В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Перспективный план работы с дошкольниками на экологической тропе (в рамках программы «От рождения до школы»)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 19

Принят Утверждён

Педсовет № ___ от ______________ заведующий МБДОУ д/с № 19

______________ С.В. Титкова

Приказ № ____ от __________



Перспективный план

работы с дошкольниками на экологической тропе

(в рамках программы «От рождения до школы»)



Авторы:

Составитель:

С.В. Титкова,

заведующий МБДОУ д/с № 19

Разработчики:

Ю.В. Гончарова, воспитатель

Г.А. Базанова, воспитатель

Е.В. Шульгина, воспитатель

И.Ю. Мамаева, воспитатель

О.С. Глазырина, воспитатель

А.С. Шевченко, инструктор по физо





- Новочеркасск –

2012


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.




Экологическая тропа на участке детского сада – это оптимальное средство эстетического, умственного, нравственного, экологического и физического развития дошкольников. Особое значение она имеет в городском детском саду. Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них - ознакомление с природой.

Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, трудовой, художественной деятельности. Однако далеко не все может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом формируется правильное отношение к животным и птицам. Ввести ребенка в мир природы, воспитать бережное и заботливое отношение к ней - важнейшие задачи детского сада.

Озеленение участка обогащает воздух кислородом, обеспечивает тепловой микроклимат, защищает территорию от пыли и шума, создаёт декоративный барьер между групповыми площадками. Специалисты утверждают, что фитонциды (летучие защитные вещества), выделяемые растениями. Способны убивать болезнетворные бактерии и очищать воздух (до 70 %) от пыли.

Цветы – это удивительно разнообразные по форме, цвету, ароматам растения. Цветы вызывают радость и умиротворение. На участке детского сада должно быть много цветов – детский сад должен стать цветущим садом. Цветущие растения создают прекрасную визуальную среду развивают восприятие, благотворно действуют на психику, улучшают настроение, вызывают положительные эмоции. саду, так как нередко, продолжительное время является единственным местом общения детей с природой.

Ребёнок – дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности к экспериментированию. Одной из эффективных форм педагогической работы, обеспечивающей личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребёнком – являются опыты. Таким образом, можно говорить об уникальном развивающем, воспитательным и образовательным воздействием экологической тропы на взаимодействующего на ней ребёнка – дошкольника.









Объект экологической тропы: деревья и кустарники ДОУ


МЛАДШАЯ ГРУППА

  1. Наблюдения

    Наименование

    Время года

    Оборудование

    Методическое обеспечение

    Рассматривание плодов и семян деревьев и кустарников в период золотой осени

    Рассматривание осеннего дерева

    За берёзой

    Сравнение дерева с кустарником

    За деревьями

    Осень, лето

    Коробочки с семенами, плодами, листьями

    Деревья: берёза, каштан, клён

    Кустарники: сирень

    П.Г. Саморукова «Как познакомить дошкольников с природой» стр.9, 80

    О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» стр.29, 42

    М.В. Лучич «Детям о природе» стр.14,18,29

  2. Чтение художественной литературы

    К.Чуковский «Чудо-дерево»

    С.Козлов «Такое дерево»

    Осень-лето

    Художественная литература, иллюстрации

    В.В. Гербова «Книга для чтения 2-4 года» стр.163, 199

  3. Дидактические и подвижные игры

    П/И «Деревья и ветер», «В лесу зимой», «В лесу весной», «Деревья», «Целое и части», «Волшебники», «Один-много»

    Осень-лето

    Зима-Весна

    Сюжетные картинки

    (см.вклейку, рис.3,8,9,10)

    Т.В.Ковригина «Комплексные занятия» стр.257

    М.Г.Борисов «Деревья и кустарники» стр.10, 11,12,13,14

    З.А. Ефанова «Комплексные занятия» стр.97

  4. Беседы

    «Деревья на нашем участке»

    «Деревья в снегу»

    «Листопад, листопад, засыпает старый сад»

    Осень, лето,

    зима

    Деревья: берёза, каштан, клён

    Кустарники: сирень

    Т.В. Ковригина«Комплексные занятия» стр. 43, 121, 184

  5. Рисование с натуры

«Листочки и почки»

«Деревья на нашем участке»

Весна, лето, осень

Краски, кисти, бумага, вода

Т.В. Ковригина «Комплексные занятия» стр. 121, 257

СРЕДНЯЯ ГРУППА

  1. Наблюдения

    Наименование

    Время года

    Оборудование

    Методическое обеспечение

    За деревьями и кустарниками, елью, Люблю я пышное природы увяданье

    Осень-лето, весна

    Зима


    Деревья: берёза, каштан, клён, ель

    Кустарники: сирень

    О.А. Соломенникова «Занятие по формированию элементарных экологических представлений» стр.54, 58, 62, 65 Т.В. Лучич «Детям о природе» стр.36,43,46

    В.А. Степанова «Листок на ладони» стр.47

  2. Рисование с натуры

    Наименование

    Время года

    Оборудование

    Методическое обеспечение

    «Кисть рябинки, гроздь калинки», «Сказочное дерево»

    Осень, лето, весна

    Краски, кисти, бумага, вода

    И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» стр.46

    Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности» стр.37

  3. Чтение художественной литературы

    Наименование

    Время года

    Оборудование

    Методическое обеспечение

    Японская сказка «Ивовый росток»

    А.Майков «Осенние листья по ветру кружат»

    И.Бунин «Листопад», Л. Квитко «Жалоба деревьев»

    С.Чёрный «Загадки» Г.Сапгир «Садовник»

    Весна, осень, лето

    Художественная литература, иллюстрации

    В.В. Гербова «Книга для чтения 4-5 лет» стр.45,50,53,67,68,74

  4. Опыты

Наименование

Время года

Оборудование

Методическое обеспечение

«Ветер расселяет деревья по новым местам»

«Корень имеет тонкие волоски по которым впитывается вода», «Жёлуди-семена дуба»

«Корень-устойчивость дерева»

«В розовом ростке спрятан целый дуб»

«Дерево умеет плавать»

Весна, осень-лето

Семена деревьев, подкрашенная вода, марля, Жёлуди, ящик

Коробка с песком, модели дерева, ёмкость с водой

Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми» стр. 151, 152

Горбатенко «Комплексные занятия» стр.49


  1. Беседы

    Наименование

    Время года

    Оборудование

    Методическое обеспечение

    «Как узнать растение? (дерево, куст)»

    «Посади дерево»

    «Золотой клён»

    «Деревья»

    «Описание деревьев»

    Осень-лето

    Деревья: берёза, каштан, клён

    Кустарники: сирень

    О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» стр.107

    Л.П. Молодова «Экологические праздники для детей» стр.96

    С.В.Машкова «Позновательно-исследовательские занятия на экологической тропе» стр.39

    З.А. Ефанова «Комплексные занятия» стр.96,100

  2. Рассказ

Наименование

Время года

Оборудование

Методическое обеспечение

«Прохождение экологической тропы»

«Экологическая тропа весной»

Осень

Весна

Объекты экологической тропы: берёза, рябина, пень

О.А. Соломенникова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений» стр.13, 44


















СТАРШАЯ ГРУППА

  1. Наблюдения

    Наименование

    Время года

    Оборудование

    Методическое обеспечение

    «Рассматривание веток ели и сосны»

    «Рассматривание веток берёзы, тополя, сирени»

    «Знакомство с тополевой аллеей»

    «За пнём дуба» «За черёмухой» «Тополя, тополя»

    «За деревьями» «За рябиной» «За осиной»

    «За тополем» «За ивой» «За берёзой» «За почками берёзы» «За елью» «За сосной»

    Весна, лето, осень, зима

    Ветки, шишки,

    Ленточки

    Деревья: ель, сосна, берёза, тополь, черёмуха, рябина, осина, ива

    Кустарники: сирень

    П.Г. Саморукова «Как познакомить дошкольников с природой» стр.132, 139

    С.В. Машкова «Познавательно-исследовательские занятия» стр.68

    М.Н. Сигимова «Познание мира растений» стр. 82,129,151

    М.В. Лучич «Детям о природе» стр.56,67,72,80

    Кравченко «Прогулка в детском саду» стр.20,61,69, стр.27,57,74, 31,38,80,33,54,65, 30,45,76,43,46,55,59

  2. Беседы

«Экскурсия к старому пню»

«Знакомство с деревом долгожителем»

«Деревья и кустарники нашего двора»

Рассматривание картины И.Левитана «Берёзовая роща»

Зима, осень. лето

Модели деревьев, кольцевые спилы деревьев, Картинки с изображением деревьев и кустов Картины

С.В. Машкова «Познавательно-исследовательские занятия» стр.86,49

Н.В. Лободина «Комплексные занятия» стр. 68, 91

3.Рисование с натуры

«Ветка калины», «Деревья и кусты нашего двора»

«Большие и маленькие ели», «Лес в осеннем уборе»

«Какие они разные деревья и кусты»

«Праздничный наряд осенних деревьев и кустов»

Осень, весна, лето

Краски, кисти, вода, бумага, цветные мелки

В.Н. Волчкова «Изобразительная деятельность в детском саду» стр.14

Н.В. Лободина «Комплексные занятия» стр.91, 161

Н.А.Курочкина «Дети и пейзажная живопись» стр.87, 78, 34

  1. Рассказ

«Необыкновенная «одежда» берёзы»

«Дуб» «Калина»

«Шиповник»

Осень, лето

Деревья: берёза, дуб

Кустарники: калина, шиповник

М.Н. Сигимова «Познание мира растений» стр.58,123, 168, 186



  1. Чтение художественной литературы

    Л. Мей «Двойным зелёным строем»

    Н.Некрасов «Говорила рябина рябине…»

    «Загадки»

    Весна

    лето, осень

    Художественная литература, иллюстрации

    В.В. Гербова «Книга для чтения 5-7 лет» стр.99

    О.А. Воронкевич

    «Добро пожаловать в экологию» стр.142, 135

    Н.А. Курочкина «Дети и пейзажная живопись» стр.78

  2. Дидактические игры

«Деревья и кустарники»

«Дуб и дубок» «Измени слово»

«Назови ласково» «Слова наоборот»

«Узнай о чём говорю»

Осень, лето, весна

Дидактическая картина, сюжетные картинки(см.

вклейку, рис.5, 21)

Л.Ю. Павлова «Сборник дидактических игр» стр15

М.Г. Борисенко «Деревья и кустарники» стр.9,22, 23



























ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

  1. Наблюдения

    Название

    Время года

    Оборудование

    Методическое обеспечение

    «За рябиной» «За ивой»

    «За тополем»

    «За хвойными и лиственными деревьями»

    «За деревьями и кустарниками»

    «За деревьями» «За шиповником»

    «Зимняя прогулка к тополям»

    Осень, лето. весна, зима

    Рябина, ива, тополь, ель, сосна, шиповник, сирень

    И.В.Кравченко «Прогулки в детском саду» стр.96,141,179, 117,170,174, 125, 133,145, 155

    М.В. Лучич «Детям о природе» стр.97,103,106,109,113,116,119,122,124

    М.Н. Сигимова «Познание мира растений» стр.176

    С.В.Машкова «Познавательно-исследовательские занятия на экологической тропе» стр.81

  2. Рисование с натуры

«Осеннее дерево»

«Ветка рябины»

«Весенняя ветка»

«Берёза» «Осень на опушке, краски разводила» «Черёмуха»

Осень, лето, весна

Листы, краски, кисти, вода

Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности» стр.43, 47

Н.В. Лободина «Комплексные занятия» стр.77, 313

Г.Н.Давыдова «Нетрадиционная техника рисования»(часть2) стр.51, 5 (часть1), 11, 16

  1. Беседы

    «О русской берёзе»

    «Старый пень»

    Весна, лето, осень

    Ветки деревьев

    Н.В. Лободина «Комплексные занятия» стр.371

    С.В.Машкова «Познавательно - исследовательская деятельность на экологической тропе» стр.138

  2. Рассказ

    «Загадки хвойного леса»

    «Разновидность берёз»

    «Особенности липы»

    Осень-лето


    М.Н. Сигимова «Познание мира растений» стр.7, 56, 112

  3. Дидактические игры

    «Лиственные и хвойные деревья»

    «Назови нужное слово»

    «Дополни предложение»

    «Что происходит»

    «С какого дерева ветка»

    Осень, лето, весна

    Предметные картинки(см. вклейку, рис.22)

    М.Г.Борисенко «Деревья и кустарники» стр.25, 26, 27

    Н.В. Лободина «Комплексные занятия» стр.64

  4. Чтение художественной литературы

Л. Мей «Двойным зелёным строем»

«Загадки»

Заучивание стихотворения С.Есенина «Берёза»

Весна, осень, лето

Художественная литература, иллюстрации

В.В. Гербова «Книга для чтения 5-7 лет» стр.99

В.А. Степанова «Листок на ладони» стр.93

Н.В. Лободина «Комплексные занятия» стр.162
























Объект экологической тропы: дорожки здоровья


МЛАДШАЯ ГРУППА

Формы работы

Время года

Методическое обеспечение

«Из кружка в кружок»

«Через ручеек»

«На одной ножке вдоль дорожки»

«Зайка серенький»

«По ровненькой дорожке»

Весна, лето, осень.

«Игры и развлечения детей на воздухе» Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева, Л.С. Фурмина стр. 15, 16

«Физкультурные занятия в детском саду» младшая группа.

Л.И. Пензулаева стр. 31, 36

СРЕДНЯЯ ГРУППА

Формы работы

Время года

Методическое обеспечение

«Кролики» «Куры в огороде»

«Перепрыгни палочку»

«Допрыгни до линии»

Весна, лето, осень.

«Игры и развлечения детей на воздухе» Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева, Л.С. Фурмина стр. 6, 16, 17

СТАРШАЯ ГРУППА

Формы работы

Время года

Методическое обеспечение

«Полет» «Кто дальше» «Вдоль линии»

«Через бревно» «Через реечки»

Весна, лето, осень.

«Игры и развлечения детей на воздухе» Т.И. Осокина,

Е.А. Тимофеева, Л.С. Фурмина стр. 40, 79

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

Формы работы

Время года

Методическое обеспечение

«Попрыгунчики» «Пройди- не урони»

«Пингвины» «Кто дальше прыгнет»

«Пройди- не задень»

Весна, лето, осень.

«Игры и развлечения детей на воздухе» Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева, Л.С. Фурмина стр. 46, 79, 83, 85

Оборудование: мешочек с песком, шнур







Объект экологической тропы: мини-лаборотория «Почемучки»


МЛАДШАЯ ГРУППА


  1. Наблюдения

    Формы работы

    Время года

    Методическое обеспечение

    Наблюдение за солнцем, ветром, дождём, снегом, лужами

    Осень, зима, весна, лето

    « Детям о природе» - М.В. Лучич стр.13, 16, 21, 26

  2. Дидактические игры

    «Мои друзья», «Чем был- чем стал»

    «На что похоже»

    Зима, весна, лето, осень

    «Отчего и почему» Л.В. Бех стр.67, 68, 74

  3. Игры с песком

    « Узоры на песке»

    «Точка, точка, запятая»

    «Клад», «Сыплем-лепим»

    «Пирожки для Мишки»

    Весна, лето, осень

    Палочки, мелкие игрушки, песочные наборы

    «Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников» О.А.Новиковская стр. 21, 28

    Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста» С Н. Теплюк стр.106

    «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» Н.В.Кузнецова стр.23

  4. Игры с водой

    «Рыбалка», «Тонущий корабль»

    «Мыльные пузыри», «Водяные бомбы», «Меткий стрелок»

    «Мокрый бой», «Бои на шарах»

    «Кто дальше бросит шар»

    Лето

    Рыбки с металлической серединкой,

    удочка с магнитом, стаканчики, тарелочки, ёмкости, тазы, вода, шампунь, трубочки, пакеты, шары, пластиковые бутылки, теннисные шарики, брызгалки

    «Сборник развивающих игр с водой и песком» О.А.Новиковская стр.46, 47

    «Неизведанное рядом» О.В. Дыбина стр.8, 49, 50, 51

  5. Чтение художественной литературы

« У солнышка в гостях», К.Бальмонт «Росинка»

А.Кольцов «Дуют ветры», А.Пушкин «Ветер по морю гуляет», К.Ушинский «Ветер и Солнце», «Любопытное солнце» Ю.Баянов, «Тучка прячется за лес» Г.Бойко, «Вьюга» И.Никитин, «Дождик» И. Токмаков,

«Озорное солнышко» В. Бардадым

Весна, лето, осень,

зима

«Книга для чтения в детском саду и дома» В.В. Гербова стр. 91, 100, 104, 107, 190

«Мы» программа экологического образования детей И.Н.Кондратьева стр.153

«Формирование экологической культуры дошкольников» Л.Г.Киреева стр.247, 257, 259, 260

СРЕДНЯЯ ГРУППА

  1. Наблюдения

    Формы работы

    Время года

    Методическое обеспечение

    Наблюдение за солнцем, ветром, облаками, осадками, снегом, морозом, оттепелью, небом, ручьями, грозой

    Осень, зима, весна

    «Детям о природе» М. В. Лучич

  2. Игры с песком

    «Секрет», «Кто я», «Волшебное превращение», «Песочные струйки»

    Весна, лето, осень

    Стёклышки, листья, цветочки, палочки, бумага, воронки, мельница

    «Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников» - О.А.Новиковская стр. 18, 22, 26

  3. Игры с водой

    «Водоносы», «Лихие шофёры»

    Лето

    Тазы, вода, ведёрки, грузовые машинки, вода, стаканчики

    «Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников» стр. 51

  4. Опыты

«Плавание тел», «Сильная газета», «Дуем-играем», «Что звучит?», «Поиск воздуха», «Загадочные пузырьки», Почему песок хорошо сыплется», «Плавает-тонет», «Помощница вода»

Лето, осень, весна,

Вода, пластилин, кусочки дерева, камешки, металлические предметы, бумага; Линейка, газета; Кораблики, лёгкие предметы; Дощечка, ёмкость с водой, стакан, карандаш; Ленточки, флажки, пакеты, трубочки, вода; Вода, поролон, деревянные брусочки, комочки земли; Песок, глина, сито, ёмкость, лупа; Вода, таз, деревянные предметы, металлические предметы, пластмассовые предметы, бумага, поролон; Ёмкость, вода, плавающие предметы

«Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» Н. Е. Веракса стр.66

«Организация экспериментальной деятельности дошкольников» Н В .Кузнецова стр.47

«Ознакомление дошкольников с неживой природой» - С.Н.Николаева стр.51

«Неизведанное рядом» О.В .Дыбина стр.11, 31, 32

«Экологические проекты в детском саду» О.М.Масленникова стр.25 «Отчего и почему» Л .В . Бех стр.27









СТАРШАЯ ГРУППА

  1. Наблюдения

    Формы работы

    Время года

    Методическое обеспечение

    Наблюдение за солнцем, ветром, воздухом, почвой, снегом, ручьями, дождём, грозой

    Осень, зима, весна, лето

    «Детям о природе» М .В .Лучич

  2. Игры с песком

    «Крестики нолики», «Классики», «Клад», «Построим город из песка»

    Осень, весна, лето

    Палочки, мелкие игрушки, песок, лопатки, пасочки

    «Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников» стр.25, 29, 30

    «Неизведанное рядом» - О. В. Дыбина сир.122

  3. Игры с водой

    «Напои товарища», «Перечерпай воду»

    Лето

    Кружки, ложки, вода, тазики, губки

    «Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников» стр.50

  4. Чтение художественной литературы

    «Первый снег», «Пороша»

    Зима

    «Книга для чтения в детском саду и дома» - В. В. Гербова стр.101

  5. Опыты

    «Свойства веществ»

    «Воздух и его свойства»

    «Воздух вокруг нас»

    «Где вода?», Вертушка»

    «Умная Галка», «Солнечные часы», «Солнечные зайчики»

    «Как сделать звук громче»

    «Ложечный анемометр»

    «Снег и лёд»

    Лето, весна, осень, зима

    Палочки мелки, пластилин, вода, стакан, пакеты, кубики, Надувные игрушки,

    камень, бумага, мельница, Песок, глина, мерные стаканчики, палочки, ножницы, схема, камешки, Зеркала, Расчёска, рупор из картона, Чайная ложка, проволока, лист фанеры, линейка, фломастер, Снег, лёд, молоток, термометр, лопатки

    «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» Н.Е. Веракса стр.54, 61, 63

    Неизведанное рядом» О. В. Дыбина стр.34, 50, 82, 90, 94, 104 «Экологические проекты в детском саду» О.М.Масленникова стр.12

    «Отчего и почему» Л. В. Бех стр.34

  6. Дидактические и подвижные игры

Д/И «Эхо», П/И «Земля, вода, огонь, воздух», «Твёрдый -жидкий», «Тяжёлый – лёгкий», П/И «Лёд – вода – пар», «Заморозить – растопить», «Солнце или месяц»

Зима, весна, лето, осень

Мяч

«Мы»- программа экологического образования детей Н.Н.Кондратьева стр.199, 200, 201 «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» Н.Е. Веракса стр.31, 33, 72



ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА


  1. Наблюдения

Формы работы

Время года

Методическое обеспечение

Наблюдение за солнцем, осадками, туманом, снегом, ветром, сосульками, почвой, грозой, ливнем

Осень, зима, весна, лето

«Детям о природе» - М .В .Лучич


  1. Игры с песком

«Школа на песке», «Спрятанные буквы», «Слова – братья», «Умные ножки», «Наполовину»

Весна, лето, осень

Палочки

«Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников» О.А.Новиковская стр.28, 30, 31, 32


  1. Опыты

«Замерзание жидкостей», «Ветер, ветер, ты могуч», «Здравствуй солнечный луч», «Почва», «Радуга – дуга»

Зима, лето

Вода, солёная вода, подсолнечное масло, кораблики, песок, зеркала, салфетки, палочки

«Неизведанное рядом» - О. В. Дыбина стр.141

«Отчего и почему» - Л. В. Бех стр.46, 60, 62, 63


  1. Чтение художественной литературы

«Тень» Шен Е., Пословицы и поговорки о временах года, Народные приметы

Лето, осень, зима, весна

«Организация экспериментальной деятельности дошкольников» Н.В.Кузнецова стр.21

«Мы» программа экологического образования детей Н.Н.Кондратьева стр.163

«Добро пожаловать в экологию» часть 2 О. А .Воронкович стр.133, стр.289














Объект экологической тропы: «Птичий городок»


МЛАДШАЯ ГРУППА


  1. Наблюдения

    Формы работы

    Время года

    Оборудование

    Методическое обеспечение

    Наблюдение за воробьем, голубем, вороной, скворцом

    Круглый год

    Скворечники, кормушки

    « Листок на ладони» В. А. Степанова, стр. 24, 28

    « Занятия на прогулке с малышами» С. Н. Теплюк стр. 16, 30

  2. Труд в природе

    Совместно с воспитателем вывешивание кормушек

    Зима

    Кормушки

    « Листок на ладони» В. А. Степанова , стр. 23

  3. Беседа

    « Птицы зимой»

    зима

    Иллюстрации

    « Занятия на прогулке с малышами» С. Н. Теплюк , стр.74

  4. Чтение художественной литературы

    Разучивание потешки « Сорока- сорока»

    Разучивание песенки « Снегирек»

    Чтение сказки « Ворона», Разучивание стихотворения « Птичка», Чтение стихотворения « Ласточка примчалась»

    Чтение стихотворения, « 10 птичек- стайка»

    Чтение рассказа « Соловей и вороненок»

    Осень, зима,

    весна, лето

    « Хрестоматия 2-4 года» Гербова В. В. стр 7, 26, 46, 102, 103, 159, 211

  5. Игры

Игра-разминка « Птичья стройка», «Птицы сели возле лужи»

Игра-имитация « Птички», « Вороны»

д/и « Угадай по описанию», « В зимней столовой», « Какая это птица?»

п/и «Воробушки и кот», « Птички в гнездышках», « Птицы и автомобиль», «Птички на ветке»

Весна, лето, осень, зима

« Развитие игровой деятельности» Н.Ф. Губанова, стр. 105, 110

« Добро пожаловать в экологию» О. А. Воронкевич стр. 45, 53, 54, 56

« Экологическое воспитание в д/с» Соломенникова, стр. 34

« Развитие игровой деятельности» Н.Ф. Губанова, стр. 110



СРЕДНЯЯ ГРУППА


  1. Наблюдения

    Формы работы

    Время года

    Оборудование

    Методическое обеспечение

    Наблюдение за птицами, поведением птиц в кормушке, передвижением птиц, вернувшимися птицами ( грачи)

    Круглый

    год

    Кормушка, скворечник

    « Как знакомить дошкольников с природой», Каменева, стр. 109, 110, 116, 124

  2. Беседы

    « Что мы знаем о птицах?», « Кто такие весенние вестники»

    Осень, весна

    « Система экологического воспитания в ДОУ» Горбатенко О. Ф. стр. 46, 68

  3. Труд в природе

    Кормление птиц, выращивание зелени для птиц

    Зима

    Семена, крошки хлеба

    Семена, цветочные горшки

    « Как знакомить дошкольников с природой», Каменева, стр. 115 « Экологическое воспитание в детском саду», Соломенникова, стр. 56

  4. Чтение художественной литературы

    Разучивание песенки « Гуля- голубок», Чтение стихотворения «Ласточка», Чтение стихотворения «40 сорок», Разучивание стихотворения « Чики- рики- воробей», Чтение рассказа « Пит и воробей»

    Весна

    « Хрестоматия 4-5 лет», Гербова В. В. стр. 15, 44, 204, 211

  5. Игры

д/и « Найди по следу», « Назови птиц, которые прилетели», Игра-звукоподражание «Кто как кричит?», п/и « Птичка и кот», « Птицы в гнездах», «Скворечники»

Круглый год

« Как знакомить дошкольников с природой», Каменева, стр. 116

« Система экологического воспитания в д/с», Горбатенко О.Ф. стр. 68, 53, 56

« Экологическое воспитание в д/с», Соломенникова, стр. 40









СТАРШАЯ ГРУППА


  1. Беседы

    Формы работы

    Время года

    Методическое обеспечение

    Беседа об отлете птиц, о зимующих птицах, о прилете птиц, о перелетных птицах, о анатомическом строении птиц, « Как узнать птиц», «Как человек может зимой помочь птицам?»,

    «Птицы прилетели», «Пернатый друг»

    Осень, зима, весна, лето

    «Как знакомить дошкольников с природой», стр. 139, 149, 163

    «Экология . Конспекты занятий в ст. группе», стр. 28, 40

    « Мы», Кондратьева Н.Н., стр. 100

    « Система экологического воспитания в ДОУ», Горбатенко О.Ф., стр.92, 152, 180

  2. Чтение художественной литературы

    Разучивание заклички « Ласточка», « Грачи- иричи», Чтение сказки « Кукушка», Разучивание стихотворения « Птичка», Чтение сказки « Сова», Чтение рассказа « Гнездо»,« Весна», Разучивание пословиц о птицах

    Весна, осень, лето

    « Хрестоматия 5-7 лет», Гербова В.В., стр. 7, 62, 95, 193, 152,

    « Экология. Конспекты занятий в ст. группе», Волчкова, стр. 42

  3. Труд в природе

    Развешивание кормушек

    Сбор семян

    Зима, осень

    Кормушка, ведерки

    « Экологическое воспитание в д/с» Соломенникова, стр. 76

    «Организация деятельности детей на прогулке», стр. 56

  4. Наблюдения

    Наблюдение за птицами, за купающимися воробьями, за грачами, за пением птиц

    Круглый год

    « Как знакомить дошкольников с природой», Каменева , стр. 136, 155, 163

  5. Игры

Игра- имитация «Строим гнезда», «Птицы строят гнезда», д/и « Назови птицу», «Я загадаю, вы отгадайте», «Угадай птицу», « Где чей домик?», п/и « Птицы в гнездах», «Птицелов», «Сова»

Весна-осень

« Система экологического воспитания в ДОУ», Горбатенко О. Ф. стр. 104, 156, 91, 137, 153

« Листок на ладони», Степанова В. А., Стр. 45

« Мы» Кондратьева Н.Н., стр. 100, 156








ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА


  1. Наблюдения

    Формы работы

    Время года

    Методическое обеспечение

    Наблюдение за голубем, за воробьем, за перелетными птицами, за синичкой, за зимующими птицами

    Круглый год

    «Прогулки в д/с» Кравченко И. В. стр. 50, 63, 26, 52, 152

  2. Беседа

    Беседа о зимующих птицах, о воробье, о сороке, о перелетных птицах, « Как узнать птиц»

    Круглый год

    « Прогулки в д/с» Кравченко И. В., стр. 36, 63, 67, 108

    « Мы» Кондратьева Н.Н., стр. 100

  3. Чтение художественной литературы

    Разучивание заклички « Ласточка-ласточка», « Грачи- киричи», Чтение сказки « Кукушка», Разучивание стихотворения « Птичка», Чтение стихотворения « Письмо на снегу», « Новая столовая», Загадки о птицах, Чтение рассказа « Перелетные птицы»,

    «Воробей», «Птицы весной», «Весенние хлопоты птиц»,

    «Воробушек», Чтение сказки «Сова»

    Весна, лето, осень, зима

    « Хрестоматия для детей 5-7 лет» стр. 7, 62, 95, 193

    Развитие речи. Окружающий мир» Епифанцева,

    стр. 103, 104

    « Прогулки в д/с» Кравченко И. В. стр. 26, 63, 68, 78

    « Система экологического воспитания в ДОУ», стр. 127, 112, 124, 142

  4. Труд в природе

    Сбор плодов и семян растений для кормления птиц

    Кормление птиц

    Осень, зима

    Ведерки, кормушки

    « Мы» Кондратьева Н. Н., стр. 100, 135

  5. Игры

д/и « Кто какой?», «Кто где живет?»,

«Угадай по описанию», Р/и «Летит- не летит», П/и « Совушка», « Перелет птиц», «Собака и воробьи», « Ворона и воробей», «Птицы и кукушка», «Не поется птицам без небес», «Скворечник», «Птицелов»

Круглый год

« Система экологического воспитания в ДОУ» Горбатенко О. Ф. , стр. 127, 128 « Добро пожаловать в экологию», Воронкевич О. А., стр 45

« Р.Р. Окр. Мир.»Епифанцева стр. 106

« Прогулки в д/с » Кравченко И. В., стр. 4, 33, 54, 65, 143, 166, 168

« Развитие игровой деятельности» Губанова Н. Ф. , стр. 203







Объект экологической тропы: мини-стадион


МЛАДШАЯ ГРУППА


Формы работы

Время года

Оборудование

Методическое обеспечение

«Бегите ко мне», «Кот и воробышки», «Быстро в домик», «Мыши в кладовой», «Птица и птенчики», «Найди свой цвет», «Зима пришла», «Берегись заморожу», «Снежинки и ветер», «Найди снегурочку», «Лиса в курятнике»

Весна, лето, осень, зима

Гимнастическая скамейка, веревка, шнур, обручи, кегли

«Физкультурные занятия в детском саду» младшая группа. Л.И. Пензулаева стр. 24, 26, 27, 35, 43, 47

«Игры и развлечения детей на воздухе» Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева, Л.С. Фурмина стр. 131, 132


СРЕДНЯЯ ГРУППА

«Найди себе пару», «Автомобили»

«Самолеты», «У медведя во бору»

«Совушка», «Зайка беленький сидит», «Снежиночки -пушиночки», «Праздничный торт»

Весна, лето, осень, зима

Платочки

Флажки, руль, кубики

«Физкультурные занятия в детском саду» средняя группа. Л.И. Пензулаева стр. 21, 22, 23, 29, 84

«Игры и развлечения детей на воздухе» Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева, Л.С. Фурмина стр. 133


СТАРШАЯ ГРУППА

«Фигуры», «Удочка», «Охотники и зайцы», «Горелки», «Караси и щука», «Мороз- Красный нос», «Снежная карусель», «Мы- веселые ребята», «Мороз- Красный нос», «Снежная карусель». «Затейники». «Ловишки парами»

Весна, лето, осень, зима

«Физкультурные занятия в детском саду» старшая группа. Л.И. Пензулаева стр.19, 22, 53, 47, 100

«Игры и развлечения детей на воздухе» Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева, Л.С. Фурмина стр. 141, 142


ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

«Кузнечики», «Не попадись», «День и ночь», «Паук и мухи», «Воробышки и кошка», «Ловишки- елочки», «Ловишки со снежком», «Метелица», «Тройки», «Чья пара скорей»

Весна, лето, осень, зима

Шнур, канат

«Физкультурные занятия в детском саду» подготовительная группа. Л.И. Пензулаева стр. 16, 49,56, 78, 92

«Игры и развлечения детей на воздухе» Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева, Л.С. Фурмина стр. 143, 144


Объекты экологической тропы: фитоклумба «Зелёная аптека», цветочные клумбы


МЛАДШАЯ ГРУППА

  1. Наблюдение

    Наименование

    Время года

    Методическое обеспечение

    Знакомство с клумбой, за ростом и цветением тюльпанов и нарциссов, за цветами

    Осень, весна, лето

    С.Н. Теплюк «Занятия на прогулке с детьми» стр.30

  2. Беседа

    Строение цветов (корень, стебель, лист, цветок)

    Весна

    Н.В. Лободина «Комплексные занятия» стр.72

  3. Труд

    Уборка сухих листьев с клумбы

    Уборка клумбы от мусора

    Рыхление клумб, полив цветов

    Осень, весна, лето

    Грабли, вёдра, лейки

    М.В. Лучич «Детям о природе» стр.53,68,75

  4. Дидактические игры

«Найди цветок какой назову», «Покажи жёлтые цветы, красные», «Найди такой же», «Покажи самый высокий цветок и самый низкий», «Какого цвета цветок»

Осень-лето

Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» стр.64,73,82
















СРЕДНЯЯ ГРУППА


  1. Наблюдения

    Наименование

    Время года

    Оборудование

    Методическое обеспечение

    Рассматривание клумбы, за воспитателем (помощь растениям в подготовке к зиме. Работа секатором, обрезание сухих стеблей),

    за развитием рассады сальвии, за цветениями первых цветов, за цветением цветов

    Осень, весна, лето

    Секатор, ведро

    «Юный эколог» стр.123

    М.В. Лучич «Детям о природе» стр.43

  2. Труд

    Уборка сухих листьев с клумбы, сбор семян бархатцев, рыхление земли вокруг растений, посыпать песком вокруг растений, посадка рассады сальвии, полив растений

    Осень, весна

    Грабли, вёдра, лейки

    « Мир природы в детском саду»

  3. Беседа

    «Как цветы готовятся к зиме?»

    Осень

    Н.В. Лободина «Комплексные занятия» стр.175

  4. Дидактические игры

    «Найди цветок какой покажу», «Найди цветок какой назову»

    «Найди тюльпан, нарцисс», «Чем похож и чем отличается»

    «Назови какого цвета цветы на клумбе»

    Осень-лето

    Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» стр.47, 24, 123, 154

  5. Рисование

«Мой любимый цветок»

Лето

Цветные мелки

Н.В. Лободина «Комплексные занятия» стр.312













СТАРШАЯ ГРУППА



  1. Наблюдения

    Наименование

    Время года

    Методическое обеспечение

    За цветами (какие цветы остались, какие из них цветут)

    За ростом и развитием рассады петуньи, тюльпанов и нарциссов

    Осень, весна, лето

    Кравченко «Прогулки в детском саду» стр.67,86,93,106

  2. Беседа

    «Однолетние и многолетние цветы», «Правила проведения работ на клумбе»

    Осень, весна

    Н.В. Лободина «Комплексные занятия» стр.246

  3. Труд

Очистка клумбы от листьев, сбор семян цветов, сбор гербария, многолетних и двухлетних цветов, выкапывание астры из клумбы, пересадка в горшок (продолжим жизнь цветку астры)

Осень

Грабли, вёдра, ножницы, лопаты, горшок

Л.М. Малевцева «Мир природы и ребёнок» стр.96

М.В. Лучич «Детям о природе» стр.145


Рыхление земли, вскапывание вокруг многолетних растений, посадка тюльпанов и нарциссов, посадка рассады петуньи, полив цветов

Весна

Грабли, лопаты, луковицы тюльпанов и нарциссов, рассада, лейки с водой

Л.М. Малевцева «Мир природы и ребёнок» стр.96

М.В. Лучич «Детям о природе» стр.145

  1. Дидактические игры

    «Найди по описанию», «Опиши, мы отгадаем», «Магазин цветов»

    Осень, весна, лето.

    Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» стр.46,58

  2. Рисование

«Букет цветов»

Лето

Цветные мелки

Н.В. Лободина «Комплексные занятия» стр.243







ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА


  1. Наблюдения

    Наименование

    Время года

    Методическое обеспечение

    За многолетними цветами, за развитием луковичных цветов и ландышей, за входом семян анютиных глазок, за ростом рассады львиного зева, за цветущими цветами

    Осень, весна, лето

    Т.М. Бондаренко «Экологические занятия» стр.85, 106

  2. Беседа

    «Планирование цветника»

    Весна

    М.В. Лучич «Детям о природе» стр.86

  3. Труд

    Очистка клумбы от листьев, рассаживание разросшихся многолетних растений (дубки, сентябрина), выкапывание клубней камов, сбор семян цветов, сбор цветов для гербария, пересадка из грунта в группу цветов петуньи, обкапывание многолетних цветов и посыпание песком, очистка клумбы от листьев, рыхление почвы, посадка луковичных цветов (ландыши), посадка рассады львиного зева, посадка семян анютиных глазок, полив цветов, прополка клумбы

    Осень, весна, лето

    Грабли, вёдра, лопаты, лейки, ножницы, песок, рассада, семена

    Н.Н.Николаева «Юный эколог» стр.65,75,89

  4. Рисование

    «Цветущая клумба»

    Лето

    Цветные мелки

    Н.В. Лободина «Комплексные занятия» стр.214

  5. Дидактические игры

«Опиши, мы отгадаем», «Найди цветок по описанию», «Назови цветы на клумбе», «Покажи многолетние(однолетние) растения»

Осень, весна, лето

Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» стр.95




Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос