Конспект+презентация урока русского языка, 3 класс. Тема: "Фонетика и состав слова"
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии.
Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий-понятий, алгоритмов.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Вольска Саратовской области»
Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: «Фонетика и состав слова»
Класс: 3А
Автор урока: Андреева Ирина Ивановна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории,
МОУ СОШ №3г.Вольска Саратовской области,
Тип урока: отработки умений и рефлексии УМК:«Начальная школа XXIвека»; учебник: С.В.Иванов «Русский язык» 3 класс
Образовательная цель: закрепить знания о фонетике; совершенствовать умение сравнивать буквенную запись слов с записью при помощи транскрипции; повторить изученные признаки родственных слов; проверить сформированность понятий: состав слова, приставка, суффикс, корень, окончание, основа; совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова;
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализация коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление из причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения.)
Содержательная цель:закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий-понятий, алгоритмов.
( Корень)
На нем будут вырастать новые слова. У нашего будущего дерева корень -уч-.
Что бы оно выросло, надо ответить на вопросы:
— Как с помощью этого корня называют вас? (ученики)
— Почему вас так называют? (т.к. учимся)
— Как называют того человека, который учит? (учитель)
— Вспомните пословицу, в которой есть сразу два слова с этим корнем. (Ученье – свет, а неученье – тьма.)
Запишите эти слова на вторую строку. Выделите корень.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
I. Мотивация (самоопределение) к коррекционной деятельности
Цель этапа: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности | ||
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы Будем думать, отвечать И друг другу помогать. -Ребята, а мне хочется пожелать вам удачно справиться со всеми заданиями сегодняшнего урока. И пусть пословица «С малой удачи начинается большой успех» станет девизом нашего урока. | Слушают учителя, настраиваются на предстоящую работу в классе.
(слайд 1) | Самоопределение, смыслообразование (Л)
Целеполагание (П) |
II. Актуализация и пробное учебное действие Цель этапа: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности | ||
Итак, вперед – время не ждет, к повторению и новым открытиям нас зовет.
1.На экране: стар.сть, п.ход, н.винки, зав.рной, сам.лет.(слайд 2) -Посмотрите на экран. -Как вы думаете, каким может быть здание к данной группе слов? -Можете вы сразу решить какую букву надо писать? — Какие звуки слышим? Какие буквы напишем? (слайд 3) -Назовите часть слова, в которой была пропущена буква.(слайд 4) 2. Ребята, мы с вами увлеклись выполнением задания, а уже пора определиться с темой урока. Ориентируясь на первое задание, можете ли вы определить тему. («Повторение фонетики и состава слова») (слайд 5) Урок закрепления даст нам понять, Что мы умеем и что должны знать. 3. Для чего нам нужны знания о звуках и буквах русского языка, о составе слова? Какие задачи поставим перед собой сегодня на уроке? (1. Вспомним и закрепим знания о фонетике; 2. Будем сравнивать буквенную запись слов с записью при помощи транскрипции; 3. Обобщим знания о частях слова; 4. Будем развивать орфографическую зоркость 5. Развивать память и внимание.) 4. У вас на партах есть карточки самоконтроля. На них записан план урока, перечислены задания, которые вы будете выполнять на уроке и графа самооценки. Как в ней работать вы уже знаете, не забывайте фиксировать в ней свои достижения. | Фронтальная работа: ребята отвечают на вопрос.
Аргументированно объясняют постановку той или иной буквы. ( Надо знать место орфограммы в слове и правила проверки) Определяют тему урока. Составляют план работы на уроке. Настраиваются на серьезную работу | Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)
Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р) Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) Планирование учебного сотрудничества (К) |
III. Локализация индивидуальных затруднений
Цель этапа: осознание места и причин собственных затруднений в выполнении изученных способов действий | ||
5.Посмотрите на план. Сейчас нам предстоит выполнить письменную работа – чистописание. Обратим свои взоры снова на экран.
— Буквы, которые вы будем писать на строчке чистописания вы должны отыскать сами. Итак, первая буква 1) находится в корне слова, в котором имеются все составные части, обозначает парный звонкий твёрдый согласный звук. Какая это буква? (в) 2) находится в корне сложного слова, в приставке прилагательного. Какая это буква? (а) — Какие буквы вы записали? (в а……… — А теперь продолжите этот ряд до конца строки, записывая дальше все гласные буквы в алфавитном порядке (а, е, е, и, о, у, ы, э, ю, я) -На 2-ой строчке запишите слова:стар.сть, п.ход, н.винки, зав.рной, сам.лет, выделите часть слова со вставленной буквой. 6.А я еще хочу усложнить вам задачу и надеюсь, что вы справитесь. Работать будете в группе, задание устное. Итак, задание: Исключите из цепочки слов по одному лишнему слову по какому-либо признаку. Причину исключения каждого слова обоснуйте. (1.заварной — прил., 2.самолет — сложное слово, 3.новинки – мн.ч.) |
Опорный текст. Индивидуальная работа. Задание на развитие внимания, памяти. Взаимопроверка в парах. Самооценка в листах контроля. Работа в группе. 1 ряд -1группа, 2 ряд -2 гр., 3 ряд-3гр.) Отвечает –один. | Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)
Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К) |
IV. Построение проекта коррекции выявленных затруднений
Цель этапа: постановка целей коррекционной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации | ||
7. Закрепление знаний о фонетике (слайд 6)
-1 группа: Сколько гласных букв в русском языке? (10) А звуков? (6: а, о, ы, и, у, э) -2.группа: Какие гласные буквы могут обозначать мягкость предшествующего согласного звука? (я, е, и, ю, е) -3группа: Какие гласные буквы могут обозначать сразу два звука и какие? (я-йа, ю-йу…) -1 группа: Когда эти буквы обозначают два звука? -2 группа: Какие позиции гласных звуков сильные? (под ударением) -3 группа: Какие позиции гласных звуков слабые? (безударные) — Молодцы! Эти знания пригодятся вам в нашей дальнейшей работе. | Ответы на вопросы, работа с интерактивной доской
Работа в группах (разделить вопросы для групп) | Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)
Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) |
V. Реализация построенного проекта
Цель: осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий | ||
6. Откройте учебник с.139 упр. 1. Прочитайте стихотворение.
- Кто главные герои этого стихотворения? А как вы думаете, действительно у краба нет жабр? Тропические земляные крабы всю жизнь проводят на суше, обитая на голых пустынных участках, где над песками гордо высятся огромные пальмы и кактусы. Этих крабов можно встретить на расстоянии нескольких километров от моря, где в поисках пищи они рыщут по прогалинам, заросшим колючим кустарником. Питаются эти крабы листьями и другой зеленью. Основная проблема для сухопутных крабов — борьба с высыханием. Эту задачу они решают несколькими способами. Во-первых, высыханию препятствуют плотные известковые покровы тела, во-вторых, крабы выходят на охоту только ночью или после сильных тропических ливней, в сухое время скрываясь в подземных норах. Кроме того, настоящие жабры у сухопутных крабов преобразовались в «легкое». — А теперь давайте вернемся снова к тексту стиха, прочитаем и ответим на вопросы: — Являются ли выделенные слова однокоренными? (нет) — Подберите однокоренные слова к слову – жалоба – (жаловаться, жалобщик) 7.Выполните фонетический разбор слов: Iвар. – пляж –; IIвар. – краб – На партах есть карточка-помощница. Вы можете, в случае затруднения. воспользоваться подсказкой, но имейте в виду, что при выставлении самооценки вы учтете это. (Карточка — помощница 1. Запиши слово. 2.Запиши транскрипцию слова. 3.Укажи количество букв. 4.Укажи количество звуков. 5.Проведи отдельно разбор каждого звука.) 8. Давайте обобщим всё то, что мы с вами повторили по фонетике. Звуки (слайд 9) гласные согласные ударные безударные звонкие глухие мягкие твёрдые (щчй) (жшц) парные непарные (бвгджз) (лмнрй) п парные непарные (пфктшс) (чщцх) 9. Физминутка (слайд 10) | Слайд 7 — о сухопутных крабах
Жабры, жабр – формы одного слова; жабры, жабу, жалобу – разные корни. Фронтальная работа: ребята отвечают на вопрос. Карточка — помощница (для слабоуспевающих) (слайд 8) — проверка Составление кластера Слайд (музыкальный) | Оценивание усваемого содержания (Л)
Контроль, коррекция, оценка (Р) Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) Контроль, коррекция, оценка (Р) Использование знако-символических средств; выполнение логических операций (П) |
VI. Обобщение затруднений во внешней речи.
Цель: закрепление способов действий, вызвавших затруднение | ||
10. Закрепление знаний о составе слова
-А что образуют звуки и буквы в устной и письменной речи? (слова, предложения, тексты) -Да, слова объединяются в предложения, предложения – в большие и маленькие тексты. Послушайте мой рассказ и постарайтесь найти в нем слово, которое повторяется несколько раз. (слайд 11) « Как прекрасен осенний лес! Мы часто бродим в ближайшем лесу. Яркие краски радуют взгляд. Поэты о лесе сочиняют стихи. Художники пишут картины о красоте леса». -Так что это за слово? (лес) Сейчас я еще раз буду читать текст, а вы в тетради на следующей строке поставьте цифру 1 и запишите через запятую это слово, именно в той форме, как оно звучит в тексте. 1. Лес, в лесу, о лесе, леса. -Что вы можете сказать об этой цепочке слов? (форма одного слова) Выделите окончания, основы слов. Расскажите все, что знаете об окончании. Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении. Давайте вместе проверим, что у вас получилось. (слайд 13) 11.А что вы знаете о значении леса в жизни человека? Как люди могут помочь природе? (сажать больше деревьев) А давайте мы прямо сейчас посадим дерево, но, конечно, же дерево мы посадим необычное – словообразовательное. — Но сначала вспомним, какие части есть у дерева. (Корень, ствол, ветви, листья) -А какая часть самая главная? |
-Какие это слова? (Однокоренные) Почему их так называют?
(У этих слов общий корень, они близкие (родственные) по значению)
— Что такое корень?
Корень – это общая часть однокоренных слов.
Вот какое красивое необычное дерево выросло.
12.Раз у нас необычное дерево, так и цветок, растущий под этим деревом тоже не совсем обычный. Он похож на лесную ромашку, но называют его довольно странным именем - приставочник.
-Как вы думаете, почему?
На лепестках – приставки.
Образуйте с помощью этих приставок и корня -уч- новые слова.
Запишите их на третьей строке (записывать будем по одному слову с каждой приставкой) и выделите приставки.
3.Разучивание, выучить, обучение, доучить, проучить, изучать, поучать, научивший, подучить.
Что такое приставка? Для чего она служит?
Приставка– часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
13. Пора выходить нам из леса. Но на пути - речка. А мостик через нее сломан.
На одном берегу остались слова, а на другом – суффиксы. Чтобы восстановить мостик, надо присоединить суффиксы к словам.
-Полученные слова запишите на четвертой строке.
гнездо ёнок
сова ышк
ветер к
береза ок
коза ик
мост очк
4. Гнездышко, совенок, ветерок, березка, козочка, мостик.
Вот и мостик!
Выделите суффиксы. Что такое суффикс? Для чего он служит?
Суффикс– это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
Фронтальная работа: индивидуальные ответы на вопрос.
(слайд 12)
Индивидуальная письменная работа.
Взаимопроверка.
Фронтальная работа: ребята отвечают на вопрос.
(Слайд 14)
(слайд 15)
Проверка по слайду
Фронтальная работа: ребята отвечают на вопрос. Вывод
(Слайд16)
(Слайд17)
Фронтальная работа: ребята отвечают на вопрос.
Вывод
(Слайд19)
Индивидуальная письменная работа.
Взаимопроверка.
Индивидуальная письменная работа
(Слайд 20)Обсуждение типовых затруднений
(если возникли)
Вывод
Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)
Учит выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем и одноклассниками (Р)
Участие в диалоге, в общей беседе; выполнение принятых правил речевого поведения, культуры речи (К)
Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера (П)
Соблюдение основных норм устной и письменной речи (К)
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цель: интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели и создание ситуации успеха
14. Посмотрите на пронумерованные строки. Назовите по порядку части слов, которые вы выделяли.
(Окончание, основу, корень, приставку, суффикс.)
Как называется такой разбор слова? (Разбор слова по составу)
-Вспомните, пожалуйста, способы словообразования. (Суффиксальный, приставочный, суффиксально-приставочный и сложные слова).
-Предлагаю вам проверить умение составлять слова. Работаем в группах.
-Итак, к слову лессоставьте и запишите однокоренные слова по заданным схемам:
1) корень, суффикс, окончание (лесной, лесник, лесок)
2) сложное слово с соединительной гласной о (лесоруб, лесовод, лесовоз)
3) приставка, корень, суффикс, окончание (пролесок, перелесок)
15.Учебник с.141 упр.4 «Помоги Наде» (Устно)
Фронтальная работа: ребята отвечают на вопрос.
Работа в группах
Решение задач творческого уровня.
Индивидуальная устная работа
Познавательные действия: действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации.
Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)
VIII. Включение в систему знаний и повторения.
Цель: применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса
16.Блиц-опрос по теме «Состав слова» или игра «Плюс, минус»
-На следующей строчке в тетради вы записываете ответы в виде знаков «+» или «-». Если утверждение верное — «+», если неверное- «-»
1. Приставка – это часть слова (+)
2. Приставка служит для связи слов в предложении. (-)
3. Суффикс в слове стоит перед корнем (-)
4. Суффикс служит для образования новых слов (+)
5. Корень — это главная часть слова (+)
6. Основа слова – это часть слова без приставки (-)
Проверка по образцу.
Самооценка
Правильный ответ:
+ — — + + —
Решение орфографических задач (П)
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Цель этапа: осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной деятельности.
17. Быстро время пролетело и идёт к концу урок.
Так давайте без задержки подведём всему итог.
Оцените свою работу на уроке. Работу класса
а) Удалось решить поставленные задачи?
— Каким способом?
— Какие получили результаты?
— Где можно применить знания?
б) На обратной стороне «Карты самоконтроля» есть «шкала цвета». Если у вас больше значков «v» в графе 1 –оставьте – желтый стикер, остальные - уберите.
Если больше значков «v» в графе 2 –оставьте – зеленый стикер, остальные - уберите.
Если больше значков «v» в графе 3 –оставьте – красный стикер, остальные - уберите.
Красный цвет – цвет победы! Вы получаете за урок оценку «5», у кого остался зеленый стикер – «4». Ну, а если у вас желтый цвет, –повторите дома пройденные темы.
Домашнее задание (по выбору)
Перед тем, как предложить вам домашнее задание, я хочу, чтобы вы нашли в учебнике на с.141 упр.5 «Угадай, что это за слово». Интересно задание?
Так вот, домашнее задание будет таким: вы выбираете не меньше 2-х слов (больше можно — каждый выбирает нагрузку по силам) из 8 данных и придумывает загадку для одноклассников.
Анализируют работу на уроке через самооценку
Записывают домашнее задание
Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)
Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3
г. Вольска Саратовской области»
Технологическая карта урока русского языка.
Тема урока: «Фонетика и состав слова»
Класс: 3А
Автор урока: Андреева Ирина Ивановна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории,
МОУ СОШ №3 г.Вольска Саратовской области,
Тип урока: отработки умений и рефлексии
УМК: «Начальная школа XXI века»; учебник: С.В.Иванов «Русский язык» 3 класс
Образовательная цель: закрепить знания о фонетике; совершенствовать умение сравнивать буквенную запись слов с записью при помощи транскрипции; повторить изученные признаки родственных слов; проверить сформированность понятий: состав слова, приставка, суффикс, корень, окончание, основа; совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова;
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализация коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление из причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения.)
Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий-понятий, алгоритмов.
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
УУД |
Цель этапа: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности |
||
Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы Будем думать, отвечать И друг другу помогать. -Ребята, а мне хочется пожелать вам удачно справиться со всеми заданиями сегодняшнего урока. И пусть пословица «С малой удачи начинается большой успех» станет девизом нашего урока. |
Слушают учителя, настраиваются на предстоящую работу в классе. (слайд 1) |
Самоопределение, смыслообразование (Л) Целеполагание (П) |
II. Актуализация и пробное учебное действие Цель этапа: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности |
||
Итак, вперед – время не ждет, к повторению и новым открытиям нас зовет. 1. На экране: стар.сть, п.ход, н.винки, зав.рной, сам.лет. (слайд 2) -Посмотрите на экран. -Как вы думаете, каким может быть здание к данной группе слов? -Можете вы сразу решить какую букву надо писать? - Какие звуки слышим? Какие буквы напишем? (слайд 3) -Назовите часть слова, в которой была пропущена буква. (слайд 4) 2. Ребята, мы с вами увлеклись выполнением задания, а уже пора определиться с темой урока. Ориентируясь на первое задание, можете ли вы определить тему. («Повторение фонетики и состава слова») (слайд 5) Урок закрепления даст нам понять, Что мы умеем и что должны знать. 3. Для чего нам нужны знания о звуках и буквах русского языка, о составе слова? Какие задачи поставим перед собой сегодня на уроке? (1. Вспомним и закрепим знания о фонетике; 2. Будем сравнивать буквенную запись слов с записью при помощи транскрипции; 3. Обобщим знания о частях слова; 4. Будем развивать орфографическую зоркость 5. Развивать память и внимание.)
4. У вас на партах есть карточки самоконтроля. На них записан план урока, перечислены задания, которые вы будете выполнять на уроке и графа самооценки. Как в ней работать вы уже знаете, не забывайте фиксировать в ней свои достижения. |
Фронтальная работа: ребята отвечают на вопрос. Аргументированно объясняют постановку той или иной буквы. ( Надо знать место орфограммы в слове и правила проверки) Определяют тему урока. Составляют план работы на уроке. Настраиваются на серьезную работу |
Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П) Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р) Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) Планирование учебного сотрудничества (К) |
III. Локализация индивидуальных затруднений Цель этапа: осознание места и причин собственных затруднений в выполнении изученных способов действий |
||
5.Посмотрите на план. Сейчас нам предстоит выполнить письменную работа – чистописание. Обратим свои взоры снова на экран. - Буквы, которые вы будем писать на строчке чистописания вы должны отыскать сами. Итак, первая буква 1) находится в корне слова, в котором имеются все составные части, обозначает парный звонкий твёрдый согласный звук. Какая это буква? (в) 2) находится в корне сложного слова, в приставке прилагательного. Какая это буква? (а) - Какие буквы вы записали? (в а……… - А теперь продолжите этот ряд до конца строки, записывая дальше все гласные буквы в алфавитном порядке (а, е, е, и, о, у, ы, э, ю, я) -На 2-ой строчке запишите слова: стар.сть, п.ход, н.винки, зав.рной, сам.лет, выделите часть слова со вставленной буквой.
6. А я еще хочу усложнить вам задачу и надеюсь, что вы справитесь. Работать будете в группе, задание устное. Итак, задание: Исключите из цепочки слов по одному лишнему слову по какому-либо признаку. Причину исключения каждого слова обоснуйте. (1.заварной - прил., 2.самолет - сложное слово, 3.новинки – мн.ч.) |
Опорный текст. Индивидуальная работа. Задание на развитие внимания, памяти. Взаимопроверка в парах. Самооценка в листах контроля. Работа в группе. 1 ряд -1группа, 2 ряд -2 гр., 3 ряд-3гр.) Отвечает –один. |
Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П) Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К) |
IV. Построение проекта коррекции выявленных затруднений Цель этапа: постановка целей коррекционной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации |
||
7. Закрепление знаний о фонетике (слайд 6) -1 группа: Сколько гласных букв в русском языке? (10) А звуков? (6: а, о, ы, и, у, э) -2.группа: Какие гласные буквы могут обозначать мягкость предшествующего согласного звука? (я, е, и, ю, е) -3группа: Какие гласные буквы могут обозначать сразу два звука и какие? (я-йа, ю-йу…) -1 группа: Когда эти буквы обозначают два звука? -2 группа: Какие позиции гласных звуков сильные? (под ударением) -3 группа: Какие позиции гласных звуков слабые? (безударные) - Молодцы! Эти знания пригодятся вам в нашей дальнейшей работе. |
Ответы на вопросы, работа с интерактивной доской
Работа в группах (разделить вопросы для групп) |
Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П) Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) |
V. Реализация построенного проекта Цель: осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий |
||
6. Откройте учебник с.139 упр. 1. Прочитайте стихотворение. - Кто главные герои этого стихотворения? А как вы думаете, действительно у краба нет жабр? Тропические земляные крабы всю жизнь проводят на суше, обитая на голых пустынных участках, где над песками гордо высятся огромные пальмы и кактусы. Этих крабов можно встретить на расстоянии нескольких километров от моря, где в поисках пищи они рыщут по прогалинам, заросшим колючим кустарником. Питаются эти крабы листьями и другой зеленью. Основная проблема для сухопутных крабов — борьба с высыханием. Эту задачу они решают несколькими способами. Во-первых, высыханию препятствуют плотные известковые покровы тела, во-вторых, крабы выходят на охоту только ночью или после сильных тропических ливней, в сухое время скрываясь в подземных норах. Кроме того, настоящие жабры у сухопутных крабов преобразовались в «легкое». - А теперь давайте вернемся снова к тексту стиха, прочитаем и ответим на вопросы: - Являются ли выделенные слова однокоренными? (нет) - Подберите однокоренные слова к слову – жалоба – (жаловаться, жалобщик) 7. Выполните фонетический разбор слов: I вар. – пляж – ; II вар. – краб – На партах есть карточка-помощница. Вы можете, в случае затруднения. воспользоваться подсказкой, но имейте в виду, что при выставлении самооценки вы учтете это. (Карточка - помощница 1. Запиши слово. 2.Запиши транскрипцию слова. 3.Укажи количество букв. 4.Укажи количество звуков. 5.Проведи отдельно разбор каждого звука.) 8. Давайте обобщим всё то, что мы с вами повторили по фонетике. Звуки (слайд 9) гласные согласные ударные безударные звонкие глухие мягкие твёрдые (щчй) (жшц) парные непарные (бвгджз) (лмнрй) п парные непарные (пфктшс) (чщцх) 9. Физминутка (слайд 10) |
Слайд 7 - о сухопутных крабах Жабры, жабр – формы одного слова; жабры, жабу, жалобу – разные корни. Фронтальная работа: ребята отвечают на вопрос. Карточка - помощница (для слабоуспевающих) (слайд 8) - проверка Составление кластера Слайд (музыкальный) |
Оценивание усваемого содержания (Л) Контроль, коррекция, оценка (Р) Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) Контроль, коррекция, оценка (Р) Использование знако-символических средств; выполнение логических операций (П) |
VI. Обобщение затруднений во внешней речи. Цель: закрепление способов действий, вызвавших затруднение |
||
10. Закрепление знаний о составе слова -А что образуют звуки и буквы в устной и письменной речи? (слова, предложения, тексты) -Да, слова объединяются в предложения, предложения – в большие и маленькие тексты. Послушайте мой рассказ и постарайтесь найти в нем слово, которое повторяется несколько раз. (слайд 11) « Как прекрасен осенний лес! Мы часто бродим в ближайшем лесу. Яркие краски радуют взгляд. Поэты о лесе сочиняют стихи. Художники пишут картины о красоте леса». -Так что это за слово? (лес) Сейчас я еще раз буду читать текст, а вы в тетради на следующей строке поставьте цифру 1 и запишите через запятую это слово, именно в той форме, как оно звучит в тексте. 1. Лес, в лесу, о лесе, леса. -Что вы можете сказать об этой цепочке слов? (форма одного слова) Выделите окончания, основы слов. Расскажите все, что знаете об окончании. Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении. Давайте вместе проверим, что у вас получилось. (слайд 13) 11.А что вы знаете о значении леса в жизни человека? Как люди могут помочь природе? (сажать больше деревьев) А давайте мы прямо сейчас посадим дерево, но, конечно, же дерево мы посадим необычное – словообразовательное. - Но сначала вспомним, какие части есть у дерева. (Корень, ствол, ветви, листья) -А какая часть самая главная? ( Корень) На нем будут вырастать новые слова. У нашего будущего дерева корень -уч- . Что бы оно выросло, надо ответить на вопросы: - Как с помощью этого корня называют вас? (ученики) - Почему вас так называют? (т.к. учимся) - Как называют того человека, который учит? (учитель) - Вспомните пословицу, в которой есть сразу два слова с этим корнем. (Ученье – свет, а неученье – тьма.) Запишите эти слова на вторую строку. Выделите корень. 2. Ученики, учимся, учитель, ученье, неученье. - Какие это слова? (Однокоренные) Почему их так называют? (У этих слов общий корень, они близкие (родственные) по значению) - Что такое корень? Корень – это общая часть однокоренных слов. Вот какое красивое необычное дерево выросло. 12.Раз у нас необычное дерево, так и цветок, растущий под этим деревом тоже не совсем обычный. Он похож на лесную ромашку, но называют его довольно странным именем - приставочник. -Как вы думаете, почему? На лепестках – приставки. Образуйте с помощью этих приставок и корня -уч- новые слова. Запишите их на третьей строке (записывать будем по одному слову с каждой приставкой) и выделите приставки. 3.Разучивание, выучить, обучение, доучить, проучить, изучать, поучать, научивший, подучить. Что такое приставка? Для чего она служит? Приставка – часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. 13. Пора выходить нам из леса. Но на пути - речка. А мостик через нее сломан. На одном берегу остались слова, а на другом – суффиксы. Чтобы восстановить мостик, надо присоединить суффиксы к словам. -Полученные слова запишите на четвертой строке. гнездо ёнок сова ышк ветер к береза ок коза ик мост очк 4. Гнездышко, совенок, ветерок, березка, козочка, мостик. Вот и мостик! Выделите суффиксы. Что такое суффикс? Для чего он служит? Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. |
Фронтальная работа: индивидуальные ответы на вопрос. (слайд 12) Индивидуальная письменная работа. Взаимопроверка. Фронтальная работа: ребята отвечают на вопрос. (Слайд 14) (слайд 15) Проверка по слайду Фронтальная работа: ребята отвечают на вопрос. Вывод (Слайд16) (Слайд17) Фронтальная работа: ребята отвечают на вопрос. Вывод (Слайд19) Индивидуальная письменная работа. Взаимопроверка. Индивидуальная письменная работа (Слайд 20) Обсуждение типовых затруднений (если возникли) Вывод |
Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) Учит выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем и одноклассниками (Р) Участие в диалоге, в общей беседе; выполнение принятых правил речевого поведения, культуры речи (К) Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера (П) Соблюдение основных норм устной и письменной речи (К) |
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель: интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели и создание ситуации успеха |
||
14. Посмотрите на пронумерованные строки. Назовите по порядку части слов, которые вы выделяли. (Окончание, основу, корень, приставку, суффикс.) Как называется такой разбор слова? (Разбор слова по составу) -Вспомните, пожалуйста, способы словообразования. (Суффиксальный, приставочный, суффиксально-приставочный и сложные слова). -Предлагаю вам проверить умение составлять слова. Работаем в группах. -Итак, к слову лес составьте и запишите однокоренные слова по заданным схемам: 1) корень, суффикс, окончание (лесной, лесник, лесок) 2) сложное слово с соединительной гласной о (лесоруб, лесовод, лесовоз) 3) приставка, корень, суффикс, окончание (пролесок, перелесок)
15. Учебник с.141 упр.4 «Помоги Наде» (Устно) |
Фронтальная работа: ребята отвечают на вопрос. Работа в группах Решение задач творческого уровня. Индивидуальная устная работа |
Познавательные действия: действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации. Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К) |
VIII. Включение в систему знаний и повторения. Цель: применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса |
||
16.Блиц-опрос по теме «Состав слова» или игра «Плюс, минус» -На следующей строчке в тетради вы записываете ответы в виде знаков «+» или «-». Если утверждение верное - «+», если неверное- «-» 1. Приставка – это часть слова (+) 2. Приставка служит для связи слов в предложении. (-) 3. Суффикс в слове стоит перед корнем (-) 4. Суффикс служит для образования новых слов (+) 5. Корень - это главная часть слова (+) 6. Основа слова – это часть слова без приставки (-) Проверка по образцу. |
Самооценка Правильный ответ: + - - + + - |
Решение орфографических задач (П) |
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель этапа: осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной деятельности. |
||
17. Быстро время пролетело и идёт к концу урок. Так давайте без задержки подведём всему итог. Оцените свою работу на уроке. Работу класса а) Удалось решить поставленные задачи? - Каким способом? - Какие получили результаты? - Где можно применить знания? б) На обратной стороне «Карты самоконтроля» есть «шкала цвета». Если у вас больше значков «v» в графе 1 –оставьте – желтый стикер, остальные - уберите. Если больше значков «v» в графе 2 –оставьте – зеленый стикер, остальные - уберите. Если больше значков «v» в графе 3 –оставьте – красный стикер, остальные - уберите. Красный цвет – цвет победы! Вы получаете за урок оценку «5», у кого остался зеленый стикер – «4». Ну, а если у вас желтый цвет, –повторите дома пройденные темы. Домашнее задание (по выбору) Перед тем, как предложить вам домашнее задание, я хочу, чтобы вы нашли в учебнике на с.141 упр.5 «Угадай, что это за слово». Интересно задание? Так вот, домашнее задание будет таким: вы выбираете не меньше 2-х слов (больше можно - каждый выбирает нагрузку по силам) из 8 данных и придумывает загадку для одноклассников. |
Анализируют работу на уроке через самооценку Записывают домашнее задание |
Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) |
Карта самоконтроля __________________________
Алгоритм действия: 1. Внимательно слушаю. 2. Серьезно думаю.
3. Аккуратно выполняю. 4.Внимательно проверяю.
|
План урока |
№ п/п |
Вид деятельности |
Самооценка |
||
ставь «v» в нужной графе |
||||||
|
не удалось |
помогли |
все сам |
|||
I |
Разминка |
1. |
Вставь нужную букву |
|
|
|
2. |
Определи тему урока |
|
|
|
||
II |
Фонетика |
|
|
|
|
|
|
Чистописание |
3. |
Запиши гласные буквы по алфавиту |
|
|
|
4. |
Запиши слова, обозначь часть слова |
|
|
|
||
Звуки и буквы |
5. |
Работа в группе (устно) |
|
|
|
|
Фонетический разбор |
6. |
Самостоятельная работа |
|
|
|
|
III |
Состав слова |
|
|
|
|
|
Окончание |
7. |
Запиши слова, выдели окончание, основу |
|
|
|
|
Корень |
8. |
Запиши слова, выдели корень |
|
|
|
|
Суффикс |
9. |
Запиши слова, выдели суффикс |
|
|
|
|
IV |
Самопроверка |
|
|
|
|
|
Работа в группе |
10. |
Составь слова по схеме |
|
|
|
|
Тест |
11. |
Ответь на вопросы («да» - +, «нет» -) |
|
|
|
|
V |
Итог урока |
|
|
|
|
|
Карта самоконтроля __________________________
Алгоритм действия: 1. Внимательно слушаю. 2. Серьезно думаю.
3. Аккуратно выполняю. 4.Внимательно проверяю.
|
План урока |
№ п/п |
Вид деятельности |
Самооценка |
||
ставь «v» в нужной графе |
||||||
|
не удалось |
помогли |
все сам |
|||
I |
Разминка |
1. |
Вставь нужную букву |
|
|
|
2. |
Определи тему урока |
|
|
|
||
II |
Фонетика |
|
|
|
|
|
|
Чистописание |
3. |
Запиши гласные буквы по алфавиту |
|
|
|
4. |
Запиши слова, обозначь часть слова |
|
|
|
||
Звуки и буквы |
5. |
Работа в группе (устно) |
|
|
|
|
Фонетический разбор |
6. |
Самостоятельная работа |
|
|
|
|
III |
Состав слова |
|
|
|
|
|
Окончание |
7. |
Запиши слова, выдели окончание, основу |
|
|
|
|
Корень |
8. |
Запиши слова, выдели корень |
|
|
|
|
Суффикс |
9. |
Запиши слова, выдели суффикс |
|
|
|
|
IV |
Самопроверка |
|
|
|
|
|
Работа в группе |
10. |
Составь слова по схеме |
|
|
|
|
Тест |
11. |
Ответь на вопросы («да» - +, «нет» -) |
|
|
|
|
V |
Итог урока |
|
|
|
|
|
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Современная концепция дошкольного детства: от «зоны ближайшего развития» к «пространству детской реализации» (ПДР)»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Международный вебинар «Первый раз в пятый класс: система мероприятий по адаптации обучающихся к условиям обучения в основной школе»
С уважением, С.А. Колодин.
С уважением, учитель начальных классов Степанова Н.П.