В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

ВВодный урок по физике "Что изучает физика"

Екатерина Ахонен Екатерина Ахонен
Тип материала: Урок
просмотров: 1064
Краткое описание
Урок изучения нового материала по теме "Что изучает физика". Целями являются определение основных физических понятий. В ходе урока учащиеся выполняют интерактивные задания по закреплению основных терминов.
Теги: оу, учитель
Пожаловаться 21 августа 2014
Файлы
Рабочий лист.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

Тема урока: ____________________________________________________________________________

  1. Что изучает физика



«фюзис» - с греческого - ___________________



первый учебник по физике

Физика – это наука, изучающая __________________________________ явления

Название явления

Пример явления













  1. Основная задача физики: ____________________________________________________,

которые связывают между собой различные физические явления.

  1. Специальные слова, обозначающие физические понятия - _______________________________


    любой из окружающих нас предметов


    все то, что существует во Вселенной независимо от нашего сознания


    материя, из которой состоят тела


    особые виды материи (радиоволны, свет)

  2. Источники физических знаний






  3. Выполните тест (в правой колонке подчеркните верное)

Вариант 1

1. Какие из приведенных явлений не являются механическими:

движение автобуса, падение капли дождя, кипение воды, короткое замыкание

2. Какие из приведенных явлений являются тепловыми:

ребята играют в волейбол, Солнце нагревает крышу дома, летит мяч, таяние льда.

3. Укажите, что относится к понятию «физическое тело»:

автобус, медь, мел, комета

4. Укажите, что не относится к понятию «вещество»:

вода, стол, воздух, керосин, тетрадь

5. Назовите из приведенных явлений только физические:

таяние снега, кипение воды, гниение картофеля, почернение серебряной монеты.


.Вариант 2

1. Какие из приведенных явлений являются электрическими:

движение автобуса, падение капли дождя, кипение воды, короткое замыкание

2. Какие из приведенных явлений не являются световыми:

преломление света в воде, падение яблока, таяние льда, изображение в зеркале

3. Укажите, что не относится к понятию «физическое тело»:

автобус, Луна, медь, ракета

4. Укажите, что относится к понятию «вещество»:

пластмасс, лампочка, нефть, ручка

5. Назовите из приведенных явления, которые относятся не только к физическим:

таяние снега, кипение воды, гниение картофеля, выпадение снега, почернение серебряной монеты.

Оценка: __________________________

Домашнее задание

1. Для каждой пары вычеркните ненужное

2. Вставьте пропущенные слова: цилиндрический и щаровой аквариум вмещают 20 литров воды каждый. Они имеют __________________________________, но ______________________________

3. Впишите ответы.

Фотографии сделаны через равные промежутки времени. Отметьте, какая фотография соответствует падению тела в воздухе, а какая – в вакууме. Почему?

На рисунке приведены возможные траектории снаряда, выпущенного из пушки на Земле и на Луне. Какая из траекторий соответствует движению заряда на земле и Луне? Почему?






конспект.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

Тема урока

Цели урока:

образовательная: формирование у учащихся представление о взаимосвязи науки и техники, о предмете физики, определение роли физики в развитии научно- технического прогресса, ознакомить учащихся с основными этапами становления физики как науки, введение основных физических терминов, методов познания;

воспитательная: воспитание интереса к изучению физики; воспитание положительного отношения к труду;

развивающая: развитие умения анализировать полученную информацию, логически и творчески мыслить, сравнивать, делать выводы.

Необходимое оборудование и материалы, демонстрации Ноутбук, проектор, презентации в программе SMART Notebook, видеофрагменты физических явлений.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.

Оргмомент, актуализация знаний

Начать урок мне бы хотелось словами из стихотворения А.С. Пушкина:

“О, сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель”
(А.С.Пушкин)

И сегодня мы начинаем увлекательное путешествие в мир науки – физика.

Роль физики трудно переоценить, так как она необходима в любой области деятельности человека: проектировка и строительство зданий, создание радиоприемников, автомобилей, космических аппаратов. Без знаний физики мы были бы лишены многих полезных вещей.

К технике мы привыкли, она стала нашим спутником. А ведь не так давно люди ездили в тарантасах, запряженных лошадьми, сидели при свете горящих лучин в длинные зимние вечера и только в сказках мечтали о волшебстве.

Ребята, я буду читать строки из сказок, а вы попытайтесь назвать современные устройства, ставшие реальностью.

1. В сказке А. С. Пушкина мудрец, подаривший царю Додону чудесного петушка, заверял его:

Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой:
Коль кругом все будет мирно,
То сидеть он будет смирно;
Но лишь чуть со стороны
Ожидать тебе войны,
Иль набега силы бранной,
Иль другой беды незваной, -
Вмиг тогда мой петушок
Приподымет гребешок,
Закричит и встрепенется
И в то место обернется.

2. А в сказке Петра Павловича Ершова “Конек-горбунок” говорится:

Огонек горит светлее,
Горбунок бежит скорее.
Вот уж он перед огнем.
Светит поле словно днем.
Чудный свет кругом струится,
Но не греет не дымится,
Диву дался тут Иван,
“Что, - сказал он, - за шайтан!
Шапок с пять найдется свету,
А тепла и дыма нету.
Эко чудо-огонек…”

3. В марийской народной сказке говорится: «А с гуслями никакой лужавуй тебе не страшен будет. Только скажи: «Играйте, гусельки».

4. Во многих сказках герои бороздили просторы на различных летательных аппаратах: летающий корабль, метла, ковер – самолет. И восточной легенде говорится: «До сих пор по просторам Азии летает царь Соломон на своём чудесном летательном аппарате».

Сказки становятся былью, а стало возможным это не по велению волшебника, а на основе умелого применения достижений науки.


Просмотр презентации в программе SMARTNotebook


















Слушают строки из стихотворений, называют современные устройства.


1.современные радиолокационные установки, спутники, спутниковое телевидение















2. лампы дневного света








3.магнитофон, радиоприемник


4. самолеты, ракеты

2. Изучение нового материала

1. Что изучает физика. Одной из древнейших наук, которая позволяет познать силы природы и поставить их на службу человеку, дает возможность понять современную технику и развивать её дальше является физика. Физика - это наука о природе и тех изменениях, которые в ней происходят.

Откройте тетради и запишите тему урока «Что изучает физика»

Найдите в тексте учебника (п.1 стр. 3) ответ на вопрос «Кто впервые ввел термин «физика», кто ввел это слово в русский язык»

Ответ: Физика как наука зародилась очень давно. Попытки объяснить явления природы были в Китае, в Древней Греции и Индии. Первоначально физикой занимались философы, богословы, астрономы, мореплаватели, врачи. В IV веке до н.э. Аристотель ввел понятие “ФИЗИКА” (от греческого слова “фюзис” - природа).

В русском языке слово “физика” появилось в XVIII веке, благодаря Михаилу Васильевичу Ломоносову, ученому-энциклопедисту, основоположнику отечественной науки, философу-материалисту, поэту, заложившему основы современного русского языка, выдающемуся деятелю просвещения, который сделал перевод с немецкого первого учебника по физике. Именно тогда в России и стали серьезно заниматься этой наукой.

Итак, физика - это наука о природе и изменениях, происходящие в природе. Как называются такие изменения?

Но какие явления называются физическими?






Приведите примеры различных физических явлений, происходящих в живой и неживой природе (слайд № 3 из коллекции ЦОР демонстрация примеров различных физических явлений)

Среди большого разнообразия явлений в природе, физические явления занимают особое место. К ним относятся: механические явления, электрические явления, магнитные явления, световые явления, тепловые явления, строение вещества.


А сейчас посмотрим видеофрагменты некоторых физических явлений.

Далее показываются небольшие фрагменты физических явлений: светящиеся огурцы – пример электрических явлений, танцующие магниты – пример магнитных явлений, разрушение моста а Оклахоме- пример механических явлений.

2. Задача физики. Таким образом, что является основной задачей физики как науки?



3. Термины. Но физика как наука использует специальные слова – термины. На слайде я предлагаю вам определение терминов, а ваша задача назвать их.

Итак, давайте их перечислим: тело, материя, вещество, поля. Из коллекции ЦОР слайды № 4, 5 – определение материи.

А теперь выполним интерактивное задание: расположить рисунки в соответствующие колонки – вещества и тела, явления

4. Откуда берутся знания. Давайте подумаем о том, как можно изучать физику. Откуда появляются у человека знания?

Совершенно верно. Именно с наблюдений и начиналась физика. Философы и ученые Древней Греции, такие как Аристотель, Архимед, Демокрит, в основном вели наблюдения. Из наблюдений они пытались установить закон, которому подчиняется то или иное наблюдаемое явление, и поставить знание установленного закона на службу человеку.

Представьте себя на некоторое время учеными-физиками. Вам предстоит совершить какое-то научное открытие, изобрести что-нибудь. Сразу это возможно? Могут ли открытия рождаться без знаний?















Совершенно верно. Изучение явлений – это достаточно долгий и тернистый путь – от гипотез, догадок, интуиции, наблюдений, через опыты к выводам.

Я предлагаю вам посмотреть сюжет об основоположнике физической теории Г. Галилее, который изучал теорию свободного падения тел.

Итак, вывод: источником физических знаний являются наблюдения и опыты.






В рабочих листах записывают тему урока «Что изучает физика»



Читают ответ.







вписывают информацию в рабочие листы





Отвечают: явления природы

Отвечают (по тексту в учебнике): любые превращения вещества без изменения состава вещества.


Приводят примеры явлений, изображенных на слайдах коллекции ЦОР, записывают в таблицу примеры

Смотрят фрагменты и фиксируют примеры в тетрадь








Отвечают: открывать и изучать законы, которые связывают между собой различные физические явления.


Записывают в рабочие листы, называют термины, используя учебник





Отгадывают загадки, просмотр видео







Отвечают: Многие первичные знания появляются из собственных повседневных наблюдений.






Отвечают: Необходимо изучить предшествующий опыт, нужно многократно наблюдать одно и то же явление, чтобы увидеть, как оно изменяется при различных обстоятельствах. Ученый сначала может только предполагать, догадываться о том, как может происходить то или иное явление в новых условиях, но ему необходимо проверить и доказать предположения. Для этого ученый прибегает к опытам и измерениям.


Просмотр видеофрагмента


Записывают конспект

3. закрепление материала

1. выполнение теста по вариантам с последующей взаимопроверкой (правильные ответы выделены цветом)

Вариант 1

1. Какие из приведенных явлений не относятся к механическим:

движение автобуса, падение капли дождя, кипение воды, короткое замыкание

2. Какие из приведенных явлений относятся к тепловым:

ребята играют в волейбол, Солнце нагревает крышу дома, летит мяч, таяние льда.

3. Укажите, что относится к понятию «физическое тело»:

автобус, медь, мел, комета

4. Укажите, что не относится к понятию «вещество»:

вода, стол, воздух, керосин, тетрадь

5. Назовите из приведенных явлений только физические:

таяние снега, кипение воды, гниение картофеля, почернение серебряной монеты.

.Вариант 2

1. Какие из приведенных явлений являются электрическими:

движение автобуса, падение капли дождя, кипение воды, короткое замыкание

2. Какие из приведенных явлений не являются световыми:

преломление света в воде, падение яблока, таяние льда, изображение в зеркале

3. Укажите, что не относится к понятию «физическое тело»:

автобус, Луна, медь, ракета

4. Укажите, что относится к понятию «вещество»:

пластмасс, лампочка, нефть, ручка

5. Назовите из приведенных явления, которые относятся не только к физическим:

таяние снега, кипение воды, гниение картофеля, выпадение снега, почернение серебряной монеты.

Оценка: __________________________



А теперь немного поиграем: игра “Отгадай загадку”.

  1. Сначала - блеск.
    За блеском – треск,
    За треском – плеск. (Молния, гром, дождь)

  2. Никто его не видывал,
    А слышать – всякий слыхивал.
    Без тела, а живет оно,
    Без языка кричит. (Эхо)

  3. Разноцветный мост встал на сто вёрст. (Радуга)

  4. Под водой железный кит,

Днем и ночью кит не спит

Днем и ночью под водой

Охраняет твой покой. (Подводная лодка)

  1. Считает весь век,
    А сам не человек. (Часы)

7. По небу ходит Маляр без кистей

Краской коричневой

Красит людей. (Солнце)

Один человек выполняет на интерактивной доске, остальные - в тетради

Один человек выполняет на интерактивной доске, остальные - в тетради




все самостоятельно выполняют задания по вариантам в рабочих листах





































выполняют взаимопроверку: ставят отметку по количеству верно выполненных заданий


устно отгадывают загадки

4. рефлексия

Давайте перечислим основные понятия, с которыми мы познакомились сегодня. И в ваших рабочих листах поставьте «+», если вам весь изученный материал понятен, и «!», если что-то осталось не понятным.

С помощью физики можно и нужно познавать мир, так как познание мира – это движение вперед. И закончить урок мне хотелось бы словами Фирдоуси (Персидский и таджикский поэт 940–1030 г.г:

“Науку все глубже постигнуть стремись,
Познанием вечного жаждой тянись.
Лишь первых познаний блеснет тебе свет,
Узнаешь: предела для знания нет.”

Спасибо за урок! И желаю удачи в дальнейшем изучении науки!

Отмечают символы в рабочих листах!

5. домашнее задание

1. . 1-3, вопросы

2. задание в рабочем листе

Домашнее задание

1. Для каждой пары вычеркните ненужное

2. Вставьте пропущенные слова: цилиндрический и щаровой аквариум вмещают 20 литров воды каждый. Они имеют __________________________________, но ______________________________

3. Впишите ответы.

Фотографии сделаны через равные промежутки времени. Отметьте, какая фотография соответствует падению тела в воздухе, а какая – в вакууме. Почему?

На рисунке приведены возможные траектории снаряда, выпущенного из пушки на Земле и на Луне. Какая из траекторий соответствует движению заряда на земле и Луне? Почему?










Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru