Рабочая программа по литературе 11 класс (к учебнику Литература. 11 класс. / Л.А. Смирнова, О. Н. Михайлов, А. М. Турков и др.; сост. Е. П. Пронина; под ред. В. П. Журавлёва)
11 класс
(к учебнику Литература. 11 класс. / Л.А. Смирнова, О. Н. Михайлов, А. М. Турков и др.; сост. Е. П. Пронина; под ред. В. П. Журавлёва)
Согласовано Согласовано УТВЕРЖДАЮ
на заседании МОШ зам. директора по УВР директор МКОУ СОШ № 12
протокол № ___ от _______14 г. ________/В.Н.Харченко/ приказ № ____ от ________14 г.
_________/А. И. Кривонос/
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 12 с. Бурукшун Ипатовского района Ставропольского края
Рабочая программа по литературе
11 класс
(к учебнику Литература. 11 класс. / Л.А. Смирнова, О. Н. Михайлов, А. М. Турков и др.; сост. Е. П. Пронина; под ред. В. П. Журавлёва)
Учитель Чубенко Татьяна Ивановна
2014 год
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по литературе ориентирована на учащихся 11 классов и реализуется на основе следующих документов:
-
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 23.07.2013 г.);
-
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в редакции приказов Минобрнауки РФ от 03 июня 2008 года № 164; от 31 августа 2009 года № 320; от 19 октября 2009 года № 427, от 10 ноября 2011 года № 2643; от 24 января 2012 года № 39;
-
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»;
-
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 марта 2004 года № 1312 «Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» (в редакции приказов Минобрнауки РФ от 20 августа 2008 г. № 241, от 30 августа 2010 г. № 889, от 03 июня 2011г. № 1994);
-
Примерных программ начального, основного и среднего (полного) общего образования (Письмо департамента государственной политики в образовании Минобрнауки РФ от 07.07. 2005 № 03 – 1263 « О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»);
-
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
-
Методического письма «О преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»;
-
Программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, под редакцией В. Я. Коровиной (М.: «Просвещение», 2009 г.).
Рабочая программа по литературе для 11 класса рассчитана на 105 часов (3 часа в неделю), ориентирована на УМК Литература. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Л.А. Смирнова, О. Н. Михайлов, А. М. Турков и др.; сост. Е. П. Пронина; под ред. В. П. Журавлёва ; – 18-е изд. - М.: Просвещение, 2013.
Структура документа
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического комплекса; нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся 11 класса по литературе.
Цели и задачи программы
Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
-
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
-
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
-
освоение текстов художественной произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
-
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературе; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Задачи изучения литературы представлены двумя категориями: воспитательной и образовательной.
Воспитательные задачи:
-
формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса для верного и глубокого постижения прочитанного, содействия появления прочного, устойчивого интереса к книге;
-
воспитание доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности.
Образовательные задачи:
-
формирование умений творческого углубленного чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова;
-
формирование речевых умений – умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.
-
В соответствии с региональным компонентом государственного стандарта общего образования Ставропольского края 10% времени, отведенного на изучение литературы в 10 классе, используется на освоение регионального содержания образования по учебному предмету (10 тем как элемент урока).
Цель и задачи изучения литературы Ставрополья
Цель – познакомить учащихся с лучшими произведениями литературы Ставропольского края.
Задачи
-
приобщение к духовным ценностям народов Ставрополья;
-
развитие личности ученика как представителя и умелого хранителя социально-культурных ценностей Ставропольского края;
-
овладение знаниями о направлениях, художественных особенностях литературы Ставрополья;
-
воспитание гуманного отношения к людям разных национальностей, пробуждение интереса к культуре малой Родины.
Основные содержательные линии:
-
знакомство с личностью писателя;
-
определение художественных особенностей произведений;
-
установление взаимосвязей теории литературы Ставропольского края с теорией русской литературы.
Виды контроля:
промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица рассказчика, художественный), выразительное чтение (в том числе наизусть), развернутый ответ на вопрос, викторины, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественного текста, характеристика литературного героя, конспектирование (фрагментов критической статьи, лекции учителя, статьи учебника), сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-культурную темы, презентация проектов;
итоговый: анализ стихотворения; письменный развернутый ответ на проблемный вопрос, презентация проектов.
Содержание программы
11 класс (105 ч.)
Введение.
Русская литература в контексте мировой художественной культуры XX столетия. Литература и глобальные исторические потрясения в судьбе России в XX веке. Три основных направления, в русле которых протекало развитие русской литературы: русская советская литература; литература, официально не признанная властью; литература Русского зарубежья. Различное и общее: что противопоставляло и что объединяло разные потоки русской литературы. Основные темы и проблемы. Проблема нравственного выбора человека и проблема ответственности. Тема исторической памяти, национального самосознания. Поиск нравственного и эстетического идеала
Литература начала XX века.
Развитие художественных и идейно-нравственных традиций русской классической литературы. Своеобразие реализма в русской литературе начала XX века. Человек и эпоха — основная проблема искусства. Направления философской мысли начала столетия, сложность отражения этих направлений в различных видах искусства. Реализм и модернизм, разнообразие литературных стилей, школ, групп.
Писатели-реалисты начала XX века.
Иван Алексеевич Бунин. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество» (возможен выбор трех других стихотворений).
Тонкий лиризм пейзажной поэзии Бунина, изысканность словесного рисунка, колорита, сложная гамма настроений. Философичность и лаконизм поэтической мысли. Традиции русской классической поэзии в лирике Бунина. Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник». Своеобразие лирического повествования в прозе И. А. Бунина. Мотив увядания и запустения дворянских гнезд. Предчувствие гибели традиционного крестьянского уклада. Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Психологизм бунинской прозы и особенности «внешней изобразительности». Тема любви в рассказах писателя. Поэтичность женских образов. Мотив памяти и тема России в бунинской прозе. Своеобразие художественной манеры И. А. Бунина.
Теория литературы. Психологизм пейзажа в художественной литературе. Рассказ (углубление представлений).
Александр Иванович Куприн. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Повести «Поединок», «Олеся», рассказ «Гранатовый браслет» (одно из произведений по выбору). Поэтическое изображение природы в повести «Олеся», богатство духовного мира героини. Мечты Олеси и реальная жизнь деревни и ее обитателей. Толстовские традиции в прозе Куприна. Проблема самопознания личности в повести «Поединок». Смысл названия повести. Гуманистическая позиция автора. Трагизм любовной темы в повестях «Олеся», «Поединок». Любовь как высшая ценность мира в рассказе «Гранатовый браслет». Трагическая история любви Желткова и пробуждение души Веры Шеиной. Поэтика рассказа. Символическое звучание детали в прозе Куприна. Роль сюжета в повестях и рассказах писателя. Традиции русской психологической прозы в творчестве А. И. Куприна.
Теория литературы. Сюжет и фабула эпического произведения (углубление представлений).
Максим Горький. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Рассказ «Старуха Изергиль». Романтический пафос и суровая правда рассказов М. Горького. Народно-поэтические истоки романтической прозы писателя. Проблема героя в рассказах Горького. Смысл противопоставления Данко и Ларры. Особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль».
«На дне». Социально-философская драма. Смысл названия произведения. Атмосфера духовного разобщения людей. Проблема мнимого и реального преодоления унизительного положения, иллюзий и активной мысли, сна и пробуждения души. «Три правды» в пьесе и их трагическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы.
Теория литературы. Социально-философская драма как жанр драматургии (начальные представления).
Серебряный век русской поэзии
Символизм
«Старшие символисты»: Н. Минский, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб.
«Младосимволисты»: А. Белый, А. Блок, Вяч. Иванов.
Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Истоки русского символизма.
Валерий Яковлевич Брюсов. Слово о поэте. Стихотворения: «Творчество», «Юному поэту», «Каменщик», «Грядущие гунны». Возможен выбор других стихотворений. Брюсов как основоположник символизма в русской поэзии. Сквозные темы поэзии Брюсова — урбанизм, история, смена культур, мотивы научной поэзии. Рационализм, отточенность образов и стиля.
Константин Дмитриевич Бальмонт. Слово о поэте. Стихотворения (три стихотворения по выбору учителя и учащихся). Шумный успех ранних книг К. Бальмонта: «Будем как солнце», «Только любовь», «Семицветник».
Поэзия как выразительница «говора стихий». Цветопись и звукопись поэзии Бальмонта. Интерес к древнеславянскому фольклору («Злые чары», «Жар-птица»). Тема России в эмигрантской лирике Бальмонта.
Андрей Белый (Б. Н. Бугаев). Слово о поэте. Стихотворения (три стихотворения по выбору учителя и учащихся). Влияние философии Вл. Соловьева на мировоззрение А. Белого. Ликующее мироощущение (сборник «Золото в лазури»). Резкая смена ощущения мира художником (сборник «Пепел»). Философские раздумья поэта (сборник «Урна»).
Акмеизм
Статья Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» как декларация акмеизма. Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма. Обзор раннего творчества Н. Гумилева, С. Городецкого, А. Ахматовой, О. Мандельштама, М. Кузмина и др.
Николай Степанович Гумилев. Слово о поэте.
Стихотворения: «Жираф», «Озеро Чад», «Старый Конквистадор», цикл «Капитаны», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» (или другие стихотворения по выбору учителя и учащихся). Романтический герой лирики Гумилева. Яркость, праздничность восприятия мира. Активность, действенность позиции героя, неприятие серости, обыденности существования. Трагическая судьба поэта после революции. Влияние поэтических образов и ритмов Гумилева на русскую поэзию XX века.
Футуризм
Манифесты футуризма. Отрицание литературных традиций, абсолютизация самоценного, «самовитого» слова. Урбанизм поэзии будетлян. Группы футуристов: эгофутуристы (Игорь Северянин и др.), кубофутуристы (В. Маяковский, Д. Бурлюк, В. Хлебников, Вас. Каменский), «Центрифуга» (Б. Пастернак, Н. Асеев и др.). Западноевропейский и русский футуризм. Преодоление футуризма крупнейшими его представителями.
Игорь Северянин (И. В. Лотарев).
Стихотворения из сборников: «Громокипящий кубок», «Ананасы в шампанском», «Романтические розы», «Медальоны» (три стихотворения по выбору учителя и учащихся). Поиски новых поэтических форм. Фантазия автора как сущность поэтического творчества. Поэтические неологизмы Северянина. Грезы и ирония поэта.
Теория литературы. Символизм. Акмеизм. Футуризм (начальные представления).
Изобразительно-выразительные средства художественной литературы: тропы, синтаксические фигуры, звукопись (углубление и закрепление представлений).
Александр Александрович Блок. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге» (указанные произведения обязательны для изучения).
«Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Когда вы стоите на моем пути...». (Возможен выбор других стихотворений.)
Литературные и философские пристрастия юного поэта. Влияние Жуковского, Фета, Полонского, философии Вл. Соловьева. Темы и образы ранней поэзии: «Стихи о Прекрасной Даме». Романтический мир раннего Блока. Музыкальность поэзии Блока, ритмы и интонации. Блок и символизм. Образы «страшного мира», идеал и действительность в художественном мире поэта. Тема Родины в поэзии Блока. Исторический путь России в цикле «На поле Куликовом». Поэт и революция.
Поэма «Двенадцать». История создания поэмы и ее восприятие современниками. Многоплановость, сложность художественного мира поэмы. Символическое и конкретно-реалистическое в поэме. Гармония несочетаемого в языковой и музыкальной стихиях произведения. Герои поэмы, сюжет, композиция. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме. Многозначность финала. Неутихающая полемика вокруг поэмы. Влияние Блока на русскую поэзию XX века.
Теория литературы. Лирический цикл (стихотворений). Верлибр (свободный стих). Авторская позиция и способы ее выражения в произведении (развитие представлений).
Новокрестьянская поэзия (Обзор)
Николай Алексеевич Клюев. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Рожество избы», «Вы обещали нам сады...», «Я посвященный от народа...». (Возможен выбор трех других стихотворений.) Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии: русский фольклор, древнерусская книжность, традиции Кольцова, Никитина, Майкова, Мея и др. Интерес к художественному богатству славянского фольклора. Клюев и Блок. Клюев и Есенин. Полемика новокрестьянских поэтов с пролетарской поэзией. Художественные и идейно-нравственные аспекты этой полемики.
Сергей Александрович Есенин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь советская», «Сорокоуст» (указанные произведения обязательны для изучения).
«Я покинул родимый дом...», «Собаке Качалова», «Клен ты мой опавший, клен заледенелый...». (Возможен выбор трех других стихотворений.)
Всепроникающий лиризм — специфика поэзии Есенина. Россия, Русь как главная тема всего его творчества. Идея «узловой завязи» природы и человека. Народно-поэтические истоки есенинской поэзии. Песенная основа его поэтики. Традиции Пушкина и Кольцова, влияние Блока и Клюева. Любовная тема в лирике Есенина. Исповедальность стихотворных посланий родным и любимым людям.
Есенин и имажинизм. Богатство поэтического языка. Цветопись в поэзии Есенина. Сквозные образы есенинской лирики. Трагическое восприятие революционной ломки традиционного уклада русской деревни. Пушкинские мотивы в развитии темы быстротечности человеческого бытия. Поэтика есенинского цикла («Персидские мотивы»).
Теория литературы. Фольклоризм литературы (углубление понятия). Имажинизм. Лирический стихотворный цикл (углубление понятия). Биографическая основа литературного произведения (углубление понятия).
Литература 20-х годов XX века
Обзор с монографическим изучением одного-двух произведений (по выбору учителя и учащихся).
Общая характеристика литературного процесса. Литературные объединения («Пролеткульт», «Кузница», ЛЕФ, «Перевал», конструктивисты, ОБЭРИУ, «Серапионовы братья» и др.).
Тема России и революции: трагическое осмысление темы в творчестве поэтов старшего поколения (А. Блок, 3. Гиппиус, А. Белый, В. Ходасевич, И. Бунин, Д. Мережковский, А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам и др.).
Поиски поэтического языка новой эпохи, эксперименты со словом (В. Хлебников, поэты-обэриуты).
Тема революции и Гражданской войны в творчестве писателей нового поколения («Конармия» И. Бабеля, «Россия, кровью умытая» А. Веселого, «Разгром» А. Фадеева). Трагизм восприятия революционных событий прозаиками старшего поколения («Плачи» А. Ремизова как жанр лирической орнаментальной прозы; «Солнце мертвых» И. Шмелева). Поиски нового героя эпохи («Голый год» Б. Пильняка, «Ветер» Б. Лавренева, «Чапаев» Д. Фурманова).
Русская эмигрантская сатира, ее направленность (А. Аверченко. «Дюжина ножей в спину революции»; Тэффи. «Ностальгия»).
Теория литературы. Орнаментальная проза (начальные представления).
Владимир Владимирович Маяковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся» (указанные произведения являются обязательными для изучения).
«Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой». (Возможен выбор трех-пяти других стихотворений.)
Начало творческого пути: дух бунтарства и эпатажа. Поэзия и живопись. Маяковский и футуризм. Поэт и революция. Пафос революционного переустройства мира. Космическая масштабность образов. Поэтическое новаторство Маяковского (ритм, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, дерзкая метафоричность, необычность строфики, графики стиха). Своеобразие любовной лирики поэта. Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского. Сатирическая лирика и драматургия поэта. Широта жанрового диапазона творчества поэта-новатора.
Традиции Маяковского в российской поэзии XX столетия.
Теория литературы. Футуризм (развитие представлений). Тоническое стихосложение (углубление понятия). Развитие представлений о рифме: рифма составная (каламбурная), рифма ассонансная.
Литература 30-х годов XX века (Обзор)
Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы. Судьба человека и его призвание в поэзии 30-х годов. Понимание миссии поэта и значения поэзии в творчестве А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Пастернака, О. Мандельштама и др.
Новая волна поэтов: лирические стихотворения Б. Корнилова, П. Васильева, М. Исаковского, А. Прокофьева, Я. Смелякова, Б. Ручьева, М. Светлова и др.; поэмы А. Твардовского, И. Сельвинского.
Тема русской истории в литературе 30-х годов: А. Толстой. «Петр Первый», Ю. Тынянов. «Смерть Вазир-Мухтара», поэмы Дм. Кедрина, К. Симонова, Л. Мартынова.
Утверждение пафоса и драматизма революционных испытаний в творчестве М. Шолохова, Н. Островского, В. Луговского и др.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Романы «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита».
(Изучается один из романов — по выбору.) История создания романа «Белая гвардия». Своеобразие жанра и композиции. Многомерность исторического пространства в романе. Система образов. Проблема выбора нравственной и гражданской позиции в эпоху смуты. Образ Дома, семейного очага в бурном водовороте исторических событий, социальных потрясений. Эпическая широта изображенной панорамы и лиризм размышлений повествователя. Символическое звучание образа Города. Смысл финала романа.
История создания и публикации романа «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Многоплановость, разноуровневость повествования: от символического (библейского или мифологического) до сатирического (бытового). Сочетание реальности и фантастики. «Мастер и Маргарита» — апология творчества и идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака.
Традиции европейской и отечественной литературы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (И.-В. Гете, Э. Т. А. Гофман, Н. В. Гоголь).
Теория литературы. Разнообразие типов романа в русской прозе XX века. Традиции и новаторство в литературе.
Андрей Платонович Платонов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Рассказ «Усомнившийся Макар». Высокий пафос и острая сатира платоновской прозы. Тип платоновского героя — мечтателя и правдоискателя. Возвеличивание страдания, аскетичного бытия, благородства детей. Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести. Философская многозначность названия. Необычность языка и стиля Платонова. Связь его творчества с традициями русской сатиры (М. Е. Салтыков-Щедрин).
Теория литературы. Индивидуальный стиль писателя (углубление понятия). Авторские неологизмы (развитие представлений).
Анна Андреевна Ахматова. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Песня последней встречи...», «Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля» (указанные произведения обязательны для изучения).
«Я научилась просто, мудро жить...», «Приморский сонет». (Возможен выбор двух других стихотворений.) Искренность интонаций и глубокий психологизм ахматовской лирики. Любовь как возвышенное и прекрасное, всепоглощающее чувство в поэзии Ахматовой. Процесс художественного творчества как тема ахматовской поэзии. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Слиянность темы России и собственной судьбы в исповедальной лирике Ахматовой. Русская поэзия и судьба поэта как тема творчества. Гражданский пафос лирики Ахматовой в годы Великой Отечественной войны.
Поэма «Реквием». Трагедия народа и поэта. Смысл названия поэмы. Библейские мотивы и образы в поэме. Широта эпического обобщения и благородство скорбного стиха. Трагическое звучание «Реквиема». Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы.
Теория литературы. Лирическое и эпическое в поэме как жанре литературы (закрепление понятия). Сюжетность лирики (развитие представлений).
Осип Эмильевич Мандельштам. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...» (указанные произведения обязательны для изучения). «Silentium», «Мы живем, под собою не чуя страны...». (Возможен выбор трех-четырех других стихотворений.)
Культурологические истоки творчества поэта. Слово, словообраз в поэтике Мандельштама. Музыкальная природа эстетического переживания в стихотворениях поэта. Описательно-живописная манера и философичность поэзии Мандельштама. Импрессионистическая символика цвета. Ритмико-интонационное многообразие. Поэт и «век-волкодав». Поэзия Мандельштама в конце XX — начале XXI века.
Теория литературы. Импрессионизм (развитие представлений). Стих, строфа, рифма, способы рифмовки (закрепление понятий).
Марина Ивановна Цветаева. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое — птица в руке...»), «Кто создан из камня, кто создан из глины...», «Тоска по родине! Давно...» (указанные произведения обязательны для изучения).
«Попытка ревности», «Стихи о Москве», «Стихи к Пушкину». (Возможен выбор двух-трех других стихотворений.)
Уникальность поэтического голоса Цветаевой. Искренность лирического монолога-исповеди. Тема творчества, миссии поэта, значения поэзии в творчестве Цветаевой. Тема Родины. Фольклорные истоки поэтики. Трагичность поэтического мира Цветаевой, определяемая трагичностью эпохи (революция, Гражданская война, вынужденная эмиграция, тоска по Родине). Этический максимализм поэта и прием резкого контраста в противостоянии поэта, творца и черни, мира обывателей, «читателей газет». Образы Пушкина, Блока, Ахматовой, Маяковского, Есенина в цветаевском творчестве. Традиции Цветаевой в русской поэзии XX века.
Теория литературы. Стихотворный лирический цикл (углубление понятия), фольклоризм литературы (углубление понятия), лирический герой (углубление понятия).
Михаил Александрович Шолохов. Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор.) «Тихий Дон» — роман-эпопея о всенародной трагедии. История создания шолоховского эпоса. Широта эпического повествования. Герои эпопеи. Система образов романа. Тема семейная в романе. Семья Мелеховых. Жизненный уклад, быт, система нравственных ценностей казачества. Образ главного героя. Трагедия целого народа и судьба одного человека. Проблема гуманизма в эпопее. Женские судьбы в романе. Функция пейзажа в произведении. Шолохов как мастер психологического портрета. Утверждение высоких нравственных ценностей в романе. Традиции Л. Н. Толстого в прозе М. А. Шолохова. Художественное своеобразие шолоховского романа. Художественное время и художественное пространство в романе. Шолоховские традиции в русской литературе XX века. Теория литературы. Роман-эпопея (закрепление понятия). Художественное время и художественное пространство (углубление понятий). Традиции и новаторство в художественном творчестве (развитие представлений).
Литература периода Великой Отечественной войны. (Обзор)
Литература «предгрозья»: два противоположных взгляда на неизбежно приближающуюся войну. Поэзия как самый оперативный жанр (поэтический призыв, лозунг, переживание потерь и разлук, надежда и вера). Лирика А. Ахматовой, Б. Пастернака, H. Тихонова, М. Исаковского, А. Суркова, А. Прокофьева, К. Симонова, О. Берггольц, Дм. Кедрина и др.; песни А. Фатьянова; поэмы «Зоя» М. Алигер, «Февральский дневник» О. Берггольц, «Пулковский меридиан» В. Инбер, «Сын» П. Антокольского. Органическое сочетание высоких патриотических чувств с глубоко личными, интимными переживаниями лирического героя. Активизация внимания к героическому прошлому народа в лирической и эпической поэзии, обобщенно-символическое звучание признаний в любви к родным местам, близким людям.
Человек на войне, правда о нем. Жестокие реалии и романтика в описании войны. Очерки, рассказы, повести А. Толстого, М. Шолохова, К. Паустовского, А. Платонова, В. Гроссмана и др.
Глубочайшие нравственные конфликты, особое напряжение в противоборстве характеров, чувств, убеждений в трагической ситуации войны: драматургия К. Симонова, Л. Леонова. Пьеса-сказка Е. Шварца «Дракон».
Значение литературы периода Великой Отечественной войны для прозы, поэзии, драматургии второй половины XX века.
Литература 50—90-х годов (Обзор)
Новое осмысление военной темы в творчестве Ю. Бондарева, В. Богомолова, Г. Бакланова, В. Некрасова, К. Воробьева, В. Быкова, Б. Васильева и др.
Новые темы, идеи, образы в поэзии периода «оттепели» (Б. Ахмадулина, Р. Рождественский, А. Вознесенский, Е. Евтушенко и др.). Особенности языка, стихосложения молодых поэтов-шестидесятников. Поэзия, развивающаяся в русле традиций русской классики: В. Соколов, В. Федоров, Н. Рубцов, А. Прасолов, Н. Глазков, С. Наровчатов, Д. Самойлов, Л. Мартынов, Е. Винокуров, С. Старшинов, Ю. Друнина, Б. Слуцкий, С. Орлов и др.
«Городская» проза: Д. Гранин, В. Дудинцев, Ю. Трифонов, В. Макании и др. Нравственная проблематика и художественные особенности их произведений.
«Деревенская» проза. Изображение жизни крестьянства; глубина и цельность духовного мира человека, кровно связанного с землей, в повестях С. Залыгина, В. Белова, В. Астафьева, Б. Можаева, Ф. Абрамова, В. Шукшина, В. Крупина и др.
Драматургия. Нравственная проблематика пьес А. Володина («Пять вечеров»), А. Арбузова («Иркутская история», «Жестокие игры»), В. Розова («В добрый час!», «Гнездо глухаря»), А. Вампилова («Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын») и др.
Литература Русского зарубежья. Возвращенные в отечественную литературу имена и произведения (В. Набоков, В. Ходасевич, Г. Иванов, Г. Адамович, Б. Зайцев, М. Алданов, М. Осоргин, И. Елагин).
Многообразие оценок литературного процесса в критике и публицистике.
Авторская песня. Ее место в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны (содержательность, искренность, внимание к личности; методическое богатство, современная ритмика и инструментовка). Песенное творчество А. Галича, Ю. Визбора, В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Ю. Кима и др.
Александр Трифонович Твардовский. Жизнь и творчество. Личность. (Обзор.) Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины...» (указанные произведения обязательны для изучения).
«В тот день, когда закончилась война...», «Дробится рваный цоколь монумента...», «Памяти Гагарина». (Возможен выбор двух-трех других стихотворений.)
Лирика крупнейшего русского эпического поэта XX века. Размышления о настоящем и будущем Родины. Чувство сопричастности к судьбе страны, утверждение высоких нравственных ценностей. Желание понять истоки побед и трагедий советского народа. Искренность исповедальной интонации поэта. Некрасовская традиция в поэзии А. Твардовского.
Теория литературы. Традиции и новаторство в поэзии (закрепление понятия). Гражданственность поэзии (развитие представлений). Элегия как жанр лирической поэзии (закрепление понятия).
Борис Леонидович Пастернак. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Гамлет», «Зимняя ночь» (указанные произведения обязательны для изучения).
«Марбург», «Быть знаменитым некрасиво...». (Возможен выбор двух других стихотворений.) Тема поэта и поэзии в творчестве Пастернака. Любовная лирика поэта. Философская глубина раздумий. Стремление постичь мир, «дойти до самой Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов). История создания и публикации романа. Жанровое своеобразие и композиция романа, соединение в нем прозы и поэзии, эпического и лирического начал. Образы-символы и сквозные мотивы в романе. Образ главного героя — Юрия Живаго. Женские образы в романе. Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его органическая связь с проблематикой и поэтикой романа. Традиции русской классической литературы в творчестве Пастернака.
Александр Исаевич Солженицын. Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор.)
Повесть «Один день Ивана Денисовича» (только для школ с русским (родным) языком обучения). Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести. Образ Ивана Денисовича Шухова. Нравственная прочность и устойчивость в трясине лагерной жизни. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.
Теория литературы. Прототип литературного героя (закрепление понятия). Житие как литературный повествовательный жанр (закрепление понятия).
Варлам Тихонович Шаламов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Рассказы «На представку», «Сентенция». (Возможен выбор двух других рассказов.) Автобиографический характер прозы В. Т. Шаламова. Жизненная достоверность, почти документальность «Колымских рассказов» и глубина проблем, поднимаемых писателем. Исследование человеческой природы «в крайне важном, не описанном еще состоянии, когда человек приближается к состоянию, близкому к состоянию зачеловечности». Характер повествования. Образ повествователя. Новаторство Шаламова-прозаика.
Теория литературы. Новелла (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (развитие представлений). Традиции и новаторство в художественной литературе (развитие представлений).
Николай Михайлович Рубцов. «Видения на холме», «Русский огонек», «Звезда полей», «В горнице» (или другие стихотворения по выбору учителя и учащихся).
Основные темы и мотивы лирики Рубцова — Родина-Русь, ее природа и история, судьба народа, духовный мир человека, его нравственные ценности: красота и любовь, жизнь и смерть, радости и страдания. Драматизм мироощущения поэта, обусловленный событиями его личной судьбы и судьбы народа. Традиции Тютчева, Фета, Есенина в поэзии Рубцова.
Валентин Григорьевич Распутин. «Последний срок», «Прощание с Матерой», «Живи и помни». (Одно произведение по выбору.) Тема «отцов и детей» в повести «Последний срок». Народ, его история, его земля в повести «Прощание с Матерой».
Нравственное величие русской женщины, ее самоотверженность. Связь основных тем повести «Живи и помни» с традициями русской классики.
Иосиф Александрович Бродский. Стихотворения: «Осенний крик ястреба», «На смерть Жукова», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня...»).
(Возможен выбор трех других стихотворений.)
Широта проблемно-тематического диапазона поэзии Бродского. «Естественность и органичность сочетания в ней культурно-исторических, философских, литературно-поэтических и автобиографических пластов, реалий, ассоциаций, сливающихся в единый, живой поток непринужденной речи, откристаллизовавшейся в виртуозно организованную стихотворную форму» (В. А. Зайцев). Традиции русской классической поэзии в творчестве И. Бродского.
Теория литературы. Сонет как стихотворная форма (развитие понятия).
Булат Шалвович Окуджава. Слово о поэте. Стихотворения: «До свидания, мальчики», «Ты течешь, как река. Странное название...», «Когда мне невмочь пересилить беду...». (Возможен выбор других стихотворений.)
Память о войне в лирике поэта-фронтовика. Поэзия «оттепели» и песенное творчество Окуджавы. Арбат как особая поэтическая вселенная. Развитие романтических традиций в поэзии Окуджавы. Интонации, мотивы, образы Окуджавы в творчестве современных поэтов-бардов.
Теория литературы. Литературная песня. Романс. Бардовская песня (развитие представлений).
Александр Валентинович Вампилов. Пьеса «Утиная охота». (Возможен выбор другого драматического произведения.)
Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.
Из литературы народов России
Р. Гамзатов. (Обзор.) Соотношение национального и общечеловеческого в лирике поэта.
Понятие о поэтическом мире Р. Гамзатова; изобразительно-выразительные средства его поэзии; воспитывать чувство уважения к культуре других народов
Теория литературы. Национальное и общечеловеческое в художественной литературе (развитие представлений).
Литература конца XX — начала XXI века
Общий обзор произведений последнего десятилетия.
Проза: В. Белов, А. Битов, В. Маканин, А. Ким, Е. Носов, В. Крупин, С. Каледин, В. Пелевин, Т. Толстая, Л. Петрушевская, В. Токарева, Ю. Поляков и др.
Поэзия: Б. Ахмадулина, А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Ю. Друнина, Л. Васильева, Ю. Мориц, Н. Тряпкин, А. Кушнер, О. Чухонцев, Б. Чичибабин, Ю. Кузнецов, И. Шкляревский, О. Фокина, Д. Пригов, Т. Кибиров, И. Жданов, О. Седакова и др.
Зарубежная литература XX века
Гуманистическая направленность произведений зарубежной литературы XX в. Проблемы самопознания, нравственного выбора. Основные направления в литературе первой половины ХХ в. Реализм и модернизм.
Б. Шоу
Жизнь и творчество (обзор).
Пьеса «Дом, где разбиваются сердца».
Своеобразие конфликта в пьесе. Англия в изображении Шоу. Прием иронии. Парадоксы жизни и человеческих судеб в мире условностей и мнимых ценностей Чеховские традиции в творчестве Шоу.
Г. Аполлинер
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворение «Мост Мирабо».
Непосредственность чувств, характер лирического переживания в поэзии Аполлинера. Музыкальность стиха. Особенности ритмики и строфики. Экспериментальная направленность аполлинеровской поэзии.
Э. Хемингуэй
Жизнь и творчество (обзор).
Повесть «Старик и море».
Проблематика повести. Раздумья писателя о человеке, его жизненном пути. Образ рыбака Сантьяго. Роль художественной детали и реалистической символики в повести. Своеобразие стиля Хемингуэя.
Произведения для заучивания наизусть
-
И. А.Бунин. 2-3 стихотворения (по выбору учащихся).
-
В. Я.Брюсов. 1-2 стихотворения (по выбору учащихся).
-
Н. С.Гумилев. 1-2 стихотворения (по выбору учащихся).
-
А. А.Блок. «Незнакомка». «Россия». «Ночь, улица, фонарь, аптека…».
-
В. В.Маяковский. «А вы могли бы?» «Послушайте!»
-
С. А.Есенин. «Письмо к матери». «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..». «Не жалею, не зову, не плачу…»
-
М. И.Цветаева. «Моим стихам, написанным так рано…». Стихи Блоку («Имя твое – птица в руке…»). «Кто создан из камня, кто создан из глины…».
-
О. Э.Мандельштам. «Notre Dame». «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…».
-
А. А.Ахматова. «Мне ни к чему одические рати…». «Мне голос был. Он звал утешно…». Родная земля.
-
Б. Л.Пастернак. «Февраль. Достать чернил и плакать!..» Определение поэзии. «Во всем мне хочется дойти до самой сути…».
Произведения для самостоятельного чтения
-
И. А.Бунин. «Покрывало море свитками…». «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…». Митина любовь.
-
В. Г.Короленко. Чудная.
-
М. Горький. Дело Артамоновых.
-
И. Ф.Анненский. Смычок и струн. Среди миров. В вагоне. Кулачишка. «Я думал, что сердце из камня…».
-
Д. С.Мережковский. Поэту наших дней. Леонардо да Винчи. Дети ночи. Парки.
-
З. Н.Гиппиус. Сонет. Бессилье. Родине.
-
В. Я.Брюсов. Фаэтон. «Идут года. Но с прежней страстью…». Парки в Москве.
-
Ф. К.Сологуб. Пилигрим.
-
К. Д.Бальмонт. Змеиный глаз. Слова-хамелеоны. В застенке. Гармония слов.
-
Вяч. И.Иванов. «Великое бессмертья хочет…». «У лукоморья дуб зеленый…». «Рассказать – так не поверишь…». «Вы, чьи резец, палитра, лира…».
-
А. А.Блок. «Ты отошла, и я в пустыне…». «Опустись, занавеска линялая…». «Тропами тайными, ночными…». Шаги командора. «Я не предал белое знамя…».
-
А. Белый. Маг. Родина. Родине.
-
А. Т. Аверченко. Аполлон.
-
Саша Черный. Обстановочка.
-
Н. С.Гумилев. «Зачарованный викинг, я шел по земле…». «Из логова змиева…». «Священные плывут и тают ночи…».
-
А. А.Ахматова. Исповедь. Песня последней встречи. «Все расхищено, предано, продано…». «Словно дальнему голосу внемлю…». «Ты стихи мои требуешь прямо…».
-
О. Э.Мандельштам. «Отчего душа певуча…». «Образ твой, мучительный и зыбкий…». «Я не слыхал рассказов Оссиана…». «Нет, никогда, ничей я не был современник…». «Мы живем, под собою не чуя страны…».
-
В. В.Хлебников. «Москва, ты кто?..». Не шалить!
-
В. В.Маяковский. А вы могли бы? Юбилейное. Одна из пьес (на выбор).
-
Н. Н.Асеев. «Не за силу, не за качество…».
-
Б. Л.Пастернак. «Я понял жизни цель и чту…». Определение творчества. Единственные дни.
-
А. Н.Толстой. Хмурое утро.
-
Тэффи. 2-3 рассказа на выбор.
-
Дон Аминадо. «Жили-были…».
-
Е. Замятин. Русь.
-
И. С.Шмелев. Царица Небесная.
-
В. Ф.Ходасевич. «Жеманницы былых городов…». Путем зерна. «Жив Бог! Умен, а не заумен…». Я. «Пробочка над крепким йодом!..». «Перешагни, перескочи…».
-
М. А.Кузмин. «Где слог найду, чтоб описать прогулку…». «Смирись, о сердце, не ропщи…».
-
М. А.Волошин. «Мы заблудились в этом свете…». «Обманите меня… но совсем, навсегда…». Неопалимая купина.
-
Н. А.Клюев. Погорельщина.
-
С. А.Есенин. «Я иду долиной. На затылке кепи…». Пугачев.
-
М. А.Осоргин. Чудо на озере.
-
М. И.Цветаева. «Веселись, душа, пей и ешь!..». «В огромном городе моем – ночь…». «Я – страница твоему перу…». Поэт. Стол.
-
Г. В.Иванов. «Замело тебя, счастье, снегами…». «Это звон бубенцов издалека…». «Я слышу – история и человечество…». «Как грустно, и все же как хочется жить…». «Россия счастие. Россия свет…». «Листья падали, падали, падали…». «Нет в России дорогих могил…». «Друг друга отражают зеркала…».
-
Н. С.Тихонов. «Праздничный, веселый, бесноватый…». «Когда уйду – совсем согнется мать…».
-
Э. Г.Багрицкий. Арбуз.
-
М. А.Светлов. Гренада.
-
И. Э.Бабель. Жизнеописание Павличенки Матвея Родионыча.
-
Б. А.Пильняк. Повесть непогашенной луны.
-
В. В.Набоков. Облако, озеро, башня.
-
М. М.Зощенко. Беда.
-
А. П.Платонов. Рассказы (на выбор).
-
М. А.Шолохов. Донские рассказы.
-
М. А.Булгаков. Бег.
-
Н. А.Заболоцкий. Столбцы.
-
П. А.Антокольский. Ремесло.
-
М. В.Исаковский. В прифронтовом лесу. «Враги сожгли родную хату».
-
Д. Б.Кедрин. Красота.
-
Я. В. Смеляков. Русский язык.
-
А. А. Сурков. «Бьется в тесной печурке огонь…»
-
К. М. Симонов. «Жди меня, и я вернусь…». «Над черным носом нашей субмарины…».
-
А. Т. Твардовский. Стихотворения из книги «Из лирики этих лет». Поэма «По праву памяти».
-
Л. Н. Мартынов. Что-то новое в мире. Признание.
-
О. Ф. Берггольц. «Я иду по местам боёв…».
-
Б. А. Слуцкий. «Снова нас читает Россия…». Совесть.
-
Н. М. Рубцов. Утро. Ночь на родине.
-
Н. И. Глазков. «Ветер, поле, я да Русь…». «Поэт пути не выбирает…».
-
Ф. А. Абрамов. Пелагея.
-
Е. А. Евтушенко. «О нашей молодости споры…».
-
А. А. Вознесенский. Стихотворение на выбор.
-
Б. А. Ахмадулина. По улице моей который год…». Апрель, свеча. Снегопад. «Бьют часы, возвестившие осень…» (на выбор).
-
В. С. Высоцкий. Я не люблю (или 3 стихотворения на выбор).
-
И. А. Бродский. Фонтан.
-
В. П. Астафьев. Где-то гремит война.
-
В. И. Белов. Плотницкие рассказы.
-
В. Г. Распутин. Прощание с Матерой.
-
Из зарубежной литературы
-
Б. Брехт. Мамаша Кураж и её дети. Трёхгрошовая опера.
-
Г. Белль. Глазами клоуна.
-
Ф. Кафка. Превращение.
-
А. Камю. Посторонний.
-
Ф. Саган. Здравствуй, грусть.
-
Дж. Оруэлл. Скотный двор.
-
А. Кристи. Убийство в Восточном экспрессе. Свидетель обвинения.
-
У. Фолкнер. Рассказы.
-
Э. Хемингуэй. Прощай, оружие!
-
Дж. Сэлинджер. Над пропастью во ржи.
Структура курса
Тема раздела |
Всего часов по плану
|
В том числе на: |
Региональный компонент как элемент урока
(10) |
|||||
Уроки |
Контрольная работа |
Речевое общение
|
Контрольный тест |
Внеклассное чтение |
|
|||
105 |
90 |
3 |
8 |
4 |
10 |
|
||
|
Введение. Литература рубежа веков. |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
И. А. Бунин |
5 |
4 |
|
|
1 |
|
Р/к №1. Творчество А.Е.Екимцева. «Я в сердце светлость берегу…». |
|
А. И. Куприн |
4 |
3 |
|
1 |
|
|
|
|
М. Горький |
7 |
5 |
|
1 |
1 |
1 |
Р/к №2. Жизнь и творчество дагестанского писателя Э.Капиева. |
|
Серебряный век русской поэзии |
11 |
9 |
|
1 |
1 |
1 |
Р/к №3. Творчество ипатовского поэта П.Т.Лукашевича. |
|
А. А. Блок |
5 |
5 |
|
|
|
1 |
Р/к №4. К.Ф.Чёрный. Жизнь и творчество. |
|
С. А. Есенин |
4 |
4 |
|
|
|
1 |
|
|
В. В. Маяковский |
5 |
4 |
|
1 |
|
|
|
|
Литература 20-х гг. |
3 |
3 |
|
|
|
1 |
Р/к №5. С.Рыбалко и его «Легенды о Кавказе». |
|
Литература 30-х годов (обзор) |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
М. А. Булгаков |
6 |
5 |
|
1 |
|
1 |
Р/к №6.Творчество Г.Фатеева. |
|
А. П. Платонов |
1 |
1 |
|
|
|
|
Р/к №7. Жизнь и творческий путь И.В.Кашпурова. |
|
А. А. Ахматова |
4 |
3 |
1 |
|
|
|
|
|
О. Э. Мандельштам |
2 |
2 |
|
|
|
|
|
|
М. И. Цветаева |
4 |
2 |
1 |
1 |
|
|
Р/к №8. Ставропольский поэт А.Мосиенко. |
|
М. А. Шолохов |
8 |
7 |
|
1 |
|
1 |
Р/к №9. «Трудное счастье» М. Папковой. |
|
Военная тема в творчестве писателей и поэтов XX века. |
4 |
4 |
|
|
|
1 |
Р/к №10 Поэт-лейтенант, освободитель Ставрополя И.Булкин. |
|
А.Т.Твардовский |
2 |
2 |
|
|
|
|
|
|
Б. Л. Пастернак |
3 |
3 |
|
|
|
|
|
|
А.И.Солженицын |
2 |
2 |
|
|
|
1 |
|
|
В.Т.Шаламов |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
Современная драматургия. «Деревенская» и «городская» проза в современной литературе |
4 |
4 |
|
|
|
|
|
|
Современная поэзия |
5 |
4 |
|
1 |
|
|
|
|
Литература конца XX - начала XXI века |
5 |
4 |
1 |
|
|
|
|
|
Из зарубежной литературы |
6 |
5 |
|
|
1 |
1 |
|
|
Новейшая литература. Проблемы и уроки литературы XX века. |
2 |
2 |
|
|
|
|
|
На внеклассное чтение отводится 10% от общего времени – 10 часов. Словарная работа практически на всех уроках. На контрольное тестирование отводятся 4 отдельных урока, остальные тесты органично вписываются в структуру уроков.
Требования к уровню подготовки учащихся за курс
11 класса по литературе
знать/понимать:
• образную природу словесного искусства;
• содержание изученных литературных произведений;
• основные факты жизни и творчества писателей XX–XXI вв.;
• основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
• основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
• воспроизводить содержание литературного произведения;
• анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
• соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
• определять род и жанр произведения;
• сопоставлять литературные произведения;
• выявлять авторскую позицию;
• выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
• аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
• писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
• для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
• участия в диалоге или дискуссии;
• самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
• определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
• определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.
Учебно-методический комплекс
-
Учебник: Литература. 11 класс. Учебник для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / Л.А. Смирнова, О. Н. Михайлов, А. М. Турков и др.; сост. Е. П. Пронина/; под ред. В. П. Журавлёва. – М., Просвещение, 2013.
-
Н. В. Егорова, И. В. Золотарёва. Поурочные разработки по русской литературе XX века. 11 класс. 1-е полугодие. М.: «Вако», 2002.
-
Н. В. Егорова, И. В. Золотарёва. Поурочные разработки по русской литературе XX века. 11 класс. 2-е полугодие. М.: «Вако», 2002.
-
Балашова Е. К., Костин А. М. Литература: Подготовка к государственному централизованному тестированию / Саратов, "Лицей", 2003.
-
Уроки литературы в 11 классе: Кн. Для учителя/ В. А. Чалмаев, Т. Ф. Мушинская, С. Л. Страшнов и др.:Сост. Е. П. Пронина; Под ред. В. П. Журавлёва. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2002.
-
Шнейберг Л. Я., Кондаков И. В. От Горького до Солженицына: Пособие для поступающих в вузы. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. Школа, 1995.
-
Егорова Л. П., Чекалов П. К. История русской литературы XX века: Учебник. Вып. 2. Советская классика: новый подход. Ч. 1. – МГОПУ СГУ. – Москва – Ставрополь: Изд-во СГУ, 1998.
-
Егорова Л. П., Чекалов П. К. История русской литературы XX века: Учебник. Вып. 2. Советская классика: новый подход. Ч. 2. – МГОПУ СГУ. – Москва – Ставрополь: Изд-во СГУ, 1998.
-
Конспекты уроков для учителя литературы: 11 кл.: Серебряный век русской поэзии: В 2ч./ Под ред. Л. Г. Максидоновой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
-
Журнал «Литература в школе» с приложением "Уроки литературы".
-
Гогоберидзе Г. М. и др. Литературное краеведение Ставрополья. 5-8 кл. – Ставрополь, 2001.
-
Готовимся к экзаменам по литературе: Регионально – национальный компонент. / Сост. В. И. Сидоров, В. Б. Иванова. – Ставрополь: Сервисшкола, 2003.
-
Литературное краеведение Ставрополья. 5-8 кл.: Программа к региональному учебнику. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2003.
-
Литературные справочники и словари.
-
Мультимедийные проекты по творчеству русских и зарубежных писателей.
-
Выставочный материал по творчеству писателей.
-
Иллюстративный материал (портреты писателей, репродукции).
-
Видеоролики и аудиозаписи.
-
Рисунки детей прошлых лет.
-
Таблицы по литературе (в электронном виде).
-
ЦОРы Сети Интернет.
Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся 11 класса
по литературе
-
Оценка устных ответов
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса.
1.Знание текста, и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.
2.Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки: героев.
3.Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.
4.Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений; изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.
5.Речевая грамотность, логичность и последовательность ответа, техника и выразительность чтения.
В соответствии с этим:
Оценкой "5" оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора, при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов; хорошее владение литературной, речью.
Оценкой "4" оценивается ответ, который, показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев; роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов, владение литературной речью. Однако по одному двум из этих компонентов ответа, могут быть допущены неточности.
Оценкой "3" оценивается ответ, свидетельствующий о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснять взаимосвязь основных событий, характерны и поступки главных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведения; ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов.Допускается не более двух-трех ошибок в содержании ответа, а также ряда недостатков в его композиции и языке.
Оценкой "2" оценивается ответ, обнаруживающий незнание содержания произведения в целом, неумение объяснять поведение, характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий и слабое владение литературной речью.
-
Оценка сочинений
В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:
- правильное понимание темы, глубина, и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев, исходя из идейно-эстетического содержания произведения, доказательность основных положении, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения;
- соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;
- точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.
Оценка "5" ставится за сочинение:
глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, умение делать выводы и обобщения;
стройное по композиции, логическое и последовательное в изложении мыслей;
написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию;
допускается одна - две неточности в содержании.
Оценка "4" ставится за сочинение:
достаточно полно и убедительно раскрывающее тему с незначительными отклонениями от нее; обнаруживающее хорошее знание литературного материала, и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;
логическое и последовательное в изложении содержания;
написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию;
допускаются две - три неточности в содержании, а также не более трех-четырех речевых недочетов.
Оценка "3" ставится за сочинение, в котором:
в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;
материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения последовательности выражения мыслей;
материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения последовательности выражения мыслей,
обнаруживается владение основами письменной речи, в работе имеется не более 4-5 речевых недочетов.
Оценка "2" ставится за сочинение, которое:
не раскрывает тему, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путанного пересказа отдельных событий, без вывода и обобщений ;
характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;
отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.
-
Оценка тестовых работ
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
100 – 85% - «5»; 84 – 61% - «4»; 60 – 33% - «3»; 32 -0% - «2»
-
Диктант (основные литературные понятия и термины), контрольная работа
«5» - правильность 100-90%; «4» - правильность 90-80%; «3» - правильность 80-50%; «2» - правильность менее 50%
ЛИТЕРАТУРА (11 КЛАСС)
Всего за год - ч. |
I полугодие ( ч.) |
II полугодие ( ч.) |
|
В неделю - ч. |
|||
Р./К. (элемент урока) - |
|
|
|
Вн. чт. – 10 ч. |
|
|
|
К./Р. - |
|
|
|
К. тест - |
|
|
|
Всего Р./О. – |
Аудит.соч. – |
|
|
Дом.соч. - |
ПЛАНИРОВАНИЕ СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ
Программ общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы. (Базовый уровень.) Под ред. В.Я.Коровиной.- М., «Просвещение», 2009.
УЧЕБНИК
Литература. 11 класс. Учебник для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Л.А. Смирнова, О. Н. Михайлов, А. М. Турков и др.; сост. Е. П. Пронина; под ред. В. П. Журавлёва. – М., Просвещение, 2013.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ
-
Н. В. Егорова, И. В. Золотарёва. Поурочные разработки по русской литературе XX века. 11 класс. 1-е полугодие. М.: «Вако», 2002.
-
Н. В. Егорова, И. В. Золотарёва. Поурочные разработки по русской литературе XX века. 11 класс. 2-е полугодие. М.: «Вако», 2002.
-
Балашова Е. К., Костин А. М. Литература: Подготовка к государственному централизованному тестированию / Саратов, "Лицей", 2003.
-
Уроки литературы в 11 классе: Кн. Для учителя/ В. А. Чалмаев, Т. Ф. Мушинская, С. Л. Страшнов и др.:Сост. Е. П. Пронина; Под ред. В. П. Журавлёва. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2002.
-
Шнейберг Л. Я., Кондаков И. В. От Горького до Солженицына: Пособие для поступающих в вузы. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. Школа, 1995.
-
Егорова Л. П., Чекалов П. К. История русской литературы XX века: Учебник. Вып. 2. Советская классика: новый подход. Ч. 1. – МГОПУ СГУ. – Москва – Ставрополь: Изд-во СГУ, 1998.
-
Егорова Л. П., Чекалов П. К. История русской литературы XX века: Учебник. Вып. 2. Советская классика: новый подход. Ч. 2. – МГОПУ СГУ. – Москва – Ставрополь: Изд-во СГУ, 1998.
-
Конспекты уроков для учителя литературы: 11 кл.: Серебряный век русской поэзии: В 2ч./ Под ред. Л. Г. Максидоновой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
-
Журнал «Литература в школе» с приложением "Уроки литературы".
-
Гогоберидзе Г. М. и др. Литературное краеведение Ставрополья. 5-8 кл. – Ставрополь, 2001.
-
Готовимся к экзаменам по литературе: Регионально – национальный компонент. / Сост. В. И. Сидоров, В. Б. Иванова. – Ставрополь: Сервисшкола, 2003.
-
Литературное краеведение Ставрополья. 5-8 кл.: Программа к региональному учебнику. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2003.
- Вебинар «Речевое развитие детей раннего возраста в игровой деятельности»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Международный вебинар «Интернет-технологии предоставления услуг в сфере туризма»
- Международный вебинар «Автоматизация учёта предоставления услуг на предприятиях сферы туризма»