В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Слесарное дело. Рабочая программа. 6 класс.слесарное_дело_6-б

Файл прикреплен к материалу: Слесарное дело. Рабочая программа. 6 класс.
Войдите для скачивания файлов

Государственное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение Владимирской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида г. Коврова»



Согласовано Утверждаю

Зам. директора по УВР_______Н.М. Павлова Директор школы-интерната_____Н.И. Холодова







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по слесарному делу в 6-б классе

учитель Монахов Сергей Викторович







2014 -15 уч. год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по слесарному делу создана для 6 класса, учащихся с лёгкой степенью дефекта психофизического развития. Программа разработана на базисного учебного плана школы.

Курс «Слесарное дело» создан с учетом личностного, деятельного, дифференцированного, компетентного и культурно-ориентированного подходов в обучении и воспитании детей с ОВЗ и направлен на формирование функционально грамотной личности на основе полной реализации возрастных возможностей и резервов (реабилитационного потенциала) ребенка, владеющей доступной системой знаний и умений позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач. Процесс обучения «Слесарному делу» неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпимости, настойчивости, воли, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль. Обучение слесарному делу носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию этих знаний в нестандартных ситуациях.

Обучение ведётся по типовой программе специальной (коррекционной) школы VIII вида: «Программа специальной (коррекционной) школы VIII вида 5 — 9 класса». Сб.1 под редакцией В.В.Воронковой; (авторы коррекционного курса «Слесарное дело»: С.Л.Мирский, Б.А.Журавлев, Л.С.Иноземцева, Е.А.Ковалева, Г.В.Васенков, А.Ф.Шепетчук, С.В.Бобрешова, Я.Д.Чекайло) ) - М.: Гуман. изд. «Владос», 2001.

Программа построена с учетом принципов системности, научности, доступности.

Характеристика учащихся 6-«б» класса.

Учащиеся данной группы способны достаточно полно воспроизводить учебный материал, отвечая на вопросы, а в простых случаях воспроизводить его самостоятельно. Технико-технологические знания усвоены достаточно полно. Планирование новой работы в пределах программных требований осуществляют успешно. Приемы контроля сформированы, работоспособность высокая, трудовые приемы в объеме программных требований данного класса усвоены успешно.

Учитывая статус класса и психофизические особенности обучаемой подгруппы детей, программа полностью соответствует базовому стандарту знаний.


Программа для 6-«б» класса составлена таким образом, что материал опирается на ранее полученные умения и навыки рассчитана на 272 часа учебного времени (8 часов в неделю).

В программу включены следующие разделы:

Изготовление деталей

Резание металла ножовкой

Сверление

Опиливание

Правка и гибка металла

Соединение деталей заклепками

Выполнение изделий по технологической карте

Рубка металла

Плоскостная разметка

Пространственная разметка


Основными формами и методами обучения являются практические работы, беседы о ТБ; широко используются наглядные средства обучения, демонстрация учебных фильмов, средства ИКТ. Занятия слесарным делом проводятся в специальном кабинете, оборудованном учебной зоной и индивидуальными рабочими местами с техническим оборудованием (верстаки, станки токарные, сверлильные, фрезерные).

При организации кабинета учтены санитарно-гигиенические нормы и правила техники безопасности.

Цель: подготовка учащихся к самостоятельному выполнению после окончания школы несложных видов работы на предприятиях промышленного производства.

Задачи:

  1. Формирование доступных школьникам техническим и технологических знаний;

  2. Развитие у учащихся общетрудовых умений (умений ориентироваться в производственном задании, планировать последовательность действий, выполнять и контролировать ход работы);

  3. Обучение школьников приёмам труда по выбранной специальности и привитие им соответствующих трудовых навыков;

  4. Воспитание устойчивого положительного отношения к труду; сознательное овладение приёмами труда;

  5. Формирование необходимых в повседневной производственной деятельности качеств личности, ответственности за порученное дело, добросовестности, честности, бережного отношения к общественной собственности.


Коррекционная работа включает следующие направления.


Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

— коррекция восприятия формы, конструкции, величины предметов;

— развитие представлений;

— коррекция – развитие памяти, внимания;

— развитие пространственных представлений и ориентации.

Развитие различных видов мышления:

— развитие наглядно-образного мышления;

— развитие словесно-логического мышления.

Развитие основных мыслительных операций:

— развитие умения сравнивать, анализировать; выделять сходство и различие предметов;

— умение работать по инструкциям, алгоритму;

— планировать свою работу, намечать последовательность выполнения работы.

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:

— развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;

— формирование адекватности чувств;

— формирование умения анализировать свою деятельность.

Коррекция – развитие речи:

— коррекция нарушений устной речи; монологической речи; диалогической речи.

— обогащение словаря.

Коррекция недостатков двигательной сферы:

— совершенствовать мелкую моторику рук.



ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ


Учащиеся должны знать:

- устройство слесарных тисков, приемы рубки металла в тисках, инструменты ,правила безопасной работы при рубке металла;

- приемы опиливания металла, техника безопасности при опиливании;

- устройство и назначение слесарной ножовки;

- формы кромок детали;

- устройство разметочного циркуля, назначение, приемы пользования;

- инструменты и приспособления для гибки и правки металла;

-понятие трудовая операция, прием, виды технологических карт;

- приемы рубки металла на плите,

- требования к разметке, понятие точность измерения;

- виды напильников, назначение различных видов;

- устройство, назначение, приемы работы штангенциркулем – ШЦ-1;

- виды разметки, назначение, разница между видами;

- устройство и назначение рейсмуса.


Учащиеся должны уметь:

- работать: зубилом, слесарной ножовкой, разметочным циркулем;

- проверять качество работы на глаз, по образцу и шаблону;

- работать напильниками;

- изготавливать изделия по технологической карте;

- работать штангенциркулем (ШЦ-1);

- пользоваться рейсмусом.


Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока.

Кол-во

часов

Тип урока

Оборудование

Дата проведения

Примечания

1-2

Вводное занятие.

2

Урок новых знаний

Оборудование кабинета.



3-4

Изготовление деталей прямоугольной формы.

Организация рабочего места слесаря.

2


Комбинированный урок

Слесарные тиски.

Слесарное зубило.




5-6

Требования к точности разметки.

2

Комбинированный урок

Слесарные тиски.

Слесарное зубило.



7-8

Припуск на обработку.

2

Комбинированный урок

Слесарные тиски.

Слесарное зубило.



9-10

Разметочные инструменты: устройство, назначение, сбережение, правила бе­зопасной работы (чертилкой).

2

Комбинированный урок

Слесарные тиски.

Слесарное зубило.




11-12

Рубка в тисках по уровню губок: приемы, виды брака, меры по предупреждению.

2

Комбинированный урок

Слесарные тиски.

Слесарное зубило.




13-14

Слесарные тиски: назначение, устройство, правила сбережения.

2

Комбинированный урок

Слесарные тиски.

Слесарное зубило.



15-16

Различие металлов по твердости.

2

Комбинированный урок

Слесарные тиски.

Слесарное зубило.



17-18

Слесарное зубило и молоток.

2

Комбинированный урок

Слесарные тиски.

Слесарное зубило.



19-20

Плоский напильник.

2

Комбинированный урок

Слесарные тиски.

Слесарное зубило.



21-22

Опиливание металла.

2

Комбинированный урок

Слесарные тиски.

Слесарное зубило.



23-24

Чертеж: применение, виды линий.

2

Комбинированный урок

Слесарные тиски.

Слесарное зубило.



25-26

Резание металла ножовкой

2

Комбинированный урок

Слесарная ножовка.

Полотно.

Винт-барашек.



27-28

Слесарная ножовка.

2

Комбинированный урок

Слесарная ножовка.

Полотно.



29-30

Ножовочное полотно.

2

Комбинированный урок

Слесарная ножовка.

Полотно.

Винт-барашек.



31-32

Способы образования начала реза.

2

Комбинированный урок

Слесарная ножовка.

Полотно.

Винт-барашек.



33-34

Резание с поворотом полотна.

2

Комбинированный урок

Слесарная ножовка.

Полотно.

Винт-барашек.



35-36

Сверление.

Сверление, назначение, приспособления.

2

Комбинированный урок

Настольно-сверлильный станок.



37-38

Основные части настольного сверлильного станка.

2

Комбинированный урок

Настольно-сверлильный станок.



39-40

Спиральное сверло.

Назначение элементов.

2

Комбинированный урок

Настольно-сверлильный станок.



41-42

Устройство рабочей части: канавки, ленточки, режущие кромки.

2

Комбинированный урок

Настольно-сверлильный станок.



43-44

Причины поломки при работе, правила уборки.

2

Комбинированный урок

Настольно-сверлильный станок.



45-46

Кулачковый сверлильный патрон.

2

Комбинированный урок

Рабочая часть.

Канавки.Ленточки.

Режущие кромки.



47-48

Машинные тиски.

Назначение зенкования отверстия.

2

Комбинированный урок

Трёхкулачковый

сверлильный

патрон.



49-50

Устройство зенковки. Безопасность труда при сверлении и зенковании.

2

Комбинированный урок

Трёхкулачковый

сверлильный

патрон.



51-52

Практическое повторение. Изготовление молоточка детского с квадратным бойком и одним скосом (для слабых учащихся) или двумя скосами (для более подготовленных).

2

Урок новых знаний

Настольно-сверлильный станок.



53-54

Разметка.

2

Практический урок

Настольно-сверлильный станок.



55-56

Изготовление скосов.

2

Практический урок

Настольно-сверлильный станок.



57-58

Изготовление скосов.

2

Практический урок

Настольно-сверлильный станок.



59-60

Изготовление скосов.

2

Практический урок

Настольно-сверлильный станок.



61-62

Разметка отверстий.

2

Практический урок

Настольно-сверлильный станок.



63-64

Распиливание отверстий.

2

Практический урок

Настольно-сверлильный станок.



65-66

Распиливание отверстий.

2

Практический урок

Настольно-сверлильный станок.



67-68

Отделка изделия.

2

Обобщающий урок

Настольно-сверлильный станок.



69-70

Самостоятельная работа. Изготовление прямоугольной заготовки для последующего изделия.

2

Практический урок

Настольно-сверлильный станок.



71-72

Опиливание под угольник (точность опиливания 0.5 мм).

2

Практический урок

Настольно-сверлильный станок.



73-74

II четверть

Вводное занятие.

Правила техники безопасности в мастерской.

2

Урок новых знаний

Журнал по ТБ.



75-76

Опиливание криволинейной кромки.

Выпуклая и вогнутая формы кромки детали.

2

Комбинированный урок

Разметочный циркуль.




77-78

Разметочный циркуль: назначение, приемы пользования, правила ТБ.

2

Комбинированный урок

Разметочный циркуль.




79-80

Напильники: виды (круглый, по­лукруглый), назначение видов.

2

Комбинированный урок

Разметочный циркуль.




81-82

Понятие исправимый и неисправимый брак изделия.

2

Комбинированный урок

Разметочный циркуль.




83-84

Чертеж: назначений линий (штрихпунктирная).

2

Комбинированный урок

Разметочный циркуль.




85-86

Правка и гибка металла.

Понятие упругость металла.

2

Комбинированный урок

Презентация «Упругость металла ».



87-88

Виды изгиба полосового металла.

2

Комбинированный урок

Таблица.



89-90

Инструменты и приспособления для гибки и правки металла.

2

Комбинированный урок

Инструменты и приспособления для гибки и правки металла.



91-92

Брак при правке и гибке: виды, исправления.

2

Комбинированный урок

Инструменты и приспособления для гибки и правки металла.



93-94

Правила безопасности при гибке металла.

2

Комбинированный урок

Инструменты и приспособления для гибки и правки металла.



95-96

Соединение деталей заклепками с потайными головками.

Пластичность металла.

2

Комбинированный урок

Закладная головка.

Стержень. Замыкающая

головка



97-98

Заклепка: элементы (закладная головка, стержень, замыкающая головка).

2

Комбинированный урок

Закладная головка.

Стержень. Замыкающая

головка



99-100

Заклепка: элементы (закладная головка, стержень, замыкающая головка).

2

Комбинированный урок

Закладная головка.

Стержень. Замыкающая

головка



101-102

Расчет длины в зависимости от диаметра и толщины соединения деталей.

2

Комбинированный урок

Таблица.



103-104

Зависимость прочности заклепочного соединения от качества заклепки.

2

Комбинированный урок

Плакат. Таблица.



105-106

Личный напильник: назначение, причина и следствие забивания насечки опилками.

2

Комбинированный урок

Личный напильник



107-108

Личный напильник: назначение, причина и следствие забивания насечки опилками.

2

Комбинированный урок

Личный напильник



109-110

Практическое повторение. Изготовление петель шарнирных, крючков оконных из листовой стали, выполнение заказов школы.

2

Урок новых знаний

Инструменты и приспособления для гибки и правки металла.



11-112

Разметка.

2

Практический урок

Инструменты и приспособления для гибки и правки металла.



113-114

Изготовление петель.

2

Практический урок

Инструменты и приспособления для гибки и правки металла.



115-116

Изготовление петель.

2

Практический урок

Инструменты и приспособления для гибки и правки металла.



117-118

Изготовление крючков.

2

Практический урок

Инструменты и приспособления для гибки и правки металла.



119-120

Разметка крючков.

2

Практический урок

Инструменты и приспособления для гибки и правки металла.



121-122

Опиливание крючков.

2

Практический урок

Инструменты и приспособления для гибки и правки металла.



123-124

Отделка изделия.

2

Обобщающий урок

Инструменты и приспособления.



125-126

Самостоятельная работа.

Изготовление шайб из листовой стали.

2

Практический урок

Инструменты и приспособления для изготовления шайб.



127-128

Изготовление шайб из листовой стали.

2

Комбинированный урок

Инструменты и приспособления для изготовления шайб.




129-130

III четверть

Вводное занятие

2

Урок новых знаний

Оборудование кабинета.



131-132

Выполнение изделия по технологической карте.

2

Комбинированный урок

Технологическая карта



133-134

Технологическая карта: виды.

2

Комбинированный урок

Технологическая карта



135-136

Технологическая карта: состав.

2

Комбинированный урок

Технологическая карта



137-138

Технологическая карта: эскиз изделия, описание приемов выполнения.

2

Комбинированный урок

Технологическая карта



139-140

Технологическая карта: чертеж, указание материала, инструментов, приспособлений.

2

Комбинированный урок

Технологическая карта



141-142

Понятия трудовая операция, прием (способ выполнения операции).

2

Комбинированный урок

Технологическая карта



143-144

Правила нанесения размеров на чертеже.

2

Комбинированный урок

Чертёж.



145-146

Правила нанесения размеров на чертеже.

2

Комбинированный урок

Чертёж.



147-148

Рубка на плите

2

Комбинированный урок

Крейсмейсель. Зубило.

Лезвие зубила.



149-150

Рубка на плите: назначение, особенности воздействия зубила на металл по сравнению с рубкой в тисках по уровню губок.

2

Комбинированный урок

Зубило.



151-152

Зубило: форма заточки для рубки по кривым линиям.

2

Комбинированный урок

Лезвие зубила.



153-154

Поза работающего, приемы работы, техника безопасности.

2

Комбинированный урок

Зубило.



155-156

Крейсмейсель: назначение.

2

Комбинированный урок

Крейсмейсель.



157-158

Правила безопасной работы при рубке на плите.

2

Комбинированный урок

Крейсмейсель.



159-160

Плоскостная разметка и обработка деталей по чертежу

2

Комбинированный урок

Чертёж. Циркуль.



161-162

Чертеж — основной документ для выполнения изделия.

2

Комбинированный урок

Чертёж. Циркуль.



163-164

Требования к разметке.

2

Комбинированный урок

Чертёж. Циркуль.



165-166

Циркули разметочные.

2

Комбинированный урок

Чертёж. Циркуль.



167-168

Понятие точность измерения.

2

Комбинированный урок

Чертёж. Циркуль.



169-170

Точность измерения линейкой.

2

Комбинированный урок

Чертёж. Линейка.



171-172

Пересекающиеся и перпендикулярные линии на плоскости.

2

Комбинированный урок

Чертёж. Линейка.



173-174

Точность измерения линейкой.

2

Комбинированный урок

Чертёж. Линейка.



175-176

Сопряжение пересекающихся и параллельных прямых дугой окружности данного радиуса.

2

Комбинированный урок

Чертёж. Линейка.



177-178

Сопряжение пересекающихся и параллельных прямых дугой окружности данного радиуса.

2

Комбинированный урок

Чертёж. Линейка.



179-180

Практическое повторение.

Виды работы.

2

Комбинированный урок

Оборудование кабинета.



181-182

Изготовление приспособления для удаления сорняков (чистка), грабель огородных детских цельнометаллических.

2

Урок новых знаний

Презентация «Изготовление приспособления для удаления сорняков».



183-184

Разметка.

2

Практический урок

Технологическая карта.



185-186

Изготовление грабель.

2

Практический урок

Технологическая карта. Инструменты и приспособления.



187-188

Изготовление грабель.

2

Практический урок

Технологическая карта. Инструменты и приспособления.



189-190

Изготовление грабель.

2

Практический урок

Технологическая карта. Инструменты и приспособления.



191-192

Изготовление грабель.

2

Практический урок

Технологическая карта. Инструменты и приспособления.



193-194

Изготовление грабель.

2

Практический урок

Технологическая карта. Инструменты и приспособления.



195-196

Изготовление грабель.

2

Практический урок

Технологическая карта. Инструменты и приспособления.



197-198

Изготовление грабель.

2

Практический урок

Технологическая карта. Инструменты и приспособления.



199-200

Изготовление грабель.

2

Практический урок

Технологическая карта. Инструменты и приспособления.



201-202

Опиливание.

2

Практический урок

Технологическая карта. Инструменты и приспособления.



203-204

Отделка изделия.

2

Обобщающий урок

Технологическая карта. Инструменты и приспособления.



205-206

Самостоятельная работа

2

Практический урок

Технологическая карта. Инструменты и приспособления.



207-208

Изготовление деталей задвижек, форточных запоров и др.

2

Комбинированный урок

Технологическая карта. Инструменты и приспособления.



209-210

IV четверть

Вводное занятие

2

Урок новых знаний

Оборудование кабинета.



211-212

Опиливание широкой поверхности.


2

Комбинированный урок

Штанген­циркуль Насечка.



213-214

Понятия плоская и криволинейная поверхности (объяснение на конкретных примерах).

2

Комбинированный урок

Таблица.



215-216

Напильник: виды по форме сечения, по насечке.

2

Комбинированный урок

Напильник



217-218

Напильник: назначение разных видов, правила сбережения, виды плоского на­пильника .

2

Комбинированный урок

Напильник



219-220

Использование остроносого плоского напильника.


2

Комбинированный урок

Напильник



221-222

Применение масла и мела при работе личным напильником.

2

Комбинированный урок

Напильник



223-224

Штангенциркуль ШЦ-1, ЩЦ-2: назначение.

2

Комбинированный урок

Штангенциркуль ШЦ



225-226

Штангенциркуль: устройство, приемы работы.


Комбинированный урок

Штангенциркуль ШЦ



227-228

Штангенциркуль. Умение.

2

Комбинированный урок

Штангенциркуль ШЦ



229-230

Работа со штангенциркулем.

2

Комбинированный урок

Штангенциркуль ШЦ



231-232

Пространственная разметка.

2

Комбинированный урок

Штанген-рейсмус.

Вертикальная линейка.

Угольник с полкой.



233-234

Разметка: виды (пространственная, плоскостная), назначение, разница между видами.

2

Комбинированный урок

Вертикальная линейка.



235-236

База для пространственной разметки: правила выбора .

2

Комбинированный урок

Вертикальная линейка.



237-238

База для пространственной разметки: инструменты.

2

Комбинированный урок

Вертикальная линейка.



239-240

База для пространственной разметки: приспособления.

2

Комбинированный урок

Вертикальная линейка.



241-242

База для пространственной разметки: рейсмус, штангенциркуль.

2

Комбинированный урок

Рейсмус



243-244

Рейсмус: устройство.

2

Комбинированный урок

Рейсмус



245-246

Рейсмус: назначение.

2

Комбинированный урок

Рейсмус



247-248

Рейсмус: правила безопасного обращения.

2

Комбинированный урок

Рейсмус



249-250

Практическое повторение

2

Комбинированный урок

Штанген-рейсмус.

Вертикальная линейка.

Угольник с полкой.



251-252

Изготовление упорной планки для зажимного винта столярного верстака.

2

Урок новых знаний

Презентация «Изготовление упорной планки».



253-254

Выбор материала и разметка.

2

Практический урок

Технологическая карта. Инструменты и приспособления.



255-256

Высверливание заготовки.

2

Практический урок

Технологическая карта. Инструменты и приспособления.



257-258

Опиливание кромки.

2

Практический урок

Технологическая карта. Инструменты и приспособления.



259-260

Опиливание кромки.

2

Практический урок

Технологическая карта. Инструменты и приспособления.



261-262

Опиливание кромки.

2

Практический урок

Технологическая карта. Инструменты и приспособления.



263-264

Опиливание кромки.

2

Практический урок

Технологическая карта. Инструменты и приспособления.



265-266

Разметка и сверление отверстий.

2

Практический урок

Технологическая карта. Инструменты и приспособления.



267-268

Отделка изделия.

2

Практический урок

Технологическая карта. Инструменты и приспособления.



269-270

Контрольная работа

2

Обобщающий урок

Задания для контрольной работы.



271-272

Изготовление мотыги.

2

Обобщающий урок

Технологическая карта






УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС.


  1. Программа специальной (коррекционной) школы VIII вида 5 — 9 класса». Сб.1 под редакцией В.В.Воронковой; - М.: Гуман. изд. центр «Владос», 2001г.

  2. Слесарное дело, учебное пособие для учащихся 4 кл. Ю.И.Сагал. – М.:Просвещение,1983г.;

  3. Слесарное дело, учебное пособие для учащихся 5-6 кл. В.Г Копелевич, И.ГСпиридонов, Г.П.Буфетов.- М.:Просвещение,1992 г.;

  4. Слесарное дело, учебное пособие для учащихся 7-8 кл. И.Г.Спиридонов, Г.П. Буфетов, В.Г. Копелевич – М.:Просвещение,1985 г.;

  5. Справочный дидактический материал по слесарному делу, пособие для учащихся 5-9 кл.В.Г. Патракеев, И.В. Патракеев – М.: Гуман. изд. центр ВЛАДОС,2004 г.;

  6. Слесарное дело, тетрадь для самостоятельной работы учащихся. – М.: изд.центр ВЛАДОС,2004г.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 6800 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru