В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Предшкольная онлайн-подготовка дошкольников и поддержка уровня знаний по предметам у учащихся начальных классов. Подробнее...

Программа по внеурочной деятельности "Подвижные игры" СКОШ VII вида

Администрация Озёрского городского округа Челябинской области

Муниципальное бюджетное специальное коррекционное образовательное учреждение

Специальная коррекционная общеобразовательная школа № 34 VII вида













Программа внеурочной деятельности «Подвижные игры» для младших школьников у детей с ЗПР.


























Разработчик: С.Ю. Лебедева

учитель начальных классов



Озерск


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Народная игра – естественный спутник жизни, ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Народные игры являются одним из традиционных средств педагогики. Испокон веков в играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку находчивость, волю, стремление к победе.

Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания школьников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине; ее культуре и наследию. По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям. Передовые представители культуры: К.Д. Ушинский, Е.А. Покровский, Д.А. Колоцца, Г.А. Виноградов и др., заботясь о просвещении, образовании и воспитании детей, призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков народный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка. Подвижная игра — естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

На внеурочную деятельность по курсу «Подвижные народные игры» отводится 33 часа в год (33 учебные недели по 1 часу в неделю) в 1 классе, предусмотренной учебным планом.

Цель программы: создание условий для физического развития детей, формирование личности ребёнка средствами подвижных народных игр через включение их в совместную деятельность.

Задачи, решаемые в рамках данной программы:

  • активизировать двигательную активность младших школьников во внеурочное время;

  • познакомить детей с разнообразием народных подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга;

  • формировать умение самостоятельно выбирать, организовывать и проводить подходящую игру с учётом особенностей участников, условий и обстоятельств;

  • создавать условия для проявления чувства коллективизма;

  • развивать сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения, внимание, ловкость, сообразительность, инициативу, быстроту реакции, и так же эмоционально-чувственную сферу;

  • коррекция по развитию основных психических процессов, двигательной сферы, пространственных представлений, психокоррекция поведения и эмоционально-волевой сферы;

  • воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к подвижным играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни.

Игра как средство воспитания.

Развитие подвижных игр в воспитательных целях связано с образом жизни людей. В играх отражаются особенности психического склада народностей, идеология, воспитание, уровень культуры и достижения науки. Кроме того, некоторые игры приобретают определенный оттенок в зависимости от географических и климатических условий.

Оздоровительное значение подвижных игр.

Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На формирование правильной осанки детей и подростков. Большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую, работу различные крупные и мелкие мышцы тела.

Алгоритм работы с играми.

  1. Знакомство с содержанием игры.

  2. Объяснение содержания игры.

  3. Объяснение правил игры.

  4. Разучивание игр.

  5. Проведение игр.

Учитывая психологические особенности детей с задержкой психического развития, их способности, возрастные возможности, педагог планирует проведение таких мероприятий, которые не дублируют урочную систему обучения, а способствуют развитию интереса к учебе, повышению качества знаний, расширению кругозора, выработке навыков культурного поведения.

Программа обучения не является догматичной и в процессе обучения может развиваться и изменяться в зависимости от загруженности учащихся и интересов преподавателя, т.е. дает возможность сократить или дополнить отдельные темы, уделяя им больше или меньше внимания.

Тематическое планирование подразумевает сочетание на одном занятии теоритической и практической части, кроме 1 занятия, где дети знакомятся с историей возникновения народных игр.







Учебно-тематическое планирование


п/п

разделы

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Введение. Основы знаний о народной подвижной игре.

2

1

1

2.

Игры на свежем воздухе

3

-

3

3.

Что нужно знать и уметь, чтобы никогда не болеть!

1

-

1

4.

Игры-эстафеты.

4

-

4

5.

Подвижные игры разных народов.

9

-

9

6.

Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.

4

-

4

7.

Подвижные игры, основанные на элементах гимнастики с основами акробатики, легкой атлетики, лыжной подготовки, спортивной игры.

4

-

4

8.

Зимние забавы


5

-

5

9.

Итоговое занятие

1

-

1


Итого

33

1

32



Содержание программы


1 раздел (2часа)

Основы знаний о народной подвижной игре.

- Что такое народная игра? Познакомить с историей народной подвижной игры.

- Разбор и проигрывание игр наших родителей. Понятие правил игры.

Выработка правил.

- Пятнашки.

- Фанты.

- Горелки.

- Лапта.

- Блуждающий мяч.


2 раздел (3 часа)

Игры на свежем воздухе.

- Русские народные игры. «Ловушка».

- Групповые игры. «Охотник и сторож».

- Групповые игры. «Карусель», «Совушка».



3 раздел (1 час)

Что нужно знать и уметь, чтобы никогда не болеть!

- Двигательная активность и гиподинамия. Я люблю поиграть. Разучивание и организация совместных народных подвижных игр для мальчиков и девочек.

Оборудование: скакалки, спортивные обручи, мячи, кегли.


4 раздел (4часа)

Игры-эстафеты.

- Эстафеты с мячами. Правила игры. «Бег по кочкам».

- Большая игра с малым мячом. «Не упусти мяч», «Чемпионы малого мяча».

- Эстафеты с бегом и прыжками.

- Эстафеты с преодолением препятствий.


5 раздел (9 часов)

Подвижные игры разных народов.

-Игры русского народа. «Гуси-лебеди», «Обыкновенные жмурки».

-Игры мордовского народа. «Котел» «Салки».

-Игры белорусского народа. « Михасик», «Прела-горела».

-Игры татарского народа. «Серый волк» «Скок-перескок»

-Игры народов Востока. «Скачки» , «Собери яблоки».

-Игры украинского народа. « Высокий дуб» «Колдун».

-Игры азербайджанского народа «Белый мяч и черный мяч» , «Отдай платочек».
-Игры
чувашского народа. «Хищник в море», «Рыбки».

-Игры калмыцкого народа. «Альчики», «Забрасывание белого мяча»


6 раздел (4часа)

 Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.

- Большая игра с малым мячом. «Не упусти мяч», «Чемпионы малого мяча».

- Упражнения со скакалками.

- Бег с  высоким подниманием  бедра,  прыжками и  ускорением, с изменяющимся направлением движения (“змейкой”, “по кругу”, “спиной вперед”), из разных исходных положений и с разным положением рук; высокий старт с последующим стартовым ускорением.

- Упражнения со скалками.


7 раздел (4часа)

Подвижные игры, основанные на элементах:

- гимнастики с основами акробатики: «У медведя во бору», «Совушка»;

- легкой атлетики: «Не оступись», «Пятнашки», «Волк во рву»;

- лыжной подготовки: «Охотники и олени», «Встречная эстафета», «День и ночь», «Попади в ворота»;

- спортивной игры: «Брось — поймай», «Выстрел в небо», «Охотники и утки».




8 раздел (5 часов)

Зимние забавы

-Зимой на воздухе. «Городки».

- Зимой на воздухе. Скатывание шаров. «Гонки снежных комов».

- Строительные игры из снега. «Клуб ледяных инженеров».

- Эстафета на санках.

- Лыжные гонки.


9 раздел (1 час)

Итоговое занятие

-Праздник здоровья и подвижной народной игры.


Ожидаемый результат

В результате освоения программного материала по внеурочной деятельности учащиеся I класса должны иметь представление:

  • о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности;

  • о режиме дня и личной гигиене;

  • о способах изменения направления и скорости движения;

  • о народной игре как средстве подвижной игры;

  • об играх разных народов;

  • о соблюдении правил игры.

Уметь: выполнять комплексы упражнений, направленные на формирование правильной осанки; выполнять комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток; играть в подвижные игры; выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами; выполнять строевые упражнения; соблюдать правила игры.


Результаты реализации программы «Подвижные народные игры» - это, в первую очередь, воспитательные результаты.

В первом классе достигаются результаты первого уровня (получение школьниками социально значимых знаний): приобретение школьником представлений о здоровом образе жизни, знаний об истории, культуре народных игр, умений работать в коллективе, формирование у детей уверенности в своих силах.




Литература



Б. В. Куприянов, М. И. Рожков, И. И. Фришман. Взрослые игры для детей. Методическое пособие. М 2011 г

Л. В. Выготский Борзова, Л. П. Игры на уроке истории : метод пособие для учителя / Л. П. Борзова 2010 г

Практическое пособие: Учеб пособие для начальной школы, в 3 ч. М 2000 г

Программа обучения детей основам сценического искусства. Методическое пособие 2001 г

Учебно методическое пособие Подвижные игры как средство предупреждения плоскостопия у детей Шарманова С Б 2004 г





































Календарно-тематическое планирование

на 2012-2013 учебный год


Раздел программы

Тема занятий

Дата

1

Вводное занятие

Основы знаний о народной подвижной игре.

Инструктаж по технике безопасности. Культура поведения на занятиях.

Что такое народная игра? Познакомить с историей народной подвижной игры.


2

Основы знаний о народной подвижной игре.

Разбор и проигрывание игр наших родителей. Понятие правил игры.

Выработка правил-

Пятнашки.

Фанты.

Горелки.

Лапта.

Блуждающий мяч.


3

Игры на свежем воздухе.

Русские народные игры. «Ловушка».


4

Игры на свежем воздухе.

Групповые игры. «Охотник и сторож».



5

Игры на свежем воздухе.

Групповые игры. «Карусель», «Совушка».



6

Что нужно знать и уметь, чтобы никогда не болеть!

Двигательная активность и гиподинамия. Я люблю поиграть. Разучивание и организация совместных народных подвижных игр для мальчиков и девочек.

Оборудование: скакалки, спортивные обручи, мячи, кегли.


7

Игры-эстафеты.

Эстафеты с мячами. Правила игры. «Бег по кочкам».



8

Игры-эстафеты.

Большая игра с малым мячом. «Не упусти мяч», «Чемпионы малого мяча».



9

Игры-эстафеты.

Эстафеты с бегом и прыжками.



10

Игры-эстафеты.

Эстафеты с преодолением препятствий.


11

Подвижные игры разных народов.

Игры русского народа. «Гуси-лебеди», «Обыкновенные жмурки».


12

Подвижные игры разных народов.

Игры мордовского народа. «Котел» «Салки».


13

Подвижные игры разных народов.

Игры белорусского народа. « Михасик», «Прела-горела».


14

Подвижные игры разных народов.

Игры татарского народа. «Серый волк» «Скок-перескок»


15

Подвижные игры разных народов.

Игры народов Востока. «Скачки» , «Собери яблоки».


16

Подвижные игры разных народов.

Игры украинского народа. « Высокий дуб» «Колдун».


17

Подвижные игры разных народов.

Игры азербайджанского народа «Белый мяч и черный мяч» , «Отдай платочек».


18

Подвижные игры разных народов.

Игры чувашского народа. «Хищник в море», «Рыбки».


19

Подвижные игры разных народов.

Игры калмыцкого народа. «Альчики», «Забрасывание белого мяча»


20

Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.

Большая игра с малым мячом. «Не упусти мяч», «Чемпионы малого мяча».


21

Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.

Упражнения со скакалками.


22

Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.

Бег с высоким подниманием бедра, прыжками и ускорением, с изменяющимся направлением движения (“змейкой”, “по кругу”, “спиной вперед”), из разных исходных положений и с разным положением рук; высокий старт с последующим стартовым ускорением.


23

Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.

Упражнения со скакалками.


24

Подвижные игры, основанные на элементах:

Гимнастики с основами акробатики: «У медведя во бору», «Совушка»;


25

Подвижные игры, основанные на элементах:

Легкой атлетики: «Не оступись», «Пятнашки», «Волк во рву»;


26

Подвижные игры, основанные на элементах:

Лыжной подготовки: «Охотники и олени», «Встречная эстафета», «День и ночь», «Попади в ворота»;


27

Подвижные игры, основанные на элементах:

Спортивной игры: «Брось — поймай», «Выстрел в небо», «Охотники и утки».


28

Игры на свежем воздухе.

Русские народные игры. «Ловушка».


29

Игры на свежем воздухе.

Групповые игры. «Охотник и сторож».


30

Игры на свежем воздухе.

Групповые игры. «Карусель», «Совушка».


31

Игры-эстафеты.

Эстафеты с бегом и прыжками.


32

Игры-эстафеты.

Эстафеты с преодолением препятствий.


33

Итоговое занятие

Праздник здоровья и подвижной народной игры.






Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 11700 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Образовательные вебинары
Подписаться на новые
Задать вопрос
@mail.ru
@mail.ru
@mail.ru