В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении



Создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении.


«Основным признаком здоровья является уровень адаптации организма к условиям внешней среды, физическим и психоэмоциональным нагрузкам».

В. И. Дубровский



Наблюдающееся в последние годы значительное ухудшение здоровья населения России, особенно детей, стало общегосударственной проблемой. Известно, что здоровые привычки формируются с самого раннего возраста ребёнка, поэтому, если мы научим их ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровыми развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Исследования последних лет показывает, что около 25-30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения состоянии здоровья. Здоровье ребёнка можно считать нормой, если он: умеет преодолевать усталость (физический аспект здоровья); проявляет хорошие умственные способности, любознательность (интеллектуальны аспект); честен, самокритичен (нравственное здоровье); коммуникабелен (социальное здоровье); уравновешен (эмоциональный аспект здоровья). Поэтому сейчас и возникло особое направление в педагогике: «педагогика оздоровления». В основе оздоровления лежат представления о здоровом ребёнке, который является практически достижимой нормой детского развития. Подготовка к здоровому образу жизни ребёнка на основе здоровьесберегающих технологий в работе ГПД должна стать приоритетным направлением. В связи с этим в своей работе воспитатель должен применять разные методы и приёмы здоровьесберегающего обучения.

Оптимальное сочетание специфических и общепедагогических методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения.





Дидактический Демонстрация Практический Соревнования

рассказ

Беседа Иллюстрация Познавательная

Игра

Лекция Видеометод Метод программирован-

ного обучения

Дискуссия Упражнения


Наглядность


В структуре метода выделяются приёмы, как составная часть в реализации метода.





Воспитатель обязан отдельные подходы объединить в единое целое, только тогда можно рассчитывать на то, что будет сформировано здоровьобразовательное пространство, реализующее идеи здоровьесберегающей педагогики.

Цель здоровьесберегающих технологий в работе ГПД – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период воспитания и обучения в школе. Сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни. Научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Огромное влияние на развитие умственной работоспособности младших школьников оказывает уровень физического развития и состояние здоровья.

Регулировать двигательную деятельность надо с учётом возрастных особенностей детей и динамики физической подготовленности школьника. Установлено, что построение продлённого дня без учёта возрастных особенностей детей, даже при внедрении всех форм оздоровительно-физкультурной работе приводит к выраженному утомлению учащихся в течении учебного дня, недели , года. Это, в свою очередь, вызывает неблагоприятные сдвиги в функциональном состоянии различных органов и систем. Рациональный режим предусматривает чёткое чередование различных видов деятельности и отдыха детей в группе и строгую регламентацию разных видов деятельности:

  • Двигательная активность (тесно связаны между собой увеличение двигательной активности, роль грудной клетки в дыхательных движениях и развитие осанки ребёнка).

  • Соблюдение правил личной гигиены (воспитатель устанавливает последовательный контроль за чистотой и опрятностью учащихся; правилами умывания и уходом за телом, простейшими приёмами самостоятельного ухода за одеждой и обувью).

  • Дыхательные упражнения и разучивание скороговорок. Огромное значение для здоровья имеет правильное дыхание. От дыхания зависит нормальное снабжение крови кислородом, а так же ритм работы сердца. Даже незначительный недостаток кислорода снижает работоспособность мозга и вызывает головную боль.

  • Закаливание (эффективное средство при профилактике простудных заболеваний).

  • Психофизическая тренировка (Правильное общее расслабление мышц связано с ощущением отдыха, сочетаемый с правильным дыханием, восстанавливает силы и работоспособность. Упражнения на расслабление помогают детям отдохнуть, успокоиться и сосредоточиться.)

Идеи педагогики оздоровления подводят воспитателя к использованию в своей работе нестандартных занятий в группе продлённого дня:

  • занятия-игры

  • занятия творчества

  • театрализованные занятия

  • занятия-аукционы

  • занятия-соревнования

  • занятия взаимообщения учащихся

  • занятия- концерты

  • занятия-экскурсии

И в заключении можно с уверенностью утверждать, что именно педагог должен сделать для здоровья ученика больше, чем врач. Педагог обязан работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьника.

Почаще предлагайте учащимся показать радость и удовольствие и усталости как не бывало.



Работа по сохранению и укреплению здоровья учащихся в ГПД

Данные состояния здоровья обучающихся младших классов

Уч.

год

Группы здоровья

1

Динамика

2

Динамика

3

Динамика

4

Динамика

05-06

30%


66%


4%


0,001%


06-07

32%

+2%

63%

-3%

5%

+1%

0,004%

+0,003%

07-08

35%

+3%

58%

-5%

6%

+1%

0,005%

+0,001%


Уч.

год

Группы по физкультуре

Осн.

Динамика

Под

Динамика

Спец

Динамика

Освоб

Динамика

05-06

74%


23%


0,007%


2%


06-07

72%

-2%

23%

=

2%

+1,993%

3%

+1%

07-08

74%

+2%

21%

-2%

2%

=

3%

=


Уч.

год

Физическое развитие

Выс.

Динамика

В.ср

Динамика

Ср

Динамика

Н.ср

Динамика

Низ

Динамика

05-06

9%


19%


64%


6%


2%


06-07

9%

=

19%

=

64%

=

6%

=

2%

=

07-08

11%

+2%

7%

-12%

74%

+10%

6%

=

2%

=


Статистика типов заболеваний

Типы

заболеваний

2005-2006 уч. год

2005-2006 уч.год

2007-2008 уч.год


Показатели

Динамика


Показатели

Динамика


Показатели

Динамика

Тубинфицированные

13,3%


13,9%

+0,6%

13,9%

=

Нервные заболевания

6,1%


8,3%

+2,2%

5,2%

-3,1%

Сердечно-сосудистые заболевания

3,8%


4,5%

+0,7%

4,5%

=

Заболевания пищеварительной системы

2,8%


4,4%

+1,6%

3,6%

-0,8%

Заболевания опорно-двигательной системы

25%


27,7%

+2,7%

32%

+4,3%

Заболевания органов дыхания

5,5%


7%

+1,5%

5,8%

-1,2%

Другие заболевания

15,3%


18%

+2,7%

18,7%

+0,7%



Используемая литература:

Павлова М. А. «Формирование здорового образа жизни у младших школьников».

Ковалько В. И. «Здоровьесберегающие технологии»

Антропова М. В. «Физическое развитие ребенка»

Антропова М. В. «Режим дня, работоспособность и состояние здоровья школьников».

Дьяченко В. К. «Сотрудничество в обучении».

5


Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 7400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подробнее
Подписаться на новые
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru