Рабочая программа по ОРКСЭ
v Кочегаров К.А., Студеникин М.Т. Рабочие программы. 4 классМосква, «Русское слово», 2011 год
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №13
г.
АЛЬМЕТЬЕВСК
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО КУРСУ «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
для 4 класса
УМК «Планета Знаний»
Разработала Гаптрахимова Р. С.,
учитель I квалификационной категории
2013г.
1.Пояснительная записка
Образовательная область: Основы духовно-нравственной культуры народов России
Предмет: Основы светской этики
-
Наименование рабочей программы
-
Рабочая программа по курсу «Основы светской этики» 4 класс
Автор: Студеникин М.Т.
Количество часов в неделю по программе: 1 час
Количество часов в год по программе: 34 часа
Количество часов в неделю по учебному плану: 1 час
Количество часов в год по учебному плану: 34 часа
-
Нормативно-правовая база
-
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования – Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2004 года №1089.
-
Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 декабря 2010г. № 2080 «Об утверждении перечней учебников, рекомендуемых (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2011 – 2012 учебный год, зарегистрирован в Минюсте РФ 10 февраля 2011г., регистрационный номер № 19776.
-
Приказ Министерства образования и науки РФ от 04 октября 2010г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений», зарегистрирован в Минюсте РФ 8 февраля 2010г., регистрационный номер 16299.
-
Постановление Правительства Российской Федерации от 28.01.2012г. № 84-р
«Об утверждении плана мероприятий по введению с 2012/13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики»
-
Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:
-от 01.2012г. № 01/7887 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004г. N 1312»;
- от 31.01.2012г. №69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004г. N 1089».
-
Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 03.02.2012г. № 01-234
«Об утверждении плана мероприятий по введению с 2012-2013 учебного года в общеобразовательных учреждениях Челябинской области комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
-
Письмо Министерства образования и науки Челябинской области «О проведении оценки готовности общеобразовательных учреждений Челябинской области к введению с 01.09.2012г. комплексного учебного курса ОРКСЭ».
-
Студеникин М.Т. Программа курса. Основы светской этики. 4 класс. (40) , Москва, «Русское слово», 2011г.
-
Кочегаров К.А., Студеникин М.Т. Рабочие программы. 4 класс Москва, «Русское слово», 2011г.
-
Издательство «Просвещение» 2010 год, программы общеобразовательных учреждений 4 – 5 классы «Основы
религиозных культур и светской этики».
-
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ.
-
Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.06.2011г. №1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства Образования и науки РФ от 09.03.2004г. № 1312».
-
Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 16.06.2011г. № 04-997 «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2011 – 2012 учебный год».
-
Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 31.07.2009г. № 103/3404 «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области» и приложение 1 к письму Министерства образования и науки Челябинской области № 103/3431 от 03.08.2009г.
-
Инструктивно – методическое письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 29.04.2011г. №103/1531 «О дидактическом обеспечении образовательной программы начального общего образования в 2011-2012 учебном году».
-
Информационно-методическое письмо ЧИППКРО «Об организации образовательного процесса в начальной школе в образовательных учреждениях Челябинской области в 2011-2012 учебном году» от 18.07.2011 г. №103/4275.
-
Школьный учебный план на 2011-2012 учебный год.
-
Основные цели и задачи курса «Основы светской этики»
Курс «Основы светской этики» предполагает изучение духовно-нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичные представления о морали. Поставлена задача нравственного развития младших школьников, воспитания культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей. В процессе учебной деятельности предстоит дать детям новые нравственные ориентиры и упорядочить уже имеющиеся у них.
Курс выступает в качестве связующего звена всего учебно-воспитательного процесса, обобщая знания об этике и этикете, полученные в начальной школе. Курс призван обеспечить общественно значимую мотивацию поведения детей, их поступков. Школьникам следует научиться адекватно оценивать собственное поведение и поведение других учеников.
На уроках этики учащимся предстоит выяснить, что такое добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, честь и достоинство, доверие и доверчивость, сострадание и милосердие, мужество, терпение и терпимость, правда, истина и ложь, равнодушие и жестокость, и многое другое. При изучении основных категорий светской этики ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, — его жизни.
-
Учебно–методический комплекс
-
Дидактическое обеспечение
Методическое обеспечение
-
Основы светской этики. 4 класс. Студеникин М.Т. (300), Москва, «Русское слово», 2012
-
Основы светской этики. 4 класс. Рабочая тетрадь. Студеникин М.Т., Москва, «Русское слово», 2012
-
Издательство «Просвещение». Сборник рабочих программ «Перспектива» 1-4 классы, 2011
-
Студеникин М.Т. Программа курса. Основы светской этики. 4 класс. (40) , Москва, «Русское слово», 2011
-
Кочегаров К.А., Студеникин М.Т. Рабочие программы. 4 класс Москва, «Русское слово», 2011
-
Поурочные разработки к учебнику Основы светской этики. 4 класс. Студеникин М.Т. Москва, «Русское слово», 2012
-
Педагогическое обеспечение учебного процесса
К необходимым элементам учебно-методического и информационного обеспечения учебного процесса относится учебник, рабочая программа, пособие для учителя, а также фонд дополнительной литературы (на выбор учителя).
-
Требования к предметным результатам по итогам изучения данного курса
К результатам освоения программы курса следует отнести:
Личностные результаты
-
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
-
становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
-
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
-
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Предметные результаты
-
Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
-
понимание значения нравственности в жизни человека и общества;
-
формирование первоначальных представлений о народных традициях, их роли в культуре истории и современности России;
-
первоначальные представления об исторической роли этики в Российской культуре;
-
становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
-
осознание ценности человеческой жизни.
Метапредметные результаты
-
Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
-
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;
-
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
-
Характеристика контрольно-измерительных материалов
-
Четверть
Тесты
Проекты
1 четверть
1
2 четверть
1
1
3 четверть
1
4 четверть
1
1
Год
4
2
-
Календарно – тематическое планирование по «Основам светской этики». Автор: Студеникин М.Т.
№ п/п ур. |
Тема урока |
К.ч. |
Тип урока |
Целевая установка урока (уроков) |
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) |
|||||||||||
|
|
|
|
|
Понятия |
Предметные результаты |
Универсальные учебные действия |
Личностные результаты |
||||||||
1 |
Введение в предмет |
1 |
Вводный |
Познакомить учащихся с новым предметом «Основы духовно-нравственной культуры народов России», с учебником «Основы светской этики» |
Этика, этикет, светский народ, национальность, нравственность |
Ознакомление с основными общечеловеческими нормами поведения, правилами, принятыми в обществе |
Регулятивные: при помощи учителя определить последовательность анализа мультфильма «Крошка Енот». Познавательные: анализировать по плану иллюстрации учебника, выразительно читать; осуществлять словарную и графическую работу. Коммуникативные: знать правила коллективной работы; читать по ролям и обсуждать сказку «Вежливый кролик» |
Компетенции: дружелюбное отношение друг к другу; знание практической пользы этики и этикета |
||||||||
2, 3 |
Россия — Родина моя |
2 |
Урок первичного изучения и закре-пления новых знаний |
Расширить первичное представление о родном крае, о Родине. Показать значение Родины в жизни человека |
Родина, народ, раса, Русь, Россия, Российская Федерация, предки |
Расширение представлений о Родине, родном крае, патриотизме |
Регулятивные: определение алгоритма составления простого плана. Познавательные: работа с физической настенной картой «Россия в XXI веке», атласом для 3—5 классов, текстами и иллюстрациями учебника, с плакатами, с загадками. Коммуникативные: взаимопомощь и доброжелательность общения в коллектив |
Компетентность: интерес к познанию родной страны, усвоение понятий патриот, патриотизм |
||||||||
4, 5 |
Этика и этикет |
2 |
Комбинированный |
Познакомить учащихся с основными этическими требованиями в поведении и общении с людьми; с историей правил этикета и культуры поведения, с правилами хорошего тона |
Этика, этикет, манеры, мораль, тактичность |
овладение навыками культурного поведения, формирования нравственной культуры учащихся; отработка практических ситуаций проявления эти кета в обыденной жизни. Пробуждать стремление совер-шать добрые дела |
Регулятивные: усвоение правил работы с учебником. Познавательные: чтение текстов; ответы на вопросы, выполнение заданий; работа с карточками по определению значений слов; работа со схемами, со словарем. Коммуникативные: культурное и вежли-вое общение в кол -лективе |
Компетентность в разрешении элементов практических ситуаций этикета в обыденной жизни. Пробуждение стремления совершать добрые дела |
||||||||
6, 7 |
Вежливость |
2 |
Комбинированный |
Продолжить знакомство учеников с общечеловеческими ценностями. Приучать учащихся использовать вежливые слова в разных жизненных ситуациях. Формировать у детей нравственное представление о вежливости |
Вежливость, тактичность,скромность, грубость, уважение |
Воспитание вежливого поведения, доброжелательного отношения к окружающим, потребности неформального соблюдения правил вежливости и этикета |
Регулятивные: определение правил отработки терминов и понятий. Познавательные: работа с табличками; выполнение заданий по закреплению материала; отработка терминов и понятий; чтение текста и составление схемы; проведение инсценировки с цветами. Коммуникативные: неформальное общение, соблюдение правил вежливости и этикета |
Компетентность осознанно использовать слова вежливости в разных жизненных ситуациях; соблюдение правила вежливости и этикета на улице, в школе и дома |
||||||||
8, 9 |
Добро и зло |
2 |
Комбинированный |
Продолжить знакомство учеников с общечеловеческими ценностями. Развивать представления учащихся о добре и зле, умение дарить людям теплоту и доброту |
Добро, доброта, забота, щедрость, зло |
Формирование представлений о нравственной ответственности человека за содеянное. Воспитание доброты и милосердия, доброжелательности , уважения друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела |
Регулятивные: выявление алгоритма сложного плана изучения нового. Познавательные: работа с карточками по определению терминов и понятий; практическая работа с предметами. Коммуникативные: художественное чтение и обсуждение стихов; работа в парах; применение правил разговорной речи. |
Компетенции: выявлять элементы общечеловеческих ценностей; объяснять смысл пословиц и поговорок; определять значения слов; соотносить понятия с определениями; соотносить текст с рисунком; проявлять заботу о родных и близких, о нуждающихся в помощи людях |
||||||||
10, 11 |
Дружба и порядочность |
2 |
Комбини- рованный |
Продолжить знакомство учеников с общечеловеческими ценностями. Выявить представления детей о дружбе, показать, каким должен быть настоящий друг |
Дружба, бескорыстие, порядочность, друг, приятель, товарищ |
Формировать нравственные качества личности: умение дружить, беречь дружбу, дружески общаться в коллективе. Воспитывать среди учащихся доброжелательность, уважение друг к другу |
Регулятивные: разработка правил работы в парах. Познавательные: ответы на вопросы и задания к текстам; выполнение практического задания; работа с таблицей, материалами блок-пакетов; анализ правил дружбы; объяснение пословиц. Коммуникативные: работа в парах; определение правил соревнования команд |
Компетенции: выявлять элементы общечеловеческих ценностей; соблюдать правила дружбы; дружески общаться в коллективе; проявлять доброжелательность в классном коллективе, уважение друг к другу |
||||||||
12, 13 |
Честность и порядочность |
2 |
Комбини-рованный |
Продолжить зна- комство учеников с общечеловеческими ценностями. Раскрыть понятия этики честность и искренность |
Честность, искренность, репутация, закон |
Формирование умения критически осмысливать свои поступки, учиться сравнивать, сопоставлять, анализировать свои поступки. Воспитание нравственных принципов собственного развития |
Регулятивные: при по- мощи учителя определение нравственных принципов собственного развития. Познавательные: составление схемы; от- работка терминов и понятий; выполнение практических заданий; этическая беседа по рисункам учебника; соотнесение иллюстрации с текстом; работа с пословицами и поговорками. Коммуникативные: работа в группах и парах; художественное чтение и обсуждение стихов; сравнение и сопоставление различных высказываний |
Компетенции: критически осмысливать свои поступки; оценивать позитивные качества честности; проявлять честность по выполнению правил поведения в школе и дома, соблюдению законов художественного произведения, вы- являть в нем |
||||||||
14, 15 |
Гордость и гордыня |
2 |
Комбини-рованный |
Раскрыть значение понятий гордость и гордыня, их принципиальное от-личие. Способствовать формированию чувства гордости ученика за его добрые дела, достижения и успехи |
Гордость, гордыня, гордец, само-уважение, тщеславие, скромность |
Формирование эмоционально по - ложительной кон - цепции развития личности: «Я могу, способен,значу»; умение раскрывать авторский замысел художественного произведения, выявлять в нем этические понятия гордость и гордыня; реали- зация межпред- метных связей с окружающим миром, литера- турным чтением, русским языком |
Регулятивные: опре - деление правила со- ставления схемы. Познавательные: от- работка терминов и понятий; выполнение заданий, работа по составлению схем; заполнение плаката; составление кроссворда; ответы на воп- росы; работа с иллюстрациями учебника. Коммуникативные: применение правил соревнования команд; чтение и обсуждение стихов; работа с пословицами |
Компетенции по проявлению поря - дочности и скромности, гордости за поступки героев России; умение раскрывать авторский замысел художественного произведения, вы- являть в нем этические понятия гордость и гордыня |
||||||||
16, 17 |
Обычаи и обряды русского народа |
2 |
Комбини-рованный |
Познакомить учащихся с праздниками народной культуры, со свадебным обычаем и обычаем проведения праздника Благовещения. Показать изменения, новшества при проведении обрядов в России |
Обычай, обряд, венчание, помолвка, икона, молитва, бракосочетание, Благовещение |
Раскрытие межпредметных связей с литературным чтением, музыкой. Пробуждение у учащихся интереса к народным праздникам. Воспитание уважения к традициям своего народа |
Регулятивные: с помощью учителя определение принципов выявления межпредметных связей. Познавательные: работа с учебником; чтение стихов, текстов народного фольклора (заклички); просмотр фрагмента видеофильма А. Роу «Морозко» (сватовство невесты, свадьба); игра «Бояре»; применение схем; проведение беседы; лепка из соленого теста; раскраска и рисование, прослушивание музыки; составление плана изучения нового. Коммуникативные: правила общения во время беседы и диспута; выступления учеников с сообщениями |
Компетенции: подобрать нужные пословицы и поговорки; соотносить рисунок с текстом; пользоваться словарем в конце учебника; составлять план для сообщения |
||||||||
18, 19 |
Терпение и труд |
2 |
Комбини-рованный |
Формировать у учащихся положительное отношение к труду как высшей ценности в жизни человека. Вооружать учащихся основными трудовыми умениями и навыками самообслуживающего труда. Формировать умение и привычку проявлять заботу о своих родных и близких |
Труд, терпение, отдых, лентяй |
Реализация межпредметных связей с музыкой, технологией, литературным чтением. Воспитание трудолюбия, целеустремленности и деловитости, ответственности за порученное дело, уважения к людям труда |
Регулятивные: определение принципов применения блок-пакетов на уроках этики. Познавательные: использование блок-пакетов с заданиями, работа на карточках; заполнение схем и таблиц. Коммуникативные: основы анкетирования (заполнение анкеты); сообщения учащихся; чтение текста по ролям |
Компетенции: знать основы самообслуживающего труда; выполнять порученное дело, практические задания; давать определения понятий; отгадывать ребусы, решать кроссворды |
||||||||
20, 21 |
Семья |
2 |
Комбиниро-ванный |
Познакомить детей с понятием семья, с правилами семейной этики. Развивать у детей чувство взаимопомощи, стремление совершать добрые дела, помочь ребенку увидеть свое место в семье |
Род, родословие, семья, фамилия, христианство, христиане |
Формирование умения соизмерять свои потребности с потребностями членов семьи. Разыгрывая жизненные ситуации, усваивать образцы поведения членов семьи. Уважительно относиться к родителям, членам семьи, к близким людям |
Регулятивные: правила анализа текстов по выявлению разумных потребностей. Познавательные: ответы на вопросы анкеты; отгадывание ребуса; составление схем; подбор к иллюстрациям слов из текста. Коммуникативные: дружеское общение, взаимопомощь учеников в ходе подготовки фотовыставки, древа родословия |
Компетенции: проявлять взаимопомощь, стремиться совершать добрые дела; соизмерять свои потребности с потребностями членов семьи |
||||||||
22, 23 |
Семейные традиции |
2 |
Комбини-рованный |
Раскрыть понятие семейные традиции, познакомить учеников с наиболее распространенными семейными традициями. Продолжить формирование таких этических понятий, как любовь, забота, уважение к родителям и близким людям |
Традиция, семья, любовь, забота |
Подводить учеников к мысли о важности сохранения дружеских взаимоотношений в семье. Продолжить работу по изучению семей классного коллектива. Развитие у учащихся интереса к истории семьи, семейным традициям, воспитание чувства гордости за свою семью |
Регулятивные: определение задач по выявлению и сохранению традиций. Познавательные: работа с табличками; выполнение заданий развивающего характера по ходу объяснения; работа с понятиями и их значениями на карточках; составление схем, таблиц; графическая работа. Коммуникативные: правила выступления с сообщениями; умение отвечать на вопросы; правила проведения словесных игр |
Компетенции: поддерживать дружеские взаимоотношения в семье; подготовить мини-сочинение; соотнести части пословиц |
||||||||
24, 25 |
Сердце матери |
2 |
Комбини-рованный |
Продолжать знакомить детей с системой общечеловеческих норм, принципов и правил поведения в обществе. Помочь детям получить новые сведения о своих мамах. Раскрыть положение: «Мама — Творец человека» |
Семья, любовь, счастье, забота, терпение |
Обучение детей ценить и дорожить великим даром общения. Воспитание у учащихся чуткого, внимательного и уважительного отношения к своим близким, к маме |
Регулятивные: определение правил изучения общечеловеческих норм. Познавательные: выполнение графического задания; работа в группах с раздаточным материалом; анализ текста и выделение основных идей;„определение частей речи; работа с анкетой, со схемами и таблицами; просмотр фрагмента видеофильма «Марья-искусница»; проведение игры «Моя семья»; сценка «Мама и солнышко». Коммуникативные: определение правил работы в группах |
Проявлять компетентность во внимательном и уважительном отношении к своим близким, к маме; анализировать рассказы для детей; участвовать в классных играх |
||||||||
26, 27 |
Правила твоей жизни |
2 |
Комбини-рованный |
Разъяснять правила общения друг с другом, формировать умение оценивать свои поступки и поступки товарищей. Закрепить знания о правилах дорожного движения, правилах поведения в общественном транспорте. Формировать умения и навыки соблюдения этических норм поведения на транспорте |
Правила, дисциплина, вежлив |
Развитие умения замечать, кому нужна помощь, не дожидаясь подсказки взрослых. Формирование навыков выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге с целью предупреждения детского дорожно- транспортного травматизма. Воспитание у учащихся этических норм поведения в школе, дома, на улице, внимательное, чуткое отношение к своим близким |
Регулятивные: составление практических заданий по решению жизненных ситуаций. Познавательные: выполнение практических заданий на доске; работа с текстом учебника, беседа по картине Ф.П. Решетникова «За уроками»; участие в игре, отработка логических операций. Коммуникативные: определение правил работы в командах |
Компетенции по соблюдению требований дисциплины, выполнению правил самообслуживания; умение и желание поддерживать чистоту в школе и дома; соблюдать распорядок дня; выполнять правила личной безопасности |
||||||||
28, 29 |
Праздники народов России |
2 |
Урок первичного изучения и закрепления новых знаний |
Систематизировать и обогатить знания детей о праздниках и традициях, обрядах разных народов России. Сообщить новые сведения об истории возникновения праздников. Развивать культуру поведения на праздниках |
Праздники светские и религиозные, религия, христианство, мусульманство, буддизм, Масленица, Рождество, Курбан-байрам, день Сангхи, обряды народов, свобода совести |
Активизация межпредметных связей с окружающим миром, литературным чтением. Воспитание желания узнавать новое о жизни разных народов, уважительно относиться к любой религии. Воспитание у детей чувства радости от общения с людьми, чувства бескорыстного, уважительного, терпимого отношения к людям любой национальности и религии |
Регулятивные: усвоение основ комплексной работы с текстами, с открытками, карточками и схемами. Познавательные: анализ нового материала; чтение стихов, пословиц; разыгрывание сценок; работа в группах с блок-пакетами; выполнение заданий в парах. Коммуникативные: развитие культуры поведения на праздниках |
Компетенции: выполнять правила поведения на праздниках; проявлять чувство уважительного, терпимого отношения к людям, к их религии; соблюдать праздничный застольный этикет |
||||||||
30, 31 |
Защитники Отечества |
2 |
Комбини-рованный |
Познакомить детей с легендарными личностями, которые в разное историческое время внесли свой героический вклад в борьбу с врагом. Способствовать развитию патриотических чувств учащихся: гордости и сопричастности к истории страны. Формировать представление о значении красных дат календаря |
Отечество, защитник, патриот-воин, отчизна |
Реализация межпредметных связей с окружающим миром, музыкой, литературным чтением, изобразительным искусством. Развитие умения находить в тексте знания этического характера, знание основных правил этикета. Воспитание у учащихся уважительного отношения к защитникам Отечества, ветеранам Великой Отечественной войны, чувства гордости за своих предков, жертвовавших собой во имя свободы и независимости Родины |
Регулятивные: основы составления простого и сложного плана. Познавательные: работа с учебником, с иллюстрациями, с репродукцией картины В. Васнецова «Богатыри»; с фотографиями Могилы Неизвестного Солдата, памятника Г. К. Жукову; с изображением Георгия Победоносца; чтение стихов и былин, слушание музыки и рисование. Коммуникативные: основы фронтальной и групповой работы в классе |
Компетенции: проявление уважительного отношениия к защитникам Отечества, ветеранам Великой Отече- ственной войны. Умение подготовить сообщение о патриотах России; определять значение красных дат календаря; находить в тексте детских произведений знания этического характера |
||||||||
32, 33, 34 |
Итоговые уроки |
3 |
Повто-рительно-обоб-щающие |
Обобщить и систематизировать знания учащихся по основам светской этики. Прослушать выступления детей по защите проектов |
Основные понятия курса |
Выявление основных знаний и умений учащихся по курсу, проведение их актуализации. Обобщение и систематизация знаний по курсу этики и этикета. Подготовка к восприятию и усвоению курса этики в 5 классе |
Регулятивные: составление тестового задания. Познавательные: выполнение заданий тестового характера, ответы на вопросы, соотнесение пословицы с темой. Коммуникативные: основы работы в парах и группах |
Компетенции владения основами этики и этикета: знание понятий и определений, соотнесение определения с понятиями, пословиц с изученными темами; выполнение тестовых заданий |
Дополнительная литература:
-
Шипицына Л.М., Защиринская О.В. Азбука общения, СПб, 2005
-
Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике, Москва, 1990
Дополнительная литература для реализации регионального компонента содержания курса ОРКСЭ. Основы светской этики:
-
А.И. Лазарев, Народоведение, Дом. Род. Народ, Челябинск, Южно – Уральское книжное издательство, 1997.
-
А.И. Лазарев, Народоведение, Жизнь по народному календарю, Челябинск, Южно – Уральское книжное издательство, 1997.
-
З.И. Тюмасева. Я - человек. Ты – человек. Мы – люди 1, 2, 3, 4 класс, Челябинск, 2002.
-
Энциклопедия для детей. Религии мира, Москва, Аванта +, 2005.
-
Легенды Южного Урала, Сост. И.А. Кириллова. – Челябинск, Аркаим, 2008.
-
Хрестоматия по литературе родного края 1 – 4 класс, Сост., Горская А.Б., Капитонова Н.А. и др., Челябинск, Взгляд, 2002.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №13
г.
АЛЬМЕТЬЕВСК
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО КУРСУ «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
для 4 класса
УМК «Планета Знаний»
Разработала Гаптрахимова Р. С.,
учитель I квалификационной категории
2013г.
1.Пояснительная записка
Образовательная область: Основы духовно-нравственной культуры народов России
Предмет: Основы светской этики
-
Наименование рабочей программы
-
Рабочая программа по курсу «Основы светской этики» 4 класс
Автор: Студеникин М.Т.
Количество часов в неделю по программе: 1 час
Количество часов в год по программе: 34 часа
Количество часов в неделю по учебному плану: 1 час
Количество часов в год по учебному плану: 34 часа
-
Нормативно-правовая база
-
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования – Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2004 года №1089.
-
Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 декабря 2010г. № 2080 «Об утверждении перечней учебников, рекомендуемых (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2011 – 2012 учебный год, зарегистрирован в Минюсте РФ 10 февраля 2011г., регистрационный номер № 19776.
-
Приказ Министерства образования и науки РФ от 04 октября 2010г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений», зарегистрирован в Минюсте РФ 8 февраля 2010г., регистрационный номер 16299.
-
Постановление Правительства Российской Федерации от 28.01.2012г. № 84-р
«Об утверждении плана мероприятий по введению с 2012/13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики»
-
Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:
-от 01.2012г. № 01/7887 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004г. N 1312»;
- от 31.01.2012г. №69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004г. N 1089».
-
Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 03.02.2012г. № 01-234
«Об утверждении плана мероприятий по введению с 2012-2013 учебного года в общеобразовательных учреждениях Челябинской области комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
-
Письмо Министерства образования и науки Челябинской области «О проведении оценки готовности общеобразовательных учреждений Челябинской области к введению с 01.09.2012г. комплексного учебного курса ОРКСЭ».
-
Студеникин М.Т. Программа курса. Основы светской этики. 4 класс. (40) , Москва, «Русское слово», 2011г.
-
Кочегаров К.А., Студеникин М.Т. Рабочие программы. 4 класс Москва, «Русское слово», 2011г.
-
Издательство «Просвещение» 2010 год, программы общеобразовательных учреждений 4 – 5 классы «Основы
религиозных культур и светской этики».
-
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ.
-
Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.06.2011г. №1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства Образования и науки РФ от 09.03.2004г. № 1312».
-
Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 16.06.2011г. № 04-997 «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2011 – 2012 учебный год».
-
Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 31.07.2009г. № 103/3404 «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области» и приложение 1 к письму Министерства образования и науки Челябинской области № 103/3431 от 03.08.2009г.
-
Инструктивно – методическое письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 29.04.2011г. №103/1531 «О дидактическом обеспечении образовательной программы начального общего образования в 2011-2012 учебном году».
-
Информационно-методическое письмо ЧИППКРО «Об организации образовательного процесса в начальной школе в образовательных учреждениях Челябинской области в 2011-2012 учебном году» от 18.07.2011 г. №103/4275.
-
Школьный учебный план на 2011-2012 учебный год.
-
Основные цели и задачи курса «Основы светской этики»
Курс «Основы светской этики» предполагает изучение духовно-нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичные представления о морали. Поставлена задача нравственного развития младших школьников, воспитания культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей. В процессе учебной деятельности предстоит дать детям новые нравственные ориентиры и упорядочить уже имеющиеся у них.
Курс выступает в качестве связующего звена всего учебно-воспитательного процесса, обобщая знания об этике и этикете, полученные в начальной школе. Курс призван обеспечить общественно значимую мотивацию поведения детей, их поступков. Школьникам следует научиться адекватно оценивать собственное поведение и поведение других учеников.
На уроках этики учащимся предстоит выяснить, что такое добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, честь и достоинство, доверие и доверчивость, сострадание и милосердие, мужество, терпение и терпимость, правда, истина и ложь, равнодушие и жестокость, и многое другое. При изучении основных категорий светской этики ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, — его жизни.
-
Учебно–методический комплекс
-
Дидактическое обеспечение
Методическое обеспечение
-
Основы светской этики. 4 класс. Студеникин М.Т. (300), Москва, «Русское слово», 2012
-
Основы светской этики. 4 класс. Рабочая тетрадь. Студеникин М.Т., Москва, «Русское слово», 2012
-
Издательство «Просвещение». Сборник рабочих программ «Перспектива» 1-4 классы, 2011
-
Студеникин М.Т. Программа курса. Основы светской этики. 4 класс. (40) , Москва, «Русское слово», 2011
-
Кочегаров К.А., Студеникин М.Т. Рабочие программы. 4 класс Москва, «Русское слово», 2011
-
Поурочные разработки к учебнику Основы светской этики. 4 класс. Студеникин М.Т. Москва, «Русское слово», 2012
-
Педагогическое обеспечение учебного процесса
К необходимым элементам учебно-методического и информационного обеспечения учебного процесса относится учебник, рабочая программа, пособие для учителя, а также фонд дополнительной литературы (на выбор учителя).
-
Требования к предметным результатам по итогам изучения данного курса
К результатам освоения программы курса следует отнести:
Личностные результаты
-
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
-
становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
-
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
-
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Предметные результаты
-
Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
-
понимание значения нравственности в жизни человека и общества;
-
формирование первоначальных представлений о народных традициях, их роли в культуре истории и современности России;
-
первоначальные представления об исторической роли этики в Российской культуре;
-
становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
-
осознание ценности человеческой жизни.
Метапредметные результаты
-
Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
-
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;
-
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
-
Характеристика контрольно-измерительных материалов
-
Четверть
Тесты
Проекты
1 четверть
1
2 четверть
1
1
3 четверть
1
4 четверть
1
1
Год
4
2
-
Календарно – тематическое планирование по «Основам светской этики». Автор: Студеникин М.Т.
№ п/п ур. |
Тема урока |
К.ч. |
Тип урока |
Целевая установка урока (уроков) |
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) |
|||||||||||
|
|
|
|
|
Понятия |
Предметные результаты |
Универсальные учебные действия |
Личностные результаты |
||||||||
1 |
Введение в предмет |
1 |
Вводный |
Познакомить учащихся с новым предметом «Основы духовно-нравственной культуры народов России», с учебником «Основы светской этики» |
Этика, этикет, светский народ, национальность, нравственность |
Ознакомление с основными общечеловеческими нормами поведения, правилами, принятыми в обществе |
Регулятивные: при помощи учителя определить последовательность анализа мультфильма «Крошка Енот». Познавательные: анализировать по плану иллюстрации учебника, выразительно читать; осуществлять словарную и графическую работу. Коммуникативные: знать правила коллективной работы; читать по ролям и обсуждать сказку «Вежливый кролик» |
Компетенции: дружелюбное отношение друг к другу; знание практической пользы этики и этикета |
||||||||
2, 3 |
Россия — Родина моя |
2 |
Урок первичного изучения и закре-пления новых знаний |
Расширить первичное представление о родном крае, о Родине. Показать значение Родины в жизни человека |
Родина, народ, раса, Русь, Россия, Российская Федерация, предки |
Расширение представлений о Родине, родном крае, патриотизме |
Регулятивные: определение алгоритма составления простого плана. Познавательные: работа с физической настенной картой «Россия в XXI веке», атласом для 3—5 классов, текстами и иллюстрациями учебника, с плакатами, с загадками. Коммуникативные: взаимопомощь и доброжелательность общения в коллектив |
Компетентность: интерес к познанию родной страны, усвоение понятий патриот, патриотизм |
||||||||
4, 5 |
Этика и этикет |
2 |
Комбинированный |
Познакомить учащихся с основными этическими требованиями в поведении и общении с людьми; с историей правил этикета и культуры поведения, с правилами хорошего тона |
Этика, этикет, манеры, мораль, тактичность |
овладение навыками культурного поведения, формирования нравственной культуры учащихся; отработка практических ситуаций проявления эти кета в обыденной жизни. Пробуждать стремление совер-шать добрые дела |
Регулятивные: усвоение правил работы с учебником. Познавательные: чтение текстов; ответы на вопросы, выполнение заданий; работа с карточками по определению значений слов; работа со схемами, со словарем. Коммуникативные: культурное и вежли-вое общение в кол -лективе |
Компетентность в разрешении элементов практических ситуаций этикета в обыденной жизни. Пробуждение стремления совершать добрые дела |
||||||||
6, 7 |
Вежливость |
2 |
Комбинированный |
Продолжить знакомство учеников с общечеловеческими ценностями. Приучать учащихся использовать вежливые слова в разных жизненных ситуациях. Формировать у детей нравственное представление о вежливости |
Вежливость, тактичность,скромность, грубость, уважение |
Воспитание вежливого поведения, доброжелательного отношения к окружающим, потребности неформального соблюдения правил вежливости и этикета |
Регулятивные: определение правил отработки терминов и понятий. Познавательные: работа с табличками; выполнение заданий по закреплению материала; отработка терминов и понятий; чтение текста и составление схемы; проведение инсценировки с цветами. Коммуникативные: неформальное общение, соблюдение правил вежливости и этикета |
Компетентность осознанно использовать слова вежливости в разных жизненных ситуациях; соблюдение правила вежливости и этикета на улице, в школе и дома |
||||||||
8, 9 |
Добро и зло |
2 |
Комбинированный |
Продолжить знакомство учеников с общечеловеческими ценностями. Развивать представления учащихся о добре и зле, умение дарить людям теплоту и доброту |
Добро, доброта, забота, щедрость, зло |
Формирование представлений о нравственной ответственности человека за содеянное. Воспитание доброты и милосердия, доброжелательности , уважения друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела |
Регулятивные: выявление алгоритма сложного плана изучения нового. Познавательные: работа с карточками по определению терминов и понятий; практическая работа с предметами. Коммуникативные: художественное чтение и обсуждение стихов; работа в парах; применение правил разговорной речи. |
Компетенции: выявлять элементы общечеловеческих ценностей; объяснять смысл пословиц и поговорок; определять значения слов; соотносить понятия с определениями; соотносить текст с рисунком; проявлять заботу о родных и близких, о нуждающихся в помощи людях |
||||||||
10, 11 |
Дружба и порядочность |
2 |
Комбини- рованный |
Продолжить знакомство учеников с общечеловеческими ценностями. Выявить представления детей о дружбе, показать, каким должен быть настоящий друг |
Дружба, бескорыстие, порядочность, друг, приятель, товарищ |
Формировать нравственные качества личности: умение дружить, беречь дружбу, дружески общаться в коллективе. Воспитывать среди учащихся доброжелательность, уважение друг к другу |
Регулятивные: разработка правил работы в парах. Познавательные: ответы на вопросы и задания к текстам; выполнение практического задания; работа с таблицей, материалами блок-пакетов; анализ правил дружбы; объяснение пословиц. Коммуникативные: работа в парах; определение правил соревнования команд |
Компетенции: выявлять элементы общечеловеческих ценностей; соблюдать правила дружбы; дружески общаться в коллективе; проявлять доброжелательность в классном коллективе, уважение друг к другу |
||||||||
12, 13 |
Честность и порядочность |
2 |
Комбини-рованный |
Продолжить зна- комство учеников с общечеловеческими ценностями. Раскрыть понятия этики честность и искренность |
Честность, искренность, репутация, закон |
Формирование умения критически осмысливать свои поступки, учиться сравнивать, сопоставлять, анализировать свои поступки. Воспитание нравственных принципов собственного развития |
Регулятивные: при по- мощи учителя определение нравственных принципов собственного развития. Познавательные: составление схемы; от- работка терминов и понятий; выполнение практических заданий; этическая беседа по рисункам учебника; соотнесение иллюстрации с текстом; работа с пословицами и поговорками. Коммуникативные: работа в группах и парах; художественное чтение и обсуждение стихов; сравнение и сопоставление различных высказываний |
Компетенции: критически осмысливать свои поступки; оценивать позитивные качества честности; проявлять честность по выполнению правил поведения в школе и дома, соблюдению законов художественного произведения, вы- являть в нем |
||||||||
14, 15 |
Гордость и гордыня |
2 |
Комбини-рованный |
Раскрыть значение понятий гордость и гордыня, их принципиальное от-личие. Способствовать формированию чувства гордости ученика за его добрые дела, достижения и успехи |
Гордость, гордыня, гордец, само-уважение, тщеславие, скромность |
Формирование эмоционально по - ложительной кон - цепции развития личности: «Я могу, способен,значу»; умение раскрывать авторский замысел художественного произведения, выявлять в нем этические понятия гордость и гордыня; реали- зация межпред- метных связей с окружающим миром, литера- турным чтением, русским языком |
Регулятивные: опре - деление правила со- ставления схемы. Познавательные: от- работка терминов и понятий; выполнение заданий, работа по составлению схем; заполнение плаката; составление кроссворда; ответы на воп- росы; работа с иллюстрациями учебника. Коммуникативные: применение правил соревнования команд; чтение и обсуждение стихов; работа с пословицами |
Компетенции по проявлению поря - дочности и скромности, гордости за поступки героев России; умение раскрывать авторский замысел художественного произведения, вы- являть в нем этические понятия гордость и гордыня |
||||||||
16, 17 |
Обычаи и обряды русского народа |
2 |
Комбини-рованный |
Познакомить учащихся с праздниками народной культуры, со свадебным обычаем и обычаем проведения праздника Благовещения. Показать изменения, новшества при проведении обрядов в России |
Обычай, обряд, венчание, помолвка, икона, молитва, бракосочетание, Благовещение |
Раскрытие межпредметных связей с литературным чтением, музыкой. Пробуждение у учащихся интереса к народным праздникам. Воспитание уважения к традициям своего народа |
Регулятивные: с помощью учителя определение принципов выявления межпредметных связей. Познавательные: работа с учебником; чтение стихов, текстов народного фольклора (заклички); просмотр фрагмента видеофильма А. Роу «Морозко» (сватовство невесты, свадьба); игра «Бояре»; применение схем; проведение беседы; лепка из соленого теста; раскраска и рисование, прослушивание музыки; составление плана изучения нового. Коммуникативные: правила общения во время беседы и диспута; выступления учеников с сообщениями |
Компетенции: подобрать нужные пословицы и поговорки; соотносить рисунок с текстом; пользоваться словарем в конце учебника; составлять план для сообщения |
||||||||
18, 19 |
Терпение и труд |
2 |
Комбини-рованный |
Формировать у учащихся положительное отношение к труду как высшей ценности в жизни человека. Вооружать учащихся основными трудовыми умениями и навыками самообслуживающего труда. Формировать умение и привычку проявлять заботу о своих родных и близких |
Труд, терпение, отдых, лентяй |
Реализация межпредметных связей с музыкой, технологией, литературным чтением. Воспитание трудолюбия, целеустремленности и деловитости, ответственности за порученное дело, уважения к людям труда |
Регулятивные: определение принципов применения блок-пакетов на уроках этики. Познавательные: использование блок-пакетов с заданиями, работа на карточках; заполнение схем и таблиц. Коммуникативные: основы анкетирования (заполнение анкеты); сообщения учащихся; чтение текста по ролям |
Компетенции: знать основы самообслуживающего труда; выполнять порученное дело, практические задания; давать определения понятий; отгадывать ребусы, решать кроссворды |
||||||||
20, 21 |
Семья |
2 |
Комбиниро-ванный |
Познакомить детей с понятием семья, с правилами семейной этики. Развивать у детей чувство взаимопомощи, стремление совершать добрые дела, помочь ребенку увидеть свое место в семье |
Род, родословие, семья, фамилия, христианство, христиане |
Формирование умения соизмерять свои потребности с потребностями членов семьи. Разыгрывая жизненные ситуации, усваивать образцы поведения членов семьи. Уважительно относиться к родителям, членам семьи, к близким людям |
Регулятивные: правила анализа текстов по выявлению разумных потребностей. Познавательные: ответы на вопросы анкеты; отгадывание ребуса; составление схем; подбор к иллюстрациям слов из текста. Коммуникативные: дружеское общение, взаимопомощь учеников в ходе подготовки фотовыставки, древа родословия |
Компетенции: проявлять взаимопомощь, стремиться совершать добрые дела; соизмерять свои потребности с потребностями членов семьи |
||||||||
22, 23 |
Семейные традиции |
2 |
Комбини-рованный |
Раскрыть понятие семейные традиции, познакомить учеников с наиболее распространенными семейными традициями. Продолжить формирование таких этических понятий, как любовь, забота, уважение к родителям и близким людям |
Традиция, семья, любовь, забота |
Подводить учеников к мысли о важности сохранения дружеских взаимоотношений в семье. Продолжить работу по изучению семей классного коллектива. Развитие у учащихся интереса к истории семьи, семейным традициям, воспитание чувства гордости за свою семью |
Регулятивные: определение задач по выявлению и сохранению традиций. Познавательные: работа с табличками; выполнение заданий развивающего характера по ходу объяснения; работа с понятиями и их значениями на карточках; составление схем, таблиц; графическая работа. Коммуникативные: правила выступления с сообщениями; умение отвечать на вопросы; правила проведения словесных игр |
Компетенции: поддерживать дружеские взаимоотношения в семье; подготовить мини-сочинение; соотнести части пословиц |
||||||||
24, 25 |
Сердце матери |
2 |
Комбини-рованный |
Продолжать знакомить детей с системой общечеловеческих норм, принципов и правил поведения в обществе. Помочь детям получить новые сведения о своих мамах. Раскрыть положение: «Мама — Творец человека» |
Семья, любовь, счастье, забота, терпение |
Обучение детей ценить и дорожить великим даром общения. Воспитание у учащихся чуткого, внимательного и уважительного отношения к своим близким, к маме |
Регулятивные: определение правил изучения общечеловеческих норм. Познавательные: выполнение графического задания; работа в группах с раздаточным материалом; анализ текста и выделение основных идей;„определение частей речи; работа с анкетой, со схемами и таблицами; просмотр фрагмента видеофильма «Марья-искусница»; проведение игры «Моя семья»; сценка «Мама и солнышко». Коммуникативные: определение правил работы в группах |
Проявлять компетентность во внимательном и уважительном отношении к своим близким, к маме; анализировать рассказы для детей; участвовать в классных играх |
||||||||
26, 27 |
Правила твоей жизни |
2 |
Комбини-рованный |
Разъяснять правила общения друг с другом, формировать умение оценивать свои поступки и поступки товарищей. Закрепить знания о правилах дорожного движения, правилах поведения в общественном транспорте. Формировать умения и навыки соблюдения этических норм поведения на транспорте |
Правила, дисциплина, вежлив |
Развитие умения замечать, кому нужна помощь, не дожидаясь подсказки взрослых. Формирование навыков выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге с целью предупреждения детского дорожно- транспортного травматизма. Воспитание у учащихся этических норм поведения в школе, дома, на улице, внимательное, чуткое отношение к своим близким |
Регулятивные: составление практических заданий по решению жизненных ситуаций. Познавательные: выполнение практических заданий на доске; работа с текстом учебника, беседа по картине Ф.П. Решетникова «За уроками»; участие в игре, отработка логических операций. Коммуникативные: определение правил работы в командах |
Компетенции по соблюдению требований дисциплины, выполнению правил самообслуживания; умение и желание поддерживать чистоту в школе и дома; соблюдать распорядок дня; выполнять правила личной безопасности |
||||||||
28, 29 |
Праздники народов России |
2 |
Урок первичного изучения и закрепления новых знаний |
Систематизировать и обогатить знания детей о праздниках и традициях, обрядах разных народов России. Сообщить новые сведения об истории возникновения праздников. Развивать культуру поведения на праздниках |
Праздники светские и религиозные, религия, христианство, мусульманство, буддизм, Масленица, Рождество, Курбан-байрам, день Сангхи, обряды народов, свобода совести |
Активизация межпредметных связей с окружающим миром, литературным чтением. Воспитание желания узнавать новое о жизни разных народов, уважительно относиться к любой религии. Воспитание у детей чувства радости от общения с людьми, чувства бескорыстного, уважительного, терпимого отношения к людям любой национальности и религии |
Регулятивные: усвоение основ комплексной работы с текстами, с открытками, карточками и схемами. Познавательные: анализ нового материала; чтение стихов, пословиц; разыгрывание сценок; работа в группах с блок-пакетами; выполнение заданий в парах. Коммуникативные: развитие культуры поведения на праздниках |
Компетенции: выполнять правила поведения на праздниках; проявлять чувство уважительного, терпимого отношения к людям, к их религии; соблюдать праздничный застольный этикет |
||||||||
30, 31 |
Защитники Отечества |
2 |
Комбини-рованный |
Познакомить детей с легендарными личностями, которые в разное историческое время внесли свой героический вклад в борьбу с врагом. Способствовать развитию патриотических чувств учащихся: гордости и сопричастности к истории страны. Формировать представление о значении красных дат календаря |
Отечество, защитник, патриот-воин, отчизна |
Реализация межпредметных связей с окружающим миром, музыкой, литературным чтением, изобразительным искусством. Развитие умения находить в тексте знания этического характера, знание основных правил этикета. Воспитание у учащихся уважительного отношения к защитникам Отечества, ветеранам Великой Отечественной войны, чувства гордости за своих предков, жертвовавших собой во имя свободы и независимости Родины |
Регулятивные: основы составления простого и сложного плана. Познавательные: работа с учебником, с иллюстрациями, с репродукцией картины В. Васнецова «Богатыри»; с фотографиями Могилы Неизвестного Солдата, памятника Г. К. Жукову; с изображением Георгия Победоносца; чтение стихов и былин, слушание музыки и рисование. Коммуникативные: основы фронтальной и групповой работы в классе |
Компетенции: проявление уважительного отношениия к защитникам Отечества, ветеранам Великой Отече- ственной войны. Умение подготовить сообщение о патриотах России; определять значение красных дат календаря; находить в тексте детских произведений знания этического характера |
||||||||
32, 33, 34 |
Итоговые уроки |
3 |
Повто-рительно-обоб-щающие |
Обобщить и систематизировать знания учащихся по основам светской этики. Прослушать выступления детей по защите проектов |
Основные понятия курса |
Выявление основных знаний и умений учащихся по курсу, проведение их актуализации. Обобщение и систематизация знаний по курсу этики и этикета. Подготовка к восприятию и усвоению курса этики в 5 классе |
Регулятивные: составление тестового задания. Познавательные: выполнение заданий тестового характера, ответы на вопросы, соотнесение пословицы с темой. Коммуникативные: основы работы в парах и группах |
Компетенции владения основами этики и этикета: знание понятий и определений, соотнесение определения с понятиями, пословиц с изученными темами; выполнение тестовых заданий |
Дополнительная литература:
-
Шипицына Л.М., Защиринская О.В. Азбука общения, СПб, 2005
-
Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике, Москва, 1990
Дополнительная литература для реализации регионального компонента содержания курса ОРКСЭ. Основы светской этики:
-
А.И. Лазарев, Народоведение, Дом. Род. Народ, Челябинск, Южно – Уральское книжное издательство, 1997.
-
А.И. Лазарев, Народоведение, Жизнь по народному календарю, Челябинск, Южно – Уральское книжное издательство, 1997.
-
З.И. Тюмасева. Я - человек. Ты – человек. Мы – люди 1, 2, 3, 4 класс, Челябинск, 2002.
-
Энциклопедия для детей. Религии мира, Москва, Аванта +, 2005.
-
Легенды Южного Урала, Сост. И.А. Кириллова. – Челябинск, Аркаим, 2008.
-
Хрестоматия по литературе родного края 1 – 4 класс, Сост., Горская А.Б., Капитонова Н.А. и др., Челябинск, Взгляд, 2002.
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Речевое развитие детей раннего возраста в игровой деятельности»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Вебинар «Многофункциональная развивающая ширма как элемент развивающей предметно-пространственной среды ДОО»
- Вебинар «Аппликация из раскрашенной бумаги как нетрадиционная техника рисования с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей