В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Творческий проект «Узоры России»

Творческий проект «Узоры России»

Марианна Мальцева
Тип материала: другое
просмотров: 2150 комментариев: 1
Краткое описание
Организация образовательно-развивающей среды с целью расширения кругозора детей и приобщения к традиционной русской народной культуре.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
48. Творческий проект «Узоры России».docx Скачать

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ – ЮГРА

ГОРОД ПОКАЧИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РЯБИНУШКА»



Городской конкурс

учебно-исследовательских и творческих работ

«Юность в науке»


Направление работы

Прикладное искусство

D:\главные документы\УЧЕБНАЯ\ИЗОБРАЗ. ИСК-ВО 1-9\5 класс\2. Связь времен в народном искусстве. ДПИ\12. Городецкая роспись\образцы\88509235_large_11.gif





Творческий проект «Узоры России»






Автор:

Подготовительная к школе группа

Научный руководитель:

Мальцева Марианна Сергеевна,

педагог-организатор,

МАДОУ ДСКВ «Рябинушка»










2019 г.


D:\главные документы\УЧЕБНАЯ\ИЗОБРАЗ. ИСК-ВО 1-9\5 класс\2. Связь времен в народном искусстве. ДПИ\12. Городецкая роспись\образцы\88509235_large_11.gif





Творческий проект «Узоры России»

(для детей подготовительной к школе группы)



«Пусть ребенок чувствует красоту

и восторгается ею, пусть в его сердце и

в памяти навсегда сохранятся образы

в которых воплощается Родина»

(В.А.Сухомлинский)



Вид проекта: творческий

Продолжительность проекта: длительный

Возраст детей: 6-7лет.

Участники проекта: художественный руководитель, дети, воспитатели, родители.

Формы работы: групповая, фронтальная.


Актуальность проекта:

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Поэтому необходима практическая разработка условий, оптимизирующих процесс развития художественных способностей и творческого воображения у детей.

Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.


Цель: организация образовательно-развивающей среды с целью расширения кругозора детей и приобщение к традиционной русской народной культуре.

Обобщать знания детей о декоративно - прикладном искусстве.

Развивать у детей познавательный интерес к русскому народному творчеству.

Обобщить результаты коллективной творческой деятельности детей, родителей, педагогов в ходе реализации проекта

Познакомиться с возникновением народного промысла


Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить детей с народными промыслами.

  • Познакомить детей с декоративно – прикладным искусством – дымковской, хохломской, городецкой росписью, с гжелью.

  • Вызвать интерес у детей к народному творчеству.

  • Учить видеть красоту и своеобразие дымковской, хохломской, городецкой, гжельской, филимоновской росписи.

  • Учить детей оригинально составлять узоры по мотивам народных росписей.

  • Учить использовать растительные элементы.

  • Научить детей ориентироваться в различных видах росписи.

  • Учить наблюдать за живой природой.

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей любовь к русскому прикладному искусству.

  • Воспитывать любовь к народному творчеству.

  • Воспитывать уважение к работе народных мастеров.

  • Воспитывать эстетические и этические чувства.

  • Воспитывать любознательность.

Развивающие:

  • Развитие познавательной активности детей.

  • Развивать чувство цвета, композиционные умения.

  • Развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать.

Активизировать словарь: растительный орнамент, завиток, тычок, травка, элемент, «золотая Хохлома», дымковская, филимоновская роспись, гжель, ярмарка, коробейник, жостово, городецкая роспись,


Предварительная работа:

1. Подбор литературы, иллюстраций;

2. Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц; «Узоры России»;

3. Чтение художественной литературы: Ю. Николаева «Чаша», В. Набоков «Хохлома», М. Г. Смирнова «Дымка»

4. Беседа с родителями о содействии в пополнении уголка «Узоры России»;

5. Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен, загадывание загадок, чтение стихов;

6. Подбор подвижных народных игр, хороводов, дидактических игр;

7. Проведение развлечений, фольклорных праздников, посиделок;

8. Подбор материалов для родителей.

9. Сбор и оформление наглядного материала.


Ожидаемый результат:

• Знание детьми декоративно-прикладного искусства.

• Умение детей ориентироваться в различных видах росписи.

• Умение детьми составлять узоры по мотивам народных росписей.


Этапы работы:

1 этап: подготовительный. Формулирую проблему, цель проекта. Ставлю задачи перед детьми в игровой форме.

2 этап: практический.  Провожу запланированные мероприятия для реализации проекта.

3 этап: итоговый. Итоговое мероприятие - Организация мини-выставки изделия русского декоративно-прикладного искусства «Ярмарка узоров России», тематической папки на тему: «Узоры России».


План проекта «Узоры России»


Области интеграции

Формы работы с детьми

Тема, содержание

Социально-коммуникативное развитие

Трудовое поручение

Изготовление совместно с детьми альбомов, буклетов, тематических папок на темы: «Гжель»,  «Дымка», «Филимоновская роспись», «Городецкая роспись», «Жостовство», «Каргопольская игрушка»

Художественно - эстетическое развитие

Слушание

Муз.,Чичикова, сл. П. Синявского «Незабудковая Гжель», М. Пархоменко «Хохлома»; А. Герман «Вдоль по улице метелица метёт»

Физическое развитие


Знакомство с подвижными играми.

«Где мы были вам не скажем, а что делали покажем», «У медведя во бору», «Горелки», «Салки» и т. д.

Познавательное развитие

беседа

«В гости к гжельским мастерам», «Каргопольская игрушка», «Золотая Хохлома»


Художественно - эстетическое развитие

НОД (рисование, лепка, аппликация)


«Жостовский поднос», «Чайная пара»,

«Сахарница», «Городецкий конь», «Барыня», «Свистулька»

 

Социально -коммуникативное развитие

презентация

«Узоры России», «Народные промыслы»

 

Социально -коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевая игра

«Служба у царя гороха»

Познавательное развитие


Экскурсия в библиотеку, в выставочный зал

«У истоков мастерства», «Самобытность земли русской»

Художественно - эстетическое развитие

Чтение былин, сказок, художественной литературы

Чтение стихов: М. Г. Смирнова «Дымка», Н. Бедник «Хохлома», Ю. Николаева «Чаша», «Богатыри на Соколе-корабле», «Алеша Попович и Тугарин Змей»

 

Мероприятия по реализации проекта


1. Беседы на темы: «В гости к гжельским мастерам», «Жостовский поднос», «Золотая Хохлома», «Каргопольская игрушка», «Дымка», «Городецкая роспись», «Филимоновская роспись»

2. Чтение художественной литературы: Чтение стихов: М. Г. Смирнова «Дымка», Н. Бедник «Хохлома», Ю. Николаева «Чаша», «Богатыри на Соколе-корабле», «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Малахитовая шкатулка».


3. Художественно-творческая деятельность:

НОД (лепка и роспись) «Филимоновская игрушка»

НОД (рисование) «Жостовский поднос»

НОД (роспись) «Городецкий конь»

НОД (рисование) «Золотая Хохлома»

НОД (лепка и роспись) «Барыня»

Выставка рисунков и подделок на тему: «Ярмарка Узоров России»

Изготовление тематических папок, буклетов, альбомов по следующим темам: «Гжель», «Дымка», «Филимоновская роспись», «Городецкая роспись», «Жостовство», «Каргопольская игрушка»

Рассматривание альбома: «Орнаменты на одежде и обуви русского народа».

Рассматривание иллюстраций к потешкам и колыбельным.


4. Игровая деятельность:

Подвижные игры: «Где мы были вам не скажем, а что сделали покажем», «У медведя во бору», «Горелки», «Салки»

Сюжетно-ролевая игра «Служба у царя гороха».

Дидактические игры: «Подбери головной убор», «Собери целое», «Продолжи рисунок», «Обведи элемент»


5. Экскурсии: Экскурсия в городскую библиотеку и выставочный зал тема: «У истоков мастерства»,«Самобытность земли русской»


6. Методическое обеспечение:

Подбор методической и художественной литературы

7. Изготовление тематических папок буклетов, альбомов по следующим темам:

«Гжель»,  

«Дымка»,

«Филимоновская роспись»,

«Городецкая роспись»,

«Жостовство»,

«Каргопольская игрушка»


Формы работы с родителями:

Консультации:

«Художественно – эстетическое воспитание ребенка в семье»

«Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»

Изготовление:D:\главные документы\УЧЕБНАЯ\ИЗОБРАЗ. ИСК-ВО 1-9\5 класс\2. Связь времен в народном искусстве. ДПИ\13. Хохлома\образцы\540048.jpg

«Жостовский поднос», D:\главные документы\ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ\открытый классный час\ЖОСТОВО\_________________4b55f7b13ac13.jpg

«Чайная пара»,

«Сахарница»,

«Городецкий конь»,

«Барыня»,

«Свистулька»


Вывод:

Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. В ходе реализации проекта посредством общения детей с народным искусством происходило обогащение души ребенка, прививалась любовь к своему краю, дети научились оригинально составлять узоры по мотивам народных росписей, использовать растительные элементы, ориентироваться в различных видах росписи.

Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогло раскрыть детям мир прекрасного, развить у них художественный вкус.

Познавая и создавая красоту, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Образуются образные представления, мышления, воображения. Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы народно-прикладного искусства, которые им понравились, у них пробуждалась и развивалась созидательная активность, формировались эстетические чувства и художественный вкус, эстетическая оценка к предметам русского декоративно-прикладного искусства. Мы старались формировать разнообразные способности – как художественные, так и интеллектуальные.

Список литературы:

Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. //Дошкольное воспитание. 2004 №6.

Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М.: Просвещение,2006.

Грибовская А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. – М.: Скрипторий, 2008.

Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: Акцидент, 1997.

Лялина Л.А. Народные игры в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

Народное искусство в воспитании детей. / Под ред. Комаровой Т.С. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

Скоролупова О.А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М.: Скрипторий, 2006.

Соломенникова О.А. Радость творчества. – М.: Мозаика-Синтез,2008.

Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка. – М.: ТЦ Сфера, 2005.













Обсуждение материала
Сергей Колодин
27.01.2020 13:39
Оформление разработки не соответствует критериям Требований.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос