В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Издательство Учитель – лучшее учреждение дополнительного профессионального образования 2019 г.

Романса трепетные звуки

Романса трепетные звуки

Олеся Кравченко
Тип материала: Урок
просмотров: 2372
Краткое описание
Цель урока: познакомить с новым музыкальным жанром – романсом, на основе чего доказать связь музыки и литературы.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 9800 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Кравченко О.И. Урок.docx
HTML Войдите для скачивания файлов

Описание: http://www.uchmet.ru/imgs/uchmet_120_60.gif




Фамилия, имя, отчество автора


Кравченко Олеся Ивановна

Квалификационная категория


высшая

Место проживания (город, поселок), область, край, регион


Город Белореченск, Краснодарский край

Название учебного заведения


МБОУ СОШ № 31 им.В. В. Толкуновой пос.Родники МО Белореченский район Краснодарский край

Дисциплина


музыка

Учебник, по которому ведется обучение


«Музыка» 5 класс.

Авторы: Сергеева Г.П., Критская Е.Д..

Тема урока

«Романса трепетные звуки»

Класс

5

Продолжительность урока

40 минут

Использование информационных технологий

Дифференцированный подход к обучению

Логотип Портала - в верхнем колонтитуле разработки

Описание: http://www.uchmet.ru/imgs/uchmet_120_60.gif
















Описание: http://www.uchmet.ru/imgs/uchmet_120_60.gif

Поделись живыми снами,

Говори душе моей;

Что не выскажешь словами,

Звуком на душу навей.

А. Фет


Тема урока: «Романса трепетные звуки»

Цель урока:

  • познакомить с новым музыкальным жанром – романсом, на основе чего доказать связь музыки и литературы.


Задачи урока:

  • Развитие ассоциативного и эмоционально-образного мышления в процессе восприятия музыки, умения сравнивать и сопоставлять.

  • Формирование теоретического знания о взаимосвязи всех видов искусств.

  • Раскрытие творческого потенциала и воспитание художественного восприятия.

  • Воспитание инициативного отношения к предлагаемым заданиям.

  • Развитие.

Форма урока:

  • Урок-путешествие


Вид урока:

  • интегрированный

Наглядно-методические пособия:

  • Эпиграф на доске (слова А.Фета)

  • Портрет С.В. Рахманинова

  • Репродукция картины К.А.Сомова «Портрет С.В.Рахманинова»

  • Карточки с названиями романсов и их авторов.

  • Выставка рисунков на тему: «Звуки романса в цвете».

Оборудование:

  • Музыкальный центр, фонохрестоматия, синтезатор.



План урока:

  1. Организационный момент (музыкальное приветствие, тема и цель урока).

  2. Повторение пройденного материала (актуализация полученных ранее знаний и умений учащихся в форме игры).

  3. Новая тема (организация восприятия учащимися нового материала).

  4. Физкультминутка (исполнение песни-танца Б. Савельева «Танцуйте сидя»).

  5. Обобщение (осмысление нового материала и закрепление его в форме тестирования).

  6. Домашнее задание.

  7. Итог урока (выставление оценок).

Ход урока:



I. Организационный момент.

Вход в кабинет. Музыкальное приветствие.

Звучит романс М.Глинки «Жаворонок».

Какое произведение прозвучало в начале урока? Сделайте вывод, о чем пойдет речь на уроке? Как может прозвучать тема урока? (Учащиеся предлагают свои варианты)

Тема нашего сегодняшнего урока - «Романса трепетные звуки» ставит перед нами цель: познакомиться с новым музыкальным жанром. Чтобы больше узнать о романсе, я предлагаю совершить путешествие в мир искусства. Быстрей на паровоз и с песней вперёд! Исполнение «Песни паровозика» из м/ф. «Паровозик из Ромашкова».

II. Повторение пройденного материала.

Первая остановка – станция ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ, где нам предлагается повторить пройденные ранее темы в форме игры.

Игра: « Ты мне, я – тебе».

Цель игры: проверить знания пройденного материала.

Ход игры: учитель задаёт учащимся вопросы. Ответив на них, учащиеся обмениваются тетрадями с соседом по парте и проверяют ответы одноклассника, подтверждая тем самым свои знания темы.

Вопросы:

I вариант

II вариант

Что такое музыка?

Что такое песня?

Что такое вокальная музыка?

Что такое инструментальная музыка?

III. Новая тема.

РОМАНС – это жанр вокальной музыки, музыкально-поэтическое произведение, выражающее глубоко личные чувства, поэтому исполняется сольно. Сольно, от итальянского слова solo, что значит – один – музыкальное произведение для одного исполнителя. С каким жанром вокальной музыки мы знакомились ранее? (Песня). Песня и романс - жанры вокальной музыки, а в чём их различия? Ответ на этот вопрос мы узнаем на МУЗЫКАЛЬНОЙ станции. Отправляемся туда.

Прослушайте романс (автор и название не называется, т.к. это должны вспомнить учащиеся).

Звучит романс М.Глинки «Я помню чудное мгновенье»

Расскажите о характере музыки. В чем заключается главная идея? В сопровождении какого инструмента звучал романс? Романс исполняется в сопровождении фортепиано, этим отличаясь от песни, которая может исполняться в сопровождении любых инструментов, от одного до целого оркестра – это первое отличие песни от романса. Сколько человек могут исполнять песню? Песню может исполнять один или несколько человек, от дуэта до целого хора, а вот романс исполняется сольно. Это второе отличие песни от романса. Что послужило появлению романса в музыке, об этом расскажет станция ИСТОРИЧЕСКАЯ.


Родиной романса считается Испания. Именно здесь в ХII-XIV веках странствующие поэты-певцы создали новый музыкальный жанр. Слово «романс» происходит от испанского «романсе». В переводе с испанского языка «романский» значит исполняемый на «романском» (испанском) языке. Романс небольшое стихотворение, положенное на музыку для сольного исполнения, обязательно в сопровождении музыкального инструмента. В русской музыке романс появился в начале XIX века. В ту пору в музыке происходил поворот от философских проблем в сторону личных интересов человека с его радостями и страданиями, его внутренним миром. Простые лирические чувства потребовали упрощения музыкального выражения. Так в развитие музыки влилась струя новых образов, картин, настроений. В ней зазвучали песни птиц и биение человеческого сердца, плеск воды и шелест листвы. На фоне этого появился и романс. Ранее мы уже знакомились с романсами. Давайте вспомним их авторов и названия.

Для этого используется карточки с именами композиторов и названиями романсов. Называя романс и его автора, учащийся выбирает соответствующую карточку и прикрепляет ее к доске, в итоге получается следующая таблица:

Композитор


Романс

М.И.Глинка

«Жаворонок»

М.И.Глинка

«Я помню чудное мгновенье»

А.Е.Варламов

«Белеет парус одинокий»


Прежде чем сочинять романс, композитор должен подобрать подходящее стихотворение, раскрывающее чувства человека. К какому виду искусства обращается композитор? (Литература). А это ещё раз подтверждает взаимосвязь музыки и литературы.

Так значит вперед на станцию ЛИТЕРАТУРНУЮ. Как вы считаете, можно ли превратить в романс любое стихотворение? Обоснуйте свой ответ.

Прослушайте стихотворение Е.Бекетовой «Сирень». О чём идет речь? Являются ли эти слова сами по себе хорошим стихотворением, которое могло бы обойтись без музыки, или по-настоящему они зазвучат только с ней?

Давайте сами попробуем «создать» музыку для этого стиха. Для этого проведем игру «Ассоциация».

Цель игры: научить учащихся самостоятельно постигать интонационную природу музыки, переживать музыкальное содержание – как художественно-образное отражение действительности.

Ход игры: слушая стихотворение Е.Бекетовой «Сирень», опишите с каким характером музыки, мелодией, темпом, динамикой и цветом возникают ассоциации?

Для этого используется таблица:

Характер

Ласковый, нежный, мечтательный.

Мелодия

Плавная, певучая.

Темп

Медленный

Динамика

Р(пиано) - тихая

Цвет

Светлый, яркий, теплый.


Заполнив левый столбик одинаково, в правый столбик учащиеся записывают свои ответы, после, читая и обосновывая их. (В таблице предложен примерный вариант ответа). Побеждают учащиеся с наиболее интересными ответами.

А теперь послушаем, как изображает эту тему известный русский композитор С.В.Рахманинов.

Звучит романс С.В.Рахманинова «Сирень».

Слушая романс, мы сами не заметили, как попали на ИЗОБРАЗИТЕЛЬНУЮ станцию. О каком виде искусств будет идти речь? Слушая романс, какого цвета вы представляете сирень и почему? (Представляется сирень белого или голубого цвета, ассоциируясь с покоем, светом, лаской, что отражено в музыке, а тёмная сирень наводит печаль и грусть). Вот как увидел образ романса «Сирень» художник К.А.Сомов, изображая в окружении сирени автора музыки - С.В.Рахманинова.

Слушая музыку, мы смогли определить даже цвет, что доказывает взаимосвязь всех видов искусства между собой. Подтверждением этому служит выставка ваших рисунков «Звуки романса в цвете». Слушая на предыдущем уроке романс А.Е.Варламова «Белеет парус одинокий», на дом было дано задание отразить свои восприятия романса в цвете.

Звучит фрагмент «Песни паровозика»

IV.Физкультминутка.

Исполнение песни-танца Б. Савельева «Танцуйте сидя» с выполнением ритмических упражнений.

(Приложение 1).

V. Обобщение.

Совершив путешествие в мир искусства, мы узнали, что Романс – музыкально-поэтическое произведение, выражающее глубоко личные чувства, особенности появления и исполнения романса.

Для закрепления пройденного проведем тестирование. Из предложенных на доске вариантов, надо выбрать правильные ответы на вопросы.

Вопросы: 1.Какая страна является родиной романса? Испания. 2.Когда появился романс в России? XIX век. 3.Чем романс отличается от песни? Сольное исполнение, сопровождение фортепиано.4.Кто автор романса «Сирень»? С.В.Рахманинов. 5.Кто является создателем романса? Поэты – певцы.

(Варианты ответов Приложение 2).

Подберем вопросы к оставшимся вариантам ответов из таблицы.

1.XIIXIV века. В каком веке странствующие поэты-певцы создали новый музыкальный жанр-романс?

2.М.И.Глинка. Кто автор романса «Жаворонок»?

3.Хор. Кто ещё, кроме солиста, может исполнить песню, но не может исполнить романс?


VI. Домашнее задание:

Подобрать стихотворение, которое вы выбрали бы для своего романса, если бы были композиторами.


VII. Итог урока.


Образы, чувства, стремления, вошедшие в музыку композиторов XIX века, способствовали необыкновенному расцвету русского романса, раскрывающего внимание к внутреннему миру человека, его счастью, мечтам, идеям.

Выставление оценок. Выход из кабинета под музыку.











Приложение 1.


Ритмическая разработка песни Б. Савельева «Танцуйте сидя».

Текст песни

Элементы движения

Вот вы устали, готовя уроки,

Схватившись за голову двумя руками, наклоняем её влево и вправо

И непонятны в учебнике строки,

Развести руки в стороны.

Значит, пускай отдохнет авторучка,

Показать ручку и отложить в сторону

Значит, отложите в сторонку тетрадь.

Показать тетрадь и отложить в сторону

И не вставая, а сидя на стуле,

Встать и сесть

Если совсем вы еще не заснули

Наклоняя голову вправо и влево, руки кладём под щёку.

Вместо зарядки и для настроения

Разводим руки в сторону, затем к себе и опять в сторону

Нужно танец этот, друзья, танцевать!

Хлопаем в ладоши.


Руки на пояс поставьте в начале,

Руки ставим на пояс


Влево и вправо качайте плечами,

Влево и вправо качаем плечами


Вы дотянитесь мизинцем до пятки,

Пытаемся дотянуться левым мизинцем до левой пятки,

а правым мизинцем до правой пятки.


Если сумели, все в полном порядке.

Хлопаем в ладоши.






Приложение 2.

Варианты ответов на тестирование, в виде таблицы:





М.И.Глинка




XIX век




Поэты - певцы




Фортепиано



Испания




Сольное исполнение




Россия




С.В.Рахманинов




XII – XIV века



Хор




Список рекомендуемой литературы:

  1. Алексеева Л.Л., Критская Е.Д. «Музыка. Планируемые результаты» Система заданий 1-4 класс. Москва. «Просвещение» 2013

  2. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. Москва: Владос, 2000г.

  3. Компаниец Л.Д. Введение в общеобразовательное пространство программы «Духовная музыка: Россия, Запад». Краснодар. «Эоловы струны». 2004г.

  4. Кондратюк Н.Н. Музыка в школе. Игры, конкурсы, современные методы. М.: ТЦ Сфера, 2005г.

  5. Рябенко Н.Н. Уроки музыки в 1-8 классах. Москва: Айрис-пресс, 2006.

  6. Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Шмагина Т.С. Музыка. Рабочие программы 1-4 класс. Москва. «Просвещение 2012».

  7. Смолина Е.А. Современный урок музыки. Ярославль: Академия развития, 2007г.




Кравченко О.И. Урок.rar
Войдите для скачивания файлов
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые
Задать вопрос
@mail.ru
@mail.ru
@mail.ru