Рождество Христово. Урок по основам православной культуры в 4 классе.
познакомить с историей праздника Рождества Христова;
воспитывать детей в духе христианских традиций;
пробудить творческое воображение, развивать творческие способности;
(продолжительность урока – 45 минут)ОРКСЭ / модуль ОПК (основы православной культуры)
(учебник А.Кураева «Основы православной культуры») 4 класс
Воронецкая Зоя Ивановна, высшая квалификационная категория Назарян Вартануш Азатовна, вторая квалификационная категория
Цели урока:
Ø познакомить с историей праздника Рождества Христова;
Ø воспитывать детей в духе христианских традиций;
Ø пробудить творческое воображение, развивать творческие способности;
Оборудование: икона, мультимедийный проектор, ПК
Раздаточный материал:
-листы, затонированные заранее гуашью;
-звезда, вырезанная из золотистой бумаги;
-очень мелкие блески;
-готовая форма храма из светлой бумаги;
-вата, акварель, кисточки, клей, салфетки.
1. Мотивация к учебной деятельности (организационный момент). — Ребята. Прочтите число, которое записано на доске. (2014) - Что означает это число? (Скоро наступит этот год) — А какой год сейчас? (2013) — А какой год был почти 2013 лет назад? (…) — Какое же событие, тогда произошедшее, легло в основу летоисчисления( то есть с него мы начали отсчитывать года)? (Дети: — Это Рождество Христово) — Да, это великое событие – Рождество Христово. Рождество Христово называют ещё зимней Пасхой – так велик, так важен для нас этот праздник. — А когда отмечается этот праздник по церковному календарю? (25 декабря по старому стилю) — А кто может сказать, какое это число по новому стилю? (7 января) — Как вы узнали? (Прибавили 13 дней) 2. Актуализация знаний — Как звали мать Иисуса Христа? (Дева Мария) — Что мы знаем о ней? (Дети рассказывают заранее подготовленные сообщения) Родители Девы Марии.праведные Иоаким и Анна, умерли, когда она ещё была девочкой, по-церковному – Отроковицей. Мария жила и воспитывалась при храме, пока не выросла. Когда Ей исполнилось 14 лет, воспитание было окончено, и Ей нельзя было оставаться при храме. Она не хотела выходить замуж, дав обещание служить Богу, но по закону древних иудеев Ей не положено было жить одной, и поэтому Деву Марию обручили с 80-летним старцем Иосифом. Жена его умерла, у него были взрослые дети, и Марии он стал вместо отца. Однажды Деве Марии явился Архангел Гавриил и сказал: «Не бойся, Мария! Я принёс тебе радостную весть: у Тебя скоро будет Сын. Он будет Сыном Самого Бога. Ты назовёшь Его Иисус. 3. Постановка учебной задачи -Какое событие, тогда произошедшее, легло в основу летоисчесления(то есть с него мы начали отсчитывать года)? -4. Открытие детьми нового знания (Дети рассказывают заранее подготовленный материал) Люди давно ожидали рождения Спасителя. Пророки предсказывали, что родится Он в городе Вифлееме. (Запись названия города на доске) Вифлеем (показ иллюстрации) был небольшим городком, похожим на другие города земли Иудейской. В Палестине, которая была под властью Римской империи, царствовал тогда Ирод Великий. Римский император Август решил узнать, сколько у кого поданных, и повелел провести всенародную перепись. Каждый человек должен был вернуться в город, в котором жили его предки. В Вифлеем, город, где родился царь Давид, должны были возвратиться его потомки. Среди потомков царя Давида был и благочестивый Иосиф Обручник и Дева Мария. Дом Иосифа находился в городе Назарете. (Запись названия города).Именно в город Назарет был послан Богом Архангел Гавриил, чтобы возвестить Деве Марии благую весть о предстоящем рождении от Нее Спасителя. Праведный Иосиф и Пресвятая Дева отправились в путь. Придя в Вифлеем, они не могли найти себе места в доме, в гостинице, так как город был переполнен людьми, пришедшими на перепись. И потому остановились за городом, в пещере, куда вифлеемские пастухи загоняли скот в ненастную погоду. В этой пещере ночью у Пресвятой Девы Марии родился Младенец- Сын Божий. Она спеленала Его и положила в ясли.
-Что такое ясли? (Деревенское корытце, из которого скот ел солому и сено) В ту святую ночь вифлеемским пастухам, которые пасли свои стада в поле, вдруг явился Ангел Божий, и свет Господен осиял их. Пастухи испугались (показ иллюстрации).
-Как вы думаете, что сказал им Ангел? (Ангел сказал, что родился Спаситель) (Прослушать запись) –Ангел же сказал им: не бойтесь; Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом (то есть Вифлееме) Спаситель, который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях (Лк. 2, 10-12) Как только Ангел возвестил это пастухам, внезапно явилось с ним множества других Ангелов. Они славили Бога и пели: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение»(прослушать) -Как вы понимаете эти слова? (Славьте Бога, теперь на земле мир, среди людей благоволение) -Как вы понимаете слово «благоволение»? (Доброе расположение друг к другу) Когда Ангелы скрылись, пастухи сказали друг другу: «Пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь» (Лк.2, 15) Они пришли в пещеру и увидели Марию, Иосифа и Младенца, лежащего в яслях, поклонились Ему и рассказали о том, что слышали от Ангелов. Мария же сохраняла в сердце Своем их слова. Затем пастухи возвратились к своим стадам (ЛК. 2, 16-20) В тот час, когда родился Иисус Христос, в небе зажглась большая звезда. Эту звезду увидели три мудреца(их еще называют волхвами), жившие на Востоке. Они поняли, что ожидаемый всем миром Царь уже родился.Мудрецы пошли за звездой и пришли к царю Ироду. «Где родившийся Царь Иудейский? Мы пришли поклониться Ему. Услышав это, царь Ирод встревожился, как бы у него не отняли власть и не передали царский престол новорожденному Царю. Ирод собрал к себе книжников и спросил: «Где должно родиться Христу?» Они ответили: «В Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка» (Мф.2, 2
Тогда Ирод тайно призвал к себе волхвов, выведал у них появление звезды, послал их в Вифлеем и сказал: «Пойдите и там хорошенько все узнайте о Младенце, а когда найдете Его, скажите мне, чтобы и я мог пойти и поклониться Ему» - Как вы думаете, правда ли Ирод хотел поклониться Иисус? (Нет) — А зачем же ему нужно было знать, где находится Младенец? ( Он хотел Его убить) Волхвы, выслушав царя Ирода, пошли в Вифлеем. Звезда в небе шла перед волхвами и вдруг звезда остановилась над тем местом, где находился родившийся Младенец Иисус. Волхвы вошли в дом и увидели Младенца Иисуса с Пресвятой Богородицей. Они поклонились Ему до земли и поднесли свои дары: золото(как Царю), ливан –ладан(как Богу, потому что ладан употребляется при богослужении) и смирну- драгоценное, благовонное масло (как человеку, который должен умереть, потому что умерших тогда помазывали благовонным маслами) После этого волхвы хотели идти в Иерусалим к Ироду, но получили во сне от Бога повеление не встречаться больше с Иродом. Тогда они возвратились домой другой дорогой (Мф.2, 12 ) Предание сохранило имена волхвов, которые потом стали христианами. Это были Мельхиор, Гаспар, Валтасар. В то же время Иосифу явился другой ангел и сказал: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его (Мф.2, 13). Этой же ночью Святое семейство под покровом темноты убежало в Египет. Ирод, поняв, что его план не удался, приказал убить в Вифлееме всех маленьких детей до двух лет, надеясь в их числе погубить и Христа. Эти тысячи младенцев стали первыми мучениками за Иисуса Христа и за наше спасение. Прослушивание Вот рождественский тропарь: «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсиямирови свет разума: в нем бо звездам служащии, звездою учахуся Тебе кланятися Солнцу Правды, и Тебе ведети с высоты Востока; Господи, слава тебе» Когда наступает церковный праздник, то посреди церкви ставится икона праздника (показ иконы) — Что вы на ней видите? (Пещеру, Божию Матерь, Младенца, ангела) - Что мы видим в центре иконы? ( Пещеру, в которой лежит Младенец и Деву Марию) — Почему Младенец родился в бедной пещере? ( Им не хватило места в гостиннице) — Кто изображён наверху? ( Ангелы) — Что пели ангелы в ночь Рождества Христова? ( Слава Ввышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение) — Кто изображён справа? ( Пастухи) — Как они узнали, что родился Спаситель? ( Им явился ангел и сказал, что произошло в эту ночь) — Кто изображён на иконе слева? ( Волхвы) — А как они узнали о рождении Младенца? (Они шли за звездой) — Кто находится внизу иконы? (Иосиф) А ещё внизу изображено как омывают младенца. Практическая работа. В память о той звезде- знамении от Бога о рождестве Спасителя- дети в канун праздника Рождества ожидают появления первой звезды и называют ее Рождественской. Пусть наш рисунок тоже передаст радость этого великого праздника и станет подарком, украшением к Рождеству Христову. (Дети рисуют под руководством учителя)
5. Первичное закрепление во внешней речи -Кто были земными родителями Христа? (Дева Мария и Иосиф) -А кто на самом деле был Отцом Младенца? (Бог) -Правильно, Иисуса Христа называют Богочеловеком, потому что Он был и Младенцем, каким бывает всякий человек, но одновременно Он был и Сыном Божьим, Вторым лицом Святой троицы. Он чувствовал голод и жажду, радовался и печалился. Все что есть у людей было и у Него. Кроме одного: у Иисуса Христа не было грехов. -Как называется праздник рождения Иисуса Христа? (Рождество) -Царь, который хотел убить Младенца Иисуса (Ирод) -Место, куда Дева Мария положила Новорожденного (Ясли) -Что привело волхвов к дому Иисуса Христа? (Звезда) -Чего у Бога нет, а у нас есть? (Грех) -Что принесли Младенцу Волхвы? (Дары) -Как называется город, где родился Спаситель? (Вифлеем) 8. Рефлексия деятельности (итог урока) -О каком празднике мы сегодня говорили? (О Рождестве Христовом) -Что нового вы узнали на уроке? (Узнали тропарь, рассматривали икону Рождества Христова)
Источники: «Закон Божий». Издательство Белорусского экзархата Московского Патриархата. — Минск: 2013. 2-е изд. Я иду на урок в начальную щколу. Основы православной культуры: книга для учителя. – М.: Изд-во «Первое сентября», 2001. «Десять заповедей». Протоиерей Борис Ьалашов. «Христианская жизнь», Клин: 2012. «Великие праздники». Протоиерей Борис Ьалашов. «Христианская жизнь», Клин: 2010. Я иду на урок в воскресную щколу. Закон Божий и уроки детского творчества. – М.: Изд-во Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 20111.
город Армавир Краснодарский край
МАОУ СОШ № 18
Тема урока: РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО
(продолжительность урока – 45 минут)
ОРКСЭ / модуль ОПК (основы православной культуры)
(учебник А.Кураева «Основы православной культуры»)
-
класс
Воронецкая Зоя Ивановна,
высшая квалификационная категория
Назарян Вартануш Азатовна,
вторая квалификационная категория
Тема урока: РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО
Цели урока:
-
познакомить с историей праздника Рождества Христова;
-
воспитывать детей в духе христианских традиций;
-
пробудить творческое воображение, развивать творческие способности;
Оборудование: икона, мультимедийный проектор, ПК
Раздаточный материал:
-листы, затонированные заранее гуашью;
-звезда, вырезанная из золотистой бумаги;
-очень мелкие блески;
-готовая форма храма из светлой бумаги;
-вата, акварель, кисточки, клей, салфетки.
1. Мотивация к учебной деятельности (организационный момент).
- Ребята. Прочтите число,которое записано на доске. (2014)
- Что означает это число? (Скоро наступит этот год)
- А какой год сейчас? (2013)
- А какой год был почти 2013 лет назад? (…)
- Какое же событие, тогда произошедшее, легло в основу летоисчисления( то есть с него мы начали отсчитывать года)?
(Дети: - Это Рождество Христово)
- Да, это великое событие – Рождество Христово.
Рождество Христово называют ещё зимней Пасхой – так велик, так важен для нас этот праздник.
- А когда отмечается этот праздник по церковному календарю? (25 декабря по старому стилю)
- А кто может сказать, какое это число по новому стилю? (7 января)
- Как вы узнали? (Прибавили 13 дней)
2. Актуализация знаний
- Как звали мать Иисуса Христа? (Дева Мария)
- Что мы знаем о ней?
(Дети рассказывают заранее подготовленные сообщения)
Родители Девы Марии.праведные Иоаким и Анна, умерли, когда она ещё была девочкой, по-церковному – Отроковицей. Мария жила и воспитывалась при храме, пока не выросла. Когда Ей исполнилось 14 лет, воспитание было окончено, и Ей нельзя было оставаться при храме. Она не хотела выходить замуж, дав обещание служить Богу, но по закону древних иудеев Ей не положено было жить одной, и поэтому Деву Марию обручили с 80-летним старцем Иосифом. Жена его умерла, у него были взрослые дети, и Марии он стал вместо отца. Однажды Деве Марии явился Архангел Гавриил и сказал: «Не бойся, Мария! Я принёс тебе радостную весть: у Тебя скоро будет Сын. Он будет Сыном Самого Бога. Ты назовёшь Его Иисус.
3. Постановка учебной задачи
-Какое событие, тогда произошедшее, легло в основу летоисчесления(то есть с него мы начали отсчитывать года)?
-4. Открытие детьми нового знания
(Дети рассказывают заранее подготовленный материал)
Люди давно ожидали рождения Спасителя. Пророки предсказывали, что родится Он в городе Вифлееме. (Запись названия города на доске)
Вифлеем (показ иллюстрации) был небольшим городком, похожим на другие города земли Иудейской. В Палестине, которая была под властью Римской империи, царствовал тогда Ирод Великий. Римский император Август решил узнать, сколько у кого поданных, и повелел провести всенародную перепись. Каждый человек должен был вернуться в город, в котором жили его предки. В Вифлеем, город, где родился царь Давид, должны были возвратиться его потомки. Среди потомков царя Давида был и благочестивый Иосиф Обручник и Дева Мария. Дом Иосифа находился в городе Назарете. (Запись названия города).Именно в город Назарет был послан Богом Архангел Гавриил, чтобы возвестить Деве Марии благую весть о предстоящем рождении от Нее Спасителя.
Праведный Иосиф и Пресвятая Дева отправились в путь. Придя в Вифлеем,они не могли найти себе места в доме, в гостинице, так как город был переполнен людьми, пришедшими на перепись. И потому остановились за городом, в пещере, куда вифлеемские пастухи загоняли скот в ненастную погоду. В этой пещере ночью у Пресвятой Девы Марии родился Младенец- Сын Божий. Она спеленала Его и положила в ясли.
-Что такое ясли? (Деревенское корытце, из которого скот ел солому и сено)
В ту святую ночь вифлеемским пастухам, которые пасли свои стада в поле, вдруг явился Ангел Божий, и свет Господен осиял их. Пастухи испугались (показ иллюстрации).
-Как вы думаете, что сказал им Ангел? (Ангел сказал, что родился Спаситель)
(Прослушать запись)
–Ангел же сказал им: не бойтесь; Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом (то есть Вифлееме) Спаситель, который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях (Лк. 2, 10-12)
Как только Ангел возвестил это пастухам, внезапно явилось с ним множества других Ангелов. Они славили Бога и пели: «Слава в вышних Богу, и на земле мир , в человецех благоволение»(прослушать)
-Как вы понимаете эти слова? (Славьте Бога, теперь на земле мир, среди людей благоволение)
-Как вы понимаете слово «благоволение»? (Доброе расположение друг к другу)
Когда Ангелы скрылись, пастухи сказали друг другу: «Пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь» (Лк.2, 15)
Они пришли в пещеру и увидели Марию, Иосифа и Младенца, лежащего в яслях, поклонились Ему и рассказали о том, что слышали от Ангелов. Мария же сохраняла в сердце Своем их слова. Затем пастухи возвратились к своим стадам (ЛК. 2, 16-20)
В тот час,когда родился Иисус Христос, в небе зажглась большая звезда. Эту звезду увидели три мудреца(их еще называют волхвами), жившие на Востоке. Они поняли,что ожидаемый всем миром Царь уже родился.Мудрецы пошли за звездой и пришли к царю Ироду. «Где родившийся Царь Иудейский? Мы пришли поклониться Ему. Услышав это, царь Ирод встревожился, как бы у него не отняли власть и не передали царский престол новорожденному Царю. Ирод собрал к себе книжников и спросил: «Где должно родиться Христу?» Они ответили: «В Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка» (Мф.2, 2
Тогда Ирод тайно призвал к себе волхвов, выведал у них появление звезды, послал их в Вифлеем и сказал: «Пойдите и там хорошенько все узнайте о Младенце, а когда найдете Его, скажите мне, чтобы и я мог пойти и поклониться Ему»
- Как вы думаете, правда ли Ирод хотел поклониться Иисус? (Нет)
- А зачем же ему нужно было знать, где находится Младенец? ( Он хотел Его убить)
Волхвы, выслушав царя Ирода, пошли в Вифлеем. Звезда в небе шла перед волхвами и вдруг звезда остановилась над тем местом, где находился родившийся Младенец Иисус.
Волхвы вошли в дом и увидели Младенца Иисуса с Пресвятой Богородицей. Они поклонились Ему до земли и поднесли свои дары: золото(как Царю), ливан –ладан(как Богу, потому что ладан употребляется при богослужении) и смирну- драгоценное, благовонное масло (как человеку, который должен умереть, потому что умерших тогда помазывали благовонным маслами)
После этого волхвы хотели идти в Иерусалим к Ироду, но получили во сне от Бога повеление не встречаться больше с Иродом. Тогда они возвратились домой другой дорогой (Мф.2, 12 )
Предание сохранило имена волхвов, которые потом стали христианами. Это были Мельхиор, Гаспар, Валтасар.
В то же время Иосифу явился другой ангел и сказал: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его (Мф.2, 13). Этой же ночью Святое семейство под покровом темноты убежало в Египет.
Ирод, поняв, что его план не удался, приказал убить в Вифлееме всех маленьких детей до двух лет, надеясь в их числе погубить и Христа. Эти тысячи младенцев стали первыми мучениками за Иисуса Христа и за наше спасение.
Прослушивание
Вот рождественский тропарь: «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсиямирови свет разума: в нем бо звездам служащии, звездою учахуся Тебе кланятися Солнцу Правды, и Тебе ведети с высоты Востока; Господи, слава тебе»
Когда наступает церковный праздник, то посреди церкви ставится икона праздника
(показ иконы)
- Что вы на ней видите? (Пещеру, Божию Матерь, Младенца, ангела)
- Что мы видим в центре иконы? ( Пещеру, в которой лежит Младенец и Деву Марию)
- Почему Младенец родился в бедной пещере? ( Им не хватило места в гостиннице)
- Кто изображён наверху? ( Ангелы)
- Что пели ангелы в ночь Рождества Христова? ( Слава Ввышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение)
- Кто изображён справа? ( Пастухи)
- Как они узнали, что родился Спаситель? ( Им явился ангел и сказал, что произошло в эту ночь)
- Кто изображён на иконе слева? ( Волхвы)
- А как они узнали о рождении Младенца? (Они шли за звездой)
- Кто находится внизу иконы? (Иосиф)
А ещё внизу изображено как омывают младенца.
Практическая работа.
В память о той звезде- знамении от Бога о рождестве Спасителя- дети в канун праздника Рождества ожидают появления первой звезды и называют ее Рождественской.
Пусть наш рисунок тоже передаст радость этого великого праздника и станет подарком, украшением к Рождеству Христову.
(Дети рисуют под руководством учителя)
5. Первичное закрепление во внешней речи
-Кто были земными родителями Христа? (Дева Мария и Иосиф)
-А кто на самом деле был Отцом Младенца? (Бог)
-Правильно, Иисуса Христа называют Богочеловеком, потому что Он был и Младенцем, каким бывает всякий человек, но одновременно Он был и Сыном Божьим, Вторым лицом Святой троицы. Он чувствовал голод и жажду, радовался и печалился. Все что есть у людей было и у Него. Кроме одного: у Иисуса Христа не было грехов.
-Как называется праздник рождения Иисуса Христа? (Рождество)
-Царь, который хотел убить Младенца Иисуса (Ирод)
-Место, куда Дева Мария положила Новорожденного (Ясли)
-Что привело волхвов к дому Иисуса Христа? (Звезда)
-Чего у Бога нет, а у нас есть? (Грех)
-Что принесли Младенцу Волхвы? (Дары)
-Как называется город, где родился Спаситель? (Вифлеем)
8. Рефлексия деятельности (итог урока)
-О каком празднике мы сегодня говорили? (О Рождестве Христовом)
-Что нового вы узнали на уроке? (Узнали тропарь, рассматривали икону Рождества Христова)
Источники:
«Закон Божий». Издательство Белорусского экзархата Московского Патриархата. - Минск: 2013. 2-е изд.
Я иду на урок в начальную щколу. Основы православной культуры: книга для учителя. – М.: Изд-во «Первое сентября», 2001.
«Десять заповедей». Протоиерей Борис Ьалашов. «Христианская жизнь», Клин: 2012.
«Великие праздники». Протоиерей Борис Ьалашов. «Христианская жизнь», Клин: 2010.
Я иду на урок в воскресную щколу. Закон Божий и уроки детского творчества. – М.:Изд-во Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 20111.
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Формирование познавательных универсальных учебных действий через использование современных образовательных технологий