В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Развитие творческой активности учащихся на основе комплексного подхода в работе с одарёнными детьми










Развитие творческой активности учащихся на основе комплексного подхода в работе с одарёнными детьми






Автор опыта:
Беляева Татьяна Викторовна,

учитель математики

МБОУ «Богородская ООШ»


















Новооскольский район,

2013 год




Содержание:


  1. Информация об опыте……………………………….……………….3

1.1 Условия возникновения и становления опыта …………………..3

1.2 Актуальность опыта…… ……………………………………….....4

1.3 Ведущая педагогическая идея опыта……………………………..4

1.4 Длительность работы над опытом ……………………………….5

1.5 Диапазон опыта ………………………….………………………...5

1.6 Теоретическая база опыта ……………….………………………..5

1.7 Новизна опыта ……………………………………………………..8


2. Технология опыта ………………………………….………………....8

  1. Результативность опыта ……………………………...................…13

  2. Библиографический список ………………………………..….…...16

  3. Приложения………….………………………………………..….…...17














Раздел I.Информация об опыте


Тема опыта: «Осуществление комплексного подхода в работе с одарёнными детьми по математике для повышения творческой активности личности»


1.1.Условия возникновения, становления опыта

Опыт работы по данной теме возник и развивается в настоящее время в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Богородская основная общеобразовательная школа Новооскольского района Белгородской области» с 2009 года. Учебное учреждение обладает современной материально-технической базой: дидактическим и раздаточным материалом, техническими средствами обучения, учебной и методической литературой. Имеется возможность использования мультимедийного оборудования. Все это позволяет организовать образовательный процесс на более высоком, современном уровне.

Одним из направлений деятельности школы является работа с одарёнными детьми. Переориентация отечественной системы образования на гуманистические, личностно-ориентированные и развивающие образовательные технологии изменила отношение к учащимся, проявляющим неординарные способности в интеллектуальной, учебной, художественной, творческой деятельности. Как известно, президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев в своем послании Федеральному собранию в качестве значимой государственной задачи обозначил проблему «поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности». Автор опыта выделил эту задачу как одну из приоритетных.

Возникновение опыта связано с реализацией школьной программы «Одарённые дети». В на­чале работы над темой опыта была сформулирована гипотеза: «Повышению творческой активности личности должно способствовать осуществление комплексного подхода».

В 2009 году в 5-8 классах было проведено исследование, направленное на изучение способности к обучению и уровня творческой активности учащихся. Исследование проводилось по нескольким методикам:

        методом опроса педагогов, преподающих в данных классах;

        методом анкетирования родителей;

       методиками «Интеллектуальная лабильность», «Изучение уровня творческой активности обучающихся».

Всего было обследовано 18 человек. Изучение исходного состояния уровня творческой активности школь­ников проводилось по методике Е. Торренса (адаптирована А. П. Ворониным). Результаты диагно­стики показали следующее распределение по крите­риям творческой активности:

Таблица 1.

Критерий

Коэффициент

Чувство новизны

0,8

Критичность

0,5

Способность преобразовать структуру объекта

0,4

Направленность на творчество

0,8

 

Исследование интеллектуальной лабильности проводилось в форме тестирования учащихся. В результате тестирования высокая лабильность, хорошая способность к обучению выявлена у 11 обучающихся (61%).

По данным опроса педагогов названо 13 учащихся, по результатам анкетирования родителей 16 обучающихся.

Это привело автора опыта к выводу о необходимости стимулирования творческой активности учащихся посредством применения комплексного подхода в организации работы с одарёнными обучающимися.


 1.2. Актуальность опыта

Актуальность опыта заключается в разрешении противоречий, которые были выявлены в результате анализа интеллектуальной лабильности учащихся и их творческой активности:

        между устаревшими методами работы педагогов и потребностью в интерактивных способах взаимодействия;

        между возрастающими потребностями общества в творчески активной личности, способной последовательно и качественно решать существующие проблемы, и недостаточной разработанностью образовательных средств и условий, повышающих эффективность процесса организации творческой деятельности личности.

В настоящее время выявление и развитие одаренных детей — актуальная проблема современного образования. Именно такие дети, способные к самообразованию и саморазвитию, являются интеллектуальным богатством страны. В современных условиях жизни требуется проявление не только высокой активности человека, но и его умений найти нестандартное, креативное решение поставленной перед ним проблемы, задачи. Проблема творческой самореализации одаренных детей приобретает доминирующее значение. Ориентация на формирование созидающей личности ребенка, способного к самоопределению и свободному развитию, побуждает к постоянному выявлению и созданию психолого-педагогических условий, необходимых для полного раскрытия творческого потенциала одаренных детей.

Для решения выявленной проблемы были определены основные подходы к организации работы с учащимися, заключающиеся в организации учебной, внеурочной деятельности и в совершенствовании предметно-пространственной среды.





1.3. Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для повышения творческой активности одаренных по математике обучающихся через применение комплексного подхода.


    1. Длительность работы над опытом

Работа над опытом была разделена на несколько этапов:

I этап – с сентября 2009 года по май 2010 года;

II этап – с сентября 2010года по август 2012 года;

III этап – с сентября 2012 года по декабрь 2013 года.

Первый этап предполагал обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня общей одаренности учащихся и их активности, создание предпосылок к их развитию, выбор современных средств, методик и технологий обучения.

На втором этапе осуществлялся комплексный подход к работе с одаренными детьми через:

        психолого-педагогическое сопровождение;

        отбор современных технологий и методик обучения, способствующих реализации личностно ориентированного подхода в образовательном процессе;

        организацию работы с родителями одарённых детей;

        организацию участия в предметных творческих конкурсах и олимпиадах.

Третий этап – закрепление результатов по достижению высоких показателей творческой активности участия в олимпиадах, турнирах, фестивалях, социально-значимых проектах всех уровней.

    1. Диапазон опыта

Диапазон опыта представляет собой систему урочной, внеурочной и воспитательной деятельности учителя математики по повышению творческой активности обучающихся.

 

    1. Теоретическая база опыта

Психологическое изучение особенностей одаренных детей и их творческой активности связано с именами таких ученых и психологов, как Г. Мюнстерберг, Г. И. Россолимо, У. Штерн, А. Бине, Г. Айзенка, Д. Рензулли.

Различают общую и специфическую одаренность. Общая одаренность детей представляет собой широкий диапазон способностей, которые лежат в основе успешного освоения, а затем и результативных достижений во многих видах деятельности. От специфической одаренности зависит успех человека в каком-либо конкретном виде деятельности.

Остановимся отдельно на трактовке математических способностей. Ясно, что математические способности есть целый комплекс качеств личности.

1-я характеристика – способность к формализованному восприятию математического материала, к схватыванию формальной структуры задачи.

2-я характеристика – способность к логическому мышлению в сфере количественной и пространственной информации, числовой и знаковой символики.

3-я характеристика – способность к свёртыванию процесса математических рассуждений.

4-я характеристика – способность к обобщению (быстрому и широкому) математических объектов и отношений.

5-я характеристика – гибкость ума (мыслительных процессов математической деятельности).

6-я характеристика – стремление к ясности, простоте и рациональности решения.

7-я характеристика – способность к свободной и быстрой перестройке мыслительного процесса с прямого на обратный ход размышления.

8-я характеристика – математическая память(обобщенная память на математические отношения, типовые характеристики, схемы рассуждений и доказательств, методы решения задач и принципы подхода к ним).

Отметим, что в структуру математических способностей не входят:

  • быстрота мыслительных процессов как временная характеристика;

  • вычислительные способности;

  • память на числа, формулы, цифры;

  • способность к пространственному представлению (есть математики, которые сделали открытия в алгебре, но не сделали того же в геометрии, заметим, что гармонический склад ума – наличие аналитических и геометрических способностей);

  • способность к наглядному представлению абстрактных математических отношений и зависимостей (эта способность, видимо, характеризует методическое мастерство учителя).

Все теоретико-методологические основы работы с одарёнными детьми можно использовать при работе с математически одарёнными детьми, обладающими математическими способностями. Выдающийся советский математик А. Н. Колмогоров выделил следующие элементарные математические способности:

1) алгоритмическая способность; 
2) геометрическое воображение; 
3) искусство логического рассуждения. 

Определение по В.А.Крутецкому: «Специальные способности (математические) – это индивидуально психологические особенности (прежде всего особенности умственной деятельности), отвечающие требованиям учебной математической деятельности и обуславливающие при прочих равных условиях успешность творческого овладения математикой как учебным предметом, в частности относительно быстрое, легкое и глубокое овладение знаниями, умениями и навыками в области математики» 
В самом общем виде одаренность определяется как системное свойство психики, проявляющееся и развивающееся при наличии соответствующих средовых условий (В. И. Панов).

«Творческая личность», «творческий подход», «творческие успехи», «думать творчески», «проявление творчества» - эти понятия в современном обществе являются показателями профессионализма, высокой квалификации. Ведь именно способность к творчеству и созиданию считается, в первую очередь, атрибутом таланта, одарённости.

Доктор психологических наук Н. С. Лейтес долгое время работал над про­блемой становления творческой активности у детей разных возрастных кате­горий.

Большой интерес представляет также методика Е. Торренса, который предлагает целую поэтапную систему развития творческого мышления. Основная мысль Е. Торренса заключается в том, что мышление необходимо освободить от внешне навязываемых ограничений, рамок, стандартов, в пределах которых мыслит человек.

Активизация творческой деятельности есть процесс и результат стимулирования активности школьников. Под активностью ребенка в учебном процессе подразумевается такой вид деятельного отношения, который характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью к усвоению знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам. Селевко Г. К. отмечает, что такого рода активность является следствием целенаправленных идеологических воздействий и организации соответствующей педагогической среды. Шамова Т. И. убедительно доказывает, что эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня активности ученика в познавательной и творческой деятельности, степени его самостоятельности в этом процессе. Активность школьников в учении обеспечивает развитие их творческих возможностей, новых познавательных потребностей, навыков познавательной деятельности. Включение школьников в учебно-познавательную и творческую деятельность по достижению целей обучения обеспечивается с помощью средств активизации, в качестве которых выступают содержание образования, методы и формы обучения.

В опыте использованы идеи личностно ориентированной модели образования И. С. Якиманской, идеи дифференциации и индивидуализации обучения.

Личностно-ориентированное обучение – это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования (И. С. Якиманская).

Дифференциация – создание разнообразных условий обучения для различных групп с целью учёта их контингента, а так же как комплекс методических, психолого-педагогических и организационных мероприятий, обеспечивающих обучение в группах.

Индивидуализация обучения – это организация учебной деятельности в соответствии с особенностями, возможностями, уровнем развития ученика. Под индивидуализацией понимается учёт личностных особенностей каждого ученика, нацеленность образовательного процесса на личность, на интересы ученика, на его склонности.

Активное взаимодействие всех участников образовательного и воспитательного процессов должно инициировать у обучающегося процесс самовыражения и саморазвития, при котором определяющая роль в развитии переходит от внешних детерминантов к внутренним мотивам, что как раз и является наиболее ценным.

Познакомившись с основными положениями работ исследователей Дружинина В. Н., Матюшкина А. М., автор выделяет такие основные составляющие творческого потенциала, как задатки, склонности, проявляющиеся в повышенной чувствительности; любознательность, стремление к созданию нового, склонность к решению и поиску проблем, образование ассоциативных массивов.

Из всего спектра концептуального видения проблемы одаренности автор опыта выбрал для себя стратегическую линию – необходимость поиска и предоставления педагогических и психологических возможностей развития творческой активности личности, осуществление комплексного подхода в организации работы с одаренными лицеистами.

Буквально слово «комплекс» (лат.) означает связь, сочетание. При рассмотрении комплексного подхода к обучению и воспитанию одарённых детей, он приобретает ранг основополагающего принципа, отражающего главные, сущностные стороны образовательного и воспитательного процесса, обуславливающего конечный результат – развитие творческой активности личности ребёнка.


    1. Новизна опыта

Новизна опыта состоит в создании системы работы с одаренными детьми через осуществление комплексного подхода к процессу обучения и воспитания обучающихся.

Условия реализации опыта. Данный опыт может быть реализован в любом общеобразовательном учреждении на ступени основного общего образования.


Раздел II. Технология опыта


Целью данной работы является повышение творческой активности одарённых детей по математике на основе осуществления комплексного подхода к работе с данной группой обучающихся.

Задачи:

1)      организовать в рамках работы учителя математики непрерывный процесс по выявлению и поддержке одарённых детей;

2)      разработать концепцию комплексного подхода к работе с одарёнными детьми;

3)      оказать им помощь в проявлении творческих способностей, создать условия для формирования индивидуальной траектории развития учащихся;

4)      повысить результативность участия обучающихся класса в различных математических конкурсах и олимпиадах.

Выявление способных детей на основе наблюдений, изучение их психических особенностей, речи, памяти, логического мышления, работа с ними является актуальной задачей для учителя математики и требует от педагога хороших и постоянно обновляемых знаний в области психологии одарённых детей и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологом, другими педагогами и родителями обучающихся.

Педагог выявляет и диагностирует детей (Приложение №1).

Работа проводится по следующим этапам:

I этап – анамнестический – при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности;

II этап – диагностический – на этом этапе проводится индивидуальная оценка творческих способностей ребенка;

III этап – этап формирования, углубления и развития способностей учащегося и ориентация его на проявление творческой активности.

Методика «Интеллектуальная лабильность» (Приложение №2) позволяет диагностировать способность ребенка переключать внимание, умение точно выполнять предъявляемые требования и указания, умение быстро переходить с решения одних задач на выполнение других, не допуская при этом ошибок. Таким образом, методика «Интеллектуальная лабильность» позволяет в целом оценить способность учащегося к обучению.

Диагностика и мониторинг уровня развития учащихся проводится по следующим направлениям:

        уровень интеллекта (тест Кеттелла);

        наличие творческих способностей (тест Е. Торренса);

        отслеживание процесса развития способностей учащихся.

Работа с родителями рассматривается как важнейшая задача, решаемая в системе психолого-педагогического сопровождения как в традиционных формах консультирования и просвещения, так и в достаточно новых для системы сопровождения формах: совместные (родители и дети) семинары-тренинги по развитию навыков общения, сотрудничества, разрешения конфликтов. На родительских собраниях «Роль семьи, родителей для развития потенциальных возможностей ребенка», «Влияние гендерных стереотипов на развитие личности учащегося» педагог информируют родителей о целях и результатах проводимых диагностик по выявлению одаренных детей, знакомят их с технологией проведения отбора.

В основе концепции комплексного подхода к организации работы с одарёнными по математике учащимися – направленность всех компонентов образовательного процесса на повышение творческой активности личности как в рамках предметной области, так и вне неё. В состав компонентов входят: урочная и внеурочная деятельности, организация предметно-пространственной среды.


Диаграмма 1.

Схема комплексного подхода
к организации работы с одарёнными обучающимися




 На схеме указаны направления работы, которые реализуются педагогом внутри учебного заведения.

Автор уверен, что содержание учебной деятельности одаренных детей должно отличаться от содержания базового образования. Одаренные дети, различаясь между собой, обладают при этом некоторыми общими особенностями, которые и учитываются при отборе содержания образования. Оптимальный результат в развитии обучающихся достигается при одновременно соответствующем изменении содержания и методов обучения.

Учебный материал, используемый педагогом в работе с одаренными детьми, соответствует следующим требованиям: научность, расширенный объем, междисциплинарный контекст, практическая направленность, соответствие разнообразию интересов учащихся, дискуссионное содержание .

В своей деятельности педагог отдаёт предпочтение следующим методам:

        проблемному, который ориентирует на осознанное усвоение знаний, формирует логическое мышление;

        эвристическому, ориентирующему учащихся на самостоятельное открытие тех или иных явлений или законов;

        исследовательскому, который способствует самостоятельному поиску связи между уже имеющимися знаниями.

Выделяются следующие принципы разработки учителем урока, направленного на развитие одаренных детей: 

  • усложнение содержания учебной деятельности за счет углубления и большей абстрактности предлагаемого материала; 

  • ориентация на интеллектуальную инициативу учащихся; 

  • осуществление учебно-познавательной деятельности в соответствии с познавательной потребностью детей, а не по заранее разработанной логической схеме; 

  • преобладание собственной работы мысли ученика над репродуктивным усвоением знаний; 

  • актуализация лидерских возможностей; 

  • развитие познавательной потребности  (Приложение№3).

Педагогический инструментарий учителя математики. 
Система заданий, способствующая развитию творческой деятельности учащихся на уроках математики
(Приложение №4):

  • Задания на развитие логического мышления; 

  • Задание на прогнозирование ситуации; 

  • Решение задания на выдвижение гипотезы и их защиту; 

  • Задание на развитие творческого мышления; 

  • Домашнее задание, способствущее развитию самостоятельной работы уча-щегося. 

На уроках предлагаются различные задания, выявляющие степень одарённости ребёнка. К примеру, в 5 классе можно предложить такие задачи:

1) Сколько будет, если полтину разделить на половину?

2) Половина – треть его. Какое это число.

3) Сколько треугольников можно найти на изображении пятиконечной звезды?

4) Они ехали по треку на велосипедах, они никуда не сворачивали, их не стало. Сколько их было?

5) Измерить диагональ кирпича, пользуясь линейкой.

6) Как посадить 10 яблонь в 5 рядов по 4 яблони в каждом ряду?

Ни для кого не секрет, чтобы развивать творческие способности у детей, учителю нужно самому быть творцом. Заинтересовать – выявить - научить - развить . И снова - заинтересовать – выявить - научить – развить! Вот нехитрая формула, которой необходимо пользоваться в своей работе.
Одаренного ребенка никогда не следует выставлять напоказ, возвеличивать, делать его предметом радости или гордости родителей и школы. Не следует и приходить в отчаяние, что он не похож на других, принуждать его «быть как все».
Единственное, что следует поощрять в ребенке, – это желание работать ради работы, а не стремление обогнать школьных товарищей. Успешность профессиональной деятельности учителя в значительной степени определяется его умением управлять ученическим общением, заранее моделировать, предвидеть результаты. Это особенно важно в работе с одаренными детьми, поскольку творчески одаренные дети нередко испытывают трудности общения со сверстниками, непонимание, а порой и неприязнь с их стороны.

И на уроках, и во внеурочной деятельности, которая является неотъемлемой частью работы с одарёнными детьми.  Необходимо уделять пристальное внимание  сохранению преемственности в обучении не только на уроках, но и во время проведения внеклассной работы по предмету. Автор имеет в виду проведение, к примеру, совместных математических мероприятий старшеклассников и учащихся начальной школы: викторины, совместные математические эстафеты, конкурсы ребусов, кроссвордов. Широкое привлечение старшеклассников к организации и проведению математических мероприятий повышает их значимость в глазах малышей, имеет большое обоюдное воспитательное значение. Такой подход позволяет не только развить творческие способности учащихся, но и способствуют развитию толерантности, уважительного отношения старших и младших школьников, а также влияет на выбор будущей профессии выпускников школы.

Особое внимание необходимо уделить учащимся 5-6 классов, так как именно в этом возрасте важно создать условия для самоопределения и самовыражения, реализации интеллектуальных возможностей, проявления творческих способностей. В этом возрасте дети особенно активны, для них всё интересно, они хотят созидать и видеть результаты своей деятельности.

Ежегодно у нас в школе работают кружки для 5-6 классов, 7-8 классов, 9 классов. Знакомство обучающихся с эвристическими методами, формирование у учащихся умения систематизировать эти методы, использовать их в решении различных задач – основополагающий момент в проведении кружковых занятий. Активное участие кружковцев в проведении математических мероприятий в рамках Недели математики является одной из традиций школы. Популярнейшими мероприятиями, проводимыми в рамках предметной недели, являются математические эстафеты, викторины, конкурсы поэзии, конкурсы математических газет, заочные конкурсы «решальщиков», конечно, математические бои в 8-9 классах. Результативность кружковой работы с одарёнными детьми выявляется на различных математических турнирах: олимпиадах, конкурсах, турнирах. Очевидно, что успешность участия обучающихся напрямую зависит прежде всего от профессионализма учителя, который необходимо постоянно совершенствовать. Возможности для профессионального роста педагогов особенно в настоящее время велики. Важно понимать то, над чем нужно работать, что совершенствовать, и конечно, желать самосовершенствоваться.

Так, определённую трудность для учителя представляет организация проектно-исследовательской деятельности учащихся. Не столько организация, как таковая, а выбор тем исследования для дальнейшего освещения на научно-практических конференций учащихся. Ведь работу нужно строить так, чтобы налицо была проблема, чтобы было именно исследование, приводящее к решению этой проблемы. Не решение задач с целью подготовки к сдаче экзаменов в рамках итоговой аттестации, а отыскание, к примеру, определённых условий для разрешения некоторой проблемы. Здесь большую роль играет методическое мастерство учителя. Это одна из трудностей в работе с одарёнными детьми в вопросе проведения исследовательской работы.

Большое значение в деле развития творческих способностей учащихся старших классов и в их дальнейшем самоопределении имеет посещение занятий элективных курсов. Важно при этом не забыть о том, что прежде всего нужно обеспечивать знание обязательный минимума. И, конечно, не перегружать обучающихся. Общение с одарёнными детьми требует от учителя гибкости мышления, творчества, профессионализма, позволяет чувствовать себя свободным в рамках школьной программы.

Одарённые дети с определённого этапа должны иметь возможности подключиться к различным формам творческой коммуникации. Поэтому педагог постоянно вовлекает их в создание и реализацию различных проектов, исследований, участие в фестивалях, олимпиадах и конкурсах разного уровня.

Деятельность педагога направлена на оказание помощи обучающимся в проявлении их творческих способностей, создание условий для формирования индивидуальной траектории их развития. В этом ключевая идея деятельности педагога, ведь гармоничное становление образа «Я» обучающегося невозможно без насыщенной, разнообразной и активной работы, в которой ученики могут приобрести ценнейший опыт общения и практику выстраивания позитивной жизненной стратегии. Внимание уделяется каждому ребёнку. И на уроках, и в процессе внеурочной и внеклассной деятельности учитель организует образовательный процесс таким образом, чтобы каждый обучающийся находил возможность для реализации своего творческого потенциала, участия в том или ином деле. Создание ситуации успеха, постоянная работа над формированием универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), уровневый подход к оценке достигнутых результатов позволяют поощрять продвижение ребёнка, выстраивать индивидуальную траекторию его развития с учётом «зоны ближайшего развития». Всё это направлено на организацию образовательного процесса на основе личностно-ориентированного подхода.

Таким образом, в ходе работы над опытом был разработан целостный подход к многоаспектному решению проблемы творческой самореализации личности одаренных детей.


Раздел III. Результативность опыта


Критерием результативности опыта по осуществлению комплексного подхода в организации работы с одарёнными детьми являются достижения обучающихся в социально значимых проектах, интеллектуальных конкурсах и олимпиадах, а также охват обучающихся исследовательской и проектной деятельностью.

Проведённые в 2009, 2011 годах диагностические исследования направленное на изучение способности к обучению и уровня творческой активности учащихся показали следующее распределение по крите­риям творческой активности:

Таблица 2.

 

Критерий

Коэффициент

2009 год

2013 год

Чувство новизны

0,8

0, 9

Критичность

0,5

0,6

Способность преобразовать структуру объекта

0,4

0,7

Направленность на творчество

0,8

0,9

 

Исследование интеллектуальной лабильности, проведённое в 2013 году в форме тестирования учащихся, дало следующие результаты: высокая лабильность, хорошая способность к обучению выявлена у 16 обучающихся (88%).

Качество знаний обучающихся за последние два года представлено в таблице.

Таблица 3.

Качество знаний учащихся

 Класс

Качество знаний, %

2011-2012 учебный год

2012-2013 учебный год

5

75

63

6

50

75

7

67

67

8

65

67

9

70

65


Возросла активность участия обучающихся класса в олимпиадах, конкурсах различного уровня (таблица 4).

Таблица 4.

Активность участия учащихся в олимпиадах, конкурсах

Учебный год

Количество участников/%

2009-2010

7/39

2010-2011

9/50

2011-2012

10/56

2012-2013

12/67

2013-2014

13/72


В таблице 5 указаны победители и призёры олимпиад за последние годы.

Таблица 5.

№ п/п

Фамилия Имя

Год

Класс

Название конкурса, олимпиады

Занятое место (присвоенное звание)

1

Беляев Никита

2010

8

Муниципальный тур Всероссийской олимпиады по математике

Победитель

2

Новикова Дарья

2010

7

Муниципальный тур Всероссийской олимпиады по математике

Победитель

3

Беляев Никита

2011

9

Муниципальный тур Всероссийской олимпиады по математике

Победитель

4

Сидоркова Оксана

2010

9

Муниципальный тур Всероссийской олимпиады по математике

Призёр

5

Ефремова Юлия

2013

7

Муниципальный тур Всероссийской олимпиады по математике

Призёр

6

Ефремова Юлия

2012

6

Общероссийская предметная олимпиада «Олимпус» по математике

III место


7

Одарченко Иван

2012

6

Общероссийская предметная олимпиада «Олимпус» по математике

II место


8

Лепехина Наталья

2012

5

Общероссийская предметная олимпиада «Олимпус» по математике

II место


 

Таким образом, следует отметить тенденцию к повышению творческой активности личности обучающихся, одарённых по математике.












4. Библиографический список


  1. Болотов В. А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10. – 8-14с.

  2. Громцева А. К. Формирование у школьников готовности к самообразованию. – М: Просвещение, 1983.- 82с.

  3. Зимняя И.А. Компетентностный подход: каково его место в системе современных подходов к проблеме образования? (теоретико-методологический аспект)//Высшее образование сегодня. 2006 .№8., с 20-26.

  4. П. Каптерев, Избр. пед. соч., — М., 1991. — 45 с.

  5. Рубанин Н. А. Самостоятельная познавательная деятельность школьников. – М.: Просвещение, 1990.- 96с.

  6. Харламова Т. Компетентное обсуждение // Школьный психолог. — 2002. — №20. — http://psy.1september.ru/2002/20/2.htm

  7. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно–ориентированной парадигмы // Народное образование. — 2003. — № 2. — С. 58–64.)

























Приложения к опыту

1.    Приложение №1–методика оценки общей одаренности.

2.    Приложение №2–тест «Интеллектуальная лабильность».

3.    Приложение №3 – развивающие задания по математике для 5-7 классов.

4. Приложение №4 - задания для работы с одарёнными учащимися.

5. Приложение №5 - Внеклассное мероприятие "Математический марафон" для 5–7-х классов.

6. Приложение №6 - План работы по математике с одарёнными

и талантливыми детьми.







17


Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос