-сечень. Зимние календарные праздники и обряды.

    Рождественская викторина.

    Классный руководитель

    Родительский комитет

    4

    цикл


    Февраль – бокогрей. Конкурс пословиц о зимних приметах. Март – позимье. Весенние обрядовые песни и заклички.

    Конкурс «А, ну-ка, девочки!»

    Классный руководитель



    Совет класса

    5 цикл


    Апрель – пролётный месяц. Пасха. Народные традиции, связанные с пасхой.

    Май в календаре русской природы.

    9 Мая – День Победы. Экскурсия в музей «Воины-Кизеловцы»

    Классный руководитель

    Родительский комитет

    Совет класса









    2 раздел. Развитие творческих способностей.



    Дата

    Мероприятия

    Ответственные



    1 цикл


    Конкурс «Лучший дежурный»

    Конкурс поделок из природного материала «Золотая осень»

    Выставка рисунков «Семейные радости»

    Классный руководитель

    Совет класса, родительский комитет





    2

    цикл


    Конкурс сочинений «Моя семья»

    Украшение кабинета к Новогоднему

    празднику. Новогодний праздник.

    Конкурс творческих работ учащихся «Зимние узоры».

    Конкурс рисунков «В гости к матушке зиме»

    Классный руководитель

    Совет класса



    Классный руководитель

    родительский комитет и Совет класса



    3

    цикл


    Народные промыслы на Руси: Жостово, Гжель, Палех, Хохлома.

    Конкурс на лучший рисунок «Матрешки». Роспись.



    Классный руководитель



    Совет класса



    4 цикл


    Участие в КТД «Поздравление нашим мамам»

    Выпуск газеты «Ералаш»

    Беседа «Я всё умею делать сам».

    Оформление выставки работ « Своими руками»

    Классный руководитель



    Классный руководитель, Совет класса

    родительский комитет

    5 цикл

    Конкурс сочинений и рисунков «Моя семья»

    Совет класса





        1. раздел. Интеллектуальное воспитание.



      Дата

      Мероприятия

      Ответственные



      1 цикл


      Игра-викторина «Знатоков Правил пожарной безопасности»

      Информационный час «Жизнь родного города в книгах и газетах».

      классный руководитель



      классный руководитель



      2

      цикл


      Просмотр диска «Кизел на карте края».

      Интеллектуальная осенняя викторина.

      Конкурс «Счастливая пятёрочка»

      Конкурс на лучшую ученическую тетрадь

      Родительский комитет

      Классный руководитель

      родительский комитет



      3

      цикл




      Экскурсия в городскую детскую библиотеку.

      Конкурс рисунков «Мой родной город Кизел».



      Родительский комитет. Совет класса.



      4

      цикл

      Классный час « Я – кизеловец!»

      Флаг и герб родного города.

      Конкурс рисунков «Профессии наших родителей»

      Классный руководитель

      Совет класса

      Совет класса

      5

      цикл

      Просмотр кизеловского сайта в Интернете (на диске)

      Классный руководитель















      4раздел. Духовно-нравственное воспитание



      Дата

      Мероприятия

      Ответственные

      1 цикл


      Классный час «Что значит – жить по правилам?» Операции «Портфель» и «Живи, книга!»

      Классный час «Я и моя семья»

      Путешествие в страну загадок и чудес.

      Классный руководитель

      Родительский комитет

      Классный руководитель

      Совет класса

      2

      цикл


      Декада «Профилактика правонарушений». Классный час «О дружбе мальчиков и девочек». Культура поведения человека. Обсуждение ситуаций: «Ты – зритель», «Ты посетитель музея», «Ты – артист».

      Классный руководитель. Совет класса.



      Классный руководитель, совет класса.

      3 цикл


      Час доверительного разговора «Моё «хочу» и моё «надо».

      Операция «Тетрадь»

      Классный час «Правила дорожные знать каждому положено».

      Классный руководитель

      Родительский комитет

      Классный руководитель

      4

      цикл


      Час этикета «Что значит быть разумным и осторожным».

      Классный час «Будьте добрыми и человечными».

      Классный руководитель

      Классный руководитель

      5

      цикл


      Конкурс лучших тетрадей, дневников, учебников.

      Итоги конкурса «Счастливая пятёрочка». Участие в школьном празднике «Звёздный час».

      Совет класса, родительский комитет

      Классный руководитель, родительский комитет









      5раздел. Физическое здоровье и здоровьесбережение.



      Дата

      Мероприятия

      Ответственные



      1 цикл

      Беседа «Невидимые враги человека, которые мешают жить».

      День здоровья.

      Классный час «Профилактика СЗЗ».

      Разучивание физминуток и подвижных игр.

      Медицинский работник

      Классный руководитель.

      Классный руководитель

      2

      цикл


      Беседа «Гигиена учебной деятельности».

      Конкурс «Самый меткий»

      Совет класса

      Совет класса

      3

      цикл


      Лекция «Курильщик – сам себе могильщик»

      Игра – соревнование «Дальше, выше, быстрее…»

      Совет класса

      Родительский комитет

      4

      цикл


      Физическая культура и приобщение к ней.

      Беседа «Наше здоровье – в наших руках».

      Совет класса и

      Родительский комитет

      5

      цикл


      Пешеходные экскурсии по родному городу.

      День здоровья.

      Конкурс на лучшего бегуна.

      Родительский комитет

      Совет класса













      1. раздел. Экологическое воспитание.



      Дата

      Мероприятия

      Ответственные

      1 цикл

      Операция «Фара»

      Беседа по правилам пожарной безопасности правилам дорожного движения.

      Беседа «Как сохранить здоровье?»

      Классный руководитель

      Классный руководитель

      Медицинский работник

      2

      цикл

      Конкурс творческих работ «Зимние узоры».

      Беседа «ПБ во время новогодних праздников»

      Родительский комитет

      Классный руководитель


      3

      цикл

      Конкурс «А, ну-ка, мальчики!»

      Классный руководитель, Совет класса

      4

      цикл

      Месячник профилактики алкоголизма.

      Просмотр презентации «Не навреди!»

      Медицинский работник

      Классный руководитель

      5

      цикл

      Участие в общешкольном субботнике.

      Растения и животные Красной книги.

      Классный руководитель

      родительский комитет























      1. раздел. Педагогическое руководство детским коллективом.


      Дата

      Мероприятия

      1 цикл

      Выборы Совета класса, распределение поручений.

      Определение круга обязанностей и задач на год.

      2 цикл


      Организация рейда по проверке тетрадей и учебников.

      Об итогах успеваемости в классе. «Помоги себе сам» - как пользоваться алгоритмами и памятками.

      3 цикл


      Как организовать и провести игру – соревнование «Дальше, выше, быстрее…»

      Отчёт Совета класса.

      4 цикл


      Подготовка к классному часу «Будьте добрыми и человечными». Что проверять во время операции «Портфель»?

      Рейд по проверке тетрадей.

      5 цикл


      Подведение итогов работы Совета класса.

      Награждение членов Совета класса.























      1. раздел. Работа с родителями.



      Дата

      Мероприятия

      Ответственные

      1 цикл


      Родительское собрание «Ваш ребёнок – выпускник начальной школы». Итоги 2013 – 2014 учебного года и задачи на новый учебный год. Отчёт о работе родительского комитета. Выборы нового состава родительского комитета. Составление и утверждение плана работы на 2014 – 2015 учебный год.

      Классный руководитель



      Родительский комитет

      2 цикл


      «Жизнь ребёнка и его успехи в школе».

      Педагогические рекомендации «Как помочь ребёнку успешно окончить начальную школу». Результаты операции «Портфель»

      Классный руководитель

      Родительский комитет

      3 цикл


      «Влияние родительских установок на развитие детей». Результаты операций «Живи, книга», «Портфель», «Счастливая пятёрочка», «Лучшая ученическая тетрадь». Анкетирование родителей «Перспективы воспитания и обучения ребёнка»

      Классный руководитель

      Родительский комитет


      4цикл


      «О здоровье - всерьёз».

      Анкетирование родителей «Ваш ребёнок».

      Общественный смотр знаний.

      Классный руководитель. Родительский комитет

      5цикл


      «Наказание и поощрение».

      Организация летнего отдыха детей.

      Тест «Я и мой ребёнок».

      Классный руководитель

      В течение года

      Индивидуальные собеседования. Работа с родительским комитетом. Приглашение родителей в школу по необходимости: оказание материальной помощи, индивидуальные консультации для родителей и т.д.


      Конец учебного года

      «Нам расставаться настала пора…».

      Совместное собрание родителей и детей.

      Классный руководитель



      Диагностический блок: воспитательная работа в классе.

      Основные формы изучения

      1. Наблюдения.

      2. Беседы с учениками, родителями.

      3. Изучение высказываний на уроках, классных часах, внеклассных мероприятиях.

      4. Изучение отношения к проводимым мероприятиям, урокам.

      5. Анкетирование и тестовый опрос детей и родителей.

      Анкета № 1.

      Цель: выявить характер взаимоотношений между учениками.

      1. Доволен ли ты своими взаимоотношениями с одноклассниками?

      Да, доволен.

      Скорее да, чем нет.

      Скорее нет, чем да.

      Нет, не доволен.

      1. Твои отношения с одноклассниками

      Дружеские

      Ровные, нормальные

      Равнодушные

      Враждебные, конфликтные

      1. Что тебе нравится в отношениях с одноклассниками?

      2. Что не нравится?

      3. Охотно ли ты ходишь в школу?

      Всегда

      Не всегда

      Иногда

      Редко

      Никогда

      1. Рассказываешь ли ты о своих проблемах кому-либо из одноклассников?

      Всегда

      Иногда

      Редко

      Никогда

      1. Есть ли в классе человек, которого ты считаешь своим другом?

      Да

      Нет

      1. Есть ли в классе человек, которого ты не очень любишь?

      Да

      Нет

      1. Каким ты считаешь свой класс?

      Дружным

      Не очень дружным

      Совсем недружным

      1. Что ты предлагаешь для того, чтобы класс стал дружнее?



      Анкета № 2.

      Цель: Определить характер проведения свободного времени учащимися.



      1. Остаётся ли у тебя свободное время после выполнения домашнего задания?

      2. Гуляешь ли ты на улице?

      3. Чем ты любишь заниматься дома в свободное время?

      4. Какие телепрограммы тебе больше нравятся?

      5. Занимаешься ли ты в кружках, спортивных секциях?



















      Анкеты и тесты для родителей к родительским собраниям.

      Анкета № 1.

      1. Нужен ли режим дня школьнику? А как в вашей семье?

      2. Что является в вашей семье наказанием, поощрением?

      3. Карманные деньги, копилки. Нужны ли они?

      4. Какие семейные традиции существуют в вашей семье?


      Анкета №2.

      1. Приближается день рождения вашего ребёнка. К вам придут 3 девочки и 4 мальчика. Как лучше организовать праздник?

      2. Давайте подумаем о дне рождения супруга (супруги). Что можно подсказать детям в преддверии праздника?

      3. Как бы вы посоветовали оформить квартиру к празднику?

      4. У вас семейное торжество. Придут ваши друзья с детьми. Какие конкурсы, аттракционы вы можете предложить, чтобы всем было весело и интересно?


      Анкета № 3.

      1. Считаете ли вы необходимой вашу помощь ребёнку в учёбе?

      2. В чём она выражается?

      3. Какая помощь необходима?

      4. Как вы оказываете помощь своему ребёнку?

      5. Чего не должно быть при оказании помощи?


      Анкета № 4 (для родителей).

      1. Чем занимаетесь в свободное время?

      2. О каком увлечении вы могли бы рассказать?

      3. Чему могли бы научить учащихся класса?


      Анкета № 4 (для детей).

      1. Твоё любимое занятие в свободное время.

      2. Чему бы ты хотел научиться?

      3. В каких кружках хотел бы заниматься?

      4. О каком твоём увлечении мог бы рассказать и чему научить товарищей?



      Рекомендуем

      Литература, которая может вам помочь.

      Отправка ошибки

      Текст ошибки:
      Комментарий:
      Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
      Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
      Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
      Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
      @mail.ru