В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Использование информационных технологий на уроках математики в младших классах специальной (коррекционной) школы VIII видаИспользование ИКТ на уроках математики

Войдите для скачивания файлов









Использование информационных технологий на уроках математики в младших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида





Автор: Сергеева Олеся Сергеевна

ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск













Содержание

Введение

3

1 Теоретический аспект проблемы использования информационно-коммуникационных технологий на уроках математики в младших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида…………...



5

1.1 Использование информационно-коммуникационных технологий в системе общего образования…………………………


5

1.2 Использование информационно-коммуникационных технологий в системе специального образования………………….


14

1.3 Особенности математических знаний и умений учащихся младших классов с нарушением интеллекта……………………….


22

2 Изучение использования информационно-коммуникационных технологий на уроках математики в младших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида……………………………………



32

2.1 Организация и методика констатирующего эксперимента

32

2.2 Анализ результатов эксперимента………………………………

37

Заключение……………………………………………………………...

43

Список использованных источников………………………………….

46













Введение


Актуальность исследования. Одна из основных задач образования в настоящее время – это вхождение в современное информационное общество. В учебный процесс активно внедряются информационные технологии, на уроках используются компьютерные обучающие программы, тестирование, моделирование, презентации. При этом компьютер может использоваться как источник учебной информации, наглядное пособие, тренажер или средство диагностики и контроля.

В основу использования информационных технологий (ИКТ) в отечественной педагогике положены психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Ю. К. Бабанским,  Л. С. Выготским, П. Я. Гальпериным, С. Л. Рубинштейном, Н. Ф. Талызиной и др. Исследования по использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе убедительно доказывают возможность и целесообразность их применения в развитии речи, интеллекта и личности обучающегося  (В. Г. Беспалько, И. Г. Захарова, С. Пейперт, Г. К. Селевко и др.).

Е. Б. Замятина, Л. Н. Лядова, Б. И. Мызникова и др. отмечают, что системное, эффективное формирование информационно-коммуникационной компетентности для основной массы учащихся сегодня возможно только при условии использования информационно-коммуникационных технологий.

В сфере преподавания в специальной (коррекционной) школе VIII вида использование информационных технологий в учебном процессе позволяет:

  • оптимизировать и модернизировать процесс обучения;

  • осуществлять диагностику и управление учебным процессом;

  • организовать разнообразные формы деятельности обучаемых по самостоятельному извлечению и предоставлению обучаемым знаний;

  • развивать навыки анализа информации, исследовательской деятельности;

  • стимулировать мотивацию учащихся к обучению;

  • расширять кругозор, способствовать формированию коммуникативных умений школьников.

Однако, несмотря на повсеместное применение информационно-коммуникационных технологий в образовании, их использование на уроках математики в младших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида остается недостаточно изученным.

Объект исследования: преподавание математики в младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Предмет исследования: процесс использования ИКТ на уроках математики в младших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Цель исследования: изучение особенностей использования информационно-коммуникационных технологий на уроках математики в младших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Цель и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:

1) обозначить особенности использования информационно-коммуникационных технологий в системе общего образования;

2) рассмотреть специфику применения информационно-коммуникационных технологий в системе специального образования;

3) охарактеризовать особенности математических знаний и умений учащихся младших классов с нарушением интеллекта;

4) изучить особенности использования интерактивных компьютерных тренажеров на уроках математики в младших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида;

5) проанализировать результаты констатирующего эксперимента.

Методы исследования: библиографический (анализ литературных ис­точни­ков); педагогический эксперимент.


1 Теоретический аспект проблемы использования информационно-коммуникационных технологий на уроках математики в младших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида


1.1 Использование информационно-коммуникационных технологий в системе общего образования


Меняется весь характер жизни, необыкновенно возрастает роль информационной деятельности, а внутри нее ­­­­­активной, самостоятельной обработки информации человеком, принятия им принципиально новых решений в непредвиденных ситуациях с использованием технологических средств [21, с. 283].

Информационно-коммуникационные технологии обучения –совокупность методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью учащихся [4, с. 32].

Н. Х. Розов отмечает, что современные информационно-коммуникационные технологии обучения – совокупность современной компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи, инструментальных программных средств, обеспечивающих интерактивное программно-методическое сопровождение современных технологий обучения. Их основными задачами являются разработка интерактивных сред управления процессом познавательной деятельности, доступа к современным информационно-образовательным ресурсам (мультимедиа, учебникам, различным базам данных, обучающим сайтам) [21, с. 285].

Образовательные средства ИКТ можно классифицировать по ряду параметров:

1. По решаемым педагогическим задачам:

средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний);

средства практической подготовки (задачники, практикумы, виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры);

вспомогательные средства (энциклопедии, словари, хрестоматии, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия);

комплексные средства (дистанционные учебные курсы).

2. По функциям в организации образовательного процесса:

информационно-обучающие (электронные библиотеки, электронные книги, электронные периодические издания, словари, справочники, обучающие компьютерные программы, информационные системы);

интерактивные (электронная почта, электронные телеконференции);

поисковые (каталоги, поисковые системы).

3. По типу информации:

электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией (учебники, учебные пособия, задачники, тесты, словари, справочники, энциклопедии, периодические издания, числовые данные, программные и учебно-методические материалы);

электронные и информационные ресурсы с визуальной информацией (коллекции: фотографии, портреты, иллюстрации, видеофрагменты процессов и явлений, демонстрации опытов, видеоэкскурсии; статистические и динамические модели, интерактивные модели; символьные объекты: схемы, диаграммы);

электронные и информационные ресурсы с аудиоинформацией (звукозаписи стихотворений, дидактического речевого материала, музыкальных произведений, звуков живой и неживой природы, синхронизированные аудиообъекты);

электронные и информационные ресурсы с аудио- и видеоинформацией (аудио- и видеообъекты живой и неживой природы, предметные экскурсии);

электронные и информационные ресурсы с комбинированной информацией (учебники, учебные пособия, первоисточники, хрестоматии, задачники, энциклопедии, словари, периодические издания).

4. По формам применения ИКТ в образовательном процессе:

урочные;

внеурочные.

5. По форме взаимодействия с обучаемым:

технология асинхронного режима связи – «offline»;

технология синхронного режима связи – «online» [8, с 25-30].

В обучении математике должен получать свое отражение характерный для нашего времени процесс информатизации учебных предметов, внедрение новейших компьютерных технологий, сети Интернет и дистанционного обучения. Подрастающему поколению необходимо научиться жить и работать в качественно новой информационной среде, адекватно воспринимать ее реалии и научиться пользоваться ею [2, с. 154].

Е. С. Полат подчеркивает, что возможны различные виды уроков с применением информационных технологий: уроки-беседы с использованием компьютера как наглядного средства; уроки постановки и проведения исследований; уроки практической работы; уроки-зачеты; интегрированные уроки и т. д. [19, с. 144].

Практика работы показывает, что наиболее эффективно использование компьютера на уроках математики:

при проведении устного счета (возможность оперативно предъявлять задания и корректировать результаты их выполнения);

при изучении нового материала (иллюстрирование разнообразными наглядными средствами, мотивация введения нового понятия, моделирование);

при проверке фронтальных самостоятельных работ (быстрый контроль результатов);

при решении задач обучающего характера (выполнение рисунков, составление плана работы, отработка определенных умений и навыков);

при организации исследовательской деятельности учащихся;

при интегрировании предметов естественно-метематического цикла [2, с. 146].

Н. Х. Розов выделяет выгодные особенности работы с компьютерной поддержкой на уроке:

учащийся становится субъектом обучения, ибо программа требует от него активного управления;

легко достигается уровневая дифференциация обучения;

достигается оптимальный темп работы ученика, так как каждый ученик выполняет индивидуальное задание, работая в своем темпе;

сокращается время при выработке технических навыков учащихся;

увеличивается количество тренировочных заданий;

отслеживаются ошибки, допущенные учеником, и повторно отрабатывается недостаточно усвоенный материал;

работа ученика оценивается сразу;

учитель меньше тратит времени на проверку работ;

обучение можно обеспечить материалами из удаленных баз данных, пользуясь средствами телекоммуникаций;

при работе с компьютером присутствует элемент игры, так иногда недостающий на уроках;

у большинства детей повышается мотивация учебной деятельности

[4, с. 33].

Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков и др. указывают, что есть необходимость в применении компьютера на уроках математики более широко, чем существует на данный момент. Использование информационных технологий будет способствовать повышению качества знаний, расширит горизонты школьных предметов, а значит, поможет найти новые перспективы для поддержания интереса учащихся к предметам, к лучшему, более внимательному отношению к ним. Применение компьютера в обучении математике предполагает передачу ему работы с нормативными знаниями, а работу с творческими знаниями оставить учителю совместно с обучаемыми [8, с. 121].

В. Г. Кузьмина, отмечает, что наглядный материал используется на уроке каждым учителем с целью повышения усвоения учебного материала и развития познавательного интереса учащихся. Компьютер позволяет продемонстрировать преобразования пространства или плоскости в динамике. Это способствует не только лучшему запоминанию учебного материала, но и обеспечить оптимальное включение и адаптацию нового материала в имеющиеся у учащихся знания. Таким образом, формируя последовательно «живое созерцание» учебной информации, мы не только используем природные свойства зрительного аппарата учащегося, но и развиваем его познавательный интерес [22, с. 126].

Компьютерная демонстрация наглядного материала позволяет подать его последовательно по мере рассказа учителя, не нарушая его логики. Благодаря использованию мультимедиа-технологий, учебный материал становится более наглядным, понятным и запоминающимся. Они неизмеримо расширяют возможности в организации и управлении учебной деятельности и позволяют практически реализовать огромный перечень перспективных методических разработок, найденных в рамках традиционного обучения, которые оставались невостребованными или в силу определенных объективных причин не могли дать там должного эффекта.

В начальной школе в настоящий момент  наибольшее распространение получили электронные учебные пособия такие как: цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) и инновационные учебно-методические комплексы (ИУМК) [2, с. 202].

Дадим общую характеристику отдельных ИУМК и ЦОР:

1) Электронное учебное пособие « Математика и конструирование».

Включает в себя 3 основных модуля:

– ученика;

– учителя;

– администратора.

Главное окно модуля ученика имеет 5 разделов: «Тренажеры и конструкторы», «Демонстрации», «Математические маршруты», «Игры и головоломки», «Рабочая тетрадь».

Математические маршруты представляют собой тематический рубрикатор, в котором материал диска распределен по 9-ти разделам, а в пределах каждого раздела разбит на несколько тем. Конструкторами авторы диска называют программные модули, позволяющие работать с математическими объектами (числами, числовыми выражениями, геометрическими фигурами, текстовыми задачами, множествами) и моделями реальных объектов (спички, часы, весы, участники движения), используя принцип «прямого манипулирования». Тренажеры представляют собой упражнения, предназначенные для отработки и контроля основных математических умений и навыков (чтение и запись чисел, навыки устных вычислений, знание порядка выполнения действий, знание основных видов и свойств геометрических фигур и др.).

Демонстрации служат для наглядного объяснения нового материала (флэш-ролики) и знакомства с механизмами конструирования (демо-ролики для конструкторов).

ЦОР содержит также набор из 11-ти игр и головоломок математического характера. Они интересны тем, что можно использовать механизм манипуляции и соревноваться с компьютером.

Наконец, рабочая тетрадь содержит сводку результатов ученика (его оценки) по всему материалу ЦОР.

2) Интегрированный УМК "Начальная школа 1-4 классы" ООО "Кирилл и Мефодий", «Открываем законы родного языка, математики и природы».

Включает материалы основных разделов и содержательных линий по русскому языку, математике и окружающему миру. Материалы полностью соответствуют государственному образовательному стандарту, поэтому ИУМК может быть использован в условиях работы по разным учебникам. Материалы ИУМК структурированы по основным разделам и темам предмета, независимо от класса. ИУМК можно использовать как средство, корректирующее, дополняющее, оптимизирующее объём информации по основным содержательным линиям либо разделам предметов. ИУМК может применяться в условиях фронтальной работы с классом, для групповой работы, для индивидуальной работы с детьми, находящимися на домашнем обучении либо пропустившими занятия, а также для учащихся с высоким уровнем обучаемости.

3) Инновационный интегрированный УМК "Начальная школа 1-4 классы" ООО "ДОС".

Представляет собой систему мультимедийных заданий, призванных оказать компьютерную поддержку обучения и развития младшего школьника. В состав комплекта входит:

– комплект мультимедийных объектов для предметов «Математика», «Окружающий мир», «Русский язык», курс элементарной компьютерной грамотности;

 набор заданий и развивающих игр к учебным курсам, а также направленных на развитие компьютерной грамотности, позволяющих реализовать принцип индивидуального, дифференцированного обучения.

Материалы представлены в следующих видах:

– демонстрационный материал или ИМ (иллюстративный материал);

– «Практикум» или задания без автоматической проверки, направленные на развитие творческого подхода ученика к решению неоднозначных проблем;

– «Задания», т.е. тестовые задания и тренинги с определенным аппаратным контролем, автоматической проверкой и возможностью сбора статистики;

«Словарь» - толковый словарь для начальной школы, включающий в себя термины, понятия и словосочетания из различных областей знаний, их определения и набор соответствующих им мультимедийных объектов.

4) ИУМК «Новая начальная школа» (Е.В. Вострогова, С.Ф. Горбов, З.Н. Новлянская, Н.Л. Табачникова, Е.В. Чудинова (Коханович).

Разработан в дополнение к уже существующим учебно-методическим комплектам по системе Д.Б. Эльконина - В.В.Давыдова для начальной школы. ИУМК поможет учителю осуществить координацию учебных предметов начальной школы.

Вводный модуль, рассчитанный примерно на 10 первых недель обучения в школе, позволяет подготовить детей к появлению отдельных предметных линий начальной школы (отдельных учебных предметов), отчасти компенсируя недостатки дошкольной подготовки детей, объединяя и выравнивая класс.

Модули – «праздники» (два модуля для первого года обучения, по три модуля для 2,3,4 годов обучения), рассчитанные примерно на 35 учебных часов каждый, предполагают пересечение разных предметных линий и объединение достижений детей в разнообразных практико-ориентированных событиях. Подготовка к главному событию осуществляется с помощью цифровых образовательных ресурсов.

Основная идея, заложенная в материалы ИУМК «Новая начальная школа», частью которого являются данные модули, состоит в координации (пересечении) разных учебных предметов.

Авторы считают главным предметом апробации не отдельные цифровые образовательные ресурсы, и даже не их систему, а сами способы координации учебных предметов начальной школы.

Предлагаемые электронные учебные пособия способствуют повышению эффективности работы учителя и ученика на уроке. С помощью данных материалов можно:

повысить уровень наглядности;

– сэкономить время на уроке при введении новых знаний, коррекции и контроле знаний;

– активизировать познавательную деятельность учащихся путем создания ярких, запоминающихся образов;

– обеспечить индивидуальный подход в обучении;

– облегчить работу учителя по формированию прочных вычислительных навыков;

– обеспечить систематическую проверку  и объективную оценку знаний, умений и навыков учащихся по всем содержательно-методическим линиям программы.

– создать игровые ситуации на уроке;

подать материал в яркой образной форме, которая способствует повышению эффективности восприятия материала.

Таким образом, информационно-коммуникационные технологии являются средством, направленным на решение задач реального изменения качества образования, на повышение его эффективности. Применение ИКТ позволяет изменить некоторые способы предоставления учебного материала, традиционно осуществляемого в учебном процессе, а так же расширяет возможности помощи и контроля. Использование ИКТ способствует повышению мотивации и активности учащихся, вызываемой интерактивными свойствами компьютера.



1.2 Использование информационно-коммуникационных технологий в системе специального образования


В каждом обществе и культуре существует образовательное пространство, которое включает в себя традиции и научно обоснованные подходы к обучению детей разных возрастов в условиях семьи и образовательный учреждениях. Нарушения в развитии приводят к «выпадению» ребенка из этого социально и культурно обусловленного образовательного пространства. Взрослый носитель культуры не может и не знает, каким образом передать ребенку с нарушениями в развитии тот социальный опыт, который каждый нормально развивающийся ребенок приобретает без особых условий, специфичных средств, методов, путей обучения. По отношению к детям с нарушениями развития перестают действовать или оказываются недостаточно состоятельными принятые способы решения традиционных, развивающих и образовательных задач на каждом возрастном этапе. Социальная недостаточность таких детей непосредственно связана не с первичным нарушением, а с «социальным вывихом», преодолеть который можно средствами специально организованного и особым образом устроенного образования, предусматривающего «обходные пути», специальные методы и средства решения тех развивающих и образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами. Закономерно, что разработка средств обучения детей с нарушениями в развитии всегда рассматривалась как неотъемлемое направление исследований отечественной и зарубежной специальной педагогики [16, с. 270-272].

В последние годы в нашей стране созданы специализированные обучающие компьютерные комплексы с соответствующим программным обеспечением, ориентированные на взрослых и детей с нормальным интеллектом. Давно и достаточно успешно применяются компьютерные системы для психологической диагностики отдельных сторон психики личности как в клинической, так и в психологической практике. В современном мире компьютер стал уже совершенно необходимым атрибутом человеческого существования, частью культурной среды. Без него немыслимы многие виды человеческой деятельности. Поэтому абсолютно естественным представляется использование компьютера как выдающегося достижения человеческого разума в области обучения и развития.

О. И. Кукушкина указывает, что в связи с увеличением потребности в поиске новых, белее эффективных средств психодиагностики и коррекции со всей остротой встает вопрос о теоретическом обосновании использования компьютеров в дефектологии. Будучи реальным воплощением высших форм абстрактного мышления человека, компьютер может стать важнейшим средством формирования, развития высших психических функций, а также коррекции нарушений всех уровней и форм интеллектуальной деятельности [14, с. 75].

Использование компьютерной техники в психодиагностике поднимает её эффективность на более высокий уровень, так как позволяет:

максимально унифицировать процедуру обследования, объективизировать его, точно определить уровень развития той или иной функции в сравнении с результатами, полученными при исследовании репрезентативной выборки испытуемых данного возраста и культурной среды, а также в сравнении с собственными прежними достижениями испытуемого;

с максимальной скоростью обследовать и автоматически обработать данные, производить массовые психодиагностические обследования с наименьшими временными и материальными затратами;

повышать надежность выставляемых дифференцированных диагнозов, разносторонне подкреплять их экспериментальными данными, выраженными объективными показателями и обсчитанными по законам математической статистики;

фиксировать пути, различные виды проб и ошибок, которые допускает испытуемый в процессе обучающих экспериментов, а также промежуточные результаты;

налаживать полноценный контакт, необходимый для диагностики, даже с детьми, имеющими нарушения общения, достигать в процессе исследования максимально возможных уровней продуктивности испытуемых вследствие их высокой заинтересованности самой процедурой исследования;

определять возможные пути коррекционной работы на основе выявления наиболее уязвимых звеньев в психической деятельности испытуемого [14, с. 76-80].

Е. Л. Гончарова, Т. К. Королевская, О. И. Кукушкина подчеркивают, что применение компьютера в коррекционной работе имеет свои преимущества, которые позволяют:

максимально индивидуализировать объем, степень трудности, темп подачи материала, динамичность и повторяемость;

регулировать физические и эмоциональные характеристики подаваемого материала;

осуществлять тщательно выверенную поэтапность предъявления с постоянно производимым оперативным контролем и самоконтролем;

предусматривать невозможность перехода к новому без прочного усвоения предыдущего материала;

усиливать занимательность процесса обучения, создавать так называемую внутреннюю мотивированность познавательного процесса;

вносить элементы случайности в подаваемый материал, предъявлять бесконечное число комбинаций и вариаций в целях разнообразия в упражнениях [15, с. 67-75].

О. И. Кукушкина отмечает, что идея применения компьютера как одного из важнейших современных средств обучения детей с нарушениями в развитии основывается на знании особенностей развития их мышления и отдельных сторон психической деятельности, так называемых предпосылок интеллекта. Речь идет о недоразвитии или ослаблении таких функций и составляющих психики, как нейродинамика, психомоторика, средовая активность, восприятие, внимание, различные виды речи и мышления, произвольная регуляция деятельности, механизмы общения. Все это и определяет основные принципы построения диагностических и коррекционных программ применительно к данной категории детей всех возрастов. С помощью компьютеров представляются возможным прицельно развивать и коррегировать нарушенные звенья познавательных процессов детей с нарушениями развития [14, с. 82].

Создание специальных комплексов программ, построенных по типу развивающих игр, служащих для коррекции отдельных сторон психической деятельности детей, может привести к возникновению новой отрасли специальной педагогики – компьютерной игротерапии. Применение компьютеров в учебной деятельности позволит расширить рамки эффективно потребностной сферы, порождая внутреннюю мотивацию, интерес к интеллектуальной деятельности и достижениям в ней. Формируемое в процессе компьютерной игры взаимодействие с машиной по определенным, задаваемым извне правилам приведет ребенка к умению управлять внутренними психическими процессами, т. е. к саморегуляции собственной деятельности и поведения. Развитие умения строить самостоятельный диалог с компьютерной программой, опосредованный алгоритмизированными манипуляциями с клавиатурой и прочими средствами управления ЭВМ, позволит создать у ребенка первоначальную модель взаимодействия с техникой, что необходимо для будущей трудовой деятельности.

Специальные диагностико-коррекционные программы создаются в форме компьютерных игр пониженной сложности и служат для исправления и формирования как отдельных сторон познавательной деятельности, так и целостных процессов. Под исправлением и формированием отдельных сторон познавательной деятельности понимается, например, отработка ориентировочно-поисковых движений глаз, коррекция пространственных нарушений, улучшение реактивности, скоростных навыков и др. одновременно программа должна фиксировать и оценивать всевозможные достижения ребенка в процессе его работы. Обработка учитываемых показателей может выявлять обучаемость ребенка, успешность и специфику его познавательной деятельности [7, с. 21].

Коррекционно-обучающие компьютерные программы во многом сходны с обучающими компьютерными программами, предлагаемыми для интеллектуально и физически полноценных детей. Однако они должны быть разработаны с учетом специфики психологии обучения аномальных детей, т. е. включать в себя обширный ориентировочный этап, тщательную отработку основных понятий и способов действия, значительную сниженную скорость предъявления стимулов, концентричность построения, постоянный текущий контроль за качеством усвоения материала, а также возможность вернуться к уже пройденному необходимое число раз. Многие специалисты школы признают необходимость использования компьютерной техники в коррекционном обучении детей и хотят начать ее внедрение [7, с. 22].

Е. Л. Гончарова, Т. К. Королевская, О. И. Кукушкина подчеркивают, что эффективность использования компьютерной техники в специальной школе непосредственно зависит от того, насколько тщательно была продумана организация этого процесса, какие цели поставлены, какой подход избран [16, с. 180].

Необходимость применения компьютерных технологий состоит, прежде всего, в перспективе реализации основополагающего их преимущества этих технологий по сравнению с другими средствами – возможности индивидуализации коррекционного обучения в условиях класса, обеспечения каждому отдельному ребенку адекватных лично для него темпа и способа усвоения знаний, предоставления возможности самостоятельной продуктивной деятельности, обеспеченной градуированной системой помощи. Именно поэтому в специальном обучении наибольшую ценность и значимость компьютер приобретает как новое средство коррекционного обучения, а не предмет изучения.

О. И. Кукушкина указывает, что использование компьютеров в качестве средства обучения в рамках школы предполагает постепенное, поэтапное овладение компьютерной техникой всем педагогическим коллективом. Использование компьютерных технологий учителем в качестве средств обучения не влечет за собой изменения принципов планирования всей коррекционной работы с ребенком. Основополагающим для определения первоочередных коррекционных задач остается уровень развития ребенка и задачи данного периода его обучения. Программа работы в компьютерном классе должна строится не в логике возможностей компьютерной технологии, а в соответствии с логикой данного этапа развития и коррекционного обучения ребенка. Урок в компьютерном классе является естественным элементом всего курса обучения в данной содержательной области и должен быть органично связан с ним по содержанию и задачам [14, с. 83].


Можно выделить несколько аспектов использования различных средств ИКТ в системе специального образования:

1. Мотивационный аспект. Применение ИКТ способствует увеличению интереса и формированию положительной мотивации обучающихся, поскольку создаются условия:

– индивидуализации процесса обучения за счет наличия разноуровневых заданий, за счет погружения и усвоения материала в индивидуальном темпе, самостоятельно, используя удобные способы восприятия информации;

– новизны, необычности и разнообразия форм работы на занятиях;

– осуществления самостоятельной учебно-исследовательской деятельности (моделирование, метод проектов, разработка презентаций, публикаций), что способствует развитию творческой активность обучающихся;

– освоения учениками  современных информационных технологий.

2. Содержательный аспект. Возможности ИКТ могут быть использованы:

– расширения возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся;

– при построении интерактивных таблиц, плакатов и других цифровых образовательных ресурсов по отдельным темам и разделам учебной дисциплины;

для создания индивидуальных тестовых мини-уроков;

для создания интерактивных домашних заданий и тренажеров для самостоятельной работы студентов;

– для свободного поиска необходимого учебного материала в удаленных базах данных благодаря использованию средств телекоммуникаций, что в дальнейшем будет способствовать формированию у учащихся потребности в поисковых действиях.


3. Учебно-методический аспект. Электронные и информационные ресурсы могут быть использованы в качестве учебно-методического сопровождения образовательного процесса. Преподаватель может применять различные средства ИКТ для:

подготовки к занятию: непосредственно при объяснении нового материала, для закрепления усвоенных знаний, в процессе контроля качества знаний;

– организации самостоятельного изучения обучающимися дополнительного материала;

организации учебного процесса на уровне класса в целом, предмета в целом (график учебного процесса, внешняя диагностика, итоговый контроль);

– организации внутриклассной активизации и координации (расстановка рабочих мест, инструктаж, управление внутриклассной сетью и т.п.);

– индивидуального наблюдения за учащимися, оказание индивидуальной помощи, индивидуальный контакт с ребенком. С помощью компьютера достигаются идеальные варианты индивидуального обучения, использующие визуальные и слуховые образы;

– подготовки компонентов информационной среды (различные виды учебного, демонстрационного оборудования, программные средства и системы, учебно-наглядные пособия и т.д.), связь их с предметным содержанием определенного учебного курса.

4. Организационный аспект. ИКТ могут быть использованы в различных вариантах организации обучения:

при обучении каждого учащегося по индивидуальной программе на основе индивидуального плана;

– при фронтальной  либо подгрупповой формах работы.

5. Контрольно-оценочный аспект. Основным средством контроля и оценки образовательных результатов обучающихся в ИКТ являются тесты и тестовые задания, позволяющие осуществлять различные виды контроля: входной, промежуточный и итоговый. Тесты могут проводиться в режиме on-line (проводится на компьютере в интерактивном режиме, результат оценивается автоматически системой) и в режиме off-line (оценку результатов осуществляет преподаватель с комментариями, работой над ошибками).

Таким образом, использование информационно-компьютерных технологий в обучении детей с нарушением интеллекта имеет большое коррекционно-развивающее значение для совершенствования процессов нейродинамики, психомоторики, средовой активности, восприятия, внимания, различных видов речи и мышления, произвольной регуляции деятельности, механизмов общения.


1.3 Особенности математических знаний и умений учащихся младших классов с нарушением интеллекта


В силу особенностей психофизи­ческого развития школьники с нарушением интеллекта из всех школьных предметов труднее всего воспринимают и усваивают математические знания. Математика в специальной (коррекционной) школе VIII вида решает одну из важнейших специфических задач обу­чения учеников с нарушением интеллекта - преодоление недостатков их познава­тельной деятельности и личностных ка­честв. Это требует от учителя хороше­го знания особенностей и возможнос­тей детей, разработки и подбора разно­образного, доступного и интересного материала, творческой фантазии, что помогло бы увеличить интерес к пред­мету, активизировать учащихся и упро­стило бы применение полученных зна­ний в трудовой и жизненной практике (Л. С. Выготский, В. Г. Петрова, Б. И. Пинский, Ж. И. Шиф и др.) [3, с. 204; 23, с. 115; 46, 19, с. 114].

М. Н. Перова отмечает, что у детей с нарушением интеллекта имеются специфические особенности в развитии восприятия и мышления. В их действиях отсутствуют практическая ориентировка, поисковые способы (пробы, примеривание). Они теряются и не могут применить свои знания в новых, непривычных для них условиях. У этих детей поздно и часто неполноценно происходит соединение воспринимаемого свойства или качества предметов со словом, не всегда речь ребенка, отстающего в умственном развитии, соответствует его действиям, а это в свою очередь задерживает формирование различного рода представлений [23, с. 46].

Низкий уровень ориентировочной деятельности, недоразвитие моторики, бедность практического чувственного опыта, недостаточная деятельность, несовершенство взаимодействия анализаторов: все это затрудняет накопление сенсорного опыта. Нарушение развития речи (бедность словаря, трудности в формулировании собственных высказываний, непонимание обращенной речи) затрудняет формулирование полной словесной характеристики действий, представляемых детьми наглядно, в том числе и действий математического плана [23, с. 50].

В. В. Эк отмечает, что для творческого овладения математикой как учебным предметом необходима способность к формализованному восприятию математического материала (схватыванию формальной структуры задачи), способность к быстрому и широкому обобщению математических объектов, отношений, действий, способность мыслить свернутыми структурами (свертывание процесса математического рассуждения), гибкость мыслительных процессов, способность к быстрой перестройке направленности мыслительного процесса, математическая память (обобщенная память на математические отношения, методы решения задач, принципы подхода к ним) [23, с. 50].

Именно эти способности, необходимые для успешного овладения математическими знаниями, у учащихся школы VIII вида развиты чрезвычайно слабо. Известно, что математика является одним из самых трудных предметов для этой категории учащихся. С одной стороны, это объясняется абстрактностью математических понятий, с другой стороны, особенностями усвоения математических знаний учащимися.

Ж. И. Шиф отмечает, что узость, нецеленаправленность и слабая активность восприятия создают определенные трудности в понимании арифметической задачи. Учащиеся воспринимают задачу не полностью, а фрагментарно, т. е. по частям, а несовершенство анализа и синтеза не позволяет эти части связать в единое целое, установить между ними связи и зависимости и, исходя из этого, выбрать правильный путь решения [19, с. 115].

Фрагментарность восприятия является одной из причин ошибочного вычисления значения числовых выражений, содержащих два действия вида. Слабая активность восприятия приводит к тому, что учащиеся не узнают знакомые геометрические фигуры, если они даются в непривычном положении или их нужно выделить в предметах, найти в окружающей обстановке. Они не могут найти в задаче числовые данные, если они записаны не цифрами, а словами, выделить вопрос, если он стоит не в конце, а в начале или в середине задачи. М. Н. Перова, В. В. Эк отмечают, что трудности при обучении математике вызываются также несовершенством зрительных восприятий (зрительного анализа и синтеза) и моторики учащихся с нарушением интеллекта. Это проявляется в обучении письму вообще и цифр в частности. Затрудненность письма у некоторых учащихся усугубляется тремором (дрожанием) рук, параличами. Нарушение координации движений у отдельных учащихся нередко служит причиной очень сильного нажима при письме, который приводит к поломке карандаша и прорыву бумаги.

Несовершенство зрительных восприятий, трудности пространственной ориентировки приводят к тому, что учащиеся с нарушением интеллекта не видят строки и не понимают ее значения. Поэтому ученик может начать писать строчку цифр в левом верхнем углу тетради, а закончить ее в правом нижнем углу, т. е. располагает цифры по диагонали, также располагает и строчки примеров, не соблюдает высоту цифр, интервалов.

Письмо цифр, примеров из года в год совершенствуется, так как в процессе обучения коррегируется моторика, зрительные восприятия. Однако и в старших классах еще наблюдаются случаи размашистого, неустойчивого почерка. Эта особенность некоторых школьников с нарушением интеллекта затрудняет производить вычисления в столбик, так как такие ученики не соблюдают поразрядность в записи примеров, а отсюда ошибки в вычислениях [13, с. 213].

Несовершенство моторики школьников с нарушением интеллекта (двигательная недостаточность, скованности движений или, наоборот, импульсивность, расторможенность) создает значительные трудности в пересчете предметов: ученик называет один предмет, а берет или отодвигает сразу несколько предметов, т. е. называние чисел опережает показ или, наоборот, показ опережает называние чисел.

Б. Л. Мершон, А. А. Хилько отмечают, что у школьников с нарушением интеллекта с большим трудом вырабатываются новые условные связи, особенно сложные, но, возникнув, они оказываются непрочными, хрупкими, а главное, недифференцированными. Слабость дифференциации нередко приводит к уподоблению знаний. Учащиеся быстро утрачивают те существенные признаки, которые отличают одну фигуру от другой, один вид задачи от другого, те признаки, которые позволяют различать числа, действия, правила и т. д. Уподобление наблюдается и у учащихся массовой школы, но это происходит реже, когда знания забываются, сглаживаются или плохо усвоены по той или иной причине. У школьников с нарушением интеллекта наблюдается грубое уподобление. Например, получив задание найти похожие геометрические фигуры, учащиеся отбирают и квадраты, и прямоугольники, и треугольники; единицы длины они уподобляют единицам массы, стоимости, площади. Уподобляются задачи, в которых есть хоть какое-то внешнее сходство (простые задачи уподобляются сложным, и наоборот) [13, с. 48].

Причины уподобления знаний неоднородны. Одна из причин состоит в том, что приобретенные знания сохраняются неполно, неточно, объединение знаний в системы происходит с трудом, системы этих знаний недостаточно расчленены.

Другая причина слабой дифференцированности математических знаний кроется в отрыве математической терминологии от конкретных представлений, реальных образов, объектов, в непонимании конкретной ситуации задачи, математических зависимостей и отношений между данными, а также между данными и искомыми. Например, учащиеся не представляют себе реально таких единиц измерения, как километр и килограмм, а некоторое сходство в их звучании приводит к их уподоблению.

Трудности в обучении математике учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида обусловливаются косностью и тугоподвижностью процессов мышления, связанных с инертностью нервных процессов. Проявление этих процессов мышления умственно отсталых при обучении математике многообразно [13, с. 85].

Н. Ф. Кузьмина-Сыромятникова отмечает «застревание» на принятом способе решения примеров, задач, практических действий. С трудом происходит переключение с одной умственной операции на другую, качественно иную. Например, учащиеся, научившись складывать и вычитать приемом пересчитывания, с большим трудом овладевают приемами присчитывания и отсчитывания [19, с. 53].

При вычислении значения числовых выражений, содержащих два разных действия, например сложение и вычитание, ученик, выполнив одно действие, не может переключиться на выполнение другого действия. Учащиеся специальной (коррекционной) школы VIII вида нередко записывают ответ первого примера в ответы всех последующих примеров, т.е. наблюдается явление персеверации.

В. Г. Петрова считает, что недостатки мышления проявляются также в стереотипности ответов. Косность мышления проявляется в «приспосабливании» заданий к своим знаниям и возможностям. Эта особенность проявляется и при воспроизведении задач. Задачу на нахождение неизвестного компонента ученик воспроизводит как задачу на нахождение результата, т. е. более привычную. Тугоподвижность мышления учащихся с нарушением интеллекта проявляется в «буквальном переносе» имеющихся знаний без учета ситуации, без изменений этих знаний в соответствии с новыми условиями. «Буквальный перенос» наблюдается и при решении задач. Особенно часто это проявляется при переходе от решения простых задач к составным (во 2 - 3-х классах составная задача в два действия решается одним действием). В 4 - 5-х классах, когда большинство задач решается в 2 - 3 действия, учащиеся, наоборот, простые задачи решают двумя и даже тремя действиями, привнося лишние действия [19, с. 89].

Несовершенство анализа приводит к тому, что школьники с нарушением интеллекта сравнение задач, геометрических фигур, примеров, математических выражений проводят поверхностно, не проникая во внутренние связи и отношения. Ученик руководствуется при сравнении лишь внешними признаками, не проникая в математическую сущность задачи, не вскрывая отношений между числовыми данными.

При сравнении задач, числовых выражений, геометрических фигур дефекты мышления проявляются в трудностях перехода от выявления сходства к установлению на этой основе общности и от выявления различия к установлению своеобразия в геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике и прямоугольнике. У школьников с нарушением интеллекта снижена способность к обобщению. Это проявляется в трудностях формирования математических понятий, усвоения законов и правил. С трудом формируются понятия числа, счета, усваиваются закономерности десятичной системы счисления. Затрудняет учащихся счет непривычно расположенных предметов (вертикально, вразброс, рядами). Это свидетельствует о том, что ребенок заучил названия числительных по порядку, однако понятия и навыки счета у него не сформированы.

Н. И. Непомнящая отмечает, что слабость обобщений проявляется в механическом заучивании правил, без понимания их смысла, без осознания того, когда их можно применить. Например, ученик знает переместительное свойство сложения, но при решении примеров его не использует [13, с. 152].

В отличие от нормально развивающихся детей и детей с задержкой психического развития, для формирования у учащихся с нарушением интеллекта представлений о числе, счете, арифметических действиях и др. требуется развернутость всех этапов формирования умственных действий.

Недостатки гибкости мышления проявляются в подборе примеров к правилам, при составлении задач: учащиеся нередко составляют задачи с одинаковой фабулой, повторяющимися глаголами, числовыми данными, вопросами и т. д. Школьники с нарушением интеллекта в силу неумения мыс­лить обратимо с большим трудом связывают взаимообратные по­нятия и, усвоив одно из них, могут не иметь представления о другом, обратном (много - мало, вверху - внизу и т. д.), не связывают их в пары, воспринимают обособленно, затрудняются в сравнении чисел, установлении отношений эквивалентности и по­рядка при изучении отрезков натурального ряда чисел.

В. В. Воронкова отмечает, что у учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида имеют место недостатки и своеоб­разие общего речевого развития. Бедность словаря, непонимание значения слов и выражений создают значительные трудности в обучении математике, особен­но в обучении решению задач. Нередко учащиеся не решают задачу потому, что не понимают значения слов, выражений, пред­метной ситуации задачи, а также той математической «нагрузки», которую несут такие слова, как другой, второй, оба, каждый, столько же [13, с. 113].

Из-за слабости регулирующей функции речи ученику специальной (коррекци­онной) школы VIII вида трудно полностью подчинить свое действие словес­ному заданию. Например, задание посчитать до заданного числа или от заданного до заданного числа, несмотря на его правильное восприятие, нередко выполняется стереотипно - ученик считает от 1 до 10 и обратно от 10 до 1.

Учащиеся с нарушением интеллекта испытывают затруднения в исполь­зовании имеющихся знаний в новой ситуации, а также в практи­ческой деятельности. Причиной этого являются трудности перено­са знаний без критического отношения к ним, без учета ситуации, трудности актуализации имеющихся знаний, а также, по выраже­нию Ж. И. Шиф, отсутствие «гибкости ума», трудности обобще­ний при решении новых задач умственно отсталыми школьника­ми. Например, зная таблицу умножения, ребенок испытывает за­труднения в ее использовании при решении примеров и задач в учебных мастерских [13, с. 151].

Трудности в обучении математике учащихся с нарушением интеллекта усугубляются слабостью регулирующей функции мышления этих детей. Очень ярко эта особенность учащихся проявляется при решении задач. Многие трудности в обучении математике и многие ошибки в вычислениях при решении задач и при выполнении других зада­ний снимаются, если учащиеся умеют контролировать свою дея­тельность. Учащимся специальной (коррекционной) школы VIII вида свойственны некритичность в выполнении действий, слабость самоконтроля.

М. Н. Перова отмечает, что некоторые учащиеся с нарушением интеллекта бывают не уверены в своих действиях, они часто обращаются к учителю за поддержкой, не пишут ответа, пока не получат одобрения со стороны учителя. Без всякого критического обсуждения они могут тут же изменить ответ, реше­ние задачи, не вдумываясь в то, что делают и нужно ли это. У учащихся с нарушением интеллекта, проучившихся некоторое время в массовой школе, наблюдается нередко отрицательное от­ношение к учению вообще и к математике в частности, как наи­более трудному учебному предмету. Объясняется это тем, что темп работы, содержание учебного материала были непосильны учащимся, а методы и приемы работы учителя не учитывали особенностей дефектов этих детей [13, с. 22].

Таким образом, общими причинами, задерживающими усвоение математических понятий у детей с нарушением интеллекта, являются: инертность, тугоподвижность нервных процессов, что ведет к снижению работоспособности, повышенной утомляемости и отвлекаемости, отсутствию целенаправленных действий, снижению интереса к окружающему миру. Для успешного обучения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида математи­ке учитель должен хорошо изучить состав учащихся, знать причи­ны умственной отсталости каждого ученика, особенности его по­ведения, определить его потенциальные возможности, с тем, чтобы наметить пути включения его во фронтальную работу класса с учетом его психофизических особенностей, степени дефекта. Это даст возможность правильно осуществить дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся, наметить пути коррекционной работы, т. е. обеспечить их всестороннее развитие.

На основе проведенного теоретического анализа литературы мы можем сделать следующие выводы:

1. Информационно-коммуникационные технологии являются средством, направленным на решение задач реального изменения качества образования, на повышение его эффективности. Применение ИКТ позволяет изменить некоторые способы предоставления учебного материала, традиционно осуществляемого в учебном процессе, а так же расширяет возможности помощи и контроля. Использование ИКТ способствует повышению мотивации и активности учащихся, вызываемой интерактивными свойствами компьютера.

2. Использование информационно-компьютерных технологий в обучении детей с нарушением интеллекта имеет большое коррекционно-развивающее значение для совершенствования процессов нейродинамики, психомоторики, средовой активности, восприятия, внимания, различных видов речи и мышления, произвольной регуляции деятельности, механизмов общения.

3. Общими причинами, задерживающими усвоение математических понятий у детей с нарушением интеллекта, являются: инертность, тугоподвижность нервных процессов, что ведет к снижению работоспособности, повышенной утомляемости и отвлекаемости, отсутствию целенаправленных действий, снижению интереса к окружающему миру. Для успешного обучения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида математи­ке учитель должен хорошо изучить состав учащихся, знать причи­ны умственной отсталости каждого ученика, особенности его по­ведения, определить его потенциальные возможности, с тем, чтобы наметить пути включения его во фронтальную работу класса с учетом его психофизических особенностей, степени дефекта. Это даст возможность правильно осуществить дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся, наметить пути коррекционной работы, т. е. обеспечить их всестороннее развитие.














2  Изучение использования информационно-коммуникационных технологий на уроках математики в младших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида


2.1 Организация и методика констатирующего эксперимента


На основе анализа общей и специальной литературы и выводов, сделанных в первой части исследования, нами был разработан и проведен констатирующий эксперимент.

Констатирующий эксперимент проводился на базе ГКС(К)ОУ РМ «Инсарская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида». В исследовании принимали участие 12 учащихся младших классов. Возраст детей 7-9 лет.

Цель эксперимента: изучить особенности использования интерактивного компьютерного тренажера на уроках математики в младших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Эксперимент проходил в два этапа. На первом этапе проводилось вводное занятие, в процессе которого учащихся знакомили с правилами работы за компьютером и особенностями использования интерактивного тренажера. На втором этапе каждый из детей работал с тренажером индивидуально.

Одним из эффективных средств коррекции недостатков умственного развития младших школьников с нарушением интеллекта и пробуждение у них живого интереса к учебному предмету является включение в процесс обучения технических средств обучения, в том числе и компьютерных технологий. Использование необходимого программного обеспечения и ресурсов улучшает качество знаний учащихся.


Интерактивный тренажер - это оригинальная методика оценки знаний, умений и навыков учащихся и их целенаправленная тренировка в процессе многократного повторного решения тестовых заданий [5, с. 140].

Система интерактивных тренажеров позволяет учащимся:

–  устранять пробелы при изучении дисциплины и закреплять полученные знания;

–  эффективно использовать варианты заданий для повторения изученного;

–  самостоятельно определять уровень знаний и регулярно оценивать его результаты в процессе подготовки к занятиям.

Проанализировав специфику процесса обучения детей с умственной отсталостью, нами был разработан интерактивный тренажер по математике для первоклассников специальной (коррекционной) школы VIII вида (рис. 1).


Рисунок 1 – Интерактивный тренажер по математике для первоклассников специальной (коррекционной) школы VIII вида


В настоящее время существует множество тестовых оболочек, в том числе и бесплатных, в которых можно создавать различные тесты. Нами была выбрана программа Microsoft Office PowerPoint, на основе которой, не владея навыками программирования, можно создавать тесты с автоматическим выводом итоговой оценки и времени решения, а также проводить работу над сделанными в тесте ошибками. Кроме того, шаблоны для создания компьютерных тестов в PowerPoint используется на правах FreeWarе, что позволяет свободно использовать, копировать и распространять шаблон, создавать на его основе коммерческие продукты.

Необходимо обозначить и другие особенности конструктора для создания тестов в редакторе презентаций MS PowerPoint:

–  работает в MS  PowerPoint 2003 и в MS PowerPoint 2007, используя огромные мультимедийные возможности этой среды. Не требует знания программирования;

–  позволяет создавать как проверочные тесты, так и обучающе-контролирующие ресурсы;

–  может содержать информационные слайды и слайды с заданиями: с выбором единственного правильного ответа (с переключателями), с выбором нескольких правильных ответов (с флажками), на установление соответствий (с перемещаемыми объектами), на установление правильной последовательности;

–  в любой момент разработки теста можно добавлять или удалять слайды с заданиями и информационные слайды, произвольно менять их порядок следования;

–  простота и единообразие задания верных ответов и настроек, в том числе выбора требовательности к оценке и учета неполных ответов при множественном выборе;

–  можно применять шаблоны оформления и цветовые схемы;

–  все элементы слайдов конструктора (в том числе переключатели и флажки) допускается перемещать, менять их порядок, изменять размеры, цвет контуров и заливки, форматировать шрифт,  редактировать текст;

–  ведется учет времени, затраченного на прохождение теста, которое можно ограничить, включив таймер обратного отсчета. Время на информационных слайдах можно остановить;

–  до истечения времени тестирования можно вернуться к предыдущим слайдам и исправить ответ.

Этот шаблон тестирования особо интересен для коррекционной школы, так как позволяет создавать яркие, красочные интерактивные тренажеры.

Содержание тренажера включает 28 заданий, охватывающих весь учебный материал программы по математике за 1 класс. В тренажере предлагаются упражнения на получение и состав числа, на знание числового ряда, сравнение чисел и арифметические действия с числами. Каждое последующее задание по теме отличается от предыдущего параметрами, условием и формулировкой вопроса (рис. 2).



















Рисунок 2 – Виды заданий в интерактивном тренажере по математике


Программа может быть использована учеником как в школе, так и дома. Это позволяет совершенствовать математические способности не только в процессе урока, но и во внеурочное время, одновременно развивая самостоятельность и познавательную активность учащихся.

Работать с тренажером можно как при индивидуальном обучении, так и фронтально при использовании мультимедийного экрана и проектора или интерактивной доски. Результаты тестирования выдаются автоматически после выполнения всех заданий или по истечению заданного времени (рис. 3).


Рисунок 3 – Вывод результатов выполнения заданий


Форма использования тренажера на уроке математики может быть различной:

1. Индивидуальная, при которой школьнику предлагаются задания в среде тренажера с целью контроля знаний и умений, формирования прочных вычислительных навыков, ликвидации имеющихся пробелов.

2. Коллективная, когда тренажер может быть использован при фронтальной работе с целью актуализации опорных знаний или на этапе устного счета. Эффективно также использование тренажера в ходе устных и письменных математических диктантов. Позитивный эффект от работы может быть усилен с помощью интерактивной доски.

3. Индивидуально – коллективная. Сочетание работы с целым классом и параллельной индивидуальной работой с отдельными учениками.

Таким образом, использование интерактивного тренажера на уроках математики в младших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость ребенка.


2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента


В ходе констатирующего эксперимента каждому школьнику предлагались задания в среде тренажера с целью контроля знаний и умений, формирования прочных вычислительных навыков, ликвидации имеющихся пробелов.

В процессе констатирующего эксперимента нами были получены следующие результаты: 33 % учащихся (4 чел.) получили неудовлетворительную оценку, т.е. смогли правильно выполнить лишь от 6 до 12 заданий из 28 предложенных; 50 % учащихся (6 чел.) получили удовлетворительную оценку, т.е. смогли правильно выполнить от 12 до 19 заданий; 17 % учащихся (2 чел.) получили хорошую оценку, т.е. правильно выполнили от 19 до 26 заданий. Количество баллов, соответствующих оценке отлично, не смог набрать никто (рис. 4).

Рисунок 4 – Результаты констатирующего эксперимента

Следует отметить, что результаты, полученные с использованием интерактивного тренажера, несколько ниже реальной успеваемости учащихся. Это можно объяснить тем, что учащиеся использовали тренажер впервые, а задания и способы их выполнения были новыми и ранее неиспользуемыми. К тому же, функция тренажера заключается не только в контроле знаний учащихся, но и тренировке вычислительных навыков, ликвидации пробелов в усвоении учебной программы путем его многократного использования.

Овладение даже элементарными математическими понятиями требует от ребенка достаточно высокого уровня развития таких процессов логического мышления, как анализ, синтез, обобщение, сравнение. Успех в обучении математике умственно отсталых школьников во многом зависит, с одной стороны, от учета трудностей и особенностей овладения ими математическими знаниями, а с другой — от учета потенциальных возможностей учащихся. Состав учащихся школы VIII вида чрезвычайно разнороден, поэтому трудности и потенциальные возможности каждого ученика своеобразны. Решить эти трудности предназначен интерактивный тренажер, целью которого является отработка и закрепление учебного материала на уроках и при выполнении самостоятельной работы [17, с 24].

Эксперимент показал, что при использовании компьютера дети быстрее справлялись с заданиями, чем при работе по традиционным методикам. Отличные рисунки, объемное изображение, звуковое сопровождение действий, познавательная направленность упражнений, игровая форма подачи учебного материала - все это делает тренажер привлекательным, способствует повышению мотивационной готовности детей к занятиям. Все упражнения программы построены в игровой форме, при этом создается проблемная ситуация, решение которой производится доступными ребенку средствами и возможностями программы.

Кроме того, интерактивный тренажер по математике предусматривает возможность индивидуальной настройки параметров, соответствующих настоящему уровню и зоне ближайшего развития ребенка (рис. 5).


Рисунок 5 – Настройка оценки в конструкторе тестов в MS PowerPoint


Регулировать можно не только степень требовательности к оценке и полноте ответов, но и время, предлагаемое для выполнения заданий (рис. 6).



Рисунок 6 – Настройка таймера в конструкторе тестов в MS PowerPoint

При этом практически неограниченно увеличивается количество тренировочных заданий, достигается оптимальный темп работы ученика, легко достигается уровневая дифференциация обучения, поддерживается интерес и активность ребенка с нарушением интеллекта.

На современном этапе развития коррекционной педагогики одной из важнейших теоретических и практических проблем является совершенствование процесса обучения и воспитания в специальной (коррекционной) школе VIII вида в целях обеспечения наиболее оптимальных условий активизации основных линий развития учащихся и их социализации. Подчеркивается, что большое внимание должно уделяться развитию у умственно отсталых младших школьников всех психических процессов, формированию умения применять усвоенные знания в различных жизненных ситуациях.

Использование на уроках интерактивных тренажеров поднимает процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному умственно отсталому ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. При использовании интерактивного тренажера на уроках учебный материал представлялся не в статичной, а в динамичной форме, что значительно повышает познавательный интерес школьников и эффективность усвоения материала.

Используя компьютерную технику, учитель интенсифицирует процесс обучения, делая его более наглядным и динамичным. Умелое сочетание своего педагогического мастерства и возможностей интерактивного тренажера позволяет учителю повышать качество знаний учащихся, развивать творческую активность, осуществлять интеграцию учебной и организационной деятельности ученика и учителя, осуществлять сочетание индивидуального подхода с различными формами коллективной учебной деятельности, учитывая многоуровневую дифференциацию. Кроме того, компьютер потенциально готовит учащихся к жизни в современных условиях, к анализу большого потока информации и принятию решений.

В условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида интерактивный тренажер может быть использован учителем как при объяснении нового материала, так и при работе над ранее изученным. Применение тренажера позволяет с большей эффективностью визуализировать изучаемые математические понятия и способы деятельности. Благодаря яркой анимации и звуковому сопровождению уроки математики становятся для школьников не только полезными, но и привлекательными [9, с. 34].

Таким образом, использование интерактивных тренажеров на уроках математики, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, позволяет достичь необходимого уровня качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения школьников с нарушением интеллекта. Использование интерактивного компьютерного тренажера на уроках математики в младших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида способствует повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса.

На основе вышесказанного можно сделать следующие выводы:

1. Использование интерактивного тренажера на уроках математики в младших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость ребенка. При этом практически неограниченно увеличивается количество тренировочных заданий, достигается оптимальный темп работы ученика, поддерживается интерес и активность ребенка с нарушением интеллекта.

2. Применение интерактивных тренажеров в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, позволяет достичь необходимого уровня качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения школьников с нарушением интеллекта. Использование интерактивного компьютерного тренажера на уроках математики в младших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида способствует повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса.




























Заключение


Создание и развитие информационного общества предполагает широкое применение ИКТ в образовании, что определяется рядом факторов.

Во-первых, внедрение информационно-коммуникационных технологий в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому.

Во-вторых, современные ИКТ, повышая качество обучения и образования, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям. Это дает каждому человеку возможность получать необходимые знания, как сегодня, так и в будущем постиндустриальном обществе.

В-третьих, активное и эффективное внедрение этих технологий в образование является важным фактором создания системы образования, отвечающей требованиям информационного общества и процессу реформирования традиционной системы образования в свете требований современного индустриального общества.

Само понятие «информационно-коммуникационные технологии» появилось в связи с развитием информатизации общества, базирующейся на средствах вычислительной техники. Этим термином обозначают совокупность средств и методов обработки данных, обеспечивающих целенаправленную передачу, обработку, хранение и отображение информационного продукта (данных, идей, знаний).

Особое значение применение ИКТ имеет при обучении детей с нарушением интеллекта для совершенствования процессов нейродинамики, психомоторики, средовой активности, восприятия, внимания, различных видов речи и мышления, произвольной регуляции деятельности, механизмов общения. Именно эти процессы лежат в основе усвоения знаний по всем предметом, в том числе и знаний математического цикла. Общими причинами, задерживающими усвоение математических понятий у детей с нарушением интеллекта, являются: инертность, тугоподвижность нервных процессов, что ведет к снижению работоспособности, повышенной утомляемости и отвлекаемости, отсутствию целенаправленных действий, снижению интереса к окружающему миру.

Для успешного обучения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида математи­ке учитель должен хорошо изучить состав учащихся, знать причи­ны умственной отсталости каждого ученика, особенности его по­ведения, определить его потенциальные возможности, с тем, чтобы наметить пути включения его во фронтальную работу класса с учетом его психофизических особенностей, степени дефекта. Это даст возможность правильно осуществить дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся, наметить пути коррекционной работы, т. е. обеспечить их всестороннее развитие.

Использование интерактивного тренажера на уроках математики в младших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость ребенка. При этом практически неограниченно увеличивается количество тренировочных заданий, достигается оптимальный темп работы ученика, легко достигается уровневая дифференциация обучения, поддерживается интерес и активность ребенка с нарушением интеллекта.

Констатирующий эксперимент проводился на базе ГКС(К)ОУ РМ «Инсарская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида». В исследовании принимали участие 12 учащихся младших классов. Возраст детей 7-9 лет.

Цель эксперимента: изучить особенности использования интерактивных компьютерных тренажеров на уроках математики в младших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Эксперимент показал, что использование интерактивного тренажера способствует повышению мотивационной готовности детей к занятиям. Отличные рисунки, объемное изображение, звуковое сопровождение действий, познавательная направленность упражнений, игровая форма подачи учебного материала - все это делает тренажер интересным и занимательным.

Применение интерактивных тренажеров в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, позволяет достичь необходимого уровня качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения школьников с нарушением интеллекта. Использование интерактивного компьютерного тренажера на уроках математики в младших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида способствует повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса.




















Список использованных источников


1. Беспалько, В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) / В. П. Беспалько. – М. : Изд-во МПСИ, – 2008. – 352 с.

2. Вербицкий, А. А. Психолого-педагогические особенности использования ИКТ, как орудия образовательной деятельности / А. А. Вербицкий. − М. : Полиграф-сервис, 2005. − 327 с.

3. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. –  М. : Педагогика, – 1991. – 480 с.

4. Виштынецкий, Е. И. Вопросы информационных технологий в сфере образования и обучения / Е. И. Виштынецкий, А. О. Кривошеев // Информационные технологии. – 2008. – № 2. – С. 32-37.

5. Гуртовой, А. В. Новые информационно-коммуникационные технологии в преподавании математики / А. В. Гуртовой // Народное образование. 2005. № 8. С. 140-144.

6. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. − Режим доступа : http://schoolcollection.edu.ru/catalog.

7. Жизнева, Н. В. Психологические аспекты использования ИКТ в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи / Н. В. Жизнева // Дефектология. − 2009. − № 4. − С. 21-25.

8. Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании / И. Г. Захарова  – М. : Издательский центр «Академия», – 2003. – 192 с.

9. Ивашева, О. А. Использование информационных технологий для становления математической культуры младших школьников / О. А. Ивашева // Интерактивное образование. − 2009. − № 5. − С. 34-36.

10. Игушева, И. А. Информационно-коммуникационные технологии в современной начальной школе [Электронный ресурс]. − Режим доступа : http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=27022.

11. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения [Электронный ресурс]. − Режим доступа : http://ostapbenderx.narod.ru/Index/0/30.htm.

12. Коджаспирова, Г. М. Технические средства обучения и методика их использования: учебное пособие / Г. М. Коджаспирова, К. В. Петров. – М. : Академия, 2006. – 352 с.

13. Кукушкина, О. И. Информационные технологии в контексте отечественной традиции специального образования / О. И. Кукушкина. − М. : Полиграф-сервис, 2005. − 327 с.

14. Кукушкина, О. И. Информационные технологии в специальном образовании / О. И. Кукушкина // Образование для всех : совершенствование процесса обучения детей со специальными образовательными потребностями. − Кишинёв : ООН в Молдове, 2004. − С. 75-83.

15.  Кукушкина, О. И. Компьютер в специальном обучении: новое средство − новые идеи / О. И. Кукушкина // Специальное образование в России : вчера, сегодня, завтра. − М. : ИКПРАО, 1995. − С. 67-75.

16. Кукушкина, О. И. Применение информационных технологий в специальном образовании в России / О. И. Кукушкина // Интегративные тенденции современного специального образования. − М. : Полиграф-сервис, 2003. − С. 270-282.

17. Мицель, А. А. Интерактивные компьютерные тренажеры по математическим дисциплинам / А. А. Мицель, В. В. Клыков // Открытое образование. − 2005. − № 2. − С. 22-27.

18. Пейперт, С. Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи / С. Пейперт – М. : Педагогика, – 1999. – 234 с.

19. Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под. ред. Е. С. Полат. – М. : Изд. центр «Академия», – 2000. – 272 с.

20. Полушина, Л. А. Использование компьютера на уроках математики в коррекционной школе VIII вида / Л. А. Полушина // Компьютер в изучении, обучении и реабилитации детей со специальными образовательными потребностями : научно-методический сборник статей. Йошкар-Ола, 2003.  С. 63-66.

21. Репина, 3. А. Компьютерные средства обучения: проблемы разработки и внедрения / З. А. Репина // Вопросы гуманитарных наук. − 2004. − № 5. − С. 283-285.

22. Сластенова, И. В. Об активной роли информационных технологий в учебном процессе / И. В. Сластенова, В. А. Грицык // Инфотеле-коммуникационные технологии в науке, производстве и образовании : материалы 1-й Международной научно-технической конференции – Ставрополь, 2004. – С. 126-129.

23. Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология / Н. Ф. Талызина – М. : Издат. центр «Академия», – 2005. – 288 с.

24. Тананыхина, Ю. А. Современные информационные и коммуникационные технологии в образовании [Электронный ресурс]. − Режим доступа : http://festival.1september.ru/articles/521935.

25.  Тузова, В. П. Использование ИКТ на уроках математики [Электронный ресурс]. − Режим доступа : http://www.den-za-dnem.ru/page.








Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 6700 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru